Научная статья на тему 'К вопросу о деятельности Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства'

К вопросу о деятельности Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА / АРХЕОЛОГИЯ / ПЕТРОГЛИФЫ / ИСТОРИЯ / SIBERIAN ASSOCIATION OF PREHISTORIC ART RESEARCHERS / ARCHEOLOGY / PETROGLYPHS / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальцев Роман Константинович

Статья посвящена анализу деятельности Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства, члена Международной Федерации организаций по наскальному искусству, участника в деле сохранения и популяризации уникального археологического источника петроглифов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Автором анализируется двадцатилетняя история ассоциации. Освещаются основные направления деятельности, современное состояние и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the activities of the Siberian Association of Prehistoric Art Researchers

The article is devoted to the Siberian Association of Prehistoric Art Researchers (SAPAR), member of the International Federation of Rock Art Organizations (IFRAO), active participant in the preservation and popularization of the unique archaeological source petroglyphs, in Russia and beyond. It covers the main areas of activities, the current state and prospects of development. Ideas to establish an organization uniting researchers involved in rock art began to appear in the early 1990s. Thus, the conference "Topical Problems of the Study of Rock Art in the USSR", organized at the initiative of M.A. Devlet, saw the formation of a new independent scientific direction engaged in the study of rock art. In early 1997, SAPAR was established. The Association management mechanism was developed. The main body, the General Meeting of the Association Members, was approved. Between Meetings the management of the organization was entrusted to the Board of Directors, consisting of the President, Vice-Presidents, Academic Secretary and Treasurer. The first president of SAPAR was Doctor of Historical Sciences, Professor Ya.A. Sher. The interest of SAPAR researchers is in all aspects of the monuments of primitive art: the study of their scientific, historical, cultural and aesthetic value; cultural and chronological attribution and semantics; documenting and cataloging, conservation and preservation; museumi-fication, exposition and exhibition activities; publication, introduction of monuments in the scientific use, promotion, cultural tourism. One of the productive directions of the Association is its publishing activities. SAPAR Bulletin and Occasional SAPAR publications publish works of prominent scientists and young researchers related to the study of petroglyphs, museumification and conservation of rock art sites. For the purpose of promoting of petroglyphic art, members of the organization developed the concept of creating the Virtual Museum of Prehistoric Art in 1998. It was a rather interesting attempt of connection of exhibits which are at a distance from each other in the virtual space. Unfortunately, this works has been suspended for the financial reasons. For almost twenty years of history, the members of the Association have carried out various expeditions to such monuments of rock art as Tepsei, Kunya, Oglakhty and others, and also a number of field seminars devoted to the most significant questions of a petroglyph studies. SAPAR has come a long way of formation and development. This dynamic organization implements the ideas of conservation, restoration and promotion of rock art in the territory of the Russian Federation. The confirmation of the above is the fact that SAPAR, with the assistance of Kemerovo State University, the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences, the museum-reserve "Tomskaya Pisanitsa" plans an international conference "The Archaeological Heritage of Siberia and Central Asia" in October 2016.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельности Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства»

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 410. С. 114-117. Б01: 10.17223/15617793/410/18

УДК 001.32 : 061.2

Р.К. Мальцев

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОЙ АССОЦИАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена анализу деятельности Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства, члена Международной Федерации организаций по наскальному искусству, участника в деле сохранения и популяризации уникального археологического источника - петроглифов - не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Автором анализируется двадцатилетняя история ассоциации. Освещаются основные направления деятельности, современное состояние и перспективы развития.

Ключевые слова: Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства; археология; петроглифы; история.

В преддверии предстоящего юбилея Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства (далее - САИПИ), которой в ноябре 2017 г. исполнится 20 лет со дня образования при Кемеровском государственном университете, мы попытались обобщить опыт ее деятельности по сохранению и популяризации наскального искусства.

Идеи создания организации, которая сплотила бы научное сообщество с целью изучения, сохранения и популяризации памятников наскального искусства, возникли во второй половине XX столетия. Так, в апреле 1990 г. по инициативе координатора Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) М.А. Дэвлет состоялась конференция «Актуальные проблемы изучения наскальных изображений в СССР», на которой было засвидетельствовано оформление нового самостоятельного научного направления в отечественной науке, занимающегося изучением наскального искусства [1. С. 202]. Именно в процессе работы конференции был поставлен вопрос о создании на территории нашей страны профессиональной ассоциации специалистов по наскальному искусству. Хотя данное предложение и было единогласно поддержано, создание такого объединения затянулось на долгие годы.

