Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК / НАСТАВНИЧЕСТВО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланг Петр Петрович, Кочеткова Наталья Викторовна

В статье приводится анализ положений отечественной нормативно-правовой базы и юридической доктрины на предмет нормативно-правового регулирования деятельности педагогов-наставников в процессе освоения и получения юридического образования. Представлены отдельные позиции специалистов в области юридических и педагогических наук, обозначены актуальные проблемы и способы их разрешения с учетом требований сегодняшнего дня, обозначена авторская позиция по вышеназванным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланг Петр Петрович, Кочеткова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE ACTIVITY OF A TEACHER-MENTOR IN LEGAL EDUCATION

The article provides an analysis of the provisions of the domestic regulatory framework and legal doctrine on the subject of legal regulation of the activities of teachers-mentors in the process of mastering and obtaining legal education. Individual positions of specialists in the field of legal and pedagogical sciences are presented, current problems and ways to solve them, taking into account the requirements of today, are indicated, the author's position on the above issues is indicated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_100 УДК 343

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ON THE QUESTION OF THE ACTIVITY OF A TEACHER-MENTOR

IN LEGAL EDUCATION

ЛАНГ Петр Петрович,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры

ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет».

443090, Россия, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

E-mail: petr.lang@mail.ru;

КОЧЕТКОВА Наталья Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет». 443090, Россия, г. Самара, ул. Советской Армии, 141. E-mail: secobr@sseu.ru;

LANG Pyotr Petrovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department Samara State University of Economics. 141 Sovetskaya Armiya str., Samara, 443090, Russia. E-mail: petr.lang@mail.ru ;

KOCHETKOVA Natalia Viktorovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department

Samara State University of Economics.

141 Sovetskaya Armiya str., Samara, 443090, Russia.

E-mail: secobr@sseu.ru

Краткая аннотация: В статье приводится анализ положений отечественной нормативно-правовой базы и юридической доктрины на предмет нормативно-правового регулирования деятельности педагогов-наставников в процессе освоения и получения юридического образования. Представлены отдельные позиции специалистов в области юридических и педагогических наук, обозначены актуальные проблемы и способы их разрешения с учетом требований сегодняшнего дня, обозначена авторская позиция по вышеназванным вопросам.

Abstract: The article provides an analysis of the provisions of the domestic regulatory framework and legal doctrine on the subject of legal regulation of the activities of teachers-mentors in the process of mastering and obtaining legal education. Individual positions of specialists in the field of legal and pedagogical sciences are presented, current problems and ways to solve them, taking into account the requirements of today, are indicated, the author's position on the above issues is indicated.

Ключевые слова: педагог-наставник, наставничество, юридическое образование, высшее образование, образовательные траектории.

Keywords: teacher-mentor, mentorship, legal education, higher education, educational trajectories.

Для цитирования: Ланг П.П., Кочеткова Н.В. К вопросу о деятельности педагога-наставника в юридическом образовании //Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 100-102. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_100.

For citation: Lang P.P., Kochetkova N. V. On the question of the activity of a teacher-mentor in legal education // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 100-102. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_100.

Статья поступила в редакцию: 01.06.2023

Актуальность темы исследования бесспорна по ряду причин. Доктринальное сообщество в первую очередь связывает повышенную остроту данной проблематики с утверждением роли высококвалифицированных специалистов в области права, необходимостью насыщения ими рынка труда. Безусловно, отсутствие компетентных специалистов в данной сфере приводит к ряду проблем, среди которых: снижение качества правосудия, устойчивый рост количественных и качественных показателей преступности и др.

Отметим, что протекающие в жизни общества и государства своеобразные политические и социально-экономические процессы, обуславливают возникновение ряда трудностей для работы специалистов в области права, выражающиеся в появлении новых целей и задач, методов и способов разрешения правовых конфликтов в практической деятельности. Подобные трансформации затронули практически все сферы деятельности, включая и образовательные процессы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента, управления персоналом и др.

Практическая польза, популярность и престиж юридического образования за последние десятилетия существенным образом возрос, что в конечном счете, позволяет говорить о том, что количество вовлеченных в данную сферу деятельности за последние десятилетия образует «перенасыщение» юридической сферы.

