Научная статья на тему 'К вопросу о демографической политике в современных условиях'

К вопросу о демографической политике в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ / СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ / УЛУЧШЕНИЕ ПИТАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев В. В.

Статья посвящена проблемам демографической политики в современных условиях. В ней определены как положительные сдвиги в демографической ситуации, включая замедление темпов депопуляции народонаселения страны, так и нерешенные вопросы в этой сфере. Основной акцент автор делает не только на анализе принятых мер по повышению рождаемости, но и на продлении жизни россиян более старших возрастов. По мнению автора, изменить демографическую ситуацию в России в лучшую сторону можно, если использовать весь арсенал средств социальной политики государства, в том числе направленных на улучшение медицинского обслуживания, питания, в целом образа жизни россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о демографической политике в современных условиях»

УДК 314.15

Моисеев В.В.,

доктор исторических наук, действительный член (академик) Академии социальных технологий и местного самоуправления, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой Тульского филиала ОРАГС

К ВОПРОСУ О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья посвящена проблемам демографической политики в современных условиях. В ней определены как положительные сдвиги в демографической ситуации, включая замедление темпов депопуляции народонаселения страны, так и нерешенные вопросы в этой сфере. Основной акцент автор делает не только на анализе принятых мер по повышению рождаемости, но и на продлении жизни россиян более старших возрастов. По мнению автора, изменить демографическую ситуацию в России в лучшую сторону можно, если использовать весь арсенал средств социальной политики государства, в том числе направленных на улучшение медицинского обслуживания, питания, в целом образа жизни россиян.

Ключевые слова: демографическая политика, стимулирование рождаемости, снижение смертности, улучшение питания и медицинского обслуживания.

«Материнство и детство, семья находится под защитой государства», — декларирует Основной закон нашей страны (ст. 38). И это не случайно. Население Российской Федерации стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал.

Проблема демографии недооценивалась при проведении государственной социальной политики, особенно в среднесрочных и долгосрочных программах правительства. Поэтому Российская Федерация сегодня отстает от передовых стран по показателю средней продолжительности жизни на 16 — 19 лет у мужчин и на 9—13 лет у женщин.

Усугубляется диспропорция в населенности регионов. В центральных районах европейской части страны, являющихся историко-культурной основой российской государственности, на фоне резкого снижения рождаемости возрастает доля людей старших возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока продолжают терять население.

В 2001 г., первом году президентства В.В. Путина (так уж совпало), число жителей России уменьшилось на 943 252 человека, т.е. есть почти на один миллион. Убыль населения продолжалась с незначительными колебаниями почти все последующие годы. Это хорошо видно на следующей таблице.

Сокращение численности населения России в последние 15 лет

Годы Численность россиян (в млн. человек)

1996 148,3

2002 145,2

2003 145,0

2004 144,2

2005 143,5

2006 142,8

2007 142,2

2008 142,0

2010 141,9

142,0 141,9

Из данных, отраженных в таблице, видно, что в последние полтора десятка лет население России неуклонно вымирает. Оно сократилось за это время, по официальным данным, на 6,4 млн. человек. Наивысшими темпами депопуляция россиян происходила в период президентства В.В. Путина. «В среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек»1, — констатировал президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г. Из этих слов бывшего главы государства следует, что в России в период его правления каждый год вымирали жители таких крупных краевых центров, как Краснодар, Владивосток или как Тула и Орёл, вместе взятых.

Таким образом, на рубеже веков проблема депопуляции стояла перед нашим государством с особой остротой.

Финансово-экономический кризис, переживаемый Россией, усиливал депопуляцию населения России. Значительная часть российских семей не могла обеспечивать социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии не обеспечивали реальной защиты семей с детьми от нищеты. В 2009, кризисном году около 25 млн. рос-

сиян находилось за пресловутой чертой бедности2. Это составляет население таких государств, как Беларусь, Молдова, Дания и Швейцария, вместе взятых. А накануне реформ только 2,3 млн. человек, или всего 1,6%, официально считались бедными. Количество бедных в период реставрации капитализма увеличилось в 20 раз!