Вновь к идее образования подобной структуры вернулись во второй половине 1990-х гг., когда в выступлениях видных отечественных археологов (Я.А. Шер, Д.Г. Савинов и др.) снова стали подниматься вопросы исследования и сохранения памятников наскального искусства, а также консолидации профессионального сообщества. В этот раз идея достигла логического завершения. В начале 1997 г. была образована САИПИ. Был выработан механизм управления Ассоциацией, главным органом которой было утверждено Общее Собрание членов Ассоциации. В период между Собраниями руководство организацией возложено на Правление, состоящее из президента, вице-президентов, ученого секретаря и казначея. Первым президентом САИПИ был избран известный специалист в области археологии и первобытного искусства, доктор исторических наук, профессор Я.А. Шер. Проходившая 3-8 августа 1998 г. по инициативе кафедры археологии КемГУ и САИПИ Международная конференция по первобытному искусству при поддержке ЮНЕСКО закрепила образование Ассоциации и полномочия президента. Так бы-

ла образована одна из первых организаций на территории России, объединяющая специалистов не только по наскальному искусству, но и археологии, музееведению, культурологии и искусствоведению.

Стоит отметить, что закрепить авторитет Ассоциации помогло вступление в ее ряды и активно участвующих и сегодня Я.А. Шера, Д.Г. Савинова, А.И. Мартынова, М.А. и Е.Г. Дэвлет, О.С. Советовой, Э. Якобсон, В.В. Боброва, Н.В. Леонтьева и многих других.

В качестве основной цели САИПИ было утверждено всемерное содействие изучению, сохранению и популяризации первобытного искусства.

В настоящее время предметом интересов, входящих в САИПИ исследователей, являются все аспекты, касающиеся памятников первобытного искусства, такие как изучение их научной, историко-культурной и эстетической ценности; культурно-хронологическая атрибуция и семантика; документирование и каталогизация, консервация и сохранение; музеефикация и экспозиционно-выставочная деятельность; публикация; введение памятников в научный оборот; популяризация; культурный туризм [2. С. 10].

Этапом расцвета САИПИ можно считать начало 2000-х гг. Именно в это время САИПИ была принята в Международную федерацию организаций по наскальному искусству (далее - ИФРАО), включающую в себя 39 международных организаций по наскальному искусству. Члены САИПИ были активно вовлечены в деятельность ИФРАО. Так, Я.А. Шер вошел в Совет и редколлегию ИФРАО [3. С. 3].

Начиная с 2000-х гг. одним из ведущих и основных направлений деятельности САИПИ являются инициирование и проведение мероприятий по сохранению и музеефикации памятников первобытного искусства. В 2002 г. САИПИ получила грант на проект, направленный на изучение и сохранение памятников наскального искусства Минусинской котловины. Так, в августе того же года, при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в Хакасии был проведен международный полевой семинар «Сохранение, консервация и музеефикация памятников наскального искусства», на котором был обозначен проект, включающий следующие направления деятельности: проведение архивных и музейных изысканий, проведение мероприятий по оценке состояния памятников наскального искусства Енисея, разработка проекта консервации, реставрации и музее-

фикации [1. С. 204]. Летом 2002 г. САИПИ была проведена комплексная экспедиция по обследованию сохранности крупнейших памятников Среднего Енисея (Оглахты, Шалаболино, Суханиха, Мосеиха, Тепсей, Куня, Большая и Малая Боярские, Абакано-Перевозная). В ходе экспедиционных работ были выявлены последствия влияния антропогенных и природных факторов, определена степень сохранности [4. С. 8].

Работа над проектом была продолжена и в дальнейшем. В 2003 г. САИПИ удалось получить грант от Ford Motor Company. К работе над проектом «Сохранение памятников наскального искусства Южной Сибири» помимо членов самой САИПИ были подключены сотрудники Кемеровского государственного университета, государственного НИИ реставрации, Кемеровского областного музея изобразительного искусства, Государственной археологической службы Хакасии. Основными памятниками, на которых была сосредоточена деятельность исследователей, являлись Сулек (Республика Хакасия) и Мосеиха (Красноярский край).