Однако, наличие только лишь юридического образования и соответствующего документа о присвоении квалификации не позволяет говорить о том, что выпускник образовательного учреждения будет востребованным на рынке труда. В данном случае автор акцентирует внимание на том, что реальное количество выпускников, владеющих всеми необходимыми компетенциями на должном уровне, и обладающие соответствующими знаниями, способными применить их в практической деятельности, не сопоставимо с общим количеством лиц, получивших документы о юридическом образовании.

Таким образом, оценить навыки профессионального юриста достаточно сложно в отсутствии многолетнего опыта работы в указанной

Теоретико-исторические правовые науки

сфере. Отсюда возникает острая необходимость в модернизации образовательной траектории, которая бы была способна удовлетворить потребности государства в наличии таких специалистов. Использование новейших кибернетических методов в образовательной деятельности, работа с большими массивами информации, использование специализированных электронных библиотек и включение в учебные планы процедур прохождения практик, по мнению автора, безусловно, способствует получению желаемого результата в вопросе подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, однако, образовательный механизм нуждается в усилении роли наставничества.

Под наставничеством следует понимать - специфический способ передачи основных навыков, знаний и умений обучающемуся от знающего и опытного представителя профессиональной деятельности. Некоторые авторы вовсе дополняют данное определение тем, что наставничество также способствует взрослению и социализации обучающегося.

В юридической доктрине существуют и иные подходы к определению наставничества.

Так, Е.Н. Фомин в своих исследованиях отмечает, что наставничество является специфическим личностно-педагогическим процессом, который призван начинающему специалисту овладеть будущей профессией [1].

Ю.Л. Львова полагает, что наставничество является процессом «творческого сотрудничества», который возникает при наличии общих педагогических взглядов [2].

Л.П. Почебут в своих трудах говорит о том, что наставничество - это особая непрофессиональная педагогическая деятельность, задачей которой является оказание воспитательного и образовательного воздействия на обучающегося [3].

Существуют и иные подходы к определению данной дефиниции, однако их общей точкой соприкосновения является то, что наставничество прежде всего это деятельность или процесс, входящий в плоскость подготовки будущих специалистов.

На сегодняшний день, обозначенный институт недостаточно развит. Многие юридические образовательные учреждения с осторожностью внедряют данный механизм в образовательный процесс. Однако, по-прежнему сохраняется главенствующая роль практической подготовки и отход от занятий семинарского типа в сторону лабораторных и практических. Авторы полагает, что последнее вовсе носит формальный характер, поскольку содержание и ход аудиторной работы в стенах образовательного учреждения вне зависимости от того какой формат определен учебным планом остается единым и неизменным.

Несмотря на то, что интегрированная ранее в отечественную образовательную экосистему модель западноевропейского образования, именуемая «Болонским процессом», не показала свою эффективность, однако ее отдельные компоненты получили признание. В данном случае речь идет именно об наставничестве, которое предполагает усиление профессорско-преподавательского состава кафедр образовательного учреждения специалистами-практиками. Причем их деятельность не должна ограничиваться исключительно проведением аудиторных занятий, но и в том числе проведения ряда профессиональных мероприятий, способных не только усилить интерес обучающи хся к профессии юриста, но и в том числе предоставить ответы на все интересующие вопросы относительно практической деятельности.

Таким образом, педагог-наставник в юридическом образовании - это многогранный специалист, обладающий не только навыками преподавания профильных юридических дисциплин, но и имеющий профессиональные навыки из определенной области юридической деятельности.

Одной из наиболее значимых проблем реализации подходов наставничества в образовательной деятельности, является усиленная вовлеченность таких специалистов исключительно в профессиональную деятельность, что не позволяет им эффективно выполнять, возложенные на них педагогические задачи. Так, учебная нагрузка минимальна, объем взаимодействия педагогов-наставников с обучающимися ограничен, в силу описанных выше причин.

В качестве модели разрешения подобной ситуации авторы публикации полагает, что необходимо в первую очередь проработать ряд вопросов нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, сделать профессию педагога-наставника популярной за счет улучшения материально-технической базы образовательного учреждения, повышения уровня его доходов и усиление мотивации за счет сокращения бюрократических проволочек.

