Известия Коми научного центра УрО РАН Выпуск 3(19). Сыктывкар, 2014.
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 394.2:070.1(=511.132)
ЗАВЕТНЫЙ ПРАЗДНИК В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА
В.В. ВЛАСОВА
Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар
В статье рассматривается репрезентация празднования дня Св. Параскевы (девятая пятница после Пасхи) среди коми-зырян в научных и научно-популярных публикациях, на страницах районной, региональной печати и в сети интернет. Выявляются основные смысловые акценты образа праздника, влияние административного и научного дискурсов на восприятие заветного праздника местными сообществами.
Ключевые слова: заветный праздник, Св. Параскева, традиция, коми-зыряне, сельский туризм
V.V. VLASOVA. RELIGIOUS FEAST IN PUBLIC SPACE OF THE LOCAL COMMUNITY
Representation of observance of St. Paraskeva Day (the ninth Friday after Easter) among the Komi-Zyryans in scientific and popular scientific publications, on pages of the regional press and in the Internet is considered. The main semantic accents of the image of feast, influence of administrative and scientific discources on perception of the religious feast by local communities are revealed.
Keywords: religious feast, St. Paraskeva, tradition, Komi (Zyrians), rural tourism
Этнографы, фольклористы, историки, культурологи, философы неоднократно обращали внимание на феномен праздника в культуре. Поскольку каждого исследователя интересовали определенные аспекты этого явления, предмет анализа, определения и классификации оказывались различными. В этнографических исследованиях праздник рассматривается в контексте годового аграрного цикла, особо подчеркивается его роль в сохранении и передаче от поколения к поколению социально значимой информации относительно главных ценностных ориентаций и норм поведения.
На Русском Севере еще в конце 1920-х гг. «одним из самых популярных» весенних праздников являлась Девятая пятница от Пасхи. Известно, что этот день отмечался и у коми-зырян, территория проживания которых входила в состав Архангельской и Вологодской губерний России: у вымских (с. Турья, Онежье), прилузских (с. Про-копьевка), сысольских ((с. Иб, Чулиб), Выльгорт), удорских (дер. Крестово, Кривое). Такие элементы культа Св. Параскевы, как крестные ходы, водосвятия, обеты были характерны для всего Европейского Севера (Архангельская, Вологодская, Вятская, Пермская губернии). В то же время некоторые ритуалы (омовение икон, устройство «иорда-
ни», прохождение под иконой Св. Параскевы) делали празднование девятой пятницы по-своему уникальным в конкретной локальной традиции [1, с. 164 - 167].
Антирелигиозная политика советского государства привела к ослаблению религиозных институтов, децентрализация культа - к появлению местных религиозных практик, формировавшихся при влиянии устной традиции и неформальных лидеров. Празднования девятой пятницы продолжались и в советский период, хотя и претерпели значительные изменения [1, с. 168 - 172]. Снятие запретов на религиозную деятельность привело к «возрождению» публичных форм религиозной жизни. Активное участие в этих процессах принимали не только верующие и Церковь, но и представители местной интеллигенции и администрации. Данная статья основана на публикациях, посвященных празднованию дня Св. Параскевы в разных районах Республики Коми, играющих значимую роль в формировании образа праздника в публичном пространстве местного сообщества.
В 1990-е гг. на страницах районных и республиканских газет, научных и научно-популярных изданий появляются статьи, в которых праздник Параскевы описывается в контексте календарных
Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3(19). Сыктывкар, 2014
праздников Вашки [2, 3], Выми [4], Сысолы [5]. Структура разных работ схожа: в них указывается на древность традиции празднования дня Св. Параскевы, упоминаются деревенские святыни (источники, иконы), рассказывается о трудностях, с которыми столкнулись верующие в советский период, и о возрождении праздника. Авторы весьма эмоционально пишут о годах «забвения» традиций: «Угасли праздники, как и угас повседневный крестьянский быт, не сеют в колхозах ячмень, ни рожь, не выращивают лен. Друзья из Болгарии вырубили лес в верховьях Вашки и Мезени. Обмелели реки, и все меньше в них рыбы, а в тайге - дичи» [2, с. 42]. Возобновление проведения местных религиозных праздников связывается с «идеей возрождения национальной культуры», а сами они оцениваются как «живая традиция», сохранившаяся в эпоху всеобщего безверия [3, с. 5].