По данным социологов, малообеспеченные граждане с доходами до 5 тыс. рублей составляют сегодня в России половину населения. То есть каждый второй россиянин в нашем социальном государстве еле сводит концы с концами. Такую жизнь достойной не назовешь. В результате социально-экономических реформ, происходящих в нашей стране, в сложном материальном положении оказались прежде всего семьи с детьми. По данным подразделений социальной защиты, которые в целом совпадают с социологическими исследованиями, в различных видах социальной помощи и поддержки нуждаются 85,2% семей! Еще экс-министр М.Ю. Зурабов признавал, что в таких семьях низкий достаток, ниже пресловутой черты бедности. Крайне неблагоприятная динамика уровня жизни населения, сложная экологическая обстановка негативно влияют на здоровье детей. Максимальный уровень хронической патологии отмечается у детей в возрасте от 10 до 16 лет. Разумеется, это не могло не отразиться на демографической ситуации в регионах и стране в целом.

Поэтому не случайно Президент РФ Д.А. Медведев в своих Посланиях Федеральному Собранию выделил задачи оздоровления демографической ситуации в качестве приоритетных. По поручению главы государства правительство разработало Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2025 г. В соответствии с Указом Президента РФ, которым утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, реализация демографической политики в РФ приобрела статус долгосрочной программной деятельности.

Согласно Указу, целями демографической политики являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142— 143 млн. человек и создание условий

для её роста к 2025 году до 145 млн. человек. Указ декларирует также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, а к 2025 году — до 75 лет.

В соответствии с Концепцией основными задачами демографической политики на перспективу становятся: повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, формирование мотивации здорового образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

С этой целью в стране законодательно был введен так называемый «материнский капитал», который полагается на второго и последующего ребенка в семье. С учетом инфляции в 2011 г. его размер составит 365 698 руб. 40 коп.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлены и другие пособия на детей. Самое первое пособие мама может получить на еще не родившегося малыша в сумме 359 рублей, если она встанет на учет в женскую консультацию до 12 недель. Правда, эти деньги обычно выплачивают вместе с пособием по беременности и родам, которое беременная получает, уходя в декретный отпуск. Максимальный размер пособия не может быть больше установленного размера (в 2009 году этот максимум составлял 25 390 рублей. В 2011 г. он рассчитывается исходя из 1136 руб. 99 коп. за каждый день декретного отпуска — прим. авт.).

В любом случае эти деньги оказываются как нельзя кстати: их можно потратить на оплату контракта с врачом или с клиникой, в которой вы планируете рождение малыша. Чтобы вам начислили «декретные», нужно принести на работу больничный, выданный в консультации. После этого в течение 10 дней пособие должно быть назначено. А получить его можно будет в ближайший «зарплатный» день.

Когда на свет появляется маленький член семьи, маме (или папе — кому-нибудь одному) выплачивается единовременное пособие на ребенка. Сейчас оно составляет 9592 рубля 03 копейки и выплачивается по месту работы матери (или отца). Кроме того,

в некоторых регионах страны выплачивается дополнительное единовременное пособие на ребенка, если он не первый в семье и у него уже есть братик или сестренка. В Москве это пособие составляет 14 500 рублей, в Московской области — 20 000 рублей (раньше оно выплачивалось всем, а с 2010 г. — только малоимущим). Чтобы узнать, выплачивается ли это пособие в вашем регионе и если выплачивается, то в каком размере, нужно обратиться в местное Управление (комитет) социальной защиты.

Если мать, отец или, может быть, бабушка оформляют отпуск, чтобы сидеть с ребенком до 1,5 года, то они могут рассчитывать на ежемесячные «отпускные», равные 40% среднего заработка. Правда, здесь чиновники тоже установили «потолок» — 7194 рубля.

Неработающим мамам пособие по безработице тоже положено. Если у женщины один ребенок, то ей положена сумма 1798 рублей, если же детей двое или больше, то уже 3597 рублей в месяц3.

