Научная статья на тему 'К вопросу о гендерном превосходстве в процессе ведения переговоров'

К вопросу о гендерном превосходстве в процессе ведения переговоров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1106
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / GENDER APPROACH / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / GENDER STEREOTYPES / ПЕРЕГОВОРЫ / NEGOTIATIONS / ПЕРЕГОВОРНАЯ КУЛЬТУРА / NEGOTIATING CULTURE / GENDER DOMINANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипенок Оксана Александровна

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современном мире возрастает количество переговорных ситуаций, в которых женщины принимают активное участие. В статье исследуется проблема гендерных особенностей ведения переговоров, описываются гендерные стереотипы, влияющие на переговорный процесс. Уточняются определения следующих терминов: «гендер», «гендерный подход», «гендерное неравенство», «переговорная культура», «переговоры», дифференцируются термины «пол» и «гендер». Рассматриваются особенности воспитания детей с точки зрения гендерного подхода. Новизна исследования видится в том, что автором систематизирован и представлен не только многолетний собственный опыт в данной области, но и опыт зарубежных ученых. Анализируются подходы к ведению переговоров с точки зрения исследуемой проблемы, а также рассматриваются слабые и сильные стороны участников переговорного процесса. Автор рассматривает особенности женского мышления. Приводятся данные опросов, проведенных российскими и иностранными учеными в данной области исследования. Выполнен обзор рекомендаций для женщин, стремящихся повысить свой уровень переговорной культуры. В заключение нашего исследования утверждается, что результативность любых переговоров с участием представителей обоих полов обусловлена уровнем владения переговорной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осипенок Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF GENDER DOMINANCE IN THE NEGOTIATIONS

The urgency of the problem is caused by the increasing number of negotiations with female participants. Gender peculiarities of conducting negotiations are considered. Gender stereotypes influencing negotiations are described. The article gives the definitions of “gender”, “gender approach”, “gender inequality”, “negotiating culture”, “negotiations” and the distinction between “gender” and “sex”. The approaches to the negotiations from the gender point of view are analyzed. The weak and strong characteristics of the participants are emphasized. Data of the research conducted by the Russian and foreign scientists is mentioned. In conclusion it is stated that the efficiency of any negotiations is caused by the level of negotiating culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гендерном превосходстве в процессе ведения переговоров»

Osipenok Oksana Aleksandrovna TO THE PROBLEM OF GENDER ..

pedagogical sciences

УДК 378.14

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ ПРЕВОСХОДСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

© 2018

Осипенок Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современном мире возрастает количество переговорных ситуаций, в которых женщины принимают активное участие. В статье исследуется проблема тендерных особенностей ведения переговоров, описываются тендерные стереотипы, влияющие на переговорный процесс. Уточняются определения следующих терминов: «гендер», «гендерный подход», «гендерное неравенство», «переговорная культура», «переговоры», дифференцируются термины «пол» и «гендер». Рассматриваются особенности воспитания детей с точки зрения гендерного подхода. Новизна исследования видится в том, что автором систематизирован и представлен не только многолетний собственный опыт в данной области, но и опыт зарубежных ученых. Анализируются подходы к ведению переговоров с точки зрения исследуемой проблемы, а также рассматриваются слабые и сильные стороны участников переговорного процесса. Автор рассматривает особенности женского мышления. Приводятся данные опросов, проведенных российскими и иностранными учеными в данной области исследования. Выполнен обзор рекомендаций для женщин, стремящихся повысить свой уровень переговорной культуры. В заключение нашего исследования утверждается, что результативность любых переговоров с участием представителей обоих полов обусловлена уровнем владения переговорной культурой.

Ключевые слова: гендер; гендерное превосходство; гендерный подход; гендерные стереотипы; переговоры; переговорная культура.

TO THE PROBLEM OF GENDER DOMINANCE IN THE NEGOTIATIONS

© 2018

Osipenok Oksana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, Karl Marx str., 1, e-mail: [email protected])

Abstract. The urgency of the problem is caused by the increasing number of negotiations with female participants. Gender peculiarities of conducting negotiations are considered. Gender stereotypes influencing negotiations are described. The article gives the definitions of "gender", "gender approach", "gender inequality", "negotiating culture", "negotiations" and the distinction between "gender" and "sex". The approaches to the negotiations from the gender point of view are analyzed. The weak and strong characteristics of the participants are emphasized. Data of the research conducted by the Russian and foreign scientists is mentioned. In conclusion it is stated that the efficiency of any negotiations is caused by the level of negotiating culture.

Keywords: Gender, gender dominance, gender approach, gender stereotypes, negotiations, negotiating culture

Интенсивные социально-экономические и политические преобразования последних десятилетий, произошедшие в общественной жизни не только нашей страны, но и всего мира ознаменовались включением женщин в производственные отношения. Представительницы слабого пола демонстрируют свое активное участие в общественной жизни, занимают высокое положение в различных сферах профессиональной деятельности [1].

