Научная статья на тему 'К вопросу о формировании креативного мышления у будущих педагогов художественного профиля'

К вопросу о формировании креативного мышления у будущих педагогов художественного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / КОНЦЕПТ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVITY / CREATION / TEACHERS' WORLDVIEW / CONCEPT / CREATIVE THINKING / TEACHER / ART EDUCATION / HOLISTIC PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Марина Витальевна, Мальцева Виктория Алексеевна

Креативность одно из самых востребованных и прагматичных качеств личности в современном мире. Формирование целостной личности неразрывно связано с совершенствованием способности к творчеству и умения нестандартно мыслить, быстро решать проблемные ситуации. В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка будущих педагогов художественного профиля, поскольку им предстоит решать задачи, связанные с методами, механизмами и технологиями развития креативного мышления у учащихся. Актуализация концептов «креативность» и «творчество» в сегодняшнем образовательном пространстве во многом коррелирует с решением этого вопроса. Ментальные признаки понятия всегда шире языковой репрезентации. В широком смысле под креативностью понимаются гибкие интеллектуальные способности, обусловленные дивергентным мышлением, большим объемом памяти, развитым воображением и интуицией, умением импровизировать. Креативное мышление рассматривается как способность к разработке и практическому применению новых технологий, интенсифицирующих все виды деятельности, к внедрению технических, художественных и социальных инноваций; способность, являющаяся одной из значимых в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the Development of Creative Thinking in Art Teachers-to-Be

Creativity is a highly demanded and pragmatic quality of personality in the modern world. The development of holistic personality is inextricably intertwined with the improvement of art abilities and competence in agile thinking and problem-solving. Future art teachers training becomes relevant today as they have to solve the problems related to methods, mechanisms, and technology of students’ creativity development. The concepts of creativity and creation are updated in the modern educational environment for these purposes. The mental traits of the concept are always wider than linguistic representation. In a broad sense, creativity refers to the flexible intellectual abilities associated with divergent thinking, a large amount of memory, strong imagination and intuition, and improvisational skills. Creative thinking is regarded as the ability to develop and implement new technology that intensifies all types of activities, to introduce technical, artistic, and social innovation. It is treated as one of the most significant abilities in modern education as well.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании креативного мышления у будущих педагогов художественного профиля»

УДК 37.032+37.036.5

https ://d oi.org/10.24158/spp.2019.8.15

Климова Марина Витальевна

Klimova Marina Vitalyevna

кандидат филологических наук, доцент кафедры дизайна и народной художественной культуры Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

Мальцева Виктория Алексеевна

PhD in Philology, Associate Professor, Department of Design and Folk Art Culture, Bunin State University of Yelets

Maltseva Viktoriya Alekseevna

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дизайна и народной художественной культуры Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ

PhD in Education Science, Associate Professor, Head of the Department of Design and Folk Art Culture, Bunin State University of Yelets

CONCERNING THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN ART TEACHERS-TO-BE

Аннотация:

Креативность - одно из самых востребованных и прагматичных качеств личности в современном мире. Формирование целостной личности неразрывно связано с совершенствованием способности к творчеству и умения нестандартно мыслить, быстро решать проблемные ситуации. В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка будущих педагогов художественного профиля, поскольку им предстоит решать задачи, связанные с методами, механизмами и технологиями развития креативного мышления у учащихся. Актуализация концептов «креативность» и «творчество» в сегодняшнем образовательном пространстве во многом коррелирует с решением этого вопроса. Ментальные признаки понятия всегда шире языковой репрезентации. В широком смысле под креативностью понимаются гибкие интеллектуальные способности, обусловленные дивергентным мышлением, большим объемом памяти, развитым воображением и интуицией, умением импровизировать. Креативное мышление рассматривается как способность к разработке и практическому применению новых технологий, интенсифицирующих все виды деятельности, к внедрению технических, художественных и социальных инноваций; способность, являющаяся одной из значимых в образовании.

