Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ LEAN-КОМПЕТЕНТНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ОКАЗЫВАЮЩЕГО ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ В СИСТЕМЕ ПСМП'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ LEAN-КОМПЕТЕНТНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ОКАЗЫВАЮЩЕГО ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ В СИСТЕМЕ ПСМП Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / NURSES / LEAN MANUFACTURING TECHNOLOGIES / PRIMARY HEALTH CARE / ADVANCED TRAINING / INNOVATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Пчелина Н.В., Поздеева Т.В.

Введение. В статье предложена и доказана эффективность модели формирования инновационных lean-компетенций у сестринского персонала, функционирующего в условиях оптимизированного здравоохранения. Цель: определить эффективность внедрения в рамках постдипломной подготовки образовательного модуля по формированию инновационной lean-компетентности в профессиональной деятельности практикующих специалистов сестринского дела. Методы. Исследование проводилось по специально разработанной анкете в два этапа: первый в 2019 г. (до начала реализации образовательного модуля); второй в 2022 г. (оценка результатов внедрения). Анализ результатов предусматривал расчет относительных величин (Р) и их ошибки (±m). Сравнивались одинаковые показатели в динамике, для оценки достоверности различий применялся коэффициент Стьюдента (t). Различия считались статистически значимыми при p<0,05. Для создания электронной базы данных и расчета показателей использовались программы Microsoft Office Excel и Statistica 5,0. Результаты. На первом этапе выявлена высокая готовность большинства медсестер к нововведениям, однако зафиксирован ряд ограничений для инноваций: низкий уровень владения компьютерной техникой, отсутствие необходимых компетенций для реализации новшеств, отсутствие лидерских качеств, поиск личной выгоды. Обнаружена сильная обратная корреляционная связь между возрастом и желанием внедрять инновации. Результаты второго этапа показали рост в 1,4 раза доли сестринского персонала, желающего внедрения инноваций на своем рабочем месте; уменьшение в 1,8 раз доли лиц, остерегающихся перемен в профессиональной деятельности; снижение временных затрат на обработку медицинской документации и увеличение объема времени, выделенного на работу с пациентами. Также возросла доля медсестер, использующих в своей профессиональной деятельности систему электронного документооборота с 1,6% до 41,6%. Заключение. Эффективность предложенного образовательного модуля формирования инновационной lean-компетентности в профессиональной деятельности медицинских сестер, оказывающих помощь населению в системе ПМСП, подтверждается достигнутыми положительными результатами его апробации в учреждениях здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Пчелина Н.В., Поздеева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF INNOVATIVE LEAN COMPETENCE OF NURSING STAFF PROVIDING ASSISTANCE TO THE POPULATION IN THE PSMP SYSTEM

Introduction. The article proposes and proves the effectiveness of a model for the formation of innovative lean competencies among nursing staff operating in an optimized healthcare environment.Goal: to determine the effectiveness of the implementation within the framework of postgraduate training of an educational module on the formation of innovative lean competence in the professional activities of practicing nursing specialists.Methods. The study was conducted according to a specially developed questionnaire in two stages: the first in 2019 (before the implementation of the educational module); the second in 2022 (evaluation of the implementation results). The analysis of the results provided for the calculation of relative values (P) and their errors (± m). The same indicators were compared in dynamics, the Student’s coefficient (t) was used to assess the reliability of the differences. The differences were considered statistically significant at p<0,05. Microsoft Office Excel and Statistica 5,0 programs were used to create an electronic database and calculate indicators.Results. At the first stage, a high readiness of the majority of nurses for innovation was revealed, but a number of limitations for innovation were recorded: low level of computer skills, lack of necessary competencies for implementing innovations, lack of leadership qualities, search for personal gain. A strong inverse correlation was found between age and the desire to introduce innovations. The results of the second stage showed a 1,4-fold increase in the share of nursing staff who want to introduce innovations in their workplace; a 1,8-fold decrease in the proportion of people who are wary of changes in their professional activities; reducing the time spent on processing medical documentation and increasing the amount of time allocated to working with patients. The proportion of nursing specialists using an electronic document management system in their professional activities has also increased from 1,6% to 41,6%.Conclusion. The effectiveness of the proposed educational module for the formation of innovative lean competence in the professional activities of nurses providing assistance to the population in the primary health care system is confirmed by the achieved positive results of its testing in healthcare institutions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ LEAN-КОМПЕТЕНТНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ОКАЗЫВАЮЩЕГО ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ В СИСТЕМЕ ПСМП»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-82-90 УДК: 614.2

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОИ LEAN-КОМПЕТЕНТНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ОКАЗЫВАЮЩЕГО ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ В СИСТЕМЕ ПСМП

Н.В. Пчелина1 Т.В. Поздеева2

1 ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас, Россия;

2 ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, Россия.

И Автор для корреспонденции: Пчелина Н.В.

