УДК 316.614:329.78 Киричек Андрей Игоревич
ассистент кафедры государственного и муниципального управления Тихоокеанского государственного экономического университета andrewword@i nbox.ru
К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИЙ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ», «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
И «ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ»
Kirichek Andrey Igorevich
assistant of the chair of state and municipal government, Pacific State Economic University andrewword@i nbox.ru
TOWARDS THE QUESTION OF DIFFERENTIATION OF CONTENT OF CATEGORIES OF “POLITICAL ACTIVITY”, “POLITICAL BEHAVIOR” AND “POLITICAL PARTICIPATION”
Аннотация:
Представлен анализ предметной области исследования политической активности. Выделены основные подходы к использованию понятия политической активности и понимания природы явлений, обозначенных этим понятием: исторический, философский, политологический, психологический. Разграничены категории политической активности, политического поведения и политического участия.
The summary:
The analysis of the subject areas of research of political activity is presented. There are identified the main approaches to the use of the concept of political activity and understanding the nature of this phenomena, identified by this concept: historical, philosophical, political, psychological. The categories of political activity, political behavior and political participation are differentiated.
Ключевые слова: Keywords:
личность, политическая активность, поли- personality, political activity, political behavior,
тическое поведение, политическое участие. political participation.
Потребность в осмыслении происходящих в стране процессов привлекает все большее внимание к политическим исследованиям. Однако разнообразие подходов, точек зрения, мнений и просто эмоциональных высказываний в употреблении различных научных терминов напоминает «попурри» и создает методологический хаос. С одной стороны, в употреблении какого-либо конкретного термина встречаются разночтения, с другой - одни и те же политические феномены в разных областях знания обозначаются разными понятиями. Одним из таких «неоднозначных» политических феноменов является феномен активности личности в области политики.
Краткий анализ тех понятий, которыми обозначается феномен активности личности, направленной в область политики, позволяет установить, что наибольшую неоднозначность вызывает употребление понятия «политическая активность», которое часто сравнивают с понятием «политическое поведение» и «политическое участие». В связи с этим нам представляется необходимым рассмотреть и определить каждое из них.
В настоящее время дефиниция «политическая активность» употребляется довольно часто и понимается неоднозначно. В результатах социологических исследований, представленных в mass media, подробно освещается такое проявление политической активности, как электоральная активность. Часто под этим же термином понимается участие в политической жизни страны той или иной социальной группы населения или, например, проявление интереса к тем или иным политическим событиям.
Явление политической активности как отдельного человека, так и различных социальных групп населения широко представлено в различных областях гуманитарного зна-
ния, рассматривающих представления о человеке и политике: политологии, философии, истории, социологии, политической психологии.
Анализ литературных источников позволил нам выделить следующие подходы к использованию понятия политической активности и понимания природы явлений, обозначенных этим понятием.
1. Понятие политической активности широко используется для фиксирования и описания общественных процессов в исторической науке. В данном подходе формализация и определение понятия «политическая активность», а также выявление источников ее возникновения относятся к области современной историографии; собирается и поставляется эмпирический материал для последующего теоретического осмысления.
2. Широко исследована природа политической активности в представлениях о человеке в различных философских концепциях. Ещё Аристотель, определяя сущность человека, называл его политическим животным (zoon politicon) [1, с. 3]. И в дальнейшем именно философские воззрения о политической природе человека намечали канву, задавали основные направления для практических и теоретических исследований. Так, для отечественной политической психологии неоценим вклад Б. Рассела и его труд «Power», где он рассматривает основы стремления к власти [2].
3. В науках, предметом которых являются общественные процессы (политология, социология), понятие политической активности используется в рамках исследования взаимоотношений личности и общества в контексте политики. Возможна косвенная ссылка на ее природу, однако предметом отдельного исследования вопрос об источниках не является. Так, в современной социологии активность политическая понимается как «активность социальная, реализуемая в сфере политической деятельности» [3, с. 14]. В политологическом словаре трактуется следующее определение «Политическая активность - деятельность социальных групп или индивидов, связанная со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок, социально-экономические и политические институты... На индивидуальном уровне политическая активность - это совокупность проявления тех или иных форм жизнедеятельности отдельной личности, в которых выражено ее стремление активно участвовать в политических процессах, отстаивать свои политические права и интересы» [4, с. 365].
4. В психологии же политическая активность рассматривается в рамках политической психологии, фиксируется само явление, исследуется и его природа. В большей степени политическая психология занимается исследованием феномена политической активности личности.
В политической психологии богатое наследие, оставленное выдающимися отечественными коллегами, нашло свое выражение через введение категории политической деятельности как базовой для описания политических явлений. Так, А.И. Юрьев [5, с. 92], отмечая, что именно политическая деятельность является высшим проявлением политической жизни человека, предлагает дифференцировать явления политики по признаку деятельности. В основу понимания категории деятельности легло определение Г.В. Суходольского [6, с. 13]. Деятельность предполагает воплощение в себе всех достижений человечества по организации собственной активности, своего поведения и др.
Дифференцируя явления политики по признаку деятельности, A.K Юрьев выделяет следующие уровни:
1. Деятельность. Под деятельностью понимается общая физическая и психическая активность человека, регулируемая сознательной целью. С позиции категории деятельности рассматривается такое политическое явление, как борьба за ясное, полное, человеческое сознание.
2. Работа. Работа понимается как осуществление возможностей интеллекта субъекта политики, его способности осуществлять физические и психические затраты для получения желаемого эффекта.