Summary:

Creativity is a highly demanded and pragmatic quality of personality in the modern world. The development of holistic personality is inextricably intertwined with the improvement of art abilities and competence in agile thinking and problem-solving. Future art teachers training becomes relevant today as they have to solve the problems related to methods, mechanisms, and technology of students' creativity development. The concepts of creativity and creation are updated in the modern educational environment for these purposes. The mental traits of the concept are always wider than linguistic representation. In a broad sense, creativity refers to the flexible intellectual abilities associated with divergent thinking, a large amount of memory, strong imagination and intuition, and improvisational skills. Creative thinking is regarded as the ability to develop and implement new technology that intensifies all types of activities, to introduce technical, artistic, and social innovation. It is treated as one of the most significant abilities in modern education as well.

Ключевые слова:

креативность, творчество, педагогическая картина мира, концепт, креативное мышление, педагог, художественное образование, целостная личность.

Keywords:

creativity, creation, teachers' worldview, concept, creative thinking, teacher, art education, holistic personality.

Креативность сегодня одно из самых востребованных качеств личности, наличие которых приветствуется у молодых специалистов и с которыми связывают надежду на успешность и быстрый карьерный рост. Креативность необходима в бизнесе, учебе и любой другой области профессиональной деятельности. Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве достаточно широко исследуется, обсуждается в педагогической среде. Эта задача в настоящее время активно решается на государственном уровне. Российская академия наук и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подписали соглашение о создании рабочей группы по оценке креативности школьников, подготовке методики определения навыков «гибких компетенций» (soft skills), включающих креативность, что позволит повысить качество образования и отойти от применения формальных знаний. На международном уровне

(Россия, Казахстан, Финляндия) инициируются и реализуются совместные проекты в рамках развития soft skills учащихся. Кроме того, цифровой компетентностный профиль Университета национальной технологической инициативы (Университета 20.35) включает сектор «Личная эффективность (Уровень 1)», в котором значимое место отводится креативному мышлению.

Проблему развития креативности личности рассматривали в трудах отечественные педагоги и психологи (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Н.В. Хазратова, В.С. Юр-кевич и др.), а также зарубежные ученые (Ф. Баррон, Х.Дж. Вальберг, Дж. Девидсон, Т. Тардиф, П. Торранс, Д. Харрингтон, Р. Штернберг и др.). Многие исследователи (Л.Л. Алексеева, М.А. Барг, С.М. Вишнякова, В.С. Кузин, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, О.В. Сальдаева, Л.Н. Столович, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов) считают художественное образование основой развития креативности личности. По мнению Л.Н. Столовича, искусство и образование решают похожие задачи и объединение этих сфер может усилить процесс развития креативности обучаемых [1, с. 2].

В приказе Министерства культуры РФ от 28 декабря 2001 г. № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» художественное образование определяется как «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности» [2]. Современное понятие «целостная личность» предполагает «уровень творческой одаренности, способности к творчеству» [3] и «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [4]. В настоящее время подготовка будущих педагогов по профилю «Художественное образование» приобретает особую актуальность в плане овладения методами, инструментами, технологиями формирования креативного и творческого мышления у обучаемых.

Структура профессиональной картины мира состоит из совокупности упорядоченных педагогических знаний (научного знания и практического опыта) и ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию тех или иных педагогических явлений. Педагогическая картина мира представляет собой целостный образ профессионального педагогического труда, сложившегося на основе чувственного и рационального познания педагогической теории и практики. Главное значение в формировании педагогической картины мира имеет корреляция «человек -человек», т. е. восприятие педагогом других людей и себя как личности.

