Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
дети школьного возраста / физическая культура / познавательный интерес / мотивация / педагогические условия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Галина Геннадьевна, Волков Валентин Евгеньевич, Новикова Дарья Витальевна, Чекушина Ксения Сергеевна

В статье обозначен актуальный вопрос формирования интереса к занятиям физической культуре у детей школьного возраста в современных условиях школы. Основой теоретического исследования выступает метод изучения и анализа научно-педагогической литературы и обобщение полученной информации. Выявлено, что для формирования у школьников интереса к физической культуре значение имеет мотивационно-потребностная сфера деятельности, ряд педагогических условий для организации качественно нового урока физической культуры и процесса физического воспитания во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Галина Геннадьевна, Волков Валентин Евгеньевич, Новикова Дарья Витальевна, Чекушина Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»



I

SCIENCE TIME

I

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Федотова Галина Геннадьевна, Волков Валентин Евгеньевич, Новикова Дарья Витальевна, Чекушина Ксения Сергеевна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: galinagf@bk.ru

Аннотация. В статье обозначен актуальный вопрос формирования интереса к занятиям физической культуре у детей школьного возраста в современных условиях школы. Основой теоретического исследования выступает метод изучения и анализа научно-педагогической литературы и обобщение полученной информации. Выявлено, что для формирования у школьников интереса к физической культуре значение имеет мотивационно-потребностная сфера деятельности, ряд педагогических условий для организации качественно нового урока физической культуры и процесса физического воспитания во внеучебное время.

Ключевые слова: дети школьного возраста, физическая культура, познавательный интерес, мотивация, педагогические условия.

В центре внимания нашего государства и общества находится проблема формирования у детей школьного возраста интереса к занятиям физической культурой и спортом. По мнению отечественных специалистов, этот сложный процесс должен основываться на передовых методах обучения и в максимальной степени способствовать эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности. Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической культуре играет вид интереса, который в данном смысле может быть назван познавательным.

Познавательный интерес - это особый вид интереса в обучении, а точнее интереса к познанию. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели и ее реализации, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Согласно мнению Г.И. Щукиной, автора теории познавательного интереса, интерес - это мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной [1].

45

1 SCIENCE TIME 1

Г.И. Щукиной в познавательном интересе были определены три компонента: интеллектуальный компонент выражается в потребности приобретения знаний; эмоциональный компонент проявляется в позитивных эмоциях к приобретению новых знаний; волевой компонент характеризуется желанием проявлять усилия для приобретения новых знаний. И чем активнее, насыщеннее организован мыслительный и познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У обучающихся формируются новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный запас знаний, умений, навыков и опыта.

Интерес - один из главных мотивов учебной деятельности, обеспечивающий успешное обучение. Процесс формирования интереса к любому предмету, в том числе и к физической культуре и спорту происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета «Физическая культура», методы обучения, деятельность учащихся, личность учителя.

В настоящее время большинство детей школьного возраста России имеют большие возможности заниматься физической культурой и спортом или просто быть физически активными в повседневной жизни. Урок физической культуры по-прежнему преподается во всех школах на регулярной основе. Высока эффективность физического воспитания в школе за счет третьего урока: активно формируется двигательная культура, интерес и мотивация к занятиям. Однако, при всем при этом, сохраняется факт слабой физической подготовленности обучающихся и высокий уровень их заболеваемости.

Сегодня идеи Г.И. Щукиной получили новое осмысление в связи с изменением социокультурных условий и изменением информационной культуры общества.

Основоположник российской кинезиологии Вадим Константинович Бальсевич в своих научных работах отмечал, что изменить отношение учащихся и повысить их интерес к физической культуре и спорту возможно посредством внедрения концепции спортизации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Важна их эмоциональная привлекательность и увлечение спортом [2].

Как полагает Л.И. Лубышева, основой физкультурно-спортивного интереса является потребность - она включается в интерес в виде мотивов, которые несут содержательную характеристику потребностей. Специфическими моментами физкультурно-спортивного интереса являются мотив, способ деятельности и эмоциональная привлекательность потребности. В развитии интереса к физической культуре и спорту важную роль играет личность учителя физической культуры, а также взаимодействие учителя и школьников. Главное назначение учителя состоит в том, чтобы способствовать становлению активности и самостоятельности ученика [3].

