Научная статья на тему 'К вопросу о факторах устойчивого развития экономики региона (на примере подготовки к празднованию 300-летия г. Омска)'

К вопросу о факторах устойчивого развития экономики региона (на примере подготовки к празднованию 300-летия г. Омска) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасов И.Н.

В статье приводится системный анализ взаимодействия властных и предпринимательских структур, которое осуществляется посредством частно-государственного партнерства. Предлагается для развития данного партнерства реализация ряда мер как в органах государственной власти, так и в сфере бизнеса. Совместно оценка рисков проектов частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о факторах устойчивого развития экономики региона (на примере подготовки к празднованию 300-летия г. Омска)»

К ВОПРОСУ о ФАКТОРАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (на примере подготовки к празднованию 300-летия г. Омска)

И.Н. КВАСОВ, кандидат экономических наук, доцент Омский государственный технический университет

В статье приводится системный анализ взаимодействия властных и предпринимательских структур, которое осуществляется посредством частногосу-дарственного партнерства. Предлагается для развития данного партнерства реализация ряда мер как в органах государственной власти, так и в сфере бизнеса. Совместно - оценка рисков проектов частногосударственного партнерства.

Ключевые слова: государство, власть, экономика, развитие, регион, предпринимательство, партнерство.

В настоящее время в регионе идет интенсивная подготовка к проведению празднования 300-летия города Омска.

С этой целью реализуются мероприятия целевой программы Омской области «Подготовка и проведение празднования 300-летия основания города Омска» на 2008—2016 гг. Организовано проведение двух заседаний организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия основания города Омска в г. Москве. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2040-р утвержден план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска.

29 декабря 2008 г. Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным подписано распоряжение Правительства Российской Федерации № 2040-р о плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска, реализация которых рассчитана по 2016 г.

В указанный план включена реализация 43 мероприятий, в том числе такие принципиальные для развития региона объекты, как: строительство международного аэропорта «Омск-Федоровка»,

строительство Омского метрополитена, строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, окружной дороги и ряда других.

Строительство важнейших объектов Омской области в рамках подготовки к проведению и празднованию 300-летия основания г. Омска (срок реализации 2008-2016 гг.) Общий объем финансирования мероприятий плана на период с 2008 по 2016 г. составляет 91,2 млрд руб., из них:

• средства федерального бюджета 31,2 млрд руб.;

• средства областного бюджета 33,7 млрд руб.;

• средства местного бюджета 8,6 млрд руб.;

• внебюджетные средства 17,7 млрд руб.

В 2009 г. объем финансирования предприятий составит 5,6 млрд руб., из них:

• средства федерального бюджета 1,9 млрд руб.;

• средства областного бюджета 1,4 млрд руб.;

• средства местного бюджета 1,1 млрд руб.;

• внебюджетные средства 1,2 млрд руб.

1. Строительство Омского метрополитена (срок реализации 2008-2016 гг.). Общий объем финансирования составляет 30,6 млрд руб., из них:

• средства федерального бюджета 6,1 млрд руб.;

• средства областного бюджета 24,5 млрд руб.

В 2009 г. объем финансирования составит 1,2 млрд руб., из них:

• средства федерального бюджета 0,5 млрд руб.;

• средства областного бюджета 0,7 млрд. руб.

2. Строительство международного аэропорта Омск-Федоровка (срок реализации 2008—2011 гг.).

Общий объем финансирования составляет 5, 3 млрд руб., из них:

• средства областного бюджета 0,9 млрд руб.;

• внебюджетные средства 4,4 млрд руб.

В 2009 г. объем финансирования составит 1 млрд руб., из них:

• средства областного бюджета 0,3 млрд руб.;

• внебюджетные средства 0,7 млрд руб.

3. Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на р. Иртыш на территории Омской области (срок реализации 2008—2014 гг.).

Общий объем финансирования составляет 8,5 млрд руб., из них:

• средства федерального бюджета 5,6 млрд руб.;

• средства областного бюджета 2,9 млрд руб.

В 2009 г. объем финансирования за счет средств областного бюджета составит 0,3 млрд руб.

4. Строительство окружной дороги г. Омска (часть северного обхода) (срок реализации 2012— 2015 гг.). Общий объем финансирования составляет 1,9 млрд руб., из них:

• средства федерального бюджета 1,5 млрд руб.;

• средства областного бюджета 0,4 млрд руб. Указанные проекты, безусловно, могут быть

реализованы с использованием модели частного-сударственного партнерства. Конечно, очевидно, достигаемая в рамках частногосударственного партнерства экономия бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций к решению общественно важных задач имеют большое значение. Однако не менее значимыми станут и другие возможные эффекты — привнесение в публичный сектор экономики и смежные с ним сферы предпринимательского опыта и традиций эффективного управления, а также снижение напряженности в сфере занятости населения Омской области.

Если обратиться к статистике, то в Омской области численность зарегистрированных безработных на начало 2009 г. составила 19,0 тыс. человек (на 2,6 % выше, чем в начале 2008 г.), из них 59,9 % — женщины, 25,2 % — молодежь (16 — 29 лет), 7,3 % — граждане предпенсионного возраста.

В 2008 г. в центры занятости в поисках работы обратились 72213 чел. (в 2007-м - 73191, в 2006-м -75387). В 1-м квартале 2008 г. работу искали — 13516 человек, во 11-м — 20337 (в том числе 6080 подростков для временного трудоустройства в свободное от учебы время), в Ш-м квартале — 19 733 (в т. ч.

