Научная статья на тему 'К вопросу о деятельности органов советской власти Урала по восстановлению системы образования в годы Гражданской войны (июль 1919-1920 гг.)'

К вопросу о деятельности органов советской власти Урала по восстановлению системы образования в годы Гражданской войны (июль 1919-1920 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гражданская война / образование / ликвидация безграмотности / школа / курсы / учитель / исполнительный комитет.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шиловцев А.В., Сорокина Н.И., Емельянова С.И.

Актуальность настоящего исследования объясняется тем, что, что в любую эпоху образование населения страны всегда является важнейшим фактором прогрессивного движения общества по пути его цивилизационного развития. Целью работы является характеристика деятельности органов советской власти Урала по восстановлению системы образования в эпоху гражданской войны, и, в частности, в первый год после освобождения территории края от белогвардейских войск. Статья посвящена выявлению основных направлений деятельности советов различных уровней по реализации нормативно-правовых предписаний Советского правительства в деле организации школьного образования, а также ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Использование диалектических и статистико-аналитических методов позволило авторам изучить состояние системы образования в наиболее крупных уральских губерниях после изгнания колчаковских войск и выявить наиболее действенные мероприятия органов советской власти края, которые, несмотря на трудности военного времени, позволили воссоздать систему начального и среднего образования в крае. Помимо этого авторы показывают начало процессов по ликвидации неграмотности среди (30) взрослого населения. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что несмотря трудности военного времени органам советской власти края за короткий срок удалось добиться существенных изменений в деле восстановления системы народного образования на среднем Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шиловцев А.В., Сорокина Н.И., Емельянова С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельности органов советской власти Урала по восстановлению системы образования в годы Гражданской войны (июль 1919-1920 гг.)»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-420-425 ШИЛОВЦЕВ Андрей Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, е-mail: a.shilovtsev@mail.ru

СОРОКИНА Наталья Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного аграрного университета, e-mail: sorokina.nataly.iv@gmail.com

ЕМЕЛЬЯНОВА Светлана Ивановна

старший преподаватель кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: eva_vodzinska@mail.ru

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ УРАЛА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (ИЮЛЬ 1919-1920 ГГ.)

Аннотация. Актуальность настоящего исследования объясняется тем, что, что в любую эпоху образование населения страны всегда является важнейшим фактором прогрессивного движения общества по пути его цивилизационного развития. Целью работы является характеристика деятельности органов советской власти Урала по восстановлению системы образования в эпоху гражданской войны, и, в частности, в первый год после освобождения территории края от белогвардейских войск. Статья посвящена выявлению основных направлений деятельности советов различных уровней по реализации нормативно-правовых предписаний Советского правительства в деле организации школьного образования, а также ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Использование диалектических и статистико-аналитических методов позволило авторам изучить состояние системы образования в наиболее крупных уральских губерниях после изгнания колчаковских войск и выявить наиболее действенные мероприятия органов советской власти края, которые, несмотря на трудности военного времени, позволили воссоздать систему начального и среднего образования в крае. Помимо этого авторы показывают начало процессов по ликвидации неграмотности среди (30) взрослого населения. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что несмотря трудности военного времени органам советской власти края за короткий срок удалось добиться существенных изменений в деле восстановления системы народного образования на среднем Урале.

Ключевые слова: гражданская война, образование, ликвидация безграмотности, школа, курсы, учитель, исполнительный комитет.

SHILOVTSEVAndrey Vladimirovich

candidate of historical sciences associate Professor of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration Ural Federal University named after the First President of Russia Boris Yeltsin

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

SOROKINA Natalia Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Ural State Agrarian University

EMELYANOVA Svetlana Ivanovna

senior Lecturer of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University

ON THE QUESTION OF THE ACTIVITIES OF THE SOVIET AUTHORITIES OF THE URALS TO RESTORE THE EDUCATION SYSTEM DURING THE CIVIL WAR (JULY 1919-1920).)

