УДК 342 DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.003
А.М. Валиев
к вопросу о формировании основ социальной политики в республике татарстан
foundations for social politics in the republic of tatarstan
Введение: статья посвящена рассмотрению особенностей исторической эпохи, в которой происходило формирование основ современной социальной политики в субъекте Российской Федерации - Республике Татарстан.
Материалы и методы: материальную основу исследования составили: официальная документация, материалы Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан; опубликованные документы органов власти и управления СССР, Российской Федерации и Республики Татарстан (законы, указы, постановления, программы и т.д.); данные статистики, содержащие показатели хозяйственного и социального развития республики (сборники и журналы Госкомстата и других служб статистики Российской Федерации и Республики Татарстан; материалы республиканских и федеральных печатных средств масс-медиа за 1989-1996 годы (газеты «Правда», «Известия», «Советская Татария» («Республика Татарстан») и другие).
В качестве теоретико-методологической основы статьи послужили универсальные научные принципы диалектической методологии познания, адаптированные для исторического анализа. В совокупности ретроспективный, статистический, структурно-системный, сравнительно-исторический (компаративный) методы и метод периодизации были реализованы в работе в соотношениях, в наибольшей степени отвечающих решению исследовательских задач. Автор исходил также из идеи научного плюрализма - непременного условия достижения всесторонней объективной картины исследуемых явлений и процессов.
результаты исследования: в статье исследуются некоторые аспекты законодательного и организационного формирования в Республике Татарстан социальной политики в период перехода от командно-административной к рыночной системе управления экономическим развитием. Автор статьи утверждает, что основы этой социальной политики были заимствованы из программных документов, разработанных в недрах Правительства СССР 1989-1990 годов.
обсуждение и заключения: в статье делается вывод, что в Республике Татарстан в переходный период конца 1980-х - начала 1990-х годов одной из главных особенностей стало проведение активной социальной политики, благодаря которой рыночные преобразования в Татарстане получили в историографии название «модель Татарстана».
Ключевые слова: государственное регулирование социального развития, экономика переходного периода, «мягкое вхождение» в рыночную экономику, радикально-либеральная трансформация, механизмы активного социального регулирования, «модель Татарстана»
Для цитирования: Валиев А.М. К вопросу о формировании основ социальной политики в Республике Татарстан // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, N° 1. С. 25 - 30. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.003
Introduction: the article is devoted to features of the historical epoch of Foundations for Bases of Social Politics of the Republic of Tatarstan, a constituent part of the Russian Federation.
Materials and Methods: the official documentation, the Central State Archive of history and political documents of the Republic of Tatarstan, published documentation of USSR governing bodies, the Russian Federation and the Republic of Tatarstan (laws, decrees, enactments, programmes etc.); statistics on agricultural and social development of the Republic of Tatarstan (collected volumes and Federal Public Statistics Service periodicals and other services of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan; issues of republican and federal printed mass-media: Tatarstan newspapers "Pravda"("The Truth"), "Izvestia" ("News"), "Sovetskaya Tatariya", or "The Republic of Tatarstan" ("Soviet Tatarstan") (1989-1996) were taken as the basis.
Universal academic principles of dialectical cognition methodology suited to historical analysis were theoretical and methodological basis for the article. Retrospective, statistical, structural-systemic, comparative historical methods and the periodization method taken together in the combinations to resolve research tasks were used. The author worked within the boundaries of academic pluralism, immediate condition to obtain the true and objective picture of the phenomena and processes under the study.
Results: the article investigated certain aspects of legislative and administrative formation of social policy of the Republic of Tatarstan in the change from command-and-control to the market system of economic development governance. The author stated that the base for the social policy was taken from the policy papers elaborated in the Government of the USSR in 1989-1990.
Discussion and Conclusions: the article concludes that one the main features was the active social policy due to which market reforms in Tatarstan received the title "Tatarstan model" in the transition period of the late 1980s and early 1990s.
Key words: state regulation of social development, transitional economy, "soft entry" into market economy, radical-liberal transformation, mechanisms of active social regulation, "Tatarstan model"
For citation: Valiyev A.M. Foundations for Social Politics in the Republic of Tatarstan // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No 1. P. 25 - 30. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.003
Введение
В последние три десятилетия Республика Татарстан является одним из наиболее передовых субъектов Российской Федерации как по экономическому, так и по социальному развитию. Согласно оценкам Правительства Российской Федерации и независимым рейтингам, в том числе международных организаций, в Республике Татарстан созданы, поддерживаются и развиваются благоприятные условия для жизнедеятельности граждан и субъектов хозяйствования.