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье предложена и доказана эффективность модели формирования инновационных lean-компетенций у сестринского персонала, функционирующего в условиях оптимизированного здравоохранения.

Цель: определить эффективность внедрения в рамках постдипломной подготовки образовательного модуля по формированию инновационной lean-компетентности в профессиональной деятельности практикующих специалистов сестринского дела. Методы. Исследование проводилось по специально разработанной анкете в два этапа: первый - в 2019 г. (до начала реализации образовательного модуля); второй - в 2022 г. (оценка результатов внедрения). Анализ результатов предусматривал расчет относительных величин (Р) и их ошибки (±m). Сравнивались одинаковые показатели в динамике, для оценки достоверности различий применялся коэффициент Стьюдента (t). Различия считались статистически значимыми при p<0,05. Для создания электронной базы данных и расчета показателей использовались программы Microsoft Office Excel и Statistica 5,0. Результаты. На первом этапе выявлена высокая готовность большинства медсестер к нововведениям, однако зафиксирован ряд ограничений для инноваций: низкий уровень владения компьютерной техникой, отсутствие необходимых компетенций для реализации новшеств, отсутствие лидерских качеств, поиск личной выгоды. Обнаружена сильная обратная корреляционная связь между возрастом и желанием внедрять инновации. Результаты второго этапа показали рост в 1,4 раза доли сестринского персонала, желающего внедрения инноваций на своем рабочем месте; уменьшение в 1,8 раз доли лиц, остерегающихся перемен в профессиональной деятельности; снижение временных затрат на обработку медицинской документации и увеличение объема времени, выделенного на работу с пациентами. Также возросла доля медсестер, использующих в своей профессиональной деятельности систему электронного документооборота - с 1,6% до 41,6%.

Заключение. Эффективность предложенного образовательного модуля формирования инновационной lean-компетентности в профессиональной деятельности медицинских сестер, оказывающих помощь населению в системе ПМСП, подтверждается достигнутыми положительными результатами его апробации в учреждениях здравоохранения.

Ключевые слова: медицинские сестры, технологии бережливого производства, первичная медико-санитарная помощь, повышение квалификации, инновационная компетентность.

Для цитирования: Пчелина Н.В, Поздеева Т.В. К вопросу о формировании инновационной lean-компетентности сестринского персонала, оказывающего помощь населению в системе ПСМП. Менеджер здравоохранения. 2023; 12:82-90. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-82-90

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ВВЕДЕНИЕ

последние годы одним из ключевых направлений, гарантирующих оптимальное решение стратегических задач по развитию системы первичной медико-санитарной помощи, является реализация инновационных проектов [1].

Масштабной инициативой, оптимизирующей в учреждениях здравоохранения все производственные процессы, повышающей качество оказываемых услуг и удовлетворенность пациентов медицинской помощью, является организация поликлиник по принципу

© Пчелина Н.В, Поздеева Т.В, 2023 г.

бережливого производства (lean production). Проект «Создание новой медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» предусматривает использование lean-инструментов с целью устранения всех существующих видов потерь и достижения идеальных условий, полностью удовлетворяющих запросы и ожидания потребителей [2].

Однако, эффективность внедрения предлагаемых новшеств во многом зависит от медицинских работников, в том числе и сестринского персонала,

Менеджер / Manager №12

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2023 .

поскольку, предоставляя возможности для расширения трудового потенциала специалистов - медиков, требует от них инновационной активности, совершенствования трудовых компетенций и непрерывного профессионального развития. Являясь объемным кадровым ресурсом, медицинские сестры, играют значимую роль в развитии амбулаторно-поликлини-ческого звена, так как именно от результативности их деятельности у пациента формируется мнение о качестве оказания медицинских услуг [3].

Учитывая заинтересованность учреждений здравоохранения в специалистах сестринского дела, способных в условиях оптимизированного первичного звена использовать 1еап-технологии для повышения эффективности и результативности своего труда, система среднего профессионального образования ставит перед собой задачу поиска новых подходов к обучению практикующего сестринского персонала.

Для достижения поставленной цели в ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» разработан «Модуль формирования у медицинских

сестер инновационных компетенций по использованию 1еап-инструментов в системе оказания ам-булаторно-поликлинической помощи населению», проводимый в тесном взаимодействии с учреждениями здравоохранения и направленный на удовлетворение заказа медицинских организаций по постдипломному усовершенствованию практикующих специалистов сестринского дела (рис. 1).

