Научная статья на тему 'К вопросу о феномене «поколение Z»'

К вопросу о феномене «поколение Z» Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
поколение Z / IT-технологии / цифровые мигранты / цифровые аборигены / цифровая компетентность / Generation Z / IT-technologies / digital migrants / digital natives / digital competence

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Напсо М. Д., Агирбов Т. Р.

В статье исследуются проблемы, связанные с феноменом «цифрового поколения», или «поколения Z». Исследуются особенности цифровизации образования, выявляются положительные и отрицательные стороны перехода на цифровой формат обучения. Анализируются философские и педагогические аспекты рассматриваемой темы. Прослеживается противоречивый характер воздействия медийных ресурсов на сознание и поведение обучающихся. Раскрывается понятие цифровой грамотности, показывается востребованность цифровых компетенций современной системой образования, подчеркивается необходимость рационального применения в учебном процессе традиционных и цифровых образовательных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the phenomenon of “generation Z”

The article explores the problems associated with the phenomenon of the “digital generation” or “Generation Z”. The peculiarities of digitalisation of education are investigated, the positive and negative sides of the transition to the digital format of education are revealed. The philosophical and pedagogical aspects of the topic under consideration are analysed. The contradictory nature of the impact of media resources on the consciousness and behaviour of students is traced. The concept of digital literacy is revealed, the demand for digital competences in the modern education system is shown, the necessity of rational application of traditional and digital educational methods in the educational process is emphasised.

Текст научной работы на тему «К вопросу о феномене «поколение Z»»

Напсо М.Д.

Доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказской государственной академии.

Агирбов Т.Р.

Студент. Северо-Кавказской государственной академии.

К вопросу о феномене «поколение 7»

Образование, будучи важнейшим социальным институтом, все больше подвергается воздействию цифровых технологий. Цифро-визация коренным образом трансформирует организацию системы образования, происходит постепенный переход к дистанционным формам обучения, которые, в сочетании с традиционными образовательными практиками, создали новые условия и возможности для получения качественного образования. Одновременно сформировалось поколение, которое по праву именуют поколением 7, или «цифровым поколением», интерес которого сосредоточен на науке и технологиях. Оно активно использует электронные инструменты, и это позволяет ему получать самую разнообразную информацию. Современные дети приходят в этот мир, как известно, со смартфоном в руке, и данное обстоятельство ставит систему образования перед необходимостью решения многообразных проблем, в том числе психолого-педагогического характера. Новое «цифровое поколение» - это такие субъекты образовательного процесса, для которых реальный и виртуальный миры не являются противоположными и противостоящими друг другу, они равноценны и одинаково значимы, поскольку значительная часть их времени приходится на социальные сети. Это не может не вызывать алармистских настроений относительно негативного влияния киберпространства на сознание и поведение молодых людей - чрезмерное и длительное пребывание в нем делает их несвободными и технозависимыми. Очевидно, что такие мнения имеют под собой реальную почву, что в очередной раз доказывает необходимость исследования феномена «цифрового поколения» с точки зрения образовательных трендов.

Современное общество и его системы находятся под значительным воздействием 1Т-технологий: система образования, профессиональная деятельность, повседневность немыслимы без компьютеров, средств электронной связи, Интернета, применение которых

меняет пространство жизни отдельного человека и общества в целом. Особо притягательны 1Т-инструменты для молодого поколения, через них и с их помощью осуществляются коммуникации, устанавливаются контакты, происходит обмен опытом и достижениями. В отличие от «цифровых иммигрантов», представителей старшего поколения, неуютно и неуверенно чувствующих себя в пространстве технологий, поскольку не обладают соответствующими навыками и умениями работать с электронными ресурсами, современное - или «цифровое» - поколение живет в нем, оно является его органической частью. Это требует от образовательной системы поиска новых, адекватных цифровому времени методов обучения, перестройки мышления преподавательского корпуса. Использование исключительно традиционных практики в обучении тормозит его развитие, поскольку игнорируются современные методы, применение которых в значительной степени обусловлено технологическими и информационными новациями.

Термины «цифровой иммигрант» и «цифровой абориген» появились в 1996 году в рамках Декларации независимости киберпростран-ства, но их широкое использование стало возможным благодаря Марку Пренски, американскому писателю и специалисту в области образования. По его мнению, «цифровые иммигранты» - это те, кто стал пользоваться 1Т- технологиями в сознательном, зрелом возрасте, они, так сказать, «мигрируют» в цифровую среду. В отличие от них «цифровые аборигены» проживают в мире, наполненном цифровыми инструментами, и «в результате наличия такой плотной цифровой «окружающей среды» и постоянного взаимодействия с ней, мышление...студентов и процедуры обработки информации принципиально отличаются от способов мышления и информационных процессов их предшественников» [1, с. 1]. Данное обстоятельство, считал М. Пренски, требует новой организации учебного процесса, который должен быть мультимедийным. Тем более что жизнь в пространстве цифровых технологий накладывает отпечаток на сознание и характер социальных действий.

