Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРБИТРАЖЕЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРБИТРАЖЕЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ / СССР / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ / ЭВАКУАЦИЯ / СПОРЫ / РАЗРЕШЕНИЕ / РАССМОТРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Билль М. В.

Встатье затрагиваются некоторые проблемные вопросы, с которыми Государственные арбитражи Западной Сибири столкнулись в годы Великой Отечественной войны, в том числе: недостаточная скоординированность действий, связанная с эвакуацией Государственного арбитража СССР, недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами, низкие темпы и качество рассмотрения споров и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ACTIVITIES OF STATE ARBITRATION COURTS IN WESTERN SIBERIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article touches upon some problematic issues that the State Arbitrations of Western Siberia faced during the Great Patriotic War, including: insufficient coordination of actions related to the evacuation of the USSR State Arbitration, insufficient provision of qualified personnel, low pace and quality of dispute resolution, etc.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРБИТРАЖЕЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 001

DOI 10.34822/2312-377X-2021-2-9-12

Билль М. В.

Bill M. V.

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРБИТРАЖЕЙ

ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ON THE ISSUE OF THE ACTIVITIES OF STATE ARBITRATION COURTS IN WESTERN SIBERIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

В статье затрагиваются некоторые проблемные вопросы, с которыми Государственные арбитражи Западной Сибири столкнулись в годы Великой Отечественной войны, в том числе: недостаточная скоординированность действий, связанная с эвакуацией Государственного арбитража СССР, недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами, низкие темпы и качество рассмотрения споров и т. п.

The article touches upon some problematic issues that the State Arbitrations of Western Siberia faced during the Great Patriotic War, including: insufficient coordination of actions related to the evacuation of the USSR State Arbitration, insufficient provision of qualified personnel, low pace and quality of dispute resolution, etc.

Ключевые слова: Государственный арбитраж, СССР, Западная Сибирь, Великая Отечественная война, история, эвакуация, споры, разрешение, рассмотрение.

Keywords: State arbitration, USSR, Western Siberia, the Great Patriotic War, history, evacuation, disputes, resolution, consideration.

Система Государственных арбитражей Советского Союза была подвергнута серьезным испытаниям в годы Великой Отечественной войны. Они были связаны, в первую очередь, с внезапно возникшей необходимостью перестройки системы работы названных органов для обеспечения ее соответствия вызовам военного времени. Возникла потребность в увеличении оперативности рассмотрения подведомственных споров, а также в повышении эффективности их рассмотрения с целью бесперебойного функционирования субъектов, выступавших сторонами по делам, рассматриваемым органами Государственного арбитража, поскольку данные субъекты обеспечивали работу советской экономики в военный период. Естественным образом названные вызовы затронули региональные органы системы Государственного арбитража, в том числе, Государственные арбитражи Западной Сибири.

Однако изучение столь важной проблематики существенным образом осложнено. Хаос первого года военных действий привел к тому, что как указывает профессор А. С. Смыкалин, «сохранились лишь разрозненные, косвенные данные о работе арбитража в годы войны. Все архивные материалы, справки, отчеты были уничтожены, то же самое произошло и с местными архивами областей РСФСР» [5, с. 12].

24 июня 1941 года было созвано совещание Главного Госарбитра при СНК РСФСР с участием работников Госарбитража при СНК РСФСР, московских Госарбитражей и ведомственных арбитражей Наркоматов РСФСР, на котором был заслушан доклад Главного Госарбитра о перестройке работы арбитражей в условиях военного времени. В докладе было обращено внимание на необходимость усиления борьбы органов арбитража за социалистическую законность, выполнение плановых заданий, договорную и финансовую дисциплину, особенно первоочередное и качественное выполнение военных заказов, на необходимость сигнализационной работы и изучения дел, по которым приняты решения с учетом особенностей военного времени.

6 сентября 1941 года было созвано совещание Главгосарбитра при СНК РСФСР с участием работников московских госарбитражей и ведомственных арбитражей наркоматов

РСФСР, на котором были заслушаны доклады Главных арбитров о результатах перестройки работы арбитражей в условиях военного времени, а также их доклады о подготовке и заключению договоров на 1942 год [2, л. 4].

