Научная статья на тему 'К вопросу о формировании теоретических основ курса «Безопасность жизнедеятельности»'

К вопросу о формировании теоретических основ курса «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левашов С. П.

В статье изложены проблемы, связанные с формированием теоретических основ предметной области «Безопасность жизнедеятельности», рассмотрены специфические особенности изучаемого объекта, цели, задачи и методы исследований. Отмечена целесообразность использования системно-логического подхода к анализу безопасности человека в социотехнических системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании теоретических основ курса «Безопасность жизнедеятельности»»

экология и

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Левашов С.П.

Курганский государственный университет г. Курган

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В статье изложены проблемы, связанные с формированием теоретических основ предметной области «Безопасность жизнедеятельности», рассмотрены специфические особенности изучаемого объекта, цели, задачи и методы исследований. Отмечена целесообразность использования системно-логического подхода к анализу безопасности человека в социотех-нических системах.

Формирование и развитие сравнительно новой предметной области «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) сопровождаются характерным для этой стадии отсутствием фундаментальных научных проработок, четкого понимания стоящих проблем и путей их решения, разночтением большинства основополагающих терминов. Отличительная особенность многих современных исследований в области теории безопасности заключается в так называемом «допредметном» состоянии некоторых понятий и определений, выражающемся в неуточненно-сти их содержания и объема, в отсутствии между ними необходимой логической связи, в остатках обыденного подхода в их трактовке и т. д. Современная наука, накопив определенный опыт исследования в области теории безопасности и добившись серьезных успехов в осмыслении многих частных, в том числе и по преимуществу прикладных, проблем, в разработке фундаментальных, собственно теоретических проблем безопасности имеет ряд пробелов и нерешенных вопросов принципиального свойства. Возникновение их является закономерным этапом развития практически любой становящейся теории, к которой с полным основанием можно отнести теорию безопасности в ее нынешнем состоянии. В соответствие с идеей Клейна [1] о существовании двух периодов в развитии знания, данный этап можно охарактеризовать как этап «неудержимого роста творческой продуктивности», свойственный «науке переднего края». Второй -«просеивание и очистка» достигнутых приобретений («твердое ядро науки») - дело будущего.

Реалией XX века стало возникновение и становление техносферы как преобразованной человеком среды обитания, в которой действуют законы как естественного, так и искусственного мира. БЖД возникла как актуальный социальный заказ общества на науку, способную дать ответ на возникновение новой комплексной проблемы -«безопасность человека в условиях техносферы». Вместе с тем, её содержание оказалось составленным «из того,

что было», т.е. из отдельных вопросов, существовавших до возникновения этой проблемы. Такими вопросами для БЖД в вузах стали охрана труда, промышленная экология и гражданская оборона. Однако простая систематизация имеющихся естественнонаучных и технических знаний, полученных в процессе эмпирической деятельности, еще не составляет научную основу. Она лишь создает предпосылки, подготавливает условия для формирования новой предметной области, что станет возможным только при условии осмысления, анализа и синтеза имеющихся и вновь полученных результатов исследований.

Становление новой научной и образовательной области выдвигает много вопросов, но ключевым на настоящий момент является вопрос о её научной базе, соответствующей современной комплексной проблеме безопасности. Все большее понимание находит среди исследователей мысль о том, что «практика обеспечения безопасности крайне нуждается в теории, которая бы достаточно четко объясняла смысл безопасности, независимо оттого, рассматривается безопасностьлица, отраслевая безопасность, направление безопасности, национальная безопасность или коллективная безопасность» [2]. Теоретический уровень знания должен отражать сущность объектов и явлений, методологию и методику их познания с использованием идей, законов, понятий, гипотез и теорий. Суть любой науки - в разработке теории, которая является ее своеобразным «знаком качества». Непроработанны-ми остаются многие вопросы, относящиеся ко всякому серьезному научному исследованию: встраивание и согласование данной работы в единую базу человеческих знаний; согласование в исследовании теории, эксперимента, общих (категориальных) положений, практики; объединение конкретных познавательных действий с подготавливающими и поддерживающими их познавательными процедурами в общую схему и т.д.

