Научная статья на тему 'К вопросу о духовном диагнозе в медицине'

К вопросу о духовном диагнозе в медицине Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ДИАГНОЗ / АДАПТАЦИЯ И НАРУШЕНИЕ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUAL DIAGNOSIS / ADAPTATION AND ADAPTATION'S DISORDER OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Окладников Владислав Иванович

Статья отражает 20-летний опыт кафедры нервных болезней в диагностике и лечении пациентов с психосоматическими расстройствами в клинике нервных болезней ИГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Окладников Владислав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE SPIRITUAL DIAGNOSIS IN MEDICINE

The article reflects a 20-year experience in the diagnosis and treatment of patients with psychosomatic disorders in the clinic of nervous diseases of the ISMU

Текст научной работы на тему «К вопросу о духовном диагнозе в медицине»

Сибирский медицинский журнал (Иркутск), 2015, № 5

основы духовной культуры

© ОКЛАДНИКОВ в.и. - 2015 УДК: 17:61

К вопросу о духовном диагнозе В медицине

Владислав Иванович Окладников (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра нервных болезней, зав. - д.м.н., проф. Ю.Н. Быков)

Резюме. Статья отражает 20-летний опыт кафедры нервных болезней в диагностике и лечении пациентов с психосоматическими расстройствами в клинике нервных болезней ИГМУ.

Ключевые слова: духовный диагноз, адаптация и нарушение адаптации личности.

TO THE QUESTION ABOUT THE Spiritual DIAGNOSIS IN MEDICINE

V.I. Okladnikov (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The article reflects a 20-year experience in the diagnosis and treatment of patients with psychosomatic disorders in the clinic of nervous diseases of the ISMU.

Key words: spiritual diagnosis, adaptation and adaptation's disorder of personality.

Вопрос о необходимости «духовного диагноза» в медицине поставил в 1997 году выдающийся отечественный психиатр профессор Д.Е. Мелехов [7]. Неврологи под духовностью понимают 1) психическое состояние, детерминированное с неокортексом, социумом и мирозданием (Творцом), определяющее психические процессы (мышление, внимание, память и др.), обеспечивающее способность сознания и духовность личности работать с идеальными образцами ценностей; 2) результат проявления этой способности в виде сформированного персонального набора ценностных ори-ентаций; 3) волевую активность (доминирующую мотивацию), направленную на выполнение избранных ценностей [11]. При этом залогом душевного здоровья человека и его психосоматического благополучия является гармоническое единство мировосприятия и мировоззрения, рационального и иррационального восприятия мира.

Формирование мировоззрения и духовности человека проходит несколько стадий. Головной мозг и психика начинают развиваться антенатально. Эти процессы отражаются в четырех базисных перинатальных матрицах, изученных С. Грофом [4].

После рождения в течение полугода формируется личная бессознательная сфера и архаично-сенсорное мировоззрение. В это время человек на основе сенсорики осваивает физический мир. До 2-х летнего возраста продолжается формирование эмоционально-эгоцентрического мировоззрения. С 2-х до 7 лет развивается сознание, на основе логики и речи формируются символы и концепты, завершается развитие мифологического мировоззрения, освоение мира происходит на основе сказок, мифов, структурируются архетипы, изученные К.Г. Юнгом [15]. До 14-летнего возраста продолжается развитие рационалистически-партиципационного социо-центрического мировоззрения, в это время человек осознает себя как члена группы, клана, команды, нации. Это - лишь промежуточная стадия формирования духовности, здесь индивидуум еще не способен понять идеологию других партий, конфессий. Например, американский пастор Т. Джонс в штате Флорида демонстративно сжег Коран, что привело к народному волнению и человеческим жертвам. Норвежский террорист А. Брейвик расстрелял 77 человек, протестуя против «мультикультурализма». А мультикультурализм или глобальное мировоззрение формируется к 15-16 годам при гармоническом развитии личности на основе зрелого Эго и интеллекта. По мнению К. Уилбера [12] этой стадии развития достигает только около 4% популяции. Невозможность достижения глобального мировоззрения связана, как правило, с дезадаптацией личности (деперсонализацией) и известна в психологии как кризис идентичности [14]. В лучшем варианте на основе психофизиологической гармонии формируются

интуитивно-иррациональные образы, вступает в действие духовная доминанта, и развивающееся мировоззрение достигает стадии целостной личности в глобальном мире. Композитор Н.А. Римский-Корсаков писал: «Знаете ли, что значит в одно мгновенье почувствовать величайшее единство мира, тончайшую и красивейшую связь между самой отдаленной звездой и микроскопической пылинкой, между величайшим гением человечества и зачатком нервной системы какого-нибудь червя...». Это - экзистенциальное мировоззрение, оно предполагает личную ответственность за свой выбор и существование. Однако диалектика экзистенциального мировоззрения формирует экзистенциальный кризис: «нельзя найти смысл жизни в космосе, лишенном смысла». На основе нехватки смысла жизни и одиночества личности развиваются депрессия и метафизический ужас. Первым экзистенциалистом был Экклезиаст: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Экзистенциальный кризис формирует депрессию, аутодеструктивный синдром личности, психосоматическую диспозицию и склонность к суициду. Вспомним, например, как застрелился Треплев в комедии А.П. Чехова!

