Научная статья на тему 'К вопросу о формировании новых типов человеческой телесности'

К вопросу о формировании новых типов человеческой телесности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
379
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ФОРМИРОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ / ВИДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ / НОВЫЕ ТИПЫ ТЕЛЕСНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цой М. И.

В условиях всеобщей трансформации техногенной цивилизации и современного состояния оппозиции/сотрудничества общества-человека-планеты особое внимание привлекают вопросы изучения телесности1 человека, в том числе вопросы формирования современного типа человека и его перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании новых типов человеческой телесности»

УДК 101.3

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ТИПОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ

В условиях всеобщей трансформации техногенной цивилизации и современного состояния оппозиции/сотрудничества общества -человека-планеты особое внимание привлекают вопросы изучения телесности1 человека, в том числе вопросы формирования современного типа человека и его перспективы.

Ключевые слова: телесность человека, формирование, направления, виды трансформации, новые типы телесности.

Значение изучения этих вопросов трудно переоценить в силу того, что телесность, как целостная структура человека - это и первооснова и потенциал международных и политических, внесоциальных и социальных, экономических и духовных, культурных и коммуникационных, образовательных и воспитательных факторов. Конкретные и абстрактные виды жизнедеятельности и творчества человечества отражают тенденции общей трансформации, которые в свою очередь являются закономерным следствием изменений человеческой телесности. В общем процессе формирования современных типов человеческой телесности и их перспектив можно выделить основные направления:

Во-первых - интеллигибельное. Это направление подразумевает интуитивное, умозрительное постижение и формирование доказательств, искусственное дублирование и материализацию идей. Сюда можем отнести философское мыслеформирование телесности и «ноосферного общества»; эзотерические и постпостнеклассические трансцедент-ные перспективы телесности человечества/богочеловечества; фантастические формы формирования телесности путем создания логически несовместимых с господствующем в реальным мире представлениями (мифы, фольклор, искусство, утопии); экзобиологиче-ские решения проблем эволюции существования посредством имитации внеземных форм жизни.

Во-вторых - научно-практическое. Это направление дает возможность корректировки и проектирования биологического тела и телесности посредством научнотехнических достижений и открытий. В том числе: техногенное («техносферное» общество, «массовый» человек с коллективной телесностью; медицинская и генная инженерия; киборгизация, микробиологические и информационно-энергетические интервенции) и эконаучное (экодуховное направление, осознанное следование гармонии с существующей природой, освоение и развитие внутренних личностных духовно/телесных способностей).

В результате анализа современной ситуации трансформации тела и телесности человека в рамках основных направлений предполагаем существование двух, основных на наш взгляд, современных видов трансформации.

Первое направление - трансформация «механической» телесности, которая подразумевает: внешние способы - физико/химические и био/медицинские вмешательства/операции; внутренние - духовно/прагматические конструкции и пр. Это направление связано с характеристикой «механического» человека: машиноподобность бытия челове-

1 Под телесностью в своих исследованиях по философской антропологии мы подразумеваем все, локализованные на физико-биологическом теле человеческого индивида полевые структуры человека с их потенциальными и реализованными качествами и способностями. В свете последних тенденций комплексного подхода и поиска целостности человека сам человек и трудно отделимая от него его телесность подразумевают совокупность умозрительных и материализованных качеств и свойств, объединяющих биологическое и духовное, интеллектуальное и эмоциональное, личностное и социальное, природное/врожденное и воспитанное/привнесенное в многоуровневой целостной системе «Человек».

