Научная статья на тему 'К вопросу о геополитических интересах России в Каспийском регионе'

К вопросу о геополитических интересах России в Каспийском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
864
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙ / ГЕОПОЛИТИКА / КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / "ОКОЛОКАСПИЙСКИЕ" ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ланда Камиль Газимагомедович

Раскрываются геополитические и геоэкономические особенности развития Каспийского региона Евразии. Особое внимание уделено анализу геополитической роли России, внесшей огромный вклад в социально-экономическое развитие региона и ставшей неотъемлемой частью его истории и культуры. А потому эта страна имеет приоритетные права в решении политических проблем каспийского региона, особенно если речь идет о российских национальных интересах и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о геополитических интересах России в Каспийском регионе»

УДК 327(470:4/5)

К ВОПРОСУ О ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ РОССИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ

©20Ю Ланда К-Г_

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Раскрываются геополитические и геоэкономические особенности развития Каспийского региона Евразии. Особое внимание уделено анализу геополитической роли России, внесшей огромный вклад в социально-экономическое развитие региона и ставшей неотъемлемой частью его истории и культуры. А потому эта страна имеет приоритетные права в решении политических проблем каспийского региона, особенно если речь идет о российских национальных интересах и безопасности.

The author of the article reveals the geopolitical and geo-economic features of the development of the Caspian region of Eurasia. The particular attention is paid to the analysis of the geopolitical role of Russia, greatly contributed to the socio-economic development of the region and became an integral part of its history and culture. And that is why our country has priority rights in dealing with the political problems of the Caspian region, especially when it comes to Russian national interests and security.

Ключевые слова: Каспий, геополитика, Каспийский регион, «околокаспийские» государства.

Keywords: the Caspian Sea, geopolitics, the Caspian region, "near-Caspian" states.

В связи с распадом СССР у южных границ России появилось особое пространство - Каспийский регион. Сложные проблемы взаимоотношений между входящими в него государствами затрагивают геополитические, геоэкономические и геостратегические интересы Российской Федерации1. Каспий стал одновременно достоянием пяти стран и полем игры нескольких

1 Свое видение в определении огромной территории бассейна Каспийского моря автор дал в статье «Методологические аспекты формирования Каспийского геополитического пространства», опубликованной по итогам Общероссийской электронной научной конференции на основе интернет-форума «Актуальные вопросы современной науки и образования». www.nkras.ru,

http://zaochno.forum24.ru/

«околокаспийских» государств2. Началась активная борьба за обладание Каспийским морем, его ресурсами, транспортными и трубопроводными коммуникациями с подключением мировых держав, считающих Каспий «ничейным пространством» и присвоивших себе «право» претендовать на него.

Каспийский регион стал быстро превращаться в мощный центр притяжения западного капитала. С 90-х гг., сначала «на цыпочках», а затем все смелее, поодиночке и группами, иностранные нефтяные

К «околокаспийским» государствам исследователи относят соседние государства, не имеющие прямого выхода к берегам Каспия: Армению, Грузию, Узбекистан, зачастую и Турцию, объявившую себя «прикаспийским государством» в 1997 г.

компании потянулись в заповедное море изобилия, о проникновении в которое раньше нельзя было и мечтать3.

Независимость дала возможность государствам региона

самостоятельно распоряжаться богатствами в пределах своих территорий, а поддержка мировых центров силы позволила

разрабатывать нефтяные

месторождения в нарушение ранее имевшихся договоренностей между пятью государствами-совладельцами Каспия4.

Свои виды на Каспий имеют и «околокаспийские» государства. Узбекистану регион важен как удобная территория для

транспортировки своих

углеводородов, как транспортно-коммуни-кационный узел для продвижения своих товаров и торгово-экономической деятельности с выходом на государства региона, Ближний Восток и Европу. Для Грузии, относящейся к

Черноморскому региону, Каспийский регион ввиду необходимости для транснациональных корпораций осуществлять транспортировку

углеводородов к Черному морю становится важнейшим элементом региональной политики. Так у этой страны появляется дополнительная возможность помочь своей экономике, которая из-за внутриполитической нестабильности оказалась в глубочайшем кризисе. Турция активно претендует на роль прикаспийского государства. Ее же влияние на всю Центральную Азию

3 На сегодняшний день, непосредственно в работах на Каспии участвуют нефтяные компании более 25-ти стран. А если посчитать все страны, которые ведут исследования, научные проработки и международные проекты, то таких стран насчитывается более 50-ти.

