Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ЛОКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ НИВШЕРСКИХ КОМИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ЛОКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ НИВШЕРСКИХ КОМИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМИ / ЛОКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ / НАРОДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ / ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА / ПОЧИТАНИЕ ИКОНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобанова Людмила Сергеевна

Одной из актуальных задач современной фольклористики остаётся изучение локальных особенностей образов святых, выявление соотношения канонических и народных характеристик, источников их формирования.Цель: в данной статье анализируется история зарождения культа Параскевы Пятницы и формирования образа святой в локальной традиции нившерских коми.Материалы исследования: рукописные архивные материалы и исторические сведения о развитии культа Параскевы Пятницы в дер. Лымва Нившерского прихода, а также экспедиционные аудиозаписи о Параскеве Пятнице и посвящённом ей празднике в с. Нившера Корткеросского района Республики Коми.Результаты и научная новизна. На основе указанных материалов автором впервые детально описана история формирования образа Параскевы Пятницы в локальной традиции нившерских коми с применением методики сравнительно - типологического сопоставления исторических сведений относительно дер. Лымва и характерных черт образа Параскевы Пятницы в севернорусской и коми традициях. В результате анализа выявляются возможные варианты установления часовенного праздника Параскевы Пятницы в дер. Лымва, среди которых такие, как возникновение культа святой около почитаемых камней, обозначающих границы, распутья; завет в случае кризисной ситуации; актуализация отдельных функций святой (покровительство в торговле и женщинам); обусловленность сельскохозяйственным циклом (на период праздника приходится рубеж между посевными работами и сенокосом, когда выпадала пора летних общинных праздников). Научная новизна работы состоит в применении подобной методики в вопросе изучения истории формирования культа и локального образа святого. Практическая значимость статьи заключается в том, что проведённые исторические разыскания дополнили хронику деревни Лымва более, чем на век, а также расширили список часовен, посвящённых Параскеве Пятнице в Коми крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTIONS ABOUT THE FORMATION OF THE PARASKEVA PYATNITSA IMAGE IN THE NIVSHERA’S KOMI LOCAL TRADITION

One of the urgent tasks of modern folklore studies remains the study of local features of the images of saints, the identification of the ratio of canonical and folk characteristics, and the sources of their formation.Objective: the article analyzes the history of the origin of the Paraskeva Pyatnitsa cult and the formation of the image of the saint in the local tradition of the Nivshera Komi people.Research materials: handwritten archival materials and historical information about the development of the cult of Paraskeva Pyatnitsa in the village Lymva of Nivshera parish, as well as expeditionary audio recordings about Paraskeva Pyatnitsa and her holiday in the village Nivshera of Kortkerossky District of the Komi Republic.Results and novelty of the research: on the basis of these materials, the author for the first describes in detail time the history of the formation of the image of Paraskeva Pyatnitsa in the local tradition of the Nivshera Komi people using themethodology of comparative typological comparison of historical information about the village Lymva and the characteristic features of the image of Paraskeva Pyatnitsa in the North Russian and Komi traditions. As a result of the analysis, possible variants for the establishment of the Paraskeva Pyatnitsa chapel feast in the village are identified; among them are the emergence of the cult of the saint near the revered stones marking the borders, crossroads; covenant in case of a crisis situation; actualization of certain functions of the saint (patronage in trade and women); conditionality of the agricultural cycle (the boundary between sowing and haymaking was during the fest period, when it was time for summer community holidays). The scientific novelty of the work consists in the application of such methodology in the study of the history of the formation of the cult and the local image of the saint. The practical significance of the article lies in the fact that the historical searches completed the chronicle of the village of Lymva for more than a century, and also expanded the list of chapels dedicated to Paraskeva Pyatnitsa in the Komi region.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ЛОКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ НИВШЕРСКИХ КОМИ»

УДК 398.332

DOI: 10.30624/2220-4156-2022-12-1-142-151

К вопросу о формировании образа Параскевы Пятницы в локальной традиции нившерских коми

Л. С. Лобанова

Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, г. Сыктывкар, Российская Федерация, sergejluda@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение. Одной из актуальных задач современной фольклористики остаётся изучение локальных особенностей образов святых, выявление соотношения канонических и народных характеристик, источников их формирования.

Цель: в данной статье анализируется история зарождения культа Параскевы Пятницы и формирования образа святой в локальной традиции нившерских коми.

Материалы исследования: рукописные архивные материалы и исторические сведения о развитии культа Параскевы Пятницы в дер. Лымва Нившерского прихода, а также экспедиционные аудиозаписи о Параскеве Пятнице и посвящённом ей празднике в с. Нившера Корткеросского района Республики Коми.

Результаты и научная новизна. На основе указанных материалов автором впервые детально описана история формирования образа Параскевы Пятницы в локальной традиции нившерских коми с применением методики сравнительно-типологического сопоставления исторических сведений относительно дер. Лымва и характерных черт образа Параскевы Пятницы в севернорусской и коми традициях. В результате анализа выявляются возможные варианты установления часовенного праздника Параскевы Пятницы в дер. Лымва, среди которых такие, как возникновение культа святой около почитаемых камней, обозначающих границы, распутья; завет в случае кризисной ситуации; актуализация отдельных функций святой (покровительство в торговле и женщинам); обусловленность сельскохозяйственным циклом (на период праздника приходится рубеж между посевными работами и сенокосом, когда выпадала пора летних общинных праздников). Научная новизна работы состоит в применении подобной методики в вопросе изучения истории формирования культа и локального образа святого. Практическая значимость статьи заключается в том, что проведённые исторические разыскания дополнили хронику деревни Лымва более, чем на век, а также расширили список часовен, посвящённых Параскеве Пятнице в Коми крае.

Ключевые слова: коми, локальная фольклорная традиция, народное православие, Параскева Пятница, почитание иконы

Благодарности: статья подготовлена в рамках плановой темы сектора фольклора «Поэтика фольклора народов Европейского Севера России в синхронии и диахронии» (2021-2025) (рег. № 121051400044-2).

Для цитирования: Лобанова Л.С. К вопросу о формировании образа Параскевы Пятницы в локальной традиции нившерских коми // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 1. С. 142-151.

