Научная статья на тему 'К вопросу о формировании глобальной системы безопасности и развития ЕАЭС: опыт сша'

К вопросу о формировании глобальной системы безопасности и развития ЕАЭС: опыт сша Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / глобальная система безопасности США / инструментальная поддержка / суперкомпьютеры / сетецентрическая система / security / the US global security system / instrumental support / supercomputers / network centric system.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании глобальной системы безопасности и развития ЕАЭС: опыт сша»

Ворожихин В.В.

к.э.н., в.н.с. Финансового университета

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

И РАЗВИТИЯ ЕАЭС: ОПЫТ США

Ключевые слова: безопасность; глобальная система безопасности США; инструментальная поддержка; суперкомпьютеры; сетецентрическая система

Keywords: security; the US global security system; instrumental support; supercomputers; network centric system.

Современный мир стал миром рисков. Их тщательно исследует огромное количество всевозможных глобальных и национальных исследовательских организаций - например, WEF, SRA. Однако стремительные трансформации мироустройства во многом связаны с формированием США глобальной системы национальной безопасности, выбором целей трансформации и их реализацией при помощи традиционных и новых механизмов. США имеют систему развитых многомодельных комплексов военного, разведывательного, экономического, энергетического, социального и внешнеполитического назначения, входящих в состав единой системы глобальной безопасности CTR 2.01. В рамках единой системы глобальной безопасности реализуется система гибридных воздействий на внешних агентов, формируются партнерства, в которых агенты выполняют порученные им роли в единой стратегии за свои собственные деньги.

Программа совместного сокращения угроз

Программа совместного сокращения угроз (Cooperative Threat Reduction = CTR) Министерства обороны (DOD) появилась в период холодной войны. Успех не был предопределенным и неизбежным. Программа сокращения угрозы применения оружия массового поражения (ОМП) была достаточно смелой идеей во время переходного периода на постсоветском пространстве, реализуемой в условиях высокой неопределенности. Риски, как и преимущества, были очевидными.

Программа CTR DOD была первоначально утверждена публичным (касающимся всего населения) законом 102-228. Закон определил три основных задачи программы: (1) помощь прежним советским государствам в уничтожении ядерного, химического и иного оружия; (2) транспорт, складирование, обезвреживание и охрану оружия в связи с его уничтожением; и (3) установление способов проверки, гарантирующих обнаружение быстрого увеличения количества такого оружия.

В 1992 году эти цели были расширены, включая демонтаж ракет и ракетных установок; уничтожение дестабилизирующих обычных вооружений; предотвращение утечки научного опыта, связанного с оружием; создание научно-технических центров; содействие демилитаризации оборонных отраслей и преобразование военного потенциала и технологий и расширение контактов между военными и в сфере обороны.

В течение 15 лет после законодательного утверждения программы Нунна-Лугэра (Nunn-Lugar legislation) Конгрессом в ноябре 1991 г.2, Министерство обороны (DOD) США инвестировало почти $7 миллиардов, чтобы охранять и демонтировать обширные запасы ядерного, химического, и биологического оружия, или связанные материалы и системы доставки, в рамках совместного обязательства. Программа оправданно гордится результатами, которых она достигла - деактивация тысяч боеголовок, ликвидация межконтинентальных баллистических ракет и разрушение их бункеров, сокращение числа стратегических субмарин и бомбардировщиков, нейтрализация химического оружия, разрушение или преобразование производственных объектов биологического оружия; перепрофилирование специалистов в области вооружений; принятие мер по биологическому контролю в России и в других странах СНГ. У этих операций также были неосязаемые результаты, выражающиеся в установлении многочисленных межличностных связей между учеными, инженерами, офицерами и государственными служащими бывшего СССР и США. Эти связи сохраняются несмотря на периоды двусторонних напряженных отношений.

Исходная версия программы CTR DOD была успешно реализована в ходе многочисленных американских проектов на постсоветском пространстве, что заставило задуматься о дальнейшем использовании разработанных инструментов.

