Научная статья на тему 'К вопросу о философии политики здравоохранения'

К вопросу о философии политики здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
304
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПОНИМАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / HEALTH POLICY / COMPREHENSION / HEALTH / APPROPRIATENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нечаев В. С.

Рассмотрены вопросы разработки политики здравоохранения в рамках научно-философской концепции понимания. Обосновывается оправданность применения критерия способа и критерия соответствия для оценки эффективности политики здравоохранения. Показана ключевая роль управленческих блоков принятия обязательств и несения ответственности в стратегическом менеджменте политики здравоохранения. Подчеркивается важность включения в политику здравоохранения компонента нравственной целесообразности ее мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The health policy as a problem of comprehension

The article deals with the issues of health policy elaboration in the framework of scientific philosophic concept of comprehension. The validity of application of criterion of mode and criterion of compliance in assessment of health policy effectiveness is justified. The key role of managerial blocks of commitments assumption and responsibilities performance in health policy strategic management is demonstrated. The importance of incorporation of component of moral appropriateness of health activities into health policy design is emphasized.

Текст научной работы на тему «К вопросу о философии политики здравоохранения»

здравоохранного поведения человека, его информирования о факторах риска и возможных путях их преодоления . Готовность к проведению диспансеризации предполагает не только решение вопросов диагностического оборудования, кадров и создания отделений и кабинетов медицинской профилактики, но и привлечения населения к прохождению диспансеризации. Для решения этой задачи должны использоваться разные методы, в том числе посещение пациентами врачей при заболевании, использование наглядной агитации, привлечение средств массовой информации и др

Повышение эффективности работы по диспансеризации населения требует внимания органов управления здравоохранением, всей системы здравоохранения и его практических работников к идеологии диспансеризации, принятию ее медицинскими работниками и населением Подходы в этой работе могут быть разные, включая экономические, связанные с развитием частного здравоохранения как конституционного принципа

Но, как показывает, например, анализ концепций борьбы с ВИЧ-инфекцией, наркоманией, активные профилактические мероприятия должны опираться на формирование у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, образе жизни, препятствующих вовлечению в ситуацию, разрушающую здоровье и личность молодого человека Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению в разрешении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор Важны междисциплинарные исследования, привлечение средств общественных и благотворительных

организаций, взаимодействие с религиозными организациями, изучение международного опыта

В принятых в последние годы нормативно-правовых и концептуальных документах фактически утеряны вопросы оздоровления с использованием санаторно-курортных и других реабилитационных мероприятий, которые являются составной частью диспансеризации населения

Рассмотренные задачи по оздоровлению населения страны формируют новый «виток» правового, информационного, технологического, финансового, кадрового, научного сопровождения этой работы, определяют роль научно-методического обеспечения при формировании современной политики здравоохранения в области диспансеризации

В заключение следует подчеркнуть, что диспансеризация населения содержит превентивно направленный, еще мало используемый на практике потенциал При его реализации система здравоохранения может вносить значительный вклад в оздоровительную медицину на индивидуальном и групповом уровнях

ЛИТЕРАТУРА

1. Щепин О.П., Барбашин И.В., Щепин В.О. и др . От качественной диспансеризации к государственной системе охраны и укрепления здоровья населения России . Политический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ . 2006; 1 (289): С . 23 .

2 . Щепин О.П., Коротких Р.В., Щепин В.О., Медик В.А. Здоровье

населения - основа развития здравоохранения / Под ред . О . П . Щепина. М . : Национальный НИИ общественного здоровья РАМН; 2009 .

3 . Интервью Министра здравоохранения Российской Федерации

В . И . Скворцовой . Газета «Комсомольская правда» . 2012; 28.09.

Поступила 01. 03 .13

© В.С. Нечаев, 2013 УДК 614.2:14

В.С. Нечаев

к вопросу о философии политики здравоохранения

Национальный НИИ общественного здоровья РАМН; 105064, Москва, Россия

Рассмотрены вопросы разработки политики здравоохранения в рамках научно-философской концепции понимания. Обосновывается оправданность применения критерия способа и критерия соответствия для оценки эффективности политики здравоохранения. Показана ключевая роль управленческих блоков принятия обязательств и несения ответственности в стратегическом менеджменте политики здравоохранения. Подчеркивается важность включения в политику здравоохранения компонента нравственной целесообразности ее мероприятий.

