Ключевые слова: финансовые инструменты, домохозяйства, финансовые решения, потребительские кредиты, институциональная готовность, финансовое просвещение, эффективная годовая ставка процента, финансовые стратегии приобретения жилья
К вопросу о финансовой грамотности: от Пушкина до наших дней
Т.П. ЧЕРЕМИСИНА, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]
Служив отлично благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец.
...Зато читал Адама Смита И бът глубокой эконом,
То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.
А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»
Образованный молодой человек конца XVIII - начала XIX вв., похоже, знал об экономике и финансах заметно больше, чем выпускники советских, даже экономических, вузов. Так, Евгений Онегин, в отличие от своего отца, судил о том, что, государству, если оно имеет простой продукт (например, нефть или газ), не обязательно иметь еще и золото. Но, видимо, отец Евгения был не столь хорошо образован и «земли отдавал в залог» (вместо того, чтобы выращивать на них рожь и пшеницу, скот, заняться переработкой зерна и мяса и получать конечную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости и переделов), «долгами жил» и в конце концов разорился.
ЭКО. - 2012. - №6
ЧЕРЕМИСИНА Т.П.
Усложнение финансовой структуры российской экономики
Особенность советского периода в истории России, а это как минимум три-четыре поколения, состоит в том, что домохозяйства практически не пользовались финансовыми инструментами, широко распространенными в мире с развитой частной собственностью. Так, оставались слаборазвитыми кредитные отношения в производстве и потреблении, отсутствовали и другие важнейшие экономические институты, связывающие излишнюю денежную ликвидность и способствующие долгосрочным накоплениям домохозяйств, например, негосударственные пенсионные и страховые фонды.
Поскольку государство на 95-98% обеспечивало население бесплатным жильем, лишь 2-5% домохозяйств (в основном - в крупных городах) приобретали жилье через жилищные кооперативы в рассрочку на несколько лет, причем платежи не включали в себя проценты. Кредитами население пользовалось редко, лишь в тех случаях, когда не хватало накопленных средств при покупке товаров длительного пользования. Даже автомобили - мечта любой зажиточной советской семьи - продавались (по особым спискам и очередям) без участия кредитных средств, поскольку всю сумму следовало вносить сразу.
Кроме наличных денег, в очень малой степени - аккредитивов и дорожных чеков, никаких иных платежных средств, например, банковских карт, чековых книжек, компьютерных технологий население в советский период не знало и навыков пользования ими не приобрело. Тогда не практиковалось даже безналичное перечисление регулярных коммунальных платежей с лицевого банковского счета домохозяйства на счета коммунальных служб.
Бурный рост кредитно-банковской системы в новой России в 1990-х годах ознаменовался появлением множества новых кредитных инструментов, ориентированных не столько на бизнес, сколько на население. Признание частной собственности, приватизация жилья, снятие запрета на свободное хождение и обмен валюты, открытие границ - все это не замедлило сказаться на расширении потребительских и инвестиционных возможностей домохозяйств.
Уже в середине 1990-х годов многие банки начали выдавать ипотечные кредиты - совершенно новый для населения финансовый инструмент, который, однако, нашел спрос, поскольку к этому времени в стране уже начал функционировать рынок жилья. И хотя условия ипотечных кредитов были запретительно жесткими (23-26% годовых, при сроках кредита - 5-10 лет, первоначальный взнос - 25-40%), финансово обеспеченные домохозяйства отваживались брать эти кредиты и, как показало время, не прогадали, поскольку цены на жилье только начинали свой разгон и обеспечили покупателям жилья двойное-тройное увеличение стоимости недвижимости. Имея за плечами советский опыт жизни «без долгов», многие старались погасить ипотеку досрочно (в среднем в тот период 10-летняя ипотека гасилась за 5 лет), значительно сэкономив при этом на процентах.
