УДК 930.22(09)(45:460)"15" М.В. Третьякова
К ВОПРОСУ О ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ МИССИИ ВЕНЕЦИАНСКОГО ПОСЛА ДЖОВАННИ СОРАНЦО ПРИ ДВОРЕ ФИЛИППА II В 60-Х ГОДАХ XVI ВЕКА: ДОМ КОРОЛЯ ИСПАНИИ
В статье рассматриваются особенности придворного быта при дворе короля Испании Филиппа II в начале 60-х годов XVI века. В центре внимания автора статьи — итоговый отчет венецианского дипломата Джованни Соранцо, в котором акцент делается на таком институте испанской монархии, как «дом короля» (Casa Real). В своем отчете Джованни Соранцо останавливается на описании составных компонентов «дома короля», выделяет его структуру. По его наблюдениям особую роль среди должностных лиц «дома короля» играли гранды, занимавшие посты главных майордомов и особенно должность Sumiller de corps. Чаще всего именно эти гранды являлись доверенными лицами короля. Венецианский дипломат отметил, что аналогичные «дома» существовали и у королевы, и у инфанта, где должности главных майордомов также занимали гранды, облеченные доверием короля, и что многие традиции, существовавшие при дворе короля Филиппа II, были заложены Карлом V и продолжали придворные традиции герцогов Бургундии. Венецианским послом были указаны также и денежные затраты на этот институт испанской короны.
Casa Real, XVI век, Джованни Соранцо, Испания, Филипп II.
Испанский двор в XVI-XVИ веках считался одним из самых блестящих в Европе. Обычаи двора испанских монархов были известны в Европе с конца XVI века. Им стремились подражать многие европейские монархи. Например, испанский двор произвел столь глубокое впечатление на Карла I Стюарта, что он многое ввел в обиход английского придворного этикета 1.
Д. Элиот выделил три характерные черты испанского двора: во-первых, он защищал и поддерживал сакральность королевской власти; во-вторых, являлся центром политической и административной власти; в-третьих, служил образцом подражания для иностранцев и своих подданных 2.
По его же мнению, особенностями испанского придворного этикета являются пышность, приверженность старым традициям Бургундского дома, подчеркнутая сакральность королевской персоны, ее «незримость». Последняя проявлялась в том, что монарх мало появлялся при дворе, больше находился в уединении, что было характерно для периода правления Филиппа II, склонного к уединению, и Филиппа III, проводившего большую часть времени с немногочисленным двором 3.
Считается, что традиции дома испанских Габсбургов берут свое начало от Бургундского двора времени Карла Смелого. Можно заметить, что, сознавая себя наследниками и преемниками Бургундского дома, габсбургские династы считали себя правопреемниками и ордена Золотого Руна. Исследователи полагают, что до 80-х годов XVI века стиль двора Филиппа II был более похож на Бургундский, а стиль дома австрийских Габсбургов более напоминал Кастильский 4
С этой точки зрения интересны свидетельства венецианского посла Джованни Соранцо при дворе Филиппа II в 1562-1564 годах. Трудно сказать, к какому времени относится начало дипломатической деятельности Джованни Соранцо. Неизвестно также и то, была ли первой эта его миссия — ординарное представительство при дворе Филиппа II в 1562-1564 годах. О Джованни Соранцо известно в основном только то, что он принимал участие в посольствах и что о
1 Elliot J.H. The courts of Spanish Habsburgs: a pecular institution? // Politics and Culture in Early Modern Europe. Cambridqe, 1987. P. 5.
2 Ibid. P. 10.
3 Elliot J.H. The courts of Spanish Habsburgs: a pecular institution? P. 10-11.
4 Elliot J.H. The courts of Spanish Habsburgs: a pecular institution?; Armstrong C.A.J. The golden age of Burgundy // The courts of Europe. L., 1977. P. 55.
© Третьякова М.В., 2016
нем писали в своих итоговых отчетах его сыновья — Франческо и Джироламо, со слов которых у их отца, «политика, дипломата, было четверо детей, двое из которых стали дипломатами» 5.