Ключевые слова: политика здравоохранения, понимание, здоровье, целесообразность THE HEALTH POLICY AS A PROBLEM OF COMPREHENSION V.S. Nechaev

The national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences, 105064 Moscow,

Russia

The article deals with the issues of health policy elaboration in the framework of scientific philosophic concept of comprehension. The validity of application of criterion of mode and criterion of compliance in assessment of health policy effectiveness is justified. The key role of managerial blocks of commitments assumption and responsibilities performance in health policy strategic management is demonstrated. The importance of incorporation of component of moral appropriateness of health activities into health policy design is emphasized. Key words: health policy, comprehension, health, appropriateness

К началу XXI века макросистемные изменения в социуме создали качественно иные условия существования и развития современного миропорядка . Это новое

В.С. Нечаев - д-р мед . наук, проф . , зав . отделом (vn52@inbox. ru)

состояние, получившее название глобализации, характеризуется такими противоречивыми условиями циви-лизационной деятельности, как усиление фактора неопределенности, распространение элементов хаотизации в управлении, усиление приоритета экономического и финансового компонентов в государственной полити-

ке, а также увеличением частоты стихийных и антропогенных бедствий, распространением новых опасных болезней и «оживлением» ряда опасных заболеваний. Эти изменения не могут не сказываться на состоянии здоровья населения и системы здравоохранения [1, 2].

Здравоохранение как одна из ключевых отраслей управляется посредством политики здравоохранения - совокупности обязательств, решений и действии органов власти государства и общества, направленных на реализацию конкретных целей и задач по медико-санитарному обеспечению здоровья граждан

Предмет, объект и методы политики здравоохранения носят межсекторальный характер, что требует применения интегрального подхода, который объединяет методологии и методы из различных областей научного знания Политика здравоохранения строится на таких принципах, как научная обоснованность, государственность, доступность, профилактическая направленность .

Политика здравоохранения охватывает состояние здоровья как человеческого индивидуума (личности), так и сообщества (социума) . Тем самым она объективно замыкает на себя и в себе социальный, политический и экономический векторы жизнедеятельности общества, позиционируясь в своеобразном трехмерном «пространстве» . Такая позиция достаточно неустойчива и требует постоянного равнонаправленного обновления теоретического и практического знания, чтобы сохранять необходимое равновесие (стабильность) системы здравоохранения в целом Пренебрежение этим равновесием, неоправданное смещение акцентов и навязывание ускорения одному из векторов может разрушить здравоохранение как «органическую» систему [3].

Здоровье признано международным сообществом одной из главных гуманистических ценностей [4]. Это понимание важно доносить до всех секторов общества, до каждого гражданина, объединить разнородные и разнонаправленные интересы, мотивы и деятельности единой «волей к здоровью» . Любые действия личности должны совершаться с пониманием несения ответственности за собственное здоровье, за здоровье сограждан и за здоровье общества [5]. Именно понимание является той ключевой позицией, которая в конечном счете и определяет идею, сущность, форму и содержание политики здравоохранения как предмета научного познания

Согласно концепции русского философа В . В . Розанова [6], в основании научного познания лежит понимание полученных объективных знаний Поэтому в нашем случае предметом исследования становится существующая политика здравоохранения как средство охраны, поддержки и улучшения здоровья личности и населения При этом знание и понимание политики здравоохранения различаются по своей природе и происхождению .