Различными аспектами проблем безопасности занимаются ученые многих направлений: философы, математики, социологи, медики и т.д., при этом используются традиционные методологические подходы, терминология, и т.д. Большой интерес представляете этом плане рассмотрение взаимоотношений между техническими и естественнонаучными исследованиями. Особенную актуальность этот вопрос приобретает в современных условиях, когда в научном знании идут процессы интеграции различных областей, формируются новые научные дисциплины системного характера. Коэволюция общества и природы привела к возникновению целого ряда научных направлений, находящихся на стыке традиционных наук. Так, на основе некогда единой экологии (которая сама по себе является синтетической наукой), возникли биоэкология, геоэкология, социальная экология, экология человека и т.д. Подобных примеров достаточно много. В стадии формирования и развития находятся научные направления, посвященные проблемам безопасного взаимодействия общества и природы в техногенной сфере [3,4,5,6,7].

Наука о безопасности человека должна быть нацелена на раскрытие сущности и объективных закономер-

ностей явлений, происходящих с человеком в техносфере. Исходным условием является обстоятельно проработанная постановка вопроса, включающая развернутое представление:

- об объекте исследования: о его природе (месте в более широких системах), специфике (отличии от сходных явлений той же природы) и типологии по существенным признакам;

- о предмете исследования, т. е. о стороне объекта, выступающей в качестве цели рассмотрения;

- о методах исследования, которые определяются поставленной целью и, в свою очередь, определяют терминологический аппарат— язык исследования.

Об объекте исследований. Высказывание греческого философа-гуманиста Протагора о том, что человек является «мерой всех вещей», находит свое подтверждение на протяжении всей истории развития цивилизации. Понятие человек в общей теории безопасности обобщённое - под ним понимается и любой индивид и общество во всей его иерархической структуре. При этом сам человек рассматривается и как целостная, относительно самостоятельная система, и как подсистема более широкой определяющей системы (биосферы, социосфе-ры, техносферы). Таким же обобщённым является понятие окружающая среда - это все её составляющие: природная, социальная, техногенная.

В силу своей биосоциальной природы человек проявляет активность во всех сферах деятельности: материальной, духовной, творческой, социальной и т.п. Тем не менее, для большинства людей трудовая (профессиональная) деятельность, направленная на создание материальных, интеллектуальных и духовных сущностей, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей, является доминирующей. В работе [8] отмечается: «Производство вносит в жизнь людей, во-первых, строгую организованность своего собственного процесса, обусловленную применением жестких технологий. Складывается техническая организация людей, непосредственно занятых в конкретных производственных процессах. Производство создает, во-вторых, возможность и необходимость структурирования этих колоний, разделения их на функционально обособленные и взаимозависимые группы, оно обеспечивает определенную (его характером) структуру социума, принуждает практикующие его общества к разделению на функциональные части».

Объединения людей по признаку профессиональной деятельности представляют собой относительно обособленные социотехнические образования. Социо-техническая организация коллектива предприятия -структура производительных сил конкретного производственного предприятия, включающая орудия труда, технологии трудового процесса, предметы труда, специально подготовленных работников, образующих социотехни-ческую структуру производства. Особенности этой структуры в том, что здесь соотносятся функциональные требования, основанные на конкретном устройстве и специфике используемой техники и технологии, с социальными и психофизиологическими характеристиками членов коллектива, функционально ограниченным уровнем их подготовки, пределами человеческого организма и психики, уровнем развития трудового коллектива, его социальным потенциалом. В общем виде структура представляет собой совокупность трех основных компонентов:

- преобразованная человеком среда обитания, в границах которой осуществляется его деятельность (искус-

ственная абиотическая составляющая);

- сообщество людей, объединенных по признаку профессиональной деятельности (биотическая составляющая);

- система организации, т.е. совокупности информационных, управленческих, познавательных и иных взаимодействий, реализуемых между этими компонентами (информационная составляющая).