Annotation. The relevance of this study is explained by the fact that in any era, the education of the population of the country is always the most important factor in the progressive movement of society along the path of its civilizational development. The purpose of the work is to characterize the activities of the Soviet authorities of the Urals to restore the education system in the era of the civil War, and, in particular, in the first year after the liberation of the territory of the region from the White Guard troops. The article is devoted to the identification of the main areas of activity of the councils of various levels for the implementation of the legal regulations of the Soviet Government in the organization of school education, as well as the elimination of illiteracy among the adult population.The use of dialectical and statistical-analytical methods allowed the authors to study the state of the education system in the largest Ural provinces after the expulsion of the Kolchak troops and to identify the most effective measures of the Soviet authorities of the region, which, despite the difficulties of wartime, they allowed us to recreate the system of primary and secondary education in the region. In addition, the authors show the beginning of processes for the elimination of illiteracy among (30) adults. As a result of the study, the authors come to the conclusion that despite the difficulties of wartime, the Soviet authorities of the region managed to achieve significant changes in the restoration of the public education system in the Middle Urals in a short time.

Key words: civil war, education, literacy, school, courses, teacher, executive committee.

Гражданская война 1918-1920 гг. в России явилась одним из тяжелейших испытаний, выпавших на долю населения страны. Продолжавшееся несколько лет вооруженное противостояние белых и красных в борьбе за государственную власть, только усугубило и без того достаточно сложную ситуацию во всех сферах жизни российского общества, доставшуюся ему в наследие от первой империалистической войны.

Многие районы страны, ставшие в тот период ареной ожесточенных боевых действий, были практически разорены. Белогвардейские части под командованием Колчака А.В. захватили среднеуральский регион летом 1918 г. и, пробыв здесь год, летом 1919 г были вытеснены III - й армией Восточного фронта на восток.

После освобождения территории края от колчаковских войск вновь созданным органам советской власти в лице революционных комитетов приходилось определять масштабы ущерба, нанесенные войной экономике и населению и в срочном порядке восстанавливать мирную жизнь, налаживая, прежде всего, социальную политику.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Помимо решения проблем по обеспечению уральского населения продовольствием, товарами первой необходимости, борьбы с эпидемиями тифа и т.д. одним из важных направлений в деятельности местных органов советской власти стало восстановление системы образования. Первоочередной задачей в этом направлении являлось возрождение сети начальных, а впоследствии - сети школ среднего звена.

Уцелевшие во время войны образовательные учреждения среднего Урала остро нуждались в пополнении числа учителей. Например, в средних школах Пермской губернии их количество сократилось почти в три раза - в 1918 г. здесь насчитывалось 441 специалистов, а к середине 1919 г. из них осталось лишь 148. То же самое можно сказать и об учителях начальных школ - за тот же период из 3 747 человек в губернии насчитывалось лишь 2 787 [1].

Большинству школьных учреждений требовался ремонт и реставрация необходимых помещений, практически все они испытывали большую потребность в учебниках и учебных пособиях, в тетрадях, в письменных принадлежностях и т.д.

В таких условиях, несмотря на разрушительные последствия гражданской войны, отделы народного образования исполкомов губернских и уездных советов обязывались организовать возрождение образовательной деятельности и привлечь к обучению в школах максимальное количество детей и подростков.

Проблемы восстановления и организации системы школьного образования и воспитания детей рабочих и крестьян в этот период периодически обсуждались на съездах местных Советов. В их резолюциях по докладам начальников отделов народного образования ставились конкретные задачи по обеспечению школ необходимыми помещениями, оборудованием и учебниками. Много внимания уделялось решению вопросов о комплектовании уральских школ учительскими кадрами.

Осуществляя указания съездов местных советов, их исполкомы проводили активную работу по выявлению детей, готовых получать школьное образование, выясняли степень пригодности школ к учебным занятиям, проводили регистрацию учителей т.д. Впоследствии местные органы власти организовывали привлечение взрослого населения к оказанию помощи в ремонте пострадавших от войны школьных зданий и оборудования и в строительстве новых школ. Ими принимались меры к скорейшему освобождению школьных помещений, занятых воинскими подразделениями и государственными учреждениями. Кроме того, для школ стали отдаваться частные дома бывших зажиточных элементов города и деревни - купцов, владельцев различных предприятий или кулаков. Так, 24 января 1920 г. пленум Пермского губернского исполнительного комитета поручил жилищному отделу освободить все имевшиеся школьные здания от различных советских учреждений, которые там находились, а после этого наложить запрет на незаконное использование всех помещений, закрепленных за ведомством народного образо-вания[2]. Осинский уездный исполком 24 мая 1920 г. предложил освободить школьные помещения города Осы, отданные ранее войсковым частям, передав их в ведение отдела народного образования[3].

