© Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 36 - 43.
Александрова О. С.
К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКИХ ФАКТАХ
Проблема изучения философских фактов и их особенностей имеет непосредственное отношение к исследованию сущности философии, её развитию и потенциалу. Каковы критерии отличия философских фактов от фактов других гуманитарных наук? Каковы критерии отличия философского факта от его противоположности - вымысла (предполагаем, что ситуация, когда вымысел выдается за философский факт - не редкость)? Эти вопросы напрямую связаны с функциями философии и вопросом её объективности. В данной статье читателям предлагаются суждения автора, сделанные на основе изучения публикаций отечественных специалистов по этой тематике.
Начнем анализ со статьи К.Х. Момджяна, касающейся прогресса в философии. Ее автор считает, что функции философии связаны с духовной потребностью осознания своего места в мире и зависят от того, является ли она валюатив-ной (связанной с систематизацией мировоззрения) или рефлективной (связанной с пониманием законов мира и его познанием). Устанавливается специфика суждений в обеих разновидностях и на этой основе обосновывается, что прогресс возможен только в рефлективной философии. В качестве критерия объективности оценочных суждений рассматривается социальная целесообразность, когда ценностный выбор «способствует выживанию и развитию общества, продлению человеческой истории» [4, с. 101].
Вопрос о прогрессе в философии невозможно решить без предварительного обоснования её классификации1, зависящего от особенностей трактовки её сущности и выяснения особенностей философского факта. Это связано, во-первых, с ролью факта в познании, в исторической смене теорий, а, во-вторых, - с пониманием клеточки общественной жизни как опредмеченного результата деятельности людей (термин Ю.К. Плетникова). Что является клеточкой философии? Может быть, философский факт?
1 Специалисты, помимо валюативной и рефлективной, выделяют научную, ненаучную и антинаучную философию (Ю.К. Плетников, И. А. Гобозов). - О.А.
2 В данном случае, возможно, уместна аналогия с клеточкой общественной жизни (объективно неделимой далее единицей социальной системы) - опредмеченным результатом деятельности
Определение философского факта в его отношении к предмету философии дано П.В. Алексеевым [1, с. 94-97, 101]: философский факт есть знание, которое «выражает фрагмент в предмете философии1 и вносит новое в обоснование и развитие философского мировоззрения и философской методологии» (курсив авт.). В зависимости от степени существенности факты классифицируются им на общие и частные. Примеры философских фактов: противоречия являются движущей силой социального развития, причина существует как взаимодействие, необходимость и случайность существуют как противоположности.
Необходимый признак философского (мировоззренческого) факта - репрезентация фрагментов предмета философского мировоззрения. В философском факте заключено «исходное философско-мировоззренческое обобщение» (курсив авт.). Факты констатируют объективное существование . Факт - это «первичная информация мировоззренческого характера». Её дальнейшее обобщение ведёт к развитию категорий мировоззрения.
Представляется, что такой взгляд на философский факт требует уточнения. Если признаком факта является выражение фрагмента в предмете философии, то какое отношение он имеет к соответствующей этому предмету реальности /если только не принять, что они необходимо соответствуют друг другу, т.к. бытие общего - это инобытие (термин Ю.С. Семенова)/. Но даже при таком соответствии очевидно, что общее в отношении субъекта к объекту в системе социальной деятельности и предмет (термин Г.П. Щедровицкого), его структура и содержание не совпадают.
Другое уточнение должно касаться новизны как признака философского факта. Сказано, что философские факты могут уточняться. Следовательно, относительной будет и их новизна4.
Третье уточнение касается определения. Является ли оно достаточно ясным? Факт - это и знание, и информация1, и обобщение, и форма («выражает
людей. Философский факт опредмечен в том смысле, что осознан и зафиксирован в тексте. -О.А.
1 Здесь и далее курсив автора. - О.А.
Не ясно, чем в этом случае факт отличается от идеи. - О.А.
3 Не ясно, объективное (т.е. независимое от сознания) существование чего констатируют факты? - О.А.
4 В связи с этим интересно понятие условной и безусловной информации Д.С. Чернавского. Им сформулированы критерии новизны научной информации. См.: [9, с. 23-29]. - О.А.
