Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДОПУСТИМЫХ ВЕЛИЧИНАХ ШУМА В ЖИЛЫХ ДОМАХ'

К ВОПРОСУ О ДОПУСТИМЫХ ВЕЛИЧИНАХ ШУМА В ЖИЛЫХ ДОМАХ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PERMISSIBLE VALUES OF NOISE IN DWELLING HOUSES

The article contains results of investigations pertaining to the permissible values of noise in dwelling houses. The noise regimen in apartment houses has been subject to investigations and assessment by the residents; this has made it possible to determine noise levels, acceptable without complaints. Physiological tests have revealed the limits of unfavorable effect exerted by the noise on the human body. The values of noise permissible for dwelling houses are suggested.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДОПУСТИМЫХ ВЕЛИЧИНАХ ШУМА В ЖИЛЫХ ДОМАХ»

вредностей явится увеличение размеров ширины магистральных улиц в жилой зоне до 100—120 м, что позволит в свою очередь увеличить размеры санитарно-зашитных зон. А. Е. Страментов рекомендует располагать жилую застройку примерно в 40—50 м от проезжей части. При квартальной системе застройки жилой зоны такая мера не могла быть признана приемлемой, так как вызвала бы чрезмерное увеличение территории улиц в балансе города. При микрорайонной структуре жилой застройки проектирование широких магистралей вполне возможно без большого ущерба для баланса территории города. Увеличение размеров защитных зон позволит значительно шире, чем это принято в настоящее время, проводить озеленение улиц. С точки зрения борьбы с уличным шумом только массивное озеленение с применением многрядных посадок деревьев и кустарника явится эффективной мерой. Следует также принять во внимание, что хорошо озелененные широкие улицы с тротуарами-аллеями используются населением для прогулок не менее охотно, чем скверы и районные сады (как это имеет место, например, на Большом проспекте).

ЛИТЕРАТУРА

Александер К. Э. Пробл. сов. градостроительства, 1957, № 6, стр. 46. — Алексеев С. П. Исследование шумов города Москвы. М., 1950.— Кар а година И., Осипов Г. Архитектура и строительство Москвы, 1958, № 6, стр. 25. — Страментов А. Е. Архитектура СССР, 1959, № 4, стр. 43. — Good friend LM Noise Control. 1958. v. 4. N. 2, p. 22—28; 68. — Meister F. J. В кн.: Medizin und Stadtebau. Berlin, 1957, Bd. 2, S. 10.

Поступила 4/IV 1960 r.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THOROUGHFARES

A. S. Rosenfeld

On questioning residents of apartments with windows opening on the streets complaints about intensive noise produced by traffic have been forthcoming from 24 to 43% of the persons questioned. Noise impulses from cars bypassing building lines exceeded 90 decibels. In 31% of air samples taken along the building lines the concentration of carbon monoxide (from the exhaust gases) was 3 to З'/э times greater, than its maximum permissible level in the atmospheric air (6 mg/m3).

The data of the investigations indicate that the present-date procedures and standards for planning thoroughfares in residential districts do not provide sufficient protection from the harmful effects exerted by the traffic on the inhabitants of houses located along the streets and on pedestrians.

i

V V V

К ВОПРОСУ О ДОПУСТИМЫХ ВЕЛИЧИНАХ ШУМА В ЖИЛЫХ ДОМАХ

И. Л. Карагодина

Из Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

Шум в городах в связи с быстрым ростом промышленности, транспорта и техники становится одним из серьезных факторов, влияющих на состояние нервной системы и здоровье населения. Мероприятия по снижению городского шума и нормированию шума, проникающего в жилые дома, необходимо считать одной из очередных задач гигиены и градостроительства. Между тем отсутствие рекомендации по допустимым величинам шума в жилых помещениях не позволяет правильно решать гигиенические и технические вопросы по защите населения от шума.

Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР в течение последних лет проводил работу по изучению шума в жилых домах Москвы и его влияния на некоторые физиологические функции организма человека с целью обоснования гигиенически допустимой величины шума в жилых зданиях. Исследования шума проводились совместно с Институтом строительной физики Академии строительства и архитектуры СССР в 27 квартирах, которые располагались на различных по интенсивности движения улицах и имели различную звукоизоляцию ограждающих конструкций, что создавало разный шумовой режим. Уровни большинства шумов, проникающих в жилые помещения, сильно изменяются во времени, поэтому полную их характеристику можно получить только путем непрерывного измерения.

Измерения проводили по следующей методике. Измерительный тракт состоял из конденсаторного микрофона, спектрометра с '/з октавными фильтрами и самописца-ре-гистратора уровней (все приборы датской фирмы «Брюель и Къер»). В каждом объекте автоматически записывали уровни и спектры шума 4 раза в сутки по 2 часа — утром, днем, вечером и ночью. За каждые два часа регистрировали около 100 спектров шума. По полученным данным в результате статистической их обработки строили графики распределения суммарных уровней шума и его спектральных составляющих во времени.

Всего было измерено около 10 000 спектров шума и построено графически более 100 таких распределений уровней шума в течение суток. В результате их осреднения получены данные о типичных шумах, проникающих в жилые помещения. Эти данные были использованы при постановке физиологических исследований.

Во всех квартирах, где измеряли проникающие шумы, одновременно проводили опрос населения по двухбалльной системе: шум беспокоит и не беспокоит (отдельно для дневного и ночного времени).

На рис. 1 показано распределение уровней и спектральных составляющих шума в дневное и ночное время, не вызывающее жалоб населения. По оси ординат отложены уровни звукового давления проникающего шума в децибелах, по оси абсцисс — число случаев в процентах общего числа наблюдений, когда уровни звукового давления не превышали определенной величины. Кривые, отмеченные цифрами 20—75, 75—150 гц и т. д., относятся к октавным полосам частот, кривые А, В показывают суммарные уровни, измеренные на кривых коррекции частоты А и В шумомера, кривая С — суммарный уровень звукового давления, измеренный на линейной частотной характеристике1.

Уровни, показанные на оси ординат слева, характеризуют постоянный шумовой фон от внешних источников шумов, проникающих в квартиры, который не беспокоит жильцов. На основе этих величин (уровни для каждой октавной полосы) были построены графически спектры шума, не вызывающего жалоб населения в дневное и ночное время (рис.2).

Таким образом, исследования фактического шумового режима в жилых помещениях с оценкой его населением позволили получить спектры шума, не вызывающие жалоб со стороны жильцов, которые можно было в первом приближении считать допустимыми.

Для более детального изучения влияния внутриквартирного шума на организм человека и установления порога его действия нами были поставлены физиологические исследования, которые проводились как в натурных условиях — в жилых квартирах, так и в лабораторных условиях— в звукоизолированной камере. Наблюдения вели над 13 практически здоровыми людьми в возрасте от 18 до 65 лет.

Для физиологических исследований применяли шум низкочастотного характера со спадом 3—4 дб на октаву, соответствующий по своему характеру, как показали наши

1 Кривые коррекции частотных характеристик А и В (или в других типах шумо-меров 40—60 фонов) учитывают в некоторой степени восприятие ухом человека частотных составляющих шума. Линейная частотная характеристика позволяет С измерять как чисто физическую величину — уровень звукового давления по всему диапазону частот.

наблюдения, шумам, проникающим в жилые помещения. Шум был записан через специальные фильтры на магнитную ленту и при помощи магнитофона МАГ-8 и громкоговорителя подавался в звукоизолированную камеру. В жилых квартирах для физиологических исследований использовали естественный проникающий в жилые квартиры шум, усиленный до требуемого уровня в отдельных сериях наблюдений при помощи микрофона, усилителя и громкоговорителя.

