Научная статья на тему 'К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав'

К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1115
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ / ДОЛЖ НОСТЬ / ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / УПОЛНОМОЧЕННОЕ ЛИЦО КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / JUVENILE AFFAIRS AND PROTECTION OF MINORS' RIGHTS COMMISSION / POSITION / STAFF SCHEDULES / OFFICIAL / AUTHORIZED PERSON OF THE COLLECTIVE BODY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Вершинина Галина Ильинична, Ермолаева Тамара Александровна, Стародубов Арсений Александрович

Введение: ответ на вопрос о том, кто из лиц, входящих в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеет статус должностного или уполно моченного лица имеет существенное значение для разрешения проблем, связанных с производством об административных правонарушениях по ст. 20.25 КоАП РФ, а также с возможностью привлечения их к дисциплинарной ответственности. Цель: обоснование невозможности установления уполномоченного лица комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав изданным ей постановлением, и наличия в ее составе должностных лиц. Методологическая основа: совокупность логического (анализ, синтез), функционального, исторического и сравнительно-правового методов исследования. Результаты: проанализирована компетенция комиссий по делам несо вершеннолетних и защите их прав, исследован статус каждого субъекта, входящего в состав данного органа, рассмотрены нормы, закрепляющие определение понятия «должностное лицо», на основе чего выдвинуты аргументы о невозможности уста новления уполномоченного лица комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ее постановлением. Выводы: в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав отсутствуют должности и штатные расписания. Вместе с тем председатель, заместитель председателя и члены комиссии при реализации отдельных полномочий, возлагаемых на них нормативными правовыми актами, являются представителями власти и несут ответственность как должностные лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Вершинина Галина Ильинична, Ермолаева Тамара Александровна, Стародубов Арсений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DULY AUTHORIZED OFFICIALS OF JUVENILE AFFAIRS AND PROTECTION OF MINORS’ RIGHTS COMMISSIONS

Background: the respond to the question which of the members of Juvenile affairs and protection of minors’ rights commissions has the status of a duly authorized official is es sential for resolving problems connected with legal proceedings on administrative violations under Article 20.25 of the Administrative Code as well as the possibility of bringing them to disciplinary responsibility. Objective: grounding of impossibility of determining a duly authorized official of the Juvenile affairs and protection of minors’ rights commission by a resolution of the administration of the municipal formation, and the existence of officials in its composition. Methodology: a set of logical (analysis, synthesis), functional, histori cal and comparative legal research methods. Results: the competence of Juvenile affairs and protection of minors’ rights commissions has been analyzed, the status of every subject being a part of this organ has been researched, norms fixing the definition of the concept “official” have been examined, arguments on impossibility of determining a duly authorized official of the Juvenile affairs and the protection of minors’ rights commission are proposed. Conclusions: there are no positions and staff schedules in Juvenile affairs and protection of minors’ rights commissions. At the same time, the commission chairman, the commission deputy-chairman and members of the commission in exercising certain powers vested by normative legal acts upon them are representatives of the authorities and they should bear responsibility as public officials.

Текст научной работы на тему «К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»

УДК 342.8

Е.В. Ильгова, Г.И. Вершинина, Т.А. Ермолаева, А.А. Стародубов

К ВОПРОСУ О ДОЛЖНОСТНЫХ И УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦАХ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ*

Введение: ответ на вопрос о том, кто из лиц, входящих в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеет статус должностного или уполномоченного лица имеет существенное значение для разрешения проблем, связанных с производством об административных правонарушениях по ст. 20.25 КоАП РФ, а также с возможностью привлечения их к дисциплинарной ответственности. Цель: обоснование невозможности установления уполномоченного лица комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав изданным ей постановлением, и наличия в ее составе должностных лиц. Методологическая основа: совокупность логического (анализ, синтез), функционального, исторического и сравнительно-правового методов исследования. Результаты: проанализирована компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, исследован статус каждого субъекта, входящего в состав данного органа, рассмотрены нормы, закрепляющие определение понятия «должностное лицо», на основе чего выдвинуты аргументы о невозможности установления уполномоченного лица комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ее постановлением. Выводы: в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав отсутствуют должности и штатные расписания. Вместе с тем

| © Ильгова Екатерина Владимировна, 2018

| Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права, директор

" Института дополнительного профессионального образования (Саратовская государственная юридическая