Нельзя не признать, что основы этого благополучия закладывались в советский период истории, когда в Татарской АССР были созданы целые отрасли промышленности и научные центры. В то же время практически весь инфраструктурный потенциал республики создавался и функционировал в целях выполнения общесоюзных задач: находящиеся на территории региона промышленные мощности входили в единую индустриальную систему СССР и являлись звеньями в длинных технологических цепях. Так обеспечивались экономическое единство страны, самодостаточность советской экономики и сбалансированность уровней развития регионов Советского Союза. К примеру, выпуск одного грузовика Камского автомобильного завода в г. Набережные Челны требовал использования продукции 1800 внерегиональных предприятий, то есть практически вся страна работала на выпуск одной машины.
Поэтому после распада СССР, когда прервались хозяйственные связи между предприятиями, в рамках рыночной перенастройки республиканской экономики в начале 1990-х годов потребовалась разработка и реализация мер не только по сохранению промышленности, но также по загрузке производственных мощностей и сохранению трудовых ре-
сурсов. Трансформационные процессы в экономике вывели на повестку дня огромное количество социальных вопросов, требующих своего безотлагательного решения.
Для региона, обладавшего экономическим базисом, не уступавшим базису республик Советского Союза, имевшему немало выгодных особенностей в производственной и социально-демографической структурах, не представлялось возможным безусловное следование федеральному курсу. Поэтому вполне логичным видится многолетнее стремление Республики Татарстан к большей экономической и политической самостоятельности.
В 1989-1990 годах в ТАССР отрабатываются механизмы экономического самоуправления на базе так называемого «регионального хозрасчета», который стал своего рода «школой рынка». Уже с 1990 года в республике начинается активное формирование оригинальной концепции социально-экономических преобразований, основанной на приоритете региональных ценностей, а также на построении социального рыночного хозяйства. Таким образом, была воспринята современная идеология государственного развития, стоящая на вооружении в странах Европейского союза и утверждающая, что без гуманизма, гуманитарной идеи, социальной защиты личности невозможно в современном цивилизованном мире построение гражданского общества, демократии и достижение высокого уровня социально-экономического развития.
Построение рыночной экономики является составной частью процесса демократизации общественной жизни; демократизация, в свою очередь, предполагает обязательный учет мнения граждан. Поэтому в демократическом обществе проведение экономических преобразований без социальной защиты населения от их издержек - это путь, гу-
бительный для государственной политики, приводящий к утрате основы ее легитимности, а также вредный для репутации идеологии рыночных и демократических преобразований.
В то же время формирование социальной политики - сложный процесс, связанный с экономическим развитием и зависящий от него. Решение многих вопросов, назревающих в социальной сфере, определяется не только мерами непосредственно социального характера, но и в значительной степени общеэкономической и финансовой политикой государства.
Значительная роль субъектов Российской Федерации в развитии государственности и общества придает актуальность и востребованность исследованиям, посвященным транзитивным процессам в их региональном преломлении. Особенностью страны является различие ее субъектов не только по условиям и уровню экономического развития, но и по зрелости региональной социальной политики. Республика Татарстан в этом отношении - один из наиболее самобытных, а потому интересных для изучения субъектов Российской Федерации.
результаты исследования
Основой государственного регулирования социального развития и уровня жизни населения является формирование и реализация соответствующего законодательства. В экономике переходного периода социальные проблемы всегда приобретают обостренный характер, поэтому от того, насколько своевременными являются мероприятия органов власти по их законодательному обслуживанию, во многом зависит общий успех преобразований. По замечанию идеолога «мягкого вхождения» в рынок вице-премьера Правительства СССР с 17 июля 1989 года по 26 декабря 1990 года Л.И. Абалкина, «система государственного регулирования должна включать и мощный инструмент социальной защиты населения»1.
На всем постсоветском пространстве в начале 1990-х годов обозначились два направления построения экономики рыночного типа, предполагавшие также специфические модели социального развития, - радикально-либеральное и регулируемое. Общества, избравшие путь радикально-либеральной трансформации, как правило, характеризуются пренебрежительным отношением к принципам социальной справедливости.