При проведении исследований применяли три градации низкочастотных спектров шума с суммарным уровнем звукового давления 65, 55 и 50 дб С, что соответствует уровням 50, 45, 35 дб А, измеренных на кривой коррекции частоты А шумомера. Подобный выбор величин определялся следующими соображениями: в 90°/о времени суток (в среднем) суммарный уровень звукового давления шума при закрытых окнах, измеренный на прямолинейной характеристике С, не превышал 65 дб, а в 50% времени суток не превышал 55 дб. Уровень шума в 50 дб не вызывал жалоб населения даже в ночное время.

Для выяснения измерения остроты слуха под воздействием шумового раздражителя в лабораторных условиях проводили сравнительные исследования порога слуховой чувствительности в тишине и во '1710И—I —I—вРемя маскирующего действия шума через

5, 50, 60 минут от начала его воздействия. После выключения шума в течение 30 минут исследовали период восстановления слуха. Пороги слуховой чувствительности определяли при помощи аудиометра А-4 на 8 чистых тонах от 64 до 8192 гц.

о

ОнтаИние шосы частот/I сем<и)

Рис. 1. Распределение уровней шума и его спектральных составляющих, не вызывающих жалоб

населения. а — в дневное время; б — в ночное время.

Рис. 2. Спектр шума, не вызывающий жалоб населения.

а — в дневное время; б — в ночное время.

Исследования показали, что изменения остроты слуха при шуме с уровнем в 50 дб А (65 дб С) для всех наблюдаемых весьма значительны и идентичны. Для иллюстрации на рис. 3 приводятся изменения порогов слышимости наблюдаемой Н. (18 лет) при различных шумовых режимах. Уже через 5 минут после включения шума порог слуха значительно изменяется в области частот, имеющих максимум энергии в спектре подаваемого шума. При действии шума в течение 50 минут пороги слышимости колеблются примерно в тех же пределах. Так, на частоте 64 гц острота слуха понижается на 14 дб, на частоте 128 гц — до 23 дб, на частоте 256 гц — до 22 дб. Восприятие более высоких тонов нарушалось в меньшей степени. После выключения раздражителя слу-

-20

-10

О

10 -10

ховая чувствительность быстро восстанавливается, но к исходным цифрам возвращается у различных лиц только через 10, 20, 30 минут.

Изменения слуховой чувствительности, вызванные уровнем шума 40 дб А, также значительны, но менее стойки. По прекращении подачи шума восстановление слуха происходило в течение первых же 3—5—10 минут. Восприятие высоких тонов нарушалось мало.

Пороги слуховой чувствительности, снятые в тишине и в условиях воздействия низкочастотного шума с уровнем в 35 дб А, почти не отличаются друг от друга (1—2 дб). Следо- ^ 0 вательно, шум низкочастот-, ** ного спектра со спадом 3—4 дб на октаву с сум-; § ?0 марным уровнем шума в 35 дб А можно считать не- 0 действующим неблагопри- щ ятно на слуховой анализа- у тор наблюдаемых.

Для выяснения изменений в центральной нервной системе под воздействием шума был применен также метод исследования световой чувствительности глаз, так как известно, что по возбудимости зрительного анализатора можно судить о функциональном состоянии коры больших полушарий головного мозга.

0 3

— —

6

! 1

---—

-11 _ и.

ч

1

?

--- —--- —- "

__.

—^

т но иг т гш тот то ем Частоты (во/)

Рис. 3. Состояние слуха при воздействии шума. а—при шуие в 50 дб С — 35 дб А; б — при шуме в 55 дб С — 40 дб А; в — при шуме в 65 дб С —

50 дб А. За 0 приняты пороги в тишине. I — пороги слуховой чувствительности, снятые на 50-й минуте от начала действия шума; 2 — пороги слуховой чувствительности, снятые сразу после выключения шума; 3 — пороги слуховой чувствительности через 30 минут после прекращения действия шума.