С точки зрения системного анализа организационно-функциональные структуры, объединяющие совокупность отношений и условий, в которых реализуются те или иные формы деятельности, можно рассматривать как относительно стабильные образования, функционирующие в рамках более широкой среды. Они характеризуются как целостные системы, состоящие из определенного комплекса взаимозависимых элементов, которые можно вычленять из системы и анализировать. Системы имеют более или менее четко очерченные границы, выделяющие их из окружающей среды, и имеют тенденцию к некоему равновесию. В работе [9] отмечается: «Целостная структура деятельности «общественного организма» складывается из многообразных типов и видов деятельностей, образующих социальные группы со своими ориентациями на предмет и цели». По аналогии с биологическими сообществами, такие структурно-функциональные образования (социотехнические системы) могут быть названы «гомоценозами» (ИотосепоБ^). Совокупность гомоценозов образует гомосферу- область пространства, в которой осуществляется целенаправленная деятельность людей в целях поддержания гомеос-таза человеческого сообщества. Иерархическая структура гомосферы включает гомогеоценозы разных уровней: цех - промышленное предприятие - территориально-производственный комплекс - отрасль - промышленность в целом - техносфера и т.д. Как и в естественных системах, в гомосфере обеспечивается функциональное подчинение систем разного уровня организации.

Помимо целей, общими признаками для гомоценозов являются: условия деятельности (характер труда, профессиональные опасности); профессиональные интересы, знания и трудовые навыки их членов; информационная среда, обеспечивающая функционирование гомоценозов. Каждое сообщество обладает индивидуальными, только им присущими структурой и отношениями, позволяющими им существовать в той или иной социальной реальности, а также рассчитывать на некоторую длительность существования в будущем.

Деятельность человека в профессиональной сфере (технической или социальной) связана с проявлением сложного комплекса взаимоувязанных факторов: условий труда и трудового процесса, биологического состояния человека и его здоровья, безопасности используемых технических систем и технологий, развитости механизмов защиты от рисков (охраны и медицины труда, социального страхования, и т.д.). «Каждую из сфер риска -формирующую профессиональный риск (техническая система), воспринимающую риск (профессиональные группы работников) и управляющую риском (институты техники безопасности, охраны и медицины труда, страхования) - необходимо изучать в полноте взаимосвязей всех сфер как единое целое, проявляющее себя в форме результирующего эффекта взаимодействия существующих видов и уровней рисков, субъектов рисков и "культуры" управления безопасностью» [10].

При анализе безопасности человека как элемента социотехнической системы необходимо учитывать, что в ней имеют место как элементы аддитивности, так и си-нергетизма. В работе [11] отмечается, что «... главное

следствие явления синергетизма в социотехнических системах может быть сформулировано, как невозможность достаточно достоверного предсказания той или иной инициативы внутри последних. Здесь возможны бесчисленные комбинации вариантов развития, велико влияние локальных и периферийных отношений, случайных процессов, необходимо многомерное, «нелинейное» мышление, «поле» методов, поэтому традиционные рациональные схемы перестают быть адекватными».

Таким образом, безопасность существования человека в условиях современной техносферы нельзя исследовать в отрыве от той среды, в которой реализуется его деятельность. Объектом исследований формирующейся науки о БЖД должен быть человек, рассматриваемый как элемент системы, объединяющей совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов производственной деятельности.