Несмотря на все сложности переживаемого периода, органы советской власти края прилагали все возможные усилия в деле обеспечения учащихся школ дополнительным питанием. Так, в большинстве школ первой ступени г. Кунгура уже в октябре 1919 г. удалось организовать снабжение учеников горячими завтраками. Но такая ситуация складывалась не везде и из-за ограниченных возможностей местных продовольственных органов

не всегда удавалось предоставлять завтраки ученикам всех школ Пермской губернии.

Еще одна проблема тех лет заключалась в том, что многие ученики не имели возможности посещать школу из-за элементарного отсутствия необходимой одежды и обуви. Но советские организации старались предпринимать соответствующие меры для улучшения положения и в этом вопросе. Например, на заседании Пермского губисполкома 14 октября 1919 г. местному совнархозу было поручено изготовить для школьников обувь бесподошвенного типа [4]. А 24 января 1920 г. решением пленума того же исполкома президиуму губисполкома было поручено создать в городах специальные мастерские для ремонта детской обуви[5].

Осенью 1919 г. отдел социального обеспечения Челябинского уезда ассигновал на обеспечение школьников необходимой одеждой и обувью 15 471 049 руб.[6], а Уфимский отдел народного образования весной 1920 г. принял решение закупать для школьников обувь даже по спекулятивной цене[7].

При некоторых школах края советскими органами организовывались интернаты или ночлежные приюты. Делалось это для детей, которые не могли регулярно посещать школы из-за дальности расстояния до их дома. Например, в Уфимской губернии подобные приюты имелись в 33-х сельских и в одной городской начальных школах [8].В Пермской губернии в ноябре 1920 г. в 356 школах первой ступени ночными приютами пользовались 5 506 человек[9].

Для того, чтобы улучшить материальную обеспеченность учебных заведений края советские и партийные органы стали прикреплять школы к местным хозяйственным предприятиям. В 1920-1921 учебном году более 200 учреждений народного образования Екатеринбургской губернии были закреплены за конкретными заводами и фабриками, рудниками, трестами и совхозами. Шефы оказывали посильную помощь в ремонте школьных зданий, в обеспечении их дровами и углем, в снабжении необходимой мебелью, в организации горячих завтраков. Кроме того благодаря их участию для учеников из бедных семей создавался фонд одежды и обуви.

Для расширения сети школ, увеличения количества учащихся и организации учебного процесса требовалось обеспечить и привлечение необходимого числа педагогических кадров. В целях удовлетворения потребностей школ в учителях, местные советы и их отделы народного образования использовали такие методы, как мобилизацию школьных работников, трудившихся не по своей специальности, так и подготовку их через создававшуюся во многих городах ураль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

ских губерний систему педагогических курсов. Так, с июня по октябрь 1920 г. в 9 пунктах в Екатеринбургской губернии были организованы двухмесячные курсы по подготовке школьных учителей. Каждые из таких курсов подготовили и выпустили по 150-200 учителей. В городах Нижнем Тагиле и Ирбите из-за их удаленности от губернского центра в это же время были открыты четырехмесячные курсы [10].

Одной из особенностей уральского региона тех лет явилось то обстоятельство, что вместе с русскими школами в этот период шло восстановление и создание и национальных школ. В Челябинской губернии к концу 1920 г. действовало 100 мусульманских школ первой ступени (7 536 учеников) и 2 школы второй ступени [11]. К февралю 1920 г. в ведении отдела национальных меньшинств екатеринбургского губисполкома находились 140 школ первой ступени с 7 500 учениками и 87 учителями, при этом большинство из этих школ были мусульманскими [12]. К началу 1920 г. в Уфимской губернии насчитывалось I 450 восстановленных татаро-башкирских школ [13].