В ходе работ были апробированы новые методы работы на памятниках наскального искусства: на Су-леке, например, произведено очищение скальной поверхности памятника от красителей, оставленных туристами, а также сооружен специальный водоотводный козырек. С сожалением следует констатировать, что не всегда такие усилия вознаграждаются - не успели археологи уехать с памятника, как козырек был разрушен. Тем не менее этот опыт позднее был перенесен и на другие памятники, в частности, имеется хороший опыт сооружения водоотводов на Томской писанице [1. С. 106]. Также участниками экспедиции были выполнены работы по закреплению отслаивающейся скальной корки по методу «отбортов-ки», т.е. методом, когда крепление корки производится за счет прикрепление корки не внутри образовавшейся пустоты, а по ее краям.

На другом месте работ - горе Мосеиха - были выполнены мероприятия по очистке следов, оставленных обывателями, произведены мероприятия с целью определения конструкций инженерных сооружений. Следует отметить, что работы производились не только на вышеупомянутых местонахождениях, но и на Тепсее, где было произведено фотодокументирование состояния сохранности памятника, смыта краска с одной из выразительных плоскостей с рисунками, расположенной в устье Волчьего лога [5. С. 59-61]. Этот проект САИПИ, в задачу которого входили ре-ставрационно-консервационные мероприятия, был первым на территории Минусинской котловины. Другим проектом САИПИ, направленным на сохранение, музеефикацию и популяризацию наскального искусства, стал начатый в 2014 г. проект «Листы каменной книги», осуществленный при финансовой поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Цель проекта - повышение туристической привлекательности музея в с. Полтаков (Республика Хакасия). Уникальность музея заключается в собрании на его территории более 90 курганных плит с рисунками обширного хронологического диапазона.

Одной из главнейших задач проекта была очистка плит от лишайника, разрушающего рисунки. В результате были очищены более 20 плит, с целью предотвращения образования лишайника некоторые плиты были поставлены на постаменты. Отметим, что в настоящее время данные работы продолжаются, ведется мониторинг состояния каменных плит.

В 2004 г. САИПИ совместно с Институтом археологии РАН провела полевой семинар «Документирование и мониторинг памятников наскального искусства: история, проблемы, перспективы», посвященный 150-летию со дня рождения выдающегося исследователя первобытного искусства А. В. Адрианова. Семинар был проведен в Абакане на базе ХакНИИЯЛИ. Во время его проведения были высказаны идеи о составлении списка памятников Минусинской котловины, нуждающихся в экстренных мероприятиях по их спасению. В ходе семинара участниками были осмотрены Боярские писаницы, Куня, Усть-Туба, Бычиха, Потрошиловская, Суханиха, Майдашинская, Коровий Лог, Седловина, Шишка. Результатом семинара стала работа над методикой мониторинга памятников наскального искусства [6. С. 62-64].

Обобщая опыт ассоциации, нельзя не упомянуть о другом немаловажном направлении в ее деятельности - популяризации наскального искусства, в том числе в Интернете. В 1998 г. при поддержке института «Открытое общество» (Фонд Сороса) была предпринята попытка создания Виртуального музея первобытного искусства. Особенностью такого музея стала возможность создания музейных экспозиций на основе экспонатов, зачастую находящихся друг от друга на расстоянии. Стоит отметить, что данный сайт действует и сегодня: http://vm.kemsu.ru/. Идея создания виртуального музея, где были бы собраны различные артефакты, была весьма интересна и удачна. К сожалению, работа по наполнению данного сайта и соответствующих каталогов была остановлена по финансовым причинам.

Другой попыткой САИПИ в деле популяризации и доступности памятников наскального искусства стала работа над созданием в 2003 г. электронного каталога «Памятники наскального искусства Сибири». Была разработана общая концепция, определен стандарт словесного и визуального представления, подготовлена тестовая версия ресурса. В каталог были внесены материалы по памятникам Минусинской котловины, Притомья, Алтая, Тувы и Чукотки [7. С. 53-54]. Мы вынуждены констатировать факт, что работа над данным интернет-ресурсом также была прекращена, как и над предшествующим проектом САИПИ.

