Напсо М.Д.
Доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказской государственной академии.
Агирбов Т.Р.
Студент. Северо-Кавказской государственной академии.
К вопросу о феномене «поколение 7»
Образование, будучи важнейшим социальным институтом, все больше подвергается воздействию цифровых технологий. Цифро-визация коренным образом трансформирует организацию системы образования, происходит постепенный переход к дистанционным формам обучения, которые, в сочетании с традиционными образовательными практиками, создали новые условия и возможности для получения качественного образования. Одновременно сформировалось поколение, которое по праву именуют поколением 7, или «цифровым поколением», интерес которого сосредоточен на науке и технологиях. Оно активно использует электронные инструменты, и это позволяет ему получать самую разнообразную информацию. Современные дети приходят в этот мир, как известно, со смартфоном в руке, и данное обстоятельство ставит систему образования перед необходимостью решения многообразных проблем, в том числе психолого-педагогического характера. Новое «цифровое поколение» - это такие субъекты образовательного процесса, для которых реальный и виртуальный миры не являются противоположными и противостоящими друг другу, они равноценны и одинаково значимы, поскольку значительная часть их времени приходится на социальные сети. Это не может не вызывать алармистских настроений относительно негативного влияния киберпространства на сознание и поведение молодых людей - чрезмерное и длительное пребывание в нем делает их несвободными и технозависимыми. Очевидно, что такие мнения имеют под собой реальную почву, что в очередной раз доказывает необходимость исследования феномена «цифрового поколения» с точки зрения образовательных трендов.
Современное общество и его системы находятся под значительным воздействием 1Т-технологий: система образования, профессиональная деятельность, повседневность немыслимы без компьютеров, средств электронной связи, Интернета, применение которых
меняет пространство жизни отдельного человека и общества в целом. Особо притягательны 1Т-инструменты для молодого поколения, через них и с их помощью осуществляются коммуникации, устанавливаются контакты, происходит обмен опытом и достижениями. В отличие от «цифровых иммигрантов», представителей старшего поколения, неуютно и неуверенно чувствующих себя в пространстве технологий, поскольку не обладают соответствующими навыками и умениями работать с электронными ресурсами, современное - или «цифровое» - поколение живет в нем, оно является его органической частью. Это требует от образовательной системы поиска новых, адекватных цифровому времени методов обучения, перестройки мышления преподавательского корпуса. Использование исключительно традиционных практики в обучении тормозит его развитие, поскольку игнорируются современные методы, применение которых в значительной степени обусловлено технологическими и информационными новациями.
Термины «цифровой иммигрант» и «цифровой абориген» появились в 1996 году в рамках Декларации независимости киберпростран-ства, но их широкое использование стало возможным благодаря Марку Пренски, американскому писателю и специалисту в области образования. По его мнению, «цифровые иммигранты» - это те, кто стал пользоваться 1Т- технологиями в сознательном, зрелом возрасте, они, так сказать, «мигрируют» в цифровую среду. В отличие от них «цифровые аборигены» проживают в мире, наполненном цифровыми инструментами, и «в результате наличия такой плотной цифровой «окружающей среды» и постоянного взаимодействия с ней, мышление...студентов и процедуры обработки информации принципиально отличаются от способов мышления и информационных процессов их предшественников» [1, с. 1]. Данное обстоятельство, считал М. Пренски, требует новой организации учебного процесса, который должен быть мультимедийным. Тем более что жизнь в пространстве цифровых технологий накладывает отпечаток на сознание и характер социальных действий.
Что касается «цифровых иммигрантов», они сложнее адаптируются к современным цифровым реалиям, как это происходит с процессами их социализации в изменяющемся, в данном случае образовательном, контексте. И здесь, считает М. Пренски, возможен конфликт, поскольку среди преподавателей, в особенности старшего возраста, немало «цифровых иммигрантов», которые «говорят на.языке доцифровой эпохи» [1, с. 2], в то время как молодые люди владеют ими гораздо лучше. Следует, однако, отметить,
что молодое поколение, свободно вращаясь в 1Т-пространстве, не всегда ясно представляет себе, как лучше и эффективнее использовать электронные ресурсы. Кроме того, неограниченный доступ к электронным ресурсам, отсутствие контроля со стороны родителей и педагогов приводят к тому, что многие молодые пользователи подвергаются различным рискам, оказываются в сложных ситуациях. Поэтому формирование соответствующих цифровых умений и навыков, таких компетенций, которые не ограничивают, а расширяют творческие возможности обучающихся, является одной из задач современной системы образования.