О предмете исследования. Психологами установлено, что коренной потребностью человека является безопасность [12]. Потребность разумного человека в безопасности следует непосредственно за физиологическими потребностями, свойственными всем живым организмам. С позиций анализа проблемы безопасности можно заметить, что удовлетворение каждой следующей потребности позволяет ещё и лучше удовлетворять предыдущие. Так, потребность в социальных связях-в объединении - возникает не только после удовлетворения потребности в безопасности от непосредственных угроз, но и вызвана стремлением к повышению уровня этой безопасности. В сообществе человеку безопаснее. Потребность в уважении служит основанием для того, чтобы интересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобразования интересов сообщества в личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы. Следующей потребностью является развитие, а оно даёт в руки человеку всё более эффективные инструменты обеспечения безопасности. Наконец, духовное развитие личности позволяет формировать в сознании высшие - общественные - ценности, в том числе безопасность сообщества. Таким образом, все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности и служат ей. Именно поэтому она является коренной. Кроме того, из изложенного можно сделать важное заключение: все сферы разумной жизнедеятельности человека, вызванной базовыми потребностями, в конечном итоге имеют целью обеспечение и повышение уровня его безопасности. Исходя из этого, именно проблема безопасности выступает той стороной объекта исследований (человека), которую необходимо рассматривать в качестве цели исследований.

Предметом исследования науки о БЖД должно быть совокупность условий существования человека в среде обитания, изучение возможностей обеспечения безопасности, т.е. процесса создания благоприятных условий деятельности, процесса овладения субъектом необходимыми условиями собственного существования, минимизация комплекса угроз, исходящих от окружающего его мира. Наука о БЖД должна представлять собой систему научных знаний об опасностях среды обитания, методах их предотвращения, путях и способах обеспечения безопасности и создания благоприятных условий жизнедеятельности. Исходя из представления о человеке как элементе гомоценоза, предметная область БЖД

должна охватывать вопросы обеспечения безопасности технических систем и устройств, охраны труда, промышленной экологии, обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, однако все они должны рассматриваться во взаимосвязи, как элементы единой системы, частью которой является сам человек.

О методах исследования. Естественное стремление ученых к всё большему охвату разнообразных природных и социальных процессов и к все более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой дифференциации, т.е. разделению соответствующих наук. Сегодня этот перечень очень велик. Однако в настоящее время складываются объективные условия для сближения отдельных научно-технических дисциплин, усиливаются тенденции к интеграции технического и естественнонаучного знаний. Применение комплексного подхода к таким наиболее важным проблемам, как решение экологических проблем, обеспечение безопасности социотехнических систем и др., охватывающих различные сферы общественной жизни - далеко не полный перечень объективных факторов, обусловливающих процесс детерминации интегративных процессов в научно-техническом знании.

В связи с высоким уровнем сложности рассматриваемой системы, междисциплинарные исследования приобретают особую актуальность. Сегодня они едва ли не единственная возможность создавать научную информацию, обладающую интегрирующими свойствами и способную оказывать измеримое воздействие на социотехничес-кие системы. Прежде всего, речь должна идти о синтезе естественнонаучного и гуманитарного подходов, т.е. разработке методологии сопряжения гуманитарного знания как науки о человеке не только с обществознанием, но и с естествознанием и технической практикой. Теоретическая база БЖД должна вобрать в себя концепции и методы широкого круга научных дисциплин. Основной трудностью на этом пути является отсутствие внятного механизма междисциплинарного взаимодействия. Исключительная сложность проблем, связанных с исследованием социотехнических систем, определяет необходимость поиска новых организационных форм для формирования единой системы «наука-техника», сближения технических наук с науками гуманитарного профиля

В настоящее время можно говорить о становлении нового, «нетехнического» периода в развитии технических наук [13]. Вбирая в себя уже имеющиеся естественнонаучные знания и методы, технические науки преобразуют их, приводят в пригодное для решения собственных задач состояние. В основном, это объясняется достигнутым пониманием системного содержания взаимоотношений технических объектов и среды их функционирования, с учетом сложных взаимоотношений, существующих в социотехнических системах.