4 Речь идет об Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г., согласно которой государства Каспия до определения юридического статуса Каспия в одностороннем порядке не предпринимают шаги по освоению Каспия и руководствуются договорами между РСФСР и Персией от 25 февраля 1921 г. и СССР и Ираном от 25 марта 1940 г.

велико: это государство претендует на роль выразителя интересов всего проживающего там тюркоязычного населения.

Если Великобритания и Китай ведут свою деятельность в регионе достаточно скрыто, то США публично объявили регион зоной своих стратегических и национальных интересов. Запад перестал конкурировать честно на рыночных условиях и исповедует «стратегию управляемого хаоса», содействуя поддержанию «стабильной

нестабильности» в регионе, направленной на вытеснение из региона России, и способствуя тому, чтобы Каспий оставался «яблоком раздора» между государствами региона [4. С. 2]. С этой целью осуществляется сбор информации посредством выделяемых

неправительственным организациям прикаспийских государств грантов на научные исследования происходящих здесь процессов [5. С. 2].

В настоящее время в России нет реальной программы социально-экономического развития региона, а борьбу с экстремизмом ведут только силовые структуры без активного участия институтов гражданского общества [6]. Силовые же методы «решения» сложнейших проблем дают на практике прямо противоположный эффект. Но проблемы, порождающие

радикализм и экстремизм разного толка, от этого не исчезают, и возникают условия для усиления коррупции в правоохранительных органах. Сами силовики зачастую становятся заинтересованными в сохранении нестабильности в регионе, в постоянном нахождении «энного» количества боевиков (граждан России) в лесах для оправдания регулярного

расширения, усиления и

финансирования проводимых

операций [1. С. 3].

В результате создается своего рода замкнутый цикл

воспроизводства нестабильности на Кавказе. Это ослабляет позиции России в регионе, чем весьма искусно пользуются силы, заинтересованные в ее вытеснении с

Кавказа и в целом со всего Каспийско-Черномор-ского региона.

Сегодня нужны новые подходы к кавказской политике России. Ее ядром должен стать комплекс мер экономического, политического и дипломатического характера,

сформированный на базе системного анализа геополитических и геоэкономических факторов развития Кавказа, а также глубоких знаний обычаев и нравов, культуры и религиозных традиций проживающих в нем народов. Очевидно, что без стабилизации ситуации на Кавказе Россия не сможет играть ведущую роль в Каспийском регионе. А для стабилизации ситуации ей необходимо изменить тактику и проводить не только «силовую» работу с местной молодежью и населением5.

Из вышесказанного становится ясно, что Россия нуждается в глубоких научных исследованиях с системной проработкой

геополитической ситуации в Каспийском регионе, чтобы противостоять планам Запада по установлению контроля над ним. Уникальность стратегических

позиций данного региона заключается в том, что он расположен на мировом

транспортном перекрестке, имеет огромные углеводородные запасы, обладает редкими биоресурсами (поставляет на мировой рынок 80% черной икры). Важно не допустить того, чтобы перекрестки и торговые

Об этом как о главной задаче на Кавказе и говорил Президент России Д. Медведев в Ингушетии во второй половине января 2009 г. (www.ingushetia.ru).

На создание Северокавказского федерального округа, где скрытая безработица доходит до 60%, и назначение А. Хлопонина (финансиста, а не силовика) полпредом народы Кавказа возлагают огромные надежды, рассчитывая на стабилизацию и экономическое улучшение, создание рабочих мест (их отсутствие способствует уходу в леса безработной молодежи, более подверженной идеологии ваххабизма).

коммуникации региона приобрели прифронтовой характер.

Военно-стратегическая уязвимость Каспия заключается еще и в том, что в нем можно держать атомные подводные лодки (АПЛ) с ракетами дальнего радиуса действия. Обладатели Каспийского региона способны влиять на внешнюю и внутреннюю политику таких крупных геополитических акторов, как Россия, Иран, Индия и Китай, а также стран Ближнего Востока. Для США как государства, претендующего на мировое господство, - это важный плацдарм для распространения, продвижения и контроля своей идеологии, культуры, военной мощи под эгидой НАТО.

