Литература
1. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? // Социс. 2006. №. 8. С.80.
2. Cassels, E. Book 1. Introduction, B820 Strategy, The Open University, Walton Hall, Milton Keynes. 2000. P. 1 - 16.
3. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов. М.: Экзамен, 2001. С. 7.
УДК 300 - 399: 35.1
УДК 331.108.2
Валуйская А.А., доц. (Пятигорский ф-л СКАГС) К ВОПРОСУ
О ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕЗЕРВА
Вопросы подбора и работы с кадрами в целом для управленческой деятельности не новы. Но государственная и муниципальная служба, в силу своей публичности и особенностей нормативно-правового регулирования, нуждается в специфичных приёмах и способах работы с кадрами и кадровым резервом.
The questions of selecting and coaching personnel are not new. But the state and municipal service, being public and having some perculiarities of law and normative regulations, needs specific approaches and methods of work with personnel and personnel reserve.
Ключевые слова: кадры, управленческий резерв, государственная и муниципальная служба, квалифицированные специалисты.
Key words: personnel (cadre), a management reserve, the state and municipal service, skilled personnel.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. отмечалось, что, «несмотря на огромное количество чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей» [1]. Хотя с момента постановки задач по кадровому обеспечению органов государственной власти и местного самоуправления прошло уже шесть лет, специалисты по-прежнему констатируют, что с кадрами в стране дела обстоят пока неблагополучно. В связи с этим рассмотрим состояние нормативноправовой базы, регулирующей правоотношения кадрового обеспечения органов власти и управления
В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам, связанным с отбором, подготовкой, переподготовкой и выдвижением участников Программы формирования резерва управленческих кадров, Указом Президента РФ от 25 августа 2008 г. N 1252 была создана комиссия при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров [2]. В настоящее время, когда проводятся мероприятия по формированию резерва управленческих кадров на всех уровнях публичной власти, проблемы правового регулирования и правоприменительной деятельности, связанные с формированием кадрового резерва муниципальной службы, заслуживают особого внимания.
В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статье 28 раскрывается содержание кадровой работы в муниципальном образовании [3]. В этом Законе также обозначены приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы: 1) назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности; 2) содействие продвижению по службе муниципальных служащих; 3) повышение квалификации муниципальных служащих; 4) создание кадрового резерва и его эффективное использование; 5) оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации; 6) применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении. Кроме того, урегулирован вопрос о формировании кадрового резерва на муниципальной службе. В частности, установлено, что в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы.
Также как во многих субъектах Российской Федерации, в Ставропольском крае существуют нормативные правовые акты, регламентирующие работу в этом направлении, в частности Постановление Г у-бернатора Ставропольского края №37 от 26.01.2009г., утвердившее Положение о формировании, ведении, подготовке и использовании резерва управленческих кадров Ставропольского края.
Правовую основу этой деятельности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Россий-
ской Федерации», иные федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1252 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Ставропольского края, законы Ставропольского края «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края», «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края», «О Реестре должностей государственной гражданской службы Ставропольского края», «О Реестре должностей муниципальной службы в Ставропольском крае», «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае», постановление Губернатора Ставропольского края от 26 ноября 2008 г. № 978 «Об организации работы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Ставропольского края», иные нормативные правовые акты Ставропольского края, муниципальные нормативные правовые акты Ставропольского края.
В настоящее время муниципальные образования самостоятельны в правовом регулировании кадровых вопросов. Тем ни менее, при формировании резерва должны соблюдаться основные принципы:
- законности;
- доступности информации о резерве;
- добровольности участия в конкурсе для включения в резерв;
- объективности оценки профессиональных и личностных качеств лиц, претендующих на включение в резерв;
- соблюдения равенства прав претендентов при формировании резерва;
- создания условий для профессионального развития лиц, включенных в резерв;
- эффективности использования резерва;
- непрерывности работы с резервом и постоянного обновления его состава.
