УДК 351.741 Б01 10.47475/2618-8236-2020-15408
ББК 64.400
К вопросу о формировании службы участковых уполномоченных полиции
В. Е. Горюнов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Приведен обзор становления и изменений организационно-правовых основ службы участковых уполномоченных полиции, которые всегда были связаны с реформами системы полицейских органов, на которые в свою очередь всегда влияли изменения структур государственного аппарата в России.
Ключевые слова: уличный надзиратель, земский капитан-исправник, квартальный поручик, околоточный надзиратель, участковый надзиратель милиции, участковый инспектор милиции, участковый уполномоченный полиции.
Издавна деятельность участкового уполномоченного полиции в России имела важное значение. Слово «участковый» в словосочетании «участковый уполномоченный» происходит не только от слова «участок», но и от слова «участие» [9, с. 13]. Необходимо отметить, что служба участковых уполномоченных полиции имеет длительную историю, на протяжении которой соответствующее должностное лицо полиции именовалось: «уличный надзиратель»1; «земский капитан-исправник» [23]; «квартальный надзиратель»; «околоточный надзиратель» [22, с. 461-488], которые наблюдали за внешним порядком, освещением улиц и дворов, своевременным открытием и закрытием торговых заведений в пределах городского квартала. В последующем претерпела изменение и называлась «участковый надзиратель милиции» [17, с. 11], «участковый инспектор милиции» [12]. С вступлением в силу Федерального закона «О полиции» в 2011 г. должность вновь изменила свое название на «участковый уполномоченный полиции» [14].
Участковому уполномоченному полиции в силу его правового положения отведена ведущая роль в решении задач, возложенных государством на полицию. В связи с тем, что деятельность участкового уполномоченного полиции является связующим звеном органов внутренних дел с населением, приоритетным направлением в его деятельности является взаимодействие как с гражданами, так и с общественными объединениями, организациями независимо от их форм собственности, органами местного самоуправления и государственными ор-
1 В 1721 г. Петр I ввел должность уличного надзирателя.
ганами. Основной целью сотрудничества с населением на обслуживаемом административном участке является контроль оперативной обстановки.
За службой участковых уполномоченных нормативно закрепляются территории обслуживания, где участковый уполномоченный, как сотрудник правоохранительных органов, участвует не только в жизнедеятельности населения, но и индивидуально подходит к каждому лицу, проживающему на участке, обслуживаемом участковым уполномоченным полиции.
Появление и развитие службы участковых уполномоченных полиции в России имеет длительную историю. Все без исключения изменения организационно-правовых основ этой службы всегда исходили от реформ изменяющих систему полицейских органов и в целом государственного аппарата в России.
В теории представлены различные точки зрения относительно появления рассматриваемой службы. Это связано прежде всего с тем, что функции, выполняемые участковым уполномоченным полиции, в дореволюционной России возлагались на различных должностных лиц.
На всех этапах развития российского государства служба участковых уполномоченных полиции занимала важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового уполномоченного были квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник2, старший по-
2 Полицейские урядники предназначались в помощь становым приставам для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за «сотскими» и «десятскими». Полицейский урядник должен был соответствовать достаточно высоким физическим
52
лицейский, участковый надзиратель, участковый инспектор.
Функция охраны общественного порядка возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (У1—УШ вв.), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя.
Так, в Наказе Вяземским воеводам, князю Алексею Юрьевичу Сицкому и Григорию Левон-тьевичу Валуеву лета 7129 марта 23 день. Государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Русш велел боярину и воеводам быти на своей государевой службе в Вязьме. «... людям ука-зати, где кому в осадное время быти, чтобь всякий свое место знал, чтобы литовский люди и черкасы и изменники воровским обычаем к Вязьме безвестно украдом, и обманом и ночным временем не пришли... .» [1, с. 158-159].
В древнерусской государственности ту же функцию выполняли помещики, наместники1, дворские, мечники2 и так далее. По сути, первым из основных этапов развития полиции России можно считать создание княжеских дружин. Когда государство зарождалось, им помогали и общинники3.
По мере развития государства полицейские функции по охране общественного порядка в той или иной мере реализовывали посадники 4 , волостели5, тысяцкие, сотские, старосты, вирники 6 и т. д. Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом их деятельности.
и интеллектуальным требованиям. Так, урядник должен был уметь составлять протоколы, то есть обладать определенными правовыми знаниями. Прослужившие на этой должности не менее 5 лет и выдержавшие установленные законом испытания могли быть назначены на классные полицейские должности, даже если по общим правилам не имели права поступления на государственную службу.
1 Представитель центральной власти.
2 В Древней Руси мечники исполняли судебные решения.