Таким образом, несмотря на сложные условия того периода, задачу по увеличению количества школ и количества учащихся в них удалось успешно решить.

Помимо восстановления собственно школьного дела на Урале в 1919-1920 гг. особое значение местными органами власти придавалось ликвидации неграмотности. Причем, эта работа началась на Урале еще до издания Советом Народных Комиссаров декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г.[14]. Ее стали осуществлять органы Наркомпроса активно привлекая рабочие организации промышленных предприятий края для создания народных университетов, вечерних школ и рабочих клубов. По решению Екатеринбургского губсовпрофа уже осенью 1919 г. профессиональные организации приступили к выявлению общего количества неграмотных и продолжали заниматься этим в течение всего 1920 г. [15].

Более систематизировано эта работа стала проводиться в среднеуральском регионе лишь после опубликования декрета СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г. Значительная роль в решении задач, поставленных в этом документе, отводилась профсоюзам и специализированным организациям, созданным при их участии. Особые губернские комиссии и комитеты по ликвидации безграмотности брали на учет все местное население в возрасте от 14 до 50 лет, не имевшее вообще никакого образования. Они открывали пункты ликбеза и краткосрочные курсы по подго-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

товке кадров учителей и преподавателей, заготавливали учебные пособия, и т. д [16].

В соответствие с декретом СНК от 26 декабря 1919 г. из-за нехватки в крае необходимого количества учителей для ликвидации неграмотности их стали привлекать в порядке трудовой повинности по согласованию с профсоюзами. По инициативе Екатеринбургского губсовпрофа отдел народного образования к началу 1920 г. создал краткосрочные курсы, на которых готовили будущих «ликвидаторов» неграмотности из среды рабочих и служащих, |имевших среднешкольное образование, но нуждавшихся в педагогической подготовке. Культкомиссии при завкомах и месткомах отбирали требуемое количество кандидатов для учебы на подобных курсах [17].

В результате активной деятельности органов советской власти Урала в этом направлении, принятые ими меры принесли некоторые положительные результаты. В частности, сеть региональных организаций, занятых ликвидацией безграмотности населения, постоянно расширяласъ. Так, в Челябинской губернии к апрелю 1920 г. имелось 483 таких школы [18]. В Екатеринбургской губернии к июлю 1920 г. в было открыто 200 школ для взрослых, в которых обучались до 6 000 чело-век[19]. К началу 1921 г. в Уфимской губернии насчитывалось 241 школа и один пункт по ликвидации неграмотности, в которых в общей сложности получили образование 5 957 человек[20]. В 1920 - 1921 учебном году на пунктах по ликвидации неграмотности трех уральских губерний (Екатеринбургской, Пермской и Тюменской) прошли начальное обучение свыше 220 тыс. человек [21].

После того, как летом и осенью 1920 г. в крае стали создаваться губернские, уездные и волостные чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности, эта работа начала проводиться более успешно.

Основным видом обучения уральских рабочих и служащих стали занятия без отрыва от производственной деятельности. Только для крестьян в отдельных случаях, и то - в зимний период, открывались дневные курсы. Трудящимся, изъявившим желание обучиться грамоте, по мере возможности создавались необходимые условия для посещения школ и пунктов ликбеза. На время учебы рабочий день для них сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности разрабатывали инструкции и программы обучения по арифметике, обществоведению, естествознанию, а также по русскому, башкирскому и другим национальным языкам. Создавались учебные пособия не только для детей и подростков, но и для людей старших возрастов. Однако полностью ликвидировать неграмотность взрослого населе-

ния за такой короткий промежуток времени в тот период, было практически невозможно.

Таким образом, так же, как и в деле организации школ для детей, трудности переживаемого периода не позволили в полной мере осуществить намеченные преобразования. Например, в Пермской губернии по данным на октябрь 1920 г. насчитывалось около 600 тыс. детей школьного возраста, а обучалось из них в школах первой ступени лишь 118 тыс. чел. В школах второй ступени ситуация также была далека от совершенства - в них проходило обучение около 9 тыс. человек, т.е. 1/5 часть всех детей уральского реги-она[22]. Главной причиной такого состояния по-прежнему являлось нехватка приспособленных помещений и подготовленных кадров.