Одновременно с ипотечными кредитами коммерческие банки расширяли продуктовые линейки потребительских кредитов: в стране появились автокредиты (на срок 3-7 лет), товарные кредиты (от 6 до 24 месяцев), произошло взаимовыгодное коммерческое объединение торговли и банков, на базе которого вырос сектор массового потребительского товарного кредитования непосредственно в магазинах в максимально облегченном режиме - от покупателя требовались только паспорт и иногда - первоначальный взнос.
Процесс ускоренного развития финансово-кредитной системы страны сопровождался широким распространением банковских карт разного вида - расчётных дебетовых, дебетовых с разрешенным овердрафтом, кредитных, предоплаченных и др. Более того, крупные банки начали выпускать адресные банковские карты - для студентов, театралов, пенсионеров, путешественников...
Новые инструменты — новые решения
Понятно, что неподготовленному к появлению такого объема новых финансовых инструментов населению довольно сложно разобраться в них и сделать правильный выбор. Тем более, что старшее поколение россиян выросло в убеждении, что «жизнь в долг» - непременный жесткий атрибут капитализма.
В новых условиях домохозяйства с накопительным и инвестиционным потенциалом получили широкий выбор финансовых инструментов - банковские рублевые и валютные депозиты с разными условиями (разные ставки в зависимости от срока и размера вклада, возможность его пополнения, капитализация процентов и пр.), металлические счета в банках, коллекционные монеты из драгоценных металлов и др.
Появление и развитие в стране фондового рынка обеспечило технически грамотному и наиболее финансово образованному населению возможность самостоятельно проводить операции с ценными бумагами или пользоваться услугами многочисленных паевых инвестиционных фондов (ПИФов).
Наконец, в начале нового тысячелетия в России появились важнейшие институты рынка - негосударственные пенсионные и страховые фонды, работающие с населением и до-мохозяйствами.
Житель современного мегаполиса, независимо от возраста и уровня образованности, вынужден принимать множество финансовых решений, касающихся вопросов, которые в советские времена просто не возникали.
• Как получать заработную плату и оплачивать покупки -наличными или банковской картой?
• Куда вложить свободные денежные средства - на банковский депозит (на какой срок?), в ценные бумаги (в акции или облигации?), в ПИФ (какой?), в бизнес (собственный или чужой, на каких условиях?), в золото, жилье, землю, валюту (какую - доллары США, евро или в китайские юани)?
• Как вернуть уплаченные налоги, если ты продал квартиру, оплатил дорогостоящее лечение или обучение?
• Стоит ли молодой семье со средними доходами приобретать по ипотеке сразу трехкомнатную квартиру (кредит на 20-25 лет) или лучше сначала купить однокомнатную (кредит на 10 лет), а потом доплатить до трехкомнатной? Эти и другие подобные практические задачи сегодня вынуждены решать жители России, не всегда даже понимая, как устроены новые финансовые институты, что представляют собой финансовые инструменты, какая от них польза
и насколько они надежны в новых условиях, весьма далеких от стабильных. Очевидно, что не всякий способен справиться с их решением. И дело не только в том, что люди впервые в жизни сталкиваются с подобного рода задачами. Доверие многих россиян к финансовым институтам и инструментам давно и сильно подорвано обвалами финансовых пирамид, начиная с МММ С. Мавроди в августе 1994 г., дефолта по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) в 1998 г., и заканчивая компаниями «Форекс клуб», «Альпари», «Телетрейд», предлагающими россиянам зарабатывать на изменении валютных курсов.
Тем не менее подобные и даже более сложные задачи уже давно успешно решают граждане стран с развитыми рыночными экономиками, где выстроены эффективные финансовые институты, и населению доступен самый широкий спектр всевозможных финансовых инструментов. Там уже давно поняли, что взять на себя важнейшую функцию финансового просвещения населения, в первую очередь, тех, кому трудно воспринять финансовые инновации, должно государство, если оно хочет оставаться конкурентоспособным и повышать свои рейтинги.