Госарбитражем при СНК РСФСР было обращено большое внимание спорам о недопоставках. По этим делам стали приниматься повышенные штрафные санкции, накладываемые Госарбитражем, и впервые стали систематически направляться сигнализации в правоохранительные органы при выявлении случаев недопоставки. По результатам анализа проведенной работы был сделан вывод о том, что сигнализационную работу следует еще больше усилить [2, л. 9].

Во втором полугодии 1941 года в условиях войны Госарбитраж при СНК РСФСР начал применять следующую практику при разрешении дел о недопоставках. Поставщик признавался обязанным изготавливать и поставлять заказчикам продукцию в соответствии с условиями договоров даже в случае получения военных заказов сверх производственной программы [2, л. 11].

Госарбитраж при СНК РСФСР эвакуирован из города Москвы 23 октября 1941 года и прибыл в город Саратов 3 ноября 1941 года. Данная эвакуация не только прервала связь Госарбитража при СНК РСФСР с хозорганизациями - сторонами по арбитражным делам и ведомственными арбитражами, но имела последствия, тормозившие работу данного органа вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Главный Госарбитр с 1 по 20 октября 1941 года находился в служебной командировке по поручению СНК РСФСР и его обязанности выполнял его заместитель Я. А. Чубин. Последний с работой по эвакуации не справился. По его распоряжению 16 и 17 октября 1941 года были уничтожены дела и материалы Госарбитража, в том числе дела, находившиеся в производстве. Кроме того, не был обеспечен вагон той части работников, которая подлежала эвакуации, и Чубин предложил им выехать из Москвы, не указав точного места эвакуации Госарбитража. В результате, когда в Москву прибыл из командировки Главный Госарбитр, то он обнаружил несожженными только бухгалтерские документы. Никого из основных сотрудников не оказалось на месте.

Главный Госарбитр выехал из Москвы 23 октября и прибыл в Саратов 3 ноября 1941 года. Заместитель Главного Госарбитра Я. А. Чубин по представлению Главного Госарбитра был освобожден Совнаркомом РСФСР от работы в Госарбитраже. Сотрудники, не прибывшие в Саратов, отчислены. Начал создаваться новый коллектив Госарбитража [2, л. 22].

А. С. Машкова приводит следующие данные о деятельности Госарбитража СССР в период 1941-1943 гг. «Объем работы Государственного арбитража по сравнению с предшествующими годами уменьшился вдвое. За 11 месяцев 1942 года Госарбитраж при СНК РСФСР рассмотрел 3026 дел, из которых 40 % являлись надзорными. Значительно увеличились сроки разрешения споров. Более 50 % дел рассматривалось в сроки, превышавшие один месяц. В 1943 году показатели работы улучшились. Из-за недостаточной предварительной подготовки и значительных временных затрат, требовавшихся на уведомление сторон, было отложено только 18 % дел» [3, с. 30].

Названное положение вещей не могло не затронуть деятельность региональных и местных арбитражей, в том числе Госарбитражей Западной Сибири.

К началу войны Новосибирский Госарбитраж оставался крупнейшим Государственным арбитражем Западной Сибири по количеству рассматриваемых споров и по суммам исков, находящихся в производстве арбитража.

Д. В. Воронин отмечает, что «с началом войны Новосибирский Госарбитраж, как и все региональные арбитражи за Уралом, перешел в режим автономной работы. Связь с Государственным арбитражем при СНК СССР и Государственным арбитражем при СНК РСФСР была полностью утрачена более чем на полгода. Судьба материалов, направляемых в Москву в порядке надзора, оставалась неизвестной. Более полугода арбитражи краев и областей не получали из Центра никаких руководящих и инструктивных указаний. Соответственно арбитражи не получили никаких указаний о заключении договоров на 1942 г. Инструктивные указания Государственного арбитража при СНК РСФСР «О рассмотрении арбитражных дел

в условиях военного времени» были даны только 10 марта 1942 г., т. е. получены арбитражами в регионах через девять месяцев после начала войны» [1, с. 171].