To the questions about the formation of the Paraskeva Pyatnitsa image in the Nivshera's Komi local tradition

L. S. Lobanova

Institute of Language, Literature and History of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, Russian Federation, sergejluda@mail.ru

ABSTRACT

Introduction: one of the urgent tasks of modern folklore studies remains the study of local features of the images of saints, the identification of the ratio of canonical and folk characteristics, and the sources of their formation.

Objective: the article analyzes the history of the origin of the Paraskeva Pyatnitsa cult and the formation of the image of the saint in the local tradition of the Nivshera Komi people.

Research materials: handwritten archival materials and historical information about the development of the cult of Paraskeva Pyatnitsa in the village Lymva of Nivshera parish, as well as expeditionary audio recordings about Paraskeva Pyatnitsa and her holiday in the village Nivshera of Kortkerossky District of the Komi Republic.

Results and novelty of the research: on the basis of these materials, the author for the first describes in detail time the history of the formation of the image of Paraskeva Pyatnitsa in the local tradition of the Nivshera Komi people using the

methodology of comparative typological comparison of historical information about the village Lymva and the characteristic features of the image of Paraskeva Pyatnitsa in the North Russian and Komi traditions. As a result of the analysis, possible variants for the establishment of the Paraskeva Pyatnitsa chapel feast in the village are identified; among them are the emergence of the cult of the saint near the revered stones marking the borders, crossroads; covenant in case of a crisis situation; actualization of certain functions of the saint (patronage in trade and women); conditionally of the agricultural cycle (the boundary between sowing and haymaking was during the fest period, when it was time for summer community holidays). The scientific novelty of the work consists in the application of such methodology in the study of the history of the formation of the cult and the local image of the saint. The practical significance of the article lies in the fact that the historical searches completed the chronicle of the village of Lymva for more than a century, and also expanded the list of chapels dedicated to Paraskeva Pyatnitsa in the Komi region.

Key words: Komi, local folklore tradition, folk Orthodoxy, Paraskeva Pyatnitsa, veneration of icons Acknowledgements: the publication is prepared as part of the implementation of the state task of the Federal Research Center Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, the state registration number of the project FUUU-2021-0007 "Poetics of folklore of the peoples of the European North of Russia in synchrony and diachrony".

For citation: Lobanova L. S. To the questions about the formation of the Paraskeva Pyatnitsa image in the Nivshera's Komi local tradition // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2022; 12 (1): 142-151.

Введение

Изучение народных представлений о Параскеве Пятнице и выявление особых черт посвящён-ных ей праздников привлекает не одно поколение исследователей. Долгое время господствовала теория о языческих корнях этого культа, сменившаяся противоположной точкой зрения: исследователями была доказана христианская основа представлений, запретов, предписаний, характеристик, связанных с праздником Параскевы Пятницы и образом святой, которые стали результатом почитания страстной пятницы, как дня смерти Иисуса Христа, и объединения / слияния одноимённых святых (в христианском календаре отмечаются дни памяти четырёх святых Параскев) [1; 9; 10; 22; 23; 27]. Кроме того, продуктивным оказывается изучение почитания Параскевы Пятницы в контексте функционирования местных деревенских святынь [14], почитаемых водных источников [8], соотношения регионального и локального вариантов традиции и её трансформации на протяжении XX в. [2]. Исследования локальных вариантов празднования Параскевы Пятницы и образа святой в народной традиции коми проводились на основе полевых материалов рубежа ХХ-ХХ1 вв.1 и не затрагивали вопроса возникновения почитания Параскевы Пятницы. В данной статье проведен анализ исторических сведений о дер. Лымва, условий хозяйства и быта местного населения XIX в., системы локального варианта народного кален-

даря2 через призму образа Параскевы Пятницы с целью изучения истории формирования культа и локального образа святого в народной традиции нившерских коми.

Материалы и методы

Указанный ракурс исследования обосновывает привлечение различного рода исторических документов, представляющих хронику деревни и прихода, жизнь изучаемой сельской общины XIX - начала XX вв., таких как «Приходская летопись Нившерской Воскресенской церкви (18651876 гг.)»3, «Приходская летопись Нившерской Воскресенской церкви (1877-1912 гг.)»4, Кли-ровые ведомости и т. п. Используются также полевые материалы, записанные в 2013-2018 гг. в ходе фольклорно-этнографических экспедиций. Мы проанализируем исторические сведения относительно дер. Лымва и характерные черты в образе Параскевы Пятницы в севернорусской традиции на основе сравнительно-типологического метода.

Результаты

В современной нившерской традиции праздник Параскева Пекнича 'Параскева Пятница', отмечаемый на девятую пятницу после Пасхи, и почитаемая икона соотносятся с дер. Лымва. Деревня расположена в 30 км. от с. Нившера в верховьях р. Лымва (левого притока р. Нивше-ра, устье которой находится около с. Нившера),

1 Результаты этих исследований проанализированы в статье В. В. Власовой и В. Э. Шарапова «Региональное / локальное в традиции почитания св. Параскевы у коми-зырян» [2].

2 Анализу отдельных явлений народного календаря Вишеры посвящены статьи [16; 20; 26].

3 Рукопись находится в частном собрании, основное содержание, исключая вводную часть, представлено в публикациях [4; 6].

4 Данная часть летописи хранится в Национальном архиве Республики Коми (НА РК). Ф. 280, Оп. 1, Ед. хр. 1, опубликована [21].

в 1930-е гг. в населённом пункте были колхоз, магазин, школа, но после 1970-х гг. деревня была признана «неперспективной» [5, 143], большинство жителей переехали в с. Нившера, и на сегодняшний день дер. Лымва пустует, однако, сохранились дома и здание часовни. Соответственно, в изучении почитания Параскевы Пятницы, выделяются два этапа: первый - это установление часовенного праздника в дер. Лымва, второй - проведение домашних богослужений в с. Нившера перед лымвинской иконой Параскевы Пятницы.

