Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
742
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / GOVERNMENT DEPARTMENTS / FEDERAL ASSEMBLY / FEDERATION COUNCIL / STATE DUMA / REPRESENTATIVE OFFICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашкина М.А.

Органы государственной власти Российской Федерации (далее - РФ) согласно конституционному принципу разделения властей имеют три направления деятельности: законодательное (представительное), исполнительное и судебное.[101] Законодательные (представительные) органы Российской Федерации представляют собой Федеральное Собрание, которое согласно Конституции РФ, включает Совет Федерации и Государственную Думу, и законодательные органы субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пашкина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ACTIVITY OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The state authorities of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Russian Federation) according to the constitutional principle of separation of powers have three areas of activity: legislative (representative), executive and judicial. The legislative (representative) bodies of the Russian Federation are the Federal Assembly, which, according to the Constitution of the Russian Federation, includes the Federation Council and the State Duma, and the legislative bodies of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.5

Пашкина М.А. студент 1 курс, Институт права Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

Научный руководитель: Кузнецов И.А., к.ю.н.

доцент Институт права Башкирский государственный университет

Россия, г.Уфа

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Органы государственной власти Российской Федерации (далее - РФ) согласно конституционному принципу разделения властей имеют три направления деятельности: законодательное (представительное), исполнительное и судебное.101 Законодательные (представительные) органы Российской Федерации представляют собой Федеральное Собрание, которое согласно Конституции РФ, включает Совет Федерации и Государственную Думу, и законодательные органы субъектов РФ. Ключевые слова: органы государственной власти, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, представительство.

Pashkina M.A. student

1 year, Institute of Law Bashkir State University Russia, Ufa

Scientific adviser: Kuznetsov I.A., candidate of Law

Associate Professor Institute of Law Bashkir State University Russia, Ufa

TO THE QUESTION OF THE ACTIVITY OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: The state authorities of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Russian Federation) according to the constitutional principle of

101 Основы государства и права : учебное пособие для вузов / С. А. КОМАРОВ [и др.]. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. С. 488.

separation of powers have three areas of activity: legislative (representative), executive and judicial. The legislative (representative) bodies of the Russian Federation are the Federal Assembly, which, according to the Constitution of the Russian Federation, includes the Federation Council and the State Duma, and the legislative bodies of the constituent entities of the Russian Federation.

Key words: government departments, Federal Assembly, Federation Council, State Duma, representative office.

В основе образования и деятельности Федерального Собрания РФ положен принцип разделения властей, где Парламент олицетворяет одну из трех ветвей власти - законодательную. Конституция РФ закрепила модель осуществления законодательной власти. Глава 5 Конституции РФ содержит конституционный статус Федерального Собрания РФ, согласно которой Федеральное Собрание является Парламентом РФ: представительным и законодательным органом государства. Данное положение закрепляет форму государства как представительную, т.е. формирование народной воли возлагается на народное представительство, которое самостоятельно принимает взвешенные и ответственные решения. Характеристика органа как законодательного заключается в передаче законодательной власти, что является реализацией основ конституционного строя: принципа народного суверенитета.

В соответствии со ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации является верхней палатой и выполняет одну из ключевых функций в процессе государственного управления. В соответствии со статьей 95 Конституции РФ, Совет Федерации, состоящий из членов, которые представляют интересы субъектов Российской Федерации, является одной из двух палат Федерального Собрания.102 Совет Федерации в функциональном отношении обладает всеми функциями,

103

являющимися типичными для современного парламента103:

1. Представительная функция, которая выражается в том, что Совет Федерации реализует представительство субъектов РФ на федеральном уровне, а также — РФ в ее субъектах.

2. Законодательная функция включает в себя такие направления деятельности верхней палаты, как рассмотрение предложений о пересмотре положений главы 1, 2 и 9 Конституции РФ, принятие поправок к гл. 3—8

102 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2020).

103 Сайфутдинова В. М. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: специфика и перспективы. Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8 (81). С. 35.

Конституции РФ в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона; одобрение федеральных конституционных законов и федеральных законов.104

3. Контрольная функция не прописана в Конституции РФ, однако всё же она реализуется при непосредственном осуществлении законодательной и представительной функций.

Рассматривая полномочия Совета Федерации, стоит указать, что большинство ученых-правоведов считают рассмотрение принятых законов Государственной Думой наиболее значимым. Согласно Конституции РФ федеральные законы, принятые нижней палатой Федерального Собрания, рассматриваются в течение пяти дней верхней палатой - Советом Федерации.