Состояние институтов
Авторы известного научного доклада1 - авторитетные ученые и организаторы экономического образования в России Я.И. Кузьминов, В.В. Радаев, А.А. Яковлев, Е.Г. Ясин - поставили неутешительный диагноз: в эпоху реформ именно в нашей экономике и наиболее ярко проявилось несовпадение степени сложности целого ряда новых институтов и общего состояния институциональной среды. Неразвитая институциональная среда не соответствует стремительно возникшим и действительно сложно организованным институтам -кредитно-банковской системе, фондовому рынку, новым системам пенсионного обеспечения и страхования. В результате
1 Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. Научное издание ГУ-ВШЭ при участии Всемирного банка, МВФ и Фонда «Бюро экономического анализа» к 6-й Международной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов». - М., 2005. - С. 17.
не работают механизмы, способные пресечь мутацию институтов, т.е. оппортунистическое поведение экономических агентов, последствия которого тем опаснее, чем сложнее институт.
Примеров долговременных мутаций новых институтов в финансовой сфере России более чем достаточно. Это и практика страховых компаний, основные доходы которых формировались в результате «серых» зарплатных схем, и исчезновение некоторых из них, набравших клиентов и сгинувших в тот момент, когда пришло время страховых выплат, и практика наших банков, которые предпочли кредитованию экономики валютные сделки и настолько увлеклись потребительскими кредитами, что их реальная стоимость иногда превышала 100% годовых.
Печальнее всего, что в результате оппортунистического поведения банков, страховых и строительных компаний, и финансовых пирамид, а также других экономических агентов в российском обществе сложилось устойчивое недоверие к финансовым институтам.
Вывод авторов доклада имеет непосредственное отношение к теме данной статьи: более сложные институты (финансовые, в первую очередь) требуют навыков пользования новыми институтами (и инструментами) и доверия к ним со стороны экономических агентов.
Финансовое просвещение населения и адаптация финансовой инфраструктуры
Отсюда следует: для приобретения необходимых навыков пользования самыми простыми финансовыми инструментами в сфере потребительского кредитования, накопления и инвестиций необходимо организовать в стране систему финансового просвещения, ориентированную на людей разного возраста и уровня образования. Повышение финансовой грамотности населения России позволит создать позитивные практики взаимодействия людей с новыми институтами.
Однако и сама финансовая система России с ее пока весьма сложной и малоэффективной инфраструктурой должна двигаться и развиваться навстречу людям, упрощая процедуры, финансовые документы и формы, с заполнением которых
порой не могут справиться не только бухгалтеры, но и сами работники налоговой и пенсионной систем.
Пока такой системы у нас нет, и ее отсутствие представляет собой серьезную институциональную проблему для страны, поставившей амбиционную цель - перейти к инновационной экономике.
История реформирования показывает, что успех возможен только при обязательном сопровождении реформ разъяснениями и просвещением населения относительно их целей и методов. Великий реформатор послевоенной Германии Людвиг Эрхард, реализуя свою программу перехода от принудительно направляемого хозяйства к рыночному, огромное внимание уделял экономическому просвещению, добиваясь правильного понимания населением экономического положения и целей экономической политики и разъясняя на конкретных жизненных примерах внутренние законы рыночного хозяйства. Он «буквально изъездил всю страну, чтобы разъяснить эти элементарные истины даже самым простодушным людям... За последние годы многие скептики и критики хулили меня за то, что я слишком часто покидаю свой служебный кабинет, чтобы произносить речи на севере и юге, на востоке и на западе... Я убежден, что проводимый мною психологический поход, который в Германии получил название "душевного массажа", в будущем немыслимо будет устранить как метод экономической политики.»2.
Сегодня уже и в России осознают, что образованные, уверенные в себе граждане, способные взять на себя большую ответственность за личные финансы и играть более активную роль на рынке финансовых услуг, способствуют формированию здорового и стабильного общества, являясь основой среднего класса. Несомненна прямая связь между финансовым просвещением населения и повышением его экономического потенциала, а также ростом эффективности и действенности рынков. Важно и то, что следствием станет снижение необходимости нормативного вмешательства государства в экономику.