Несмотря на появление в России специального ведомства (вместо Министерства социального обеспечения РСФСР) - Министерства социальной защиты Российской Федерации, обязанного
курировать вопросы социальных издержек экономической реформы 1990-х годов, эффективность государственной политики в этой сфере оставляла желать лучшего. Российские средства масс-медиа в то время практически единогласно ретранслировали мнение, согласно которому принципы социальной справедливости являются «пережитком социализма», которым нет места в обществах с рыночной экономикой и либеральной демократией.
Республика Татарстан оказалась в числе немногих регионов бывшего СССР, чья реформационная политика предполагала наличие активной социальной составляющей. Неприятие широкой общественностью «шоковой терапии», нарастание негативных явлений в хозяйственной жизни, а также особенности хозяйственного комплекса вынуждали республиканское руководство при осуществлении программы рыночных преобразований заботиться о твердых социальных гарантиях населению.
Позиция республики заключалась в том, что продуманная инфраструктура рынка, помимо новой финансово-кредитной, валютной, ценовой политики, а также мероприятий по структурно-институциональной перестройке, должна включать в себя и механизмы активного социального регулирования. Призыв младореформаторов (Е.Т. Гайдара, А.Б. Чубайса и других) к россиянам смиренно перетерпеть временные невзгоды, их обещания за один-два года построить в стране новую экономику не встретили положительного отклика ни среди большинства граждан, ни среди властной элиты Татарстана. Поэтому уже с 1990 года в республике активно велась работа по выработке собственного адаптированного вектора социально-экономического развития.
Татарстанская экономика нуждалась в существенной социализации, переориентации хозяйственной деятельности в сторону удовлетворения насущных потребностей населения. Еще со времен внедрения принципов регионального хозрасчета в ТАССР (вторая половина 1980-х) проблемы социального переустройства и реформы продовольственного обеспечения обозначались в качестве приоритетных. Поэтому уже 31 августа 1990 года глава республиканского правительства М.Г. Сабиров, выступая перед депутатами Парламента республики, так объяснил суть будущей политики: «Набор экономических регуляторов должен быть направлен на создание надежной системы социальной защиты населения, особенно его малообеспеченных слоев... Механизм социальной защиты населения должен быть создан уже сейчас, без него любые шаги к рынку исключены»2.
1 Поворот к рынку (Почему потребовалась радикальная реформа экономики) // Известия. 1990. 11 апреля.
2 О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике // Советская Татария. 1990. 2 сентября.
Главными функциями этой системы, наряду с обеспечением права на труд, должны были стать защита от инфляции, помощь экономически активному населению в поддержании уровня жизни, осуществление специальных программ для социально уязвимых категорий населения (пенсионеров и инвалидов).
Таким образом, в позиции Премьер-министра отразилась приверженность общесоюзной концепции рыночного реформирования, высказанной Председателем Правительства СССР 24 мая 1990 года на III сессии Верховного Совета СССР. Н.И. Рыжков тогда отметил: «При рыночной экономике нам будет необходима эффективная система социальной поддержки населения, особенно в переходный период, когда будут серьезно и быстро изменяться условия жизни»1.
Уже к концу 1990 года несколькими инициативными группами в составе видных ученых и общественных деятелей республики на суд депутатов было представлено несколько альтернативных концепций развития Татарстана2. Несмотря на расхождения по многим частным вопросам, разработчики этих программ сходились в одном - реформы в республике, обладавшей утяжеленной структурой хозяйства (с преобладанием добывающей, машиностроительной и обрабатывающей отраслей), надо осуществлять при эффективной системе социальной поддержки населения, особенно в начальный период.
Разработку социального блока программ авторам облегчило появление общесоюзного проекта «Основные положения концепции социальной защиты населения при переходе к регулируемой рыночной экономике», опубликованного в августе 1990 года3. По мнению многих специалистов, степень проработанности и масштаб охватываемых задач ставят этот документ в один ряд с наиболее значимыми среди созданных за время реформ. Не будет преувеличением отметить, что «Основные положения...» оказали определяющее влияние на характеристики социальной политики в Республике Татарстан.
«Основные положения.», созданные для общесоюзного применения, стали ориентиром для разработки и осуществления социально-экономической политики на региональном уровне. Татарстанское правительство по достоинству оценило значение этого документа и восприняло многие его положения в качестве руководства к действию.