Но, несмотря на это, был достигнут и положительный эффект - трудящиеся Урала получили возможность определять своих детей в школы и давать им образование. Ликвидация безграмотности также являлась значительным шагом вперед в этом направлении. Активная деятельность местных органов власти привела к тому, что уже к началу 1921 г. число неграмотных среди трудящегося населения стало постепенно сокращаться. И хотя по уровню грамотности населения среди 51 губернии РСФСР в 1920 г. Уральский регион не был в числе первых (Пермская губерния занимала по этим показателям 23-е место, Екатеринбургская - 28-е место, Челябинская - 37-е)[23], фундамент, заложенный в эти годы в дело повышения образовательного уровня рабочего и крестьянского населения края, значительно помог улучшить эту работу в последующие годы.

Список литературы:

[1] Красный Урал.1919.27 сентября.

[2] Тертышный А.Т. Забота Советской власти о развитии здравоохранения и народного образования после разгрома колчаковщины (1919-1920 гг.) // Вопросы истории Урала. Сб.12.- Свердловск, 1973. - С.64.

[3] Там же. С. 67.

[4] Там же, С.68.

[5] Государственный архив Пермского края (ГАПК), Ф.Р-301.0п.1, Д.29, Л.5.

[6] Тертышный А.Т. Забота Советской власти о развитии здравоохранения и народного образования после разгрома колчаковщины (1919-1920 гг.) // Вопросы истории Урала. Сб.12.- Свердловск, 1973. - С.68.

[7] Государственное казенное учреждение Национальный архив Республики Башкортостан (ГКУ «НАРБ»), Ф.107, Оп. 2., Д.51, Л.17.

[8] Гайнуллин Ф.Ф. Первые мероприятия парторганизаций Башкирии в области народного образования после победы Октября (1917-1920

гг.).// Учен. зап. Куйбышевского пед. ин-та.Вып. 76. - Куйбышев, 1970.-С.68.

[9] Российский государственный архив экономики (РГАЭ), Ф.1562, Оп.17, Д.143

[10] Государственное казенное учреждение Свердловской области «Государственный архив Свердловской области» (ГКУСО «ГАСО»), Ф.Р-107, Оп.1., Д.16., Л.139.

[11] Челябинская губерния в период военного коммунизма (июль 1919 - декабрь 1920 гг.). Документы и материалы. - Челябинск, 1960.-С.154,155.

[12] Уральский рабочий.1920. 20 февраля.

[13] Ганеев Р.Г. Советы Башкирии в 19191920 гг. (по материалам Уфимской губернии). -Уфа, 1961. - С 26.

[14] Декрет Совета Народных Комиссаров. О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.//Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943. С. 845-846. https://istmat. info/node/38891

[15] Дашевская М.А. Профсоюзы Урала в борьбе за восстановление промышленности (1919-1920 гг.).//Вопросы партийного руководства рабочим классом Урала. - Свердловск, 1976.-С.19

[16] Там же. С.141.

[17] Там же. С.141.

[18] Челябинская губерния в период военного коммунизма (июль 1919 - декабрь 1920 гг.). Документы и материалы. - Челябинск, 1960.-С.173.

[19] Уральский рабочий .1920.16 июля.

[20] Фатихов К.З. Деятельность партийной организации Башкирии по ликвидации неграмотности и развитию общеобразовательной школы в республике (1917-1958 гг.)// Вопросы истории Башкирии. Советский период. Вып.2.-Уфа,1972. -С.180.

[21] Чуфаров В.Г. партийные организации Урала во главе всенародного похода за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения// Победа Октябрьской революции на Урале и успехи социалистического строительства за 50 лет Советской власти. Материалы научной сессии преподавателей кафедр истории КПСС вузов Урала.- Свердловск, 1968.-С.443.

[22] ГАРФ.Ф.1235.Оп.95.Д.344.Л.40.