фрагмент»). Факт репрезентирует фрагменты и предмета философии, и философского мировоззрения, и действительности (см. ниже), которые, видимо, отождествляются в контексте.
Источник формирования философских фактов гетерогенен. Он связан с информацией о разных частях действительности. Способами добывания фактов в философии (насколько можно предположить по контексту) считаются наблюдение, сочетающееся с индукцией, дедукцией, анализом и синтезом, описанием и объяснением; умозрение и интуиция. Философский факт - это философски интерпретированное2 знание о явлениях действительности.
Формирование фактов и их роль в философском знании раскрываются П.В. Алексеевым в структуре познавательных циклов в философии на фактуаль-ном и теоретическом уровнях . Он считает, что в философии факты могут уточ-
4
няться и корректироваться .
Философский факт зависит от «целостности мировоззренческого характера», системы мировоззренческих представлений, а также от «исходного материала самой объективной реальности». В последнем отношении они составляют «внутреннее основание философской теории» [1].
Иной взгляд у Ю.И. Семенова. Так, в его публикации «Основные понятия логики разумного мышления» отмечается, что «важной категорией логики разумного мышления (но не формой этого мышления) является понятие факта», и предлагается системный подход к его исследованию [7].
1 Д.С. Чернавский отмечает, что общепринятого определения понятия информации, как и четкого понимания его сути, еще нет. Он определяет информацию как запомненный выбор (одного варианта из нескольких возможных и равноправных). См.: [9, с. 17]. - О.А.
2 В определении Ю.И. Семенова интерпретация (истолкование) - это связывание фактов друг с другом, их объединение. Результат - понимание фактов, проявляющееся в их объяснении. -О.А.
Этапы познания на фактуальном уровне: философская проблема - поисковая ситуация - философское наблюдение - интуитивный процесс - философская догадка (идея, предположение) - обоснование догадки - философский факт (достоверное фактуальное положение). Этапы познания на теоретическом уровне: философская проблема - поисковая ситуация, связанная с необходимостью объяснения философских фактов - интуитивный процесс - философская догадка (идея, предположение, связанные с решением проблемы) - обоснование догадки - достоверное теоретическое положение, система положений, теория, концепция. - О.А.
4 Факты существуют в сознании в связи с решением проблем. Философские проблемы - вечные (в интерпретации П.В. Алексеева - постоянно воспроизводимые на новой основе). Возможно, с этим связана необходимость уточнения философских фактов, а также с тем, что уровень и форма обоснования догадки, идеи, может быть различной. В трактовке П.В. Алексеева философская идея как основание обобщения есть идея решения проблемы, но философские проблемы не обязательно связаны со структурой объекта. - О.А.
Факт (вообще), по его мнению, есть момент действительности (факт объективен), существующий в нашем сознании. Факт - это не форма, а объективное содержание мысли. Он может быть только объективным и не может быть охарактеризован как истинный или ложный. Данный автор, в отличие от П.В. Алексеева, считает, что философский факт не входит в состав теории.
Существует проблема истолкования фактов. Последовательность истолкования (унитаризации) в трактовке Ю.И. Семенова является следующей. Сначала как результат интуиции появляется идея - элементарная единица истолкования, простейшая мыслительная форма, в которой может появиться понимание. Идея появляется на основании фактов, но не выводится из них. Основание идеи - факты, но она не выводится из них по законам формальной логики.
В трактовке Ю. И. Семенова унитаризация единичных фактов (холизация) основана на идее, отражающей структуру реального целого, структурные связи, соединяющие элементы реальной системы. Результат холизации (движения от части к целому) - холия (целое, элементами которого являются единичные факты). Версия - предварительный набросок холии. Эссенциализация (связь общих фактов) основана на эссенциальной идее - эскизе сущности. Гипотеза - результат разработки эссенциальной идеи. Гипотеза может стать теорией - картиной сущности. Цель унитаризации - выявление общего, законов, которым подчиняются явления. Теория (движение от менее общего к более общему) не включает фактов, она есть система идей и понятий (интеллектуалий)1, выраженных в тексте и может быть только научной. Теория не состоит из суждений, не тождественна теоротексту.