Так, программные установки Правительства СССР Рыжкова-Абалкина получили отражение в татарстанской официальной идеологии реформ и в части экономического, и в части социального регули-рования4. «Программа стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночным отношениям в Татарской ССР», принятая на III сессии республиканского парламента в декабре 1990 года, - яркий тому пример. Практически в основе каждого проекта программы, подготовленного группами специалистов под руководством И.Д. Грачева, В.Б. Ивашкевича, Р.С. Курча-кова, Ф.Н. Фаткуллина и других5, лежали концептуальные принципы «Основных положений.», такие как борьба с безработицей, неизбежной спутницей любых рыночных реформ (группа Ф.Н. Фаткуллина6), реформа оплаты труда (группа Р.С. Курчакова7), формирование методологической базы учета уровня жизни населения, создание действенной системы социально-экономического управления и надзора (группы И.Д. Грачева8 и В.Б. Ивашкевича9).
«Программа стабилизации народного хозяйства...» стала своего рода стратегическим планом всех последующих мероприятий по реформированию республиканской системы социальных гарантий и получила дальнейшее развитие и конкретизацию в постановлении Парламента Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года «О мерах по социальной защите населения Республики Татарстан»10, Соглашении между Правительством Республики Татарстан и республиканским Советом профсоюзов на 1991 год11, законах Республики Татарстан «О занятости населе-ния»12, «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан»13, в ряде других государственных актах.
1 Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике: доклад Н.И. Рыжкова на III сессии Верховного Совета СССР // Известия. 1990. 25 мая.
2 Программа стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночным отношениям в Татарской ССР // Советская Татария. 1991. 22 января.
3 Основные положения концепции социальной защиты населения при переходе к регулируемой рыночной экономике (Проект Госкомтруда СССР) // Известия. 1990. 9 августа.
4 О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике // Советская Татария. 1990. 2 сентября.
5 Программа стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночным отношениям в Татарской ССР // Советская Татария. 1991. 22 января.
6 ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 15. Д. 2217. 162 л.
7 Там же. Д. 2215. 152 л.
8 Там же. Д. 2216. 91 л.
9 Там же. Д. 2214. 144 л.
10 О мерах по социальной защите населения Республики Татарстан: Постановление ВС ТССР от 19.04.1991 № 857-ХП // Советская Татария. 1991. 9 мая.
11 Соглашение между Советом Министров ТССР и республиканским советом профсоюзов ТССР на 1991 год // Советская Татария. 1991. 30 апреля.
12 О занятости населения: Закон ТССР от 26.11.1991 № 1297-ХП // Советская Татария. 1991. 12 декабря.
13 Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в ТССР: закон ТССР от 23.12.1991 № 1356-ХП // Советская Татария. 1992. 7 января.
Таким образом, «Программа стабилизации.» положила начало формированию в Татарстане концепции, так называемого, «мягкого» рыночного реформирования, ставшей визитной карточкой республики в первой половине 1990-х годов под названием «модель Татарстана».
Избранный Республикой Татарстан путь перехода к рынку в некоторой степени шел вразрез с общероссийским радикальным курсом. Руководителей Татарстана в концепции «шоковой терапии» не устраивало то, что она не предполагала активного социального регулирования. «Люди могут вытерпеть много страданий, если они убеждены в глубине кризиса и верят, что суровые меры приблизят улучшение» - утверждал один из идейных вдохновителей «шока» экономист Андерс Ослунд [1, с. 51]. Как бы полемизируя с ним, президент Татарстана М.Ш. Шаймиев заявил: «Почему мы взяли за правило, что любые изменения в стране должны проводиться за счет народа?»1, «к настоящему рынку нужно идти через повышение, а не понижение жизненного уровня людей»2.
В Татарстане частично была воспринята формула развития, согласно которой регулируемый рынок состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: конкуренции, экономического регулирования и продуманной системы социальной защиты граждан3.
Выступая на X сессии республиканского Парламента летом 1992 года, глава Правительства Татарстана М.Г. Сабиров определил платформу (столпы) социальной политики:
- регулирование доходов населения;
- целевая помощь социально наиболее уязвимым группам населения;
- содействие обеспечению занятости и поддержка безработных4.
обсуждение и заключения
Республику Татарстан как один из наиболее индустриально развитых регионов страны не устраивали некоторые аспекты реформ, проводившихся в конце 1980-х - начале 1990-х годов сначала в СССР, а затем в Российской Федерации. Опираясь на Декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР, Конституцию Республики Татарстан, а затем и Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами го-
сударственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, региональное руководство выработало свою оригинальную, учитывающую местные национально-государственные интересы концепцию социально-экономического развития.