Есть сведения, что в 1571 году Джованни Соранцо был направлен в Рим для подписания вместе с М. Суриано, который в то время был послом Венеции в папской курии, договора о создании Святой Лиги 6, а в 1574 году — к Филиппу II, чтобы сообщить испанскому монарху о заключении мирного договора с Турцией 7.
В 1581 году у Филиппа II умерла четвертая жена и венецианское правительство распорядилось отправить посольство, куда входили четыре нобиля — Джакомо Фоскари, Джованни Микеле, Джованни Соранцо, Антонио Тьеполо, чтобы выразить соболезнования испанскому королю от имени венецианского правительства по поводу утраты. В 1598 году Джованни Соранцо вместе с Паоло Парутой, Якопо Фоскарини, Леонардо Дона отправляют чрезвычайным послом к папе Клименту VIII, чтобы поздравить его по случаю присоединения к папским владениям Феррары.
Миссия Джованни Соранцо как полномочного ординарного посла в Венеции при дворе Филиппа II была освещена им в итоговом отчете 8, который, по данным Е. Альбери, он представил в Сенат в 1565 году 9. Е. Альбери пишет, что Джованни Соранцо был назначен преемником Паоло Тьеполо в статусе ординарного полномочного посла указом от 2 августа 1561 года, в Испанию он отправился не сразу, вернулся оттуда в 1564 году и в Сенате выступил со своим отчетом в начале следующего года. По мнению итальянского издателя, в своем отчете Джованни Соранцо, «особенно в описании владений Филиппа II, повторил отчет своего предшественника Тьеполо, но дополнил его своими данными об отношениях Филиппа II с правителями государств Европы, а также данными о персоне короля Испании и его окружении» 10.
Информацию, приведенную Джованни Соранцо в отчете, можно разделить на несколько категорий. Первая касается персоны короля Филиппа II, дома короля и первых лиц при его дворе. Вторая освещает вопросы государственного устройства Испании, ее доходы и расходы, положение разных сословий страны, обычаи жителей Пиренейского полуострова. Третья — самая обстоятельная — рассматривает взаимоотношения короля Испании с правителями других государств.
В данной статье мы рассмотрим материалы Джованни Соранцо о доме короля.
Надо отметить, что в своем отчете Джованни Соранцо, переходя к описанию дома короля («Casa di Sua Majesta»), замечает, что не станет подробно на этом останавливаться, поскольку венецианский дож (речь идет о Джироламо Приули (1486-1567), догат с 1 сентяб-ря 1559 по 4 ноября 1567) 11 и правительство Венеции знают о порядках при дворе испанского короля из отчетов его предшественников, подчеркнув, что «дом короля Филиппа II похож на дом императора Карла V, его отца», и по структуре ничем не отличается от аналогичных институтов «всех великих правителей» 12.
По мнению В.А. Ведюшкина, «двор испанских Габсбургов сформировался под влиянием самых разных традиций: испанских, бургундских, итальянских. В 1548 году по приказу Карла V в Испании был введен пышный бургундский церемониал, хотя и несколько отличавшийся от принятого при независимых бургундских герцогах. В правление Филиппа II, глубоко религиозного, не слишком склонного к публичности и при этом достаточно сурового в отношении непокорной аристократии, двор в меньшей степени привлекал дворянство, но и тогда он отличался сложной структурой и включал, по ориентировочным подсчетам, около 1500 человек» 13.
Исследователь выделяет такие службы королевского двора, как «собственно "королевский дом" (Casa Real) во главе с главным майордомом, ответственным за управление двором,
5 Relazione di Spagna di Francesco Soranzo cav. ambasciatore a Filippo II e Filippo III dall'anno 1597 al 1602 // Barozzi N., Berchet G. Relazioni degli Stati Europei lette al Senato dagli ambasciatori veneti nel secolo XVII / Paccolte ed annotate Da Nicoló Barozzi e Guglielmo Berchet. Venecia, 1856. Ser. 1: Spagna. Vol. 1. P. 214.
6 Paruta P. Storia della guerra di Cipro. Libri tre. Siena, 1827. P. 147.
7 Vianoli A.M. Historia veneta. Venetia, l684. Parte 2. P. 284.
8 Relazione di Giovanni Soranzo, 1563 // Relazioni degli ambasciatori veneti al Senato durante il secolo decimosesto / Raccolte ed illustrate da Eugenio Albéri. Serie I. Vol. V. Firenze, 1861. P. 77-122.