Предлагаемый модуль представляет собой систему инновационного обучения инструментам бережливого производства с определенным перечнем формируемых 1еап-компетенций. В его основу положен цикл занятий «Бережливое производство в здравоохранении», в рамках которого обеспечивается профессионально-личностное развитие сестринского персонала и соответствие их квалификации оптимизированным условиям профессиональной деятельности. Кроме того, в рамках отведенных учебных часов прямого назначения, уделяется внимание развитию коммуникативной и информационной компетенций. Приоритетным условием, обеспечивающим формирование профессиональной

Модулъ формирования инновационной компетентности по применению концепции бережливого производства в профессиональной деятельности медицинских сестер, оказывающих помощь населению в системе ПМСП

Цель - обучение специалистов сестринского дела поиску путей достижения эффективного и оптимального использования: ресурсов в сфере здравоохранения, формирование групп лидеров, несущих идеологию бережливости в своем сегменте деятельности, удовлетворение потребностей медицинских организации в специалистах, владеющих профессиональными компетенциями по реализации: проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению»

Основные

'азработка программы повышении квалификации «Бережливое производство в здравоохранении» по применению технологий и инструментов бережливого производства в медицинской организации для специалистов среднего звена, оказывающих помощь населению в системе 1ГУ1СП. включающей в себя:

психологическую готовность медицинских работников к реализации проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению»

формирование компетенции применения инструментов и технологий бережливого производства в амбулаторно-поликлинической практике

развитие коммуникативной компетенции повышение информационной компетентности в о

здравоохранения

Органимции работы «фабрики процессов» как средства совершенствования методологии преподавания принципов. а также демонстрации способов внедрении 1еад-тщ:нологин в первичноезвено здраво охран ения

реализация модели «Фабрика процессов» с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей слушателей циклов повышения квалификации и обеспечения соответствия специалистов сестринского дела инновационным условиям их профессиональной деятельности.

Рис. 1. Модуль формирования инновационной leаn-компетентности у сестринского персонала, оказывающего медицинскую помощь в системе ПМСП

№о12 ]У^апа9ег /Менеджер

^(ЗгеуаосЬгепеп'ю

здравоохранения

готовности медицинских сестер, необходимой для работы в условиях оптимизированного здравоохранения, является отработка практических навыков на симуляционной площадке «Бережливая поликлиника», полностью воссоздающей атмосферу реальной поликлиники и способствующей погружению слушателей в производственный процесс.

Ключевым моментом обучения является закрепление всех полученных знаний и умений, необходимых для использования бережливых технологий в медицинской практике, которое проходит в процессе стажировки в учреждении здравоохранения, являющемся участником проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Однако представляется необходимым не только внедрить в систему постдипломного обучения подобные учебные продукты, но и предварительно составить профессиональный портрет медицинских сестер, осуществляющих трудовую деятельность в системе ПМСП, в рамках которого изучить потребность сестринского персонала в формировании инновационных компетенций, определить готовность к овладению 1еап-инструментами и, следовательно, к функционированию в инновационных условиях, а также оценить полученные результаты.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

определить эффективность внедрения в рамках постдипломной подготовки образовательного модуля по формированию инновационной 1еап-компетентности в профессиональной деятельности практикующих специалистов сестринского дела.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование осуществлялось в несколько этапов: первый - в ноябре-декабре 2019 г. (до начала реализации образовательного модуля); второй -в марте 2022 г. (оценка результатов реализации модуля формирования 1еап-компетентности).

В исследовании приняли участие специалисты сестринского дела, практикующие в системе ПМСП г. Арзамаса: ГБУЗ НО «Городская больница № 1», детская поликлиника и поликлиника № 3 ГБУЗ НО «ЦГБ г. Арзамаса», имеющие среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», сертификат специалиста или свидетельство о первичной аккредитации.

В 2019 году в качестве респондентов выступили 123 человека, средний возраст которых

составил 42,3±7,4 года, профессиональный стаж -21,1±7,4 лет.

Во втором этапе исследования участвовало 89 медицинских сестер, средний возраст составил 43,1±6, профессиональный стаж - 21,9±7,2 лет.

Каждым специалистом было оформлено письменное информированное согласие на участие в исследовании, одобренном Локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России.

В рамках достижения цели исследования была разработана анкета по выявлению потребности медицинских сестер в овладении компетенциями бережливого производства и оценке своей профессиональной деятельности. Вопросы анкеты были условно сгруппированы по трем разделам: первый - направлен на сбор основных параметров респондентов (возраст, образование, стаж профессиональной деятельности, наличие квалификационной категории, семейное положение и др.); второй - нацелен на выявление проблем сестринского персонала при их функционировании в первичном звене здравоохранения, третий - оценивает стремление медицинских сестер участвовать в реализации инноваций и мотивацию к повышению своего профессионального уровня.

Анализ результатов предусматривал расчет относительных величин (Р) и их ошибки (±m). Сравнивались одинаковые показатели в динамике, для оценки достоверности различий применялся коэффициент Стьюдента (t). Различия считались статистически значимыми при p<0,05. Для создания электронной базы данных и расчета показателей использовались программы Microsoft Office Excel и Statistica 5,0 для Windows.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проведенный на первом этапе анализ анкет выявил интерес к проблемам совершенствования ам-булаторно-поликлинической помощи почти у всех исследуемых специалистов (90,2±2,6), причем треть медицинских сестер (30,1±4,1) ответили, что целеустремленно осведомляются об этом в мессендже-рах, а 60,1±4,4 респондентов - свидетельствуют о том, что в случае, если обнаруживают подобную информацию в СМИ или Интернет-сети, то обязательно полностью прослушают ее или прочитают.