История дер. Лымва. Впервые Лымва как волостная река вишерцев упоминается в 1485 г. в «Жалованной грамоте Великого князя Ивана III Васильевича жителям Перми Вычегодской...» [3, 244]. Соотнеся эти данные с историей заселения края, можно предположить, что в то время по р. Лымве постоянных поселений не было, там располагались лесные и рыболовные угодья вымских коми, которые добирались к этим местам через верховья притоков рек Выми и Више-ры. И вплоть до XVII в. р. Лымва служила границей расселения коми, за которыми начинались верхневычегодские угодья манси.

Историю заселения деревни мы можем проследить по вводной части церковной летописи, где отмечено, что в 1742 г. «в деревне Лымва первый поселился крестьянин из Одыба (коми название с. Нившера - примеч. Л. С.) Елисей Ферапонтов Михайлов». Эта запись дополнена примечанием внизу страницы, что фамилия его была «Мишарин, происходил из деревни Боль-шелужской5»6. Иные сведения приводятся в работе краеведа И. М. Панюкова. Он отмечает (к сожалению, без указания на источники информации), что первожителями деревни Лымва были «сыновья Парфёна из Нёбдина» (поселение на р. Вычегде), которые облюбовали место на высоком берегу р. Лымва [17, 103]. По «Переписным книгам Яренского уезда» 1646 г. и 1678 г. [18, 155; 19, 325] Нёбдино, как и Нившера, приписана к Вишерскому погосту, а в последнем документе, в составе Нёбдино указан починок Парфёновский, откуда, возможно, и были перво-

поселенцы Лымвы. Память о первопоселенцах Лымвы сохраняется и в устной традиции, с указания имён начинается предание (текст предания приводится ниже): «С Паркероса7 пришли два брата -Артемий (Ортем) и Елисей (Елизар), оба были богатырями»8.

Все источники сходятся в том, что после смерти братьев место на берегу р. Лымва оставалось пустым с 1782 г. до 1822 г., когда «переселился сюда из деревни Ивановской (эта деревня относится к Большелугу - примеч. Л.С.) крестьянин Егор Матвеев Попов с семейством»9. Об этом этапе заселения Лымвы сохранился архивный документ, согласно которого в 1845 г. были выделены угодья на берегу р. Лымва Егору Попову и трём его сыновьям10. В работах краеведов также сообщается, что семейство переселилось для обоснования станции на пути с Вишеры (совр. - с. Богородск) в Помоздино (село в верховьях р. Вычегды, современный Усть-Куломский район). Известны и более ранние сведения об этом пути, который связывал нижнюю и верхнюю Вычегду, минуя среднее течение, по притокам Выми в бассейн Вишеры, а оттуда через Лым-ву был возможен переход в верховья рек Ижма, Печора (с выходом за Урал через р. Илыч), Кама (с выходом за Урал через р. Язьва) [29, 22-23]. По историческим данным по этому пути вишерцы переселялись на Каму и в Сибирь, ходили новгородские сборщики дани, наведывались купцы к вишерским охотникам «для покупки мягкой рухляди» [7, 86], шло расселение коми на верхневычегодские и верхнепечорские земли. В XIX в. по этому пути ижемские оленеводы приезжали в Нёбдино на Афанасьевскую ярмарку.

История сложения культа Параскевы Пятницы в дер. Лымва. С заселением Лымвы неразрывно связано и появление часовни. В исторической части церковной летописи сообщается, что в указанном приходе имеются часовни «де-ревянныя, в виде амбаров», в том числе и дер. Лымва «Святителю Модесту Иерусалимскому и мученице Параскеве, наречённой Пятницей; построена в 1834 году крестьянином Егором

5 Деревня расположена в нижнем течении р. Вишера, притоком которой является р. Нившера, совр. - Большелуг.

6 Приходская летопись Нившерской Воскресенской церкви 1865-1876 гг. Л. 10 об.

7 Паркерос - деревня в составе села Нёбдино, в названии сохраняется имя основателя Пар < Парфён + керос 'возвышенность'.

8 Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории КомиНЦ (ФФ ИЯЛИ) А11134: зап. Л. С. Лобанова, А. Н. Рассыхаев 05.06.2013 г. в с. Нившера Корткеросского р-на Республики Коми (далее с. Нившера) от П. Г. Попова, 1928 г.р., ур. дер. Лымва Нившерского с/с. Здесь и далее тексты приводятся в подстрочном переводе с коми языка, выполненные автором статьи.

9 Приходская летопись Нившерской Воскресенской церкви 1865-1876 гг. Л. 10об.

10 На Указ Вологодской казённой палаты по госимуществу в своей публикации ссылается А. А. Панюков [15, 67].

Матвеевым Поповым»11. В документах, отложившихся в архивных коллекциях12, и, впоследствии, в составленных на их основе списках [13], Лымвинская часовня числится как посвящённая только св. Модесту Иерусалимскому.

По рассказам информантов, выходцев из Лымвы, там отмечали три храмовых праздника: св. Модеста Иерусалимского (31 декабря), Ивана Постного (11 сентября) и Параскеву Пятницу (9-ое воскресенье по Пасхе)13, причём в большинстве репортажей фигурирует Параскева Пятница. Установление часовенных праздников сложный процесс, и для его освещения требуется привлечение разного рода материалов. На сегодняшний день у нас нет однозначного ответа на вопрос, почему выбор пал именно на эти даты, но ряд предположений готовы высказать. Праздники св. Модеста Иерусалимского (31 декабря), Ивана Постного (11 сентября) совпадают с часовенными праздниками тех деревень, откуда были родом основатели Лымвы. Первые поселенцы были из Нёбдино, там была часовня св. Модеста; второй раз заселила семья из дер. Ивановская, где была часовня во имя Предтечи и Крестителя Иоанна [17, 66], а по устным воспоминаниями отмечали два храмовых праздника - дни Ивана и Модеста14. В вишерской как и верхневычегодской народной традиции святой Модест считается покровителем скота, обращение к нему содержится в заговорно-заклинатель-ных текстах продуцирующих и апотропеических обрядов [25, 70].