Знание политики здравоохранения, возникая из желания узнать причину происходящих ее внутренних процессов, присоединяет (классифицирует, суммирует) познанные частные истины (факты) друг к другу. В этом отношении знание политики здравоохранения ограничивается ее внешними признаками и формами и выражает внешнюю сторону ее состояния Поэтому знание различных аспектов политики здравоохранения в конечном счете ограничивается констатацией того, что такое явление существует, имеет конкретные внешние признаки своего существования и наружные формы процесса своей реализации

Понимание политики здравоохранения, возникая из желания узнать цель процесса политики здравоох-

ранения, соединяет (интегрирует) познанные частные истины (факты) друг с другом Понимание показывает скрытые под внешними признаками и формами процессы политики здравоохранения, взаимоувязывает друг с другом все ее компоненты и разделы в единое целое, в целокупность

В философском контексте здоровье человека относится к категории относительных временных явлений. Отсюда политика здравоохранения находится в плоскости знания о временно существующем и тоже есть временное явление Она возникает во временной перспективе, соответственно изменяется во времени и утрачивает свое значение с исчезновением того, что составляет его предмет. В силу этого политика здравоохранения есть средство достижения цели - здоровья личности

Поскольку политика здравоохранения есть существующее, все в ней происходящее имеет временную (внешнюю, обусловленную) и постоянную (внутреннюю, обусловливающую) стороны . Последняя составляет предмет научного понимания, а первая есть предмет накопления знаний Из этого следует, что в политике здравоохранения заболеваемость, смертность, рождаемость и прочие производные суть временное (частное), а отдельная личность со своим здоровьем/нездоровьем, которая их производит - суть постоянное (общее) Из вышесказанного вытекает, что нужно исследовать не сам по себе порядок и соотношения мероприятий политики здравоохранения, а то внутреннее, что их производит и что можно назвать закономерностями политики здравоохранения

Политика здравоохранения может быть образована не только относительно того, что существует (актуальное здоровье/нездоровье личности) и чему соответствуют ее мероприятия, но и относительно того, что может существовать (потенциальное здоровье/нездоровье личности) и чему может соответствовать это существующее (проспективное стратегическое планирование политики)

В политике здравоохранения внешний признак и наружный процесс в конечном счете всегда обусловлены явлениями процесса внутреннего . Если не знать внутренний процесс, весьма сложно понять и объяснить наблюдаемое внешнее явление В политике здравоохранения внешние явления/факты непосредственно между собой не связаны, различаются по природе, поэтому бывает затруднительно объяснить одно явление/факт другим Всегда требуется выявить между ними третье связующее звено, свести одно явление к другому через отождествление их с ним В политике здравоохранения истинной связью между внешними явлениями служат явления внутренние, скрытые от прямого наблюдения, а понимание, по природе своей будучи цельностью, связывает наблюдаемые явления в неразрывное целое Этим достигается понимание одного общего в видимом разнообразии Тогда наблюдаемое разнообразие уже объясняется через открытое в нем общее, что дает понимание процессов и законов происхождения этого разнообразия

Часто полагают, что успешное формирование и развитие политики здравоохранения в первую очередь зависят от количества собираемых знаний/сведений, потому что, чем больше наблюдений и фактов, тем лучше и полнее первичный материал для выводов Однако выводы, получаемые из простых наблюдений, верны лишь в пределах сделанных наблюдений Понимания того, почему происходит именно так, а не иначе, невозможно получить ни из какого числа наблюдений . Количество приобретаемых знаний (описание отдельных предме-

тов, фактов и явлений) лишь расширяет фактологическую базу (содержание) политики здравоохранения, но не приводит к ее пониманию

Поэтому для политики здравоохранения имеют первостепенное значение те знания, которые были приобретены с целью понимания, ибо только из них можно вывести истины, имеющие не временное, а постоянное значение Невозможно сначала узнать о свойствах политики здравоохранения, а после этого о том, что обладающая этими свойствами политика здравоохранения существует. Абсурдно сначала узнать о цели чего-либо, а после о том, что есть нечто, имеющее эту цель .