Как мы отмечали в нашей предыдущей публикации, в европейских и некоторых развивающихся странах рост представительства женщин в политических и экономических структурах был обусловлен изначально лишь расширением возможностей для различных социальных групп. Например, в США женщинам принадлежит более 50% денежных средств, обращающихся в стране, на них выписаны 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, 74% домов, на них приходится 88% общей покупательной способности. В более сопоставимых с Россией странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% обучающихся, около 25% зарабатывают больше мужей в семьях с двумя работающими. Доля женщин на министерских постах только за последнее десятилетие удвоилась - с 3,4 до 6,8% [3].

Следует отметить, что в нашей стране ситуация была диаметрально противоположной. Благодаря принципу «политики равных возможностей» долгое время наблюдалась символическая репрезентация женщин во власти.

Но по мере перехода нашей страны из одной исторической эпохи в другую, смене социалистического уклада экономики на капиталистический, значительные изменения претерпело общественное сознание и, в частности, восприятие социумом образов женщины. Увеличивается количество женщин, занимающих высокие руководящие должности, и, ведущих активную политическую деятельность [3].

Эта тенденция, в первую очередь, обусловлена демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти в будущем. Другим значимым фактором является возраст. Установлено, что женщины - руководители находятся в самом активном возрасте: 74% - от 30 до 50 лет; 14% -старше 50 лет; 12% - до 30 лет. Кроме того, имеют более высокий уровень образования. По данным Госкомстата РФ, к началу 90-х годов высшее и среднее специальное образование имели 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин. Такой же разрыв сохранился в настоящее время и, очевидно, что он не только сохранится, но и возрастет в будущем [3].

Но, несмотря на приведенные выше данные, в обществе сформировалось мнение, что бизнес и политика не женское дело, поскольку экономические и политические сферы предполагают проявление жестких и решительных действий. Женщин не устраивает роль «свадебного генерала», и они активно включаются в организацию и проведение переговоров по различным социально-экономическим и политическим проблемам, применяя свои собственные подходы и приемы, которые, естественно, отличаются от мужских.

Это привело к возникновению понятия «гендер», означающего совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [6].

Общество формирует гендер как социальную модель

педагогические науки

Осипенок Оксана Александровна К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ ...

для мужчин и женщин и определяет их роль и статус во всех сферах жизнедеятельности. А социальные модели, в свою очередь, предполагают наличие «маскулинных» и «фемининных» свойств.

Дифференциация понятий «пол» и «гендер» привела к переосмыслению социальных процессов, и появлению гендерного подхода к исследованию ситуаций, происходящих в обществе с участием женщин. Под гендерным подходом мы понимаем осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции. А реализация гендерного подхода обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества [6].

Современный мировой опыт свидетельствует о том, что, несмотря на юридическое и гражданское равенство полов, сфера бизнеса и политики до сих пор преимущественно принадлежит мужчинам. Это касается и большинства переговорных ситуаций, на результативность которых огромное влияние оказывают гендерные стереотипы. В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, что гендерный стереотип - это один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и фемининном [6].

Когда мужчины и женщины ведут переговоры с представителями противоположного пола - и даже одного и того же пола - стереотипные убеждения влияют на их взаимодействие. Предполагается, что мужчины являются более конкурентоспособными, агрессивными манипуляторами, в то время как женщины более любезны и стремятся сохранить существующие отношения путем заключения взаимовыгодных контрактов. Мужчины считаются рациональными и логичными, демонстрирующими доминирующее поведение; женщины - эмоциональными, интуитивными, покорными, проявляющими пассивность в процессе ведения переговоров. Мужчины, как правило, более самоуверенны, даже в тех ситуациях, когда они минимально подготовлены к процессу, в то время, как женщины чувствуют себя неуверенно, даже если тема переговоров тщательно продумана и подготовлена. На самоуверенность женщин и мужчин оказывают влияние методы воспитания и стереотипные способы оценки их выступлений другими людьми. Результативность мужчин на переговорах, как правило, приписывается внутренним факторам, таким как усердная работа и интеллект; в случаях с женщинами, их эффективность часто можно отнести к внешним факторам, таким как удача или помощь других. Этот фактор приводит к переоценке успеха мужчин и недооценке успеха женщин [6].

Более того, с момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных и культурных механизмов [6].

Факт существования двух параллельных миров -мужского (мускулинного) и женского (феминного), которые не пересекаются, лишь подтверждает наличие гендерных стереотипов. В феминном мире господствующими ценностями выступают - забота о других и стабильность. В нем важны люди и теплые отношения. Тогда как в маскулинном мире господствующими

ценностями являются материальный успех и прогресс. Важны деньги и вещи. Мужчины живут в своем мире со своими представлениями, проблемами и заботами, женщины - в своем мире соответственно со своими ценностями, понятиями, которые недоступны мужскому восприятию и пониманию [5].