3 Общинное вечевое устройство у славян, когда общинники сообща владели и пользовались землей, принадлежавшей общине, и имели равное право на участок (надел) пахотной земли без права ее отчуждения. В IX в. — свободные крестьяне-общинники, в Х—Х1 вв. — смерды-общинники.
4 Посадник — должностное лицо при судебно-административных органах.
5 Представитель центральной власти.
6 Вирник — сборщик вир — штрафов в пользу князя за убийство свободного человека, который, как предполагалось, не только собирал виры, но и осуществлял розыск преступников.
В Русском царстве главными местными полицейскими органами были наместники, затем воеводы. Борьбу с лихими людьми вели главным образом сами общины, избирая для того губных старост [8, с. 416] и целовальников, находившихся под ведением Разбойного приказа. Охрана безопасности в городах была возложена на городничих, которым были подчинены объезжие головы. В Москве и в некоторых других городах существовали земские дворы (избы). Исполнительный полицейский персонал составляли в городах земские ярыжки, стрельцы, объезжие головы, решеточные приказчики и ночные сторожа.
Термин «преступление» хотя и известен был в эпоху Русской Правды XI в. (в переводной литературе с греческого языка), но самой Русской Правде не известен, ибо ей чуждо то понятие о преступлении, которое выражается этим термином, т. е. нарушение закона. Термин, употребляемый Русской Правдою согласно М. Ф. Владимир-ского-Буданова, есть обида [7, с. 321].
Обида личная есть непосредственное посягательство на честь данного лица. Древнее русское право придавало термину «обида личная» чрезвычайно широкое значение, употребляя его в смысле вообще преступления [4, с. 234].
Обида личная есть непосредственно личное поражение чести, через выражение в какой бы то ни было форме презрения к личности потерпевшего [4, с. 235].
Видами обиды являлись: обида словом или на письме; обида действием, т. е. легкое посягательство на телесную неприкосновенность с оскорбительным намерением; обида в печати (диффамация).
В восьмом томе Большой энциклопедии под термином «диффамация» понимается как оглашение в печати каких-либо сведений, позорящих известное лицо или учреждение, независимо от того, истинны ли означенные сведения или ложны. Диффамация примыкает к общей группе преступлений против чести, являясь наряду с клеветой наказуемым опозорением [2, с. 506—507].
В целом первое законодательство было простым. Того, кто нанес увечье кому-либо, подвергали той же процедуре, например, отрубали руку за руку и т. д. Высшая мера наказания, согласно Русской Правде, — это конфискация имущества и передача всей семьи преступника в рабство. Такое наказание предназначалось за разбой, поджог, конокрадство. Также преступника могли лишить жизни.
В те времена история полиции России пребывала в зачаточном состоянии, поэтому некоторые законы были несовершенны. Например, если преступник скрывался, то его розыск осуществляли сами потерпевшие.
В конце XV — начале XVI в. учреждаются новые органы — Приказы, которые были бюрократическими централизованными органами, ведавшими отдельными отраслями государственного управления в России.
Их наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения. Применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 1560-х гг. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат [21, с. 560-561].
Приказы управляли или каждый своим отделом государственных дел, или отдельными областями, входившими в состав Московского государства. Первое упоминание о Приказе относится к 1512 г. Приказы теряют свое значение, когда на смену им под конец царствования Петра I появляются коллегии [5, с. 619]. Коллегии, центральные государственные учреждения, созданные Петром Великим, решившимся в 1715 г. преобразовать государственное устройство по шведскому образцу. Начальником в Канцелярии был секретарь, принимавший все просьбы и составлявший все важные бумаги. В канцелярии находились: нотариус, актуариус, переводчик, регистратор и несколько низших чиновников. Кроме того, при каждой Коллегии состоял прокурор и фискал (до 1730 г.) [3, с. 183-184]. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Для многих Приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным.
Высшая уголовная юрисдикция изъята была постепенно из ведомства областных управителей, и для нее было создано особое центральное учреждение Разбойный приказ. Разбойный приказ (с 80-х гг. XVII в. — Разбойный сыскной). Ведал контролем за решением уголовных дел в приказных избах [21, с. 565].
С 1539 г. упоминаются в актах бояре в Москве, которым разбойные дела приказаны. Предполагалось, что это была временная комиссия, учрежденная для уничтожения разбоев, которые тогда
усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную, и таким образом появилась разбойная изба или Разбойный приказ, который впервые упоминается в 1571 г. и с той поры непрерывно существовал до XVIII столетия. В этом Приказе сидели боярин или окольничий, дворянин и два дьяка; заведывал Приказ делами о разбое, грабеже, грабеже и убийстве, палачами, тюрьмами; ему были подчинены губные старосты; он заботился о поимке убийц, воров и разбойников. Ведомство разбойного Приказа простиралось на всю Россию, кроме Москвы [6, с. 193].