По мнению российских геополитиков, в настоящее время за Каспий идет борьба, от исхода которой зависит судьба «Сердца мира (Хартленда)», к каковому, согласно теории известного британского географа Х. Маккиндера, принято относить территорию России. В сложившейся ситуации России нужно искать союзников в продвижении своих интересов, во-первых, в самом Каспийском регионе, во-вторых, среди других государств, имеющих влияние на этот регион. С этой целью ей необходимо продолжать развивать благоприятные отношения с Казахстаном и Туркменистаном. Оба государства являются важными субъектами каспийской политики, фактически даже более значимыми, чем Азербайджан, поскольку их нефтегазовые ресурсы превосходят азербайджанские. Достаточно сказать, что реализация проекта

нефтепровода Баку-Тбилиси-

Джейхан без заполнения его казахстанской нефтью в

экономическом плане вообще бессмысленна.

За последние годы между Казахстаном и Россией наработан положительный опыт сотрудничества в нефтегазовой сфере. Что касается Туркменистана, то определенным

прорывом является соглашение России с этим государством о транспортировке туркменского газа через российскую территорию, несмотря на лоббируемый Западом проект «Набукко». Туркменистан же по запасам природного газа занимает третье место в мире.

В отношениях с Азербайджаном перед Россией стоит очень сложная задача - возврат Баку в поле общих с ней интересов. И это необходимо делать, не ослабляя дружественные отношения с Арменией. Из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха Россия теряет одного из главных партнеров в решении геополитических и геоэкономических проблем Каспийского региона. Именно этот конфликт вынудил Азербайджан выбрать прозападную и во многом антироссийскую стратегию развития, делая ставку на сотрудничество с Турцией - представительницей интересов Запада в рассматриваемом регионе [8. С. 6]. На сегодняшний день среди всех государств Каспийского региона Азербайджан является наиболее близким союзником Соединенных Штатов. Вопрос возврата Азербайджана в фарватер российской внешней политики на Каспии как никогда актуален. Однако этот вопрос не стоит на повестке дня российского внешнеполитического ведомства.

Вместе с этим поведение России на других участках международной деятельности не должно

противоречить стратегическому курсу в районе Каспийского моря. Нельзя, например, продавать оружие Армении, находящейся в состоянии войны с Азербайджаном, и одновременно «ублажать» Азербайджан

«приманками» экономического

сотрудничества [3]; или разрабатывать проект газопровода по дну Черного и Балтийского морей и одновременно выступать против прокладки выгодного для Азербайджана нефтепровода по дну Каспийского

моря. Это не может не раздражать нашего самого южного соседа.

Для России будет выгодно, чтобы этот проект - нефтепровод по дну Каспия - не состоялся. Но должны быть достаточно весомые аргументы, чтобы доказать его нецелесообразность и для суверенного Азербайджана. Одним из главных контраргументов этого проекта является высокая сейсмоопасность зоны прокладки трубопроводов. При этом следует помнить, что Каспий, в отличие от Черного и Балтийского морей, является замкнутым водоемом. Поэтому, если случится авария на подводных трубопроводах,

пострадают не Европа и европейцы, а страны и народы Прикаспия. Причем пострадают колоссально, о чем говорит опыт недавней катастрофы на морских

нефтеразработках в Мексиканском заливе.

В целях достижения военного доминирования в Каспийском море очень важно активизировать «иранское» направление российской геополитики. С Ираном почти по всем вопросам у нас нет разногласий. Эта страна сейчас является главным сторонником интересов России на Каспии. Но следует помнить, что по действующим между РСФСР и Персией (1921 г.), а также СССР и Ираном (1940 г.) договорам только Россия имеет право держать военный флот на Каспии. Главным в каспийской политике Ирана является недопущение усиления позиций нерегиональных держав, прежде всего США и Турции. Иран стремится к ресурсам Каспийского моря и вместе с Россией намерен доминировать в этом регионе. Такие же интересы преследует и Россия.

Говоря о перспективах удачного развития дружеских отношений России и Ирана, уместно упомянуть о появлении элемента

неопределенности, связанного с

выбором нового Президента США Барака Обамы. Иранская политика Белого дома может измениться. Правительство Б. Обамы неоднократно выражало желание улучшить американо-иранские

отношения. После очередного доброжелательного заявления

Президента США с намерением изменить отношения с Ираном, М. Ахмадинеджад сделал ответное заявление через день. 10 февраля

2009 г. во время празднования 30-летия иранской революции М. Ахмадинеджад заметил, что он надеется, «эти изменения будут фундаментальными, а не временными» (www.AmericaRU.com, www.inopressa. ru, The Guardian). Тем не менее под давлением Израиля взаимоотношения США и Ирана стали ухудшаться в связи с ядерной программой последнего. Это показал и прошедший в США (12-13 апреля

2010 г.) мировой саммит по ядерной безопасности с участием лидеров сорока семи стран мира. Напомним, Иран прервал отношения с США после революции 1979 г.