В основу концепции современной научной теории закладывается иная трактовка онтологии предмета, которая обновляет представление о характере его возможного познания следующими крайне важными установками [1]:

1. Отказом от изоляции предмета от окружающих воздействий якобы для обеспечения «чистоты рассмотрения».

2. Признанием зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации.

3. Системно-целостной оценкой поведения предмета, исходя из того, что последнее обусловливается как логикой внутреннего изменения, так и формами взаимо-

действия с другими предметами.

4. Динамизацией представлений сущности объекта -переходом от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы; это ориентирует исследователя на изучение объекта как средоточия комплексных обратных связей, возникающих как результирующая действия различных агентов и контрагентов.

5. Антиэлементаризмом. Системное комплексное исследование динамически действующих открытых неравновесных систем привело к отказу от интенции на выделение «элементарных составляющих» (в особенности биологические, социологические, народнохозяйственные, космические, экономические, агробиологические и другие системы). Будучи релятивировано, понятие элементарности лишено в современной науке черт абсолютности, какие приписывались ему в эпоху классической науки.

Изменения, которые затрагивают сферу натурного эксперимента, в значительной мере определяются выработкой способов преодоления тех реальных трудностей, какие возникают в ходе экспериментирования с комплексными динамически функционирующими системами целостных объектов. «Фундаментальная из подобных трудностей - отсутствие инвариантности условий при воспроизведении эксперимента, его «тиражировании». Системно-комплексная природа экспериментирования - вовлечение в ситуацию множества факторов, изменение самой ситуации вследствие статистического характера взаимодействия агентов и контрагентов - ставит ученого не только перед фактом объективного разброса начальных и сопутствующих условий, которые чаще всего (по причине многофакторности) не поддаются контролю и являются трудно управляемыми, но и перед фактом значительного разброса конечных результатов экспериментов данной серии. Последнее деформирует критерий воспроизводимости, утверждающий обязательность получения в идентичных условиях идентичных результатов» [14].

Наряду с этим возрастет роль математического, имитационного экспериментов. «Сущность метода математического эксперимента, - отмечает В.М.Глушков, -состоит в том, что эксперименты проводятся не с самим объектом, как это имеет место в классическом экспериментальном методе, а с его описанием на языке соответствующего... раздела математики» [15]. Имитационный эксперимент производится в ситуациях, когда важно исключить возможные морфологические изменения предмета, представляет конструктивно-идеализированное, концепционное исследование-моделирование поведения предмета задолго до потенциального реального экспериментирования. Отсутствие привязки к конкретным условиям постановки, обусловливающее большую мобильность и оперативность имитационных экспериментов, приводит к широкому их распространению в науке, что вызывает сужение сфер применения, а в ряде случаев и вытеснение натурных экспериментов. В особенности это затрагивает такие области, как экология, экономика, генетика, демография. Данное положение в полной мере справедливо для науки о БЖД.

Глобализация человеческой практико-преобразую-щей деятельности, вызванная этим гуманизация природы обусловливают становление нового типа реальности, характеризующейся взаимопроникновением, единством объективного и субъективного, естественного и искусственного, природного и социально-исторического. Процессы изменения природы человеком и собственно природные процессы изменения сливаются в один процесс

- изменение социоприродной целостности. Формирование социотехнических систем привело к тому, что возникла область (сфера), в которой законы естественного мира действуют в сочетании и во взаимодействии с законами человеческого общества. Изучение тех и других, будучи безусловно необходимым, оказывается отнюдь не достаточным для понимания протекающих в них процессов, ибо их существование не укладывается ни в социальные, ни тем более в природные, биологические закономерности. Главная проблема заключается в том, что социотех-ническая организация (система, гомоценоз) — не сумма разрозненных элементов, а система, то есть их органическая взаимосвязь и взаимодействие. Специфической особенностью является то, что многие процессы, протекающие в ней, имеют синергетический характер и ее феномен нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Проблематика охватывает многие области человеческого знания (экономику, социологию, философию, психологию, экологию и др.) и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления. Очевидно, что здесь требуется принципиально новая методология исследований, своеобразный синтез методологий многих наук. «Изучение специфики риска применительно к различным сферам общества -прерогатива частных наук. Однако общество - не простая механическая совокупность отдельных элементов. Развитие одних его сторон зависит от влияния других. И если сложить результаты многочисленных исследований, осуществляемых конкретными науками, то целостной картины общественного риска не получится. Она будет мозаичной, не дающей возможности реконструировать социальный механизм риска, и раскроет лишь его отдельные стороны, детали и элементы» [5].