В качестве правового основания деятельности Разбойного приказа стала Уставная книга Разбойного приказа, которая составляет исключение из прочих: в основании ее лежит не Судебник, а особое уголовное уложение, созданное Иоанном IV около 1555 г. Затем в смутную эпоху деятельность Разбойного приказа и развитие уголовного законодательства вовсе прекратились, а потому в 1617 г. была составлена новая Уставная книга в разряде дьяком Третьяком Корсаковым и подьячим Никитой Постниковым из прежней Уставной книги и дополнительных узаконений к ней времен царей Федора Иаонновича и Бориса Годунова. Затем к ней были присоединены новые законодательные вопросы без ответов (ответы были получены уже в Уложении царя Алексея Михайловича). Наконец, с 1620-х гг. (1624-1631) приписаны новые уголовные законы по запросам приказа [7, с. 228].
За время своего существования Разбойный приказ несколько раз переименовывался: Разбойный сыскной приказ (15 ноября 1682 г.); Сыскной приказ (6 ноября 1683 г.); Приказ сыскных дел (15 ноября 1687 г.); Разбойный приказ (1689 г.); Сыскной приказ.
Разбойный приказ просуществовал до XVIII в., когда в 1701 г. он под именем Сыскной приказ был расформирован, а его дела были переданы в другие приказы, соответственно тому, какие разряды населения ведал каждый из них [6, с. 193].
Регулярная полиция была создана в Санкт-Петербурге в 1718 г., которая стала для Петра I одним из главных инструментов в реформах, заменяющих старые порядки и устанавливающих новой формы правления. В 1721 г. полиция учреждается в Москве и ряде других городов (1733 г.), где полицейские функции по-прежнему исполняли органы местного управления.
54
В крупных городах после учреждения Министерства внутренних дел функции участкового уполномоченного выполнялись квартальным надзирателем, который был обязан наблюдать: за внешним порядком; освещением улиц и дворов; своевременным открытием и закрытием торговых заведений в пределах городского квартала.
Екатерина II 7 ноября 1775 г. провела губернскую реформу, значительно усилив местный аппарат управления, утвердив «Учреждения для управления губерний» [19, с. 219—226]. Создаются полицейский аппарат в уездах (нижний земский суд), контролируемый дворянством, и должностные лица уездной полиции «земский исправник или капитан» (ст. 235—252), «городничий» (ст. 253—259), «прокурор» (ст. 404—410).
В 1782 г. Екатерина II, продолжая реформировать городскую полицию, учредила 8 апреля 1782 г. «Устав благочиния, или полицейский» [19, с. 321— 387]. В городах Российской империи вводятся такие должности, как «частный пристав», «квартальный надзиратель» и «квартальный поручик».
В соответствии с Уставом благочиния город разделялся на административно-полицейские части, которыми руководили частные приставы (78). В одну такую часть входило «от двух сот до семи сот дворов» (с. 6). Части в свою очередь делились на кварталы, в которых располагалось «от пятидесяти до ста домов» (ст. 10). Во главе каждого квартала был квартальный поручик (ст. 12), выполнявший многие из тех обязанностей, которые сегодня осуществляет участковый уполномоченный полиции.
Качествам частного пристава также было уделено особое внимание: «частного пристава должность требует в его особе безпорочности поведения, здравого разсудка в деле, доброй воли к службе общей, точности во исполнении, безко-рыстия во взыскании» (86); частному приставу поручается в его части и предписывается бдение, дабы 1) ни что не принималось закон божий нарушающее; 2) чтоб общий порядок сохранен был во всех вещах; 3) чтоб уголовныя преступления не осталися без наказания не смотря на лице (88); «частный пристав имеет смотрение, чтоб в его части ничто не принималось противное службе императорского величества и общему добру (89)»; частный пристав: «старается во всем сохранить установленный порядок и стройность так, дабы лихие, недоброхотные к установленному порядку исправились, а добропорядочным гражданам доставить
мир и безопасное житие» (96). Частный пристав в случае запрещенной игры, имеет изследовать. 1) о игре, 2) что, 3) чем, 4) когда, 5) где, 6) как, 7) кем играно (129); и т. п.
К качествам квартальнаго надзирателя также предъявлялись конкретные требования: квартального надзирателя должность требует безпорочно-сти в поведении, доброхотства к людям, прилежания к должности и безкорыстия (147); квартальный надзиратель в его квартале имеет попечение, чтоб молодые и младшие почитали старых и старших, и о повиновении слуг и служанок хозяевам и хозяйкам во всяком добре (154); и др.