Опыт прошлых и настоящих научных идей бесценен. И к ним ученые вновь и вновь возвращаются, размышляя о личностном смысле обучения, создавая новые методики формирования интереса, проектируя методы и приемы

1 SCIENCE TIME 1

обучения, способствующие развитию познавательных интересов современных школьников.

Интерес к физической культуре и спорту у школьников формируется благодаря следующим факторам. Это: смысл занятий физическими упражнениями и выполнение гигиенических требований для конкретного ученика, мотивы занятий, умение ставить и реализовывать цели, эмоциональность упражнений, условия занятий физической культурой, характер взаимоотношений учащегося с учителем, с одноклассниками в процессе этих занятий, отношение к занятиям физической культурой родителей, учителей других предметов, классных руководителей.

Из сказанного следует, что перед учителем физической культуры стоит задача - обеспечить активизацию интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями, стремиться развивать необходимые для этого физические и психические качества и получать удовлетворение от этой деятельности.

Степень интереса к физической культуре и спорту у школьников характеризуется проявлением интереса к одному виду спорта либо ко многим видам спорта, устойчивостью сохранения такой позиции, мотивами на случайный или осознанный интерес, активным включением к деятельности для удовлетворения интереса. В научной литературе одни авторы отождествляют интерес с направленностью личности в целом, придавая ему довольно широкое значение. Другие понимают более узко, сближая интерес с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу [4].

Наше внимание было обращено на экспериментальные исследования, в которых мотив считается основой и источником, а интерес - проявлением процессов, происходящих в мотивах. Следует согласиться с пониманием интереса как одного из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Интерес наиболее ярко проявляется в потребностях и отношении учащихся к действительности, побуждающих к познавательной активности. Мотивы к занятиям физической культурой и спортом условно делят на общие и конкретные. К общим мотивам относят: желание заниматься физической культурой и спортом вообще, каким видом физической культуры или спорта - безразлично. Конкретным мотивом является желание учащихся заниматься любимым видом спорта. Так, школьники отдают предпочтение играм и соревнованиям. Когда интересы становятся более дифференцированными, тогда одним нравится гимнастика, другим - бокс, третьим - легкая атлетика [5].

Базируясь на подходах Г.И. Щукиной к характеристике структурных компонентов познавательного интереса, научными исследованиями выявлена доминирующая роль эмоционального компонента, проявляющегося в положительном эмоциональном отношении к предмету проявления интереса, и волевого компонента, выражающегося в умении сосредоточиться на предмете и применении волевых усилий для достижения поставленной цели.

Мотивы посещения уроков физической культуры и тренировок у школьников разные. Те, кто доволен уроками или тренировками, ходят на них

1 SCIENCE TIME 1

ради своего физического развития и укрепления здоровья. Те, кто не удовлетворен, ходят на них ради оценок или чтобы избежать неприятностей из-за пропуска, а тренировки вообще стараются не посещать. Мотивы занятий физической культурой, спортом могут быть связаны как с процессом деятельности, так и с ее результатом. В первом случае школьники удовлетворяют свои потребности в двигательной активности, в получении впечатлений (чувство азарта, радости, победы). Во втором случае учащиеся могут стремиться к получению определенных результатов: 1) в самосовершенствовании (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья); 2) в самовыражении и самоутверждении (быть не хуже, а лучше и сильнее других).

Таким образом, характер познавательных процессов в области физической культуры и спорта зависит от сферы личности школьника, от влияния одноклассников на мотивационную сферу, влияния учителей и родителей, самих занятий физической культурой и спортом.

Следует отметить, что в процессе занятий физической культурой и спортом школьники могут быть как активными участниками (когда все получается), так и пассивными участниками (когда не получается). Учителю нельзя допускать, чтобы в процессе занятия физической культурой и спортом учащиеся были пассивными объектами воздействия. Важно, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение умениями и навыками посредством физической культуры и спорта.