В противовес политике форсированного строительства капитализма, поддержанной Б.Н. Ельциным, в республике был провозглашен курс на постепенное, «мягкое» вхождение в рыночную экономику. Разработанные еще в недрах Правительства СССР, концептуальные основы построения социально-ориентированного рынка в адаптированном к условиям Татарстана варианте с 1991 года начали воплощаться в мероприятиях команды президента М.Ш. Шаймиева.
Решающее влияние на характеристики та-тарстанского политического курса во всех сферах жизнедеятельности общества оказал первый президент Татарстана М.Ш. Шаймиев. Как верно отметили авторы учебного пособия «История Татарстана», «принципиальная приверженность М.Ш. Шаймиева мирному разрешению любых, даже самых сложных общественных проблем, умение соблюсти баланс интересов снискали ему признание в республике и за ее пределами» [2, с. 252].
Недочеты федерального управления были в некоторой степени компенсированы формированием на региональном уровне собственных концепций эффективных взаимоотношений государства и человека. Политическая элита Республики Татарстан оказалась способной в достаточной степени сочетать свои собственные интересы с интересами и потребностями большинства населения, что помогло ей обеспечить лояльность граждан к проводимому курсу, легитимность преобразований. Таким образом, отсутствие активной заботы по отношению к гражданину в условиях перехода к рынку в позиции федеральной власти активизировало практическую деятельность в данном направлении на местах.
Результаты социологического опроса, проводившегося с 5 по 17 июня 1992 года в крупнейших городах и районах Татарстана, свидетельствуют, что более всего жителей республики волновали проблемы социального характера, связанные с конкретными мероприятиями по защите малоимущих, борьбе с преступностью, сдерживанию
1 «Рынок - да. Но.» // Советская Татария. 1992. 18 января.
2 В интересах многонационального народа Татарстана. Обращение Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева в связи с Днем республики // Советская Татария. 1992. 29 августа.
3 Рынок: эмоции и реальность // Правда. 1990. 4 июня.
4 О мерах по социальной защите населения. Выступление Премьер-министра РТ М.Г. Сабирова на Х сессии ВС РТ // Советская Татария. 1992. 11 июля.
роста цен, укреплению межнациональных отношений, предупреждению безработицы. При этом более 80 процентов респондентов выразили безусловную поддержку мероприятиям Правительства Татарстана по «смягчению» последствий российской ценовой либерализации, по стабилизации уровня жизни народа1.
Вместе с тем следует отметить, что приоритетным направлением деятельности органов власти Республики Татарстана в рассматриваемый период являлись не только разработка идеологических основ социальной политики, укрепления ее экономической и правовой базы, но и должное организационное обеспечение этого процесса. Построение адекватной структуры органов государственного управления, ответственных за проведение указанной политики на всех уровнях,
было важнейшим условием реализации концепции социальной политики республики.
С самого начала рыночных преобразований в Татарстане началось формирование органов социального регулирования, призванных облегчить адаптацию людей к новым условиям жизни и обеспечить необходимую поддержку наиболее уязвимым категориям населения.
До настоящего времени системность в подходах к принятию и реализации государственных решений является характерной особенностью политической культуры государственных органов власти и управления Республики Татарстан, обеспечивая в большинстве случаях достижение поставленных целей наиболее эффективными способами.
список литературы
1. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России / пер. с англ. М.: Республика, 1994. 172 с.
2. История Татарстана: учебное пособие. Казань: ТаРИХ, 2001. 544 с.
references
1. Oslund A. SHokovaya terapiya v Vostochnoj Evrope i Rossii / per. s angl. M.: Respublika, 1994. 172 s.
2. Istoriya Tatarstana: uchebnoe posobie. Kazan': TaRIH, 2001. 544 s.
об авторе: Валиев Айдар Минеахметович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органами внутренних дел Казанского юридического института МВД России e-mail: aidar_v@mail.ru
© Валиев А.М., 2020
Статья получена: 04.02.2020. Статья принята к публикации: 18.03.2020. Статья опубликована онлайн: 27.03.2020.
About the author: Valiyev Aidar M., Candidate of History (Research doctorate), Senior Lecturer, Department of Administrative Law, Administrative Activity and Administrative Organization of Law-Enforcement Agencies, the Kazan Law Institute of MIA of Russia
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.
1Что показал опрос. Настроения общественности в зеркале социологии // Советская Татария. 1992. 14 июля.