Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАЖЕМ И ТИПОМ МОТИВАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАЖЕМ И ТИПОМ МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЩЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / НАПРЯЖЕНИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / РЕЗИСТЕНЦИЯ / РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна

В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания педагогических работников сферы дошкольного образования. Актуализируются и анализируются процессы выгорания в зависимости от специфики профессиональной мотивации работников, находящихся на различных этапах профессионального развития. Приводятся результаты исследования, проведённого при помощи методик: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко), «Опросник «Словарь» (И.Г. Кокурина), в рамках которого устанавливаются различия в эмоциональном выгорании воспитателей с различным мотивационным типом. Формулируются выводы относительно того, что между воспитателями, с различным стажем работы и разным типом мотивации имеются различия в степени сформированности фаз эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Науменко Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF EDUCATORS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL EXPERIENCE AND TYPE OF MOTIVATION

The article examines the phenomenon of emotional burnout of teachers in the field of preschool education. Burnout processes are updated and analyzed depending on the specifics of professional motivation of employees at different stages of professional development. The article presents the results of a study carried out using the following methods: "Diagnostics of the level of emotional burnout" (V.V. Boyko), "Questionnaire" Dictionary "(I.G. Kokurina), within the framework of which differences in the emotional burnout of educators with different motivational types are established. Conclusions are formulated regarding the fact that there are statistically significant differences in the degree of formation of the phases of emotional burnout between educators with different length of service and different types of motivation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАЖЕМ И ТИПОМ МОТИВАЦИИ»

Студенты с высоким уровнем прокрастинации по шкале «Интроверсия - Экстраверсия» показали индивидуально-психологическую ориентацию либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Средний показатель по шкале нейротизма причисляет выборку к нормостеникам. Преимущественно более половины студентов с высоким уровнем прокрастинации (52%) холерического типа темперамента, отличающиеся яркой выраженностью эмоциональных переживаний, повышенной возбудимостью, импульсивностью, резкими переменами в настроении. Их отличительной чертой являлось увлеченность, они действовали изо всех сил, чрезмерно истощаясь.

Анализируя данные, полученные по шкалам невропатизации и психопатизации, нами был выявлен средний уровень невротической депрессии, средние показатели по шкалам вегетативных нарушений, обсессивно-фобических нарушений, астении, истерического типа реагирования и тревоги находится между уровнем здоровья и болезни. Уровень тревожности по шкале Тейлора составил 23,3 балла в среднем. Это средний уровень тревоги, с тенденцией к высокому. Уровень невротизации и психопатизации (УНП) - 13,5 и 3,7 баллов соответственно (средние показатели), соответствуют диапазону нормы. При этом уровень невротизации коррелирует с высоким уровнем прокрастинации (r = 0,4 при р < 0,002), застревающим (r = 0,23 при р < 0,05), педантичным (r = - 0,36 при < 0,001), тревожным (r = - 0,25 при р < 0,04), циклотимическим (r = - 0, 36 при р < 0, 04) типами акцентуаций.

Выводы. Академическая прокрастинация зависит от личностных особенностей лиц юношеского возраста, в которых сочетаются личностные и социально-психологические параметры. У студентов выявлен средний уровень невротической депрессии, средние показатели по шкалам вегетативных нарушений, обсессивно-фобических нарушений, астении, показатели истерического типа реагирования и тревоги находятся между уровнем здоровья и болезни. Прокрастинация связана с тревожностью, что является не только неопределенными неприятными ожиданиями, но и смутной готовностью к опасности. У студентов это не только эмоции, но и целый психофизиологический комплекс.

Литература:

1. Ахвердова О.А., Медведева Н.И. Психологический анализ проблемы прокрастинации студентов // Уральский научный вестник. - №2. - 2021. - С. 98-101

2. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - №3. - С. 56-64.

3. Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью профессионального самоопределения // Студенческое научное общество СПбГУ, 2013. [Электронный ресурс]: http://sno.nekrasovspb.ru/publ.php?event=3&id=210 (дата посл обращ. 14.11.2021)

4. Зарипова Т.В., Данилова М.В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // Омский научный вестник. - 2018. - 34 (141). - С. 122-126.

5. Зверева М.В., Хромов А.И. Прокрастинация и психологическое благополучие в норме и при разных вариантах психической патологии у лиц молодого возраста // Психиатрия. - 2015. - №4. - С. 59-60.