Раз уж зашла речь о рождении малышей, нельзя умолчать о проблеме, напрямую связанной с демографией. Ни для кого не секрет, что в России до сих пор процветают пьянство и алкоголизм. Ученые, медики бьют тревогу — нация спивается. А «пьяная» нация не может давать полноценный, здоровый генофонд, нужный для рождения здорового потомства, исправления сложной демографической ситуации. Некоторые ученые придумали повальному пьянству на Руси термин «алкогольный геноцид».

Еще летом 2009 г. президенту Д.А. Медведеву был направлен доклад ученых РАН об алкогольном геноциде. В докладе говорилось, что от причин, так или иначе связанных с пьянством и алкоголизмом, в России ежегодно гибнут до 500 тыс. человек. Ученые били тревогу по поводу беспрецедентной доступности алкоголя, который продается круглые сутки, чего нет ни в одной цивилизованной стране мира. Приводили пример малопьющих и потому здоровых Скандинавских стран, в которых введена государственная монополия на продажу алкоголя и приходится одна винно-водочная лавка на пять тысяч человек населения.

Президент отреагировал на доклад ученых и 12 августа 2009 г. провел в Кремле совещание, посвященное сокращению выпуска алкоголя. Предваряя обсуждение проблемы, глава государства заявил: «Если говорить откровенно, алкоголизм приобрёл в нашей стране характер национального бедствия. Напомню, что, по данным Минздравсоцразвития, в России на каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя, потребляемого в год. Сами можете пересчитать это в количество бутылок водки — дух захватывает. Это более чем в два раза превышает уровень, который Всемирная организация здравоохранения определила как уровень, опасный для жизни и здоровья человека. И естественно, что этот уровень просто грозит деградацией нашей стране, нашему народу... Алкоголь и суррогаты алкоголя — одна из главных причин высокой смертности.

И наши сегодняшние демографические проблемы в значительной степени, конечно, связаны с употреблением алкоголя. Как мы понимаем, алкоголизм ведёт и к неизлечимым болезням, прежде всего к сердечнососудистой патологии, самоубийствам, совершению тяжких преступлений, просто к бытовым травмам, которых у нас происходит очень много, и думаю, что примерно процентов 80 — это в состоянии алкогольного опьянения...»4

Приведя другие аргументы, Дмитрий Анатольевич дал правительству целый набор поручений по обузданию алкогольной вольницы. В частности, к началу марта 2010 г. президент обязал правительство Путина подготовить предложения по введению госмонополии на спиртное. В п. 7 Перечня поручений главы государства было прямо записано: «Рассмотреть с учётом международного опыта вопрос о последствиях введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, оценив наличие необходимых условий для принятия такого решения и определив возможные сроки его реализации. Ответственный Путин В.В.»5

Наступил 2011 г., и что же? Издевательский по сути ответ прозвучал из уст вице-премьера В. Зубкова, заместителя В. Путина: вводить госмонополию на спиртное не будем. Дескать, для этого нужно было бы выкупить все винно-водочные заводы, и вряд ли государство сможет ими эффективно

управлять. Вот так. Газом и нефтью сможет, а водкой — нет. И президент почему-то смирился. Нация по-прежнему деградирует, спивается и вымирает по 500 000 россиян в год, а чиновники не исполняют поручений и указаний главы государства. Так не пора ли слова президента «отлить в гранит», чтобы его официальные поручения выполнялись всеми чиновниками с пользой для дела?

Как известно, продолжительность жизни человека, россиянина зависит не только от правильного образа жизни, но и от правильного питания. С точки зрения медиков, диетологов, врачей и других специалистов в области питания, каждый туляк должен получать пищу, ежедневно сбалансированную по калориям, жирам, белкам, углеводам, минеральным солям и витаминам. Только в этом случае можно говорить о профилактике всевозможных болезней, увеличении продолжительности жизни, которая напрямую влияет на демографическую ситуацию в регионе.