Попытаемся сопоставить рассмотренные, кажущиеся, в общем, достаточно обоснованными положения, и сформулировать ряд вопросов.
Будут ли отличаться факты валюативной философии и факты рефлексивной философии? Существуют ли факты в валюативной философии вообще?
Что относится к частным философским фактам? Философски интерпретированные естественнонаучные факты? Какие? Частные, общие или и те и другие? Что является общим философским фактом, каковы критерии его отличия от частного? Что является основанием обобщения частных и общих философских фактов, какого рода идеи?
1 Ю.И. Семенов обосновывает, что в отличие от понятий рассудка (рационалий), интеллектуа-лии (понятия содержательного мышления) развиваются и переходят друг в друга. - О.А.
Что значит уточнение философского факта, если факт объективен? Его более конкретное (в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному) истолкование? Всякие ли философские факты можно и нужно уточнять?
Является ли показателем прогресса философии уточнение её фактов? Можно ли говорить об уточнении фактов валюативной философии или уточнение фактов имеет место только в рефлективной философии?
На указанные вопросы ответов нет, а ведь такое исследование могло бы иметь большое значение для адекватной оценки результатов и потенциала философского исследования. Насколько сложна такая оценка и чем она может быть обусловлена, конкретно свидетельствует другая работа Ю.И. Семенова - «Мар-ксова теория общественно-экономических формаций и современность» [6].
Исследование сущности философского факта, как было уже подчеркнуто, связано с вопросом о сущности самой философии, прогресса философии и её потенциала. Вывод может быть основан на разном понимании философии. Она может рассматриваться как система суждений (оценочных или рефлективных), либо как основанная на фактах1. В последнем случае, прогресс может быть связан с уточнением фактов и имеет место в валюативной философии, т.к. интересы (термин В.П. Фофанова) в определенной системе - тоже факты. Ясно, что понятие как факта, так и интереса может быть различно. В трактовке В.П. Фофанова, например, ценности являются как субъективно, так и объективно обусловленными. В качестве положительных или отрицательных они оцениваются не в отношении к субъекту, но в отношении к системе социальной деятельности, элементом которой является субъект. Ценность как функция фиксирует субординацию системы относительно развития системы [8, с. 173]2.
1 В трактовке Ю.И. Семенова теория (картина сущности) есть система идей и понятий, выраженных в тексте, и не включает фактов. Теоретическое объединение есть движение от менее общего к более глубокому уровню общего. Теория не есть система высказываний (суждений), не состоит из них [7, с. 25-26]. - О.А.
Обоснование объективности ценностей дается в монографии А.М. Коршунова и В.В. Мантатова [3, с. 53-55]: ценность есть функция от деятельности общества, а не просто отдельных людей. Ценность объективна, т.к. функция предметов служить человеку производна от объективного процесса - материального производства. Исходным ценностным отношением является утилитарно-практическая значимость. Иные виды ценностей возникают на её основе. - О.А.
Допустим, что потенциал философии и её прогресс связан с уточнением фактов. Уточнение фактов, если опираться на трактовки Ю.И. Семенова и В.П. Фофанова, в свою очередь, может быть связано:
- с уточнением идеи структуры (холической идеи), объединяющей факты, т.к. структура может изменяться (в соответствии с изменением объекта изменяется содержание проблемы);
- с уточнением идеи сущности (эссенциальной идеи), объединяющей общие факты, т.к. сущность может изменяться (в соответствии с изменением объекта изменяется содержание проблемы);
- с изменением ценностей в связи с изменением системы социальной деятельности (термин В.П. Фофанова);
- с изменением интересов, потребностей и оценок в связи с изменением функции одного субъекта системы социальной деятельности в отношении к другому (другим).
Выше было отмечено, что свойством факта является объективность. Оригинальную трактовку объективности в связи с опытом, сущностью и ролью философии в обществе приводит И. А. Ильин.