В научно-философском отношении допустимо утверждать, что предмет политики здравоохранения есть неизменно существующее, содержание политики здравоохранения - истинные знания о ней, а сущность политики здравоохранения - соединение этих знаний в понимание Именно первоначальная внутренняя идея политики здравоохранения и есть тот умозрительный центр, к которому сходятся все схемы ее понимания

Первоначальность любой идеи определяется тем, что она не сводится ни к каким иным высшим идеям Единственная высшая идея, которая охватывает и заключает в себе все разнообразие политик здравоохранения, есть идея здоровья человека как сущего, как бытия, не в смысле существования здоровья, а в смысле того, что это здоровье обладает существованием Идея здоровья разлагается на идеи своего существования, своей сущности, своих атрибутов, своей причины, своей цели, своих сходств, своих различий и непосредственно слагается из этих идей как образующих начал . То, что составляет объект этих идей, есть отдельные стороны того единого и всеобщего, что составляет объект этой идеи, а именно - политики здравоохранения При этом сама идея политики здравоохранения, являясь относительной, существует и в своем постоянном пребывании, и в формах временного пребывания своих частей .

Если политика здравоохранения выстраивается как «совокупность знаний», то она развивается не органически, а лишь механически увеличивает объем своего содержания . Знания, к которым прибавляются новые, не совершенствуются, а новые знания благодаря старым не становятся более понятными При таком подходе нет политики здравоохранения как воззрения на здоровье человека и здравоохранение как на единый образ, а есть только фиксация отдельных ее компонентов - групп знаний о группах однородных явлений здравоохранения и здоровья

Политика здравоохранения как понимание есть целокупность, все части которой интегрированы друг с другом, естественно и необходимо стремятся развиваться к определенным и законченным формам Поэтому внутреннее строение политики здравоохранения вытекает из ее сущности как понимания .

Причина неуспешной (отрицательной) политики здравоохранения заключается не в том, против чего она была направлена, а в том, как она была направлена . Не в неуничтожимости заболеваний как разновидности зла и нездорового образа жизни как ложности, а в неспособности устранить их теми средствами, которыми политика здравоохранения располагает Противодействие отдельным патогенным (отрицательным) мотивациям, явлениям и фактам устраняет только их следствия, но не причины, дающие отличные по своим внешним признакам, но однородные по своей сущности разнообразия зла и ложности общественного здоровья .

Успешная (положительная) политика здравоохранения направлена не против отдельно взятого частного зла (заболевание, фактор риска, поведенческий мотив

и т п ), становящегося в данный момент нетерпимым, не на отдельные факторы риска, сложившиеся в определенную привычную и известную структуру, а на общие начала, на которые они опираются Не на то, что дурно, а на то, откуда проистекает дурное и не на сами ложности и разнообразия зла, а на источники зла и ложностей . Такая политика здравоохранения проводится через приложение критериев, которые обладают атрибутами общности, истинности и простоты, которые по сути сводятся к критерию способа и критерию соответствия

Критерий способа определяет истинным то, что явилось результатом правильно установленного действия, и ложным то, что получено иным образом . Поэтому анализ любой отдельно взятой политики здравоохранения должно заключаться в изучении не ее самой, а способа, которым она была разработана, сформирована и реализована на практике

Критерий соответствия устанавливает, что все совершаемое в политике здравоохранения должно совершаться для чего-нибудь Поэтому анализ каждого отдельного мероприятия политики здравоохранения должен находить цель, ради которой это мероприятие совершается, и устанавливать, соответствует ли совершаемое мероприятие этой цели, т е находятся ли цель и мероприятие в прямой причинной связи между собой

В данном случае имеет место применение важного в теоретическом отношении положения о том, что любая форма познания должна иметь разработанные методы (способы) определения и изучения своих объектов Воспользоваться методами позволяет понимание как целей и средств, так и причинной «сцепленности» между явлениями человеческой жизни Тем самым можно определить достоинство целей, которые ставятся политикой здравоохранения, через определение их соответствия или несоответствия с высшей и общей целью всего совершаемого в отношении здоровья человека . Можно определять достоинство применяемых средств и через выявление в них наличия или отсутствия причинной связи с целями (соответствия или несоответствия своим целям)

Понимание целей политики здравоохранения основано на том, что эти цели потенциально уже в ней содержатся, а сама политика здравоохранения есть существующее ради этих целей. Все потенциально скрытое в явлении может быть обнаружено через анализ этого скрывающего явления Так как цели политики здравоохранения всегда заканчивают собой что-либо, то и открываются они через изучение направлений незаконченного в предмете и явлениях политики здравоохранения