6 100 подростков), в ГУ-м — 18627 чел.

В четвертом квартале 2008-го число обращений по сравнению с ГУ-м кварталом 2007 г. выросло на

7 %.

Статус безработного получили 38,0 тыс. чел. — 53 % обратившихся.

В составе безработных уволившиеся по собственному желанию составляют 32,0 %. Каждый шестой уволен в связи с сокращением. 53 % безработных не имеют профессионального образования. Численность безработных выпускников образовательных учреждений профессионального образования увеличилась более чем на 40 % (с 505 до 723 чел.).

Среди основных причин увольнений, режима неполного рабочего времени, временной приостановки работы и предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы:

• сокращение объемов производства и продаж —

34,8 %,

• сокращение численности — 22,9 %,

• оптимизация численности — 19,3 %,

• реорганизация — 13,8 %,

• убыточность производства — 7,0 %,

• ликвидация организации — 2,1 %.

Таким образом, учитывая негативную динамику, складывающуюся на рынке труда в России и Омской области, в частности, реализация основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска позволит стабилизировать положение на рынке труда.

В связи с этим можно предположить, что в случае развития частногосударственного партнерства на территории Омской области возникает острая необходимость в привлечении работников, в том числе на постоянной основе, а также в профессиональном обучении под гарантированное трудоустройство.

Рассмотрим основные проблемы, связанные с внедрением частногосударственного партнерства в России. Данные опроса Ассоциации менеджеров России, проведенного совместно с Программой развития ООН, свидетельствуют о том, что бизнесмены неохотно сотрудничают с государством в рамках проектов частногосударственного партнерства. Это связано с их опасениями по поводу высокого уровня коррупции и бюрократии. Именно на этот недостаток ссылается 38,1 % из 176 опрошенных компаний. Еще 31,8 % заявили, в свою очередь, о низкой ответственности государственных структур за результат и сроки согласований. В процессе опроса выяснилось, что бизнес-риски волнуют только четверть опрошенных, а риски, связанные с протестами населения и общественных организаций, — только 3,4 %.

В то же время основным преимуществом част-ногосударственного партнерства 43,2 % опрошенных назвали возможность привлечения бюджетных средств, а 40,9 % назвали в качестве главного преимущества доступ к ранее закрытым секторам экономики. Отметим, что в 2006 г. из инвестфонда было потрачено 70 млрд руб. бюджетных денег, а в 2007 г. около 180 млрд руб.

Учитывая возрастающую степень политической и регулятивной поддержки, можно предположить, что осуществлению проектов частно-государственного партнерства в России будут благоприятствовать следующие факторы:

• значительная гибкость в разделении рисков между государственными и частными участниками проектов;

• заложенные в частногосударственном партнерстве механизмы финансовой поддержки; в сочетании с уже оказываемой политической поддержкой они должны способствовать снижению рисков по пилотным проектам;

• предусмотренная компенсация инвесторам убытков, связанных с неблагоприятными изменениями в законодательстве.

В то же время негативно на развитие российских проектов частногосударственного партнерства будут влиять следующие факторы:

• общая слабость правовой и судебной систем, а также механизмов исполнения судебных решений в России;

• сомнительная возможность исполнения обязательств государства по соглашениям частно-государственного партнерства в принудительном порядке;

• возможность досрочного расторжения соглашений;

• высокий политический риск и возможность снижения государственной поддержки в долгосрочной перспективе;

• недостаточность и ограничения существующих механизмов финансовой поддержки российских проектов частногосударственного партнерства;

• существование важных аспектов регулирования за рамками концессионных соглашений. В заключение можно отметить, что в России

имеется большой, но мало используемый пока

потенциал частногосударственного партнерства в ряде капиталоемких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, в сфере мелкого и среднего бизнеса. Накопленное мировым опытом богатейшее разнообразие концептуальных подходов, форм, методов и конкретных механизмов частногосударственного партнерства вполне может быть использовано при решении ряда важных задач современной экономической политики. Разнообразные формы партнерства обеспечат эффективные решения в области реформирования естественных монополий, в расширении практики соглашений о разделе продукции, помогут быстрее решить проблемы улучшения производственной и социальной инфраструктуры, обеспечить серьезный прорыв в сфере коммунального хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Газета «Биржа труда» № 1 (301) 30 января 2009.

2. Квасов И. Н. Оценка рисков проектов частно-государственного партнерства. Автореф. дисс. на соискание ученой степени к. э. н. — Омск: Изд-во СибАДИ. 2008. - 18 с.

3. Квасов И. Н. Модель государственно-частного партнерства в регионе // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: Матер. междунар. науч. -практ. конф. / Отв. ред. Потуданская В. Ф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 0,34 п. л.

4. Квасов И. Н. Модель государственно-частного партнерства: теоретический и эмпирический аспекты // Актуальные проблемы развития техники и экономики в условиях Крайнего Севера: Сб. неуч. стр. / отв. ред. Щерба В. Е. — Омск: Изд-во ОмГТУ. 2007. — 0,34 п. л.

5. Квасов И. Н. Методика оценки рисков государственно-частного партнерства // Апрельские экономические чтения: Сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та. 2008. — 0,31 п. л.

6. Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.