Кроме того, в Наказе управе благочиния в ст. 41 «Зерцало управе благочиния» включено три правила. Первое включало «правила добронравия». В основе их лежали общечеловеческие нравственные принципы, основанные на библейских заповедях, которые должны были соблюдать чины полиции: не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь (I); не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро коли можешь (II); буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром здравии, да удовлетворит по возможности (III); в добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимущему, напои жаждущего (IV); сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему (V); блажен кто скотину милует, буде скотина и злодея твоего споткнется подыми ее (VI); с пути сошедшему указывай путь (VII).
Второе «правило обязательств общественных» содержит принципы, регулирующие брачно-семей-ные взаимоотношения, — между супругами, между родителями и детьми (УШ—Х1). Нормы этой части отражают семейно-правовые отношения того времени.
Третье правило относится к государственным учреждениям и должностным лицам: «качества определеннаго к благочинию начальства и правила его должности»: 1. здравый разсудок, 2. добрая воля в отправлении порученнаго, 3. человеколюбие,
4. верность к службе императорскаго величества,
5. усердие к общему добру, 6. радение о должности, 7. честность и безкорыстие (XII); правой и равной суд всякому состоянию (XIII); дать покровительство невинному и скорбящему (XIV); воздержание от взяток; ибо ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду (XV).
Определенного рода изменения происходят только после подписания 25 декабря 1862 г. «Временных правил об устройстве полиции в городах
и уездах губернии по общему учреждению управляемых». Уездная и городская полиция объединяются в уездные полицейские управления во главе с уездными исправниками, которые назначаются правительством. Уезды по-прежнему делятся на станы во главе со становым приставом, сотскими и десятскими. В городах, подведомственных уездному управлению, полицейскую службу несут городские и участковые приставы, а также полицейские надзиратели.
Для городовых и околоточных разработаны специальные инструкции.
§ 1. Городовые суть нижние чины Полицейской стражи, которая учреждена для наблюдения за порядком и благочинием и для ограждения за порядком и благочинием и для ограждения общественной безопасности посредством предупреждения и пресечения преступлений и устранения несчастных случаев.
§ 2. Городовые, по распоряжению непосредственного своего начальства, назначаются на службу дежурными на подвижных и постоянных постах, командируются для соблюдения порядка в местах стечения публики и употребляются как командами, так и порознь для отдельных поручений по службе, как то: для розыска преступников, для конвоирования задержанных лиц и т. п.
§ 10. Дежурные городовые должны постоянно находиться на видных местах, дабы каждый нуждающийся в помощи мог их найти. Поэтому воспрещается им заходить во дворы, или в питейные и торговые заведения, исключая случаев, когда это необходимо для прекращения беспорядка, или по приглашению оказать помощь. Удаляясь с поста по болезни или по случаю происшествия на продолжительное время, дежурный городовой должен дать знать подчаску, чтобы сей последний его заступил [20].
Городовым вменяется в обязанность:
— наблюдать, чтобы собранный в домах сор, мусор, щебень и всякая вообще нечистота не была выбрасываема на улицу, а оставляема во дворах до вывоза оной мусорщиками;
— требовать, чтобы дворники ежедневно утром счищали и сметали тротуары, водосточные канавы и улицы. Снег, лед и сор следует складывать в кучи до вывоза оных мусорщиками;
— прекращать всякий шум, крик, брань, ссоры и драки на улицах, площадях и в публичных местах;
— воспрещать рабочим, дворникам и вообще простонародью громко произносить на улицах непристойные ругательства и неприличные шутки;
— пьяных, которые идут шатаясь или падают, и тех, которые позволяют себе кричать, шуметь, браниться, петь песни, задерживать и отправлять в частный канцелярский дом для вытрезвления. При скоплении пьяных, когда одному дежурному городовому невозможно восстановить порядок, он должен свистком созывать городовых соседних постов и призвать на помощь ближайших дворников;
— через дворников и швейцаров хорошего поведения узнавать о притонах людей подозрительных и беспаспортных, и сведения эти сообщать своему околодочному надзирателю;
— требовать, чтобы дворники и сторожа около лавок исправно исполняли ночной караул, не дозволять им располагаться на скамейках и спать у ворот, и внушать, чтобы они обращали внимание на всех входящих и выходящих из дому для предупреждения воровства, в особенности летом во время переезда хозяев квартир на дачи [20].
Крупные города делились на отдельные участки, вверенные особым участковым приставам1. В состав каждого участка в Санкт-Петербурге, помимо пристава, входили прикомандированный офицер, письмоводитель и два помощника, а в Москве — канцелярия, помощник пристава.