Профессиональное формирование молодого специалиста связано не только с приобретением соответствующих компетенций, но и с активным личностным становлением. В частности, в рамках производственной педагогической практики среди студентов и педагогов Липецкой области были проведены опросы, касающиеся выделения значимых профессиональных качеств личности педагога. Количество респондентов достигло 370 человек. Составителями опросных листов были выделены такие профессиональные качества, как профессиональная компетентность, активная жизненная позиция, эрудиция, целеполагание, работоспособность, ответственность, интуиция, оптимизм, находчивость, великодушие, креативность, коммуникабельность и др. Участники эксперимента отобрали пять наиболее важных показателей профессиональной педагогической пригодности, которые далее необходимо было распределить в процентном соотношении по приоритетности в профессии: это профессиональная компетентность (знание предмета), работоспособность, ответственность, креативность и коммуникабельность.

Все категории опрошенных поставили на первое место профессиональную компетентность (от 67 % у студентов 1-2-х курсов до 35 % у педагогов со стажем более 5 лет), и в таблице 1 четко прослеживается снижение этого показателя на фоне увеличения опыта педагогической деятельности. Наличие креативности наиболее высоко оценили педагоги, практикующие в образовательных организациях разного уровня подготовки более 5 лет (30 %). Они мотивировали это тем, что в современном образовательном процессе профессиональные знания, умения, навыки не являются достаточным условием успешности педагога, в то время как креативность служит основой для педагогической преобразовательской и конструктивной импровизации. Остальные категории респондентов поставили креативность в один ряд с такими профессиональными качествами, как работоспособность, ответственность, коммуникабельность (9-10 %).

Задание «Я - креативный педагог» было направлено на ассоциативно-образное восприятие будущей профессиональной деятельности. В ходе небольшого эксперимента студентам предлагалось провести ранжирование 10 личностных качеств современного педагога (креативное мышление, мобильность, осознанность, оригинальность, энергичность, коммуникабельность, интуитивность, склонность к риску, независимость, объективность), а также соотнести их с наличием у себя. Большинство студентов (86 %) выделили креативное мышление, осознанность, объективность как самые значимые педагогические качества. На последнем месте

оказалась склонность к риску (93 %). К имеющимся личностным профессиональным характеристикам обучающиеся отнесли мобильность (67 %), осознанность (72), оригинальность (55), энергичность (93), коммуникабельность (88), интуитивность (53 %).

Таблица 1 - Значимость профессиональных качеств личности педагога, %

Качество личности будущего педагога Студенты 1-2-х курсов Студенты 5-го курса Педагоги, практикующие менее 2 лет Педагоги, практикующие более 5 лет

Профессиональная компетентность 67 60 50 35

Работоспособность 5 10 10 16

Ответственность 9 10 20 7

Креативность 9 10 10 30

Коммуникабельность 10 10 10 12

Кроме того, настоящий опрос указал на проблему определения самого понятия «креативность», его соотнесенности с представлением о творчестве. Например, студентам было предложено подобрать как можно больше прилагательных к словам «творчество» и «креативность». В их ответах категория «творчество» смогла вместить максимальное количество характеристик (художественное, народное, древнее, европейское, детское, радостное, весеннее и др.), в то время как представления о креативности у большинства обучающихся связаны с качеством, сроком выполнения работы и сферами деятельности (низкая, научная, педагогическая).

В связи с этим интересными представляются исследование концепта «креативность», его сопоставление с концептом «творчество», а также установление того, можно считать их одним концептом или это разные концепты, основанные на мультимодальности дискурса, поскольку в нем одновременно взаимодействуют различные семиотические системы, транслирующие информацию с учетом коммуникативных традиций педагогического сообщества.

Трактовок слова «креативность» достаточно много. Например, «креативность - личностное качество индивида, выраженное в его предрасположенности и готовности создавать, т. е. делать реально существующими социально значимые новые продукты своей деятельности» [5]. В философском энциклопедическом словаре «креативность - это способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства» [6, с. 225], а в словаре иностранных слов креативность (от лат. сгеаШга - 'создание') определяется как творчество, созидание [7]. Во всех дефинициях в семантике лексемы «креативность» присутствуют инвариантные семы «личностное качество индивида», «создание», «новый продукт деятельности человека».