Более удачным направлением работы ассоциации является выставочная деятельность, подъем которой пришелся на время, когда САИПИ руководила Е.Г. Дэвлет. Так в 2005-2007 гг. были проведены выставки: «Древнее искусство на скалах» (Иркутск, май-сентябрь 2005 г.), «Мир наскального искусства» в выставочном зале Российского государственного гуманитарного университета (октябрь-ноябрь 2005 г.), «Наскальное искусство Центральной Азии» в историко-культурном музее-заповеднике г. Чолпон-

Ата, Кыргызстан (май 2006 г.), выставка, посвященная 100-летию открытия Тутальской писаницы (Краеведческий музей г. Юрга, май 2006 г.), «Древнее золото Великой степи» (Музейно-выставочный комплекс в г. Салехард, ноябрь 2006 - март 2007 г.), «Чукотка. Страницы хроники, запечатленные в камне» (в Итальянском институте культуры, октябрь, 2006 г.), «На скалах Чукотки» (в Политехническом музее в Москве, февраль-март 2007 г.), «На скалах Чукотки и Беломо-рья» (Музей истории Санкт-Петербургского университета, апрель-май 2007 г.), «Древнее искусство на скалах» (в Областном музее изобразительных искусств г. Кемерово, ноябрь 2007 г.). Сегодня данное направление также не сбавляет темпов; так, в 2009 г. ассоциацией совместно с музеем «Томская писаница» была проведена выставка «Люди, духи, вера» и в 2016 г. - «Наскальное искусство Сибири».

Пожалуй, одним из наиболее продуктивных направлений деятельности САИПИ за почти двадцатилетнюю историю является ее издательская деятельность. С 1998 по 2005 г. выходил «Вестник САИПИ», в котором на двух языках публиковались статьи о наскальном искусстве, информация о полевых работах, аннотации новых изданий, сведения о конференциях, в общем, все, что может волновать профессиональное сообщество. Особо следует отметить первый выпуск Вестника, в котором было опубликовано обращение, характеризующее основную цель, стоящую перед организацией: Мы (т.е. члены ассоциации) будем в меру своих сил стремиться противостоять разрушению или порче памятников наскального искусства и способствовать их охране и исследованию [8. С. 1]. Другим периодическим печатным изданием являются «Труды САИПИ», в которых собраны полноценные статьи, отражающие научные изыскания их авторов. Сегодня в свет вышли 10 выпусков «Трудов САИПИ». Исходя из содержания сборников, мы можем сделать смелый вывод, что «Труды САИПИ» -это уникальное издание, где представлен передовой опыт в плане изучения наскального искусства, в частности документирования, консервации, музеефикации и работы с научными архивами.

Нельзя не сказать и о том, что САИПИ ежегодно выпускает тематические календари: «Древнее искусство Сибири» 2012 г., «Оленные камни Монголии» 2013 г. и др., что, несомненно, играет большую роль в деле популяризации наскального искусства в обществе.

За последние годы можно выделить одно знаменательное событие для САИПИ. Это Международная научная конференция «Наскальное искусство в современном обществе», приуроченная к 290-летию научного открытия Томской писаницы. В конференции приняли участие видные отечественные (О.С. Советова, Е.А. Ми-клашевич, Я.А. Шер, Д.Г. Савинов, А.И. Мартынов, Е.Г. и М.А. Дэвлет, Е.А. Окладникова и др.) и зарубежные ученые (Э. Якобсон, А.-С. Хиген, К. Хельског, А.Е. Рогожинский, С. Канер и многие другие). Особое внимание участников конференции было приковано к современному состоянию и отношению общества к объектам не только наскального искусства, но и ко всем памятникам археологии. Так, вице-президент САИПИ, профессор СПбГУ Д.Г. Савинов вновь возвратился к проекту создания особой заповедной территории Тепсейского петроглифического микрорайона [9. С. 48], о котором речь поднималась еще в 2002 г. В результате сегодня сотрудниками КемГУ ведется планомерная работа по воплощению в жизнь данного проекта [10, 11]. По итогам конференции были выпущены два тома материалов конференции, в которых отражены достижения по изучению, консервации и реставрации уникального памятника Сибири - Томской писаницы, и статьи по актуальным проблемам изучения памятников наскального искусства в целом. Следует отметить, что вопросы, связанные с музеефикацией и охраной памятников наскального искусства, поднимаются членами ассоциации на различных конференциях, форумах и съездах.

В заключение можно сделать несколько выводов. Во-первых, САИПИ - это динамично развивающаяся организация, планомерно проводящая и воплощающая в жизнь идеи сохранения, реставрации и популяризации наскального искусства на территории Российской Федерации. Так, на октябрь 2016 г. САИПИ, при поддержке ФГБОУ ВПО «КемГУ», ИА РАН, ИАЭ СО РАН, музея-заповедника «Томская писаница», запланировала международную конференцию «Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии. Во-вторых, ассоциация осуществляет издательскую деятельность, на страницах различных трудов САИПИ представлен передовой опыт в деле музеефикации и консервации памятников наскального искусства. В-третьих, стоит отметить, что сегодня ассоциация, как и многие другие организации, испытывает финансовые трудности, однако САИПИ всячески изыскивает средства на свои проекты, участвуя в грантах и совместных конкурсах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М. : Научный мир, 2002. 256 с.