В первом случае понимание целей достигается через анализ структуры политики здравоохранения Во втором случае понимание целей достигается через анализ процесса политики здравоохранения При этом следует помнить о том, что простое всегда имеет единичные цели, а сложное имеет множественную цель, которая формируется из соединения единичных целей того, что входит в него как части

В политике здравоохранения понимание вопросов универсального характера не может достигаться при изучении единичных внешних предметов и явлений (частностей) системы здравоохранения, потому что в них содержатся признаки, но не сущность явлений Такого рода понимание крайне ценно для формирования актуализации, реализации, модификации и развития политики здравоохранения, ибо в этом случае одним из результатов является качественное преобразование самой системы здравоохранения

Для формирования политики здравоохранения методологически ошибочным представляется стремление

изучать все, в чем проявляется изменение Следует остановиться на каком-либо одном изменении, умозрительно выделить в нем все случайное, временное, не присущее ему с необходимостью, а в полученном «истинном» изменении отделить сначала то, что не есть изменяемое, а затем то, что не есть изменяющее . Оставшееся и будет «истинное» изменяющее и «истинное» изменяемое, которым и следует дать соответствующие определения

Человеческое сообщество, к которому прикладывается и в котором реализуется политика здравоохранения, развивается не по причинам, а по целям, ибо такова природа целесообразности Отсюда следует, что и политика здравоохранения формируется, формулируется и реализуется направленно не на причины, а на цели

Многоцельность политики здравоохранения проявляется в том, что любая ее сложная цель - это всегда общая, универсальная идея, тогда как частные цели суть идеи более частного значения, на которые она и раскладывается . По сути это процесс внутреннего самораскрытия идеи политики здравоохранения . Необходимо подчеркнуть, что изменение у явления назначения (цели) приводит к тому, что явление, переставая стремиться к одной цели, утрачивает свои отношения с этой целью и, начиная стремиться к другой цели, вступает с ней в соотношение Поэтому политика здравоохранения как политический инструмент изменяется в зависимости от того, какая цель при этом преследуется - здоровье как благополучие, или справедливость в получении медицинских услуг, или доступность медицинской помощи, или изменение заболеваемости и т п

Цель политики здравоохранения по природе своей суть элемент постоянный (неизменный), а средства политики здравоохранения - суть элемент изменяемый (временный) Так, здоровье человека как цель пребывает в политике здравоохранения постоянно, а различные мероприятия (меры) укрепления и улучшения здоровья как средства достижения этой цели видоизменяются и уступают свое место более новым

Если государственной властью проводится политика здравоохранения, которая пущена на самотек (т е управляется исключительно причинностью), и поэтому ей чужда всякая цель, то такая политика здравоохранения бывает наполнена внешним и внутренним хаотическим разнообразием . Форма ее, мероприятия, которые в ней проводятся, беспорядочно видоизменяются и повторяются В бесцельной политике здравоохранения явления не развиваются, но чередуются, то повторяясь, то изменяясь без внутренней подготовки и целенаправленной логики

Когда в политику здравоохранения вводится одна постоянная цель (например, всестороннее улучшение здоровья граждан), то хаос явлений приходит в целесообразное движение, а хаос форм приобретает планомерное строение . Явления в политике здравоохранения по мере обретения ею все большей целесообразности начинают изменяться преемственно, т е развиваться одно из другого, не повторяя предыдущего или его заканчивая [6, 7].