М. И. Цой

Калужский

государственный

педагогический

университет

им КЭ.Циолковского

e-mail:

koi @kspu.kaluga.ru

ка (в античном атомизме и средневековом номинализме); преумножение «кармического долга» (понятие буддизма); «человек - машина» как часть «мира - машины» (Вольф и игнорирование отличия живой системы от автоматов в кибернетике); одностороннее развитие/освоение и взаимодействие с реальностью на основе признания механического способа бытия материи («механицизм»); сведение человеческой жизни (высшей формы жизни) к понятиям физики, химии, биологии, к механическим и физико-химическим взаимодействиям («механисты» - группа советских философов 20-30-х гг. 20 столетия); неодухотворенный разум, неодушевленная биомасса; «детерминирование бытия внешними обстоятельствами и причинами» и состояние «сна механического существования» (А.К. Зайцев, постпостнеклассицизм); аморфность человека: внутренняя и внешняя лень и безразличие; полное отсутствие творчества или слабо выраженное, механическое/ремесленное. «Механический» человек всегда был массовым явлением, связан с понятием «массовый человек»: у Фрейда и Райха - деградирующий индивид; у Э.Канетти -абстрактность в противоположность конкретного индивидума человек. «Механический» современный человек имеет возможность обретать даже сверхчеловеческие способности путем механических техногенных манипуляций с телесностью.

Второе направление - вид трансформации ««творческой» телесности посредством «одухотворения», подразумевает путь развития/самотворчества», что внешне проявляется как организация мира по духовным законам, а внутренне как взаимодействие с духовными структурами. Основная роль этого вида трансформации современного человека нам видится в повышении общечеловеческой планки роли сознания и ответственности за свои деяния, в выходе на творческую позицию активности и новые технологии во всех видах жизнедеятельности человека, в научном подходе в изучении и практике телесной структуры человека.

На базе основных направлений и видов намечаются следующие новые типы телесности человека, имеющие условный и комбинированный характер, имеющие огромное значение для перспектив развития человечества вообще. Два первых - ближе к трансформации «механической» телесности. Два вторых отражают трансформацию «творческой» телесности.

«Техногенно-прагматический». Тип биологического и интеллектуального по-требленца, индивидуалиста, который управляем своими корыстными желаниями или подвержен манипулированию чужой волей через удовлетворение этих своих желаний. Значение «техногенно-прагматического» типа телесности человека - лабораторный материал техногенной лаборатории.

«Духовно-прагматический». Тип «механического» освоения «духовных» практик. Использует духовность прагматически, ради удовлетворения и воплощения своих корыстных целей. Духовность - инструмент. Цель - материально-энергетическое благосостояние. Значение - во-первых - это массовое распространение духовных знаний, духовных практик, трансформация сознания, морали, уклада жизни, образа питания, общения, уровня внутреннего и внешнего осознания; во-вторых - массовая наработка опыта совмещения духа и материи, причем во всевозможных вариациях, пропорциях и объемах.

«Виртуально-творческий». Тип постижения «духовности» посредством технических средств и виртуальных принципов построения реальности. Но техника - только инструмент, а цель - духовное развитие/познание. Современное явление «виртуальная телесность» - часть так называемых «виртуальных реальностей» (УЯ) - связана с проблемой перспективы развития телесности человека, ее эволюции желания человека расширить свое жизненное пространство, обогатить свой жизненный опыт, одна из перспектив развития и воспитания человеческой телесности. Значение становления «виртуальнотворческого» типа телесности - моделирование и освоение совмещения материи, технологий и духовности посредством как традиционных (искусство, психология, религия, магия), так и современными (научно-технических).

«Духовно-самотворческий» Тип образования реальности и жизнедеятельности по принципам «духовного «сотворения» (духовное служение, личностная ответственность, творческий труд) посредством самоосвоения и саморазвития телесного потенциала конкретной личности. Значение становления «духовно-самотворческого» типа телесности - углубление познания природы человека, сохранение сути человека «по образу и подобию».

236

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 10(65) 2009

Наиболее перспективным видом трансформации современной телесности мы считаем трансформацию «творческой» телесности посредством «одухотворения», так как все развитие человечества идет по пути освоения все более тонких/точных/абстрактных навыков, субстанций, материи и т.д. Для выявления перспектив развития человечества и трансформации его телесности в рамках этого вида требуется экскурс в теорию и практику прошлого. Значение становления «духовно-самотворческого» типа телесности - углубление познания природы человека, сохранение сути человека «по образу и подобию».

