Научная статья на тему 'К вопросу о формировании эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей'

К вопросу о формировании эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / FORMING AN AESTHETIC CULTURE / ИСКУССТВО / ART / НАУКА / SCIENCE / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЯЗЫК / LANGUAGE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошарская Екатерина Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования эстетической культуры студентов. Она расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. Целью данной работы является выявление средств формирования эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей. Выводы, сделанные в работе, дают основания полагать, что на занятиях по английскому языку в вузе может быть сформирована основа, позволяющая педагогам выбрать наиболее эффективные пути участия в процессе формирования эстетической культуры личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошарская Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SUBJECT OF FORMINGANAES THETICCULTURE OF STUDENTS MAJORING IN NATURAL SCIENCES

This article is devoted to the subject of creating an aesthetic culture of students. It broadens scientific ideas on the content and the processing aspects of pedagogical activities directed at the development of a balanced personality.The goal of the present investigation is to determine the means of forming an aesthetic culture of students majoring in natural sciences.The conclusions made in the course of this investigation support the hypothesis that at a university-level English course a foundation can be formed that would allow the instructor to choose the most effective ways of participating in the formation of their aesthetic culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей»

pedagogues training method. They are: mastering of technological knowledge and skills by pedagogues in the field of modern educational technologies; actualizing of aspiration to self-development and self-improvement in professional pedagogical activity

Key words: technological competence, structure, technological competence, the components of the technological competence levels of the development of the technological competence, modular program of contemporary educational technology.

Original article submitted 24.10.2014; revision submitted 10.11.2014

Natalia Y. Karakozova, applicant of pedagogy and teaching methodology.

УДК 378.1

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Е.В. Кошарская

Самарский государственный университет 4430100, г. Самара, ул. А. Павлова, 1 E-mail: luiba@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования эстетической культуры студентов. Она расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. Целью данной работы является выявление средств формирования эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей. Выводы, сделанные в работе, дают основания полагать, что на занятиях по английскому языку в вузе может быть сформирована основа, позволяющая педагогам выбрать наиболее эффективные пути участия в процессе формирования эстетической культуры личности студента.

Ключевые слова: формирование эстетической культуры, искусство, наука, гуманитарное знание, личность, язык, педагогическая деятельность.

Современное общество сталкивается сегодня с новыми социально-экономическими задачами, решение которых зависит не столько от уровня образованности общества, сколько от тех ценностных установок, которые человек реализует в своей практической деятельности. Важным условием экономического роста России является подготовка эстетически образованных специалистов - профессионалов-созидателей, творческих личностей, умеющих доводить качество работы до совершенства. В связи с этим в XXI веке отмечается тенденция к сближению научной и художественно-эстетической форм освоения мира.

Эстетические идеи приложимы как к гуманитарному, так и к естественнонаучному знанию. В арсенал ученого входит оценка явлений природы, общественной жизни, открытий, теорий, гипотез и с точки зрения законов эстетики. Критерий красоты является важным показателем новизны и оригинальности научного поиска. В создавшихся условиях актуальным становится формирование у студентов естественнонаучных специальностей основных компонентов эстетической культуры,

Екатерина Викторовна Кошарская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.

которая представляет собой базисное свойство личности, позволяющее ей полноценно общаться с прекрасным и активно принимать участие в его создании. Эстетическая культура способствует эмоционально-образному постижению реальности, что обеспечивает ценностное отношение к окружающему миру. В исследованиях, проведенных Н.А. Дмитриевой, Т.И. Костиной, К.В. Кулаевым, доказано, что эстетическая культура способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях, гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу личности. Кроме того, оптимизируя весь процесс подготовки будущих специалистов, эстетическая культура усиливает личностное отношение студентов к выбору профессии, повышает значимость их профессиональной деятельности, приводит в соответствие собственные потребности общественным ценностям и идеалам, мобилизует внутренние ресурсы, обеспечивая таким образом самореализацию личности.