Что касается «цифровых иммигрантов», они сложнее адаптируются к современным цифровым реалиям, как это происходит с процессами их социализации в изменяющемся, в данном случае образовательном, контексте. И здесь, считает М. Пренски, возможен конфликт, поскольку среди преподавателей, в особенности старшего возраста, немало «цифровых иммигрантов», которые «говорят на.языке доцифровой эпохи» [1, с. 2], в то время как молодые люди владеют ими гораздо лучше. Следует, однако, отметить,

что молодое поколение, свободно вращаясь в 1Т-пространстве, не всегда ясно представляет себе, как лучше и эффективнее использовать электронные ресурсы. Кроме того, неограниченный доступ к электронным ресурсам, отсутствие контроля со стороны родителей и педагогов приводят к тому, что многие молодые пользователи подвергаются различным рискам, оказываются в сложных ситуациях. Поэтому формирование соответствующих цифровых умений и навыков, таких компетенций, которые не ограничивают, а расширяют творческие возможности обучающихся, является одной из задач современной системы образования.

Пребывание в пространстве «цифры», использование молодыми людьми большого числа 1Т-инструментов - все это вопросы, связанные с уровнем владения цифровой грамотностью. Речь идет в первую очередь о верной интерпретации контента и причинно-следственных связей наблюдаемых явлений и т. д. Очевидно, что практики обучения должны быть ориентированы на выбор таких цифровых ресурсов и технологий, которые востребованы образовательной и профессиональной деятельностью, а также повседневной жизнью. Важную роль в этом играет характер отношения к самому процессу обучения как к ответственному «предприятию», в такой ситуации количественные цифровые накопления создают основу для качественных цифровых приобретений. Доказательством тому является то, что многие молодые люди осознанно подходят к вопросу о том, «какой контент потреблять, какие технологии использовать...и почему нужно улучшать цифровые инструменты для реального мира» [2]. Необходимость в этом очевидна, поскольку в условиях растущей диджитализации использование технологий открывает двери в мир разнообразной информации, нового, современного знания, оказывает воздействие на все аспекты человеческого бытия, характер мыслительной деятельности и образ жизни.

Цифровая реальность оказывает глубокое влияние на социум и происходящие в нем процессы, трансформируют мир социальных и нравственных ценностей. Под ее влиянием находится и современное поколение, названное поколением 7, чьи жизненные представления серьезным образом отличаются от мировоззрения родителей, что во многих случаях приводит к конфликтам различного содержания и воздействия. В такой ситуации не могут не возникать социально-психологические проблемы, поскольку авторитет старших оказывается поколебленным. Система образования оказывается в сложной ситуации - приведения в соответствие друг с другом социальных ориентиров молодого и старшего поколений, взаимосвязь которых

все более ослабевает, в том числе и по причине разности подходов к ■

той роли, которую играет виртуальная реальность. Нередко именно в ней ищутся ответы на многие вопросы, рожденные подлинной реальностью, в ней индивид реализует себя как самодостаточное существо, в ней он - индивидуален и неповторим. Одним из средств самовыражения становятся блоги, селфи, презентации, которые, по мнению молодых людей, призваны обеспечить быструю реализацию желаний, определить статус в мире социальных сетей. Ситуации неудачи порождают депрессивные состояния, выход из которых становится затруднительным, в том числе и по причине возникающей низкой самооценки. Кроме того, возникает эффект цифровой зависимости, появляется страх перед «цифрой», поскольку она не обеспечивает быстрых и эффективных завоеваний и приобретений.

Все это ставит педагогическое сообщество перед необходимостью переосмысления используемых методов обучения и воспитания, создания таких образовательных практик, которые бы позволили адаптировать педагогов и «цифровое поколение» к изменившимся реалиям. Речь идет в первую очередь о переформатировании обучения в сторону изменения языка, стиля, способов обучения педагогами, повышения уровня их цифровой грамотности, развития цифровых навыков пользования электронными ресурсами, поскольку это является одним из условий успешности и эффективности образовательной деятельности. Цифровой век предъявляет сообществу педагогов повышенные требования к уровню их цифровой компетентности, тем более что цифровое пространство, Интернет стали важнейшей формой культуры, обладающей специфическими особенностями и формирующей образы мира - реального и виртуального. Велико его влияние на психологические и эмоциональные состояния, на формы проявления человеческого поведения, во многом определяющие специфику самопознания и самоидентификации. Данное обстоятельство и делает цифровые технологии притягательными, они обладают такими особенностями, которые побуждают к их применению в разных ситуациях, несмотря на различный характер вызываемых ими последствий, - как позитивных, так и негативных. С одной стороны, они способствуют возникновению новой среды - цифровой и соответствующей культуры, возникает «особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс формирования образа «Я» [3]. С другой, находясь под всеобъемлющим воздействием цифровых ресурсов, пользователь, в особенности молодой, может и попадает в ситуацию аддикции - психологической _

зависимости от них. Итогом этого становится появление эмоций разного рода - от неудовлетворенности до агрессивности, что, безусловно, отражается на поведении индивида, его отношении к учебе, снижается степень ответственности и т. д.