Пребывание в пространстве «цифры», использование молодыми людьми большого числа 1Т-инструментов - все это вопросы, связанные с уровнем владения цифровой грамотностью. Речь идет в первую очередь о верной интерпретации контента и причинно-следственных связей наблюдаемых явлений и т. д. Очевидно, что практики обучения должны быть ориентированы на выбор таких цифровых ресурсов и технологий, которые востребованы образовательной и профессиональной деятельностью, а также повседневной жизнью. Важную роль в этом играет характер отношения к самому процессу обучения как к ответственному «предприятию», в такой ситуации количественные цифровые накопления создают основу для качественных цифровых приобретений. Доказательством тому является то, что многие молодые люди осознанно подходят к вопросу о том, «какой контент потреблять, какие технологии использовать...и почему нужно улучшать цифровые инструменты для реального мира» [2]. Необходимость в этом очевидна, поскольку в условиях растущей диджитализации использование технологий открывает двери в мир разнообразной информации, нового, современного знания, оказывает воздействие на все аспекты человеческого бытия, характер мыслительной деятельности и образ жизни.
Цифровая реальность оказывает глубокое влияние на социум и происходящие в нем процессы, трансформируют мир социальных и нравственных ценностей. Под ее влиянием находится и современное поколение, названное поколением 7, чьи жизненные представления серьезным образом отличаются от мировоззрения родителей, что во многих случаях приводит к конфликтам различного содержания и воздействия. В такой ситуации не могут не возникать социально-психологические проблемы, поскольку авторитет старших оказывается поколебленным. Система образования оказывается в сложной ситуации - приведения в соответствие друг с другом социальных ориентиров молодого и старшего поколений, взаимосвязь которых
все более ослабевает, в том числе и по причине разности подходов к ■
той роли, которую играет виртуальная реальность. Нередко именно в ней ищутся ответы на многие вопросы, рожденные подлинной реальностью, в ней индивид реализует себя как самодостаточное существо, в ней он - индивидуален и неповторим. Одним из средств самовыражения становятся блоги, селфи, презентации, которые, по мнению молодых людей, призваны обеспечить быструю реализацию желаний, определить статус в мире социальных сетей. Ситуации неудачи порождают депрессивные состояния, выход из которых становится затруднительным, в том числе и по причине возникающей низкой самооценки. Кроме того, возникает эффект цифровой зависимости, появляется страх перед «цифрой», поскольку она не обеспечивает быстрых и эффективных завоеваний и приобретений.
Все это ставит педагогическое сообщество перед необходимостью переосмысления используемых методов обучения и воспитания, создания таких образовательных практик, которые бы позволили адаптировать педагогов и «цифровое поколение» к изменившимся реалиям. Речь идет в первую очередь о переформатировании обучения в сторону изменения языка, стиля, способов обучения педагогами, повышения уровня их цифровой грамотности, развития цифровых навыков пользования электронными ресурсами, поскольку это является одним из условий успешности и эффективности образовательной деятельности. Цифровой век предъявляет сообществу педагогов повышенные требования к уровню их цифровой компетентности, тем более что цифровое пространство, Интернет стали важнейшей формой культуры, обладающей специфическими особенностями и формирующей образы мира - реального и виртуального. Велико его влияние на психологические и эмоциональные состояния, на формы проявления человеческого поведения, во многом определяющие специфику самопознания и самоидентификации. Данное обстоятельство и делает цифровые технологии притягательными, они обладают такими особенностями, которые побуждают к их применению в разных ситуациях, несмотря на различный характер вызываемых ими последствий, - как позитивных, так и негативных. С одной стороны, они способствуют возникновению новой среды - цифровой и соответствующей культуры, возникает «особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс формирования образа «Я» [3]. С другой, находясь под всеобъемлющим воздействием цифровых ресурсов, пользователь, в особенности молодой, может и попадает в ситуацию аддикции - психологической _
зависимости от них. Итогом этого становится появление эмоций разного рода - от неудовлетворенности до агрессивности, что, безусловно, отражается на поведении индивида, его отношении к учебе, снижается степень ответственности и т. д.