2. Говоров Ю.Л., Мить А.А., Юматов К.В. Факультету истории и международных отношений Кемеровского государственного университе-

та - 60 лет // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Вып. 14, т. 3. С. 8-19.

3. Бендарик Р. Роль и деятельность ИФРАО // Вестник САИПИ. 2003. № 5. С. 3-5.

4. Миклашевич Е.А. О проекте САИПИ по сохранению, консервации и музеефикации памятников наскального искусства // Вестник

САИПИ. 2002. № 5. С. 7-11.

5. Миклашевич Е.А. Проект «Сохранение памятников наскального искусства Южной Сибири» // Вестник САИПИ. 2005. № 6-7. С. 59-61.

6. Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А. Полевой семинар, посвященный 150-летию А.В. Адрианова «Документирование и мониторинг памятни-

ков наскального искусства. История, проблемы, перспективы» // Вестник САИПИ. 2005. № 6-7. С. 62-65.

7. Миклашевич Е.А., Бледнова Н.С. Электронный каталог «Памятники наскального искусства Сибири» // Вестник САИПИ. 2005. № 6-7.

С. 53-55.

8. Вестник САИПИ. 1998. № 1. 50 с.

9. Савинов Д.Г. Тепсей, петроглифческий микрорайон и возможности его изучения // Наскальное искусство в современном обществе.

К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2011. Т. 1. С. 48-52.

10. Советова О.С., Мухарева А.Н., Аболонкова И.В. Местонахождение Тепсей I: история изучения и современное состояние // Археология Южной Сибири. К 80-летию А.И. Мартынова. Кемерово : РИО КемГУ, 2013. Вып. 26. С. 99-112.

11. Советова О.С., Аболонкова И.В. Загадки Тепсейского фриза (Тепсей II) // Археология Южной Сибири. К 80-летию А.И. Мартынова. Кемерово : РИО КемГУ, 2013. Вып. 26. С. 113-114.

Статья представлена научной редакцией «История» 11 июля 2016 г.

ON THE ACTIVITIES OF THE SIBERIAN ASSOCIATION OF PREHISTORIC ART RESEARCHERS

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2016, 410, 114-117. DOI: 10.17223/15617793/410/18

Roman K. Maltsev, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: mrk1992@mail.ru Keywords: Siberian Association of Prehistoric Art Researchers; archeology; petroglyphs; history.

The article is devoted to the Siberian Association of Prehistoric Art Researchers (SAPAR), member of the International Federation of Rock Art Organizations (IFRAO), active participant in the preservation and popularization of the unique archaeological source - petroglyphs, in Russia and beyond. It covers the main areas of activities, the current state and prospects of development. Ideas to establish an organization uniting researchers involved in rock art began to appear in the early 1990s. Thus, the conference "Topical Problems of the Study of Rock Art in the USSR", organized at the initiative of M.A. Devlet, saw the formation of a new independent scientific direction engaged in the study of rock art. In early 1997, SAPAR was established. The Association management mechanism was developed. The main body, the General Meeting of the Association Members, was approved. Between Meetings the management of the organization was entrusted to the Board of Directors, consisting of the President, Vice-Presidents, Academic Secretary and Treasurer. The first president of SAPAR was Doctor of Historical Sciences, Professor Ya.A. Sher. The interest of SAPAR researchers is in all aspects of the monuments of primitive art: the study of their scientific, historical, cultural and aesthetic value; cultural and chronological attribution and semantics; documenting and cataloging, conservation and preservation; museumi-fication, exposition and exhibition activities; publication, introduction of monuments in the scientific use, promotion, cultural tourism. One of the productive directions of the Association is its publishing activities. SAPAR Bulletin and Occasional SAPAR publications publish works of prominent scientists and young researchers related to the study of petroglyphs, museumification and conservation of rock art sites. For the purpose of promoting of petroglyphic art, members of the organization developed the concept of creating the Virtual Museum of Prehistoric Art in 1998. It was a rather interesting attempt of connection of exhibits which are at a distance from each other in the virtual space. Unfortunately, this works has been suspended for the financial reasons. For almost twenty years of history, the members of the Association have carried out various expeditions to such monuments of rock art as Tepsei, Kunya, Oglakhty and others, and also a number of field seminars devoted to the most significant questions of a petroglyph studies. SAPAR has come a long way of formation and development. This dynamic organization implements the ideas of conservation, restoration and promotion of rock art in the territory of the Russian Federation. The confirmation of the above is the fact that SAPAR, with the assistance of Kemerovo State University, the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences, the museumreserve "Tomskaya Pisanitsa" plans an international conference "The Archaeological Heritage of Siberia and Central Asia" in October 2016.