Согласно распределению предметов ведомства бывшей С.- Петербургской управы благочиния между Канцелярией С.- Петербургского градоначальника и участковыми приставами столичной полиции, представленное Сенату министром внутренних дел, к ведомству участковых приставов столичной полиции относятся следующие дела: 1. Сыск разных лиц и имуществ в столице, по требованию присутственных мест и должностных лиц, а также сыск и арестование обвиняемых по делам уголовным, в определенных законом случаях. 2. Задержание и отсылка нищих в Комитет для разбора их учрежденный. 3. Исполнение
1 Участковый пристав — полицейская должность, учрежденная в ходе реформы городской полиции. С образованием градоначальств (1875) к ведению участкового пристава, помимо надзора за порядком, проверки полицейских постов и прочего, были отнесены также сыск лиц и имущества, выдача отсрочек на проживание в столице и некоторые другие функции.
56
требований присутственных мест и должностных лиц о денежных в пользу казны взысканиях, о наложении ареста на находящихся в столице имущества, о снятии с них ареста, об описи, оценке и отдаче сих имуществ во временное управление и распоряжение о продаже движимых имений в случаях, определенных законом. 4. Исполнение сообщений и требований присутственных мести и должностных лиц по делам, неозначенным п пункте 3. 5. Исполнение решений судебных мест прежнего устройства в тех случаях, когда исполнение это возложено законом на полицию, и уголовных приговоров. 6. Доставление повесток о явке в судебные места прежнего устройства к вы-слушанию решений. 7. Определение и взыскание штрафов за просроченные паспорты и адресные билеты и за неисполнение правил, заключающихся в Положении об Адресном столе. 8. Содействие судебной власти по вводу во владение недвижимого имущества. 9. Выдача отсрочек проживающим в столице крестьянам и мещанам; свидетель-ствование видов женам лиц, принятых в военную службу. 10. Сообщение Мировым Судьям о смерти каждого проживающего в столице лица, для принятия, на законном основании, мер к охранению оставшегося после умершего имущества [18].
В свою очередь участок делился на 2—3 околотка, в которых на службе состояли по два околоточных надзирателя. Один занимался «наружным порядком», другой «внутренним надзором за народонаселением».
Околоточный надзиратель был непосредственно подчинен участковому приставу. В своем подчинении имел городовых и дворников (в части исполнения ими полицейских функций). Должность соответствовала 14-му классу Табели о рангах.
Он был обязан знать всех жителей околотка, род их деятельности, характер поведения, оказывать всяческое содействие чиновникам сыскной полиции.
На должность околоточного надзирателя (в просторечии — околоточный) назначались лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие здоровое телосложение, а также соответствующее образование, у которых есть право на льготы второго разряда по воинской повинности или же которые приобрели опытность на государственной службе.
Должностные обязанности околоточных надзирателей зафиксированы в специальной инструкции 1867 г., согласно которой околоточный надзиратель обязан был твердо знать свои обязанности,
точно и четко исполнять их. Он обязан был: как днем, так и ночью, обходить вверенный ему околоток для охраны общественной тишины и порядка; принимать предписанные законом меры к прекращению нарушения таковых. Ему также предписывалось предупреждать убийства, разбои, грабежи, кражи и другие преступления против личной безопасности обывателей.
§ 2. Околодочные надзиратели, состоя в непосредственном ведении и распоряжении Участковых Приставов, получают от них все поручения и приказания на словах и докладывают о своих действиях по службе также изустно.
§ 3. Городовые находятся в прямом подчинении околодочных надзирателей, как своих ближайших начальников, получают от этих последних приказания, за исполнение которых отвечают как и за ослушание начальству.
§ 6. На околодочных надзирателей возлагается ближайший надзор за соблюдением в пределах вверенного им околодка правил относительно общественного благоустройства и благочиния, обязанность предупреждать и останавливать нарушителей этих правил, водворять порядок, и право, в случае неисполнения их законных требований составлять о том протоколы.
§ 9. При производстве дознания околодочные надзиратели... собирают необходимые сведения негласно, пользуясь близким знанием жителей своего околодка и местности, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия, отнюдь не беспокоя жителей неуместным вмешательством в их дела, не дозволяя себе входить в квартиры и нарушать их покой; ни в коем случае не должны произвольно делать обыски и выемки, если не имеют на то особого приказания Участкового Пристава, на котором в таком случае лежит и ответственность за сделанное распоряжение [20].
Революционные события начала XX в. одновременно сопровождались ростом недовольства полицией. Отмечается падение престижа полицейской службы, а с началом первой мировой войны большинство полицейских школ были закрыты.