В последующие годы заветные праздники в дер. Кривое и с. Турья стали объектом пристального внимания исследователей, журналистов и властей. В конце 1990-х гг. часовня Св. Параскевы в дер. Кривое (Удорский р-н) была отреставрирована, в прессе о ней стали говорить как о «древнейшем памятнике культового деревянного зодчества на территории Республики Коми». В течение нескольких лет (2006-2008 гг.) его посещали участники праздника «Коми книга», проводимого при участии Министерства культуры РК. В 2008 г. «день Параскевы вошел в программу» регионального праздника «Коми книга», в котором «приняли участие более 70 приглашенных - поэты и писатели республики, руководители отделов культуры муниципалитетов» [6]. Новый образ праздника, представления о нем «как центре духовной культуры удорских коми» формируется не только усилиями СМИ, но и благодаря исследователям [7]. С начала 2000-х гг. посмотреть «диковинку» приезжают туристы, которые делятся впечатлениями на своих страницах в социальных сетях, блогах. В качестве примера можно привести фоторепортаж Г. Михеева «Большая Духовная Стирка», в котором помимо фотографий приводятся и фольклорно-этнографические материалы [8].
Возможно, в последующие годы традиция дер. Кривое претерпит новые изменения, поскольку праздник вошел в реестр «Нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2013 гг.». Информация о празднике, представленная в «Электронном каталоге объектов нематериального культурного наследия (ОНН) народов России», включает в себя подробное описание обрядовых действий: «Праздник Параскевы начинается к 9 часам утра, когда к часовне собираются женщины. С собой они несут бидончики, банки и прочую посуду под освященную Пятницкую воду. Служба сегодня представляет собой пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. После завершения службы женщины выносят иконы на улицу и крестным ходом идут к берегу речки Керъю <...> Иконы ставят к кресту, часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омо-
вение икон». Автор подчеркивает необходимость: «в связи с высокой ценностью ОНН <...> его сохранение в естественном бытовании» [9]. Появление праздника в Реестре можно объяснить стабильным интересом со стороны исследователей, которые и инициировали его включение в число объектов культурного наследия.
В с. Турья (Княжпогостский р-н) к празднику Параскевы был приурочен юбилей села. В 2010 г. состоялось празднование 530-летия села, публикации о событии появились в республиканской прессе («Красное знамя») и на новостных сайтах. «Наряженные в национальные костюмы турьинцы и гости юбиляров пронесли по селу икону Пресвятой Параскевы-Пятницы <...> Икону Параскевы-Пятницы, которая считается покровительницей с. Турья, установили посреди церковной площади. Все собравшиеся проходили под иконой, загадывая желания, и просили святую о мире и благополучии» [10]. В этом же году в г. Сыктывкаре прошли дни Княж-погостского района, в ходе которых было представлено «праздничное гуляние на престольный праздник «Параскевы Пятницы». Традиционно этот праздник проходит в с. Турья с привлечением иконы святой Параскевы Пятницы с песнями и танцами. Зрителями будет показан древний обряд прохождения под иконой святой Параскевы Пятницы и загадыванием желания» [11].
Публикации в местных новостных интернет-изданиях вновь появляются в 2012 г.: «Первый районный праздник Параскевы Пятницы проведут в с. Турья Княжпогостского района 15 июня. Как рассказали Финно-угорскому порталу в Министерстве национальной политики РК, праздник проведут впервые в качестве пилотного туристического проекта. В перспективе Параскева сможет стать одним из брендов родины всемирно известного социолога Питирима Сорокина» [12]. «15 июня в с. Турья состоится республиканский народный праздник «Параскева Пятница» <...> В рамках мероприятия состоится круглый стол "Этнотуризм - элемент самозанятости сельского населения" ... » [13]. Приведенные цитаты позволяют утверждать, что светские власти (районные, республиканские) рассматривают почитаемые места как «культурный» ресурс развития района, о чем свидетельствуют стиль и терминология новостных сообщений (вошел в программу, первый районный праздник, мероприятие и т.п.).
В 2003 г. в Сыктывдинском районе был издан путеводитель «На семи холмах. По святым местам села Иб» (в число упомянутых памятников вошел и источник Св. Параскевы). В село (в монастырь, на источники) организуются паломнические поездки. В республиканских СМИ (интернет ресурсы, газеты, журналы) регулярно появляется информация об источниках, с указанием от каких недугов исцеляет вода в каждом из них (см. Информационно-туристский портал РК. Сыктывдинский район). Местными краеведами разрабатываются «туристические маршруты» по селу, посещение всех источников, рассказы об истории их появления. Подобные маршруты востребованы посетителями Финно-угор-
Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3(19). Сыктывкар, 2014
ского этнокультурного парка, расположенного в непосредственной близости от села [14, с. 47].