Через Иран идет кратчайший, а потому экономически наиболее выгодный путь, позволяющий экспортировать энергоносители Каспийского региона на мировые рынки6. Пока иранцев в этом плане сдерживает Америка. Однако в западном мире конфликт между политикой и экономикой обычно решается в пользу второй. Поэтому, если в ближайшем будущем политика США в прикаспийской зоне изменится, это неминуемо отразится

6 Расчеты экспертов показывают, что иранский маршрут в десятки раз дешевле, чем лоббированный США вариант Баку-Тбилиси-Джейхан. Маршрут БТД обошелся более чем в 3,5-4 млрд долл., тогда как для присоединения к действующим иранским нефтепроводам достаточно от

азербайджанской границы протянуть трубопровод протяженностью 80-100 км, на что достаточно было бы затратить 50 млн долл.

на расстановке сил и распределении сфер влияния.

Может, звучит цинично, но для России выгодно противостояние Ирана и США. Этот фактор Россия должна использовать с

максимальным выигрышем для продвижения своих и других прикаспийских государств интересов, взяв инициативу в свои руки. Упускать такой шанс не следует в национальных интересах России. Видится крайне нежелательным для Москвы возможный срыв поставок Ирану российских С-300. Тем более что это оружие является сугубо оборонительным и в список эмбарго ООН не входит.

В иранском направлении было бы целесообразно активизировать следующие действия:

1. Противостоять попыткам США вторгнуться в Иран, проводить перевооружение иранской армии, поставляя им военные самолеты и средства ПВО.

2. Расширить зону единого экономического пространства в регионе за счет Азербайджана и Ирана.

3. Укрепить военное присутствие России (и не бояться этого) в Каспийском регионе за счет перевооружения Каспийской флотилии, включая и формирование подводных сил.

Эти меры, безусловно, не являются достаточными, требуется целый комплекс действий для укрепления позиций России в регионе. От активной и прагматичной политики России в регионе Каспийского моря зависит развитие экономики ее юга, этническая стабильность и государственная безопасность всего ее пространства.

Как уже отмечалось, из внерегиональных государств,

играющих активную роль и влияющих на политику Каспийского региона, выделяется Турция, которая вернулась в кавказскую и центрально-азиатскую геополитику

после распада СССР. Турция является одним из ведущих региональных игроков, в том числе и на историческом пространстве России. Разумеется, страна полумесяца сделает все, чтобы укрепиться в соседнем для себя геополитическом пространстве, опираясь на сотрудничество с новыми тюркоязычными

государствами Южного Кавказа и Центральной Азии, а также на многочисленную кавказскую

диаспору самой Турции,

включающую несколько миллионов человек [2].

В этом плане Турция способна переиграть даже Россию и Иран -давних соперников, умело сочетая в своей политике исконно восточное умение выжидать с западной последовательностью и

планомерностью в жестком продвижении к намеченной цели.

Интенсифицировались личные контакты новых политических элит Центральной Азии с турецким истеблишментом. Показательно, что еще в 1991-1994 гг. лидеры некоторых центрально-азиатских государств стали частыми гостями в турецкой столице, а представители турецкого частного сектора и экономической науки официально вошли в круг ближайших советников центрально-азиатских президентов7. Так, президент И. Каримов, неоднократно подчеркивавший, что видит в Турции образец для подражания, обратился к этой стране с просьбой представлять интересы Узбекистана в иностранных государствах и организациях. Он даже неожиданно для всех заявил, что придет время, когда узбеки и турки будут заседать в одном парламенте.

7 Так, в 1992 г. экономическим советником президента Туркмении стал турецкий бизнесмен. Чуть позднее в круг ближайших советников президента Казахстана были введены турецкие экономисты. См.: например, Сегодня. 1994. 8. VII. С. 4.