Осведомленность о функционировании в России бережливых поликлиник выявлена у основной доли респондентов (91,8±2,4), причем 45,5±4,4 медицинских сестер утверждают, что им известны

Менеджер / Manager № 12

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2023 .

Рис. 2. Долевое распределение специалистов сестринского дела в зависимости от мнения о выполнении обязанностей, не свойственных их должности (%)

технологии и инструменты 1еап-производства, поскольку масс-медиа об этом сообщают постоянно.

Также медицинским сестрам было предложено высказаться о проблемах, возникающих при реализации их профессиональной деятельности. Анализ результатов опроса показал, что в половине случаев (54,4±4,4), по мнению респондентов, они выполняют работу, не характерную для их должности. Структура специалистов, высказавших эту точку зрения, представлена на рис. 2.

Мнение этих респондентов в разрезе должностей специалистов, за которых им приходится работать, представлено в таблице 1.

Кроме того, всем исследуемым респондентам была поставлена задача распределить по рангам разделы своей трудовой деятельности в зависимости

от временных затрат при их выполнении. Анализ полученных результатов показал, что только у четверти респондентов (27,6±4,0) приоритет отдается работе с пациентами как главенствующему направлению при выполнении своих профессиональных функций. Большинство же анкетируемых специалистов (62,6±4,3) на первое место по объему использования рабочего времени ставят оформление медицинских документов.

Изучение способов обработки медицинской документации выявило следующее: большинство специалистов сестринского дела (51,2±4,5) работают с документами «вручную», 47,2±4,5 - частично компьютеризируют свой труд, и лишь малая часть анкетируемых (1,6±1,1) работают в рамках электронного документооборота.

Таблица 1

Распределение мнения медицинских сестер о выполняемых обязанностях,

не свойственных их должности

Выполняются обязанности

врача младшего медицинского персонала регистратора только свои Итого

Медицинская сестра кабинета узкого специалиста 34,5±4,2 20,7±3,6 17,2±3,4 27,6±4,0 100,0

Медицинская сестра участковая 31,7±4,1 17,1±3,3 9,7±2,6 41,5±4,4 100,0

Медицинская сестра процедурной - 63,6±4,3 - 36,4±4,3 100,0

Медицинские сестры прочих должностей (прививочная, рентгенлаборант, медицинская сестра кабинета профилактики инфекционных заболеваний и др.) - 31,4±4,1 - 68,6±4,1 100,0

Медицинский регистратор - 28,6±4,0 - 71,4±4,0 100,0

Также исследование показало, что медицинские сестры готовы к внедрению компьютерной техники в свою профессиональную деятельность: 56,9±4,4 медицинских сестер считают, что электронный документооборот в их работе просто необходим, причем 70,7±4,1 анкетируемых - время, высвободившееся в результате этого новшества, употребили бы на общение с пациентами.

Самостоятельно оценивая уровень владения персональным компьютером, только 33,3±4,2 респондентов признали себя опытными пользователями, большая же часть исследуемых специалистов (59,4±4,4) считают себя «новичками». Структура респондентов в зависимости от уровня владения персональным компьютером и возраста представлена в таблице 2.

Сложности сестринского труда и понимание их как препятствий для эффективной работы, мотивируют медицинских сестер на внедрение инноваций в профессиональную деятельность. Подтверждением этого является желание основной массы респондентов (93,5±2,2) использовать в своем рабочем пространстве какие-либо новшества: пересмотреть должностные обязанности, ввести новые алгоритмы, методики и т.п.

Проведена оценка стремления сестринского персонала к личному участию во внедрении инноваций в зависимости от возраста исследуемых специалистов. Обнаружена тенденция зависимости проявления инициативы сестринским персоналом от возраста: большая часть анкетируемых (74,5±3,9), ответивших «да» на этот вопрос, - специалисты до 40 лет. Они хотят быть начинателями во всех

инновациях, не нуждаются в денежном стимулировании и не думают о личной выгоде. Рассмотрев прочие возрастные категории респондентов (4145 лет, 46-50 лет, 51-55 лет), отмечено, что с возрастом желающих проявить инициативность становится значительно меньше. Однако определено, что медицинские сестры этих трех возрастных групп составляют основной объем (66,0±4,2) специалистов, согласных принимать участие в инновационных проектах только в случае выгодного для них предложения. Пассивную позицию к участию в инновациях занимают в большинстве своем исследуемые возрастного отрезка 56 лет и старше - 46,6±4,4.

Тем не менее, признание 78,0±3,7 анкетируемых необходимости внедрения медицинских организаций нового типа, нацеливает медицинских сестер на формирование инновационных умений и навыков по использованию 1еап-инструментов в своей профессиональной деятельности в рамках повышения квалификации и профессионального развития.