6. Стил П. Уравнение прокрастинации [Электронный ресурс]: URL: http://procrastinator.ru/ (дата обращения 7.11.2021).

7. Хонский С.И. Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов с различным уровнем увлечённости учёбой // Молодой ученый. - 2017. - № 44 (178). - С. 144-147. - URL: https://moluch.ru/archive/178/46230/ (дата обращения: 11.11.2021).

8. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов / Психология и право. - 2013. - №4. [Электронный ресурс]: URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 10.11.2021).

9. Энсли Дж. Искусство прокрастинации [Электронный ресурс]: URL: https://www.litres.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

Психология

УДК 195.96

кандидат социологических наук, доцент Науменко Марина Владимировна

Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южного федерального университета» (г. Ростов-на-Дону)

К ВОПРОСУ О ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАЖЕМ И ТИПОМ МОТИВАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания педагогических работников сферы дошкольного образования. Актуализируются и анализируются процессы выгорания в зависимости от специфики профессиональной мотивации работников, находящихся на различных этапах профессионального развития. Приводятся результаты исследования, проведённого при помощи методик: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко), «Опросник «Словарь» (И.Г. Кокурина), в рамках которого устанавливаются различия в эмоциональном выгорании воспитателей с различным мотивационным типом. Формулируются выводы относительно того, что между воспитателями, с различным стажем работы и разным типом мотивации имеются различия в степени сформированности фаз эмоционального выгорания.

Ключевые слова: истощение, мотивация, напряжение, процессуальная мотивация, резистенция, результирующая мотивация, объект деятельности, эмоциональное выгорание.

Annotation. The article examines the phenomenon of emotional burnout of teachers in the field of preschool education. Burnout processes are updated and analyzed depending on the specifics of professional motivation of employees at different stages of professional development. The article presents the results of a study carried out using the following methods: "Diagnostics of the level of emotional burnout" (V.V. Boyko), "Questionnaire" Dictionary "(I.G. Kokurina), within the framework of which differences in the emotional burnout of educators with different motivational types are established. Conclusions are formulated regarding the fact that there are statistically significant differences in the degree of formation of the phases of emotional burnout between educators with different length of service and different types of motivation.

Keywords: exhaustion, motivation, stress, procedural motivation, resistance, resulting motivation, object of activity, emotional burnout.

Введение. В отечественной науке вопросу психологии трудовой мотивации в отдельных профессиях всегда уделяется недостаточно внимания. Так российские ученые, занимающиеся анализом и исследованиями в области экономики, утверждают, что на протяжении многих лет внимание сосредоточено на подходе, при котором во главе стоят технология,

производственные проекты, бюджет и административные планы, а не личность человека. Вместе с тем именно мотивация сотрудников во многом определяет и производительность и качество труда и общую эффективность работы организации. Существует несколько точек зрения по поводу факторов, влияющих на мотивацию персонала. В частности Э.А. Уткин,

A.И. Кочеткова выделяют поддерживающие (финансы, условия, безопасность) и мотивирующие факторы (статус, карьерный рост, полномочия) [1].

Мотивация сотрудников детского дошкольного учреждения предполагает ряд особенностей, главная из которых заключается в ориентации сотрудников на содержание труда, значимую роль удовлетворенности взаимодействием с объектами деятельности, как стимулирующего профессиональную деятельность, фактора. Во многом грамотно организованная среда дошкольного образовательного учреждения, способствует развитию профессиональной заинтересованности педагога, воспитателя. Подготовка и сопровождение дошкольников к участию в конкурсах, выполнение административных функций, освоение педагогических инноваций, прежде всего, направлено на насыщения педагогического труда. Подобное насыщение с одной стороны может раскрывать для воспитателя все грани его профессии, еще в большей степени актуализировать стимулы, выступающие основой внутренней мотивации, с другой стороны чрезмерная перегруженность разноплановым функционалом на определённом этапе профессионального развития может приводить к эмоциональному выгоранию специалистов, включённых в педагогические профессии, в данном случае в сферу дошкольной педагогики [2].

К. Маслач подчеркивает, что выгорание это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением и интенсивными нагрузками.

Эмоциональное выгорание рассматривается как динамический процесс, возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса и проходит ряд ступеней. В контексте различных направлений выделяются свои этапы и стадии выгорания. Представляется логичным осветить фазы выгорания, выделенные В.В. Бойко, поскольку данные фазы обозначены в диагностической методике, применяемой в процессе описываемого в статье исследования:

- Первая фаза характеризуется данным учёным, как фаза напряжения, когда проблемы и сложности еще не осознаются и не дифференцируются, но уже начинают оказывать дестабилизирующее влияние на поведение.