§ академия); e-mail: [email protected] ¥ © Вершинина Галина Ильинична, 2018

ч: Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса (Саратовская государ-

g- ственная юридическая академия)

J3: © Ермолаева Тамара Александровна, 2018

° Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права (Саратовская государственная

g юридическая академия)

& © Стародубов Арсений Александрович, 2018

| Ведущий документовед научно-исследовательского сектора координации научно-исследовательских

о работ научно-исследовательского отдела (Саратовская государственная юридическая академия)

JS

0

S © Ilgova Ekaterina Vladimirovna, 2018

g Candidate of law, Associate professor of the Administrative and municipal law department, Director of the

§ Institute of additional professional education (Saratov State Law Academy) ^ © Vershinina Galina Ilyinichna, 2018

1 Candidate of law, Associate professor, Associate professor of the Civil procedure department (Saratov State S Law Academy)

© ErmolaevaTamara Aleksandrovna, 2018

Candidate of law, Associate professor of the International law department (Saratov State Law Academy) © Starodubov Arseny Aleksandrovich, 2018

Leading documentarian of the sector of coordination of research works of the Research department (Saratov State Law Academy)

* Результаты исследования получены в рамках выполнения Государственного задания Минобрнауки России № 29.12821.2018/12.1 «Научно-методическое обеспечение деятельности комиссий по делам не-98 совершеннолетних и защите их прав (продолжение)».

председатель, заместитель председателя и члены комиссии при реализации отдельных полномочий, возлагаемых на них нормативными правовыми актами, являются представителями власти и несут ответственность как должностные лица.

Ключевые слова: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, должность, штатное расписание, должностное лицо, уполномоченное лицо коллегиального органа, административная ответственность, дисциплинарная ответственность.

E.V. Ilgova , G.I. Vershinina, Т.А. Ermolaeva, A.A. Starodubov

ON THE ISSUE OF DULY AUTHORIZED OFFICIALS OF JUVENILE AFFAIRS AND PROTECTION OF MINORS' RIGHTS COMMISSIONS

Background: the respond to the question which of the members of Juvenile affairs and protection of minors' rights commissions has the status of a duly authorized official is essential for resolving problems connected with legal proceedings on administrative violations under Article 20.25 of the Administrative Code as well as the possibility of bringing them to disciplinary responsibility. Objective: grounding of impossibility of determining a duly authorized official of the Juvenile affairs and protection of minors' rights commission by a resolution of the administration of the municipal formation, and the existence of officials in its composition. Methodology: a set of logical (analysis, synthesis), functional, historical and comparative legal research methods. Results: the competence of Juvenile affairs andprotection of minors' rights commissions has been analyzed, the status of every subject being a part of this organ has been researched, norms fixing the definition of the concept "official" have been examined, arguments on impossibility of determining a duly authorized official of the Juvenile affairs and the protection of minors' rights commission are proposed. Conclusions: there are no positions and staff schedules in Juvenile affairs and protection of minors' rights commissions. At the same time, the commission chairman, the commission deputy-chairman and members of the commission in exercising certain powers vested by normative legal acts upon them are representatives of the authorities and they should bear responsibility as public officials.

Key-words: Juvenile Affairs and protection of minors' rights commission, position, staff schedules, official, authorized person of the collective body, administrative responsibility, disciplinary responsibility.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии, КДНиЗП) — это пережиток прошлого или универсальный институт, объединяющий ресурсы различных органов публичной власти и общественных объединений для решения вопросов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних? Данный вопрос в настоящее время порождает горячие дискуссии как среди научной общественности, так и в политической и профессиональной среде.