О работе арбитража в годы войны на Южном Урале А. С. Смыкалин приводит воспоминание З. В. Лысенко: «Годы Великой Отечественной войны стали для нас тяжелым испытанием. Из Челябинского арбитража на фронт не ушел никто - просто некому было уходить: коллектив очень маленький, не больше 5 человек, женский. В самом начале войны пришло много исков с предприятий, которые теперь находились в зоне оккупации. Иски касались довоенных лет. Мы их приняли и потом берегли как зеницу ока - разберем после войны. Они так и остались нерассмотренными - некому и не с кем их было рассматривать... Вообще, в годы войны количество исков (особенно «мелких») резко сократилось. Другое дело, что на Южный Урал эвакуировалось множество предприятий, и работы по линии арбитража по-прежнему оставалось достаточно. У нас изменился распорядок работы - как и всех советских учреждений. Мы перешли на шестидневку, работали с утра до восьми вечера, и раньше уходить строго запрещалось. Главный арбитр лично держал вопрос трудовой дисциплины на контроле. Это касалось и качества работы арбитров» [5, с.12].

После отладки связи между региональными арбитражами и Государственным арбитражем СССР, он «потребовал от всех арбитражей безоговорочного выполнения ими обязанностей, вытекающих из указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года об ответственности за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции, за несоблюдение стандартов промышленными предприятиями» [4, с. 426].

Выполнение предписаний Государственного арбитража СССР протекало в Западной Сибири в крайне тяжелых условиях, в частности по причине нехватки кадров. Д. В. Воронин указывает, что «Омский арбитраж в 1943 г. направил всего 16 сигнализаций, не составил ни одного обобщения. Главный арбитр Омского государственного арбитража большую часть времени проводил в командировках по заданию областных властей, вместо него работали один арбитр и сотрудник канцелярии. В то же время Госарбитраж, находясь в статусе отдела облисполкома, подчинялся его распоряжениям, и вина здесь в большей степени лежала на облисполкоме. Совещание обязало главных арбитров ускорить темпы работы, уделить особое внимание подготовке дел к слушанию, улучшить качество рассмотрения имущественных и преддоговорных споров, усилить борьбу за устранение выявленных арбитражом недостатков» [1, с. 178].

Арбитражи боролись с недостатками в работе предприятий и организаций, выявляемыми при рассмотрении дел, не только путем вынесения правильных решений по существу споров, путем возложения имущественной ответственности на хозорганы, нарушающие дисциплину, но также и путем сообщения соответствующим вышестоящим органам о наиболее серьезных недостатках, в целях оперативного устранения этих недостатков и привлечения виновных лиц к ответственности» [4, с. 444].

При этом необходимо отметить, что на Государственные арбитражи Западной Сибири легла особенно большая нагрузка и ответственность в связи с эвакуацией многих предприятий на восток страны. Реализация возложенных задач Государственными арбитражами Западной Сибири осуществлялась в условиях нехватки кадров, недостаточного материально-технического обеспечения, ненормированного рабочего дня. И, тем не менее, не смотря на множество трудностей и при наличии вынужденных отступлений от уровня качества работы, характерного для этих органов в мирное время, Государственные арбитражи с поставленными задачами справились. Более того, благодаря деятельности Государственных арбитражей Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны был накоплен, проанализирован и обобщен значительный опыт работы в экстремальных условиях военного времени, который в дальнейшем послужил восстановлению советской экономики в послевоенный период. Причем начало восстановительной деятельности Госарбитражей было положено уже в 19441945 годах, когда к задачам деятельности Государственного арбитража было отнесено содействие восстановлению народного хозяйства [3, с. 31].

Литература

1. Воронин Д. В. Развитие института Государственного арбитража и его влияние на советскую экономику: союзно-республиканский и региональный аспекты (1922-1991 гг.): дис. ... док-ра ист. наук. Кемерово, 2016. 553 с.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-8424. Оп. 2. Д. 15.

3. Машкова А. С. Деятельность Государственного арбитража РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2021. № 4. С. 28-33.

4. Можейко В. Н. Государственный арбитраж в СССР (Создание, задачи, природа, построение, компетенция государственного и ведомственного арбитража в советском хозяйстве, некоторые вопросы арбитражного процесса): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1958. 452 с.

5. Смыкалин А. С. Государственный арбитраж в годы Великой Отечественной войны (1941- 1944 гг.) // Арбитражный суд Свердловской области. Электронный журнал. 2010. № 1. С. 8-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.