Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ОНТОЛИНГВИСТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.И. ЧУКОВСКОГО И Н. ХОМСКОГО'

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ОНТОЛИНГВИСТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.И. ЧУКОВСКОГО И Н. ХОМСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / ТВОРЧЕСТВО / МЫШЛЕНИЕ / ОНТОЛИНГВИСТИКА / РЕБЕНОК / ДЕТИ / ВЗРОСЛЫЕ / РЕЧЬ / ЯЗЫК / СПОСОБНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА / COGNITION / THEORY OF KNOWLEDGE / CREATIVITY / THINKING / ONTOLINGUISTICS / CHILD / CHILDREN / ADULTS / SPEECH / LANGUAGE / ABILITY / UNIVERSAL GRAMMAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Разинкова Оксана Игоревна

В настоящей статье рассматривается онтогенезис словотворчества детей младшего возраста. Производится обзор исследовательских работ, посвящённых данной проблематике. Подчеркивается неослабевающая актуальность проблемы взаимосвязи природы языка и творчества. Анализируется проблемное поле онтолингвистики, отмечается, что особое значение в нем занимает проблема формирования речи у детей. Осуществляется сравнение подходов к изучению процесса развития детской речи в работах двух выдающихся исследователей - К.И. Чуковского и Н. Хомского, которые по-разному описывают явление универсальной грамматики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE GENESIS OF ONTOLINGUISTICS IN CREATIVITY K. I. CHUKOVSKY AND N. KHOMSKY

In this article, the author considers the ontogenesis of the creation of young children. A review of research papers on this issue is carried out. The relentless relevance of the problem of the relationship between the nature of language and creativity is emphasized. The problem field of ontolinguistics is analyzed, it is noted that the problem of the formation of speech in children is of particular importance in it. Comparison of approaches to the study of the development of children’s speech in the works of two prominent researchers - K.I. Chukovsky and N. Chomsky, who in different ways describe the phenomenon of universal grammar.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ОНТОЛИНГВИСТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.И. ЧУКОВСКОГО И Н. ХОМСКОГО»

УДК 1.81.087.5 DOI: 10.24151/2409-1073-2020-2-125-129

К вопросу о генезисе онтолингвистики в творчестве К.И. Чуковского и Н. Хомского

О. И. Разинкова

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» (РУТ(МИИТ) Oksana-mk@bk.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматривается онтогенезис словотворчества детей младшего возраста. Производится обзор исследовательских работ, посвящённых данной проблематике. Подчёркивается неослабевающая актуальность проблемы взаимосвязи природы языка и творчества. Анализируется проблемное поле онтолингвистики, отмечается, что особое значение в нем занимает проблема формирования речи у детей. Осуществляется сравнение подходов к изучению процесса развития детской речи в работах двух выдающихся исследователей — К.И. Чуковского и Н. Хомского, которые по-разному описывают явление универсальной грамматики.

Ключевые слова: познание, теория познания, творчество, мышление, онтолингвистика, ребенок, дети, взрослые, речь, язык, способность, универсальная грамматика.

To the question about the genesis of ontolinguistics in creativity K. I. Chukovsky and N. Khomsky

O. I. Razinkova

Russian University of Transport (MIIT) Oksana-mk@bk.ru

Abstract. In this article, the author considers the ontogenesis of the creation of young children. A review of research papers on this issue is carried out. The relentless relevance of the problem of the relationship between the nature of language and creativity is emphasized. The problem field of ontolinguistics is analyzed, it is noted that the problem of the formation of speech in children is of particular importance in it. Comparison of approaches to the study of the development of children's speech in the works of two prominent researchers - K.I. Chukovsky and N. Chomsky, who in different ways describe the phenomenon of universal grammar.

Keywords: cognition, theory of knowledge, creativity, thinking, ontolinguistics, child, children, adults, speech, language, ability, universal grammar.