Источников об истории возникновения культа Параскевы Пятницы в дер. Лымва обнаружить нам не удалось. Однако, соотнеся приведённые выше исторические события с известными механизмами установления часовенных праздников, мы можем выдвинуть несколько вариантов развития событий. Надо отметить, что в Коми крае культовых объектов, посвящённых Параскеве Пятнице, было не так много, на сегодняшний день выявлено только семь подобных сооружений - это церкви в с. Иб и дер. Коквицы и ча-

совни в дер. Крестово, Дав, Туръя, Кривое [13], Лымва, из которых сохранились только часовни в дер. Кривое и Лымва. Все они расположены «вдоль западной границы расселения коми-зырян», что даёт основание исследователям включить традицию почитания Параскевы Пятницы у коми-зырян в контекст народного православия Европейского Северо-Востока «как связующее звено между традицией северных русских, проживающих в бассейне Северной Двины и населением Прикамья» [2, 178]. Изначально Лымва как «волостная река вишерцев» относилась к вымскими землям, Вишеру и Вымь связывала сухопутная дорога через верховья рек, «которой пользовались с различными целями, в том числе направляясь на богомолье в Ляльскую цер-ковь»[7, 86]. Этим подтверждается общность православной культуры Вишеры и Выми, где о почитании Параскевы Пятницы можно судить по культовым сооружениям в Туръе и Кокви-цах. Кроме того, через Лымву проходила дорога, связывающая Северную Двину и верхнее При-камье15, где расположены известные ареалы поклонения святой Параскеве Пятнице - в окрестностях Искорского городища, с. Салтаново и Соликамска [8; 24]. Таким образом, подтверждается выдвинутая гипотеза, и обосновываются общие черты в почитании Параскевы Пятницы в коми и севернорусской традициях.

В первую очередь общность выражается в дате праздника. Во всех локальных традициях коми и Прикамья, как в большинстве регионов Русского Севера, праздник Параскевы Пятницы отмечается на девятую пятницу после Пасхи или первую пятницу Петрова поста, что не совпадает с православным календарем, где определены четыре даты памяти святых Параскев16. В народной традиции коми определяются только три даты, связанные с Параскевой: «Парасковьи ведь три: Сухая Параскева и Сырая Параскева, ещё и Пятница Параскева - это бог Лымвы. (Что тогда делали?) У кого в своей семье день памяти <Параскевы>, едят-пьют, если умерла <именинни-

11 Приходская летопись Нившерской Воскресенской церкви 1865-1876 гг. Лл. 8-8об.

12 НА РК, Ф. 230, Оп. 1, Ед.хр. 279: Клировая ведомость Вологодской епархии Устьсысольского уезда Нившерской Воскресенской церкви за 1875 г. Лл. 58-62.

13 ФФ ИЯЛИ A11134: зап. Л. С. Лобанова, А. Н. Рассыхаев. 05.06.2013 г. в с. Нившера от Попова П. Г., 1928 г.р., ур. дер. Лымва Нившерского с/с.

14 ФФ ИЯЛИ, А11207: зап. А. Н. Рассыхаев 17.06.2015 г. в дер. Ивановская Большелугского с\с Корткеросского р-на РК от Павлова К. И., 1937 г.р.

15 Для этих регионов общим является и гидроним Вишера.

16 В православной традиции чтят память четырёх святых Параскев: 1) 20 марта / 2 апреля - римской мученицы, 2) 26 июля / 8 августа прпмц. Параскевы, 3) 14 / 27 октября - Преподобной Параскевы Сербской, 4) 28 октября / 10 ноября - мученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Кроме того, в традиции восточных славян распространены праздники в честь Параскевы Пятницы на Десятую, Петровскую и Ильинскую пятницы.

ца>; едят именины <Параскевы>, если жива»17. «Сначала Пятница Параскева, потом Сухая Параскева и Сырая Параскева. <.. > У нашей мамы на Сырую Параскеву именины были, двадцать седьмое октября, а Сухая Параскева десятого но-ября»18.

Таким образом, в народной календарной традиции коми официальные праздники в честь святой Параскевы именуются Уль Парась -Сырая Параскева19 (28 октября) и Кос Парась - Сухая Параскева (10 ноября). В большинстве репортажей хрононимы мотивируются климатическими особенностями погоды в указанные даты: если на Сырую Параскеву ещё дождливо, сыро и грязно, то к Сухой Параскеве уже устанавливается морозная, сухая погода. Эти даты не ассоциируются со святой Параскевой, не считаются праздниками и отмечают их только как именины. Персонифицированным днём святой Параскевы является неканонический праздник - Девятая пятница по Пасхе, святая и праздник получают наименование Параскева Пятница. Нам так и не удалось найти ответа на вопрос, почему именно эта дата стала персонификацией Параскевы Пятницы на такой обширной территории Европейского Севера России. Относительно коми традиции хотелось бы выделить следующие моменты. Во-первых, это единственная пятница в годовом цикле народного календаря, отмечаемая как праздник. Отождествление происходит на основе лексического совпадения части хрононима - Девятая Пятница и агионима - Параскева Пятница. Во-вторых, в сельскохозяйственном цикле на этот период приходится рубеж между посевными работами и сенокосом, когда выпадала пора летних общинных праздников, к которым было приурочено проведение крестного хода с водо-святьем и обходом пастбищ и полей, молодежных гуляний и гостевания.

Вслед за общностью даты можно выявить и общие черты в культе Параскевы Пятницы в севернорусской и коми традициях. А. А. Пан-ченко, рассматривая традицию почитания сельских святынь - камней, родников и деревьев Северо-Запада России, отмечает преобладание

культа св. Параскевы Пятницы и «господство "пятничных" посвящений среди праздников», проводимых около этих объектов [14, 152]. Как указывают краеведы, первые жители Лымвы молились камню, но в ни каких других источниках нам не удалось найти об этом информацию. В данном контексте интересно появление сюжета с камнем в преданиях о заселении Лым-вы. Один из вариантов зафиксирован в 1942 г. финским лингвистом Т. Е. Уотилой от уроженца с. Нившеры И. М. Габова, в котором повествуется, что Лымва Иван облюбовал гористое место на берегу р. Лымва, женился и основал дер. Лымва в 1846 г., и в споре с первожителем села Богородск Тури Митрей за владение рыболовными угодьями, Лымва Иван выиграл, доказав свою власть и силу перенесением тридцатипу-дового камня от ручья Мельнича-ёль до дома [28, 60-62].