На сегодняшний день подобные попытки уже предпринимаются. Так, запуск национального проекта «Учитель будущего», в котором говорится о том, что наставничество является одним из приоритетных направлений развития в системе отечественного образования. В своем послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отмечает, что развитие института наставничества является значимой задачей, которая предполагает объединение нравственных основ и передовых знаний, что в конечном счете обеспечит взаимопонимание поколений и подлинное партнерство [4].

Ключевой целью обозначенного выше проекта является обеспечение возможности вхождения Российской Федерации в число ведущих государств мира по качеству предоставляемого образования. Вместе с этим его включение в практическую плоскость предполагает внедрение отдельных механизмов, обеспечивающих непрерывный и постоянный профессиональный рост педагогических работников [5].

Таким образом, современная законодательная база уже содержит в себе отдельные положения, согласно которым в образовательной деятельности предусмотрена должность «Учитель-наставник», которой свойствененна особая и специфическая трудовая функция [6].

Однако, институт наставничества имеет ряд проблем. Так, Е.А Мясищева в своих трудах отмечает, что к таковым следует относить [7]:

- несовершенство отечественной законодательной базы в части регулирования критериев отбора будущих наставников, а также специфики оценки их практической деятельности;

- отсутствие должных финансовых и мотивационных механизмов стимулирования.

- отсутствие конкурентной среды, которая бы позволяла задавать темп дальнейшего развития данного института;

- проблематика координации их деятельности, которая выражается в отсутствии общей федеральной и региональной базы наставников, включающей не только данные о них, но и методики работы в целом.

Вместе с этим существует и группа так называемых «региональных препятствий», которые не позволяют обеспечить системную и высокоэффективную работу педагогов-наставников. Отдельными образовательными учреждения предпринимаются весьма успешные попытки внедрения подобных механизмов в образовательную деятельность, однако, отсутствия единообразия и системности в вопросе организации наставничества в Российской Федерации, не позволяют данному институту повсеместно выполнять возложенные на него цели и задачи.

Таким образом, институт наставничества, по мнению автора является востребованным и актуальным механизмом в реализации образовательной деятельности, однако существующие теоретические и прикладные проблемы не позволяют ему в должной степени обеспечивать выполнение ключевых целей и задач в деятельности по подготовке квалифицированных специалистов, способных насытить рынок труда.

Отдельные попытки ряда образовательных учреждений все же заслуживают внимания, поскольку их практический опыт может быть использован в совершенствовании образовательных технологий в других учреждениях.

Библиогра фия:

1. Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

2. Мазурова Е.Г Наставничество как стратегия непрерывного развития. Available at: https://iro86.ru/images/documents/

3. Почебут Л.Г. Социально-психологические аспекты наставничества на производстве. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ленинград,

1979.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию».

5. Постановление Правительства Белгородской области от 30.12.2013 № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области» (с изм. на 31.08.2020).

6. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 47 с.

7. Мясищева Е.Н., Яхтанигова Ж.М., Чуприкова Е.В., Лагода К.С. НАСТАВНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ - ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы современного образования. 2021. №5. С.91-100.

References:

1. Fomin E.N. Competence-oriented mentoring of students at a modern enterprise as a resource for the quality of professional training. Abstract of the dissertation ... candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2013.

2. Mazurova E.G. Mentoring as a strategy of continuous development. Available at: https://iro86.ru/images/documents/

3. Pochebut L.G. Socio-psychological aspects of mentoring at work. Dissertation ... candidate of psychological Sciences. Leningrad, 1979.

4. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 01.03.2018 "Message of the President to the Federal Assembly".

5. Resolution of the Government of the Belgorod Region dated 30.12.2013 No. 528-pp "On approval of the state program of the Belgorod region "Development of education of the Belgorod region" (as amended on 31.08.2020).

6. Shakurova M. V. Pedagogical support of the formation and development of socio-cultural identities of schoolchildren: abstract of the dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01. M., 2007. 47 p.

7. Myasishcheva E.N., Yakhtanigova Zh.M., Chuprikova E.V., Lagoda K.S. MENTORING IN THE FIELD OF EDUCATION - A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM // Problems of modern education. 2021. No. 5. pp.91-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.