Думают федеральные и региональные власти что-то реальное делать по исправлению ситуации? А то ведь по Гоголю получается: люди «мрут как мухи». За годы реформ душевое потребление мяса в России сократилось на 24 процента, молока и молочных продуктов — на 38,6 процента, на 40 процентов уменьшилось потребление рыбы. За последние 16 лет Россия по душевому потреблению продовольствия откатилась с 7-го на 71-е место.

Федеральный закон Российской Федерации от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», определивший продуктовый минимум, не поддается никакой критике. Судите сами: к рациональной норме питания он составляет по мясу и мясопродуктам 55,8 процента, молоку и молокопродуктам — 56,7, рыбе и рыбопродуктам — 52, сахару и кондитерским изделиям — 51,2, фруктам и ягодам — 29,6, картофелю — 115 процентов и хлебопродуктам — 21 процент6. Такое несбалансированное питание, определенное правительством в качестве составной части «прожиточного минимума», отрицательно сказывается и на генофонде нации, и на продолжительности жизни россиян.

Проблему питания граждан России властные структуры и отечественный бизнес пытаются решить путем наращивания импорта, который увеличивается в 10 раз бы-

стрее, чем собственное производство. Импорт мяса увеличился на 2 млн. 366 тысяч тонн, а импорт рыбы возрос в 19,8 раза. Однако импортные продукты питания не всегда бывают высокого качества. К тому же их стоимость в последние годы возросла настолько, что значительные слои населения не в состоянии их купить в достаточном количестве при низкой зарплате и пенсиях. Всё это отрицательно сказывается на осуществлении плана Путина по «сбережению народа», изменению к лучшему демографической ситуации в стране.

На питание в подавляющем большинстве семей уходит более трех четвертей зарплаты родителей. А в некоторых семьях и того больше. Однако цены на продукты питания всё растут и растут. И мизерная индексация зарплат бюджетников (учителей, врачей, преподавателей вузов и т.д.), пенсий и пособий не покрывает этот безудержный рост.

Президент РФ Д.А. Медведев 1 февраля 2010 г. подписал Доктрину продовольственной безопасности. Подобные законы до него просто блокировались в Госдуме «партиями власти». Для сравнения: Конгресс США, например, принял закон о продовольственной безопасности еще в 1985 г. Этот закон придал продовольственной безопасности статус важнейшей стратегической задачи всей экономической политики США. В соответствии с ним были определены защитные меры собственных товаропроизводителей, увеличены субсидии фермерам, предложена программа стимулирования экспорта, сохранения пахотных земель.

Из телевизионных откровений Президента РФ стало понятно, что ему надоела зависимость России от импортных харчей, которые составляют 45 — 80 процентов нашего меню, и он хочет сделать ставку на собственного сельхозпроизводителя. В пылу полемики Д. Медведев сказал, что для его возрождения не пожалеет никаких миллиардов. Так что к 2020 г. наши закрома и прилавки должны быть на 95 процентов заполнены собственным зерном, на 80 процентов — сахаром, растительным маслом и рыбой, на 85 процентов — мясом, картошкой — на 95 процентов, молочной продукцией — не ниже 90 процентов.

Президент Д. Медведев утвердил Доктрину своим указом, в котором, в частности, предписал: «Правительству Российской Федерации разработать и утвердить план ме-

роприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности». Наступил 2011 год, и что же? Нет этого «плана мероприятий». Это даже не саботаж, а вредительство какое-то собственной стране7. Добавим: и демографической политике.

Задача продовольственной безопасности с опорой на собственные силы не из легких, если учесть, на каком стартовом уровне находится наша страна. А уровень этот весьма жалок и не достоин великой державы. Судите сами: посевные площади в обновленной России сократились на 41 млн га. Россия стала собирать урожаи зерна не более 75 — 80 тонн, в то время как 20 лет назад Советская Россия засыпала в закрома примерно 106 миллионов тонн хлеба ежегодно, то есть на треть больше.