Этим можно объяснить и применение подходов, которыми пользуются женщины в процессе ведения переговоров. К «феминным» подходам можно отнести «уклонение», «приспособление», «сотрудничество».

Так, подход «уклонение» характеризуется потерями, уходом, отказами, отсутствием обязательств с обеих сторон. Этот подход используется при желании изменить основные правила или когда другая сторона обладает большей властью. Недостаток данного подхода состоит в том, что основная проблема остается нерешенной. «Уклонение» связано с потерями, уходом, отказами, отсутствием обязательств с обеих сторон. Этот подход используется при желании изменить основные правила или когда другая сторона обладает большей властью. Недостаток данного подхода состоит в том, что основная проблема остается нерешенной. «Сотрудничество» выступает одним из главных подходов при ведении переговорного процесса. Преимущество данного подхода заключается в том, что стороны могут выиграть больше и совместно найти решения, которых вряд ли можно было достичь по отдельности. Личные взаимоотношения могут лишь улучшить переговорный процесс. Заблуждением считать, что этот подход существенно экономит время на переговорах. К сожалению, многие переговорщики, предпочитающие жесткий стиль ведения переговоров, считают применение данного подхода слабостью [4].

То есть, поведение мужчин и женщин во время ведения переговоров обусловлено их гендерным статусом, а также их представлениями об иерархической системе. Гендерные стереотипы вызывают трудности у многих людей, когда они взаимодействуют с представителями противоположного пола. Мужчины часто ожидают, что женщины будут действовать как "дамы" в процессе переговоров. Но, когда они сталкиваются с женщинами, ведущими переговоры уверенно и напористо, мужчины пытаются оказать на противоположный пол психологическое давление. Они надеются смутить женщин и заставить их ослабить давление. Несомненно, женщинам не следует позволять оппонентам применять подобную тактику. Женщины имеют право использовать любые тактические приемы, которые, по их мнению, уместны, независимо от стереотипов, которым эти приемы могут противоречить. Тем более, что для эффективной реализации переговорного процесса пол участников не имеет никакого значения.

Хотя, ни один мужчина не в состоянии понять женскую психику, а женщинам лучше удается проникнуть в психику мужчин. Далее мы считаем необходимым остановится именно на особенностях женского мышления. В своем исследовании Николаус Б. и Биркенбиль М. отмечают, что женщины очень поздно решаются делать карьеру; большинство женщин слишком пассивно, то есть позволяют событиям идти своим чередом, вместо самостоятельного принятия решения; женщины полагают, что решающим фактором профессионального успеха является их самореализация, в результате, они перестают интересоваться более существенными вещами в своем окружении; у женщин отсутствует элемент времени в рассуждениях, так как они концентрируются на решении проблемы в настоящий момент, не учитывая последствия данного решения в будущем. И, наконец, оценка риска, который женщинами воспринимается как принципиально отрицательный момент, означающий потерю, опасность или боль. По этой причине, женщины стараются избегать риска [2].

По нашему мнению, именно отношение к риску сдерживает многих женщин от участия в переговорах по

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)

157

Osipenok Oksana Aleksandrovna TO THE PROBLEM OF GENDER ..

pedagogical sciences

ряду вопросов, например, повышение заработной платы, улучшение условий труда, продвижение по службе и т.д.

Так, Линда Бэбкок и Сара Лашевер пришли к выводу, проведя свой социологический опрос, что примерно 20% опрошенных женщин признались, что они никогда в жизни не участвовали в переговорах. А причинами, по которым они не обсуждали повышение заработной платы, были названы следующие: различные опасения, в том числе страх получить отказ и ухудшить существующее положение; неуверенность в том, что они этого заслуживают; отсутствие опыта в подобных вопросах; надежда, на то, что начальник сам примет решение повысить заработную плату [7].

Актуальность рассматриваемой проблемы побудила нас к проведению собственного исследования в этой области. В качестве респондентов нами были выбраны студентки старших курсов высших учебных заведений города Иркутска и женщины, работающие в различных бюджетных и коммерческих структурах. Анализ результатов проведенного исследования показал, что не смотря на то, что около 57% женщин считают переговоры частью повседневной жизни, более 50% опрошенных признают мужчин лучшими переговорщиками. Отвечая на вопрос о применении тактических приемов, затруднились ответить 33%. 36% признались, что не используют никаких тактических приемов, а 31% в качестве применяемых тактических приемов назвали «манипуляцию» и «чувство юмора». Лишь 33% респондентов решаются затронуть вопрос повышения заработной платы, хотя 81% отмечают неудовлетворенность ее уровнем. При этом, большинство женщин выражают практически такие же опасения, как и их иностранные коллеги. Хотя 76% убеждены, что для эффективного ведения переговоров им необходимо овладеть переговорной культурой.