Временным правительством должности околоточного надзирателя, полицейского урядника были упразднены в марте 1917 г. наравне с другими полицейскими чинами. При этом фактически под новым внешним видом органов внутренних дел — «народной милицией» работали многие бывшие кадровые полицейские, добросовестно исполнявшие правоохранительные функ-
ции в новых изменившихся условиях общественных отношений.
Охрана общественного порядка и общественной безопасности очень важна для любого государства, в связи с чем 28 октября (10 ноября) 1917 г. народный комиссар по внутренним делам А. И. Рыков подписал постановление «О рабочей милиции», в соответствии с которым: все Советы Рабочих и Солдатских Депутатов учреждали рабочую милицию (ст. 1); находившуюся всецело и исключительно в их ведении (ст. 2); гражданские и военные власти были обязаны содействовать вооружению рабочей милиции вплоть до выдачи ей казенного оружия (ст. 3) [15].
Необходимо отметить, что в первые годы существования советской милиции не было должности, которая по своим функциональным обязанностям была бы аналогичной участковому уполномоченному.
Первым прообразом участкового уполномоченного полиции становится волостной милиционер, осуществляющий свою деятельность на основе инструкции волостному милиционеру, принятой НКВД РСФСР в феврале 1920 г. [11].
Приказом НКВД РСФСР от 17 ноября 1923 г. утверждена «Инструкция участковому надзирателю», который был вправе проводить дознание и контролировать работу постовых милиционеров. В данное время на одного милиционера приходилось 5 тысяч населения. Этот нормативный правовой документ положил начало формированию института участковых в российской полиции. Поэтому дата 17 ноября в соответствии с приказом МВД России от 6 сентября 2002 г. № 868 «Об объявлении дня участковых уполномоченных милиции» [16] считается датой начала формирования в органах внутренних дел института участковых уполномоченных полиции и Днем создания службы участковых уполномоченных полиции [10, с. 60].
В приказе отмечается, что участковыми уполномоченными милиции раскрывается каждое второе преступление по линии милиции общественной безопасности и около четверти преступлений по линии криминальной милиции. Под их контролем находится более 4 млн лиц, состоящих на профилактических учетах органов внутренних дел.
В 1929 г. большинство сельских районов было поделено на отдельные участки. В этот период получил распространение термин «участковый милиционер». Нагрузка его была велика: от 7 000
до 14 000 человек обслуживаемого населения [17, с. 11].
В 1939 г. участковые инспектора милиции были переименованы в участковые уполномоченные милиции. Изменилась и правовая основа. Были приняты нормативно-правовые акты: «Инструкция участковому уполномоченному города»; «Инструкция участковому уполномоченному сельской местности»; «Директива о формах и методах руководства работой участковых» [17, с. 12], которые в большей степени отвечали требованиям того времени.
В годы Великой Отечественной войны участковые уполномоченные милиции кроме исполнения основных должностных обязанностей осуществляли выявление дезертиров, шпионов, паникеров, распространителей различных провокационных слухов и измышлений, а также очистку населенных пунктов и оборонно-хозяйственных объектов от преступных элементов.
На участковых уполномоченных милиции была возложена реализация приказов и распоряжений военных властей, устанавливающих режим в прифронтовых местностях, находящихся на военном положении. Многие участковые милиции были призваны в действующую армию, а те, кто оказался в оккупации, продолжали борьбу с германскими войсками в составе партизанских отрядов.
В послевоенное время перед органами внутренних дел стояли задачи по обеспечению общественного порядка, усилению борьбы с хищениями социалистической и частной собственности и бесхозяйственностью. Согласно этим задачам велась работа, направленная на дальнейшее совершенствование деятельности участковых инспекторов милиции.
Инструкция по службе уполномоченного милиции от 26 июля 1952 г. конкретизировала задачи и функции, определяя порядок работы и взаимодействия с иными государственными органами и учреждениями.
До 1974 г. служба участковых входила в состав службы охраны общественного порядка. В 1974 г. они были введены во вновь созданную службу профилактики, которая была составной частью подразделений уголовного розыска.
В период с 1983 до 1989 г. участковые уполномоченные милиции выводились из службы охраны общественного порядка, в последующем возвращались в службу профилактики.
58
Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» [13] участковые инспектора милиции введены в ее состав.
Федеральным законом РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» понятие «участковый инспектор милиции» было заменено на «участковый уполномоченный полиции» (ч. 7 ст. 48).
Участковые уполномоченные являются основным связующим звеном между полицией и на-
селением по месту проживания. Осуществляя функцию гаранта защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств, участковый уполномоченный полиции, как представитель полиции общественной безопасности, выполняет возложенные на него законом задачи по противодействию правонарушений, борьбе с преступностью, а также охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел.