Из-за недостатка финансирования количество сельхозпредприятий сократилось с 28 тыс. до 3 тыс. При их ликвидации для уплаты долгов кредиторам под нож шли стада животных. В результате поголовье крупного скота в период так называемых реформ уменьшилось на 36 млн. голов. Если в 1988 г. было 59,8 млн., то сегодня российское стадо составляет примерно 23 млн. голов. Страна потеряла больше крупного рогатого скота, чем сохранила. Особенно печально, что Россия сократила на 11,2 млн. численность коров, которые давали не только мясо, но и молоко. За период преобразований с 1990 по 2010 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось почти в 3 раза. Такого разора не было даже в годы Великой Отечественной войны!

В результате резкого снижения поголовья скота и ряда других причин наша страна спустя 20 лет «развития» добилась существенных изменений в производстве молока и мяса. Так производство говядины составило 17,4, свинины — 29, баранины — всего 6 процентов к уровню 1990 г. Тульская область, например, из-за резкого снижения поголовья дойного стада получает в год менее 230 тысяч тонн молока, что является самым низким показателем за последние 120 лет. Стоит ли после этого удивляться, что цены на продукты питания в современной России неуклонно растут.

Из-за почти трехкратного сокращения поголовья скота Россия вынуждена покупать за границей 40% мяса, 25% молока и большое количество другого продовольствия. По све-

дениям депутатов Госдумы, на закупку продовольствия за рубежом в 2007 г. было израсходовано 800 млрд. рублей бюджетных денег8.

Сегодня уже ясно, что мировые цены на продовольствие будут расти. Но почему Россия с ее огромными пашнями, пастбищами, многовековыми сельскохозяйственными традициями должна так сильно зависеть от мировых цен? Развитой современный аграрный бизнес мог бы во много раз смягчить для россиян ценовой удар.

Не лучше обстоит дело и с отечественными лекарствами, в которых так нуждается наше не совсем богатое население. Россия производит их в 2011 г. только 10% от потребности. Президент РФ Д. Медведев в Послании от 12 ноября 2009 г. ставил задачу довести этот показатель хотя бы до четверти. Но пока особой подвижки в этом направлении не видно.

В 2009 г. на программу Дополнительного лекарственного обеспечения выделили 77 млрд. рублей. Но если лекарства будут дорожать так, как в ушедшем 2010 г., на всех льготников выделенных денег опять не хватит. И еще. Льготы на лекарства имеют только 4 млн. россиян. Остальные десятки миллионов жителей страны остаются один на один с возросшими аппетитами фармацевтических компаний, как отечественных, так и зарубежных. В результате пенсионеры и другие категории малоимущих россиян могут остаться без необходимых лекарств. Им просто не хватит денег на лечение.

По данным Минздравсоцразвития, в России более 300 тыс. тяжелобольных людей, которые нуждаются в обеспечении очень дорогостоящими лекарствами. Это как раз тот случай, когда одна ампула или таблетка может стоить сотни долларов. Закупки таких препаратов и так обходятся государству в 36 млрд. руб. в год. Но если эти расходы не увеличат, значит, людей, по сути, принесут в жертву кризису.

В последние годы много внимания уделяется отечественной медицине, здравоохранению в целом. И не случайно. Конституция Российской Федерации провозгласила: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ст. 41). Основной закон страны декларировал бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако право граждан на бесплатную медицинскую помощь, особенно на лечение

сердечно-сосудистых и других сложных заболеваний, практически не реализуется. По утверждению Лео Бокерия и других известных кардиохирургов, для рядовых граждан в подобных клиниках с современным оборудованием очень мало оплаченных мест. Между тем в России, по данным известного академика Евгения Чазова, ежегодно умирает от сердечно-сосудистых заболеваний 1,2 млн. человек. Это составляет почти половину (48%) всех смертей россиян.

В результате недофинансирования отечественного здравоохранения сотням тысяч(!) пациентов, нуждающихся в высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской помощи, в ближайшее время грозит смерть.

В условиях острого дефицита бюджетных средств, выделяемых государством на это важнейшее направление социальной политики, обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. Но, по свидетельству академика РАМН Сергея Колесникова, в России «нет выстроенной стратегии и целостной программы охраны здоровья граждан». Вследствие этих и других причин «общий уровень состояния здоровья населения в Российской Федерации на современном этапе нельзя назвать благополучным», — говорится в докладе, подготовленном управлением в 2008 г. Аппаратом Совета Федерации9.