Анализируя свои просчеты при ведении переговоров, сами женщины признают, что полагаясь больше на свое обаяние, не вникают в стратегические вопросы. Кроме того, представители обоих полов часто проявляют излишнюю эмоциональность в процессе переговоров, позволяющую противоположной стороне использовать ситуацию в своих целях.

В настоящее время, в распоряжении женщин есть различные курсы, тренинги, пособия по эффективному ведению переговоров, они предпочитают обращаться за советами к другим, более опытным и успешным женщинам.

Признавая эту особенность, Д. Доннелли сформулировала ряд рекомендаций для женщин, стремящихся повысить свой уровень переговорной культуры. Принимая во внимание тот факт, что применение «маскулинных» и «феминных» стилей может существенно осложнить переговорный процесс, автор настоятельно советует не допускать конфронтации. А также обращаться за советом не только к женщинам -коллегам, но и к мужчинам, так как это поможет больше узнать об участниках переговоров противоположного пола. Также, Д. Доннелли подчеркивает, что необходимо контролировать свои эмоции, в противном случае, можно натолкнуться на враждебную реакцию. Кроме того, четкое формулирование своих целей и аргументированное отстаивание своей позиции поможет избежать конфликтных ситуаций. А умение слушать, которое расценивается, как знак уважения, убедит оппонентов по переговорному процессу, что противоположная сторона заинтересована в сотрудничестве. Поскольку, залогом успешных переговоров является тщательная подготовка, автор рекомендует основательно подходить к подготовительному этапу и ясно представлять не только свои потребности, но и оппонентов. Творческий подход поможет нестандартно взглянуть на обсуждаемую проблему и избежать конфликтной ситуации. Отдельно Д. Доннелли выделяет такое качество участников переговорного процесса, как справедливость, так как именно оно способствует

принятию взаимовыгодного решения. И наконец, возможность предоставить оппоненту второй шанс для возобновления переговоров в случае, если они зашли в тупик. По мнению Д. Доннелли, вышеперечисленные советы способствуют совершенствованию переговорных умений и повышению уровня профессиональной подготовки [8].

Несомненно, в некоторых случаях, женщины способны вести переговоры, даже лучше мужчин. Практика показывает, что при проведении переговоров представительницы слабого пола выбирают стратегию, при применении которой выигрывают обе стороны. Исторически полагают, что кто бы ни находился по другую сторону стола, он - противник. Однако, как свидетельствует многолетний российский и зарубежный опыт, женщины стремятся развивать взаимоотношения с другой стороной и принимают во внимание потребности и трудности всех участников переговорного процесса. Ранее считалось, что женщины - плохие переговорщики, так как они могут быть подвержены влиянию со стороны оппонентов. Но на самом деле, женщины гораздо чаще достигают успеха в процессе ведения переговоров. Умение вести переговоры выступает критическим умением для всех женщин, намеревающихся преуспеть в деловом мире. Кроме того, женщины могут быть лучшими переговорщиками из-за их интуиции и природной силы убеждения [4].

Так, существующая довольно длительная история исследования, связанная с гендерными особенностями ведения переговоров, позволяет сделать вывод, что мужчины или женщины не занимают бинарных позиций. А стереотипное мнение, что мужчины более конкурентоспособны, является не более, чем анахронизмом. В первую очередь, это профессионалы своего дела, которые равны в своих правах и обязанностях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кочкина Е.В. Женщины во властных структурах за рубежом. Народонаселение, 2004, №1 С.57-63.

2. Николаус Б. Преуспевать с радостью. М. Биркенбиль. Молитвенник для шефа. Москва СП «Интерэксперт», «Экономика», 1993.-395с.

3. Осипенок О.А. Особенности ведения ПП в контексте гендерной проблематики. Четвертые университетские социально-гуманитарные чтения 2010года. В 3 т. Т 3: материалы.- Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2010.- 369 с. (С. 29-33)

4. Осипенок О.А. Педагогические условия формирования переговорной культуры будущих специалистов в вузе: Дис.канд.пед.наук/Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет. Чита, 2010. 222с.

5. Сарсембаева Р. Феминизм как политическое явление. Теоретико-методологические проблемы социальной науки./ Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и Политология. 2004. №3., С.73-78.

6. Словарь гендерных терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^^//медпортал.сот/ gendernaya-psihologiya_789/slovar-gendernyih-terminov -42489.html (дата обращения: 10.10.2017)

7. Babcock L., Laschever S. Women Don't Ask, 2003.

8. Donnelly J.10 Negotiation Tips From Women in the Trenches// Career Woman Journal. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.careerwoman.com/resources (дата обращения: 14.05.2016)

Статья поступила в редакцию 05.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.