Проблема формирования эстетической культуры личности рассматривалась в рамках философских, культурологических и педагогических теорий Ю.Б. Бабанского, А.И. Бурова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, А.А. Оганова, А.Б. Щербо. Психологическое обоснование компонентов структуры понятия «эстетическая культура» (эстетического восприятия, эстетического отношения, эстетического чувства, эстетического идеала, эстетической потребности, эстетической деятельности) содержится в трудах А.И. Демченко, В.П. Зинченко, Н.Б. Крыловой, Б.М. Теплова. В качестве основных компонентов структуры эстетической культуры личности указанные ученые называют эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Исследованием Е.В. Кошарской установлено, что эстетической культурой личности является совокупность эстетического сознания, включающего в себя эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическую оценку, эстетическое суждение, эстетический вкус, эстетический идеал, и эстетической деятельности, обеспечивающих формирование эстетических потребностей и развитие эстетических способностей в восприятии и создании эстетических ценностей [1, с. 11].

Рассмотрению эстетической культуры студенческой молодежи посвятил некоторые свои исследования У.Ф. Суна. Ученый утверждает, что «эстетическая культура того или иного студента имеет свои неповторимые черты и в этом смысле представляет собой сугубо индивидуальное образование, связанное с интеллектуальным и эмоциональным развитием данной личности, а также некоторыми психофизиологическими ее особенностями» [2, с. 18].

Огромную роль в решении задачи формирования эстетической культуры личности всегда играло искусство. Ряд исследователей полагает, что подростковый и юношеский возраст наиболее сензитивен к восприятию искусства, считая, что в этом возрасте происходит возврат эмоционального восприятия действительности и ее творческого воспроизведения [3, с. 34]. В различных педагогических теориях имеет место точка зрения, что только предметы эстетического цикла, такие как литература, музыка, пение, изобразительное искусство, обладают эстетическим потенциалом. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства; в той или иной форме оно присутствует в любой деятельности. Любое творчество представляет собой целенаправленную деятельность человека, которая направлена на познание и преобразование реальности, создание новых, оригинальных произведений, идей, проектов и предметов.

Педагогическая концепция формирования эстетической культуры студента, на наш взгляд, предполагает определение оптимальных параметров образовательного процесса, максимально способствующих освоению личностью мира культурных ценностей. Возникает целесообразность создания равновесия факторов, детермини-

рующих процесс формирование эстетической культуры, таких как наука, искусство и действительность. Альянс науки и искусства, взаимодействие познавательной и художественной деятельности создают основы для более глубокого понимания красоты. Важнейшей составляющей системы формирования ценностей, в том числе и эстетических, является гуманитарное знание. Таким образом, гуманитарное знание и гуманитарное образование студентов естественнонаучных специальностей несправедливо относить к разряду второстепенного или вспомогательного, а следует определить как неотъемлемую и важную составляющую системы всего высшего образования. Цитируя автора статьи «Гуманитарное знание и феномен музея», отметим, что «именно гуманитарное знание способно сформировать мировоззрение интеллигентного человека, помочь ему овладеть необходимым кругом знаний для понимания своего места в мире, понимания закономерностей, определяющих взаимоотношения людей между собой, взаимоотношения человека и общества, человека и природы» [4, с. 75].

Анализ зарубежного опыта в области эстетического воспитания выявил схожую тенденцию - преодоление разрыва между «интеллектуальной» и «эмоциональной» составляющими в педагогике, стремление к творческому использованию техники и искусства как основных элементов культуры для воспитания целостной духовной личности [5, с. 54]. Задача формирования эстетической культуры личности в образовательном пространстве неотделима от задачи обучения, образования, то есть от задачи формирования знаний, умений, навыков, прямо совпадает с ней и требует пристального внимания, особого подхода и внесения изменений в педагогические методы [6, с. 76].

В этой связи представляют интерес научные работы, которые доказывают необходимость включения эстетического аспекта в целенаправленную педагогическую деятельность преподавателей безотносительно к предмету, которому они учат. Каждая сфера практических умений и каждая область знаний насыщены собственным эстетическим потенциалом.

Наша педагогическая работа доказывает известную мысль К.Д. Ушинского о том, что в любой науке, в любом учебном предмете присутствует эстетический элемент и что одна из задач наставника - обнаружить и довести его до сознания и чувств учащихся [7, с. 609]. Применительно к рассматриваемой проблеме актуальным является принцип языковой организации образовательного пространства, так как изучение языка и языковых дисциплин создает базу для устранения разрыва между гуманитарными и естественно-техническими циклами дисциплин, «языковой стержень формирует терминологическую базу всех звеньев образования» [8, с. 75].