Если из политики здравоохранения удалить целесообразность, она лишится нравственного смысла . Отсюда назначение целесообразности в том, чтобы, проницая политику здравоохранения, придать ей нравственное значение . Нравственный процесс политики здравоохранения способен скреплять и смягчать любые человеческие отношения в ее рамках Политика здравоохранения, лишенная нравственности, в сущности, формируется боязнью бедствия (болезнь) или уменьшения выгод (затраты на лечение)

Одним из центральных компонентов нравственного

процесса в политике здравоохранения является понятие справедливости В субъективной своей части процесс развития этого чувства позволяет более тонко отличать в формировании политики здравоохранения «справедливое» от «несправедливого», а в объективной части устанавливать справедливые отношения между людьми в отношении их здоровья посредством законов, нравов, обычаев и привычек

Нарушение справедливости относительно здоровья в конечном счете всегда ведет к человеческому страданию . Поэтому нравственный аспект процесса политики здравоохранения имеет целью в ясно выраженной политической воле предоставить каждому отдельному индивиду защиту его здоровья. В процессе формирования политики здравоохранения и ее мероприятий немаловажную роль играет именно политическая воля . Желаемое мероприятие осознается как цель и соответственно избираются средства для его осуществления На уровне государственного управления это сводится именно к политической воле и через нее и актуализируется . Поэтому медико-политическая деятельность в здравоохранении есть наиболее важное, в чем проявляется воля, по значительности своей как объекта, по обширности сферы и по силе напряжения [5, 6]

Главная задача политики здравоохранения как раздела государственной политики состоит в разъяснении, что делать в отношении здоровья населения и в управлении тем, что в отношении здоровья населения делается. Неудачи всех нововведений в государственной политике здравоохранения, которые вносятся насильственно и навязываются, связаны со следующим моментом Невозможно изъять из сознания индивида культурно закрепленные понятия, представления, стереотипы и понимания о здоровье, болезни, здравоохранении, медицинской помощи, справедливости, праве на что-либо и вложить вместо них иные, придуманные Поэтому нередко совершаются в политике здравоохранения изменения не действительные, полноценные, приносящие реальную пользу и благо, а их ложные видимости, кажущиеся изменения, привносящие лишь незначительные перемены Поэтому успешная (эффективная) политика здравоохранения предполагает для ее разработчиков и исполнителей постоянное присутствие таких элементов как принятие обязательств и несение ответственности, которые предопределяют единство действий в актуализации и реализации целей политики здравоохранения [8].

Мерой развития политики здравоохранения может служить определение того, насколько полно идея здоровья как блага складывается на отдельные аспекты и насколько полно совершается развертывание системы управления государством на соответствующие управленческие органы (службы) как целесообразные и своеобразные части, отвечающие аспектам идеи и осуществляющие мероприятия по обеспечению отдельных сторон здоровья (блага) Каков характер раскрытия внутреннего содержания идеи здоровья как блага, таков и ход развития политики здравоохранения Там, где логическое раскрытие идеи здоровья как блага останавливается, там заканчивается и развитие политики здравоохранения. Поэтому она вне зависимости от государственного строя или идеологии предполагает развертывание и наличие государственного органа, способствующего уменьшению естественного зла, лежащего в физической природе человека, через предупреждение и уничтожение болезни и отдаление преждевременной смерти Задачу такого органа выполняет министерство здравоохранения, которому должны быть предоставлены широкая самостоятельность действия и большая

политическая сила и ответственность для приведения в действие политики здравоохранения с целью сбережения здоровья гражданина и населения

С усложнением политики здравоохранения отдельные достаточно часто обособившиеся органы по ее исполнению «забывают» общую цель, ради которой были организованы, и свою установленную деятельность начинают считать целью своего существования . Они ее не изменяют и тогда, когда в силу происходящих изменений эта деятельность перестает соответствовать первоначальной цели . Например, начинают видеть в качестве цели увеличение или сокращение числа врачей и количества коек в больницах, а не улучшение состояния здоровья личности или группы населения Поэтому не следует забывать о том, что орган управления, созданный для привнесения некоторого определенного добра, влечет за собой и некоторое определенное зло

Политика здравоохранения, являясь неотъемлемой частью человеческого социума, лежит на перекрестье добра и зла и неизбежно содержит в себе добро (положительность) и зло (отрицательность) в тех пропорциях и соотношениях, в каких в конкретную политику здравоохранения они заложены ее разработчиками. Борьба против болезни как разновидности зла имеет три основных направления: устранение условий возникновения болезни; устранение условий развития болезни; ослабление силы ее проявления (напряженности), когда она возникла и еще не устранена Однако в политике здравоохранения понимание болезни как одного из видов разнообразий зла требует выявления ее связи и с его другими видами (бедность, несправедливость, недоступность медицинской помощи и т п )

