4.Vygotskyi L. Questions of children’s psychology // Coll. works, Vol 4. M.: 1982
5.Vygotskii L. Development of higher psychological processes. M.: 1960.
6.Ermolova T. Readiness for school. M.: 1996.
7.How to prepare a child for the school / M. Bezrukih et al. Tula: Arctous, 1996.
8.Kolomynskii Ya. Child’s personal readiness for school. Minsk, 1996.
9.Mardahaev L. Social pedagogy. M.: Gardarika, 2006.
10. Mudrik А. Introduction to social pedagogy. M.: Pedagogika, 1997.
11. Nikitina L. Theoretical fundamentals of improvement of pedagogical technologies in executive education institution: abstr. of diss. ... cand. of pedagogical sci. M.: 1998.
12. Yuriev V., Kutsenko G. Reproductive potential of boys in St.Petersburg // Problemy sotsialnoi gigieni, zdravoohraneniya i istorii meditsiny. 2001. №5.
Мельникова Екатерина Анатольевна, аспирант кафедры социальной педагогики, Российский государственный социальный университет.
Melnikova Ekaterina Anatolevna, post-graduate student, department of social pedagogics, Russian State Social University.
121059, г. Москва, e-mail: [email protected]
УДК 372.31
ББК 74.24(28)731.0 Ф.Ф. Морозова
К вопросу о диагностике сформированности общеучебных умений младших школьников
В статье предлагается научно-методический материал для проведения мониторинга уровня сформированности общеучебных умений в условиях начальной школы.
Ключевые слова: начальная школа, сформированность общеучебных умений, навыки самообразования.
F.F. Morozova
To the question of educational skills formation of junior pupils
In this article scientific and methodical material for monitoring taking of the level of formation of educational skills in the primary school is offered.
Key words: primary school, formation of educational skills, skills of self-education.
В последние годы возрождается интерес к общеучебным умениям. Так, в «Концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе» развитие общеучебных умений названо среди приоритетных целей школы [4;43]. Внимание к общеучебным умениям прослеживается на протяжении всей концепции. Так, среди четырех целей и задач школы как социального института в современных условиях указано: «разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности» [3;43].
Согласно современным документам об образовании, решение проблемы формирования общеучебных умений должно базироваться на новом идеологическом основании - компетентностном подходе к содержанию образования. Новая компетентностная парадигма учебно-познавательной деятельности знаменует переход от традиционной декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания. В этой системе общеучебные умения рассматриваются как важнейший Деятельностный компонент учебно-познавательной компетентности, предусматривающий умение самоуправлять учебной деятельностью, направленное на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умение работать с информацией как средство достижения поставленных ранее учебных задач; умение структурировать информацию, ее анализировать, обобщать и т.д.
Это означает, что направленность образовательного процесса на формирование самостоятельности ребенка должна выступать как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью, к развитию которой стремится современная школа [3; п.2]. Начальная школа таким образом рассматривается не изолированно, а как элемент целостной системы в рамках непрерывного образования, поскольку в этот период закладывается фундамент развития личности, его интеллектуальный потенциал. Содержание начального образования должно обеспечить существенное психическое развитие младшего школьника, формирование у него таких общеучебных умений, которые позволили бы без особых трудностей продолжать свое дальнейшее образование.
Как показывает опыт, в педагогике на сегодняшний день не разработан должным образом инструментарий для проверки промежуточных результатов сформированности общеучебных умений
учащихся начальных классов, что затрудняет работу учителей. Педагоги, учащиеся и их родители не имеют целостного представления об этих умениях и не знают ту норму, которая содержит конкретные требования к общеучебным умениям. Мы рассматриваем диагностику сформированности общеучебных умений как процесс сбора достоверной фиксированной информации в неразрывной связи с коррекционной работой, полагая, что содержательно и технологически диагностика и коррекция не могут применяться в отрыве друг от друга. Разработанный нами инструментарий рассчитан на учителей начальных классов, так как они в большей мере, чем предметники, нуждаются в теоретическом осмыслении своей деятельности, в постоянной рефлексии.