2 Эрхард Л. Благосостояние для всех: Репринт. Воспроизведение / Пер. с нем. - М.: Начала-Пресс, 1991. - С. 254.
Мировой опыт
Впервые проблема финансового образования и повышения финансовой грамотности населения была поднята на государственный уровень в США. Здесь ею занимаются уже второй десяток лет, наработан богатый опыт, создано множество программ, информационно-образовательных продуктов, методик. Управление финансового образования Министерства финансов США наиболее значимыми и актуальными признает темы управления кредитом, домовладения и пенсионного планирования.
В Евросоюзе одна из самых продвинутых стран в сфере финансовой грамотности - Великобритания. Цель правительства - чтобы каждый взрослый гражданин получил знания для принятия обоснованных финансовых решений, не допускал непосильной задолженности, уделял серьезное внимание защите своих прав потребителя и обеспечил условия для организации добросовестной торговли товарами и услугами.
Более века насчитывает финансовое просвещение во Франции: силами общественных организаций при финансовой поддержке банков и других коммерческих структур в 1901 г. в стране запущена программа финансового обучения. Только с 2003 г. к процессу финансового образования населения присоединилось государство, придав ему официальный характер после принятия закона о финансовой безопасности.
Министерство финансов Франции в соответствии со своей миссией защиты сбережений проводит образовательную деятельность среди всего населения и, прежде всего, инвесторов. Этому способствует высокое качество сайтов государственных органов страны (первое место в Европе и пятое в мире по использованию Интернета административными структурами).
В странах Восточной Европы активнее других решает проблемы финансового просвещения Польша, которая уделяет особое внимание воспитанию молодого поколения потребителей финансовых продуктов и услуг, «выращивает» бизнесменов и будущих активных участников финансового рынка; привлекает к обучению малообеспеченные слои населения; работает с представителями СМИ.
В Канаде одна из основных государственных программ в области финансовой грамотности реализуется под руководством Финансового потребительского агентства (РСАС). В 2005 г. был проведен первый симпозиум по вопросам финансовой грамотности, который привлек более 200 участников из государственных, некоммерческих, частных секторов и стал важным шагом в разработке государственной политики по формированию финансовой грамотности населения.
В последние десятилетия правительство Сингапура поставило целью не только достижение каждым гражданином финансовой независимости, но и сохранение ее в пожилом возрасте. Для этого было введено несколько новаторских схем, образовательных программ и инструментов в области грамотного управления личными финансами, которые доказали на практике свою эффективность и получили высокую оценку широкой общественности.
В значительной степени финансовое просвещение населения, его обучение принципам финансового планирования и управления бюджетом определяют возможности дальнейшего развития экономики и общества в целом. Во многом именно это определило общемировые тенденции и подходы к выработке и реализации национальных стратегий и программ по повышению финансовой грамотности населения, объединив для этих целей средства и инициативы общественных и частных компаний и организаций при руководящей и координирующей роли государства. Большое распространение получили такие международные программы, как Junior Achievement - Young Enterprise Programme, DOLCETA, Practical Money Skills for Life3 и др.
Очевидно, что оценивать зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения следует с ряда позиций. Так, включение сбережений населения (не только через депозиты банков, но и через пенсионные и страховые фонды, владение акциями и облигациями) в общеэкономический оборот придает национальным экономикам новый потенциал развития. Кроме того, финансово образованное население в полной мере осознает ответственность за свои финансовые решения и не перекладывает ее на государство. Наконец, разнообразие финансовых инструментов и умение пользоваться ими упрощают жизнь и снижают затраты времени, риски и другие издержки. Например, покупки с платежной карты по Интернету дешевле, чем в магазине, в железнодорожной или авиакассе, утрата карты не влечет за собой потерю денег с нее, с международной картой возможны покупки во многих странах без необходимости приобретать национальную валюту и др.