Добро и зло в процессе политики здравоохранения суть достоинства или недостатки в ее выполнении и осуществлении. Независимо от пользы или вреда, которые приносит политика здравоохранения, есть достоинства и недостатки в ней самой . Отсюда конечной целью в политике здравоохранения может быть только то, что есть благо (добро) или часть блага (добра) для здоровья населения . В самом конечном идеальном смысле цель политики здравоохранения есть свобода личности от болезни

ЛИТЕРАТУРА

1. Делягин М.Г., Братимов О.В., Горский Ю.М., Коваленко А.А.

Практика глобализации: Игры и правила новой эпохи. М .:

ИНФРА-М; 2000 .

2 . Иноземцев В. За пределами экономического роста: Постинду-

стриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире . М . : Наука; 1998 .

3 . Мартынова Н. М. Органическая система как новая парадигма

здравоохранения . М: Интерсэн; 1999 .

4 . Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в

Европейском регионе ВОЗ . Копенгаген: ВОЗ; 1999 .

5 . Томилин С.А . Социально-медицинская профилактика: Теоретиче-

ское обоснование и практическая постановка В кн : Томилин С А

Демография и социальная гигиена. M .: Статистика; 1973: 60-119.

6 . Розанов В.В. О понимании: Опыт исследования природы, границ

и внутреннего строения науки как цельного знания М : Танаис;

1996 .

7 . ВасильковаВ.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем:

Синергетика и теория социальной самоорганизации СПб : Издательство «Лань»; 1999 .

8 . Вебер М . Политика как призвание и профессия . В кн . : Вебер М .

Избранные произведения . М . : Прогресс; 1990: 644-706.

Поступила 20 . 03 .13

© В.О. Щепин, О.В. Миргородская, 2013 УДК 614.2:616-08-039.57

В.О. Щепин, О.В. Миргородская

объем и структура амбулаторно-поликлинических посещений у врачей в российской

федерации в 2009-2011 гг.

ФГБУ Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН; 105064, Москва, Россия

Представлены результаты структурно-функционального анализа официальных статистических данных по обращаемости населения РФ за амбулаторно-поликлинической помощью в учреждения здравоохранения Минздравсоцразвития России в 2009-2011 гг. для определения, в каких учреждениях, каком объеме, какими специалистами, каким группам населения и с какой целью она оказывается.

Показано, что в течение трех лет сохраняются существенные различия объема и структуры подушевого потребления амбулаторно-поликлинической помощи между взрослыми и детьми, жителями города и села, что свидетельствует о различной степени потребности в этой помощи и ее доступности. Отмечено, что в амбулаторно-поликлинических учреждениях в основном оказывается специализированная помощь по поводу заболеваний, что не в полной мере соответствует современным представлениям о задачах этого этапа оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, посещения у врачей амбулаторно и на дому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE SCOPE AND STRUCTURE OF AMBULATORY POLYCLINIC VISITS OF PHYSICIANS IN THE

RUSSIAN FEDERATION IN 2009-2011

V.O. Schepin, O.V. Mirgorodskaya

The national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences, 105064 Moscow, Russia

The article presents the results of .structural functional analysis ofpublic statistic data concerning the appealability of population the Russian Federation for ambulatory polyclinic care in health institutions of Minzdrav of Russia in 2009-2011. The study was targeted to identify the institutions, the volume, the specialists, the groups of population and purpose of provided medical care. It is demonstrated that during three years the significant differences in volume and structure of ambulatory polyclinic care used per capita between adults and children, urban and rural residents still are present. This is an indication of different degree of need and availability of this kind of medical care. It is noted that in ambulatory polyclinic institutions the specialized medical care is provided mainly on the occasion of diseases. This situation is not fully in line with present conceptions of targets of this stage of medical care provision.

Key words: primary medical sanitary care, ambulatory polyclinic care, visit ofphysician, out-patient, domiciliary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.