CTR 1.0 - первоначальная совместная программа сокращения угроз, разработанная в конце Холодной войны, являлась расширением программы CTR DOD. CTR 1.0 была разработана в отношении «вчерашних» стратегических вооружений. Угрозы в CTR 1.0 были в основном конкретными и идентифицируемыми. Угрозы, которым мир противостоит в XXI веке, однако, имеют существенно различную природу. Из-за быстрой глобализации коммуникаций,

1 Global Security Engagement: A New Model for Cooperative Threat Reduction / Report NAP № 12583. 2009. - 181 p.

2 https://en.wikipedia.org/wiki/Nunn%E2%80%93Lugar_Cooperative_Threat_Reduction

транспорта и знания, угрозы стали распространяющимися, гибкими, адаптируемыми, определить их количество трудно; наши инструменты, чтобы реагировать на этот вид угрозы должны быть столь же гибкими. Теперь требуется новый подход к CTR.

События сентября и октября 2001 вызвали фундаментальное переосмысление того, как США определяют угрозы и как реагировать на них. Угрозами, определяемыми возможностями двойного использования известных и находящихся на стадии становления технологий, а также возможностями преступного использования промышленных химических или биологических материалов также нужно было управлять.

Успехи в совместном сокращении угроз во второй версии Программы CTR 2.0

CTR 2.0 - комплекс программ и проектов, охватывающих широкий круг стран, международных организаций, и неправительственных партнеров и разработанных американским правительством в целях предотвращения, сокращения, смягчения или устранения общих угроз американской национальной безопасности и глобальной стабильности. В это число входят:

CTR USG - набор программ американского правительства (USG), связанных с совместными операциями сокращения угроз. США инвестировали более $21 млрд. в программы CTR USG с 1992, почти одна треть которых была для CTR DOD.

CTR DOD - программы, осуществляемые под политическим руководством Министра обороны и на основе ежегодного закона о полномочиях в области национальной обороны (National Defense Authorization Act). Эти программы реализованы Агентством по сокращению военной угрозы (Defense Threat Reduction Agency = DTRA) и подрядчиками, поддержанными DTRA.

С февраля 2009 США и страны СНГ деактивировали 7 504 стратегических ядерных боеголовки, разрушили 742 межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), 496 бункеров МБР, 143 МБР мобильные пусковые установки, уничтожили 633 баллистических ракеты, запускаемые с подводных лодок (БРПЛ=SLBMs), 476 пусковых установок БРПЛ, 31 ядерную субмарину и приступили к контролю биологических разработок в нескольких новых индустриальных странах.

Набор программ Cooperative Threat Reduction (CTR) 1.0 был весьма творческим ответом на уникальные проблемы безопасности и геополитические изменения, в особенности на постсоветском пространстве. CTR 1.0 опиралась в большой степени на DOD для ее реализации. Но ответ на угрозы XXI века требует намного более широкого диапазона возможностей, экспертных знаний и «лиц».

Требовался новый, столь же творческий набор интегрированных и координируемых глобальных программ обеспечения безопасности, для предотвращения более широкого спектра угроз в сферах ОМП и терроризма в глобальном масштабе - CTR 2.0, что отражает принцип перехода от лоскутных программ к целостному подходу. Поэтому Закон о полномочиях в области национальной обороны 2008 (Public Law 110-181, Title XIII, Section 1306) включает в себя пункты о заключении министром обороны соглашения с Национальной академией наук (NAS) и об исследовании возможности укрепления и расширения Программы Совместного Сокращения Угроз Министерства обороны (CTR DOD).

Новые угрозы потребовали некоторых инноваций для создания CTR 2.0. Требуется координация и руководство со стороны Белого дома, участие соответствующих департаментов и учреждений в обеспечении увязки политических намерений и реализуемых программ.

Усилия CTR 2.0 распределены между большим числом стран и адресно ориентированы на источники новых угроз. Традиционные критерии для определения приемлемости совместного участия в предотвращении конкретных угроз могут нуждаться в корректировке с учетом меняющейся среды безопасности. Программы CTR USG должны быть менее громоздкими и менее бюрократическими. Остается проблемой нахождение измеримых показателей эффективности, которые отражают реальную значимость получаемых результатов.