В связи с этим учителю необходимо обеспечить высокую социальную и познавательную активность учащихся, сформировать интерес к знаниям о физической культуре и спорте, соблюдая дидактические принципы, которые предусматривают успешность обучения, укрепление здоровья, формирование интереса к предмету «Физическая культура».

Для формирования интереса к физической культуре и спорту предложен ряд педагогических условий:

1) организация процесса физического воспитания в школе с учетом индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей школьников;

2) организация соревновательной деятельности по виду спорта;

3) образовательная направленность физического воспитания;

4) диагностика интереса к физической культуре и спорту у школьников;

5) формирование личностного смысла занятий физической культурой и спортом [6].

Выделенные нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы педагогические условия служат ориентирами в деятельности учителя, определяют особенности организации физического воспитания, направленного на формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у школьников. Интерес обладает основными свойствами: предметностью и осознанностью. Смысл обозначенных педагогических условий подтверждает то, что интерес к физической культуре и спорту занимает в

48

1 SCIENCE TIME 1

структуре мотивации обучения у школьников значимое место. Именно сформированный интерес определяет продуктивность и характер обучения у школьников, побуждает обучающихся к решению познавательных задач и настраивает на деятельную жизненную позицию.

Если говорить о современной общеобразовательной школе, то можно отметить, что для формирования интереса к физической культуре и спорту необходимо:

1) организовать качественно новый урок физической культуры с учетом общемировых трендов физического воспитания;

2) актуализировать занятия физической культурой и спортом во внеучебное (внеурочное) время;

3) развивать школьный спортивный клуб и школьные соревнования.

В заключение необходимо подчеркнуть, что формирование интереса к физической культуре и спорту представляет собой существенную психолого-педагогическую проблему теории и практики физического воспитания. Физическая культура и спорт содержат огромный оздоровительный, социализирующий и воспитательный потенциал. Занятия физкультурой и спортом оказывают на подрастающее поколение многоплановое влияние, причем на его физическое здоровье, на его духовно-нравственные качества, на формирование культуры поведения и стиля жизни, на формирование волевых и других жизненно важных характеристик, без которых человек не может быть настоящей личностью.

Правоту и актуальность вопроса формирования интереса к физической культуре и спорту у подрастающего поколения подтверждает выражение президента России Владимира Владимировича Путина о том, что в настоящее время приоритетом является развитие вкуса к здоровому образу жизни, к физкультуре, спорту с тем, чтобы наши подрастающие поколения были более здоровыми, ориентированными на активную жизненную позицию, способными бороться за свои интересы, за интересы страны; чтобы это было площадкой, которая воспитывает нас в духе патриотизма, стремления добиваться высшего результата, стремления к победе. Именно в юности закладывается отношение к своему здоровью, привязанность к спорту и что самое главное - закладывается образ поведения, который определяет качество жизни человека и жизненного успеха человека.

Таким образом, осуществленный в рамках исследования теоретический анализ позволил воссоздать видение отечественных ученых на проблему формирования интереса к занятиям физической культуре у детей школьного возраста, как центрального звена в структуре основных личностных образований школьника: естественной потребности в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации; мотивации занятий физической культурой и спортом; активное и устойчивое отношение к физической культуре и спорту; потребности в физическом совершенствовании.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что приобщение обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности может выступать в

1 SCIENCE TIME 1

качестве одного из условий становления у них культуры здоровья, ведения здорового образа жизни и стремления к физическому совершенствованию на основе развития двигательных качеств.

Литература:

1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

2. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 111 с.

3. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография. - Москва: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

4. Драндров Г.Л. Педагогические условия формирования интереса школьников к физической культуре и спорту: монография. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2009. - 113 с.

5. Дуркин П.К. Интерес к физической культуре - это сложное личностное образование школьника // Физическая культура в школе. - 2014. - № 4. - С. 1520.

6. Столяров В.И. Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников: монография. - Саратов: Издательский Центр «Наука», 2017. - 196 с.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.