К проблемам современного российского здравоохранения относится также ограниченная доступность для широких слоев населения лекарственных средств и санаторно-курортного лечения. Причина банальна — у государства нет на это средств, а у россиян не хватает денег на собственное оздоровление вследствие низкого уровня доходов. Как результат — в России одна из самых высоких в мире смертность граждан, в том числе детская смертность. Двое из каждых трех новорожденных появляются на свет больными. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей увеличился на 50%.

Оставляет желать лучшего медицинское обслуживание школьников на периферии. В российской глубинке о диспансеризации детей не слышали уже многие годы. Поэтому не удивительно, что в российских школах число нездоровых детей приближается к 70%.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Так записано в Конституции. Однако, несмотря на конституционные принципы охраны здоровья граждан, власти ввергли здравоохранение в перманентные реформы, которые особенно болезненно сказываются на здоровье и жизни сельского населения.

В результате реформы, проведенной федеральным центром, произошло существенное сокращение численности (закрытие) неэкономичных малых медицинских учреждений. Заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков на недавних парламентских слушаниях привел удручающие цифры: с 2000 г. (когда Президентом РФ стал В.В. Путин) число врачебных больничных учреждений сократилось к концу 2006 г. с 4378 до 1966 единиц, то есть более чем вдвое, в том числе участковых врачебных учреждений, наиболее приближенных к сельчанам, — в 5,5 раза. За последние 8 лет закрыто 3,2 тысячи больниц, 2,5 тысячи поликлиник. Не оправдала себя система льготного лекарственного обеспечения. Она лишь усилила коррупцию и рост цен на медикаменты.

В селах и деревнях закрываются «нерентабельные» фельшерско-акушерские пункты (ФАП). Свою лепту в развал «сельской медицины» внесла в начале этого века так называемая «реструктуризация», которая, по сути, заключалась в массовой ликвидации на селе больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и сокращении персонала. Как результат, сеть больничных учреждений на селе с 2001 по 2005 год сократилась на 16,4 процента, или на 719 единиц. На 10 процентов уменьшилось количество больничных коек. От реструктуризации наиболее ощутимо пострадали Тыва, Чувашия, Ростовская и Читинская области. В Читинской области осталось всего 16 процентов больниц и 4 процента поликлиник от уровня 2000 года.

В результате снижения количества медучреждений и качества медицинского обслуживания на селе резко возросла смертность сельских жителей. Заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев с тревогой констатирует: «Деревня оказалась в эпицентре демографического кризиса, охватившего страну. Одна из главных причин со-

кращения численности сельского населения России — высокая смертность людей. В последние годы ежегодное превышение числа умерших над числом родившихся на селе составляет 250 — 270 тыс. человек. Естественная убыль, впервые зарегистрированная в 1992 году, к 2006 году с накопительным итогом составила 3,2 млн. человек. Сельское население сократилось в 61 регионе страны, причём происходило это на 30 процентов быстрее, чем в городах»10.

При советской власти фельдшерско-акушерские пункты можно было найти почти в каждой большой деревне, а сейчас государство такой роскоши позволить себе не может, поэтому один фельдшер приходится на несколько деревень, разбросанных друг от друга на несколько километров. Как медработник может их обслуживать, если автомобиль ему зачастую не положен и его рабочий день во многом тратится на дорогу к пациенту?

Расположены медпункты в большинстве своем в старых помещениях, с туалетом на улице, холодной водой из умывальника. Зимой отоплением в этом медучреждении служит русская печка. Телефона для экстренного вызова «скорой помощи» из райцентра зачастую нет. Так, из 543 ФАПов в Архангельской области половина построена более полувека назад. И лишь 100 из них (менее 20%) имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Состояние сельской медицины России XXI века во многом напоминает земскую медицину XIX века, описанную в рассказах А.П. Чехова. Как известно, сам Чехов долгое время работал врачом в земской больнице.