Глобальная среда будет характеризоваться все более быстрым распространением технологий, существенными изменениями в деятельности государственных структур и неправительственных организаций, в распространении и характере угроз (в том числе в результате конвергенции технологий, появления новых технологий, новых способов коммуникации на основе Интернета и др.).

Решение этих проблем потребует привлечения новых партнеров и геостратегических союзников.

Белый дом, работающий через исполнительную власть и Конгресс, должен привлекать более широкий круг партнеров к различным ролям, чтобы CTR 2.0 могла повысить глобальную безопасность. Как минимум, это потребует:

• Большей гибкости;

• Привлечения новых национальных и глобальных партнеров для достижения поставленных целей;

• Создания взаимовыгодных отношений, способствующих устойчивому сотрудничеству.

Ключевые элементы CTR 2.0

Глобальное обеспечение безопасности. Цель CTR 2.0 заключается в усилении глобальной и национальной безопасности США при признании того, что снижение угроз другим странам содействует укреплению безопасности США. При этом учитывается, что отношения партнеров могут со временем меняться по политическим или иным причинам, как это было в случае с Россией. Вместе с тем признается, что значимость проблем, требующих совместного решения, столь велика, что взаимодействие с партнерами в любом случае должно быть продолжено.

Ясный стратегический план. CTR 2.0 должен иметь ясный стратегический план и сильное высшее руководство.

Совместная сеть. США будут осуществлять комплекс программ и проектов в сотрудничестве с сетью стран, международных организаций и неправительственных партнеров.

Творческий, гибкий подход к форме и сущность новых пристрастий. Творческий и гибкий подход будет необходим для разработки как формы, так и сущности обязательств, а также для показателей, используемых для их измерения

• Форма. CTR 2.0 будет способна как к долгосрочным программам, так и к быстрому реагированию.

• Сущность. В рамках CTR 2.0 будут широко представлены возможности поддержки как традиционных совместных миссий по предотвращению угроз, связанных с оружием массового поражения (ОМП), так и новых форм взаимодействия и сотрудничества, ориентированных на противодействие новым угрозам (использование террористами ОМП и др.).

Координирование CTR 2.0. Программы CTR становятся глобальными. CTR 2.0 требует существенно усилить координацию во взаимодействии партнеров. Ключевую роль координации признает и Конгресс США, и Совет Безопасности (СБ) ООН. В резолюции 1810 (2008) СБ ООН1 содержится призыв более тесно работать с глобальными и региональными межправительственными организациями и договоренностями в рамках системы Организации Объединенных Наций и за ее пределами, чтобы способствовать обмену опытом, создавать форумы для обсуждения и разрабатывать новаторские механизмы взаимодействия.

Творческий, гибкий подход к форме и сущности новых обязательств. Творческий и гибкий подход будет необходим и к разработке формы, и к разработке сущности обязательств, а также к метрикам раньше измерял их.

Сотрудничество. Реализация CTR 2.0 будет развивающимся процессом. Для того чтобы быть успешной, эта программа должна стать интегрированным, совместным, глобальным предприятием, которое отзывчиво, гибко, приспосабливаемо и в состоянии реагировать на новые угрозы безопасности.

Традиционные, «твердые» метрики - важные индикаторы программы, но они не всегда отражают важные «мягкие» результаты программы. Отношения и процессы, имеющие высокую значимость, будет трудно измерить:

- вклады (в натуральной форме и финансовой) страны-партнера и степень желания партнера поддерживать программу в будущем, отражающие значимость программы для партнера;

- прозрачность — понимаемую как соответствие действий программе, повышение уровня доверия и взаимопонимания при сохранении различных точек зрения на угрозы и противодействие им;

- развитие культуры безопасности.

Если используются гибкие критерии для принятия политических решений по программе, то отражающие их результаты показатели должны быть столь же гибкими. Многие из этих показателей могут быть измерены только в течение ряда лет. Удобным инструментом для нужд CTR 2.0 является Social Network Analysis (SNA) - математический метод для анализа наборов отношений между частными лицами и организациями.