REFERENCES

1. Devlet, E.G. (2002) Pamyatniki naskal'nogo iskusstva: izuchenie, sokhranenie, ispol'zovanie [Monuments of Rock Art: study, preservation, use].

Moscow: Nauchnyy mir.

2. Govorov, Yu.L., Mit', A.A. & Yumatov, K.V. (2014) 60 years' history of the Faculty of History and International Relations of Kemerovo State

University. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Kemerovo State University. 14:3. pp. 8-19. (In Russian). DOI:10.21603/2078-8975-2014-3-8-19

3. Bendarik, R. (2003) Rol' i deyatel'nost' IFRAO [The role and activities of IFRAO]. Vestnik SAIPI — SAPAR Bulletin. 5. pp. 3-5.

4. Miklashevich, E.A. (2002) O proekte SAIPI po sokhraneniyu, konservatsii i muzeefikatsii pamyatnikov naskal'nogo iskusstva [About SAPAR

project for the conservation, preservation and museumification of monuments of rock art]. Vestnik SAIPI — SAPAR Bulletin. 5. pp. 7-11.

5. Miklashevich, E.A. (2005) Proekt "Sokhranenie pamyatnikov naskal'nogo iskusstva Yuzhnoy Sibiri" [The project "Preservation of monuments of

rock art in Southern Siberia"]. Vestnik SAIPI — SAPAR Bulletin. 6-7. pp. 59-61.

6. Devlet, E.G. & Miklashevich, E.A. (2005) Polevoy seminar, posvyashchennyy 150-letiyu A.V. Adrianova "Dokumentirovanie i monitoring pa-

myatnikov naskal'nogo iskusstva. Istoriya, problemy, perspektivy" [Field seminar on the 150th anniversary of A. Adrianov "Documentation and monitoring of sites of rock art. History, Problems and Prospects"]. Vestnik SAIPI — SAPAR Bulletin. 6-7. pp. 62-65.

7. Miklashevich, E.A. & Blednova, N.S. (2005) Elektronnyy katalog "Pamyatniki naskal'nogo iskusstva Sibiri" [Electronic Catalog "Monuments of

Rock Art of Siberia"]. Vestnik SAIPI — SAPAR Bulletin. 6-7. pp. 53-55.

8. Vestnik SAIPI — SAPAR Bulletin. (1998) 1. (In Russian).

9. Savinov, D.G. (2011) [Tepsei, a petroglyph area, and the possibility of its study]. Naskal'noe iskusstvo v sovremennom obshchestve. K 290-letiyu

nauchnogo otkrytiya Tomskoy pisanitsy [Rock art in contemporary society. The 290th anniversary of the scientific discovery of Tomskaya pisa-nitsa]. Proceedings ofthe conference Vol. 1. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat. pp. 48-52. (In Russian).

10. Sovetova, O.S., Mukhareva, A.N. & Abolonkova, I.V. (2013) [Location of Tepsei I: history of research and the current state]. Arkheologiya Yuzhnoy Sibiri. K 80-letiyu A.I. Martynova [Archaeology of Southern Siberia. On the 80th anniversary of A.I. Martynov]. Proceedings of the conference. Vol. 26. Kemerovo: Kemerovo State University. pp. 99-112. (In Russian).

11. Sovetova, O.S. & Abolonkova, I.V. (2013) Zagadki Tepseyskogo friza (Tepsey II) [The riddle of the Tepsei frieze (Tepsei II)]. Arkheologiya Yuzhnoy Sibiri. K 80-letiyu A.I. Martynova [Archaeology of Southern Siberia. On the 80th anniversary of A.I. Martynov]. Proceedings of the conference. Vol. 26. Kemerovo: Kemerovo State University. pp. 113-114. (In Russian).

Received: 11 July 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.