Выходом из этой кризисной ситуации является переход на следующую стадию развития духовности, формирование экстрасенсорного мировоззрения. Для этого необходим оптимальный баланс межполушарной активности головного мозга и действие «духовной доминанты». При этом достигается единство восприятия «Я в Мире» (левополушарная перцепция) и «Мир во Мне» (правополушарная перцепция), происходит объединение субъекта и объекта, постижение «Мировой Души». Еще раз вспомним чеховскую «Чайку»: «Общая мировая душа - это я»!

Следующая, восьмая стадия развития духовности связана с развитием интуиции, она отражает мистико-божественное состояние души. Девятый, причинный уровень духовности связан с полной интеграцией рациональных и иррациональных психических функций, с осознанием чистого, бессмертного «Я». При этом постигается творческий потенциал вселенной, осознается бесконечность пространства и вечность времени.

Трансперсональная психология выделяет также заключительный десятый, «недуальный» уровень духовности [12]. Сознание и космос воспринимаются как единая сущность. Основным мотивом эволюции и смысла жизни трансперсональные психологи считают стремление человека к исходному космическому единству.

Медицинский аспект проблемы связан с искажением гармоничной природы человека и развития сознания. Это возможно на каждом жизненном этапе, оно начинается с антенатальной и перинатальной патологии, оно сочетается

с энцефалопатиями, приобретенными в течение жизни. При органическом поражении головного мозга вначале страдает наиболее ранимая интровертная интуиция, затем мышление, эмоциональность; сенсорика и экстраверсия сохраняются дольше других функций. Это - отклонения от личностно-духовной нормы. Среди них - хорошо известные обсес-сивные варианты - obsession, навязчивость, одержимость: (демпфирование, акцентуация). Физиологические механизмы обсессии изучены Г.Н. Крыжановским [6] как концепция патологической детерминанты в патологии нервной системы. Нам представляется необходимым выделять также посессивные варианты - posession, полное овладение, бесноватость (это - амальгамирование, химеризация, декомпенсирован-ная акцентуация, деперсонализация, мозаичный тип личности), именно в состоянии посессии совершаются суициды, преступления, нарушается психическое состояние человека в криминальной толпе [8]. На этой дизгармоничной основе формируются все патологические, аморальные, криминальные и деструктивные поступки человека. По-видимому, об этом говорил Махатма Ганди: «Семь смертных грехов в сегодняшнем мире: богатство без труда, удовольствие без совести, знания без характера, бизнес без морали, наука без человечности, религия без жертвенности и политика без принципов». Методы борьбы с обсессией и посессией включают неспецифические и специфические звенья: подавление различных звеньев патологической системы и всей системы в целом, ослабление связей между частями патологической системы, ее дестабилизацию, воздействие на гиперактивную детерминантную структуру и на эффекторные звенья патологической системы, создание и активацию «антисистемы», подавляющей действие патологической системы.

Кризис духовности Э. Дюркгейм [5] называл аномией (anomia - отсутствие закона). Он имеет две разновидности: кризис идентичности и экзистенциальный кризис. Первый

- более свойственен молодому возрасту, второй - зрелому. Оба характеризуются дезадаптационным состоянием личности и формированием аутодеструктивного синдрома.

Дизгармония личности и аутодеструктивный синдром привели к возникновению многочисленных проблем, включая угрозу самоуничтожения человечества. Оно может произойти, когда деструктивные тенденции дисгармоничной части человечества достигнут критической величины. Это имел в виду К.Г. Юнг [15], говоря, что «будущее человечества подвешено на тонкой нити, название которой - психика человека». Суть проблемы - «во внутреннем мире, кризисе самого человека, его разладе с реально существующим миром,

- миром, как никогда стремительно и радикально меняющимся прямо на глазах. И человек волей-неволей вынужден признать, что ключ к спасению заложен в нем самом, в его внутренней трансформации», - писал в 1977 году А. Печчеи [9], основатель и президент Римского клуба. Эту необходимую трансформацию он назвал Человеческой революцией и Новым Гуманизмом. «Человеческое развитие представляет собой ту цель, на достижение которой должны быть направлены концентрированные совместные усилия всего человечества» (А. Печчеи, 1985). Новый Гуманизм - это восстановление гармонии каждого человека в отдельности и через нее - сохранение стабильности и здоровья человечества в целом.