Световую чувствительность дезадаптированного к темноте глаза регистрировали адаптометром системы АДМ в течение часа через каждые 5 минут до раздражения шумом и во время действия шума. После выключения шума в течение 30 минут определяли восстановительный период. Всего проведено 4 серии наблюдений, отличающихся друг от друга временем воздействия шума: шум подавался продолжительностью 5, 15, 60 минут во время темновой адаптации и 15 минут — до адаптации.

В тишине кривая восстановления световой чувствительности адаптированного к темноте глаза имеет характерный вид. С первых минут пребывания в темноте острота зрения резко возрастает. Нарастание световой чувствительности продолжается до 20—25 минут, а затем кривая устанавливается на определенном уровне и держится на нем в течение всего периода исследований, давая лишь незначительные колебания. Включение шума указанного выше спектра с уровнем звукового давления в 50 дб Л резко замедляет восстановление световой чувствительности. На рис. 4 приводятся данные изменения световой чувствительности наблюдаемой Н. При включении шума этого же уровня на 30-й минуте (т. е. в середине периода адаптации), когда она установилась на постоянном уровне, происходит быстрое падение световой чувствительности. После прекращения подачи шума возвращение к исходной величине происходит медленно — в течение 30 минут и более. Кратковременное действие шума до темновой адаптации вызывает угнетение процесса восстановления световой чувствительности в начальном периоде адаптации. Шум с уровнем в 40 дб Л дает сдвиги менее глубокие, и они быстрее возвращаются к норме.

При действии шума с уровнем звукового давления 35 дб А в течение 60 минут кривая световой чувствительности идет параллельно нормальной кривой и выражается почти в тех же единицах. Включение шума этого уровня в середине темновой адаптации не дает изменений в ходе восстановления световой чувствительности глаза.

Более длительное воздействие шума на организм человека изучали в естественных условиях в ночное время путем исследования двигательной активности во время сна. Как известно, процесс восстановления нервных клеток возможен только при глубоком сне и достаточной его продолжительности. Шум в ночное время является внешним раздражителем, который нарушает сон. Под влиянием его человек просыпается.

1 '

^ 7юооо

| 190000 | 170000 I 150000 ^ ¡30000 1110000 1 90000

I

I 30000 ^ юооо

3 1

г

I

I I

250000 730000 210000 190000 170000 150000 130000 110000 90000 70000 50000 30000

юооо

0 51915 21 253035т 505560

0 5101520253035т¡055 60 Воемя ¡5 минутах) х

250000 230000 210000 190000 170000 1.50000 130000

ноооо

90000 70000 50000 30000 ЮООО

0 51015202530354945505559

Рис. 4. Световая чувствительность глаз при воздействии шума.

а — при воздействии шума в 50 дб С — 35 дб А; б — р"» п.иио А; в — при воздействии шума в № пй г. — ЯП "Л А-2-/5 минут до наблюдения; 3-

а — при воздействии шума в 50 до и —35 до А; б — при воздействии шума в 55 дб С — 40 дб А; а — при воздействии шума в 65 дб С — 50 дб А; I — нормальная кривая при действии шума; •»—га ««и,™ „„ .,„«„,„.,„,,,,„. ч — „ зд д0 45 Мннут; 4 — с 30 до 35 минут; 5 — в течение опыта

возникают дополнительные периоды пробуждения и засыпания, во время которых в коре появляются очаги возбуждения и торможения. Сон получается раздробленным и даже при достаточной продолжительности не дает хорошего отдыха.

Двигательную активность человека во время сна изучали методом актографии. Глубину сна при шуме низкочастотного спектра со средними уровнями 50, 40, 35 дб А изучали на 3 семьях по 3—4 человека в каждой, проживающих в 3 районах Москвы При обработке актограммы учитывали: а) период засыпания; б) максимальное время спокойного промежутка, т. е. период глубокого сна; в) глубину сна (в процентах ко всему времени продолжительности сна); г) коэффициент активности, который показывает отношение суммы всех отрезков активности к сумме отрезков покоя.