9 Albéri Е. Avvertimento // Ibid. Р. 78.
10 Ibid.
11 Бек К. История Венеции. М.: Весь мир, 2002. С. 182.
12 Relazione di Giovanni Soranzo, 1563. P. 117.
13 Ведюшкин В.А. Система государственного управления в Испании в раннее Новое время (конец XV - XVII в.) // Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / отв. ред. Т.П. Гусарова. М.: КДУ, 2011. С. 442.
размещение и снабжение монарха, его семьи и придворных; королевскую палату (Сámаrа Real), глава которой отвечал за организацию службы монарху непосредственно в его покоях; королевские конюшни во главе с главным конюшим, ответственным за организацию переездов
14
двора; королевскую капеллу, глава которой организовывал религиозную жизнь двора» .
Особую роль при дворе играла должность Sumiller de corps. Исполнявший эту должность «отвечал за личную службу монарху: его пробуждение и отход ко сну, одевание и раздевание, состояние здоровья. Sumiller de corps имел постоянный доступ к королю и присутствовал на всех его аудиенциях» 15.
У каждого высшего должностного лица был свой штат королевских слуг. Существовали службы, «отвечавшие за королевскую трапезу и винный погреб, за королевскую охоту, за охрану короля, его семьи и придворных». По подсчетам, приведенным В.А. Ведюшкиным, «в начале правления Филиппа IV при дворе числилось около 350 придворных и слуг разного уровня, обслуживавших короля во дворце, в том числе, например, 18 майордомов, 167 человек обеспечивали королевскую охоту и спортивные игры, 300 — составляли стражу. Очень велика была роль служителей церкви и капеллы, насчитывавшей 63 музыканта; главным капелланом считался архиепископ Сантьяго» 16.
По словам венецианского посла Джованни Соранцо, при дворе короля Испании должность главного великого майордома занимал герцог д'Альба, должность somelier di corpo (термин приведен в итальянском варианте его написания. — М.Т.) — Руй Гомес де Сильва (1516-1573), главного конюшего (cavallerizzo maggiore) — дон Антонио Толедо. Венецианец пишет, что при дворе испанского короля «существовали и другие должности дворецких, но эти три должности считались первыми и самыми главными». Следом по рангу шли должности «палатных дворян» (gentiluomini della camera), среди которых венецианец на первое место поставил дона Алоизио Мендеса (Alvise Mendez), «брата дона Гарсии, посла испанского короля в Венеции, чей приезд в скором времени ожидался при дворе Филиппа II». Кроме этих придворных, венецианец назвал дворян, несущих службу при трапезе (gentiluomini della bocca), пажей, капеллу, других официалов. По его словам, «особу короля охраняла гвардия, состоявшая из ста конных стрелков и сотни алебардистов, она комплектовалась частично из немцев и фламандцев, частично из испанцев, которых было ровно столько же, сколько немцев и фламандцев» 17.
По данным Джованни Соранцо, король Испании на «свой дом тратит 180 000 скуди в год. Но если учесть то, что при дворе жалованье выплачивается нерегулярно, то расходы в этом случае составляют 160 000 скуди, не учитывая расходы ни на ливреи, ни на покои, которые составляют примерно 40 000 скуди». Венециане пишет, что хотя «положено ливреи выдавать каждый год или, по крайней мере, раз в два года, но на самом деле чаще это делают раз в четыре года или раз в пять лет, поэтому можно при дворе видеть и "разодранные ливреи"». То же самое, по его словам, присуще выплатам жалованья («платят его плохо»). Нельзя проверить утверждение Дж. Соранцо о том, что жалованье было задержано на «четыре платы». Во всяком случае, Джованни Соранцо пишет, что король «во всех делах, требовавших оплаты, весьма экономен» 18.
Собственные дворы были у королевы и наследного принца. В двор королевы входили, наряду «с восемью майордомами, десятки фрейлин и иных подчиненных ей дам разного придворного статуса» 19. По свидетельству венецианского дипломата, «дом королевы» «напоминает по структуре дом короля. Должность главного майордома ее дома занимает дон Джованни Манрике. В доме королевы также есть
официалы разных степеней. <... > Все находится в руках испанцев, мужчин, которые ей служат, среди ее
20
окружения мало женщин» .