Клиническая персонология способствует решению этой актуальной и перспективной задачи [8]. Личностная гармония, основанная на установлении информационно-энергетического асимметричного равновесия в рамках «золотого интервала», является необходимым условием для развития человека. При этом достигается личностно-соматическая интеграция, необходимая для лечения и профилактики личностно-соматической дисфункции. При этом становится успешной социализация индивидуума, совершенствуется душевное состояние человека, что проявляется уменьшением тревожности; гармония личности создает основу для резонанса индивидуума с космическим информационным потоком, с ноосферой, при этом мобилизуется духовная составляющая человека. Гармоническое сочетание сознательного и бессознательного создает условия для формирования сверхсознательного в личности человека, которое выступает как инструмент подключения субъекта к высшим общечеловеческим ценностям, к ноосфере.

Личность в христианской антропологии рассматривается

в единстве духовных, душевных и телесных проявлений при доминирующей роли духа. Душа - это один из видов бытия, его диалектика состоит в единстве становящегося (мысли, чувства) и нестановящегося, то есть жизненно вечного. В.М. Бехтерев связывал бессмертие души с энергетической стабильностью [2]. А дух есть способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Духовный подход к человеку обогащает подход медико-биологический и завершает представление о личности человека [1]. Духовный аспект персонологии интегрирует теологию, культурологию и медицину.

Научный подход к изучению духовности человека связан с учением А.А. Ухтомского о духовной доминанте [13]. По представлению А.А. Ухтомского духовная доминанта определяет «духовную анатомию», вектор человеческого бытия, функциональное состояние организма на всех его уровнях. При этом слабые раздражители активируют наиболее покоящиеся нейроны (принцип Икскюля), очень сильные раздражители тормозят возбужденные нейроны (принцип Геринга-Брейера). Только между этими зонами срабатывает принцип доминанты - раздражение подкрепляет имеющуюся реакцию, обеспечивая персистенцию доминанты, «сверхбодрствование». По нашему представлению - эта зона соответствует «золотому интервалу» персонограммы. На этой психофизиологической основе возникают условия для трансформации эмоциональности в этику и любовь, интеллекта - в мудрость, обычная интуиция формирует единство личности с мирозданием, в частности, религиозную интуицию; на основе развитой волевой сенсорики развивается экстрасенсорное восприятие и творческий потенциал. Духовная доминанта определяет психотип человека, состояние его нервно-вегетативной и соматической сфер. Работа духовной доминанты на основе гармоничной психики приводит к формированию и развитию духовности. «Одухотворенность -это внутреннее возрастание», - писал Митрополит Антоний Сурожский.

Поставить «духовный диагноз» человеку так же важно, как и определить его психосоматическое состояние. Духовный диагноз в медицине, по нашему мнению, должен отражать степень развития мировоззрения, уровень одаренности индивидуума, творческую способность и адаптационное состояние личности. Духовный мир человека включает развитую интуицию, мудрость, этику, волевую активность и, как интеграцию этих качеств, творчество. По современным представлениям нейропсихологические механизмы творческого процесса включают несколько этапов: ядра миндалевидного комплекса выделяют доминирующую мотивацию, которая запускает поиск недостающей информации; гиппо-камп извлекает из памяти информацию для формирования гипотез; правая лобная область их интуитивно оценивает; затем левое полушарие производит логический отбор лучшей гипотезы. Взаимодействие правого и левого полушарий обеспечивает «диалог фантазии и критики», лежащий в основе творческого процесса [10]. Физиологические механизмы творчества - это «сверхбодрствование» или доминанта А.А. Ухтомского и функциональная асимметрия полушарий. По нашим представлениям к этому необходимо добавить еще один - это механизм асимметричной сбалансированности, гармоничности психических функций. Целенаправленный процесс адаптации и самоактуализации, субъективно воспринимаемый человеком как ощущение благополучия и счастья, возможен только с нормализацией личности и развитием духовности.