Трансформация «творческой» телесности от «механической» отличает цель, инструментарий, степень осознанности намерения и степень участия духовного в его жизнедеятельности, соотношение и совокупность этих компонентов, связано с понятием «одухотворением» человека. Явление «одухотворения» объединяет понятия «Дух» и «Творчество».

Современные словари дают значения понятия «Дух»: невещественное начало в отличие от материального, природного2, а так же 1) - дыхание, движущая сила в телах, всепронизывающая субстанция Космоса; 2) - бессмертная сознательная часть человека; 3) - духовная субстанция, сверхсознательная часть личности, супер-эго; 4) - духовная сила, сущность, идея, смысл; 5) - бессмертное духовное начало в человеке (монада); 6) -бесплотные существа, элементали разных уровней (ангелы, демоны, сильфы)3.

«Дух» в современной литературе4 рассматривается в нескольких ракурсах: в религиозной - часть троицы, святой дух, определяющий божественность в человеческом сознании; в светском смысле - стремление к идеалу, совершенству (например Э. Фром); прорыв к транцеденции (В.Фракл).

«Творчество»5 - деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее не бывшее. В философии - сущность творчества.

Морфемный разбор понятия «Одухотворение» дает этимологическое определение «одухотворения» человека как процесса «обволакивания» творчеством духа. Относительно «одухотворения» человека - это свершение «проявления» духа во всех человеческих ипостасях (теле, душе, разуме и т.д.) и творческий переход на новую ступень духовного бытия. Интересующая нас «одухотворенная» телесность обретает качества «духовного само/сотворчества».

Вопрос «одухотворения» рассматривался философами по-разному в разные исторические эпохи. В Древней Греции в связи с космологическими, интеллектуалистиче-скими, безличностными трактовками Духа (Платон, Аристотель). В библейско-христианской традиция - связи с личностной творческой волей Бога (Плотин). В философии Нового времени - рационалистическая форма разумности и актов мышления. В немецкой классической философии интеллектуализация «одухотворения» человека. В рамках иррационалистических трактовок духа развивались интуитивистские и экзистенциалистские интерпретации «одухотворения» человека: противоречие духа и разума, одухотворенность через глубинную боль осознания временности, ситуативности, конечности, одиночества, трансцендирования. До Гегеля «одухотворение» телесности человека шло в рамках соотношения врожденных идей и влияния воспитания. Гегель объединил и раскрыл круг проблем соотношения приобретенного (социального) с природным у человека. В марксистской философии - педагогический контекст формирования гармонично развитого советского человека.

Парадигмальная установка постмодернизма утрачивает презумпции бинаризма. Происходит «сращивание тела с духом». В западной философии 20 века одухотворение человека рассматривалось и в религиозно-философских антропологических концепциях, обращенных к постижению именно природы бытия. В западной философской антропологии всеохватывающей жизненной действительностью являлась космически-витальная

2 Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: «Советская энциклопедия». 1983.

3 Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - М.: Книжный Дом. 2003

4 Спирова Э.М. Проблема телесности в философской антропологии Александра Лоуэна. Диссертация кандидата философских наук. 09.00.13. -Москва, 2003.

5 Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: «Советская энциклопедия». 1983.

сфера, вне практической деятельности человека и его исторической реальности. В этом же ключе разрабатывалась тема «одухотворения» человека и его телесности.

В практической философии 20 века процесс «одухотворения» человека принимает историческую и социальную подоплеку: ритмы истории получили духовное происхождение. «Осевое время» К. Ясперса (1883-1969) рассматривается как период небывалого прорыва духа к подлинному бытию, исключительной духовной продуктивности, возникновение всех мировых религий. У А. Тойнби (1889-1975) духовность человека в рамках активного вызова миру Процесс «одухотворения» телесности сверхприродных существ (людей). в процессе/результате творения «сверхприродной истории», создания «новой духовной реальности.