Суть и содержание диагностики сформированности общеучебных умений в начальном звене становятся составляющими целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации об образовательных результатах - все участники образовательного процесса: учителя, ученики и их родители. Работа по предлагаемому инструментарию позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег, учеников и их родителей.
Ученику это дает возможность установить свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. А родители постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, так как информированы о психологических барьерах ребенка.
В основу инструментария положены подходы Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщикова [6], предлагающих свою «Программу общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников», в которую включают 120 умений, разделенных на 3 группы (учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические) без ссылок на иерархию умений. Однако авторы рассматривают группу учебно-организационных умений сквозь «призму управленческого цикла», а группу учебно-интеллектуальных умений представляют как учебнологические умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Педагоги довольно подробно перечисляют учебно-логические умения, не избежав их повторов, но в разном словесном оформлении.
В нашем исследовании мы предлагаем важный, на наш взгляд, примерный перечень общеучебных умений, разделенный на четыре группы: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные, опираясь на различные исследования ученых (Ю.К. Бабанский, Н.А. Лошкарева), а также учитывая современные возможности школьного обучения и многолетний личный опыт. Кроме того, наше исследование подтвердило предположение о том, что креативные умения должны стать основой пятой группы общеучебных умений. Экспериментальные данные подтверждают выводы ученых (И.Я. Лернер, Б.И. Коротяев и др.), что, начиная с третьего класса, младшие школьники готовы к их формированию. Отметим, что все вышеназванные общеучебные умения различаются по своему объему, который определяется количеством операций, составляющих умение, более простые умения входят в качестве операций в более сложные умения.
Если в 1 классе введено безотметочное обучение, то результатами мониторинга уровня сфор-мированности общеучебных умений на данном этапе обучения младших школьников могут выступать результаты итоговых контрольных работ по математике, русскому языку, технике чтения (в конце года). Со 2 класса мониторинг должен проводиться в системе, с использованием соответствующего конкретному периоду обучения младших школьников инструментария.
В ходе мониторинга мы использовали следующие критерии и уровни: Высокий уровень.
Учебно-организационные. Удерживает цель деятельности, умеет оценить значение того или иного материала для данной конкретной цели, использует знания из разных областей для составления плана решения проблемы, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сопоставляя его с поставленной целью деятельности. Преобладает быстрый темп деятельности, быстрые реакции на внешние воздействия, наличие усидчивости при монотонной работе.
Правильно распределяет время на выполнение заданий, начинает работу с интересных и наиболее трудных заданий, с изучения теории, а затем выполняет упражнения. Всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их, быстро готовит их к работе, оперативно включается в выполнение заданий.
Учебно-интеллектуальные. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый), умеет наблюдать за явлениями, ставить вопросы по существу воспринятого. Знания на уровне применения в конкретных условиях и новых ситуациях. Оперирует анализом знаний: выделяет скрытые предложения, видит ошибки в логике рассуждения. Проводит различия между фактами и следствиями. Владеет операциями синтеза и обобщения.
Учебно-информационные. Самостоятельно осуществляет библиографический поиск, выбирает литературу, соответствующую выбранной теме. Умеет осуществлять наблюдения и использовать их для учебно-познавательной деятельности.
Учебно-коммуникативные. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. Ученик умеет доказывать свою точку зрения.
Креативные. Самостоятельно справляется с заданиями на преобразование, применение творчества. Находит дополнительные способы решения поставленных задач.
Выше среднего уровня. Учебно-организационные. Удерживает цель деятельности, составляет план решения проблемы, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сопоставляя его с целью деятельности. Темп деятельности, реакция на внешние воздействия в норме, остается усидчивым при монотонной работе.
Учебно-интеллектуальные. Правильно определяет содержание, смысл воспринятого, умеет наблюдать за явлениями, ставить вопросы по существу. Знания на уровне применения в конкретных условиях и в некоторых новых ситуациях. Оперирует анализом знаний: выделяет скрытые предложения. Видит ошибки в логике рассуждения. Проводит различия между фактами и следствиями. Владеет операциями синтеза и обобщения.