Второй вариант встречается в экспедиционных записях 2013 г.: «С Паркероса пришли два брата - Артемий и Елисей (Елизар), оба были богатырями. Тогда ещё пищалей не было, а где-то здесь, в Усть-Куломской стороне богатырь разгуливал, ходил-грабил. Агеем звали. Тогда ружей ещё не было, острогу носил, пришел, острогу в пол воткнул, потом и он хозяином [становился]. Вот когда-то он пришел в Лымву. Слышали уже Артемий и Елисей про Агея, пока они ходили в лес на охоту, Агей пришёл, а они попросили жен к возвращению подготовить баню, к возвращению баня была готова. Пришли - Агей острогу воткнул. Не разозлились и ничего, но, мол, Агей, давай пойдем в баню, попаримся, ты, мол, с дальней дороги пришёл и устал. Отправились в баню, и там был восемнадцати пудовый камень. Елисей и сказал Агею, мол, не попробуем ли поднять этот камень. Попробуем, мол. Агею только до колен поднимется. Елисей поднимет до груди, а Артемий возьмет и через голову выкинет. Агей потом в баню и не зашел, пошел [в дом], вытащил острогу и ушёл»20.

История с камнем встречается и в летописи. Она приводится в исторической части как доказательство богатырских способностей крестьянина нившерского прихода. «Крестьянин Елисей

17 ФФ ИЯЛИ, А11182: зап. Л. С. Лобанова, А. Н. Рассыхаев 08.05.2014 г. в с. Нившера от Ларуковой У С., 1928 г.р.

18 ФФ ИЯЛИ, А11183: зап. Л. С. Лобанова 09.05.2014 г. в с. Нившера от Абдулганиевой Л. П., 1932 г.р.

19 В некоторых традициях восточных славян этот день получает наименование Параскева Грязнуха.

20 ФФ ИЯЛИ, А11134: зап. Л. С. Лобанова, А. Н. Рассыхаев. 05.06.2013 г. в с. Нившера от Попова П. Г., 1928 г.р., ур. дер. Лымва Нившерского с/с.

Ферапонтов <.. .> славился необыкновенной силой. Он один принёс на себе огромный камень из ручья Мельнича ёль на место нынешней деревни Лымвинской и в шутках с Агеем, <...> выбросил через плечо камень этот, бывший весом приблизительно до 50-ти пудов, впоследствии камень был раздроблен на четыре части уже Егором Матвеевым Поповым и помещен в 1834 году под углами имеющейся в той деревне

часовни»21.

В приведённых выше текстах при совпадении имен действующих лиц и сюжетной канвы - доказательство силы посредством поднимания камня, события разворачиваются в совершенно иных обстоятельствах и приводят к различным результатам. Так умело летописец подводит развязку к строительству часовни, таким образом ставя точку в истории с камнем, около которого, возможно, проводили религиозные обряды первые поселенцы Лымвы. До заселения Лымвы, камень мог обозначать границу между рыболовными угодьями вишерцев и манси-язычников, а также начало волока на верхнюю Вычегду. Все эти факты соотносятся с культом Параскевы Пятницы, в части возникновения около природных объектов22, обозначающих границы, распутья и т.п.

Ещё одна характерная черта образа Параскевы Пятницы в народной традиции - покровительство торговле. Относительно Лымвы эта функция святой могла быть актуализирована ижемца-ми, по обращению которых была заселена Лымва в XIX в., как станция для отдыха по пути на Афанасьевскую ярмарку из Ижмы в Нёбдино.

Среди других функций Параскевы, которые могли повлиять на появление культа этой святой в Лымве, это покровительство женщинам, роженицам. Судя по историческим данным, первые поселенцы Лымвы два брата были женаты, но не имели детей, поэтому место это в конце XVIII в. опустело. Вполне логично, что следующий поселенец, пришедший в Лымву с тремя сыновьями, мог начать освоение территории со строительства часовни святой Параскеве.

О значимости и масштабности праздника Параскевы Пятницы, проводимого в Лымве, можно судить по устным воспоминаниям, которые изобилуют гиперболическими подробностями, например, «о людском потоке, поднимающемся по реке и дороге в сторону Лымвы»; «гостях, пришедших со всей Вишеры и Вычегды»; разнообразием жертвоприношений. Параскеве Пятнице в основном приносили обеты в виде платков, ткани, полотенец, из животных приводили овец: «Помню, один мужчина из Нившеры в Лымву приходил, принес овечью тушу, это, мол, я принес Пятнице Прасковье, чтобы моя жена выз-доровела»23. В данном случае подчёркивается функция святой в покровительстве над женщинами.

После закрытия часовни в Лымве икону вмч. Параскевы забрала домой А. И. Попова и долгое время устраивала домашние богослужения на девятую пятницу по Пасхе. Вот как вспоминает об этом Н. Н. Подорова: «Да тогда я помню ещё, тогда я маленькая ещё была, приходили туда и из Бадьёльска, и Подтыбка, и Нившеры, и Ивановской - отовсюду к этому дню приходили к иконе. Всю ночь тогда стояли, ночью даже на коленях стояли бабушки. С вечера было придут и всю ночь не ложатся, всю ночь стоят около

иконы»24.

Когда деревня была признана неперспективной и люди стали уезжать, А. И. Попова подарила икону в качестве приданого своей внучке Н. Н. Подоровой, которая переехала в Нившеру. Богослужения она начала проводить с 1990-х гг. по просьбе местных жителей, которые, узнав об иконе, стали приходить к ней на девятую пятницу по Пасхе. В данном случае образ Параскевы Пятницы и праздник в честь неё получают развитие в рамках локальной традиции почитания икон [11], будут рассмотрены в отдельной статье.

Обсуждение и заключение

Таким образом, выявление и описание исторической хроники дер. Лымва позволило встроить

21 Приходская летопись Нившерской Воскресенской церкви 1865-1876 гг. Лл. 14-14об.

22 В удорской устной традиции также зафиксирован сюжет о постройке часовни Параскевы Пятницы около огромного камня в дер. Крестово [12,82].