Свой «дом» был и у испанского инфанта дона Карлоса (1545-1568), старшего сына Филиппа II. Венецианский посол пишет, что великим майордомом дома инфанта был Руй Гомес де Сильва, который «с небольшим удовольствием исполняет эту должность, потому что ему приходится иметь дело с этим молодым человеком» который отличался дурными манерами и неуравновешенным
14 Там же. С. 442-443.
15 Там же. С. 443.
16 Там же.
17 Relazione di Giovanni Soranzo, 1563. P. 117.
18 Ibid.
19 Ведюшкин В.А. Система государственного управления в Испании в раннее Новое время (конец XV - XVII в.). С. 443.
20 Relazione di Giovanni Soranzo, 1563... Р. 118.
характером, что в «своих речах показывает мало вежливости и мало хороших манер. Ненавидит многих, особенно тех, кто служат ему, и если бы не уважение к королю, то слуги бы у инфанта постоянно менялись» 21.
По данным венецианского посла, расходы дона Карлоса на содержание своего «дома» «составляют около сорока тысяч скуди, но каждый год принц делает много долгов, беря одежду
без оплаты». Так, к моменту отъезда посла долг принца составил «более шестидесяти тысяч
22
скуди» .
Таким образом, с точки зрения венецианского дипломата Джованни Соранцо, двор Филипп II, короля Испании, был устроен по образцу двора герцогов Бургундии и продолжал традиции, заложенные Карлом V. Испанский двор 60-х годов XVI века отличали следующие черты: незримое присутствие короля, что было связано с предпочтением Филиппа II вести уединенный образ жизни, пышность, следование придворным традициям своих предшественников. По сведениям венецианского посла, дом короля Испании включал значительное число обслуживающих его лиц. Ключевые должности занимали лица, облеченные личным доверием короля. Структуру дома короля повторяли аналогичные институты, связанные с обслуживанием персон королевы и инфанта. С точки зрения Джованни Соранцо, дом короля требовал значительных расходов, которыми не всегда в полной мере располагала испанская казна. По мнению Д. Элиота, кардинальные изменения в придворной жизни двора испанских королей произойдут лишь «при правлении Филиппа IV» 23.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Бек, К. История Венеции [Текст]. — М. : Весь мир, 2002.
2. Ведюшкин, В.А. Система государственного управления в Испании в раннее Новое время (конец XV-XVII в.) [Текст] // Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / отв. ред. Т.П. Гусарова. — М. : КДУ, 2011.
3. Alberi, Е. Avvertimento [Text] // Relazione di Giovanni Soranzo, 1563 // Relazioni degli ambasciatori veneti al Senato durante il secolo decimosesto / Raccolte ed illustrate da Eugenio Alberi. — Firenze, 1861. — Vol. V. — Ser. I.
4. Armstrong, C.A.J. The golden age of Burgundy [Text] // The courts of Europe: Politics patronage and royalty. 1400-1800. — L., 1977.
5. Elliot, J.H. Philip IV of Spain — Prisoner of ceremony [Text] // The courts of Europe: Politics patronage and royalty. 1400-1800. — L., 1977.
6. Elliot, J.H. The courts of Spanish Habsburgs: a pecular institution? [Text] // Politics and Culture in Early Modern Europe. — Cambridqe, 1987.
7. Paruta, P. Storia della guerra di Cipro. Libri tre [Text]. — Siena, 1827.
8. Relazione di Spagna di Francesco Soranzo cav. ambasciatore a Filippo II e Filippo III dall'anno 1597 al 1602 [Text] // Barozzi N., Berchet G. Relazioni degli Stati Europei lette al Senato dagli ambasciatori veneti nel secolo XVII / Paccolte ed annotate Da Nicolo Barozzi e Guglielmo Berchet. — Venecia, 1856. — Ser. I. Spagna. — Vol. 1.
9. Relazione di Giovanni Soranzo, 1563 [Text] // Relazioni degli ambasciatori veneti al Senato durante il secolo decimosesto / Raccolte ed illustrate da Eugenio Alberi. — Serie. I. — Vol. V. — Firenze, 1861.