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова недавно признала, что не удается пока преодолеть высокую смертность россиян. На первом месте по заболеваемости — болезни сердца и сосудов. Они являются причиной практически каждой второй смерти. Следом идут онкология, внутренние болезни, некоторые инфекции, которые для развитых стран, мягко говоря, не характерны. Например, от туберкулеза, особенно тюремного, ежегодно погибает почти столько же людей, что и в ДТП.

Поэтому развитие медицины, особенно в части диагностики и раннего выявления сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных заболеваний, может серьезно

улучшить положение. Не менее важно и развитие высокотехнологичной медицины.

Но задача ставится гораздо шире: речь идет не только о том, чтобы серьезно укрепить некоторые направления здравоохранения, но и о системном изменении организации всех уровней медицинской помощи. Подобная работа, например, начата в Тульской области, где за 2,5 года построено и оснащено пять межрайонных клинических центров11.

Татьяна Голикова отметила, что в скором времени в Чебоксарах начнет работать центр ортопедии и травматологии, откроются два сердечно-сосудистых центра в Пензе и Астрахани (по смертности от этих заболеваний наша страна занимает одно из первых мест в мире). Кроме того, на профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний в 2008 — 2010 гг. из федерального бюджета выделялось 8 млрд. рублей. Задача государства состоит в том, чтобы довести отечественное здравоохранение до уровня, при котором оно будет способно реально охранять здоровье нации.

В настоящее время ученые на Западе работают (и небезуспешно) на применении на-нотехнологий в лечении людей. Представьте ситуацию: человек приходит в диагностический центр, его сканируют, говорят, какое звено поражено, и предлагают взять с полки лекарство. Выпил таблетку — и порванная цепочка восстановлена, а с ней — и здоровье. Никаких врачей, только лекарства. Звучит фантастически, но именно это позволят в скором времени нанотехнологии. Об успехах европейских коллег недавно сообщила российской прессе Елена Малышева, профессор медицины. «Современная наука шагнула очень далеко, — констатировала известная телеведущая программы «Здоровье», — и те болезни, которые раньше считались неизлечимыми, отступают под натиском суперсовременных лекарств... Каждый год появляется несколько препаратов для его лечения. Изобретены, к примеру, таргетные лекарства (то есть «бьющие точно в цель»). Они выпускаются в форме таблеток и лечат раковые метастазы. Но такие лекарства дороги, потому что за ними стоят масштабные молекулярно-генетичес-кие исследования, исследования на людях. Месячный курс может стоить до 5 тысяч евро. Поэтому такое лечение должно оплачивать государство. Либо оно должно пла-

тить достойную зарплату, чтобы граждане сами могли купить это лекарство»12.

Тенденции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная тенденция к снижению продолжительности жизни за счет возможного дальнейшего снижения младенческой смертности, уменьшения смертности россиян других возрастов от различных болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на производстве. Как только государство по-настоящему станет ценить человека труда, когда медицина будет бороться за каждую богом данную жизнь, когда забота о материнстве и детстве станет такой же действенной, как в европейских странах, так опасная тенденция вымирания россиян исчезнет сама собой. В этом ключе нашей вертикали власти нужно больше делать, чем призывать или составлять победные рапорты, выдавая часто желаемое за действительное.

И еще одна проблема, которая напрямую связана с демографией и о которой необходимо сказать, — это высокий процент распадения российских семей. По этому отрицательному показателю современная Россия занимает третье место в мире. Статистика такова: на 1000 браков — 800 разводов. Главными причинами разводов в России являются алкоголизм и наркомания.

Среди других причин распада семьи — отсутствие собственного жилья (41%), невозможность прокормить семью из-за низких доходов (29%), вмешательство родственников (18%). Реже россияне отмечали невозможность иметь детей (10%), длительное раздельное проживание (8%), тюремное заключение (3%) или болезнь одного из супругов (2%).

Сегодня разводами заканчиваются: 40% первых браков, 60% — вторых браков, 74% — третьих браков. В РФ проживают более 11 млн. разведенных.