И сам праздник, и связанные с ним святыни воспринимаются районным и республиканским руководством в первую очередь как «мероприятие», определенный туристический продукт. По мнению властей, развитие сельского туризма (этно-, эко- и т.д.) обеспечит создание дополнительных рабочих мест, оживит экономику сельских районов, в связи с чем «необходимо сделать все для превращения туризма в полноценный сектор региональной экономики» [15]. На наш взгляд, привлекательность праздников - новоделов, подобных тому, что планируют проводить в Турье, невелика как для паломников, поскольку святыня утрачена и служба не проводится, так и для «этнотуристов», так как подобная «реконструкция» праздника силами работников культуры и администрации воспринимается скорее как китч. С другой стороны, сохранить праздник в «естественном бытовании» (это предполагает, в числе прочего, проведение служб местными жителями), как это предлагают эксперты, будет весьма сложно, поскольку с ростом авторитета Русской Православной Церкви решение о «признании/не признании» тех или иных локальных религиозных традиций принимают священнослужители.
Повышенное внимание властей и общественности, их отношение к празднику не могли не отразиться на его восприятии местным сообществом. Так, жители Турьи между собой называют праздник Параскевы «фестивалем», в дер. Кривое после крестного хода выступали фольклорные коллективы разных сел района. Заветный праздник все чаще воспринимается жителями (особенно молодежью) как культурно-массовое мероприятие. Исследователи отмечают, что активное вмешательство властей, работников культуры в проведение заветного праздника приводит к «размыванию» традиционного канона, а повышение официального статуса - к его секуляризации [1, с. 179]. Отношение местного населения к подобным изменениям неоднозначно. В газете, публикуемой на коми языке в Удорском р-не, одна из жительниц обратилась к руководителям сельских администраций «брать хороший пример и проводить подобные праздники, которые действительно объединяют жителей Мезени и Вашки». В 2008 г. в клубе, где проходили концерты в день Св. Параскевы, случился пожар. Часть жителей усмотрела в этом «божий гнев», вызванный тем, что религиозный праздник (одно из названий висьысьяслон заветной лун (заветный день больных) превратился в развлекательное мероприятие [1, с.174].
Подводя итоги, отметим: несмотря на различие стиля и жанра работ о празднике Св. Параскевы, их ключевым моментом является описание обрядовых действий, которые наиболее ярко передают его специфику (молебен у ели, омовение икон, прохождение под иконой). В официальных публикациях праздник рассматривается как явление или объект, способный повысить инвестиционную привлекательность территории, при этом не всегда четко понимается как именно. В научных работах
анализируется значение праздника для местного населения (его роль в формировании локальной идентичности, сохранении культурных традиций сельских поселений, изменении религиозности сельского населения). В свою очередь административный и научный дискурсы оказывают значительное влияние на восприятие заветных праздников локальным сельским сообществом.
Литература
1. Власова В.В., Шарапов В.Э. Региональное/ локальное в традиции почитания Св. Параскевы у коми-зырян // Европейский север: локальные группы и этнические границы. Сыктывкар, 2012. С. 162-182. (Труды Института языка, литературы и истории. Вып. 71).
2. Лимеров П.Ф. Народные праздники на Вашке // Родники Пармы. Вып. 3. Сыктывкар, 1993. С.40-41.
3. Шарапов В.Э. Богородичные праздники у современных коми. Сыктывкар, 1995. 32 с. (Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 359).
4. Потапов Л. Храни Турью, Святая Параскева// Красное знамя. 9 июля. 1997. С. 3.
5. Суворов Е. Дом Параскевы Пятницы // Вера (Эском).1999. № 349. С. 8.
6. Репина О. В Удорском районе чествовать христианскую святую Параскеву Пятницу впервые будут на республиканском уровне // Ко-миинформ, 26 июня 2008, http://www.komi-inform. ru /print /news /50261
7. Лимеров П.Ф. Праздник св. Параскевы Пят-
ницы в д. Кривое как центр духовной культуры удорских коми//Рябининские чтения -2007, http:/ /kizhi.karelia.ru /library/ryabinin-2007/345.html
8. Михеев Г. Большая Духовная Стирка // Геннадий Михеев. Фотоистории, июль 2010. http: //genn-mikheev.narod.ru /index/0-241
9. Праздник Параскевы Пятницы деревни Кривое/ Сост. П.Ф. Лимеров // Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России, http://www.rusfol-knasledie.ru
10. Печорская Н. Земляки Питирима Сорокина отпраздновали юбилей родного села // Красное знамя, 8 июня 2010, http://old.ko-mikz.ru/2009-02-24-06-07-18/2348-2010-06-08-09-21
11. На Днях культуры Княжпогоста представят новый герб района // Княжпогостский район Республики Коми. Новости, 16 июня 2010, http://www.knyazhpogost.ru/news/ na-dnjah-kultury-knj azhpogosta-predstavj at-novyi-gerb-raiona.html
12. Деревню Кони сделают «живым музеем» // FINNOUGR.RU, 26 апреля 2012, http://www. fin-
nougr.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=8856
13. В селе Турья Княжпогостского района пройдет народный праздник «Параскева Пятница» // Министерство национальной политики Республики Коми. Официальный сайт.
Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3(19). Сыктывкар, 2014
Новости, 13 июня 2012, http:/ /minnats .rko-mi.ru/left/news/11872/
14. Муравьева С. По святым местам старинного села Ыб // Регион. № 10. 2011. С.46-47.
15. Состояние и перспективы развития сельского туризма в Республике Коми. Ответ на запрос Финно-угорского портала в Министерство экономического развития Республики Коми о перспективах развития туризма в регионе // FINNOUGR.RU. Республика Коми. Туризм, http: //www.finnougr.ru/life /index. php?SECTION ID=354
References
1. V.V.Vlasova, V.E.Sharapov. Regional/local in tradition of veneration of St. Paraskeva in the Komi-Zyryans//Evropeisky sever: lokalniye gruppy i etnicheskiye granitsy. Syktyvkar, 2012. P. 162-182. (Trudy Instituta Yazyka, literatury i istorii. Issue 71). (in Russian)
2. P.F.Limerov. National holidays on Vashka// Rodniki Parmy. Issue 3. Syktyvkar, 1993. P. 40-41. (in Russian)
3. V.E.Sharapov. The feasts in modern Komis. Syktyvkar, 1995. 32 p. (Nauchniye doklady Komi NTs UrO RAN. Issue 359). (in Russian)
4. L.Potapov. Save Turya, St. Paraskeva// Kras-noye znamya. July 9. 1997. P. 3. (in Russian)
5. E.Suvorov. The House of Paraskeva-Friday// Vera (Eskom). 1999. No. 349. P. 8. (in Russian)
6. O.Repina. In Udora region they will hold a village feat of St. Paraskeva-Friday Day at the republican level for the first time// Komiin-form, June 26, 2008, http://www.komiinform. ru/print/news/50261 (in Russian)
7. PF.Limerov. A village fete of St. Paraskeva-Friday Day in Krivoye village as the center of spiritual culture of Udora Komis// Ryab-ininskie chteniya - 2007, http://kizhi. kare-lia.ru/library/ryabinin-2007/345.html (in Russian)
8. G.Mikheev. The big spiritual washing// Gen-nady Mikheev. Fotoistorii, July 2010. http:// genn-mikheev.narod.ru/index/0-241 (in Russian)
9. A village fete of St. Paraskeva-Friday Day in Krivoye village (compiled by P.F.Limerov)/ /Electronny catalog obyektov nematerialnogo kulturnogo naslediya narodov Rossii, http://www.rusfolknasledie.ru (in Russian)
10. N.Pechorskaya. Pitirim Sorokin's fellow countrymen celebrated anniversary of the native village// Krasnoye znamya, June 8, 2010, http://old.komikz.ru/2009-02-24-06-07-18/2348-2010-06-08-09-21 (in Russian)
11. The new arms of the region will be presented at the days of culture of Knyazhpo-gost//Knyazhpogostsky raion Respubliki Komi. Novosti, June 16 2010, http://www.Knya-zhpogost.ru/news/na-dnjah-kultury-knjazhpo-gosta-predstavjat-novyi-gerb-raiona.html (in Russian)
12. The Koni village will make "a live museum" village//FINNOUGR.RU, April 26 2012, http: / /www.finnougr .ru /news /index .php?ELE MENT ID=8 856 (in Russian)
13. The people's fete of St.Paraskeva-Friday Day will be held in the village of Turya, Knyazhpo-gost region//Ministerstvo natsionalnoi politiki Respubliki Komi. Ofitsialny sait. Novosti, June 13 2012, http://minnats.rkomi.ru/left / news/11872/ (in Russian)
14. S.Muravyeva. Along the holy places of ancient village Yb// Region. No.10. 2011. P. 46-47. (in Russian)
15. Conditions and prospects of development of rural tourism in the Republic of Komi. The answer to the inquiry of the Finno-Ugric portal to the Ministry of Economic Development of the Republic of Komi on the prospects of development of tourism in the region// FIN-NOUGR.RU. Respublika Komi. Turism, http: / / www.finnougr .ru /life/index.php?SECTI ON ID=354 (in Russian)
Статья поступила в редакцию 28.01.2014.