Финансовое просвещение в современной России
В России с 2001 г. и по настоящее время на финансовое просвещение «работает», пожалуй, единственная отечественная программа - РосБизнесКонсалтинг (РБК интернет-газета,
3Junior Achievement - Достижения молодых; Young Enterprise Programme -Программа молодежного предпринимательства, DOLCETA (Development of Online Consumer Education Tools for Adults) - Разработка онлайн-инструменов для потребителей; Practical Money Skills for Life - Практические денежные навыки для жизни.
интернет-сайт и ТВ-программа), которая пользуется заслуженным авторитетом у продвинутой и образованной, в том числе в области финансов, молодежи и специалистов. Но необходимы и иные, более доступные среднему россиянину программы финансового просвещения.
Правительство РФ в 2006 г. обратилось к теме финансовой грамотности населения по инициативе Всемирного банка. Но лишь в 2008 г. была создана Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) России, куда вошли представители ФСФР, известных учебных заведений, фондовых бирж, научного сообщества и другие. Однако решение о начале финансирования этой программы правительство РФ приняло лишь спустя два года. Предварительная сумма - 113 млн долл. на 5 лет. Финансовые консультанты, инвестиционные и управляющие компании, биржи и пенсионные фонды - видимо, самая сознательная часть нашего рынка - эту тему подняли намного раньше. Только за 2010 г. они потратили более 30 млн руб. собственных средств на повышение финансовой грамотности населения.
Российская экономическая школа (РЭШ) первой из вузов еще в 2009 г. при поддержке Citi Foundation и VISA начала реализацию ряда проектов по финансовой грамотности. В рамках проектов А. Горяев и В. Чумаченко написали две книги по личным финансам: «Финансовая грамота» (для студентов и взрослых) и «Финансовая грамота для школьников», которые находятся в бесплатном доступе на сайте РЭШ. На основе этих книг проводятся курсы по финансовой грамотности в крупнейших вузах Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Волгограда и Самары, организованные при содействии РЭШ.
Эти проекты в 2011 г. преобразовались в новый образовательный мультимедийный портал РЭШ по финансовой гра-мотности4, главная цель которого - преподнести молодежной аудитории теоретические и прикладные знания по управлению личными финансами в интересном и полезном ключе -
4 URL: www.fgramota.org
в современном формате edutainment (обучение+развлечение). Портал ориентирован в основном на молодежную аудиторию.
Конечно, нельзя забывать и о пожилом населении России, во все времена склонном к сбережению и, как показал опыт 1990-х годов, в наибольшей мере пострадавшем от финансовых пирамид.
В октябре 2010 г. в Ижевске, Перми, Тюмени, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе и Москве прошла «Неделя финансовой грамотности в регионах России»5, организованная экспертной группой по финансовому просвещению при ФСФР. Группой разработан проект концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ, который включает масштабный перечень конкретных мероприятий - лекции в институтах, в средних учебных заведениях, в школах. Однако и «недели финансовой грамотности» проводились на деньги профессиональных участников рынка, государственных средств там нет.
Председатель экспертной группы - президент Российского биржевого союза А. Гавриленко скептически оценил результаты работы Программы повышения финансовой грамотности в России: «Проблема в том, что развития регионального финансового рынка пока не происходит. Для начала необходимо создание множества небольших региональных финансовых компаний, которые помогут привлечению инвестиций в экономику. Если бы в каждом городе или населенном пункте с населением 20-30 тыс. чел. было несколько финансовых компаний, консультанты которых могли бы помочь населению выйти на биржу, правильно разместить деньги, выбрать тот или иной паевой инвестиционный фонд, объяснив разницу между брокерской компанией и компанией, работающей по модели финансовой пирамиды, то население реально не теряло бы свои сбережения и доходность. Причем проблема не в консультантах - у нас много вузов, выпускающих таких специалистов, как консультант, советник, специалист по рынку ценных бумаг, финансовый менеджер. Без достаточного уровня финансовой грамотности ни о каком финансовом рынке в России говорить нельзя. Сейчас финансовый
5 Ликбез для инвестора.ФИНАНСЫ. Инвестиции // Российская бизнес-газета. - 2010. - 5 окт.