Для оценки успешности программы существенное значение имеют следующие четыре фактора: (1) ясное, однозначное определение, что оценивается; (2) идентификация ряда желательных результатов, которые могли бы обоснованно следовать из программы (на основе реалистических ожиданий относительно того, что могло бы быть выполнено); (3) установление определенных индикаторов успеха, соотносимых с определенными желаемыми результатами; и (4) оценивание результатов программ по этим показателям.

Инструментальная поддержка системы глобальной безопасности

Сегодня существует значительное число инструментов внешнего воздействия, для которых национальные границы легко проницаемы. Они разработаны в разные годы и применялись избирательно к разным странам и с разной интенсивностью. Сегодня комплексное применение интеллектуальных информационных технологий, цифрового управления и современных мультимодельных комплексов имеет мощь оружия массового поражения, причем избирательного и высокоэффективного.

США имеют систему развитых многомодельных комплексов военного, разведывательного, экономического, энергетического, социального и внешнеполитического назначения, входящих в состав единой системы глобальной безопасности CTR 2.0. В рамках единой системы глобальной безопасности реализуется система гибридных воздействий на внешних агентов, формируются партнерства, в которых агенты выполняют порученные им роли в единой стратегии за свои собственные деньги. Многочисленные инструменты обеспечения безопасности строятся в рамках системного подхода и дополняют друг друга на различных этапах и в различных ситуациях. Сегодня к таким подходам следует отнести локальные вооруженные действия и войны в любых мировых регионах, использование террористических групп, «цветные революции», миростроительство, финансовые и экономические операции обеспечения деятельности партнеров и подавления нежелательных акторов или конкурентов, вплоть до персоналий.

Эффективность системы глобальной безопасности во многом определяется обоснованностью выбора и правильного применения совокупности инструментов, что требует опоры на научные знания и прикладные исследования, применения современных интеллектуальных технологий сбора информации и ее обработки.

В фирме IHS Economics (США) создана модель глобальной экономики, охватывающая 95% мирового валового продукта, связанные модели экономики 75 стран2.

1 http://www.un.org/Docs/sc/unsc_resolutions08.htm

2 https://www.ihs.com/pdf/IHS_Economic_Simulation_Engine_159372110913044932.PDF

Инструмент Экономического Моделирования позволяет пользователям создавать свои собственные сценарии и понимать их макроэкономическое влияние.

Инструмент позволяет предвидеть влияние изменений на цены на энергию, спрос, цены на сырьевые товары, товарные потоки, соотношение стоимости и пользы, устойчивость бизнеса, валютные курсы и многое другое.

Инструмент позволяет генерировать сценарии и рассчитать их макроэкономическое влияние в считанные минуты:

Суперкомпьютерные сетецентрические системы становятся привычным инструментом исследований. Сете-центрическими являются системы, агенты которых, различающиеся по различным параметрам (статусу, мощности и т.п.), связаны между собой сетью связи для достижения оптимальных выгод совместного использования ресурсов, лучшей координации деятельности и их последствий. Компьютерные сети образовали качественно новую среду -глобальное информационное пространство, которое связывает более 1,5 млрд. персональных компьютеров. Их количество быстро растет. Сети мобильной связи объединяют более 4 млрд. абонентов. «Центр тяжести» компьютерной среды от изначально разрозненных локальных компьютерных/сетевых архитектур и приложений смещается к глобальным сетям и массовым приложениям, интегрированным в общемировое информационное пространство. Сверхбольшие системы этого класса быстро эволюционируют от слабосвязных к сильносвязным. Их особенность в том, что связность систем универсально программируемых вычислительных устройств воплощается универсальными компьютерными сетями, системообразующие свойства которых инвариантны к количеству и составу связываемых устройств. Архитектура больших сильносвязных систем становится сетецентрической, поэтому процессы управления их функционированием и развитием, воплощаемые в них, могут рассматриваться как сетецентрические. Миллиарды встроенных компьютерных устройств обеспечивают управление сложными объектами и системами стационарных и подвижных объектов во все более разнообразных сферах массовых применений: в различных областях производства, в системах управления автомобилей, в авиации, в управлении транспортными и товарными потоками, в интеллектуализации бытовой техники и др.1

На их основе формируются человеко-компьютерные системы, компенсирующие имеющиеся недостатки раздельной обработки информации человеком и компьютером и позволяющие использовать преимущества совместной

обработки информации, открывая дорогу человечеству в мир творчества. Сети научной экспертизы стали важнейшим

2

инструментом научно-технологического развития .