Сегодня важным направлением научных исследований представляется изучение детской речи. Овладение родным языком детьми достаточно сложный и многоступенчатый творческий процесс. До сих пор в научных кругах идут споры по поводу того, является ли язык пространством для творчества, или это

математически точная система, а, может, и вовсе с рождения встроенная в наш мозг формула? Не случайно в 2006 году в стенах РГПУ им. А.И. Герцена на кафедре «Детской речи» появилось самостоятельное научное направление под названием онтолингвистика, у истоков которой стоят К.И. Чуковский с его

сборником «От двух до пяти» и А.Н. Гвоздев его трудами 1920—1940-х гг., посвященными детской речи. Центральное место в онтолингвистике отводится изучению закономерностей формирования детской речи, способов корреляции фактов детской речи с фактами языка, особенностей речевого онтогенеза и многих других вопросов, связанных с речевой способностью ребенка, его мышлением. Теоретические основы процесса развития детской речи, особенности речевой способности человека как важной психической функции исследовали такие известные ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия. Выдающимся мыслителями в области развития речи у детей раннего возраста является И.А. Сикор-ский, в чьих работах представлена теория познания детьми речи с первых простейших движений еще пока бессловесного существа и до полного развития сложных, удивительных движений, из которых состоит слово. Но еще одной не менее выдающейся работой является книга, автор которой никогда не причислял себя к профессиональному сообществу лингвистов. Значение материала, собранного в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», внесло неоценимый вклад в развитие онтолингвистики.

Теория познания детьми родного языка представляет собой процесс освоения грамматических и морфологических речевых особенностей, формирование мышления. Накопление словарного запаса особенно активно происходит в период от двух до пяти лет. Тогда же закладываются основы важнейшего действия в мышлении и речи ребенка — словотворчества, которое связано с освоением номинативных речевых единиц и сопряжено с речевыми ошибками из-за нехватки средств для выражения мысли.

Детское окказиональное слово, речевая ошибка, детские неологизмы, словообразовательные инновации — все это можно обозначить как процесс словотворчества, «творение вербального мира». Связаны данные явления с созданием новых лексических единиц в процессе коммуникации, которые порой неожиданно очень точно отражают

суть того или иного феномена или предмета. Сюда же относятся высказывания ребенка касающиеся формы слова, его значения, звукового облика, а не только процесса интеракции в целом.

В своем труде С.Н. Цейтлин обращает внимание на то, что ошибка в речевом онтогенезе свидетельствует о творческом подходе к языку, что «никому из нас не удалось еще освоить родной язык, не совершая разнообразных ошибок в устной и письменной речи» [3, с.6]. Языковой дефицит выводит ребенка в область эвристической реализации коммуникативных и номинативных потребностей. Дети большей частью мыслят ассоциативно, осознанно или неосознанно нарушая рамки языкового канона. Еще Р. Декарт отмечал, что «в раннем детстве наш ум настолько тесно сопряжен с телом, что он открыт лишь для тех мыслей, посредством которых он ощущает различные воздействия на тело» [1].

Изучению словотворческого процесса детей посвящено много работ. Лингвисты, философы, психологи пристально изучают данную тематику. В нашей статье предметом исследования являются не столько сами лексические единицы, особенности морфологического и синтаксического образования, столько природа данного явления, сама теория познания родного языка детьми. Рассмотрим, как это происходит и почему касается каждого без исключения ребенка. К.И. Чуковский называет детей великими тружениками, которые за короткое время умудряются овладеть родным языком и всеми оттенками, тонкостями словообразования. Только высокие качества детского разума способны на это, и «.. .даже те ошибки, которые нередко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи, свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний» [4, с.7]. Н. Хомский в своей работе «Язык и мышление» пишет, что «. человеческий язык непосредственным образом отражает характеристики человеческих интеллектуальных способностей, что язык представляет прямое «зеркало разума» ...» [2, с.9].