В положениях, принимаемых муниципальными образованиями Ставропольского края, под резервом кадров понимается специально сформированный на основе индивидуального отбора и комплексной оценки состав высококвалифицированных специалистов, положительно оцениваемых по результатам их деятельности, прошедших специальную подготовку, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на должности глав муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, отдельные должности муниципальной службы в Ставропольском крае в органах местного самоуправления муниципальных
образований Ставропольского края, а также на должности руководителей организаций приоритетных сфер экономики, расположенных на территории Ставропольского края.
В резерв кадров включаются как муниципальные служащие, так и лица, не являющиеся муниципальными служащими, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым при замещении соответствующих муниципальных должностей.
Безусловно, что формирование резерва необходимо в целях повышения качества и эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и организаций приоритетных сфер экономики, обеспечение их специалистами, отвечающими современным требованиям в области государственного и муниципального управления, а также управления развитием производства; обеспечения непрерывности и преемственности во всех сферах управления.
Как правило, кадровый резерв формируется на каждую муниципальную должность муниципальной службы в количестве не менее двух кандидатур. При формировании кадрового резерва учитываются результаты служебной деятельности кандидатов, организаторские способности, умение работать с людьми, уровень профессиональной подготовки и образования, стаж государственной и муниципальной службы и стаж работы по специальности. Представляется, что можно выделить следующие этапы формирования кадрового резерва:
- подбор и отбор кандидатов в состав кадрового резерва;
- оценка отобранных кандидатур;
- согласование состава кадрового резерва с должностными лицами, в номенклатуру которых они входят;
- определение методов, форм и сроков его подготовки.
Осуществляемые мероприятия на указанных этапах более подробно должны закрепляться в муниципальных правовых актах.
К сожалению, анализ нормативно - правовой базы Ставропольского края, регулирующей вопросы кадрового обеспечения органов, как государственной власти, так и органов местного самоуправления показывает отсутствие проработанного механизма реализации столь важной задачи как профессионализация государственной и муниципальной службы.
Существует принятая органами власти нормативная правовая база, составлены списки лиц, включённых в резерв. А что дальше? На наш взгляд возникла необходимость продумать методику дальнейшей работы, во-первых, по подбору лиц не являющихся ещё муниципальными служащими, но способными и мотивированными на работу в
этой сфере, во-вторых, по подготовке и повышению квалификации муниципальных служащих, включённых в резерв.
Весьма актуальным для сегодняшнего дня является разработка стратегий экономического и социального развития территорий. Ставя задачи экономического развития необходимо понимать, что для их выполнения необходимы человеческие ресурсы. Остро стоит необходимость формирования управленческого кадрового резерва, подготавливаемого к постепенному освоению управленческих позиций в государственной, хозяйственно-экономической и социокультурной сферах регионального управления.
В Пятигорском филиале СКАГС в результате 15-летней деятельности в сфере подготовки высококлассных специалистов в сфере государственной и муниципальной службы сложилось своё видение решения проблемы профессионализации государственной и муниципальной службы. Мотивацией на работу в качестве муниципального или государственного служащего необходимо заниматься, начиная со школьной скамьи. Участие школьников в Олимпиаде «Карьера начинается сегодня», которая на протяжении многих лет проводится в нашем филиале, позволяет выявить действительно креативно мыслящих детей, способных к саморазвитию и осмысленно желающих получить знания по специальности государственного и муниципального управления. Ныне действующая нормативно-правовая база позволяет органам государственной власти и местного самоуправления направлять таких детей на обучение, заключая целевые договоры со специализированными вузами, получая на выходе профессионально подготовленного специалиста. Стоит ли экономить средства на подготовке специалистов для себя? Скупой, как известно, платит дважды.
На протяжении многих лет стало доброй традицией неизменное присутствие в качестве гостей и участие в качестве экспертов представителей органов государственной власти и местного самоуправления во внутривузовских и региональных мероприятиях, проводимых нашим филиалом, таких как студенческие научные конференции, конкурс «Аукцион специалистов», круглые столы, посвящённые различным научно-практическим аспектам государственного и муниципального управления, конференции по результатам преддипломной практики и т.п. Столь тесное сотрудничество даёт возможность формирования кадрового резерва, в том числе и за счёт инициативных, грамотных, креативных выпускников нашего вуза, чему есть многочисленные подтверждения.