Пионерские работы в сфере искусственного интеллекта и развитие компьютеров

IBM и MIT проводят совместные исследования в области искусственного интеллекта, создают новую лабораторию MIT-IBM Watson AI Lab для совершения прорывов в области искусственного интеллекта в течение следующего десятилетия. Сделка предусматривает инвестиции в размере 240 (250) миллионов долларов США за 10 лет от IBM. MIT-IBM Watson AI Lab., мобилизуя талант более чем 100 ученых, преподавателей и студентов, будет проводить совместные исследования в исследовательской лаборатории IBM в Кэмбридже, штат Массачусетс - совмещенных с штаб-квартирой IBM Watson Health и IBM Security. Одним из руководящих принципов проекта является поощрение коммерческих и реалистичных результатов для инноваций. Предусмотрено четыре основных направления исследований, основное внимание будет сосредоточено на: разработке алгоритма ИИ, развитии отрасли ИИ, исследовании компьютерной аппаратной поддержки ИИ и, наконец, на более общем исследовании экономической и социальной значимости ИИ.

И MIT, и IBM были пионерами в исследованиях искусственного интеллекта, а новая лаборатория AI основывается на многолетних исследовательских отношениях между ними. В 2016 году IBM Research объявила о многолетнем сотрудничестве с Департаментом мозга и когнитивных наук Массачусетского технологического института для развития научной области машинного зрения, основного аспекта искусственного интеллекта. Сотрудничество объединило ведущих ученых (мозг, познание, компьютеры) для проведения исследований в области машинного понимания аудиовизуальных потоков данных. Кроме того, IBM и Broad Institute of MIT и Harvard создали исследовательское сотрудничество по ИИ и геномике3.

На выставке CES 2017 Intel представил новое, седьмое поколение процессоров Intel Core. Выше производительность, особенно при работе с графикой качества 4K UHD, новый уровень безопасности, полноценная работа с виртуальной реальностью и играми и многое другое4. Процессоры повысили качество самого важного: производительности, скорости работы, безопасности, работы аккумулятора и др.

Краткие выводы

Создание инструмента для работы со сложностью является глобально значимой задачей. Человечество обретет возможность научного исследования нового мира и управления им. Инструмент должен быть саморазвивающимся и

1 Затуливетер Ю.С., Фищенко Е.А Графодинамические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации. - ubs.mtas.ru/upload/library/UBS30131.pdf

2 Сетевая экспертиза. 2-е изд. / Под ред. чл.-к. РАН Д.А. Новикова, проф. А.Н. Райкова. - М.: Эгвес, 2011. - 166 с.

3 http://news.mit.edu/2017/ibm-mit-joint-research-watson-artificial-intelligence-lab-0907

4 https://hi-tech.mail.ru/news/new-level-iphone/

самосовершенствующимся, и изначально проектироваться как человеко-компьютерная интеллектуальная интерактивная система.

Страна, первой решившая проблему адаптации к условиям развития в сингулярности, получит принципиальные преимущества в сфере развития технологий и стратегического управления развитием. Многочисленные инструменты обеспечения безопасности строятся в рамках системного подхода и дополняют друг друга на различных этапах и в различных ситуациях. Сегодня к таким подходам следует отнести локальные вооруженные действия и войны в любых мировых регионах, использование террористических групп, «цветные революции», миростроительство, финансовые и экономические операции обеспечения деятельности партнеров и подавления нежелательных акторов или конкурентов, вплоть до персоналий. Особенностью современной системы воздействий является проницаемость национальных границ и использование инструментов, которые невозможно остановить применением традиционных вооруженных и полицейских сил.

Для успешной защиты суверенитета стран-участниц ЕАЭС требуется создание современной системы управления рисками, безопасностью и развитием, совершенствование систем управления, работа над созданием нового Человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.