23 ФФ ИЯЛИ, А11155: зап. Л. С. Лобанова, А. Н. Рассыхаев 11.06.2013 г. с. Нившера от Подоровой Н. Н., 1958 г.р.

24 ФФ ИЯЛИ А11155: зап. Л. С. Лобанова, А. Н. Рассыхаев 11.06.2013 г. с. Нившера от Подоровой Н. Н., 1958 г.р.

почитание Параскевы Пятницы в данной местности в ранее предложенную исследователями систему народного православия Европейского Северо-Востока, как «связующее звено между традицией северных русских, проживающих в бассейне Северной Двины и населением Прикамья» [2]. Общность, в первую очередь, выражается в дате праздника, сложившейся в результате отождествления пятницы как дня недели со святой Параскевой, персонифицированным праздником которой в севернорусской и коми традициях становится Девятая Пятница - единственная пятница, выделенная как праздник в годовом цикле народного календаря. В результате сравнительно-типологического анализа исторических сведений относительно дер. Лымва и характерных черт образа Параскевы Пятницы в севернорусской и коми традициях, были выявлены возможные варианты установления часовенного праздника Параскевы Пятницы в данной деревне, среди которых такие,

как возникновение культа Параскевы Пятницы около почитаемых камней, обозначающих границы, распутья; актуализация отдельных функций святой (покровительство в торговле и женщинам); обусловленность сельскохозяйственным циклом (на этот период приходится рубеж между посевными работами и сенокосом, когда выпадала пора летних общинных праздников), что стало основой в формировании локального образа святой. Проведённый анализ местной истории, условий хозяйства и быта населения, системы локального варианта народного календаря через призму образа святого может рассматриваться как один из методов в вопросе изучения истории формирования культа и локального образа святого. Практическая значимость статьи заключается в том, что проведённые исторические разыскания дополнили хронику деревни Лымва более чем на век и список часовен, посвящённых Параскеве Пятнице в Коми крае.

Список источников и литературы

1. Амосова С. Н. Представления о пятнице у восточных славян // Традиционная культура. 2017. № 1 (65). С. 52-65.

2. Власова В. В., Шарапов В. Э. Региональное / локальное в традиции почитания св. Параскевы у коми-зырян // Европейский север: локальные группы и этнические границы. Сыктывкар: КомиНЦ УрО РАН, 2012. С. 162-182. (Сер. «Труды Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН», Вып. 71).

3. Документы по истории коми. Жалованная грамота Великого князя Ивана III Васильевича жителям Перми Вычегодской на владение реками, озерами и угодиями, которыми владели их деды и отцы 1485 г. (Публикация П. Г. Доронина) // Историко-филологический сборник. Вып. 4. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1958. С. 243-247.

4. Жеребцов И., Сивкова А. Приходская летопись Нившерской Воскресенской церкви (1870-1897 гг.) // Дым отечества. Историко-краеведческое издание. 2019. № 11-12. С. 172-202.

5. Жеребцов И. Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми: Историко-демографический справочник. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2000. 272 с.

6. Жеребцов И. Л. Летопись Нившерской церкви (1865-1869 гг.) // Повседневная жизнь Коми края. Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории, 2009. Вып. 3. С. 18-33.

7. Жеребцов Л. Н., Лашук Л. П. Старая Вишера // Историко-филологический сборник. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1958. Вып. 4. С. 83-127. С. 86.

8. Клюйкова Е. А. Культ Параскевы Пятницы и почитание водных источников Чердынском районе Пермского края (Современное состояние традиции) // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 15: Стратегия и практика полевых исследований: сб.научных статей. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. С. 260-277.

9. Левин И. Христианские источники культа св. Параскевы // Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России / Перевод с английского А. Л. Топоркова и З. Н. Исидоровой. М.: Индрик, 2004. С. 141-161.

10. Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Параскева Пятница // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 томах. / Под. общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения 2004. Т. 3. С. 631-633.

11. Лобанова Л. С., Рассыхаев А. Н. Современная традиция почитания православных икон в с. Нившера Корт-керосского р-на Республики Коми // Традиционная культура. 2017. № 1 (65). С. 38-51.

12. Лобанова Л. С., Тушканова В. А. Почитание Параскевы Пятницы в с. Ёртом Удорского района Республики Коми // Известия Общества изучения Коми края: научно-популярный краеведческий журнал. 2017. Вып. 2 (17). С. 80-86.

13. Павлюшин С. Е., Крутиков А. В. Храмы Коми края // Атлас Республики Коми / Науч. рук. Э. А. Савельева. М.: ДиК, 2001. С. 320-321.

14. Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб: Алетейя, 1998. 320 с.

15. Панюков А. А. Лымваын [В Лымве] // Войвыв кодзув [Северная звезда. Литературно-художественный журнал]. 1996. № 4. С. 66-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Панюков А. В. Из календарной обрядности вишерских коми-зырян: Демьян Бедный // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2019. № 2 (24). С. 169-178.

17. Панюков И.М. Висер вож да сэтчос олысьяс йылысь пасйодъяс. [Заметки о Вишерской стороне и его жителях]. Корткерос: [б.и.], 1999. 107 с.

18. Переписная книга Яренского уезда 1646 г. // Документы по истории народа коми / Сост. Н. П. Воскобойни-кова, М. А. Мацук. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1985. С. 31-194.

19. Переписная книга Яренского уезда 1678 г. // Документы по истории народа коми / Сост. Н. П.Воскобойни-кова, М. А. Мацук. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1985. С. 195-374.

20. Рассыхаев А. Н. Почитание Стефана Пермского в фольклорной традиции нившерских коми // Ежегодник финно-угорских исследований. 2021. Т. 15. № 2. С. 272-283.

21. Сивкова А. Н. Приходская летопись Нившерской Воскресенской церкви (1898-1912) // Дым отечества. Историко-краеведческое издание. 2021. № 13-14. С. 182-196.

22. Страхов А. Страстная пятница и пятница: запреты и рекомендации народного культа // Paleoslavica. International Journal for the Study of Slavic Medieval Literature, History, Language and Ethnology. 2010. XVIII. № 2. C. 76-154.