Учебно-информационные. Самостоятельно осуществляет библиографический поиск, выбирает литературу, соответствующую заданной теме.
Учебно-коммуникативные. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.
Креативные. Нуждается в направляющей помощи в виде вопросов. Затрудняется в составлении заданий творческого характера.
Средний уровень. Учебно-организационные. Цель деятельности удерживает частично, намечает план действий, но выполнить его может при стимулирующей помощи взрослого. Выбирает не всегда верные адекватные средства. Делает проверку, но только частично. Темп деятельности замедленный, не всегда усидчив.
Правильно распределяет время на выполнение заданий, но начинает с более легких заданий. Не всегда имеет при себе учебные принадлежности, включение в работу требует усилия воли.
Учебно-интеллектуальные. Правильно определяет содержание, смысл, умеет ставить вопросы по существу воспринятого. Знания умеет применять только в знакомой ситуации. Оперирует анализом знаний, синтезом и обобщением, но допускает ошибки.
Учебно-информационные. Библиографический поиск осуществляет, но с помощь взрослого.
Учебно-коммуникативные. Речь содержательна, но допускаются грамматические ошибки.
Креативные. Нуждается в стимулирующей помощи в виде вопросов, показа способа выполнения действия.
Низкий уровень. Учебно-организационные. Не может удержать цель деятельности, не умеет планировать свою деятельность, темп деятельности замедленный.
Не умеет распределять время на выполнение заданий, выполняет работу, начиная с легких заданий. Часто не имеет при себе учебных принадлежностей. Не умеет самостоятельно, без принуждения со стороны взрослых включаться в работу.
Учебно-интеллектуальные. Неверно определяет содержание, смысл воспринятого, ставит несущественные вопросы по воспринятому. Знания применяет только в конкретных знакомых ситуациях при оказании обучающей помощи. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется помощь, которая воспринимается с трудом. Операциями синтеза и обобщения не владеет.
Учебно-информационные. Не умеет пользоваться литературой и вести библиографический
поиск.
Учебно-коммуникативные. Словарный запас беден, речь несвязна.
Креативные. Отсутствует умение проявлять самостоятельность, поиск решения, испытывает затруднения в переносе знаний в другие ситуации.
В качестве примера предлагаем авторский инструментарий с целью мониторинга уровня сформированности общеучебных умений у выпускника начальной школы.
Инструментарий для проверки итоговых результатов сформированности общеучебных умений у выпускников начальной школы
I. Учебно-интеллектуальные умения
1. Цель: выявление умений учащимися давать словесную характеристику классов в готовой классификации.
Даны числа: 306, 55, 675, 32, 412, 915, 805, 548. Эти числа размещаются в два столбика:
306 55
22 675
412 915
548 805
Задание. Выбери условие, по которому данные числа разделены на две группы:
A) числа разделены на четные и нечетные;
Б) числа разделены по числу цифр в записи;
B) числа разделены по признаку делимости на 2 и 5.
2. Цель: выявление умений учащимися делить объекты на классы по заданному основанию.
Даны слова: тюлень, белый медведь, заяц - беляк, кайра, летяга, тупики, полевка, рачки, полярная сова, песец, кулик, лемминг, кедровка, рысь, благородный олень, бурундук.
Разделить слова на группы по месту обитания (животные арктических пустынь, тундры, леса)
3. Цель: выявление умений учащимися делать проверку результатов классификации.
Задание. Прочитай слова: лесной, прорубь, замазка, светильник, рассказ, сапог, деревья, капель.
Раздели эти слова на две группы: слова с безударной гласной, слова с парным согласным. На какой строчке классификация произведена правильно?
Лесной, замазка, светильник, деревья, капель. Прорубь, рассказ, сапог.
Лесной, светильник, деревья, капель. Прорубь, замазка, рассказ, сапог.
Лесной, прорубь, светильник, деревья. Замазка, рассказ, сапог, капель.
4. Цель: выявление умений проводить обобщение.