Овладение цифровой реальностью является велением и потребностью современного времени, поскольку является одним из важнейших механизмов социализации, и на это указывают специалисты. По мнению одних, цифровизация образования необходима, она не только является следствием цифровых процессов в экономике и производственной деятельности, но и фактором мотивации, который усиливает интерес к образованию, способствует более успешной адаптации к условиям изменяющегося мира. Для других, цифровиза-ция образования негативно воздействует на личность обучающегося, ослабевает интерес к самому процессу познания, учеба воспринимается нередко как игра и развлечение, не требующие напряжения силы и воли, мышление становится фрагментированным, «клиповым». Такой разброс мнений ставит педагогическое общество перед дилеммой: насколько цифровизация отвечает потребностям и интересам индивида, не вредит ли увлеченность ими процессу становления и развития личности обучаемого. Нельзя не согласиться с тем, что использование цифровых инструментов, безусловно, облегчает учебный процесс, делает его более доступным и успешным. Но эффективность обучения во многом зависит от степени цифровой грамотности преподавателя, от уровня его квалификации, от умения сочетать современные цифровые практики с традиционными, использовать адекватные времени методики обучения. Умение пользоваться электронными инструментами в современном образовании более чем важно, но не менее важной является личность педагога, благодаря чему занятия, проведенные с использованием традиционных методов, не уступают по своему качеству тем, в которых преобладают цифровые способы подачи учебного материала. «Цифровой учитель» должен быть, безусловно, 1Т-френдли» [4, с. 126], уметь говорить с обучающимися на их языке. Это особенно важно в условиях, «когда критическую массу преподавателей составляют так называемые «цифровые аборигены» [5, с. 6].

Нельзя не сказать и о том, что степень качественного владения цифровыми инструментами обучающимися, в частности в школе, достаточно низкая. Они, скорее, эффективные пользователи современной электронной техники; они свободно вращаются в пространстве социальных сетей, могут найти необходимую информацию, использовать различные приложения и т. д. Но когда где речь идет об опе-

рациональных действиях, направленных на получение истинного, достоверного знания, соответствующего императивам современной науки, они предстают в качестве «цифровых иммигрантов». И здесь возникает проблема цифровой грамотности, поскольку цифровая компетентность расширяет пространство применяемых инновационных и креативных практик. С одной стороны, они способствуют эффективному функционированию образовательной системы, а с другой - позволяют системе образования выдерживать конкуренцию как на локальном, так и на глобальном уровне. Грамотный цифровой человек, с развитым цифровым сознанием и мышлением, обладающий навыками применять цифровые инструменты в практиках образовательной, профессиональной и повседневной жизни, оказывается востребованным современными реалиями, которые находятся «во власти» всеобъемлющего процесса диджитализации.

Библиографический список

1. Пренски М. Аборигены и мигранты цифрового мира. 7 с. // URL: https://docs.yandex. ru/docs/view (Дата обращения: 02.02.2024).

2.Долгов С. Вредный миф о цифровых аборигенах. // URL: https://medium.eom/@ sergeydolgov/ (Дата обращения: 02. 02. 2024).

3. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологический журнал. 2002. Том 23. № 1. С. 44-52. // URL: https://psyfactor.org/lib/chudova.htm (Дата обращения: 02.02.2024).

4. Холтосунова Д. В. Проблема использования современных технологий в методике преподавания на основе анализа статьи Марка Пренски «Аборигены и иммигранты цифрового мира» // Молодой ученый. 2022. № 28 (423). С. 125-127. // URL: https:// moluch.ru/archive/423/93968/ (Дата обращения: 3.02.2024).

5. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45. // URL: https://docs.yandex.ru/ docs/view (Дата обращения: 03. 02. 2024).

References

1. Prensky M. Natives and migrants of the digital world. 7 p. // URL: https://docs.yandex.ru/ docs/view (02.02.2024).

2. Dolgov S. Harmful myth about digital natives. // URL: https://medium.com/@sergeydol-gov/ (02.02.2024).

3. Chudova N.V. Features of the image of "I" of an Internet resident // Psychological Journal. 2002. Volume 23. № 1. P. 44-52. // URL: https://psyfactor.org/lib/chudova.htm (02.02.2024).

4. Kholtosunova D. V. The problem of using modern technologies in teaching methods based on the analysis of Mark Prensky's article "Natives and immigrants of the digital world" // Young scientist. 2022. № 28 (423). P. 125-127. // URL: https://moluch.ru/archive/423/93968/ (02.3.2024).

5. Nechaev V.D., Durneva E.E. "Digital generation": psychological and pedagogical study of the problem // Pedagogy. 2016. № 1. P. 36-45. // URL: https://docs.yandex.ru/docs/view (02.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.