Основные полномочия Совета Федерации, осуществляемые им самостоятельно, независимо от других субъектов и, в частности, от Государственной Думы РФ, содержатся в пункте 1 статьи 102 Конституции РФ.

Данный орган характеризуется двоичной природой. Это связано с тем, что Совет Федерации совмещает в себе как представительство субъектов на федеральном уровне, так и представительство РФ на региональном уровне. Верхняя палата призвана выражать мнения субъектов РФ, с одной стороны, и адресовать волеизъявление федерации регионам, с другой.

Нижняя палата представлена Государственной Думой РФ. Важной особенностью Государственной Думы является то, что она совмещает в себе особенности, характерные для органа государственной власти и особенности, соответствующие органу представительства интересов населения государства105. Таким образом, она выполняет три важные функции:

1. Представительная функция: орган реализует конституционные положения о демократической форме правления, суверенитете народа и правах граждан управлять делами государства.

2. Законодательная функция: орган закрепляет общеобязательные правила поведения в нормативных правовых актах, обеспечиваемых силой государственного принуждения.

3. Контрольная: орган имеет полномочия ставить вопрос о недоверии Правительству РФ и инициировать отрешение от должности Президента РФ, а также назначать и отрешать от должности Председателя Центрального Банка России, рассматривать годовой отчет Банка России.

Депутаты данной палаты обладают правом законодательной инициативы. Более того, основной функцией палаты является

104 Чиркин В. Е. О порядке принятия федерального закона в России (верна ли формулировка ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2. С. 117.

105 Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 78.

осуществление законодательной деятельности. К объектам законотворчества относятся проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и проекты постановлений. Порядок рассмотрения федеральных конституционных законов и федеральных законов определяется Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы РФ. Полномочия Государственной Думы РФ определены в главе 5 Конституции РФ. Ее исключительные контрольные полномочия обеспечивают взаимодействие с исполнительной властью, путем формирования персонального состава некоторых органов и назначение должностных лиц.

В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в РФ осуществляют законодательные органы государственной власти в лице Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Главной особенностью законодательного (представительного) органа является то, что он является единственным высшим органом законодательной власти в субъекте Российской Федерации. Это означает, что только данный орган наделен правом законодательной инициативы и никакой другой орган не праве осуществлять законодательную функцию рассматриваемого органа власти субъекта Федерации.

Наименование, структура, число депутатов (а также срок их полномочий) такого органа устанавливается Конституцией или Уставом субъекта РФ, где учитываются национальные и исторические особенности субъекта РФ.

Представительный орган субъекта самостоятельно решает вопросы своей деятельности касательно организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения. В число полномочий органа законодательной власти субъекта входит: принятие конституции субъекта РФ и поправки к ней, осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; и иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ является постоянно действующий, высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ. Данный орган публичной власти представляет собой институт народного представительства, претворяя право народа, регламентированное статьей 3 Конституции РФ, осуществлять свою власть через органы государственной власти. 106 Помимо закрепления правового статуса законодательных (представительных) органов государственной власти РФ в Конституциях

106 Бутусова, Н. В. Государственно-правовые отношения между государством и личностью : монография / Н. В. Бутусова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 165 с.

или Уставах субъекта РФ, отдельные положения правового статуса содержатся в иных законах субъекта РФ. Кроме того, в субъектах предусмотрено наличие специального нормативного правого акта, который регулирует деятельность конкретно данного органа. Иными словами, представительный государственный орган, аккумулируя долю народного суверенитета, легитимирует законодательную функцию, предоставляя возможность претворить право на участие в управлении делами государства.

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что Федеральное Собрание РФ имеет большое значение в деятельности государства, что обусловлено народным представительством и защитой прав, свобод и законных интересом граждан РФ.

Использованные источники:

1. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 155 с.

2. Бутусова, Н. В. Государственно-правовые отношения между государством и личностью : монография / Н. В. Бутусова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 165 с.

3. Комаров С.А. Основы государства и права: учебное пособие для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 681 с.

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2020).

5. Сайфутдинова В. М. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: специфика и перспективы. Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8 (81). С. 35-36.

6. Чиркин В. Е. О порядке принятия федерального закона в России (верна ли формулировка ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2. 116-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.