Процесс творчества может быть направлен на создание новых идей и творений, но он также должен быть использован для совершенствования внутреннего мира самого человека. «Развитие индивидуальной личности и всех присущих ей свойств - вот, по моему мнению, телескоп наш против недугов века, клонящегося к закату» (Н.И. Пирогов). Клиническое изучение духовно-личностной сферы человека может быть методом, позволяющим достичь психовегетативно-соматическое благополучие (коррекция сенсорики и эмоциональной сферы), повысить социальную адаптацию (коррекция рационально-логических функций) и установить гармонию личности с мирозданием, с ноосферой, с Абсолютом (интуитивно-духовное постижение, инсайт). Выдающийся отечественный психиатр Д.Е. Мелехов [7] писал: «для нас это - великий путь эволюции и космогенеза,

который естественно завершается новым этапом Духовного Царства и расцвета личности.». Творческий синтез знания и духовности является методом преобразования мира. Совершенствуя себя, мы изменяем мир внутри и вокруг нас! Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука) говорил: «Нам нужно живое знание и зрячая вера, и только их синтез и неразрывная связь откроют возможность творческой жизни, ибо жизнь творят мудрые, окрыленные верой».

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии

конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователь несёт полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Автор разрабатывал концепцию и дизайн исследования и готовил рукопись. Окончательная версия рукописи была им одобрена. Автор не получал гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 06.05.2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. - М.: Русский хро-нографъ, 2001. - 512 с.

2. Бехтерев В.М. Основные принципы так называемой объективной психологии или психорефлексологии. - СПб., 1910. - №10, №11.

3. Войно-Ясенецкий В.Ф. Наука и религия; дух, душа и тело. - Ростов-на-Дону: Феникс, Троицкое слово, 2001.

4. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во института трансперсональной психологии, 2001. - 497 с.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. - М.: Канон, 1995.

6. Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. - М.: Медицина, 1980. - 358 с.

7. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-

христианская школа, 1997. - 51 с.

8. Окладников В.И. Личность (типология, адаптация, коррекция). - Иркутск, 2010. - 216 с.

9. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985.

10. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. - М.: ИП РАН, 1998. - 94 с.

11. Трошин В.Д. Нервные болезни (профилактика и лечение). - Нижний Новгород: НГМА, 2004. - 830 с.

12. Уилбер К. Око духа. Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. - М.: Институт трансперсональной психологии, 2002. - 476 с.

13. Ухтомский А.А. Доминанта. - СПб, Питер, 2002. -448 с.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 2006. - 352 с.

15. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1924.

REFERENCES

1. Avdeev D.A., Nevyarovich V.K. The Science of mental health. The foundation of orthodox psychotherapy. - Moscow: Russian chronograph, 2001. - 512 p. (in Russian)

2. Bekhterev V.M. Basic principles of so-called objective psychology or psychoreflexology. - St. Petersburg, 1910. - № 10, 11. (in Russian)

3. Voino-Yasenetsky V.F. Science and religion. Spirit, soul and body. - Rostov-on-Don: Phoenix, Trinity word, 2001. (in Russian)

4. Grof S. Beyond the Brain. - Moscow: Publishing house of institute transpersonal psychology, 2001. - 497 p. (in Russian)

5. Durkheim E. Sociology. Its subject, method and purpose. -Moscow: Canon, 1955. (in Russian)

6. Kryzhanovsky G.N. Determinantal structures in the pathology of the nervous system. - Moscow: Meditsina, 1980. -358 p. (in Russian)

7. Melekhov D. E. Psychiatry and problems of spiritual life.

Saint - Moscow: Philaret's Moscow orthodox cristian scool, 1997.

- 51 p. (in Russian)

8. Okladnikov V.I. Personality (typology, adaptation, correction). - Irkutsk, 2010. - 216 p. (in Russian)

9. Peccei A. Human qualities. - Moscow: Progress, 1985. (in Russian)

10. Simonov P.V. Lectures on brain. - Moscow: IP PAS, 1998.

- 94 p. (in Russian)

11. Troshin V.D. Nervous diseases (prevention and treatment).

- Nizhny Novgorod, 2004. - 830 p. (in Russian)

12. Wilber K. The eye of spirit. An integral vision for a world gone slightly mad. - Boston-London: Shambala, 1997.

13. Ukhtomsky A.A. Dominanta. - St. Petersburg: Peter, 2002.

- 448 p. (in Russian)

14. Erikson E. Identity: youth and crises. - Moscow: Progress, 2006. - 352 p. (in Russian)

15. Yung K.G. Psychological types. - Moscow, 1924. (in Russian)

Информация об авторе:

Окладников Владислав Иванович - д.м.н., профессор кафедры нервных болезней ИГМУ, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.

Information About the Author:

Okladnikov Vladislav Ivanovich - Phd, MD, DSc, Professor of ISMU, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania st., 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.