Таким образом, ситуация перед разработкой образовательного модуля складывалась следующим образом: большинство медицинских сестер демонстрируют высокую готовность к нововведениям (к информатизации производственных процессов, пересмотру функциональных обязанностей, введению новых организационных технологий, также использованию высвободившегося времени на работу с пациентами). Однако выявлен ряд ограничений для инноваций: низкий уровень владения компьютерной техникой, отсутствие необходимых компетенций для реализации новшеств, отсутствие

Таблица 2

Распределение сестринского персонала по уровням владения персональным

компьютером и их возрасту

Уровень владения персональным компьютером

Возраст (полных лет) Доля респондентов — Доля респондентов с начальным уровнем Доля респондентов, не имеющих

пользователя ПК навык пользователя ПК

20-25 7,3±2,3 - -

26-30 10,6±2,7 - -

31-35 11,4±2,8 2,4±1,3 -

36-40 4,1±1,7 9,7±2,6 -

41-45 - 17,8±3,4 -

46-50 - 16,3±3,3 -

51-55 - 11,4±2,8 -

Старше 56 - 1,6±1,1 7,3±2,3

Итого: 33,4±4,2 59,3±4,4 7,3±2,3

Менеджер

здравоохранения /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мападег №12

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

лидерских качеств, поиск личной выгоды. Обнаружена сильная обратная корреляционная связь между возрастом анкетируемых и их желанием внедрять инновации.

С целью исправления сложившейся ситуации на протяжении 2020-2021 годов сестринский персонал поликлиник прошел обучение в ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» по циклу повышения квалификации «Бережливое производство в здравоохранении». В процессе освоения цикла слушателями были изучены технологии и инструменты 1еап-производства, способы использования их в системе здравоохранения. Медицинские сестры получили сведения об инновационной модели медицинской организации, оказывающей ПМСП -Бережливой поликлинике и с опытом ее функционирования в учреждениях здравоохранения РФ и Нижегородской области. Были отработаны практические навыки оптимизации ключевых процессов профессиональной деятельности сестринского персонала: организации записи пациентов на прием, диспансеризации и профилактических осмотров, процесса работы участковой медсестры, медсестры узкого специалиста, дневного стационара, кабинета неотложной медицинской помощи и пр. Были изучены психологические основы коммуникации медицинской сестры. Кроме того, слушатели получили навык использования персонального компьютера в своей профессиональной деятельности: при заполнении сведений о пациентах и обработке медицинской документации в медицинской информационной системе, работе с автоматизированным рабочим местом медицинских специалистов.

На втором этапе исследования было проведено повторное анкетирование специалистов сестринского дела по выборочным вопросам ранее разработанной анкеты. Результаты анкетирования показали достоверные положительные изменения: значительно возросла доля желающих внедрения инноваций в своем рабочем пространстве (с 44,7% в 2019 г. до 62,9% в 2022 г., р=0,015), а также уменьшилась доля медицинских сестер, стремящихся к личной выгоде (с 43,1% в 2019 г. до 30,3% в 2022 г., р=0.040). Однако, значительная доля таких респондентов, особенно среди медицинских сестер старших возрастных групп, делает необходимым более детальное изучение факторов, формирующих отторжение к введению инноваций.

Кроме того, было выполнено хронометраж-ное исследование рабочего времени сестрин -ского персонала, которое выявило достоверные

позитивные изменения временных затрат (у медицинских сестер процедурной и участковой) по видам деятельности этих специалистов. Результаты анализа показали снижение временных показателей обработки медицинской документации: у участковых медицинских сестер - с 62,4% -в 2019 г. до 47,6% - в 2022 г. (р=0,022); у медицинских сестер процедурной - с 41,6% - в 2019 г. до 25,0% - в 2022 г. (р=0,016). Благодаря этому фактору увеличился объем времени, выделенного на работу с пациентами, как у участковых медицинских сестер в среднем по всем медицинским организациям (с 28,0% в 2019 г. до 43,3% в 2022 г.; р=0,026), так и у медицинских сестер процедурной (с 19,4% в 2019 г. до 40,7% в 2022 г.; р=0,001). Вследствие проведенных в 2020 г. мероприятий, модернизирующих работу учреждений здравоохранения (баз исследования) и введения должности администратора поликлиники, медицинские регистраторы были упразднены и в 2022 г. исключены как объект исследования.

Кроме того, как итог проведения оптимизации рабочего пространства медицинских сестер (организации рабочих мест по системе 5С, оснащения их персональным компьютером и принтером), внедрения системы электронного документооборота достоверно увеличилась доля специалистов, обрабатывающих рабочую документацию электронным способом (с 1,6% в 2019 г. до 41,6% в 2022 г., р<0,001). При этом доля сестринского персонала, работающего с документами по-старинке (вручную), снизилась в 2,4 раза (с 51,2% в 2019 г. до 21,3% в 2022 г., р<0,001). Анализ результатов, проведенный в разрезе медицинских организаций - баз исследования показал, что наилучшим образом ситуация складывается в поликлинике № 3 ГБУЗ НО «Центральная городская больница г. Арзамаса» (доля специалистов, использующих электронный документооборот возросла с 4,3% в 2019 г. до 76,3% в 2022 г., р<0,001).