Ребенок осваивает язык взрослых посредством аналогий, применяя свое мастерство, сообразительность, внимание и память. Языковые навыки и языковое поведение формируется у ребенка в результате общения с другими людьми. И подчас речевой материал, который дают взрослые, искажен, наполнен неправильными формами. Н. Хом-ский пишет о том, что ребенок овладевает языком, опираясь на весьма немногочисленные и некачественные данные, а точнее, на речь окружающих его людей, которая характеризуется всевозможными оговорками, отклонениями, начатыми и незаконченными фразами. Но наглядное доказательство данной мысли мы находим в работах К.И. Чуковского, который опираясь на реальные случаи из жизни часто пишет о многообразии применения различных слов. Так, например, интересная интерпретация детьми слова «ходить», когда мама приказывает детям запереть за дверь на крючок и никого не впускать, потому что по городу «ходит скарлатина» [4, с.27]. Дети воспринимают глагол в прямом смысле слова и по возвращении мамы говорят ей, что «приходила скарлатина, стучалась в дверь, но они ей не открыли». Таких занимательных примеров в трудах К.И. Чуковского множество.

Интересны мысли К.И. Чуковского относительно того, что дети всегда стоят на страже правильности и чистоты русской речи, принимая за основу лишь одно единственное значение слова. И если мама говорит, что у нее «трещит голова», то ребенок «спрашивает, почему не слышно треска?». Все их словообразования подчинены четкой логике и соответствуют подлинным фактам реальной действительности. Поэтому для ребенка тот, кто разносит почту, будет «поч-таником», так как по логике суффикс «ник» характеризует человека по его профессиональной работе: пожарник, физкультурник, сапожник, колхозник. Получается, что дети воспринимают сплошные аномалии, но прикладывают колоссальные усилия, «...чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство» [4, с.8].

В своей работе Н. Хомский отмечает, что, несмотря на такие аномалии в речи взрослых, ребенок становится обладателем в высшей степени сложной и специфической грамматики языка, моделью которой является трансформационная порождающая грамматика. К. И. Чуковский же называет «гениальным лингвистом» того малыша, ум которого в течение такого короткого времени систематизирует столько грамматических схем» [4, c.10]. Он пишет, что ребенок «решает «по вдохновению», внезапно, не обладая для этого никакими другими ресурсами, кроме сильнейшего языкового чутья...» [4, c.38]. Самостоятельно осваивая смысл непонятных слов, ребенок подчас прибегает к фантастическим выдумкам. Еще Л.С. Выготский, а вслед за ним и А.М. Шах-нарович писал, каждый фрагмент языкового материала, словно живая клетка заключает в себе все те свойства и качества, которые в целом присущи языку. Чуткий ум ребенка из, казалось бы, из ограниченного материала выводит целую стройную языковую систему [5, c.29]. Данная мысль отсылает нас к такому явлению как персональный акт «схватывания» смыслов проблемы в единстве речевого высказывания, который принципиально отличается от понятия как объективного момента познания, созданного на основании правил рассудка. Ошибки, совершаемые ребенком, лишь указывают, в каком направлении совершается мозговая работа ребенка. Самонадеянный мозг детей без перерыва работает над каждым непонятным словом, анализирует, выдвигает гипотезы, чтобы, в конце концов, превратить весь этот хаос, исходящий из уст взрослого, в некий иллюзорный порядок.

Интерес представляют взгляды К.И. Чуковского и Н. Хомского относительно врожденной способности детей к языку. Но если у Н. Хомского она обозначена как универсальная грамматика, то у К.И. Чуковского — это «народная» грамматика. К.И. Чуковский неоднократно подчеркивает, что словарные новообразования, детские неологизмы отсылаю нас к установленным народной традицией нормам. Единственный

учитель ребенка — это народ. «Оказывается, что существует обширная группа слов, которые всякий раз сочиняются сызнова всяким новым поколением русских детей», — пишет К.И. Чуковский [4, с.34]. По наблюдениям писателя, сплошь и рядом дети из разных уголков страны сочиняют такие слова, которые уже существуют в народе, а речевые ошибки, порой встречающиеся в речи русских детей, являются общепринятой нормой в соседних славянских странах («людь», «сольница», «смеяние», «обутка», «одетка» и т.д.). Автор пишет о некоем духе народного словотворчества, который осваивается детьми еще раньше, чем они овладевают первыми десятками слов. Таким образом, можно утверждать, что внутренняя форма слова или предложения, их глубинная структура находятся в бессознательном фонде знания среднего носителя языка, а законы образования слов изначально заложены в ребенке.