Методологическую базу для решения поставленной задачи предоставляет системология - активно развивающееся научно-методологическое направление [16]. Идея построения теории, которая бы занималась системами любой природы, принадлежит австрийскому биологу Людвигу фон Берталанфи.

Системология — наука об общих принципах организации сложных систем. Роль системологии в ее отношениях с другими, частными науками состоит в ее интегра-тивной, синтетической функции. Системология позволяет рассматривать разнохарактерные предметные области с единой организационной точки зрения, с одной общесистемной позиции, устанавливая между ними логическое единство, обеспечивая формально-структурную, организационно-функциональную и потенциально-содержательную полноту и, как следствие, языковое взаимопонимание. Тем самым все научные дисциплины «стягиваются» в единый иерархический «организм-знание», в единую системно-организованную науку. Системологи-ческий синтез особенно важен для переброски языковых мостков между естественнонаучной сферой, изучающей отношения между объектами, и гуманитарной сферой, изучающей отношения между объектами и субъектами или между субъектами. Системно-организационная картина мира позволяет выявить взаимосвязь между всеми перечисленными проблемами и логически скрепить отдельные дисциплины и в целом естественное и гуманитарное знание в единую науку, обобщающую и осмысливающую прошлый и настоящий опыт человечества.

В соответствие с исходными постулатами системо-логии, гомоценоз можно рассматривать как совокупность взаимодействующих системных комплексов. Это взаимодействие сводится к процессам обмена между системами (преобразованная человеком среда обитания, кол-

лектив людей и система организации) и их элементами. В мире косной природы (абиотическая составляющая -технические устройства, сырье, продукция) взаимодействие определяется количественными (вещественно-энергетическими) показателями обмениваемых элементов. В живой природе (биотическая составляющая - люди) решающее значение наряду с количественными имеют качественные (личностные, индивидуальные) показатели элементов. С логической точки зрения - в целом системы суть функционально определенные, структурно упорядоченные и адаптивно реорганизующиеся множества элементов. Внешние и внутренние функции систем, их иерархические и одноуровневые структуры характеризуются соответствующими обменными потоками (информационная составляющая). Системология некоторой предметной области включает в себя системологии исследуемых подсистем.

Системно-организационное представление обустройства мира существенно углубляет и укрепляет единую методологическую базу любых научных исследований, значительно облегчает постановку и решение междисциплинарных проблем и, как представляется, может сыграть значительную эвристическую роль при изучении рассматриваемой предметной области.

Формирование научных основ БЖД, как и любой другой науки - длительный и кропотливый процесс. Сфера безопасности как объект исследования - не самая легкая из возможных. Это, во-первых. Во-вторых, сами исследования в данной предметной области являются относительно «молодыми», в них, как представляется, не осознана еще в полной мере «критическая масса» идей, точек зрения на те или иные проблемы для того, чтобы предложить теорию предмета, адекватную самому предмету. Нельзя также, в-третьих, сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что всплеск исследований в области безопасности (по крайней мере, в нашей стране) пришелся как раз на период некоторого снижения, по известным причинам, общего уровня отечественной науки.

Представляется, что БЖД должна развиваться как базовая общеметодологическая наука, т.е. должна быть инвариантной к области профессиональной деятельности. Вопросы безопасности в конкретных сферах должны найти отражение в прикладных дисциплинах, имеющих отраслевую либо иную направленность, таких как, например, безопасность в машиностроении, энергетике, металлургии или безопасность в техносфере, социальная безопасность и т.п.