В I серии наблюдений с шумом низкочастотного спектра, имеющим уровень в 50 дб А, наблюдаемые предъявляли серьезные жалобы на нарушение сна. Они засыпали с большим трудом, под влиянием шума у некоторых лиц появлялось чувство беспокойства, сердцебиение и даже головная боль. Ночью часто просыпались. Сон был раздробленным и не приносил должного отдыха. Время от начала укладывания до наступления сна в среднем составляло около часа. Максимальное время спокойных промежутков равно 73 минутам. Глубина сна 62%. Коэффициент активности высокий — 0,35. Во II серии наблюдений с шумом низкочастотного спектра, имеющим уровень 40 дб А, жалобы на трудность засыпания носят легкий характер. Объективно видно, что период засыпания сократился в среднем для всех наблюдаемых до 30 минут. Промежутки спокойного сна возросли до 77 минут. Глубина сна соответственно повысилась до 66%, а коэффициент активности уменьшился

в 2 раза. При пробуждении все чувствовали себя удовлетворительно. Наблюдаемые отмечают, что сон значительно улучшился.

III серия наблюдений с шумом низкочастотного спектра, имеющим уровень в 35 дб А, дала следующие результаты. Все наблюдаемые спали хорошо. Длительность периода засыпания небольшая — в среднем 20 минут. Максимальные промежутки времени, в течение которого не зарегистрировано ни одного движения тела, доходили до 21/г часов. При этом шуме наименьшая глубина сна 70% и максимальная — 82%. коэффициент активности небольшой — в среднем 0,09.

Проведенные физиологические исследования позволили дать оценку воздействию на организм человека типичных шумов, проникающих в жилые помещения, и установить границу их неблагоприятного влияния.

Спектр низкочастотного шума со спадом 3—4 дб на октаву, имеющий суммарный уровень 50 дб С или 35 дб А, не вызывает физиологических сдвигов и может быть принят в качестве допустимого для дневного времени. Учитывая повышенную чувствительность к шуму в ночное время, уровни этого спектра должны быть снижены на 5 дб. Таким образом, результаты физиологических исследований совпали с данными опроса населения о мешающих величинах шума, что позволило рекомендовать спектрУ шума, представленные на рис. 2, в качестве допустимых для жилых квартир.

ЛИТЕРАТУРА

Беранек Л. Л. Акустические измерения. М., 1957. — Beranek L. L. (Бера-нек Л. Л.) Noise Control, 1957, v. 3, p. 19. — Юдин E. Я. Глушение шума вентиляционных установок. М., 1958.

Поступила 28/1 1960 i

ON PERMISSIBLE VALUES OF NOISE IN DWELLING HOUSES

/. L. Karagodina

The article contains results of investigations pertaining to the permissible values of noise in dwelling houses.

The noise regimen in apartment houses has been subject to investigations and assessment by the residents; this has made it possible to determine noise levels, acceptable without complaints. Physiological tests have revealed the limits of unfavorable effect exerted by the noise on the human body. The values of noise permissible for dwelling houses are suggested.

Ъ -йг -¿r

НИТРАТЫ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ МЕТГЕМОГЛОБИНА

Доцент Ф. Н. Субботин

Из кафедры общей и военной гигиены Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова

В специальной литературе многих зарубежных стран (Германия, Чехословакия, США, Канада, Англия и др.) приводятся сообщения о случаях метгемоглобинемии у детей, вызванной нитратами питьевой воды. Так, Вайнгертнер (Weingartner, 1957) наблюдал в клинике 5 случаев метгемоглобинемии, из них 2 случая смерти; Горн (Horn, 1958) сообщил о 3 случаях метгемоглобинемии у детей, при этом один ребенок умер; Шепер (Schaper, 1958) описал 2 случая, Армстронг (Armstrong, 1958) — 2, Хильдегард (Hildeqard, 1958) — 3, из которых один закончился летально, и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.