23. Хиров К. Святая великомученица Параскева Пятница: забытые традиции и обряды // Труды Томской духовной семинарии. Томск: Изд-во Том. духов. семинарии, 2019. С. 182-189.

24. Чагин Г. Н. Святая Параскева Пятница в сакральном пространстве Пермской земли // Русский мир. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Березники: [б. и.], 2007. Вып. 3. С. 161-176.

25. Lobanova L. Aspects of studying the verbal level of cattle-breeding rituals // Folklore: Electronic Journal of Folklore. Tartu: Estonian Literary Museum. 2019. Vol. 76. Pp. 57-82.

26. Saveleva G. Tradition of Christmas youth gatherings at the Vishera river (Komi Republic) // Folklore: Electronic Journal of Folklore. 2019. Vol. 76. Pp. 99-118.

27. Sharapov V. Paraskeva-Peknicha // Komi Mythology / Red. by A-L. Siikala, V. Napol'skikh, M. Hoppal. Budapest; Helsinki: Academiai Kiado & The Finnish Literature Society, 2003. Pp. 244-245.

28. Syrjanische texte: Ober-Vycegda-Dialekt / Gesammelt von T.E. Uotila / Paula Kokkonen. Helsinki: Suomalais-Ugralainen seura, 1995. Band IV. 521 p.

29. Ulyashev O. Perm and Ob-Ugric relations in terms of folklore data // Folklore: Electronic Journal of Folklore. 2019. Vol. 76. Pp. 15-28.

References

1. Amosova S. N. Predstavlenija o pjatnice u vostochnyh slavjan [Ideas about Friday among the Eastern Slavs]. Tradicionnaja kul'tura [Traditional Culture], 2017, no. 1 (65), pp. 52-65. (In Russian)

2. Vlasova V. V., Sharapov V.E. Regional'noe / lokal'noe v tradicii pochitanija Sv. Paraskevy u komi-zyrjan [The regional / the local in the tradition of honoring St. Paraskeva among the Komi-Zyrians]. Evropejskij sever: lokalnye gruppy i jetnicheskie granicy [European North: local groups and ethnic borders]. Syktyvkar: KomiNC UrO RAN Publ., 2012. pp. 162-182. (In Russian)

3. Dokumenty po istorii komi. Zhalovannaja gramota Velikogo knjazja Ivana III Vasil'evicha zhiteljam Permi Vychegodskoj na vladenie rekami, ozerami i ugodijami, kotorymi vladeli ih dedy i otcy 1485 g. [Documents on Komi history. The letter of honor of Grand Duke Ivan III Vasilyevich to the inhabitants of Perm Vychegodskaya for the possession of rivers, lakes and lands owned by their grandfathers and fathers in 1485]. Publ. by P. G. Doronin. Istoriko-filologicheskij sbornik [Historical and Philological Collection]. Syktyvkar: Komi knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1958. pp. 243-247. (In Russian)

4. Zherebtsov I. L., Sivkova A. N. Prihodskaja letopis'Nivsherskoj Voskresenskoj cerkvi [Parish Chronicle of the Nivshera Resurrection Church]. Dym otechestva. Istoriko-kraevedcheskoe izdanie [Smoke of the fatherland. Historical and local history edition], 2019, no. 11-12, pp. 172-202. (In Russian)

5. Zherebtsov I. L. Gde ty zhivesh': Naselennye punkty Respubliki Komi: Istoriko-demograficheskij spravochnik [Where you live: Settlements of the Komi Republic: Historical and demographic reference book]. Syktyvkar: Komi knizhnoe izd-vo Publ., 2000. 272 p. (In Russian)

6. Zherebtsov I. L. Letopis' Nivsherskoj cerkvi [Chronicle of the Nivshera Church]. Povsednevnaja zhizn' Komi kraja [Everyday life of the Komi region]. Syktyvkar: Institut jazyka, literatury i istorii Publ., 2009. Iss. 3. pp. 18-33. (In Russian)

7. Zherebtsov L. N., Lashuk L. P. Staraja Vishera [Old Vishera]. Istoriko-filologicheskij sbornik [Historical and philological collection]. Syktyvkar: Komi knizhnoe izd-vo Publ., 1958. pp. 83-127. (In Russian)

8. Klyujkova E. A. Kul't Paraskevy Pjatnicy i pochitanie vodnyh istochnikov Cherdynskom rajone Permskogo kraja (Sovremennoe sostojanie tradicii) [The cult of Paraskeva Pyatnitsa and the veneration of water springs in the Cherdynsky District of the Perm region (Modern state of tradition)]. Slavjanskaja tradicionnaja kul'tura i sovremennyj mir: Strategija i praktika polevyh issledovanij [Slavic traditional culture and the modern world: Strategy and practice of field research]. Moscow: Gosudarstvennyj respublikanskij centr russkogo folklore Publ., 2012. pp. 260-277. (In Russian)

9. Levin I. Hristianskie istochniki kul'ta sv. Paraskevy [Christian sources of the cult of St. Paraskeva]. Dvoeverie i narodnaja religija v istorii Rossii [Dual-religion and folk religion in the history of Russia]. Transl. from the English by A. L. Toporkov and Z. N. Isidorova. Moscow: Indrik Publ., 2004. pp. 141-161. (In Russian)

10. Levkievskaya E. E., Tolstaya S. M. Paraskeva Pjatnica [Paraskeva Pyatnitsa]. Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskij slovar': V5 tomah [Slavic antiquities: Ethnolinguistic dictionary: In 5 vol.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow: Izd-vo "Mezhdunarodnye otnoshenija" Publ., 2004. Vol. 3. pp. 631-633. (In Russian)

11. Lobanova L. S., Rassykhaev A. N. Sovremennaja tradicija pochitanija pravoslavnyh ikon v s. Nivshera Kortkerosskogo r-na Respubliki Komi [Modern tradition of veneration of Orthodox icons in the village of Nivshera of Kortkerossky District of the Komi Republic]. Tradicionnaja kul'tura [Traditional Culture], 2017, no. 1 (65), pp. 38-51. (In Russian)