3. Поведение. Поведение понимается как система реакций на стимулы политического характера: участие в поиске, создании, распределении жизненных ресурсов.
4. Активность. Активность понимается как способность осуществления политической деятельности, работы или политического поведения. Категория активности пригодна для описания и объяснения политики физического подавления.
В политической науке существуют исследования, результатом которых является построение типологии индивидуальных субъектов на основе их поведения. Как правило, данные типологии строятся на основе учета участия индивида сразу в нескольких формах. На основе выявления преобладающих форм политического участия выделяют группы индивидов, участвующих в политике преимущественно тем или иным образом. Одной из удачных классических типологий является типология известных политологов М. Каазе и А. Маша, построенная на основе учета уровня активности, а также конвенциональности и неконвенциональности участия. Они выделяют пять групп в зависимости от преобладающих форм участия:
1. Неактивные. Большинство представителей этой категории либо вообще никак не участвуют в политике, либо, в крайнем случае, читают газеты и могут подписать петицию, если их об этом попросят, некоторые могут принимать участие в выборах.
2. Конформисты. Конформисты принимают более активное участие в конвенциональных формах. Некоторые из них могут даже участвовать в политических кампаниях. Однако в целом они избегают непосредственного политического участия.
3. Реформисты. Так же, как и конформисты, участвуют преимущественно в конвенциональных формах, но более активно. Кроме того, они могут использовать и законные формы политического протеста, такие как демонстрации и даже бойкоты.
4. Активисты. Они наиболее активно участвуют в политической жизни. Формы активности - преимущественно конвенциональные, однако используют и неконвенциональные формы участия.
5. Протестующие. По уровню активности они похожи на реформистов и активистов, однако отличаются от них тем, что практически не участвуют в политическом процессе в конвенциональных формах [7].
Иногда политическое поведение и участие типологизируют в зависимости от той роли, которую играет в этом процессе сам индивидуальный субъект. По этому критерию выделяется автономное и мобилизованное участие. Автономное участие - такое участие, когда индивид действует, принимая решение самостоятельно. Мобилизованное участие -участие под влиянием политической мобилизации, под давлением других субъектов политики или под их влиянием, приводящим к искажению его собственных предпочтений.
Следует отметить, что две эти формы участия представляют собой некие идеальные типы. В действительности граница между мобилизованным и автономным участием трудноуловима, у отдельных индивидов наблюдается смешанный тип участия. Тем не менее эвристическая ценность данной типологии достаточно большая. С ее помощью можно выделить преобладание того или иного типа участия у того или иного человека, представителей какой-либо группы или страны, можно сделать вывод о том, насколько способны политические субъекты к рационализации политической действительности и выработке самостоятельной политической позиции.
Таким образом, «политическая активность» - многостороннее и многоаспектное понятие, раскрывающее совокупность действий, выход энергии индивидов и социальных
групп, направленные на изменение своего политического статуса и окружения. Политическая активность рассматривается, как правило, в единстве двух компонентов: материальных (реальное изменение политических отношений) и духовных (аккумуляция и трансляция политического знания и опыта, обмен информацией, межгрупповая и межличностная координация и пр.). Политическая активность проявляется в политических формах деятельности, общения, поведения и может быть направлена как на конструктивно-реформационное изменение политического качества, так и на деструкцию отживших политических форм. Активность индивидуальная направлена на проявление тех способов жизнедеятельности, которые способствуют вовлечению личности в активное соучастие в политическом процессе, затрагивающем ее кардинальные интересы и ценности.
Активность, направленная в область политики, в каждой из возможных форм своего проявления носит относительный, условных характер, зависит от особенностей восприятия человеком политической информации и может изменяться под воздействием ее получения. Отсюда изменение политического поведения человека зависит от значимости информационных стимулов, которые определяются структурой свойств личности. Следовательно, знание данных особенностей личности позволит выявить закономерности политического поведения человека.
Ссылки:
1. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988. 203 с.
2. Russel В. Power: A New Social Analysis. London, 1938. 328 p.
3. Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова. М., 2000. 488 с.
4. Политология : энциклопедический словарь / под общ. ред. Ю.И. Аверьянова. М., 1993. 431 с.
5. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992. 228 с.
6. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. СПб., 1994. 286 с.
7. Kaase M., Marsh A. Political Action Repertory // Political action: Mass Participation in Five Western Democracies / е<± by S. Barnes, М. Kaase. Beverly Hills ; London, 1979. P. 153-155.
References (transliterated):
1. Shestopal E.B. Uchnost' i politika. M., 1988. 203 p.
2. Russel V. Power: A New Social Analysis. London, 1938. 328 p.
3. Osipov G.V. Entsiklopedicheskiy sotsiolog-icheskiy slovar' / ed. by G.V. Osipov. M., 2000. 488 p.
4. Politologiya : entsiklopedicheskiy slovar' / undergeneral ed. by Y.I. Aver'yanov. M., 1993. 431 p.
5. Yur'ev A.I. Vvedenie v politicheskuyu psihologiyu. SPb., 1992. 228 p.
6. Suhodol'skiy G.V. Osnovy psihologicheskoy teorii deyatel'nosti. SPb., 1994. 286 p.
7. Kaase M., Marsh A. Political Action Repertory // Political action: Mass Participation in Five Western Democracies / ed. by S. Barnes, M. Kaase. Beverly Hills ; London, 1979. P. 153-155.