Сразу оговоримся, что оценка взглядов этого философа зависит от того, как конкретный человек понимает сущность ценностей и потребностей, интересов, и признания им наличия в них объективного содержания. В трактовке И.А. Ильина сущность философии и объективное в ней (а значит, и её факты) неразрывно связаны с интересами и ценностями: основной вопрос философии («её тысячелетняя лаборатория») [2, с. 95] - вопрос об объективной реальности и объективном значении духовных предметов (природа добра, художественной красоты, истины, права, государства). Для исследования этого вопроса необходим духовный опыт, знание духовных предметов, которое достигается общением с ними [2, а 96]. Общение с предметом должно быть личным (общий закон духовной культуры, всей науки): то, что философ исследует, он должен испытать сам.
Объективность необходимо связана духовным опытом. Духовный опыт порождается взаимодействием «подлинного состава личного субъекта и подлинного содержания духовного предмета»: предмет поглощает душевные силы субъекта, превращая само-чувствие в предмето-чувствие [2, а 103].
Условием духовного опыта является духовное бытие не тождественное психическому существованию. В духовном бытии центром жизни личности становится объективный, существенно главный состав мира и жизни. Этому духов-
ному центру должны быть подчинены все остальные цели и задачи. Такое подчинение связано с очищением, с обретением свободы от страстей, предрассудков и житейских попечений [2, с. 85]. Он измеряется высшими мерилами: достоинством, величием, благом, красотой, свободой, ответственностью, правом, страданием и смертью.
Условие адекватности философского опыта, познания - жизнь тем, что познаёшь, когда личная жизнь становится жизнью предмета в личности. Такое условие обусловлено природой предметов философствования - важнейших и ценнейших в жизни человечества.
Многие люди не знают духовных предметов и не знают об этом своём незнании: они живут незначительными целями, субъективно важным, не различая главное и самоценное в жизни от второстепенного. Мир для них имеет только одно измерение, определяющееся их личными удовольствиями и страстями [2, с. 100-101]. Следовательно, объективность философских фактов не очевидна, такая очевидность зависит от жизненных убеждений и ценностей, духовного опыта, специальных знаний субъекта; из философских фактов чаще (в сравнении с другими дисциплинами) могут быть сделаны неадекватные выводы.
В то же время философия по своему опытному источнику, а также творческому ритму и своеобразию - состояние национальное [2, с. 89]. Судьба национальной философии определяется состоянием всенародного духовного опыта (живет им народ или нет, интенсивна и предметна эта жизнь или нет). Духовный опыт, в свою очередь, нуждается в национальной лаборатории и возрастает в атмосфере всенародных достижений [2, с. 90].
Таким образом, в концепции И.А. Ильина необходимым условием добывания фактов является духовный опыт и соответствующие ценности. Отсюда следует имплицитное в тексте решение философом вопроса отношения личности и философского исследования: особенности личности должны учитываться в оценке объективности, фактуального богатства исследования.
Быть философом можно не только по сознанию, но и по духовному опыту. Существует духовный опыт нации: в него входит всякое личное усовершенствование, просветление (например, подвиги бескорыстия, самоотвержения, поиск истинного знания). Следовательно, особенности философских фактов, их добывание зависят от духовного опыта нации как объективного условия. Представляется, что ограничением такого взгляда является абстрагирование от особенностей хозяйства как основания духовного опыта [2, с. 91-92].
Атмосферу всенародных достижений в трактовке И.А. Ильина можно рассматривать как объективное условие понимания философских фактов. Личный духовный опыт осмысливается тем легче и продуктивнее, чем «зрелее духовный опыт его народа» [2, с. 90]. В подтверждение философ ссылается на тот факт, что многие народы ещё не имеют или уже не имеют своей национальной философии [2, с. 90].
Факты философии - это не только философское истолкование фактов различных областей знания, но и факты, отражающие объективную реальность духовных предметов и их объективное значение [2, с. 95]. Факты философии касаются вопросов «последнего жизнеопределения».