Проблему взаимосвязи языка, культуры и личности обсуждал в своей работе «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика» Бенедетто Кроче. Исследователь говорил об «индивидуальной неповторимости языка», отождествлял лингвистику с эстетикой, выделяя, таким образом, эстетическую функцию языка. Ученый считал, что язык есть творчество и что каждый находит в языке момент индивидуального наслаждения, эстетического любования если не формой, то его содержанием [9, с. 155]. Язык и искусство представляют собой своеобразные системы, тесно связанные между собой, функционирование которых порождает необходимые для человека и общества специфические ценности, выполняет коммуникативные, познавательные, нравственные и эстетические функции.

Несмотря на изначальную эстетическую сущность самого языка, стратегия преподавателя, направленная на формирование эстетической культуры личности, становится более эффективной, когда при выборе содержания, методов и форм обучения учитывается их эстетический аспект, позволяющий студентам открыть для себя в дальнейшем богатство не только явлений искусства, но и действительности. В такой

образовательной модели, на наш взгляд, формирование эстетической культуры личности осуществляется более целостно.

Приоритетным направлением формирования эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей нами определяется интеграция видов их художественно-творческой деятельности в процессе обучения английскому языку, которая будет способствовать приобщению учащихся к ценностям мира искусства, развитию творческих способностей и формированию эстетических потребностей. Благодаря своей эстетической сущности и связи с основными видами искусства ведущими средствами формирования основных компонентов эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей в процессе обучения английскому языку являются выразительное чтение, игра, песня.

Одним из действенных средств приобщения к прекрасному является связь человека с природой, понимание и сохранение ее красоты. Ценностный аспект природы раскрывает литература, обладающая большими педагогическими возможностями на занятиях английским языком в вузе. В этой связи предлагается широко использовать художественные и научные тексты американских и английских авторов, способствующие приобретению знаний, в том числе экологического и эстетического характера.

Эстетически ориентированное обучение предполагает формирование преподавателем навыков творческого, ассоциативного перевода при максимальном задействовании воображения студентов. Возникновение эстетического чувства, значимого компонента в структуре эстетической культуры, напрямую зависит от осмысленности и выразительности чтения. Обогащающее эстетическое начало выразительного чтения зависит от его организации на занятии, от умения преподавателя использовать приемы и методы, обеспечивающие как глубину понимания, так и эмоциональность восприятия.

Чтобы воспитать устойчивую потребность в активной эстетической деятельности, необходимо уделить внимание развитию практических умений (музыкальных, сценических, поэтических, изобразительных). Это указывает на необходимость регулярного включения в структуру занятия песен и стихов на иностранном языке. Лирические произведения можно применять для совершенствования навыков творческого перевода, выразительного чтения, инсценировки, развивающих силу воссоздающего воображения, эмоциональную отзывчивость, образность речи. Использование увлекательных по содержанию и необычных по форме рифмовок, стихотворений, чантов, поговорок и песен направлено на развитие ассоциативного образного мышления, подготавливающего студентов к качественному восприятию предметов и явлений действительности и искусства.

В практике преподавания иностранных языков в высшей школе часто используются обучающие возможности игры и недостаточное внимание уделяется ее воспитательным ресурсам. Имитационные, ролевые, деловые игры и игры-драматизации могут использоваться для развития одновременно нескольких творческих способностей (выразительных, поэтических, музыкальных). Одним из основных средств формирования эстетической культуры студентов является традиция организации и проведения праздников на иностранном языке.

В соответствии с актуальностью проблемы формирования эстетической культуры личности в настоящее время данная статья посвящена вопросу формирования эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей. В работе проанализировано понятие эстетической культуры личности студента, названы основные компоненты ее структуры, обоснованы средства ее формирования. На основе изучения научной литературы и педагогического опыта сделан вывод о возможности формирования эстетической культуры студентов естественнонаучных специально-

стей в процессе обучения. Было установлено, что формирование эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей предполагает развитие ее основных компонентов в процессе изучения английского языка. Выявлено, что основными средствами формирования эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей благодаря способности воздействовать на эмоционально-чувственную сферу личности являются выразительное чтение, песня и игра.

Вышеизложенные аргументы дают основание полагать, что в процессе обучения студентов естественных специальностей иностранному языку может быть сформирована основа, позволяющая ставить новые воспитательно-развивающие задачи и призванная помочь педагогам выбрать наиболее эффективные пути своего участия в формировании эстетической культуры студента, которая является неотъемлемым условием гуманистического развития личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кошарская Е.В. Формирование эстетической культуры младших школьников: Автореф. дис. ... канд пед. наук / Е.В. Кошарская. - Самара, 2006. - 22 с.