[23] Культурное строительство на Среднем Урале 1917-1941 гг.). Сб.док-в.-Свердловск, 1984.-С.10.

Spisok literatury:

[1] К^пу| Ural.1919.27 sentyabrya.

[2] Tertyshnyj А.Т. Zabota Sovetskoj vlasti о razvitii zdravoohraneniya i narodnogo obrazovaniya

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

posle razgroma kolchakovshchiny (1919-1920 gg.)// Voprosy istorii Urala. Sb.12.- Sverdlovsk, 1973. -S.64

[3] Tam zhe.

[4] Tam zhe, S.68.

[5] Gosudarstvennyj arhiv Permskogo kraya (GAPK), F.R-301.Op.1, D.29, L.5.

[6] Tertyshnyj A.T. Zabota Sovetskoj vlasti o razvitii zdravoohraneniya i narodnogo obrazovaniya posle razgroma kolchakovshchiny (1919-1920 gg.)// Voprosy istorii Urala. Sb.12.- Sverdlovsk, 1973. -S.68.

[7] Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie Nacional'nyj arhiv Respubliki Bashkortostan (GKU «NARB»), F.107, Op. 2., D.51, L.17.

[8] Gajnullin F.F. Pervye meropriyatiya partor-ganizacij Bashkirii v oblasti narodnogo obrazovaniya posle pobedy Oktyabrya (1917-1920 gg.) // Uchen. zap.Kujbyshevskogo ped.in-ta. Vyp.76. - Kujbyshev, 1970.-S.68.

[9] Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki (RGAE), F.1562, Op.17, D.143

[10] Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie Sverdlovskoj oblasti «Gosudarstvennyj arhiv Sverd-lovskoj oblasti» (GKUSO «GASO»), F.R-107, Op.1., D.16., L.139.

[11] Chelyabinskaya guberniya v period voen-nogo kommunizma (iyul' 1919 - dekabr' 1920 gg.). Dokumenty i materialy. - Chelyabinsk, 1960.-S.154,155.

[12] Ural'skij rabochij.1920. 20 fevralya.

[13] Ganeev R.G. Sovety Bashkirii v 1919-1920 gg. (po materialam Ufimskoj gubernii).-Ufa, 1961. - S 26.

[14] Dekret Soveta Narodnyh Komissarov. O likvidacii bezgramotnosti sredi naseleniya R.S.F.S.R.// Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1919 g. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR M. 1943. S. 845-846. https://istmat.info/node/38891

[15] Dashevskaya M.A. Profsoyuzy Urala v bor'be za vosstanovlenie promyshlennosti (19191920 gg.).//Voprosy partijnogo rukovodstva rabochim klassom Urala. - Sverdlovsk, 1976.- S.19

[16] Tam zhe. S.141.

[17] Tam zhe. S.141.

[18] CHelyabinskaya guberniya v period voen-nogo kommunizma (iyul' 1919 - dekabr' 1920 gg.). Dokumenty i materialy. - CHelyabinsk, 1960.-S.173.

[19] Ural'skij rabochij .1920.16 iyulya.

[20] Fatihov K.Z. Deyatel'nost' partijnoj organ-izacii Bashkirii po likvidacii negramotnosti i razvitiyu obshcheobrazovatel'noj shkoly v respublike (19171958 gg.)// Voprosy istorii Bashkirii. Sovetskij period. Vyp.2.-Ufa,1972. - S.180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[21] Chufarov V.G. partijnye organizacii Urala vo glave vsenarodnogo pohoda za likvidaciyu negramotnosti sredi vzroslogo naseleniya// Pobeda Oktyabr'skoj revolyucii na Urale i uspekhi socialistich-eskogo stroitel'stva za 50 let Sovetskoj vlasti. Materialy nauchnoj sessii prepodavatelej kafedr istorii KPSS vuzov Urala.- Sverdlovsk, 1968.-S.443.

[22] GARF.F.1235.0p.95.D.344.L.40.

[23] Kul'turnoe stroitel'stvo na Srednem Urale 1917-1941 gg.). Sb.dok-v.-Sverdlovsk,1984.- S.10.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.