Задание (А). В каждом задании определи лишнее слово: ель, береза, сосна, лиственница, кедр;
Юпитер, Луна, Сатурн, Земля, Плутон; железо, каменный уголь, золото, почва, гранит; кишечник, сердце, желудок, пищевод; бабочка, комар, муха, паук, шмель.
Задание (Б). Подбери слово, объединяющее данные пары слов:
метр - километр;
квадрат - прямоугольник;
море - озеро;
корень - приставка;
условие - вопрос.
5.Цель: выявление умений учащимися выделять существенные и несущественные признаки. Задание. В данном ряду назван предмет и 5 других, имеющих к нему отношение. Надо выбрать
в скобках тот предмет, без которых основной предмет не может обойтись.
Озеро (караси, водоросли, вода, гладь, пловец).
Птицы (крылья, гнездо, птенцы, яйца).
Кустарник (листья, ветки, земля, плоды, птицы).
Цель: выявление умения давать определение понятиям.
Задание 1. Из перечня слов выпишите слова в соответствующие столбцы:
уменьшаемое, двести, разность, пятнадцать, сложение, вычитаемое, три тысячи, умножение, деление, шесть десятков, множитель, делимое, вычитание, частное.
Название компонентов Числа Арифметические действия
Задание 2. Распределите слова по соответствующим столбцам: эпитет, былина, завязка, сказка, басня, развязка, сравнение, рассказ, стихотворение, гипербола, развитие действия, метафора, эпилог, олицетворение.
Изобразительные средства языка Литературные жанры Сюжетная линия
Задание 3. Озаглавь столбцы:
Черемуха, смородина, шиповник Вода, солнце, камни Дуб, клен, ясень
Задание 4. Дополни определения:
Квадрат - это геометрическая фигура, ...
Тупой угол - это угол, который.
Ар - это квадрат .
Тонна - это единица измерения............, равная.....
Склонение - это.......................................
Цель: выявление креативных умений учащихся.
Учащимся даются карточки с изображением нескольких кругов и предлагается дорисовать разные предметы.
Сочинить загадку о растении леса.
II. Учебно- организационные умения
A) Выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи.
Б) Применять усвоенный алгоритм.
Задание. Поставь порядковые номера последовательного выполнения учебных действий для подготовки кроссворда по теме урока:
- дай определение ключевым словам;
- выбери ключевые слова из произведения, являющиеся именами существительными;
- пронумеруй ключевые слова;
- реши собственный кроссворд с целью проверки, исправь недочеты;
- определи слова, имеющие общие буквы;
- расположи ключевые слова по горизонтали и вертикали;
- оформи задания согласно требованиям к составлению кроссвордов;
- оформи окончательный вариант кроссворда.
B) Применять умения составлять алгоритм в творческой деятельности.
Задание. Продолжи правильную последовательность учебных действий для составления теста к изученному произведению (параграфу):
Тщательно продумай содержание вопросов, учитывая, что они должны быть познавательными, заставляющими подумать.
Правильно сформулируй вопросы, связанные с содержанием данного текста (1,2, 3 и т.д.).
III. Учебно- информационные умения
А) Составление плана в виде вопросительных предложений.
Задание. Составь план в виде вопросительных предложений к произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Б) Работа с дополнительной литературой
Задание 1. Подберите пословицы, фразеологизмы, отражающие идею произведения М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб».
Задание 2. Составьте план рациональной подготовки сообщения по теме « Животные степной полосы».
IV. Учебно-коммуникативные умения
А) Умение осуществлять сравнительный анализ произведений, близких по теме, формулирование выводов.
Задание. Выполни сравнительный анализ героев произведения А.И. Куприна «Барбос и Жуль-ка» и Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».
- Что объединяет данных героев? Докажите примерами из текста.
- Какие различия обнаружили?
- Какова идея данных рассказов?
- Назовите произведения, похожие по теме, идее.
- Приведите примеры из личного опыта, отражающие дружбу между животными.
Б) Использование в речи художественно-изобразительных средств языка. Учащимся предлагаются картинки с изображением цветов: одуванчик, роза, мак и т.д.