По нашему мнению, комиссия фактически является коллегиальным органом управления системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — система профилактики) как на уровне субъекта РФ, так и на уровне отдельно взятого муниципального образования, который, с одной стороны, выполняет функцию координации деятельности органов и

учреждений системы профилактикиАа с другой — наделен государственными полномочиями в сфере административной юрисдикции2.

Комиссии являются органами, созданными государством и финансируемыми из государственного бюджета3! в связи с чем, несмотря на то, что в большинстве субъектов РФ полномочиями по созданию и организации их деятельности наделены органы местного самоуправления, КДНиЗП остаются государственными органами. Именно «государственными органами», а не «органами государственной власти», т.к. комиссии как коллегиальная структура, в состав которой входят представители различных ветвей (исполнительная, законодательства (представительная)) и уровней публичной власти (федерального (ОВД, УИИ), регионального (органы управления здравоохранением, социальной защитой), муниципального (органы управления образованием)) не могут быть отнесены ни к одной из ветвей государственной власти, установленных ст. 10 Конституции РФ.

Еще раз хотелось бы акцентировать внимание на том, что в тех субъектах РФ, где приняты региональные законы о наделении органов местного самоуправления полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий, КДНиЗП не является органом местного самоуправления, что обосновывается содержанием ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 3 августа 2018 г.)4.

В комиссии как коллегиальной государственной структуре в отличие от органов государственной власти или органов местного самоуправления отсутствует штатное расписание — утвержденный в установленном порядке и составленный по определенной форме перечень структурных подразделений, должностных наименований и количество должностей как в целом, так и по каждому отдельному наименованию с указанием должностных окладов, юридическое значение которого состоит в том, что оно служит основанием для оплаты труда сотрудников организации. Отсутствие штатного расписания в комиссии позволяет говорить и об отсутствии в комиссии штатных должностей, замещаемых на возмездной основе.

Структура комиссии как коллегиального органа определяется не штатным расписанием, а п. 8 Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее — Примерное положение). Ее образуют председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены комиссии. Исчерпывающий перечень прав и обязанностей лиц, входящих в состав комиссии, указан в пп. 9-12 Примерного положения.

§ 1 См. п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы

" профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 27 июня

1 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; 2018. № 27, ст. 3953; ё п. 1 Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 45, ст. 5829.

2 См. ст. 23.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1.

3 См. п. 24.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005.

100 4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2018. № 32, ч. II, ст. 5133.

Права и обязанности лиц, входящих в состав комиссии, возникают у них не с момента замещения должности, под которым понимается прием на соответствующую должность конкретного физического лица посредством определенного в нормативном акте организационного способа (назначение, избрание, конкурс, зачисление), а с момента издания нормативного правового акта, закрепляющего персональный состав данного коллегиального органа.

Отсутствие в комиссии государственных либо муниципальных должностей подтверждается также изучением действующего законодательства РФ, регулирующего вопросы государственной и муниципальной службы, которое закрепляет такие понятия, как «государственная должность»51«должность государственной гражданской службы»6, «лицо, замещающее муниципальную должность»7, «должность муниципальной службы»8. Должности государственной и муниципальной службы устанавливаются в соответствии с реестрами государственных и муниципальных должностей в соответствующем субъекте РФ, а при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ9.

Ознакомление с реестрами государственных и муниципальных служащих в субъектах РФ в большинстве своем выявило отсутствие в них таких должностей, как: председатель КДНиЗП, заместитель председателя КДНиЗП, член КДНиЗП, ответственный секретарь КДНиЗП.

Редко встречались в указанных реестрах, например, такие должности, как: «главный специалист — заместитель председателя КДН и защите их прав», «ведущий специалист — ответственный секретарь КДН и защите их прав» (Пермский край), «заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» (Саратовская область, Республика Башкортостан), «председатель территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», «ответственный секретарь территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» (Свердловская область).

Должность «член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» не встретилась ни в одном реестре государственных и муниципальных должностей субъектов РФ.