ОБСУЖДЕНИЕ

В последние годы в научных публикациях авто -рами широко обсуждаются вопросы постдипломного образования медицинских сестер: рассматриваются возможности использования дистанционных образовательных технологий [4], применение каскадного метода обучения [5], методики симуля-ционного обучения при отработке коммуникативных навыков [6]. Также поднимается проблема

С

#хс

№ 12 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

совершенствования системы дополнительного профессионального образования [7], предлагается инновационная технология обучения профессионального самообразования медицинских сестер

[8]. Тем не менее, формированию навыков применения 1еап-инструментов в профессиональной деятельности практикующего сестринского персонала внимание не уделялось. Также не проводилась ранее оценка потребности медицинских сестер в формировании 1еап-компетенций и, соответственно, готовности медицинских сестер к функционированию в оптимизированных условиях бережливой поликлиники.

Между тем неоднократно описаны результаты проведенных социологических исследований специалистов сестринского дела. Как правило, они касаются факторов, определяющих профессиональную удовлетворенность сестринского персонала

[9], изучения их мотивации к труду [10], оценки качества жизни [11] и удовлетворенности средних медицинских работников существующей в учреждениях здравоохранения системой обучения и развития персонала [12].

Однако стремление медицинских сестер к освоению инновационной компетентности имеет немаловажное значение, поскольку организация образовательного пространства с учетом выявленных в результате проведенного исследования особенностей, содействует как достижению образовательных целей, так и формирует у слушателей устойчивую модель профессионального самосознания, основанную на ценностях и идеалах бережливого производства.

ВЫВОДЫ

Эффективность предложенного образовательного модуля формирования инновационной 1еап-компетентности в профессиональной деятельности медицинских сестер, оказывающих помощь населению в системе ПМСП, подтверждается достигнутыми положительными результатами его апробации в учреждениях здравоохранения:

1. Возросла в 1,4 раза доля сестринского персонала, стремящегося к внедрению инноваций на своем рабочем месте; уменьшилась в 1,8 раз доля лиц, не желающих перемен в своей профессиональной деятельности.

2. В целом, доля лиц, стремящихся к личной выгоде при внедрении инноваций сократилась в 1,4 раза, что произошло в основном за счет персонала моложе 40 лет. Незначительная динамика этого показателя у медицинских сестер старших возрастных групп требует отдельного изучения в рамках исследования особенностей рабочей нагрузки на медицинского специалиста при осуществлении им профессиональной деятельности в условиях бережливой поликлиники.

3. Произошло снижение временных затрат на обработку медицинской документации: у участковых медицинских сестер - с 62,4% до 47,6%; у медицинских сестер процедурной - с 41,6% до 25,0%, вследствие чего увеличился объем времени, выделенного на работу с пациентами.

4. Возросла доля специалистов сестринского дела, использующих в своей профессиональной деятельности систему электронного документооборота - с 1,6% до 41,6%.

1. Зубарева Н.Н. Инновационные модели управления системой оказания первичной медико-санитарной помощи (региональный опыт) // Ученые записки СПБГМУ им. акад. И.П. Павлова. - 2020. - Т. 27. - № 3. - С. 16-25. URL: https://www.sci-notes.ru/jour/article/view/744/pdf_182 (Дата обращения: 06.10.2023).

2. Школяренко А.В., Коробейникова Е.А., Шипачев К.В. Реализация приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. - 2019. - Т. 5. - № 3. - С. 24-31. URL: https://cyberlenmka.rU/artide/n/ realizatsiya-prioritetnogo-proekta-sozdanie-novoy-modeli-meditsinskoy-organizatsii-okazyvayuschey-pervichnuyu-mediko-sanitarnuyu/viewer (Дата обращения: 06.10.2023).

3. Рудалева И.А., Кабашева И.А., Зульфакарова Л.Ф. Повышение эффективности деятельности медучреждения в зависимости от структуры персонала по уровню инновационной активности // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2020. - Т. 30. - № 1. - С. 22-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-deyatelnosti-meduchrezhdeniya-v-zavisimosti-ot-struktury-personala-po-urovnyu-innovatsionnoy-aktivnosti/ viewer (Дата обращения: 08.10.2023).

4. Шульгина И.В. Дистанционные образовательные технологии в последипломном образовании как средство обучения медицинских сестер в условиях COVID-19 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2022. - Т. 10. - № 3 (38). - С. 243-254. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazova telnye-tehnologii-v-poslediplomnom-obrazovanii-kak-sredstvo-obucheniya-meditsinskih-sester-v-usloviyah-covid/viewer (Дата обращения: 08.10.2023).