рынок - это удел избранных, он на 70-80% сосредоточен в Москве. А это неправильно... Каждый год население страны теряет сотни миллионов рублей в различных финансовых пирамидах. Для создания же международного финансового центра необходима готовность российских финансовых структур обслуживать собственное население, а не иностранцев».
Сложные финансовые задачи -выбор из множества решений
Важнейшим этапом на пути повышения финансовой грамотности россиян должно стать усвоение важнейших принципов управления деньгами домохозяйства. Эти принципы, основанные на базовых концепциях финансов - «Временная стоимость денег» и «Доходность и риск», сводятся А.Гаври-ленко к нескольким базовым правилам.
• Соизмерять доходность и риск инвестиции: чем выше доход, тем выше риск, но и хранение денег «под матрасом» влечет риск их инфляционного обесценения.
• Инвестиции не должны затрагивать основные потребности семьи, т.е. нельзя вкладывать и рисковать последними деньгами.
• Вкладывать чужие деньги всегда очень рискованно, даже если это семейный бизнес.
• Никогда не вкладывать все средства во что-то одно - нужно помнить о риске и диверсифицировать его.
• Не доверять вариантам инвестирования, обещающим быстрый и чрезмерно высокий доход - такие вложения часто оказываются финансовыми пирамидами.
• В условиях высокой неопределенности долгосрочные вложения более рискованны, чем краткосрочные; будущие деньги всегда «дешевле» тех, что сейчас в наличии.
• Следует осознавать свою ответственность за принимаемые финансовые решения, т. е. основывать свои решения на тщательном и доскональном изучении финансовых документов, даже если это простой банковский депозит.
Для принятия серьезных финансовых решений недостаточно и этих правил. К тому же финансовая задача может иметь несколько решений. И каждое имеет свои преимущества
(например, доходность, скорость, отсутствие дополнительных издержек) и недостатки (риск, временные и материальные затраты), поэтому каждый должен руководствоваться собственными представлениями о соотношении доходности и риска. Но тогда при негативном развитии событий и ответственность придется принять на себя. Поэтому прежде всего очень важно обучить население простым алгоритмам, позволяющим оценивать эффективность таких финансовых инструментов, как банковские депозиты и потребительские кредиты. Короткие (двух-трехнедельные, платные или бесплатные) обучающие курсы финансового планирования для населения, организованные при университетах, давно и успешно функционируют в странах с развитой экономикой, помогая людям понять природу различных финансовых инструментов, научиться эффективно пользоваться ими, соизмеряя издержки и экономию, доходность и риск.
Одним из таких алгоритмов является, например, несложная формула расчета эффективной годовой ставки процента (EAR - Effective Annual Rate), которая позволяет сравнивать разные условия начисления процентов по депозитам по их реальной доходности:
r
EAR = (1 +— )m -1, где r- номинальная годовая ставка процента, указан-
т
ная в договоре; m - число начислений процентов в год.
Как известно, частота начисления (капитализация) процентов увеличивает доходность вложений, но не беспредельно, поэтому при выборе варианта инвестирования в банковские депозиты необходимо учитывать несколько факторов -номинальную ставку, частоту начисления процентов и срок депозита.
Чрезмерное увлечение населения в последние годы потребительскими кредитами обернулось для многих большими проблемами, вызванными тем, что они не освоили алгоритм оценки реальной стоимости такого кредита с учетом множества «встроенных» в его «тело» дополнительных условий и обре-менений. Прежде чем воспользоваться потребительским кредитом в банке или товарным - в магазине, нужно обязательно выяснить, какие из условий влияют на его стоимость (в терминах EAR), а какие - нет. К примеру, беззастенчиво пользуясь финансовой малограмотностью населения, наши торговые организации вводят людей в заблуждение, объявляя о продаже товара без первоначального взноса, как будто это снижает
реальную стоимость кредита. Но при этом они частенько стыдливо умалчивают о разного рода комиссиях (небольших по размеру, но регулярных), которые иногда ведут к удвоению и даже утроению реальной стоимости кредита.