Список литературы
1. Акты Московского государства. Т. 1. — СПб. : Тип. императорской академии наук, 1890. 766 с.
2. Большая энциклопедия. Т. 8. СПб. : Книгоиздательское Т-во «Просвещение», 1902. — 794 с.
3. Большая энциклопедия. Т. 11. СПб. : Книгоиздательское Т-во «Просвещение», 1903. — 794 с.
4. Большая энциклопедия. Т. 14. СПб. : Книгоиздательское Т-во «Просвещение», 1904. — 794 с.
5. Большая энциклопедия. Т. 15.СПб. : Книгоиздательское Т-во «Просвещение», 1904. — 794 с.
6. Василенко, Н. П. Приказы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 25. — СПб. : Типо-Литография И. А. Ефрона, 1898. — 478 с.
7. Владимирский-Буданов, М. Ф. Обзор истории Русского права. 5-е изд. — СПб. ; Киев : Издание книгопродавца Н. Я. Оглоблина, 1907. — 694 с.
8. Губные приказы и губные старосты, управляющие оньми: въ ихъ ведомстве состояли все дела уголовныя и розыскныя // Словарь Академш Россшской. Ч. II. — СПб., 1790. — 1200 с.
9. Демидов, Ю. Н. Административная деятельность органов внутренних дел : учебник в 2 ч. / Ю. Н. Демидов, М. В. Костенников, А. В. Куракин. — Домодедово : ВИПК МВД России, 2016. — Ч. 2: Особенная часть. — 237 с.
10. Емельянов, В. М. Прообраз современного участкового уполномоченного полиции и этапы становления службы участковых уполномоченных / В. М. Емельянов // Вестник Уральского финансово-юридического института. — 2018. — № 1 (11). — С. 56-61.
11. Инструкция волостному милиционеру: с постатейными к ней разъяснениями / сост. В. А. Померанцев, И. Л. Любимов; под ред. И. Ф. Киселева. — М. : Изд-во Нар. ком. внутр. дел РСФСР, 1927. — 115 с.
12. О милиции : закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 27.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — 18 апр. — № 16, ст. 503.
13. О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12.02.1993 № 209 (ред. от 02.12.1998) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — 15 февр. — № 7, ст. 562.
14. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — 14 февр. — № 7, ст. 900.
15. О рабочей милиции : постановление по Народному Комиссариату по внутренним делам // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. № 1. от 1 декабря 1917 г. Отдел первый. Ст. 15. // Исторические материалы. — URL: https://istmat.info/node/27762. Дата обращения 18.11.2020.
16. Об объявлении Дня участковых уполномоченных милиции : приказ МВД РФ от 06.09.2002 № 868 // СПС Консультант Плюс.
17. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе : учебное пособие / А. В. Карагодин и др. — Белгород, 2015. — 112 с.
18. Распределение предметов ведомства бывшей С.- Петербургской Управы Благочиния между Канцелярии С.- Петербургского Градоначальника и Участковыми Приставами столичной полиции, представленное Сенату Министром Внутренних Дел (Составлено на основании ст. 2 лит. А. Высо-
чайше утвержденных, 27 июня 1874 г. Правил о закрытии С.- Петербургской Управы Благочиния) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2, том 50, отд-ние 1. — 1875, № 54565. — С. 337-339.
19. Российское законодательство X-XX веков : в 9 т. Т. 5 : Законодательство периода расцвета абсолютизма. — М. : Юридическая литература, 1987. — 528 с.
20. Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — URL: Ьйр8://мвд.рф/ document/101815. Дата обращения 18.11.2020.
21. Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков. Т. 11. — М. : Советская энциклопедия, 1968. — 1024 столб.
22. Устав Благочиния или Полицейский от 08.04.1782 // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1, т. 21. — СПб., 1830. — С. 461-488.
23. Учреждения для управления губерний от 07.11.1775 // Сайт Конституции Российской Федерации. — URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/2350/
Дата поступления: 22.06.2020
Дата принятия к опубликованию: 24.06.2020
Сведения об авторе
Горюнов Владимир Евгеньевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. labour@csu.ru
Библиографическое описание: Горюнов, В. Е. К вопросу о формировании службы участковых уполномоченных полиции / В. Е. Горюнов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 4. — С. 51-60. doi: 10.47475/2618-8236-2020-15408.
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 4. Pp. 51 — 60.
To the Question of Forming the Service of Precinct Police Commissioners
V.E. Goryunov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
The article provides an overview of the formation and changes in the organizational and legal framework of the service of district police commissioners. They have always been associated with the reforms of the police system, which in turn has always been influenced by changes in the structures of the state apparatus in Russia.