вв

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 12

ZdrevoochreneniB 2023

5. Опина О.Г. Каскадный метод обучения детских медицинских сестер в целях повышения качества медицинской помощи // Российский педиатрический журнал. - 2022. - Т. 3. - № 1. - С. 373. URL: https://www. rospedj.ru/jour/article/view/535/465 (Дата обращения: 06.10.2023).

6. Лашина Г.В., Фомина М.А. Использование методики симуляционного обучения при отработке навыков общения медицинскими сестрами на постдипломном этапе // Тенденции развития науки и образования. -2023. - № 97-2. - С. 56-59. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54021064_99561593.pdf (Дата обращения: 11.10.2023).

7. Мунтян И.А., Карасева Л.А. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования среднего медицинского персонала // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2021. - № 3. - С. 91-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-srednego-meditsinskogo-personala/viewer (Дата обращения: 11.10.2023).

8. Мутигуллина А.А., Рябова Т.В. Инновационная технология обучения профессионального самообразования медицинских сестер // Управление устойчивым развитием. - 2020. - № 2 (27). - С. 106-111. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_42977433_37153756.pdf (Дата обращения: 10.10.2023).

9. Малеева Н.П. К вопросу о факторах, определяющих профессиональную удовлетворенность медицинских сестер - руководителей // Вестник науки. - 2019. - Т. 3. - № 2 (11). - С. 113-120. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-faktorah-opredelyayuschih-professionalnuyu-udovletvorennost-meditsinskih-sester-rukovoditeley/viewer (Дата обращения: 11.10.2023).

10. Панчук ЕЮ. Изучение мотивации труда медицинских работников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2019. - Т. 19. - № 2. - С. 183-187. URL: https://phpp.sgu.ru/system/files_force/2019/06/183-187_panchuk.pdf (дата обращения к ресурсу 11.10.2023)

11. Саввина А.Д., Егорова В.А. Качество жизни медицинских работников // Синергия Наук. - 2019. -№ 34. - С. 603-609. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38256016_44403359.pdf (Дата обращения: 11.10.2023).

12. Худякова О.Н, Зыкова Н.В., Коновалова Л.В. и др. Анализ и приемы совершенствования системы обучения и развития среднего медицинского персонала учреждения здравоохранения // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - № 10-1. - С. 166-173. URL: https://sciup.org/read/142236141 (Дата обращения: 11.10.2023).

ORIGINAL PAPER

ON THE ISSUE OF FORMING INNOVATIVE LEAN COMPETENCE OF NURSING PERSONNEL PROVIDING HELP TO THE POPULATION IN THE PSC SYSTEM

N.V. Pchelina 1 T.V. Pozdeyeva 2

1 GBPOU NO «Arzamas Medical College», Arzamas, Russia;

2 Volga Research Medical University of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod, Russia.

И Corresponding author: Pchelina N.V.

ABSTRACT

Introduction. The article proposes and proves the effectiveness of a model for the formation of innovative lean competencies among nursing staff operating in an optimized healthcare environment.

Goal: to determine the effectiveness of the implementation within the framework of postgraduate training of an educational module on the formation of innovative lean competence in the professional activities of practicing nursing specialists.

Methods. The study was conducted according to a specially developed questionnaire in two stages: the first - i n 2019 (before the implementation of the educational module); the second - i n 2022 (evaluation of the implementation results). The analysis of the results provided for the calculation of relative values (P) and their errors (± m). The same indicators were compared in dynamics, the Student's coefficient (t) was used to assess the reliability of the differences. The differences were considered statistically significant at p<0,05. Microsoft Office Excel and Statistica 5,0 programs were used to create an electronic database and calculate indicators.

Results. At the first stage, a high readiness of the majority of nurses for innovation was revealed, but a number of limitations for innovation were recorded: low level of computer skills, lack of necessary competencies for implementing innovations, lack of leadership qualities, search for personal gain. A strong inverse correlation was found between age and the desire to introduce innovations. The results of the second stage showed a 1,4-fold increase in the share of nursing staff who want to introduce innovations in their workplace; a 1,8-fold decrease in the proportion of people who are wary of changes in their professional activities; reducing the time spent on processing medical documentation and increasing the amount of time allocated to working with patients. The proportion of nursing specialists using an electronic document management system in their professional activities has also increased - f rom 1,6% to 41,6%. Conclusion. The effectiveness of the proposed educational module for the formation of innovative lean competence in the professional activities of nurses providing assistance to the population in the primary health care system is confirmed by the achieved positive results of its testing in healthcare institutions.

Keywords: nurses, lean manufacturing technologies, primary health care, advanced training, innovative competence.

For citation: Pchelina N.V., Pozdeyeva T.V. On the Formation of Innovative lean Competence of nursing staff providing assistance to the

population in the PSMP System. Manager Zdravoohranenia. 2023; 12:82-90. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-82-90

Conflict of interest. The authors declare that there is no conflict of interest.