10. Vianoli, A.M. Historia veneta [Text]. — Venetia, l684.
THE LIST OF REFERENCES AND ELECTRONIC RESOURCES
1. Albèri, Е. Avvertimento [Text] // Relazione di Giovanni Soranzo, 1563 // Relazioni degli ambasciatori veneti al Senato durante il secolo decimosesto / Raccolte ed illustrate da Eugenio Albèri. — Serie I. — Volume V. — Firenze, 1861.
2. Armstrong, C.A.J. The golden age of Burgundy [Text] // The courts of Europe: Politics patronage and royalty. 1400-1800. — L., 1977.
3. Bek, K. Istorija Venecii [History of Venice] [Text]. — М.: Ves' mir, 2002.
4. Elliot, J.H. Philip IV of Spain — Prisoner of ceremony [Text] // The courts of Europe: Politics patronage and royalty. 1400-1800. — L., 1977.
21 Ibid. P. 120.
22 Ibid. P. 121.
23 Elliot J.H. The courts of Spanish Habsburgs: a pecular institution? P. 18-19; Elliot J.H. Philip IV of Spain — Prisoner of ceremony // The courts ofEurope: Politics patronage and royalty. 1400-1800. L., 1977. P. 169-170.
5. Elliot, J.H. The courts of Spanish Habsburgs: a pecular institution? [Text] // Politics and Culture in Early Modern Europe. — Cambridge, 1987.
6. Paruta, P. Storia della guerra di Cipro. Libri tre [Text]. — Siena, 1827.
7. Relazione di Giovanni Soranzo, 1563 [Text] // Relazioni degli ambasciatori veneti al Se-nato durante il secolo decimosesto / Raccolte ed illustrate da Eugenio Albèri. — Ser. I. — Vol. V. — Firenze: a spese dell' editore Tipografia Grazznni Giannini E.C., 1861.
8. Relazione di Spagna di Francesco Soranzo cav. ambasciatore a Filippo II e Filippo III dall'anno 1597 al 1602 [Text] // Barozzi N., Berchet G. Relazioni degli Stati Europei lette al Senato dagli ambasciatori veneti nel secolo XVII / Paccolte ed annotate Da Nicolo Barozzi e Guglielmo Berchet. — Venecia, 1856. — Serie. I : Spagna. — Vol. 1.
9. Vedjushkin, V.A. Sistema gosudarstvennogo upravlenija v Ispanii v rannee novoe vremja (konec XV — XVII vv.) [Governance system in Spain in early modern times (the end of the XV-XVII centuries)] [Text] // Vlastnye instituty i dolzhnosti v Evrope v Srednie veka i rannee Novoe vremja / Otvet. red. T. P. Gusarova. — M. : KDU, 2011.
10. Vianoli, A.M. Historia veneta [Text]. — Venetia, l684.
M.V. Tretyakova
ABOUT THE LEGATION OF VENETIAN AMBASSADOR GIOVANNI SORANZO AT THE COURT OF PHILIP II IN THE 60th IN XVI CENTURY: «HOUSEHOLD OF THE KING» OF SPAIN
The article discusses the features of court life at the court of King Philip II of Spain in the early 60s XVI century from the point of view of the Venetian diplomat Giovanni Soranzo, focusing on such an institution of the Spanish monarchy as the «king of the household» (Casa Real). In the center of attention of the author of this article is the final report of the Venetian diplomat. In its report, Giovanni Soranzo stopped on the description of the components of the «household of the king» of Spain. Giovanni Soranzo allocated structure «Household of the King» Spain. According to his observations, a special role among the «king's household» officials played grandees, who served as mayor of the palace and especially the main post Sumiller de corps. Most often, these grandees were the trustees of the King. Venetian ambassador notes that a similar «household» existed and the queen, and the Infant. Positions the main mayor of the palace of the Queen and the Infante «households» also took grants, trusted king. By Venetian ambassador were given money costs of the institution of the Spanish crown. According to observations of the representative of Venice at the court of King Philip II Giovanni Soranzo many traditions that existed at that court, to imitate the customs of the court of the Dukes of Burgundy and Charles V was laid.
Casa Real, The XVI century, Giovanni Soranzo Spain, Philip II.