Таким образом, должности председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, члена комиссии могут иметь в ней место только тогда, когда они установлены в реестрах государственных или муниципальных должностей соответствующего субъекта РФ. В остальных случаях необходимо констатиро-

5 См. ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граждан- | ской службе Российской Федерации» (в ред. от 3 августа 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. • Федерации. 2004. № 31, ст. 3215; 2018. № 32, ст. 5100. 6

6 См. ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской 1 службе Российской Федерации» (в ред. от 3 августа 2018 г.). ))

7 См. ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах органи- 2 зации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 3 августа 2018 г.) // Собр. £3 законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2018. № 32, ч. II, ст. 5133.

8 См. ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 3 августа 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 10, ст. 1152; 2018. № 32, ч. I, ст. 5100.

9 См. ч. 2 и 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 3 августа 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 10, ст. 1152; 2018. № 32, ч. I, ст. 5100; ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 3 августа

2018 г.). 101

вать, что должности в комиссии как коллегиальном, координирующем деятельность органов и учреждений системы профилактики органе отсутствуют.

Вопрос о наличии или отсутствии в комиссии как коллегиальном органе государственных или муниципальных должностей, а также должностей государственной или муниципальной службы обусловлен дальнейшим рассмотрением таких вопросов, как: «Каков порядок определения круга лиц, уполномоченных от лица комиссии возбуждать производство по дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях?»; «Кто из лиц, входящих в состав КДНиЗП», и при наличии каких правовых условий является должностным лицом?».

Отвечая на первый из поставленных вопросов, необходимо пояснить, что в соответствии с п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25, протоколы вправе составлять уполномоченные лица коллегиальных органов, т.е. уполномоченные лица комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Следует подчеркнуть, что в КоАП РФ не дается определение уполномоченного лица коллегиального органа. Вместе с тем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а в соответствии с п. 6.1 ч. 1 указанной статьи — определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в случаях, предусмотренных ст. 28.3 КоАП РФ.

Полномочия по составлению протоколов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ должны « быть закреплены соответствующим актом органа, должностного лица, обла-? дающего полномочиями по созданию и организации деятельности КДНиЗП. а Так, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об | основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-I нолетних» (в ред. от 27 июня 2018 г.) полномочиями по созданию и организации | деятельности КДНиЗП обладают:

! высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в от-

§ ношении региональных и территориальных комиссий;

ф

| органы местного самоуправления, законом субъекта РФ наделенные полно-

| мочиями по созданию и организации деятельности КДНиЗП, в отношении 'I комиссий, осуществляющих деятельность на территориях соответствующих | муниципальных образований субъекта РФ.

| В соответствии с п. 24.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и | организации их деятельности отнесено к полномочиям органов государственной ё власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым дан-§ ными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. 1 Часть 6 ст. 26.3 указанного Закона закрепляет возможность наделения полно-

| мочиями по созданию и организации деятельности комиссий органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Полномочия передаются на основании законов субъектов РФ.

Следовательно, указанные лица территориальных (муниципальных) комиссий должны быть установлены нормативным актом высшего исполнитель-102 ного органа государственной власти субъекта РФ, в отношении региональных и

территориальных комиссий либо органа местного самоуправления, наделенного законом субъекта РФ полномочиями по созданию и организации деятельности КДНиЗП, в отношении комиссий, осуществляющих деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъекта РФ.

В отдельных регионах, например Пензенской области, лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, установлены постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Вместе с тем ни ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ни п. 7 Примерного положения данное полномочие комиссии не закрепляет.

Отвечая на второй из поставленных вопросов, необходимо обратиться к изучению понятия «должностное лицо» в действующем законодательстве.