В статье толкового словаря лексема «творчество» интерпретируется как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», что позволяет выявить следующие особенности концептуализации денотата когнитивным сознанием: это не производство нового продукта, а формирование именно ценностей духовной или материальной культуры. «Творчество есть процесс реализации духовных и практических потребностей человека, сопровождающийся стремлением к качественному изменению настоящей ситуации. Целью этой деятельности является создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Концепт "творчество" есть совокупность понятий, ситуаций, сопровождающих процесс творчества» [8]. Понятия одинаковой предметной соотнесенности (т. е. об одном и том же) у разных людей могут различаться содержанием, глубиной и мерой соответствия сущности вещей. Следует отметить, что есть дефиниция, представленная в толковом словаре или другом справочнике, и значение, бытующее в сознании носителя языка. Довольно часто в речевой практике категории «креативность» и «творчество» отождествляются, а лексические единицы рассматриваются как синонимы. На рисунке 1 представлена диаграмма, выстроенная по результатам опроса студентов-первокурсников. Более половины участников (58 %) трактуют термины «креативность» и «творчество» как идентичные по значению, 21 % соотносят креативность с качеством личности, а с созданием нового продукта или инновационной деятельностью - 11 и 10 % обучающихся соответственно

Различные социальные группы с разной модальностью и частотностью употребляют слова «креативность» и «творчество». Представители научного сообщества во многом опираются на два основных направления в педагогике и психологии, касающиеся понятия «креативность». По мнению одних исследователей (Дж. Гилфорда, А.Я. Пономарева), креативность связана с уровнем интеллекта, других (А. Маслоу, Н. Роджерса) - наблюдается слияние категории «креативность» с процессом творчества.

■ Творчество ■ Качество личности ■ Создание ■ Инновация Рисунок 1 - Трактовки значения слова «креативность» студентами-первокурсниками, %

С точки зрения педагогов, креативность необходимо воспитывать в школе и часто креативность и самовыражение выступают в смысловом плане как синонимы [9]. «Креативность как идея воспитывается вместе с идеей потребления, потому что чем больше появляется комбинаторных вариантов, тем обильнее становится потребление. Поэтому наиболее креативными сейчас являются потребители, а не производители идей» [10, с. 26]. Современный социум отличают ускоренный темп жизни и потребительское отношение (общество потребления). В связи с этим креативность как концепт миропонимания, мироощущения является прямым тому следствием. У нынешнего поколения людей нет времени на долгое вынашивание каких-либо новых идей, поэтому мобильное, комплементарное внесение чего-либо нового выступает продуктом текущей деятельности человека. В обществе ценятся такие личностные качества, как креативность, динамичность, конструктивность и высокая работоспособность. По мнению Т.М. Шкапенко, этим объясняется «значительное превышение частотности слов креативный и креативность по сравнению с творческий и творчество, что может служить доказательством экзистенциального проигрыша характерной для русской языковой картины мира концепции "творца" конкретному и прагматичному образу "креативного" человека, свойственному индивидуалистической системе ценностей» [11, с. 24].

Типы мышления креативного человека и творческой личности, безусловно, различаются. Основой творчества, его внутренним ядром является воображение. Оно позволяет человеку комбинировать элементы опыта, создавая совершенно новые объекты, конструкции. В творчестве доминируют не логические понятия, а образ. Образное мышление дает толчок к возникновению у автора новой идеи, формирует связи-ассоциации между разными блоками информации (рисунок 2). Мы можем сказать «творческое воображение», но едва ли - «креативное воображение».

Рисунок 2 - Механизм создания художественного образа (творчество)

Обязательным условием креативности является склонность человека к дивергентному мышлению, т. е. умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач (креативный вариант решения), постоянная проблема выбора. Такой тип мышления предполагает широко распределенное внимание («боковое мышление»), умение видеть неточности, дефекты, необычность объектов, когда посторонняя информация становится сенсорной «подсказкой» из далекой области (креативная идея, креативная мысль).