Овладение цифровой реальностью является велением и потребностью современного времени, поскольку является одним из важнейших механизмов социализации, и на это указывают специалисты. По мнению одних, цифровизация образования необходима, она не только является следствием цифровых процессов в экономике и производственной деятельности, но и фактором мотивации, который усиливает интерес к образованию, способствует более успешной адаптации к условиям изменяющегося мира. Для других, цифровиза-ция образования негативно воздействует на личность обучающегося, ослабевает интерес к самому процессу познания, учеба воспринимается нередко как игра и развлечение, не требующие напряжения силы и воли, мышление становится фрагментированным, «клиповым». Такой разброс мнений ставит педагогическое общество перед дилеммой: насколько цифровизация отвечает потребностям и интересам индивида, не вредит ли увлеченность ими процессу становления и развития личности обучаемого. Нельзя не согласиться с тем, что использование цифровых инструментов, безусловно, облегчает учебный процесс, делает его более доступным и успешным. Но эффективность обучения во многом зависит от степени цифровой грамотности преподавателя, от уровня его квалификации, от умения сочетать современные цифровые практики с традиционными, использовать адекватные времени методики обучения. Умение пользоваться электронными инструментами в современном образовании более чем важно, но не менее важной является личность педагога, благодаря чему занятия, проведенные с использованием традиционных методов, не уступают по своему качеству тем, в которых преобладают цифровые способы подачи учебного материала. «Цифровой учитель» должен быть, безусловно, 1Т-френдли» [4, с. 126], уметь говорить с обучающимися на их языке. Это особенно важно в условиях, «когда критическую массу преподавателей составляют так называемые «цифровые аборигены» [5, с. 6].
Нельзя не сказать и о том, что степень качественного владения цифровыми инструментами обучающимися, в частности в школе, достаточно низкая. Они, скорее, эффективные пользователи современной электронной техники; они свободно вращаются в пространстве социальных сетей, могут найти необходимую информацию, использовать различные приложения и т. д. Но когда где речь идет об опе-
рациональных действиях, направленных на получение истинного, достоверного знания, соответствующего императивам современной науки, они предстают в качестве «цифровых иммигрантов». И здесь возникает проблема цифровой грамотности, поскольку цифровая компетентность расширяет пространство применяемых инновационных и креативных практик. С одной стороны, они способствуют эффективному функционированию образовательной системы, а с другой - позволяют системе образования выдерживать конкуренцию как на локальном, так и на глобальном уровне. Грамотный цифровой человек, с развитым цифровым сознанием и мышлением, обладающий навыками применять цифровые инструменты в практиках образовательной, профессиональной и повседневной жизни, оказывается востребованным современными реалиями, которые находятся «во власти» всеобъемлющего процесса диджитализации.
Библиографический список
1. Пренски М. Аборигены и мигранты цифрового мира. 7 с. // URL: https://docs.yandex. ru/docs/view (Дата обращения: 02.02.2024).
2.Долгов С. Вредный миф о цифровых аборигенах. // URL: https://medium.eom/@ sergeydolgov/ (Дата обращения: 02. 02. 2024).
3. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологический журнал. 2002. Том 23. № 1. С. 44-52. // URL: https://psyfactor.org/lib/chudova.htm (Дата обращения: 02.02.2024).
4. Холтосунова Д. В. Проблема использования современных технологий в методике преподавания на основе анализа статьи Марка Пренски «Аборигены и иммигранты цифрового мира» // Молодой ученый. 2022. № 28 (423). С. 125-127. // URL: https:// moluch.ru/archive/423/93968/ (Дата обращения: 3.02.2024).
5. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45. // URL: https://docs.yandex.ru/ docs/view (Дата обращения: 03. 02. 2024).
References
1. Prensky M. Natives and migrants of the digital world. 7 p. // URL: https://docs.yandex.ru/ docs/view (02.02.2024).
2. Dolgov S. Harmful myth about digital natives. // URL: https://medium.com/@sergeydol-gov/ (02.02.2024).
3. Chudova N.V. Features of the image of "I" of an Internet resident // Psychological Journal. 2002. Volume 23. № 1. P. 44-52. // URL: https://psyfactor.org/lib/chudova.htm (02.02.2024).
4. Kholtosunova D. V. The problem of using modern technologies in teaching methods based on the analysis of Mark Prensky's article "Natives and immigrants of the digital world" // Young scientist. 2022. № 28 (423). P. 125-127. // URL: https://moluch.ru/archive/423/93968/ (02.3.2024).
5. Nechaev V.D., Durneva E.E. "Digital generation": psychological and pedagogical study of the problem // Pedagogy. 2016. № 1. P. 36-45. // URL: https://docs.yandex.ru/docs/view (02.03.2024).