С муниципальными служащими, включёнными в резерв на замещении муниципальных должностей, также необходимо осуществ-
лять работу для приобретения ими новых умений и навыков. Наука не стоит на месте, весьма динамично меняется законодательная база и это влечёт за собой необходимость развития и совершенствования уже имеющихся профессиональных знаний. В этой сфере деятельности не должно работать правило устанавливающее, что «от перемены мест ... ничего не меняется». На наш взгляд, незаслуженно забыт такой способ повышения квалификации как стажировки.
Одним из вариантов решения этой проблемы может стать разработка в муниципальных образованиях целевых программ кадрового обеспечения органов местного самоуправления квалифицированными специалистами. Цель такой программы - повышение престижа муниципальной службы и авторитета служащих, формирование системы непрерывного профессионального образования кадров, создание при местных администрациях муниципальных образований совета по вопросам кадровой политики. Такая программа позволит усовершенствовать комплекс мероприятий по профессиональному развитию кадров муниципальной службы; будет способствовать более активному взаимодействию с высшими учебными заведениями Ставропольского края, привлечению молодых специалистов, имеющих соответствующую квалификацию; позволит разрабатывать механизм обучения и стажировки кандидатов, включенных в состав кадрового резерва.
Безусловно, для решения этой проблемы необходимо более тесное и эффективное сотрудничество органами государственной власти и местного самоуправления со специализированными вузами.
В Пятигорском филиале СКАГС готовы создать на своей базе школу управленческого резерва. Целью такой школы может быть:
- оказание содействия муниципальным образованиям по совершенствованию деятельности по подбору кадров для замещения муниципальных должностей муниципальной службы
- оказание содействия в улучшении качественного состава муниципальных служащих;
- своевременное удовлетворение потребности в кадрах муниципальной службы;
- повышения мотивации граждан к поступлению на муниципальную службу.
Программа школы управленческого резерва, включая в себя различные вариации игровых и образовательных технологий, позволит выявить молодых и способных людей креативно мыслящих, с повышенной реализационной способностью. Профессионализация муниципальной службы, так же как и государственной службы заключается в непрерывном повышении квалификации. Лишь совместными усилия-
ми практиков и научного сообщества и можно создать грамотный, самосовершенствующийся аппарат управления.
Литература
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2003 г. // РГ. 2003. 16 мая.
2. Указ Президента РФ от 25 августа 2008 г. № 1252 «О Комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров» // СЗ РФ. 2008. № 35. Ст. 4010.
3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
4. Постановление губернатора Ставропольского края №37 от 26.01.2009 г. «Об утверждении Положения о формировании, ведении, подготовке и использовании резерва управленческих кадров Ставропольского края». Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: (электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 27.04.2009.
УДК 93+351/354+28
Кулиев Ф.М., к. ист. н.
(Пятигорский ф-л СКАГС)
СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XVIII- НАЧАЛЕ XX ВВ.
В данной статье исследуются сложные процессы становления государственного управления на Северном Кавказе с 1785 г., с момента создания Кавказского наместничества, до начала ХХ в., когда имперское правительство переходит к системе упрочения контроля над инородческой периферией. Рассматриваются также проблемы конфессионального развития, процессы христианизации и исламизации народов Северного Кавказа.
This article investigates complicated processes of formation of state management in the Northern Caucasus since the moment of making of Caucasian region ruled by governor-general till the beginning of the XX-th century, when the imperial government comes to the system of strengthening of its control over the non-Russian periphery. It also investigates the problems of confessional development, process of cris-tianization and islamization of the Northern Caucasus peoples.
Ключевые слова: наместничество, губерния, горское населения, Кавказский комитет, исламизация, христианизация, религиозный фактор.
Key words: region ruled by governor-general, province, mountain population, Caucasian committee, islamization, cristianization, religious factor.