Задание. Рассмотри цветы. Назови их.
- Подбери сравнения к 2 -3 из них (например: «одуванчик, будто солнышко»).
- Подбери олицетворения к 2-3 из них (например: «маки горят», «розы плачут» и т.д.).
В) Умения связно высказывать суждения, продумывать ход изложения.
Задание. Представьте себя любым персонажем рассказов М.М. Пришвина из книги «Золотой луг»
- Кем или чем вы бы хотели представить себя и рассказать о себе?
- Запиши кратко получившийся рассказ.
V. Креативные умения
1. Напишите сочинение-загадку о бабочке, ни разу не употребив слово «бабочка»
2. Составить кроссворд (из 8 -10 слов) по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Литература
1. Абузярова С.И. Методы обучения и формирование познавательных умений школьников // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / под ред. Ю.К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона. М.: Педагогика, 1980. С. 151-153.
2. Беспалько В.П. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении. М.: Просвещение, 1969. 46 с.
3. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 // Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. М.: АПК и ПРО, 2002. - С.40-50.
4. Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражение в учебниках // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1983. Вып. 12. С. 230-233.
5. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников / сост. Н.А. Лошкарева // Народное образование. 1982. № 10. С.106-111.
6. Татьяченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: Совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников // Образование в современной школе. 2002. № 6. С. 45-48.
Literature
1. Abuzyarova S.I. Methods of education and formation of pupils cognitive skills // Problems of educational methods in modern school / ed. by Yu.K. Babanskiy, I.D. Zverev, E.I. Monoszon. M.: Pedagogika, 1980. P. 151-153.
2. Bespalko V.P. Methods and criterions of knowledge, abilities and skills appreciation of pupils in programme education. M.: Prosvescheniye, 1969. 46p.
3. Conception of structure and content of general education (in the 12th year school): Decree of Government of the Russian Federation from 23.03. 2001 № 224 // Normative and lawful bases of experiment taking in structure and content renovation of education in Russian Federation. M.: APK and PRO, 2002. P.40-50.
4. Lerner I.Ya. About educational skills and their reflection in manuals. The problem of school manuals. Ed. 12. M.: Prosvescheniye, 1983. P. 230-233.
5. The Program of development of common educational abilities and pupils skills / comp. by N.A. Loshkareva // Narodnoye obrazovaniye. 1982. № 10. P. 106-111.
6. Tatyachenko D.V., Vorovtchikov S.G. Program of common educational skills: Perfection of effectiveness of formation of cognitive ability of pupils // Obrazovaniye v sovremennoi schkole. 2002. № 6. P. 45-48.
Морозова Фаниса Фаниловна, учитель начальных классов, МОУ «Эдучанская СОШ»
Morozova Fanisa Fanilovna, teacher of primary school, Educhansky Average Comprehensive School
666665, Иркутская область, Усть-Илимский район, пос. Эдучанка, тел. 8 (395-2)49-3-33, e-mail: ffm6 8 @rambler. ru
УДК 373.5.016:811.512.3
ББК 74.268.11:81.642 Д.Ц. Нанзадай
Формирование фонетических навыков и умений на уроках бурятского языка
как государственного
Статья может быть использована учителями бурятского языка, начальных классов. Поможет учителю провести фонетическое упражнение при обучении бурятскому языку.
Ключевые слова: формирование фонетических навыков, обучение бурятскому языку.
D. Ts. Nanzadai
The formation of phonetic Skills and abilities at the lessons of Buryat language as State one
The Article may be used by teachers of Buryat language, elementary school teachers. It helps a teacher to organize a phonetic drill while teaching the Buryat language.
Key words: formation of phonetic skills, teaching Buryat language.
На территории Бурятии на протяжении многих лет живут вместе русские, буряты, другие народы, взаимодополняя и обогащая культуру, внося значительный вклад в развитие общества. В процессе межкультурной интеграции развивается двуязычие. Важнейшей его особенностью является то, что родной и межнациональный языки являются равноправными. Они не соперничают, а дополняют друг