Успех современного человека в деятельности во многом завит от его эмоциональных и волевых качеств. Креативный специалист обладает особой активностью, легкостью генерирования идей, прагматичностью (рисунок 3).

Рисунок 3 - Уровни реализации поставленной задачи (креативность)

Творческих людей отличают высокий эмоциональный тонус, яркость и сила эмоций, способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры, при этом постоянный высокий уровень активности и накала эмоций создает опасность «выгорания», перегрузки нервной системы. Возникает опасность творческого упадка, творческого выгорания. Понятие традиции отсутствует в концепте «креативность»: можно сказать «традиционное творчество», но нельзя - «традиционная креативность». Если творчество у нас ассоциируется либо с прошлым, либо с будущим, то креативность - это всегда настоящее, т. е. «здесь и сейчас»: креативный поворот, креативный ход, креативные мысли. Семантика креативности включает некую идею продукта или проблему, требующую моментального решения («Сядь покреативь!»).

На основе соотношения концептов «творчество» и «креативность» для будущих педагогов-художников был разработан ряд заданий, направленных на формирование умения творчески и креативно решать практические задачи.

Так, в ходе творческой практики студенты должны выбрать из определенного объема набросков и зарисовок растительных элементов самые перспективные для дальнейшей креативной разработки. Здесь самостоятельно поставленная задача приводит к трансформации исходного материала, рождению новой идеи, ее реализации в материале (рисунок 4). Эта деятельность требует особой мобильности в генерировании идей и их реализации, поскольку авторы, как правило, ограничены во времени и выборе материалов.

Далее в соответствии со схемой, представленной на рисунке 2, студентам предложен реальный объект (корпус университета), на основе которого необходимо разработать художественный образ или принципиально новый продукт. В процессе творческого восприятия 37 % обучающихся проанализировали реальный объект и создали в живописных, графических и пластических техниках художественный образ корпуса университета с различной эмоциональной окраской (позитивной, лиричной, строгой, монументальной и др.), используя разные художественные материалы и их выразительность (графит, акварель, гуашь, глину, маркер, тушь, уголь, сангину и др.); 45 % решили творческую задачу с помощью применения широкого спектра средств выразительности (цвета, пятна, линии, фактурности, композиции, симметрии), сумев достичь целостности, гармоничности и эстетичности созданного художественного образа (рисунок 5). Студенты охарактеризовали свою работу как творческий эксперимент, апробацию новых художественных техник, творческий подход к учебной задаче.

Рисунок 5 - Творческое решение задачи

Однако лишь 18 % испытуемых смогли абстрагироваться от реального объекта и найти оригинальное решение. Эти студенты не использовали широко известные приемы работы по созданию художественного образа, а в соответствии со схемой на рисунке 3 поставили перед собой задачу - найти принципиально новое решение с помощью выбранных инструментов (композиции, стилизации, трансформации). В результате были получены как новое знание в области совмещения пространственных объектов на плоскости, так и конкурентоспособный полиграфический продукт, применяемый в маркетинговых и рекламных целях (фирменный стиль) (рисунок 6). Креативное решение задачи осуществлялось с учетом основных характерных признаков реального объекта (формы, ритма, пропорций), возможности вариативности композиции (по вертикали, горизонтали), введения дополнительных элементов, простоты реализации в ручной и машинной полиграфии, экономичности при тиражировании (монохромность). На рисунке 7 показано использование креативной разработки в создании цикла полиграфической продукции (логотипа, компонентов фирменного стиля для печати на бланках, пакетах, блокнотах и др.).