Отметим позиции, которые в работах И.А. Ильина могут соответствовать современному понятию философского факта и в контексте имеют значение объективного, очевидного:
- существование внешней и внутренней (духовной) свободы [2, с. 182];
- философия - состояние национальное;
- в своих истинных достижениях философия сверхнациональна;
- уподобление человека тому, во что он верит [2, с. 136];
- вера - значит служение некоторой ценности на основании выбора и стремления, которые составляют содержание жизни; человек верит в то, что он считает самым важным в жизни [2, с. 130], поэтому веру нельзя определять как признание истины [2, с. 128];
- ключ к духовному кризису [2, с. 134] - вера людей в то, что неподлинно есть, «прилепление волей и делами» к тому, что ведёт их к погибели.
- не сопротивляющийся злу (как духовной склонности человека) поглощается им, становится одержимым [2, с. 383].
Понятие факта и, в частности, общего факта, в концепции И.А. Ильина не является явным. Оно имплицитно связано с понятием объективности предмета. Объективность предмета1 - это независимость от сознания: содержание сознания
1 В контексте понятие предмета, очевидно, совпадает с объектом. Речь идет о сущности, а в отношении сущности это и не может быть иначе, в противном случае это не был бы предмет. Вообще, специфика взаимосвязи объекта и предмета в философии - вопрос, заслуживающий отдельного рассмотрения. В исследованиях советского периода одной из наиболее интересных и серьёзно обоснованных трактовок отношения предмета и объекта является трактовка Г.П. Щедровицкого. В общем, предмет (в эпистемологическом анализе) трактуется как продукт мыслительной деятельности, несводимый к объекту (части реальности, независимой от исследования), существующий в особых средствах науки. Как особое создание человеческого общества предмет подчиняется закономерностям жизни, не совпадающим с закономерностя-
может не совпадать с содержанием предмета. «Философия исследует сущность самой истины, самого добра и самой красоты; ...сущность бытия и жизни, ... право, как необходимый способ духовной жизни». Это - сверхчувственные, духовные предметы [2, с. 83-84].
Объективность отражения предмета обозначает адекватность исследования. Этапы и задачи такого исследования следующие:
- единичное восприятие, его критическое изучение (критерий адекватности единичного восприятия - возможность его адекватного восприятия всеми и каждым [2, с. 84];
- сосредоточение внимания на сущности «адекватно испытанного содержания: уловление её мыслью и выражение её словом;
- проверка внутреннего опыта: то самоанализ, то погружение в предмет, забвение о себе [2, с. 85];
- овладение своим бессознательным как орудием предметовидения посредством очищения ума и души: знание философа зависит от его жизненно-духовного опыта.
В работе И.А. Ильина понятие факта встречается в следующем контексте: философы «осуществляли духовный опыт», рассказывали об идеальном духовном опыте, или «прямо излагали его предметные результаты». В этих случаях «идеал оказывался осуществившимся фактом, а наличный факт являл одержимость человеческого духа предметной очевидностью». Т.е. речь идет о фактах, касающихся опосредованно объекта познания и непосредственно - состояния субъекта познания в его уподоблении [2, с. 118] объекту познания [2, с. 121].
В соответствии с рассмотренными положениями концепции И.А. Ильина, точкой отсчета в методологической проблематике философии (а значит, и в добывании фактов) является возрождение философского опыта [2, с. 118] и, в частности, следующие вопросы [2, с. 120]:
- «что следует сделать со своими телесными, душевными и духовными способностями для того, чтобы испытать и увидеть в исследуемой области духовный Предмет?»;
- каковы признаки того, что опыт состоялся?
ми жизни самого объекта. Средства (приемы и способы формирования предмета) определяются объектом и задачей исследования. Предмет, согласно Г.П. Щедровицкому, представляет собой открытую систему, включающую: проблемы и задачи, факты, онтологию и модели, знания, средства выражения и методики. - О.А.
И. А. Ильин называет свойства духовных предметов [2, с. 117]: каждый духовный предмет единообразен и непреходящ, а соответствующих субъективно переживаемых содержаний может не быть, либо может быть множество и неверных: ложное мнение о добре не искажает само добро.
Формулируются аксиомы философской методологии, являющиеся условием добывания философских фактов [2, с. 78-80]:
- неиспытанное содержание не познано; опыт отвлеченного мышления нуждается во внутренней культуре (сознание, не воспринимающее чистого понятия, не в состоянии формулировать законов логики; душа, отвращающаяся от показаний совести, бессильна судить о добре и зле);
- философия творится нечувственным опытом; нечувственные содержания лишены пространственно-материального и протяженно-образного характера и не имеют адекватного чувственного коррелята [2, с. 78-79].