С

#xc

№ 12 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

s

зЯо

REFERENCES

1. Zubareva N.N. Innovative models of management of the primary health care system (regional experience) // Scientific notes of the Pavlov St. Petersburg State Medical University. - 2020. - Vol. 27. - No. 3. - P. 16-25. URL: https://www.sci-notes.ru/jour/article/view/744/pdf_182 (Accessed: 06.10.2023).

2. Shkolyarenko A. V., Korobeynikova E.A., Shipachev K. V. Implementation of the priority project «Creation of a new model of a medical organization providing primary health care» // ORGZDRAV: news, opinions, training. Bulletin of the VSHOUZ. - 2019. - Vol. 5. - No. 3. - P. 24-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-prioritetnogo-proekta-sozdanie-novoy-modeli-meditsinskoy-organizatsii-okazyvayuschey-pervichnuyu-mediko-sanitarnuyu/viewer (Accessed: 06.10.2023).

3. Rudaleva I.A., Kabasheva I.A., Zulfakarova L.F. Improving the efficiency of medical institutions depending on the structure of personnel by the level of innovation activity // Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series. - 2020. - Vol. 30. - No. 1. - P. 22-31. . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-deyatelnosti-meduchrezhdeniya-v-zavisimosti-ot-struktury-personala-po-urovnyu-innovatsionnoy-aktivnosti/viewer (Accessed: 08.10.2023).

4. Shulgina I.V. Distance educational technologies in postgraduate education as a means of teaching nurses in the conditions of COVID-19 // Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2022. - T. 10. - № 3 (38). - P. 243-254. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-poslediplomnom-obrazovanii-kak-sredstvo-obucheniya-meditsinskih-sester-v-usloviyah-covid/viewer (Accessed: 08.10.2023)

5. Opina O.G. Cascade method of teaching pediatric nurses in order to improve the quality of medical care // Russian Pediatric Journal. - 2022. - Vol. 3. - No. 1. - P. 373. URL: https://www.rospedj.ru/jour/article/view/535/465 (Accessed: 06.10.2023).

6. Lashina G. V, Fomina M.A. The use of simulation training techniques when practicing communication skills by nurses at the postgraduate stage // Trends in the development of science and education. - 2023. - No. 97-2. -P. 56-59. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54021064_99561593.pdf (Accessed: 11.10.2023).

7. Muntyan I.A., Karaseva L.A. Improvement of the system of additional professional education of secondary medical personnel // Modern problems of healthcare and medical statistics. - 2021. - No. 3. - P. 91-99. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-srednego-meditsinskogo-personala/viewer (Accessed: 11.10.2023).

8. Mutigullina A.A., Ryabova T.V. Innovative technology of teaching professional self-education of nurses // Management of sustainable development. - 2020. - № 2 (27). - P. 106-111. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_42977433_37153756.pdf (Accessed: 10.10.2023)

9. Maleeva N.P. On the issue of factors determining the professional satisfaction of nurses - managers // Bulletin of Science. - 2019. - T. 3. - № 2 (11). - P. 113-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-faktorah-opredelyayuschih-professionalnuyu-udovletvorennost-meditsinskih-sester-rukovoditeley/viewer (Accessed: 11.10.2023).

10. Panchuk E.Yu. The study of motivation of medical workers // Izvestiya Saratov University. A new series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. -2019. - Vol. 19. - No. 2. - P. 183-187. URL: https://phpp.sgu.ru/system/ files_force/2019/06/183-187_panchuk.pdf (Accessed: 11.10.2023).

11. Savvina A.D., Egorova V.A. Quality of life of medical workers // Synergy of Sciences. - 2019. - No. 34. - P. 603609. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38256016_44403359.pdf (resource access date 11.10.2023)

12. Khudyakova O.N., Zykova N.V., Konovalova L.V. etc. Analysis and techniques for improving the system of training and development of secondary medical personnel of a healthcare institution // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2022. - No. 10-1. - P. 166-173. URL: https://sciup.org/read/142236141 (Accessed: 11.10.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Пчелина Надежда Владимировна - зам. директора по учебно-методической работе ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас, Россия.

Nadezhda V. Pchelina - Deputy Director of Educational and Methodological work of the Arzamas Medical College, Arzamas, Russia. ORCID ID: orcid.org/0000-0003-2766-9890, e-mail: nad707@yandex.ru

Поздеева Татьяна Васильевна - д-р мед. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, менеджмента и медицинского права, декан медико-профилактического факультета и факультета ВСО ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, Россия.

Tatiana V. Pozdeeva - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics, Management and Medical Law, Dean of the Faculty of Preventive Medicine and the Faculty of VSO of the Volga Research Medical University of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod, Russia.

ORCID ID: orcid.org/0000-000I-5853-859X, e-mail: pozdeevatv@inbox.ru

—1 90

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 12

ZdrevoochrBnenÍB 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.