2. Суна У.Ф. Эстетическая культура студента. - М.: Изд-во Московского университета, 1977. - 69 с.

3. ВербМ.А. Эстетическая культура школьника. - М.: Просвещение, 1997. - 142 с.

4. Богданова Н.В. Гуманитарное знание и феномен музея // Гуманитарное образование в системе подготовки специалиста мирового уровня: Сб. мат-лов Всерос. науч.-метод. конф. -Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2007. - С. 73-78.

5. Кошарская Е.В. Обучение иностранному языку как средство формирования эстетической культуры личности студента // Гуманитарное образование в системе специалиста мирового уровня: Сб. мат-лов Всерос. науч.-метод. конф. - Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2007. - С. 53-57.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. - 316 с.

7. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений. Т. 3. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 720 с.

8. Марина А.Н. Качество языковой подготовки студентов в техническом вузе // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: Сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2006. - С. 129-131.

9. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. - М.: Интрада, 2000. - 160 с.

Поступила в редакцию 15.09.2014; в окончательном варианте 15.09.2014

UDC 378.1

ON THE SUBJECT OF FORMING AN AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS MAJORING IN NATURAL SCIENCES

E.V. Kosharskaya Samara State University 1 A, Pavlov str., Samara, 443100 E-mail: luiba@mail.ru

This article is devoted to the subject of creating an aesthetic culture of students. It broadens scientific ideas on the content and the processing aspects of pedagogical activities directed at the development of a balanced personality. The goal of the present investigation is to determine the means offorming an aesthetic culture of students majoring in natural sciences. The conclusions made in the course of this investigation support the hypothesis that at a university-level English course a foundation can be formed that would allow the instructor to choose the most effective ways ofparticipating in the formation of their aesthetic culture.

Key words: forming an aesthetic culture, art, science, humanitarian knowledge, personality, language, pedagogical activity.

Original article submitted 15.09.2014; revision submitted 15.09.2014

Ekaterina V. Kosharskaya, candidate of Pedagogic Sciences, associate professor of the Foreign Languages Department.

УДК 372.881.1

КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВ В КУРСЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВПО

С.В. Крутская, Л.Р. Нуртдинова

Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: kaflang@mail.ru

Освещается вопрос перехода на двухступенчатую систему высшего образования в Российской Федерации, состоящую из бакалавриата и магистратуры. Отмечается тот факт, что вопрос о содержании обучения иностранному языку в магистратуре находится лишь на этапе его становления. Подчеркивается необходимость дополнения содержания обучения иностранному языку студентов магистратуры. Перечисляются конечные цели и задачи обучения, с помощью которых становится возможным обозначить основные критерии отбора текстов для развития устной и письменной речи на иностранном языке у студентов магистратуры в неязыковом вузе. В результате анализа случаев практического применения языка в профессиональных сферах отбираются тексты-образцы, отвечающие ранее перечисленным в статье критериям. Приводится список текстов, необходимых для обучения каждому из видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письменная речь). С точки зрения авторов, данные типы текстов максимально отображают содержание языкового образования магистрантов в соответствии с ФГОС третьего поколения. В заключение делается вывод о том, что приведенные профессионально ориентированные тексты-образцы, содержащие необходимую лексическую наполненность для каждой из специальностей, призваны не только развивать все виды речевой деятельности, но и служить опорой для дальнейшего самостоятельного развития уже имеющегося уровня иностранного языка и применения его в реальной коммуникации (как деловой, так и бытовой) студентами и выпускниками магистратуры.

Ключевые слова: ФГОС ВПО, неязыковой вуз, бакаливриат, магистратура, критерии отбора текстов, типы текстов.

С 2014 г. Российская Федерация переводит высшее профессиональное образование на многоуровневую систему, включающую в том числе бакалавриат и магистратуру. Это неминуемо влечет за собой необходимость внедрения новых стандартов обучения иностранному языку. Деление высшего образования на две ступени обуславливает необходимость разграничения содержания и целей обучения студентов

Светлана Владимировна Крутская, заместитель заведующего кафедрой, преподаватель кафедры иностранных языков.

Лилия Рашитовна Нуртдинова, преподаватель кафедры иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.