12. Lobanova L. S., Tushkanova V. A. Pochitanie Paraskevy Pjatnicy v s. Jortom Udorskogo rajona Respubliki Komi [Veneration of Paraskeva Pyatnitsa in the village of Yortom of Udorsky District of the Komi Republic]. Izvestija Obshhestva izuchenija Komi kraja: nauchno-populjarnyj kraevedcheskij zhurnal [News of the Society of Komi region study: scientific-popular local history journal], 2017, no. 2 (17), pp. 80-86. (In Russian)

13. Pavlyushin S. E., Krutikov A. V. Hramy Komi kraja [Temples of the Komi region]. Atlas Respubliki Komi [Atlas of the Komi Republic]. Ed., comp. by E. A. Savelyeva. Moscow: "DIK" Publ., 2001. pp. 320-321. (In Russian)

14. Panchenko A. A. Issledovanija v oblasti narodnogo pravoslavija. Derevenskie svjatyni Severo-Zapada Rossii [Research in the field of folk Orthodoxy. Village shrines of the North-West of Russia]. Saint-Petersburg: Aleteja Publ., 1998. 320 p. (In Russian)

15. Panyukov A. A. Lymvayn [In Lymva]. Vojvyv kodzuv [Northern Star. Literary and Art Journal], 1996, no. 4, pp. 66-71. (In Komi)

16. Panyukov A. V. Iz kalendarnoj obrjadnosti visherskih komi-zyrjan: Dem'jan Bednyj [From calendar ceremonialism of the Vishera Komi-Zyrians: Demyan Bedny]. Tomskij zhurnal lingvisticheskih i antropologicheskih issledovanij [Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology], 2019, no. 2 (24), pp. 169-178. (In Russian)

17. Panyukov I. M. Viser vozh da sjetchos olys'jas jylys'pasjod'jas [Notes on the Vishera District and its residents]. Kortkeros, 1999. 107 p. (In Komi)

18. Perepisnaja kniga Jarenskogo uezda 1646 g. [Census book of Yarensky District in 1646]. Dokumenty po istorii naroda komi [Documents on the history of the Komi people]. Comp. by N. P. Voskoboynikova, M. A. Matsuk. Syktyvkar: Komi knizhnoe izd-vo Publ., 1985. pp. 31-194. (In Russian)

19. Perepisnaja kniga Jarenskogo uezda 1678 g. [Census book of Yarensky District in 1678]. Dokumenty po istorii naroda komi [Documents on the history of the Komi people]. Comp. by N. P. Voskoboynikova, M. A. Matsuk. Syktyvkar: Komi knizhnoe izd-vo Publ., 1985. pp. 195-374. (In Russian)

20. Rassykhaev A. N. Pochitanie Stefana Permskogo vfol'klornoj tradicii nivsherskih komi [Veneration of Stephen of Perm in folk tradition of the Nivshera Komi people]. Ezhegodnikfinno-ugorskih issledovanij [Yearbook of Finno-Ugric Studies], 2021, no. 15 (2), pp. 272-283. (In Russian)

21. Sivkova A. N. Prihodskaja letopis' Nivsherskoj Voskresenskoj cerkvi [Parish Chronicle of the Nischera Resurrection Church]. Dym otechestva. Istoriko-kraevedcheskoe izdanie. [Smoke of the fatherland. Historical and local history edition], 2021, no. 13-14, pp. 182-196. (In Russian)

22. Strakhov A. Strastnaja pjatnica i pjatnica: zaprety i rekomendacii narodnogo kul'ta [Good Friday and Friday: taboos and recommendations of folk worship]. Paleoslavica. International Journal for the Study of Slavic Medieval Literature, History, Language and Ethnology, 2010, no. XVIII (2), pp. 76-154. (In Russian)

23. Khirov K. Svjataja velikomuchenica Paraskeva Pjatnica: zabytye tradicii i obrjady [Holy Great Martyr Paraskeva Pyatnitsa: forgotten traditions and rites]. Trudy Tomskoj duhovnoj seminarii [Works of the Tomsk Theological Seminary]. Tomsk: Izd-vo Tom. duhov. Seminarii Publ., 2019. pp. 182-189. (In Russian)

24. Chagin G. N. Svjataja Paraskeva Pjatnica v sakral'nomprostranstve Permskoj zemli [Saint Paraskeva Pyatnitsa in sacral space of the Perm lands]. Svyataya Paraskeva Pyatnitsa v sakralynom prostranstve Permskoy zemli. Russkiy mir. Sbornik materialov Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Saint Paraskeva Pyatnitsa in the sacred space of the Perm land. Russian world. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Bereznyaki: [w/p], 2007, Iss. 3, pp. 161-176. (In Russian)

25. Lobanova L. Aspects of studying the verbal level of cattle-breeding rituals. Electronic Journal of Folklore, 2019, no. 76, pp. 57-82. (In English)

26. Saveleva G. S. Tradition of Christmas youth gatherings at the Vishera river (Komi Republic). Electronic Journal of Folklore, 2019, no. 76, pp. 99-118. (In English)

27. Sharapov V. Paraskeva-Peknicha. Komi Mythology. Red. by A-L. Siikala, V. Napolskikh, M. Hoppal. Budapest, Helsinki: Academiai Kiado & The Finnish Literature Society, 2003. pp. 244-245. (In English)

28. Syrjanische texte: Ober-Vycegda-Dialekt. Gesammelt von T. E. Uotila. Paula Kokkonen. Helsinki: Suomalais-Ugralainen seura, 1995. Band IV. 521 p. (In Komi, German)

29. Ulyashev O. Perm and Ob-Ugric relations in terms of folklore data. Electronic Journal of Folklore, 2019, no. 76, рp. 15-28. (In English)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лобанова Людмила Сергеевна, научный сотрудник сектора фольклора, Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (167982, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26).

sergejluda@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-5892-1254

ABOUT THE AUTHOR

Lobanova Lyudmila Sergeevna, Senior Researcher of the Folklore Department, Institute of Language, Literature and History Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (167982, Russian Federation, Komi Republic, Syktyvkar, Kommunisticheskaya st., 26).

sergejluda@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-5892-1254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.