В условиях современной России населению, в первую очередь молодым семьям с учетом их финансовых возможностей и места проживания, доступны следующие стратегии:
- участие в разного рода ипотечных программах банков, которые снижают ставку по ипотечному кредиту, если предмет залога (покупаемая квартира) и сами заемщики отвечают определенным требованиям;
- участие в федеральных или областных госпрограммах поддержки молодых семей при решении ими жилищной проблемы, в рамках которых возможно получение субсидий в размере первоначального взноса;
- если семья не отвечает требованиям к участникам программ, а ставки по кредитам высоки, то возможно приобретение квартиры на этапе строительства, что дает некоторую экономию, но риски такой стратегии более высоки (сроки строительства часто затягиваются), и банки выдают кредит на более жестких условиях;
- вполне уместно в России поэтапное решение жилищной проблемы (опыт стран Латинской Америки). Это означает, что семье, возможно, не стоит покупать сразу большую квартиру или дом (как это принято, скажем, в США, Канаде или Австралии), а лучше (в кредит, но относительно быстро) -комнату или маленькую квартиру, чтобы перестать платить за съемное жилье, а решение об улучшении жилищных условий принимать уже после погашения обязательств с учетом сложившихся на тот момент условий - перспективы увеличения семьи, повышения доходов и т.п. Такой подход снижает риск дефолта и иногда позволяет быстрее решить жилищную проблему;
- строительство дома по типовому проекту - еще одна стратегия, которая после резкого падения цен на строительные материалы в 2008-2009 гг. нашла довольно широкое распространение, поскольку иногда оказывается дешевле, чем приобретение квартиры.
Конечно, принимая решение о долгосрочных обязательствах по ипотечному кредиту, нужно обязательно учитывать общее состояние экономики и ожидаемые рынком колебания. Сегодня специалисты уже умеют прогнозировать провалы рынка, причем, за несколько месяцев до обрушения. Например, ипотечный кризис в США разразился в середине 2007 г., и довольно скоро стало очевидным, что он станет мировым. К этому времени на российском рынке жилья, прежде всего в Москве и крупнейших городах-миллионниках, в результате чрезмерного инвестиционного (а не реального) спроса на жилье образовалась деформация, которая угрожала скорым и серьезным обрушением цен на жилье. Поскольку Россия признана серьезным игроком мировой экономики, негативное воздействие американского кризиса оказалось неизбежным, что не могло не повлиять на российский рынок жилья.
Как использовать эту информацию при принятии решений жилищной проблемы? Если заметны признаки финансового кризиса, который может обрушить цены на рынке жилья, лучше отложить покупку квартиры и воспользоваться падением цен на жилье, чтобы накопленный уже первоначальный взнос составил большую долю от цены покупаемого жилья. Тогда сумма кредита будет ниже, и это позволит не только смягчить условия кредита, но и, возможно, приобрести квартиру большей площади или в более подходящем районе. Период с 2000 по 2006 гг. был в России благоприятен для приобретения жилья, поскольку неслыханный рост цен на него (в среднем за год 30-50%) сопровождался и хорошим (12-18% в год) ростом доходов населения, поэтому большинство кредитов, оформлявшихся на 10-15 лет, погашались гораздо быстрее - за 5-7 лет.
Безусловно, прогнозировать состояние экономики на несколько лет вперед - очень сложная задача, а ипотечные кредиты относятся к долгосрочным финансовым инструментам, поэтому трудно оценить будущие финансовые возможности семьи, приобретающей квартиру в рассрочку. Но выбор благоприятного момента для покупки или продажи квартиры - это вполне доступно финансово просвещенным гражданам России. Во всяком случае, к такой просвещенности надо стремиться.