В эзотерических учениях «одухотворение» человека определяется основаниями эзотерики, ее идеями: фундаментального Единого (целого) Сущего; заключение в человеке всех Небесных Иерархий; существования только Живой Материи, только Одной Жизни и Одного Закона в Божественном устройстве; Великое Дыхание имеет характер Пре-Космической Мысле-Основы. Поэтому Дух в эзотерической философии - есть раз-воплощенный или будущий человек, ангелы лишь люди высшего вида, духовные завоевания человека - мимолетная иллюзия, а порядок Природы - «свидетельство о прогрессивном продвижении по направлению к высшей жизни». «Одухотворение» человека в эзотерических учениях является процессом проявления Бога в материи, тогда каждый человек обладает частью Божественного в самой собственной основе, подлинной духовностью вне понятий разума и тела.

Цель «одухотворения» человека и его телесности всегда было стремление к богоискательству, богоподобности и сверхчеловечности.

«Богоискательство» основательно разрабатывала русская либеральная интеллигенция (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков), опираясь на «всеединство» Вл. Соловьева в направлении «нового религиозного сознания» и установлению «царства божия на земле». Бо-гоподобность человека всегда предполагало сверхчеловеческие сущность и качества.

«Сверхчеловек» как философское понятие - «метафорический концепт образа человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественного иного существа»6 путем «одухотворения» человеческой телесности.

Современное «одухотворение» к форме организации процессов индивидуальных типов телесности добавляет структуру коллективной мыследеятельности и коллективных работ. Современный «одухотворенный» тип человеческой телесности - это творческий, критически мыслящий, способные решать нестандартные ситуации, ответственные за свои деяния, индивидуализированный тип, обладающий функциями коллективной телесности и навыками коллективной духовной деятельности. Отличие современного способа прогрессивного освоения духовности - это принцип «одухотворение» будущего через риск. В результате - всевозможное проектирование духовной человеческой телесности как посредством «виртуальных реальностей», медицинской и генной инженерии, так и через трансформацию системы образования (от корпоративного зомбирования до интеллектуальных программы и локальных антроподромов). Формирование (образование) телесности человека происходит посредством общего образования в процессе учебной деятельности, профессиональной специфической и социальной практиками, в результате религиозного структурирования личности, духовного и творческого саморазвития. Уровень образования телесного реализуется через целостность сознания, личностные и эмоциональные проявления, утилитарно-прикладную деятельность, биологическую и социальную активность, творческие и волевые акты.

Список литературы

1. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: «Советская энциклопедия». 1983. - 840 с.

2. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - М.: Книжный Дом. 2003. -

1280 с.

6 Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - М.: Книжный Дом. 2003

238

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 10(65) 2009

3. Энциклопедия «Эзотеризм». - Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. -

1040 с.

4. СЭС, Москва: «Советская энциклопедия», 1987. - 1600 с.

5. Спирова Э.М. Проблема телесности в философской антропологии Александра Лоуэна. Диссертация кандидата философских наук. 09.00.13. -Москва, 2003. - 127.

6. Журнал «Вопросы философии» / В.А. Лекторский. О настоящем и будущем, П. Бехман. Современное общество как общество риска. Пер. В.Г. Горохов). 2007, №1; Г.С. Киселев «Мир человека: тупиковая ветвь эволюции. 2007, №4; А.Л. Алюшин, Е.Н. Князева. Эндофизика и временные шкалы виртуального восприятия. 2007, №2; Щедровицкий П.Г. Изменения в мышлении на рубеже 21 столетия: социокультурные вызовы. 2007. №6.

ON THE ISSUE OF FORMATION OF NEW TYPES OF HUMAN CORPOREITY

M. I. Tsoy

K.E. Tsiolkovsky Teachers’ Training University of Kaluga

e-mail:

k01 @kspu.kaluga.ru

In the conditions of universal transformation of the technogenic civilization and modern state of society-man-planet opposition/cooperation special attention is given to the issues of studying human “corporeity”, including the issues of the formation of the modern type of man and his perspectives.

Key words: human «corporeity», formation, directions, types of transformation, new types of « corporeity».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.