Перефразируя высказывание Ф.Бэкона о трех последовательных этапах научных исследований, процесс становления новой науки можно охарактеризовать следующим образом. Сначала ученые, подобно муравьям, тащат в свой духовный муравейник все без разбору (данные наблюдений, факты эксперимента, чужие и свои идеи). Затем они, как пчелы, начинают собирать материал лишь некоторого определенного рода и преобразовывать его в «мед» (собственные понятия, идеи, теории). И, наконец, решают, что для выработки «меда» им не нужен никакой внешний материал и, подобно пауку, незаметно для себя начинают производить вместо меда «паутину» (т.е. создавать методологию науки).

Современная наука о БЖД, в том числе и теоретическая, имеет на сегодняшний день в целом необходимое и достаточное количество «меда», чтобы дать ученым, разрабатывающим данную проблематику, реальную возможность попытаться отразить в теории объект исследования («человек в условиях техносферы») на уров-

не, достаточном, по крайней мере, для того, чтобы он явился методологической базой для исследований технологического характера.

Список литературы

1. Ильин В.В. Философия науки: Учебник.- М: Изд-во МГУ, 2003.

2. Поликарпов В.С. Философия безопасности.- СПб.; Ростов-н/Д. -

Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001.

3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука //Безопас-

ность жизнедеятельности. - 2003. - №2. - С.2-9.

4. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельно-

сти: Учебное пособие/ Под ред. О.Н. Русака.- 6-е изд., стер. — СПб.: Изд-во «Лань», 2003.

5. Ярочкин В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятель-

ности.- М.: Ось, 2000.

6. Белов П.Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в

техносфере. - М.: Академия, 2003.

7. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г. и др. Управление

риском.- М.: Наука, 2000.

8. Гребнев Л.С. Человек в экономике: Теоретико-методологический

анализ: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук.- М., 1992.

9. Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной

эволюции.- М.: Ноосфера, 1997.

10. Авдеев В.А., Кудрин Б.И. Закономерности построения, функциониро

вания и развития технических систем. - Томск: Гос. Томский ун-т, 1996.

11. Гнатюк В.И. Закон оптимального построения техноценозов. - М.:

Центр системных исследований, 2004.

12. Рачков Б.П. Человек в современном технизированном обществе:

проблемы безопасности развития // РАН. Ин-т философии. - М.: Изд-во РАН, 1998.

13. Горохов В.Г. Розин В.М. Алексеева И.Ю. Философия техники:

история и современность/ Отв. ред. В.М. Розин.- М.: Ин-т философии, 1997.

14. Вайдлих В. Социодинамика: системный подход к математическому

моделированию в социальных науках / Под ред. Ю. С. Попкова, А. Е. Семечкина; Пер. с англ.- М.: Едиториал УРСС, 2004.

15. Глушков В.М. Математизация научного знания и теория решений //

Вопр. филос.- 1978. - №11. - С.29 -46.

16. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач/

Пер. с англ.- М.: Радио и связь, 1990.

Левашов С.П.,

Курганский гоударственный университет, г. Курган

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ АНАЛИЗА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложены методологические подходы к анализу безопасности жизнедеятельности, сформулированные в виде совокупности базовых принципов. В основу анализа положена цепь взаимообусловленных понятий: человек - деятельность - среда - опасность - риск -защита - уровень безопасности человека. Представленная концепция может рассматриваться как основа для разработки исследовательских программ, связанных с моделированием безопасности.

В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, метод научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методологический анализ позволяет абстрагироваться от конкретных научных фактов и осознать те основные принципы, на которых строится данная наука, обобщить имеющиеся данные, установить меру соотношения между конкретными данными в разных областях науки.

Анализ проблем в любой предметной области можно разделить на четыре стадии: концепции - модели -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.