Научная статья на тему 'К вопросу о формах аддикции и профессиональной пригодности (от абитуриента к специалисту)'

К вопросу о формах аддикции и профессиональной пригодности (от абитуриента к специалисту) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддикт / аддикция / аддиктивное поведение / зависимость / профнепригодность / addict / addiction / addictive behavior / dependence / professional unsuitability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаланкова Елена Георгиевна

В статье рассматривается проблема психологической зависимости, аддиктивного поведения. Даны основания для определения профессиональной пригодности относительно приемлемых и неприемлемых форм отклоняющегося поведения. Предложены рекомендации для определения степени аддикции абитуриентов, выбравших профессию психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMS OF ADDICTION AND PROFESSIONAL SUITABILITY (FROM APPLICANTS TO SPECIALISTS)

The article considers the problem of psychological dependence, addictive behavior. Grounds are provided for determining professional suitability concerning acceptable and unacceptable forms of deviant behavior. Recommendations are offered for determining the degree of addiction of applicants who have chosen the profession of a psychologist.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формах аддикции и профессиональной пригодности (от абитуриента к специалисту)»

УДК 378.015.3:316.624 ББК 74.48+88.6

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ АДДИКЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ (ОТ АБИТУРИЕНТА К СПЕЦИАЛИСТУ)

Шаланкова Елена Георгиевна.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», Новосибирск, старший преподаватель, [email protected].

Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической зависимости, аддиктивного поведения. Даны основания для определения профессиональной пригодности относительно приемлемых и неприемлемых форм отклоняющегося поведения. Предложены рекомендации для определения степени аддикции абитуриентов, выбравших профессию психолога.

Ключевые слова: аддикт, аддикция, аддиктивное поведение, зависимость, профнепригодность.

TO THE PROBLEM OF FORMS OF ADDICTION AND PROFESSIONAL SUITABILITY (FROM APPLICANTS TO SPECIALISTS)

Shalankova Elena Georgievna

FSBI of HE "Siberian state university of railway engineering", Novosibirsk, Lecturer, [email protected].

Abstract: The article considers the problem of psychological dependence, addictive behavior. Grounds are provided for determining professional suitability concerning acceptable and unacceptable forms of deviant behavior. Recommendations are offered for determining the degree of addiction of applicants who have chosen the profession of a psychologist.

Key words: addict, addiction, addictive behavior, dependence, professional unsuitability.

В настоящее время в науке «Психология» уделяется большое внимание проблемам отклоняющегося поведения человека.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что проблема психологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой в плане затруднений социального взаимодействия [5, с.364].

Неудовлетворённость жизнью, желание спрятаться от неё - это одна из вечных проблем человека. Пути ухода от жизненных проблем

155

очень разные и зачастую имеют патологический характер, например, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от разнообразных факторов (игр, секса, наркотиков, алкоголя, еды, работы, и

др.).

В течение последних 10-20 лет активно формируется такое новое направление в науке, как аддиктология (учение об аддикциях), одна из главных особенностей - это объединение следующих парадигм: социопсихологической, биомедицинской, культуральной, педагогической, юридической, спиритуальной и др., каждая из которых включает определённые модели, гипотезы, теории.

Аддиктология исследует причины и следствия аддикций, психологические и клинические признаки, динамику, механизмы их развития, способы коррекции и терапии.

Аддиктивное поведение - это вовлеченность в деятельность, отношения с другим субъектом или пристрастие к употреблению определенного химического вещества, которые приобретают зависимый характер [3,с.146].

Среди аддикций, т.е. зависимостей, можно выделить социально приемлемые (работоголизм, спорт, религия) и социально неприемлемые (игровая зависимость, алкоголизм, наркомания); промежуточная форма аддикции (еда), химические и нехимические. Разные формы зависимого поведения, как правило, сочетаются или переходят друг в друга, доказывая этим общность механизмов их функционирования (например, человек, который курит уже давно, бросив курить, может испытывать постоянное чувство голода)[2, с.10].

Егоров А.Ю. выделяет также такие виды аддикции, как:

- «духовный поиск» - постоянное стремление к поиску новых практик, личностного роста (социально приемлемая аддикция);

- «прокрастинация» - откладывание на потом всего чего можно [1,с.254].

В основе большинства классификаций лежит вид аддиктивного агента, посредством которого осуществляется изменение настроения и уход от реальности.

В эволюции патологических пристрастий Качалов В. выделяет следующие этапы: этап первых проб, этап «аддиктивного ритма» (привычка), этап собственно аддиктивного поведения, этап физической зависимости, этап физической и психической деградации (на этом этапе аддикт может совершать правонарушения) [4,с.65].

Для того чтобы выявить формы аддиктивного поведения у абитуриентов, нами была проведена исследовательская работа. Были подобраны необходимые методы и методики для проведения диагностики абитуриентов по выявлению форм аддикций, после сбора и обработки эмпирических данных были получены данные по склонным к зависимостям абитуриентов («проф. непригодным» или способных к коррекции).

В используемый пакет методик при психологическом многоаспектном тестировании должны входить следующие тесты и методики: интеллектуальные тесты; проективные тесты, такие как методика Люшера (цветовой тест); стандартизированные самоотчеты, такие как тесты-опросники (опросник отношений, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела); психосемантическая диагностика скрытой мотивации.

Нами были рассмотрены двенадцать одиннадцатых классов школ города Новосибирска Центрального и Заельцовского районов. Исследование проводилось с помощью теста Лазовой (70 вопросов). В ходе исследования были выделены 4 главные склонности к зависимости, не позволяющие будущим абитуриентам работать с людьми и быть психологами (высокий, средний, низкий уровни):

- алкогольная (16%, 36%, 48%),

- игровая (18%, 36%, 46%),

- наркотическая (0%, 18%, 82%),

- интернет-зависимость (23%, 43%, 34%).

В результате проведённых исследований был сделан вывод, что абитуриентам с высокой склонностью к аддикции не следует работать с людьми и получать профессию «Психолог», потому что такому человеку будет практически невозможно взаимодействовать с людьми (это группа проф. непригодна к специальности). Абитуриентам со средней склонностью к зависимости следует ещё раз подумать о выборе своей профессии (способные к коррекционной работе над собой).

Будущим студентам с низкой склонностью к аддикции можно работать по профессии «Психолог», а «группа риска» (неподходящие по показателям к данной работе) получили ряд рекомендаций по их возможной адаптации (нормализации) или адекватному использованию в других областях профессиональной и иной деятельности.

Библиографический список:

1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, Воронеж: НПО МОДЕК, 2012. - 240 с.

2. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол.. - 2011. - №.1. -С.8-15.

3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2014. - С.141-154.

4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств // Обозр. психиат. и мед. психол. -2014. - №1. - С. 63-74.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2012. - С362-370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.