Поощряя деятельность Анкары -столицы одного из НАТОвских государств - в постсоветском пространстве, Вашингтон не теряет надежды на замыкание «анаконды» вокруг России. Американцы верят, что Турции все же удастся стать лидером для тюркоязычных республик СНГ, и призывают своих европейских партнеров поддержать эти турецкие амбиции. Действуя в этом направлении, общественно-политические силы Турции настойчиво культивируют идею укрепления культурного, в том числе языкового, единства тюрок, включая тюркско-татарское население

России. Не без влияния Турции, Узбекистан и Туркмения официально ввели латиницу в 1993 г. В 1997 г. Турция приступила к изданию учебников с латинским шрифтом для Туркменистана. К настоящему моменту письменность Туркмении переведена с кириллицы на латиницу полностью. То же самое произошло и в Азербайджане. Не снят с повестки дня вопрос о замене кириллицы латиницей и в Казахстане.

Турецкому истеблишменту Кавказ важен как мост, соединяющий Турцию и Азербайджан с тюркоязычными странами Средней Азии, как выразился глава турецкого правительства Р. Т. Эрдоган, «для создания Содружества

тюркоязычных государств». Здесь уместно вспомнить о других предложениях турецкого премьера, в том числе и о создании «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» (ПССК) с главенствующей ролью Турции. Но в Анкаре прекрасно понимают, что укрепиться в кавказском геополитическом пространстве ей не удастся без учета интересов Москвы.

Экономическая мощь Турции недостаточна, чтобы играть ведущую роль на Кавказе и в Центральной Азии. Тем не менее, как указано выше, влияние Турции на регион не

ослабилось, и в дальнейшем она будет воздействовать на процессы, происходящие в каспийском регионе через политику, идеологию, культуру и религию.

В целом российско-турецкие отношения неоднозначны. Например, в случае с военными действиями в Чечне Турция была заинтересована в сохранении напряженности на Северном Кавказе и способствовала этому, поскольку данный фактор давал ей дополнительные аргументы в пользу строительства трубопровода Баку-Джейхан в обход России, но на официальном уровне Анкара всегда выступала за территориальную целостность России.

Однако, несмотря на имеющиеся разногласия, для национальных интересов и безопасности в Черноморско-Каспийском регионе России жизненно важно

налаживание взаимовыгодных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономических, политических и иных контактов с Турцией на высшем уровне. Причем в этих вопросах России необходимо торопиться: после принятия Турции в Евросоюз или создания «Содружества тюркоязычных государств» страна полумесяца может пойти на контакт

Примечания

уже на других, менее приемлемых для России условиях.

Заключенные в мае 2010 г. Президентами России Д. Медведевым и Турции А. Гюлем договоры представляют огромный шаг в межгосударственных отношениях двух стран. Россия и Турция, выходя на высший уровень сотрудничества, нацелены на 100 млрд долл. товарооборота. Развитию контактов между жителями этих стран теперь не будут мешать визовые ограничения - Москва и Анкара отменяют визы.

Таким образом, с увеличением степени влияния на Каспийское геополитическое пространство трех основных акторов в лице России, Ирана и Турции Прикаспий способен превратиться в мощную

экономическую и политическую мировую единицу. Усилением в регионе российско-турецких и российско-иранских отношений

«удушающая Россию западная анаконда» будет рассечена пополам. При этом Хартленд как мировая «срединная земля» (Россия) сохранит свое существование, и это, в частности, выразится в

превалирующей роли России в Каспийском регионе.

1. Воронов В. Метастазы чеченской войны продолжают расползаться по всему Северному Кавказу // Россия и мусульманский мир. 2006. № 6 (168). 2. Магомеддадаев А. М. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (История и современность). Кн. 2. Махачкала : Изд-во ДНЦ РАН, 2001. 3. Мамедов С. Территориальное будущее России в Каспийском регионе // Независимая газета. 2009, 22 января. 4. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство: Монография. М. : Изд-во РАГС, 2005. 5. Мурклинская Г. Геополитические шахматы: искусство побеждать без войны. Махачкала, 2008. 6. Мустафаев Т. Тело как улика? 2008. 26 сент. № 39; Магомедов М. «Зачистка» МВД? 2008. 03 окт. № 40. URL : http//www.chernovic.net 7. Эльдаров Э.М. Геоэкономическая стратегия развития Дагестана // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. № 1. 2010. С. 102-108. 8. Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992-2008 годы) / отв. ред. В. А. Гусейнов. М„ 2008.

Статья поступила в редакцию 10.07.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.