Keywords: a street supervisor, a district police captain, lieutenant quarterly, a district police inspector, a district superintendent of police, a precinct police commissioner.
References
1. Akty Moskovskogo gosudarstva. Vol. 1. St. Petersburg, 1890. 766 p. (In Russ.).
2. Bol'shaya enciklopediya. Vol. 8. St. Petersburg, 1902. 794 p. (In Russ.).
3. Bol'shaya enciklopediya. Vol. 11. St. Petersburg, 1903. 794 p. (In Russ.).
4. Bol'shaya enciklopediya. Vol. 14. St. Petersburg, 1904. 794 p. (In Russ.).
5. Bol'shaya enciklopediya. Vol. 15. St. Petersburg, 1904. 794 p. (In Russ.).
6. Vasilenko N.P. Prikazy. Enciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona. Vol. 25. St. Petersburg, 1898. 478 p. (In Russ.).
60
7. Vladimirskij-Budanov M.F. Obzor istorii Russkogo prava. St. Petersburg, Kiev, 1907. 694 p. (In Russ.).
8. Gubnye prikazy i gubnye starosty, upravlyayushchie on'mi: v» ih» vedomstve sostoyali vse dela ugolovnyya i rozysknyya. Slovar' Akademii Rossiiskoj. Part. II. St. Petersburg, 1790. 1200 p. (In Russ.).
9. Demidov Yu.N., Demidov Yu.N., Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrativnaya deyatel'nost' or-ganov vnutrennih del. In 2 parts. Domodedovo, 2016. Part. 2: Osobennaya chast'. 237 p. (In Russ.).
10. Emel'yanov V.M. Proobraz sovremennogo uchastkovogo upolnomochennogo policii i etapy stanov-leniya sluzhby uchastkovyh upolnomochennyh. Vestnik Ural'skogo finansovo-yuridicheskogo instituta, 2018, no. 1 (11), pp. 56-61. (In Russ.).
11. Instrukciya volostnomu milicioneru: s postatejnymi k nej raz'yasneniyami. Moscow, 1927. 115 p. (In Russ.).
12. O militsii: zakon RF ot 18.04.1991 no. 1026-1 (red. ot 27.07.2010). (In Russ.).
13. O milicii obshchestvennoj bezopasnosti (mestnoj milicii) v Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 12.02.1993 no. 209 (red. ot 02.12.1998). (In Russ.).
14. O policii: federal'nyj zakon ot 07.02.2011 no. 3-FZ (red. ot 06.02.2020). (In Russ.).
15. O rabochej milicii : postanovlenie po Narodnomu Komissariatu po vnutrennim delam // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1917-1918 gg. no. 1. ot 1 dekabrya 1917 g. Otdel pervyj. St. 15. Available at: https://istmat.info/node/27762. Data obrashcheniya 18.11.2020. (In Russ.).
16. Ob ob'yavlenii Dnya uchastkovyh upolnomochennyh milicii : prikaz MVD RF ot 06.09.2002 no. 868. (In Russ.).
17. Organizaciya deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii na sovremennom etape. Belgorod, 2015. 112 p. (In Russ.).
18. Raspredelenie predmetov vedomstva byvshej S.- Peterburgskoj Upravy Blagochiniya mezhdu Kancel-yarii S.- Peterburgskogo Gradonachal'nika i Uchastkovymi Pristavami stolichnoj policii, predstavlennoe Se-natu Ministrom Vnutrennih Del (Sostavleno na osnovanii st. 2 lit. A. Vysochajshe utverzhdennyh, 27 iyunya 1874 g. Pravil o zakrytii S.- Peterburgskoj Upravy Blagochiniya). Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie 2, tom 50, otd-nie 1. — 1875, no. 54565. Pp. 337-339. (In Russ.).
19. Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov : in 9 vol. Vol. 5. Zakonodatel'stvo perioda rascveta absolyu-tizma. Moscow, 1987. 528 p. (In Russ.).
20. Sajt Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Available at: https://mvd.rf/document/101815. Data obrashcheniya 18.11.2020. (In Russ.).
21. Sovetskaya istoricheskaya enciklopediya. Vol. 11. Moscow, 1968. 1024 stolb. (In Russ.).
22. Ustav Blagochiniya ili Policejskij ot 08.04.1782. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie 1, t. 21. St. Petersburg, 1830. Pp. 461-488. (In Russ.).
23. Uchrezhdeniya dlya upravleniya gubernij ot 07.11.1775. Available at: https://constitution.garant.ru/ history/act1600-1918/2350/ (In Russ.).