В настоящий момент определения понятия «должностное лицо» закрепляются для отношений, возникающих в области административной10 и уголовной11 ответственности, порядка рассмотрения обращений граждан12, организации местного самоуправления1^ Из смысла определения понятия «должностное лицо местного самоуправления» можно сделать вывод, что лица, входящие в состав комиссий, осуществляющих деятельность на территориях муниципальных образований, не могут быть должностными лицами местного самоуправления, т.к.: во-первых, не осуществляют свою деятельность на выборной основе или на основании трудового договори (контракта); во-вторых, не наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Сравнительно-правой анализ оставшихся определений понятия «должностное лицо» позволяет выделить следующие группы должностных лиц: лица, выполняющие функции представителя власти; лица, выполняющие организационно-распорядительные функции; лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Указанные функции могут выполняться на постоянной основе, временно и в соответствии со специальными полномочиями.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» даются следующие пояснения:

Во-первых, к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

10 См. ст. 2.4. КоАП РФ.

11 См. ст. 285 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954; 2018. № 31, ст. 4818.

12 См. ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27 ноября 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 19, ст. 2060; 2017. № 49, ст. 7327.

13 См. ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.)

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 103

Во-вторых, под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, связанные с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

В-третьих, как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Особое внимание Верховный Суд РФ обращает на исполнение функций должностного лица по специальному полномочию. Это означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций14.

Учитывая разъяснения, данные Верховным Судом РФ, а также изучив содержание понятий должностного лица в действующем законодательстве и права и обязанности лиц, образующих состав комиссии, закрепленные в Примерном положении, считаем возможным сделать следующие выводы.

Лицо, выполняющее полномочия ответственного секретаря КДН и ЗП, должностным лицом не является даже в тех случаях, когда замещает должность ответственного секретаря, включенную в реестр должностей государственной гражданской или муниципальной службы, т.к. у данного лица отсутствуют функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Лицо, реализующее полномочия члена комиссии, будет иметь статус должностного лица, выполняющего по специальному полномочию функции представителя власти, в период реализации полномочий, возложенных на него подп. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, что следует из названия данной статьи («Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях»).

Учитывая, что в состав комиссии входит не один, а несколько ее членов, то при наличии поводов, указанных в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, решение о том, кто

104

14 См.: Российская газета. 2009. 30 окт.

из членов комиссии должен возбудить дело и составить протокол об административном правонарушении, должно быть принято ее председателем, т.к. он в соответствии с подп. «а» Примерного положения осуществляет руководство деятельностью комиссии, а в соответствии с подп. «б» того же нормативно-правового акта дает членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии.

Таким образом, специальное полномочие по реализации членом комиссии функции должностного лица (представителя власти) по исполнению полномочий административной юрисдикции будет в данном случае возникать в соответствии с подп. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ и на основании поручения председателя комиссии, данного в соответствии с подп. «а» и «б» Примерного положения.

При реализации полномочий, закрепленных в пп. «а»-«д» и «ж», «з» Примерного положения, члены комиссии должностными лицами не являются. Лицо, реализующее полномочия председателя комиссии, будет иметь статус должностного лица по специальному полномочию, выполняющего организационно-распорядительные функции, а именно: руководит деятельностью и организует работу комиссии; утверждает повестки заседаний комиссии; дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии; осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии.

Функции председателя комиссии как должностного лица по специальному полномочию возлагаются на него нормативным правовым актом, которым определяется персональный состав лиц, входящих в состав комиссии.

Лицо, реализующее полномочия заместителя председателя комиссии, будет ш иметь статус должностного лица по специальному полномочию, выполняющего и организационно-распорядительные функции только в случае исполнения обя- а занностей председателя комиссии в соответствии с подп. «б» п. 10 Примерного о положения. к

о

Если в составе комиссии нормативным актом, определяющим ее персональ- о

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ный состав, предусмотрено два и более заместителя председателя комиссии, то а порядок исполнения обязанностей председателя в его отсутствие может быть в определен непосредственно председателем как лицом, обладающим полномочием о организовывать работу комиссии, так и нормативным правовым актом органа, ю

Т5

наделенного полномочиями по созданию и организации деятельности комиссии. |

Функции председателя, заместителя председателя, члена комиссии как долж- к ностных лиц по специальному полномочию совмещаются с их основной работой а в органах и учреждениях системы профилактики либо иных государственных Ш органах, органах местного самоуправления, либо в общественных организациях. |

О

2

)

2

О

<8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.