О врожденной способности к языку Н. Хомский пишет, указывая на то, что универсальная грамматика как общий набор синтаксических правил «встроена» в мозг. Эта теория была новым подходом в изучении проблемы отношений языка и мышления потому, что согласно этой теории, язык формируется не путем соединения звуков в слова, и далее в предложения, а наоборот — от абстрактных синтаксических структур к фонетике. Ребенок обладает способностью к созданию и использованию языка на биологическом уровне и помимо этого сочетает в себе возможность творческого использования языка.

По сути, как К.И. Чуковский, так и Н. Хомский пишут об одном и том же явлении. Теория универсальной грамматики Н. Хомско-го основана на фундаментальных исследованиях ученых и мыслителей предшествующих поколений. Особую роль в формулировании его теории имели работы Л.С. Выготского, посвященные теме связи языка и мышления. Немаловажную роль сыграли взгляды Р. Декарта относительно врожденного характера мышления. Целью Н. Хомского было не столько выявить мате-

матически точную грамматическую систему, сколько объяснить творческое использование языка людьми и механизмов усвоения языка детьми. А К.И. Чуковский формулирует идею «народной» грамматики имея дело непосредственно с практикой, с конкретными примерами детского словотворчества, опираясь на дневники, письма родителей и свой собственный опыт, многолетние наблюдения.

Процесс познания родного языка детьми представляет собой сложный словотворческий акт. Особенности освоения ребенком языковой системы в целом помогают выявить различные базовые закономерности языка. На примере овладения детьми родного языка четко прослеживается природа словотворческого процесса. Несмотря на многочисленные ошибки в речи взрослых, дети овладевают языком настолько в идеальной форме, что кажется, что словоформы заложены в каждом ребенке, как некие устойчивые образования. Словесное развитие ребенка является прямым доказательством теории универсальной грамматики Н. Хомского и «народной» грамматики К.И. Чуковского. И тем ценнее работы данных мыслителей для философии и для совсем еще молодой науки, именуемой в России онтолингвистикой.

Литература

1. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Т. 1. — М., 1989. - 654 с.

2. Хомский Н. Язык и мышление. Перевод с анг. Б.Ю. Городецкого, Из-во. московского университета, 1972. - 123 с.

3. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 2009. — 192 с.

4. Чуковский К. И. От двух до пяти [1928]. — Минск, 1984. — 319 с.

5. Шахнарович А. М. К проблеме онтогенеза грамматики // Речевое и психологическое развитие дошкольников. — М., 1998. — с. 29-36.

Поступила 23.04.2020

Разинкова Оксана Игоревна — ассистент кафедры «Философия и культурология» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» (РУТ (МИИТ) (Россия, 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9), Oksana-mk@bk.ru

References

1. Descartes R. Sochineniya v dvuh tomah. T. 1. — M., 1989. - 654 p.

2. Chomsky N. Yazyk i myshlenie (Language and thought). Perevod s ang. B.YU. Gorodeckogo, Iz-vo. mos-kovskogo universiteta, 1972. - 123 p.

3. Cejtlin S. N. Rechevye oshibki i ih preduprezhdenie (Speech errors their prevention). - M., 2009. - 192 p.

4. Chukovskij K. I. Ot dvuh do pyati [1928] (From Two to Five). - Minsk, 1984. - 319 p.

5. Shahnarovich A. M. K probleme ontogeneza gram-matiki // Rechevoe i psihologicheskoe razvitie doshkol'ni-kov. - M., 1998. - c. 29-36.

Submitted 23.04.2020

Razinkova Oksana Igorevna — Assistant, Department of Philosophy and Cultural Studies, Russian University of Transport (MIIT) (Russia, 127994, GSP-4, Moscow, Obraztsova St., 9, bld. 9,), Oksana-mk@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.