Анализируя состояние данной проблемы, мы приходим к пониманию креативного мышления как способности к разработке и практическому применению новых технологий, интенсифицирующих все виды деятельности, к внедрению технических, художественных и социальных инноваций; способности, являющейся одной из значимых как в современном образовании, так и в целом в экономике. Кроме того, это во многом решает задачу подготовки конкурентоспособных специалистов.

Рисунок 7 - Вариативность использования креативного решения задачи

Таким образом, проблема формирования креативного мышления у будущих педагогов художественного профиля является принципиальной, требующей глубокого комплексного рассмотрения. Способствовать данному процессу будет дальнейшая актуализация концептов «креативность» и «творчество», связанная с созданием и внедрением методов, способов, технологий организации креативного мышления как основы личной эффективности.

Ссылки:

1. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной деятельности. М., 1985. 415 с.

2. О концепции художественного образования в РФ [Электронный ресурс] : приказ Министерства культуры РФ от 28 дек. 2001 г. № 1403. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского ; ред., сост. Л.А. Карпенко. М., 1985. 431 с.

4. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д., 2005. 808 с.

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М., 2013. 267 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др.]. М., 1999. 575 с.

7. Словарь иностранных слов современного русского языка: 100 000 слов и выражений / тест. Т.В. Егорова. М., 2014. 800 с.

8. Зырянова М.Н. Мегаконцепт «творчество» в поэтической модели мира Д.А. Пригова : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2011. 26 с.

9. Lubart T., Besançon M., Barbot B. La créativité, ressourcepotentielle de l'enfant et l'adolescent, à évaluer, révéler et développer // Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence. 2018. Vol. 67, no. 3. P. 121-129. https://doi.org/10.1016/j.neu-renf.2019.02.004 ; Sunley R., Harding L., Jones J. Realising Creativity in Management Education: Putting Student Energy into Action // International Journal of Management Education. 2019. Vol. 17, no. 2. P. 172-181. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2019.02.007.

10. Азарова Н.М. Креативность как слово и как концепт // Критика и семиотика. 2014. № 2. С. 21-30.

11. Шкапенко Т.М. К проблеме семиозиса заимствованного знака [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 3. С. 18-24. URL: https://jour-nals.kantiana.ru/upload/iblock/7a5/Шкапенко_18-24.pdf (дата обращения: 26.08.2019).

References:

Azarova, NM 2014, 'Creativity as a Word and as a Concept', Kritika i semiotika, no. 2, pp. 21 -30, (in Russian). Gubsky, EF (ed., comp.), et al. 1999, Philosophical Encyclopedic Dictionary, Moscow, 575 p., (in Russian). Lubart, T, Besançon, M & Barbot, B 2018, 'Creativity, a Potential Resource for Children and Adolescents to Evaluate, Reveal and Develop', Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence, vol. 67, no. 3, pp. 121-129, https://doi.org/10.1016/j.neu-renf.2019.02.004, (in French).

Novikov, AM 2013, Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts, Moscow, 267 p., (in Russian). Petrovsky, AV & Yaroshevsky, MG (eds), Karpenko, LA (ed., comp.) 1985, Concise Dictionary of Psychology, Moscow, 431 p., (in Russian).

Shapar, VB (ed.) 2005, The Latest Dictionary of Psychology, Rostov-on-Don, 808 p., (in Russian).

Shkapenko, TM 2016, 'On the Problem of Semiosis of the Borrowed Sign', Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Ser.: Filologia, pedagogika, psikhologia, no. 3, pp. 18-24, viewed 26 August 2019, <https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/7a5/Шкапенко_18-24.pdf>, (in Russian).

Stolovich, LN 1985, Life - Creativity - Man. Functions of Artistic Activity, Moscow, 415 p., (in Russian). Sunley, R, Harding, L & Jones, J 2019, 'Realising Creativity in Management Education: Putting Student Energy into Action', International Journal of Management Education, vol. 17, no. 2, pp. 172-181, https://doi.org/10.1016/j.ijme.2019.02.007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.