- Вторая фаза определяется как фаза резистенции, то есть сопротивления организма деструктивным факторам.

- Третья, финальная фаза выгорания обозначается как фаза истощения, когда ресурсы организм уже на пределе и человек не в состоянии справляться деструктивными факторами [3].

Каждый этап характеризуется отдельными признаками или симптомами эмоционального выгорания. Так у человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

На второй стадии выгорания признаки появляются чаще, носят уже затяжной характер, и сложнее поддаются коррекции. В.Е. Орел отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [4].

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания, подчеркивает Н.Е. Водопьянова, уже являются хроническими и здесь могут развиваться физические и психологические проблемы (язва желудка, депрессия). Тревожное напряжение этого этапа включает несколько симптомов:

- симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», характеризующийся усилением осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые на субъективном уровне рассматриваются как трудно устранимые;

- симптом «неудовлетворенности собой», часто выражающийся в механизме «эмоционального переноса», когда негативные переживания направляются не на внешние составляющие, а на самого себя;

- симптом «загнанности в клетку», приводящий к ощущению дефицита времени и отсутствия значимых результатов;

- симптом «тревоги и депрессии», обнаруживающийся в связи с профессиональной деятельностью в осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты [5].

Чувства неудовлетворенности работой и собой порождают мощное энергетическое напряжение в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в профессии, в должности.

В.В. Бойко подчеркивает, что переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - выгорание самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Изложение основного материала статьи. С целью выявления специфики эмоционального выгорания воспитателей с различным стажем и типом мотивации было проведено соответствующее исследование.

В качестве базы выступили муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения (МБДОУ) Пролетарского района г. Ростова-на-Дону. Сбор первичных данных проводился через интерактивную площадку «google-форма». В исследовании приняли участие 100 респондентов. Это воспитатели с разным стажем работы (0-5 лет), 5-10 лет и 15-15 лет).

При помощи методики «Словарь» (автор И.Г. Кокурина) был определен тип мотивации воспитателей. Зафиксировано, что в группе воспитателей со стажем работы 0-5 лет 27% придерживаются результирующей ориентации трудовой мотивации и 2% придерживаются процессуальной ориентации; в группе 5-10 лет - 14% придерживаются результирующей ориентации трудовой мотивации и 23% придерживаются процессуальной ориентации; в группе 10-15 лет - отдают предпочтение только процессуальной ориентации трудовой мотивации.

Полученные результаты позволяют утверждать, что воспитатели со стажем работы 0-5 лет в своей работе ориентируются на результат, их цель в работе получить лучший результат, чем лучше конечный продукт их деятельности, и чем выше он оценивается, тем более они мотивированы в своей трудовой деятельности.

Воспитатели со стажем работы 5-10 лет придерживаются больше процессуальной ориентации, хотя среди них есть также и воспитатели, проявляющие результирующую ориентацию. Это позволяет предположить, что с накоплением трудового и профессионального стажа, воспитатели начинают все больше делать акцент в своей деятельности на процесс, стремясь к достижению мастерства.

Для воспитателей со стажем работы 10-15 лет характерна процессуальная мотивация, то есть ориентация на содержание деятельности, как фактор, стимулирующий профессиональную активность и заинтересованность.

Исследование уровня эмоционального выгорания, проводилось с использованием соответствующей методики

B.В. Бойко. Результат исследования уровня эмоционального выгорания у воспитателей с результирующей и процессуальной ориентацией трудовой мотивации рассмотрен по трем фазам (напряжение, резистенция, истощение).

Фаза «напряжения» в группе с результирующей ориентацией трудовой мотивации, как у воспитателей со стажем работы 0-5 лет (56,7), так и у воспитателей со стажем работы 5-10 лет (55,7) находится на стадии формирования. Однако фаза напряжения среди воспитателей с результирующей ориентацией со стажем 0-5 лет чуть выше (56,7), чем у воспитателей со стажем работы 5-10 лет.

В группе с процессуальной ориентацией трудовой мотивации фаза «напряжения», также, как и в первой группе у воспитателей с разным стажем работы находится на стадии формирования. Отличительной особенностью является тот факт, что данная фаза в группе с процессуальной ориентацией более выраженная у воспитателей со стажем работы 5-10 лет (58,9), чем у воспитателей со стажем работы 0-5 лет (47) и 10-15 лет (37,5) - у более опытных воспитателей (стаж 10-15 лет) результат по данному показателю ниже остальных.