Крушение семьи не лучшим образом сказывается на демографической ситуации в стране: супруги не будут заводить детей, если их союз разваливается. Бракоразводный процесс, сопровождаемый ссорами и скандалами, разделом имущества, взаимными упреками и обидами, кроме того, отрицательно сказывается на психике и здоровье детей.

Государственные чиновники, ответ- не. Было бы целесообразным, на наш взгляд,

ственные за демографическую политику, при получении официального документа о

должны исследовать причины, влияющие на создании семьи одновременно выдавать

распад семьи, а следовательно, и сокраща- банковский чек или пластиковую карточ-

ющие деторождение в стране. По данным ку с солидной суммой денег, достаточных

социологических опросов, основными при- для того, чтобы семейный корабль не раз-

чинами разводов являются, во-первых, ма- бился о рифы российского быта. Такая

териальные затруднения российских семей практика применяется, например, в нефте-

(до 45% разводов) и, во-вторых, отсутствие добывающем Катаре, где молодожены по-

собственного жилища (до 38%). И эти при- лучают помощь от государства в размере

чины вполне объяснимы. Действительно, 270 тысяч долларов США. Возможно, по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

материальные затруднения, особенно мо- этой причине в этой стране нет такой пуга-

лодых семей, разбивают хрупкую лодку се- ющей бракоразводной статистики, как в об-

мейной жизни о рифы экономического не- новленной России.

благополучия, так называемый суровый Таким образом, для того, чтобы реализо-быт. А отсутствие собственной крыши над вать Концепцию демографической полити-головой только обостряет возникающие ки в России, потребуется большая политичес-разногласия, так как совместное прожива- кая и организаторская работа органов госу-ние с тещей или свекровью не всегда спо- дарственного и местного самоуправления. На собствует укреплению молодой семьи. ее осуществление потребуется немалое коВ связи с этим государству следует при- личество денег. Но в любом случае, чтобы нимать решительные меры по укреплению Россия прирастала населением, демографи-института брака, который напрямую влия- ческую политику нужно постоянно держать ет на демографическую ситуацию в стра- в поле зрения органов власти и управления.

1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г.// Российская газета, 2006, 11 мая.

2 Сергеев М. Погружение в нищету //Независимая газета, 2009, 31 августа.

3 На рождение и на смерть прибавят денег //Известия, 2009, 23 января.

4 Почему правительство саботирует указы президента?//Крестьянская Русь.— 2011. — № 1.

5 Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений Правительству по итогам совещания о мерах по снижению потребления алкоголя //Официальный сайт Президента РФ. Код доступа: http://www.kremlin.ru/news/5428.

6 Российская Федерация сегодня, 2007, № 24. С. 33.

7 Почему правительство саботирует указы президента?//Крестьянская Русь. — 2011. — № 1.

8 Моисеев В.В. Россия в глобальном кризисе. Монография. — Орел: Изд-во АПЛИТ, 2009. - С. 51-52.

9 Аналитический вестник Совета Федерации. Серия «Основные проблемы социального развития России». № 3(348). М., 2008. С. 39.

10 Леонид Бударин. Реквием по сельскому здравоохранению // Крестьянская Русь, 2009. — №2; Кто вылечит деревню // Парламентская газета, 2008, 3 апреля.

11 Динамика развития //Тульские известия, 2008, 21 февраля.

12 Аргументы недели, 2008, 6 марта.

Moiseev V.V., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

TO THE QUESTION OF DEMOGRAPHIC POLICY IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the problems of demographic policy in modern conditions. In it positive shifts in a demographic situation, including delay of depopulation rates in the country, as well as unresolved questions in this sphere are defined. The author pays special attention not only to the analysis of the accepted measures on increasing of birth rates, but also to the prolongation of life of elderly Russians. From the author's point of view it's possible to change demographic situation in Russia to the better if using all arsenals of means of social policy of the state, including the improvement of health services, feeding, and way of living of Russians.

Keywords: the demographic policy, stimulation of birth rate, decrease in death rate, improvement of feed and health services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.