Специфика философского (нечувственного) опыта, связанного с ценностным измерением, обусловливает специфику философских фактов. Видимо, как и Ю.И. Семенов, И.А. Ильин понимает их как содержание мышления, но мышления как отражения социальной и духовной реальности.
Поскольку факт объективен, встает вопрос об объективности интересов, потребностей и обусловленных ими ценностей и целей. Попытки научного обоснования находим в философских работах советского периода. Так, в монографии В.П. Фофанова «Социальная деятельность как система» (1981) говорится о представлении о факте. Оно может быть сделано на основании того, что фигурирует в тексте в качестве фактов. Определение философского факта и эксплицитная констатация чего-либо в таком качестве отсутствуют - есть содержание, которое в контексте обладает свойствами фактов [2, с. 164-197]:
- клеточка есть простейшее состояние объективно существующей системы; клеточка выделяется на уровне первичной эмпирической фиксации;
- качественная природа целого определяется его ведущей стороной;
- обобщение эмпирических фактов зависит от способа схематизации материала и отбора первичной эмпирии;
- в основе теоретического обществознания лежит практический опыт масс, всегда имеющий классовый характер; отбор эмпирического материала для разработки концептуальных схем отражает жизненный опыт класса, а схемы отражают понимание классом наличной ситуации;
- клеточка социальной системы деятельности - материальное производство как две взаимосвязанных подсистемы общественных отношений: конкретно-исторического способа производства материальных благ и способа производства человека;
- социальная деятельность - субстанция социальной формы движения материи; сознание формируется в процессе социальной деятельности;
- возникновение сознания - результат развертывания общего принципа, присущего системе социальной деятельности: человек начинает относиться к себе как к человеку лишь отнесясь к другому как к себе подобному.
На основании приведенных в статье примеров можно сделать предварительные предположения о специфике философских фактов.
1). Философский факт может совпадать с содержанием утверждения и определения, имеющих достаточное, адекватное в определённом интервале абстракции (термин М.М. Новосёлова [5]) философское обоснование.
2). Констатация чего-либо в виде общего философского факта требует обоснования.
3). В качестве философского факта может выступать идея, и такие философские факты могут развиваться, конкретизироваться.
4). Условием существования философского факта является его включенность в целеполагающую деятельность субъектов системы социальной деятельности.
5). Философские факты относительно социальной конструкции волевых отношений (термин Ю.И. Семенова) и общественного сознания обусловлены изменением, особенностями и взаимосвязью систем, куда входит субъект философствования. Они также обусловлены изменением самих субъектов систем социальной деятельности (термин В.П. Фофанова). Будучи зависимыми от сознания (ибо это фрагменты общего в отношении человека к миру), в разных системах деятельности философские факты должны быть различны1. Чтобы их объективность стала очевидной, необходимо понимание сущности, особенностей системы, частью которой они являются. Предположительно это и является существенным фактором многообразия философии.
1 Исключение - то закономерное, что является общим для всех или некоторых систем социальной деятельности. - О.А.
6). В философских фактах объективность и очевидность подразумевают друг друга: философские факты отражают не реальность как самобытие (термин Ю.И. Семенова), а общее в отношении субъекта к реальности (определение предмета философии П.В. Алексеева).
* * *
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1997. 568 с.
2. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: сочинения. М.: Эксмо, 2007. 912 с.
3. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во МГУ, 1974. 214 с.
4. Момджян К.Х. Прогрессирует ли современная философия? // Вестник МГУ. 2010. №4. С. 97-123.
5. Новосёлов М.М. Абстракция в лабиринтах познания (логический анализ) М.: Идея-Пресс, 2005. 352 с.
6. Семенов Ю.И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность // Философия и общество. 1998. № 3. С.190 - 234.
7. Семенов Ю.И. Основные понятия логики разумного мышления // Философия и общество. 2010. № 2. С.5-26.
8. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981.
9. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 304 с.