Фаза «напряжения» характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталостью, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется данная фаза в таких симптомах, как: переживание психотравмирующих обстоятельств; недовольство собой.

Результаты по второй фазе (резистенции) синдрома эмоционального выгорания выглядят следующим образом.

У воспитателей со стажем работы 0-5 лет с результирующей ориентацией (69,1) и у воспитателей со стажем работы 0-5 лет с процессуальной ориентацией (77) показатели по второй фазе (резистненции) являются сформировавшимися. Однако, данная фаза более выражена у воспитателей со стажем 0-5 лет в группе с процессуальной ориентацией трудовой мотивации (77).

У воспитателей со стажем работы 5-10 лет с результирующе ориентацией (53,7) и процессуальной ориентацией (57,9) показатели по данной фазе находятся на стадии формирования. И эта фаза более выражена у воспитателей со стажем 5-10 лет в группе с процессуальной ориентацией трудовой мотивации (57,9).

Воспитатели со стажем работы 10-15 лет придерживаются процессуальной ориентации трудовой мотивации и их показатель по второй фазе синдрома эмоционального выгорания, по сравнению с остальными, самый низкий (37,5) и находится на стадии формирования.

Фаза «резистенции» характеризуется эмоциональными перегрузками, которые провоцируют развитие и возникновения защитных реакций, делающих человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у личности чувство избыточного переутомления. Проявляется данная фаза в таких симптомах, как: неадекватное выборочное эмоциональное реагирование; эмоционально-моральная дезориентация; расширение сферы экономии.

Показатели по третье фазе (истощение) синдрома эмоционального выгорания у воспитателей с разным стажем работы (0-5 лет, 5-10 лет и 10-15 лет) и в группе с результирующей ориентацией, и в группе с процессуальной ориентацией трудовой мотивации выражены в меньшей степени, что говорит о несформированности данной фазы в обеих группах.

Если сравнивать показатели третьей фазы по выраженности у каждой категории воспитателей (стаж работы 0-5 лет, 5-10 лет и 10-15 лет) в группах с результирующей ориентацией, и с процессуальной ориентацией трудовой мотивации, видно, что данная фаза более выражена у воспитателей со стажем работы 0-5 лет (34,8) с результирующей ориентацией, чем у воспитателей со стажем работы 0-5 лет (31,5) с процессуальной ориентацией, у воспитателей со стажем работы 5-10 лет (25,8) с процессуальной ориентацией, у воспитателей со стажем работы 5-10 лет (20,6) с результирующей ориентацией, у воспитателей со стажем работы 10-15 (15,5) лет с процессуальной ориентацией трудовой мотивации.

Фаза «истощения» характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется данная фаза в таких симптомах как: минимизация эмоционального вклада в работу, личностное отчуждение; ухудшение физического самочувствия; развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

Выводы. Исходя из анализа полученных данных, представляется возможным сформулировать следующие выводы:

- первая фаза синдрома эмоционального выгорания (напряжение) у воспитателей с разным стажем (0-5 лет, 5-10 лет и 10-15 лет) обеих групп (результирующей и процессуальной ориентацией трудовой мотивации) находятся на стадии формирования. однако в сравнительном анализе, видно, что показатели по данной фазе выше среди воспитателей со стажем 0-5 лет с результирующей ориентацией и воспитателей со стажем работы 5-10 лет с процессуальной ориентацией;

- вторая фаза (резистенции) синдрома эмоционального выгорания у воспитателей со стажем 0-5 лет и с результирующей ориентацией, и с процессуальной ориентацией уже сформировалась, однако данный показатель более выражен у воспитателей с процессуальной ориентацией трудовой мотивации;

- к фазе «истощение» предрасположены воспитатели с результирующей ориентацией трудовой мотивации, начинающее свой профессиональный путь, со стажем работы 0-5 лет.

Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания позволили заключить, что эмоциональное выгорание воспитателей разнится в зависимости от стажа и типа мотивации.

Литература:

1. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: ЭКМОС, 1999. - 256 с.

2. Багадаева О.Ю. Мотивация персонала как организационное условие снижения профессионального стресса педагогов ДОО // Современное дошкольное образование. - 2016. - № 10. - С. 26-37.

3. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

4. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. - Харьков: Гуманитарный центр, 2014. - 296 с.

5. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.