Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЕ ПЕРСОНАЛА'

К ВОПРОСУ О ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЕ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ КАРЬЕРА / ПЕРСОНАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КАРЬЕРА / КОМПЕТЕНЦИИ / BUSINESS CAREER / PERSONNEL / PERSONNEL MANAGEMENT / CAREER / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаткуллина Р.К., Алексеев О.А.

Статья посвящена понятию и значению деловой карьеры персонала. Раскрываются основные факторы, определяющие карьерный рост. Раскрываются мотивы трудовой деятельности персонала. Изучена деловая карьера в аспекте объекта управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT BUSINESS PERSONAL CAREER

The article is devoted to the concept and importance of business career of staff. The main factors determining career growth are revealed. The motives of labor activity of the personnel are revealed. Studied business career in the aspect of the object of management.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЕ ПЕРСОНАЛА»

УДК 331. 1

Фаткуллина Р.К. студент магистратуры 3 курс институт экономики, финансов и бизнеса Управление деловой карьерой персонала

Россия, г. Уфа

Научный руководитель: Алексеев О.А., к.ф.н.

доцент

К ВОПРОСУ О ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЕ ПЕРСОНАЛА

Аннотация: Статья посвящена понятию и значению деловой карьеры персонала. Раскрываются основные факторы, определяющие карьерный рост. Раскрываются мотивы трудовой деятельности персонала. Изучена деловая карьера в аспекте объекта управления.

Ключевые слова: деловая карьера, персонал, управление персоналом, карьера, компетенции.

Fatkullina R. K. student 3th year institute of economics, finance and business personnel business career management

Russia, Ufa

Scientific supervisor: Alekseev O.A. associate Professor, candidate of philosophical sciences ABOUT BUSINESS PERSONAL CAREER

Abstract: The article is devoted to the concept and importance of business career of staff. The main factors determining career growth are revealed. The motives of labor activity of the personnel are revealed. Studied business career in the aspect of the object of management.

Keywords: business career, personnel, personnel management, career, competence.

В современных экономических условиях человеческие ресурсы выступают в качестве основного фактора, который способствует развитию и эффективному функционированию предприятий. В этой связи управление деловой карьерой персонала приобретает особо актуальное значение.

Карьера представляет собой процесс профессионального, социального, экономического развития человека, которая выражена в его продвижении по карьерной лестнице, квалификации, статусов, вознаграждения и закрепления в определённой последовательности занимаемых на данных ступенях позиций [1]. Другими словами, карьера представляет собой развитие человека, а также освоение социального пространства, либо экспансии человека в организационном пространстве определённой организации.

В настоящее время деловая карьера выступает в качестве объекта управления. Данный процесс включает в себя мероприятия, которые

реализуются посредством кадровых служб, а также консалтинговых компаний, способствующих раскрытию личности сотрудников, а также их более выгодному применению для целей развития организации. В большинстве успешных зарубежных компаний сотрудники к карьере относятся достаточно пассивно. Данным вопросом, как правило, всецело занимаются руководители. Именно в этой связи в большинстве зарубежных успешных компаний в обязательном порядке используется планирование деловой карьеры, то есть определение направлений, которые приведут к достижению данной цели. Примечательным также является тот факт, что пассивное отношение к деловой карьере свойственно и большинству сотрудников российских предприятий. Таким образом, данная проблематика является особенно актуальной в современных экономических условиях России.

Можно дать следующее определение карьеры и с точки зрения ее как мобильного движения сотрудника в сторону улучшения способа жизни, который представляет ему стабильность в социальном потоке. Карьера - это процесс получения жизненно важных ценностей, благ, признательности в обществе, а также на рабочем месте [2]. Представим факторы, определяющие карьерный рост (см. рис.1).

Должностные ступени, уровни иерархии

Ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания

Статусные ранги, отражающие вклад сотрудника в развитие организации

Ступени власти как степени влиятельности в организации

Уровни материального дохода

Рисунок 1 - Факторы, определяющие карьерный рост

Развитие деловой карьеры персонала требует определённой мотивации, как со стороны сотрудника, так и со стороны организации. При этом мотивы развития отдельных сотрудников должны быть общими с целями организации.

В качестве мотивов для сотрудника могут быть: желание как можно быстрее освоить новую работу, либо получить более высокую должность; обеспечить увеличение собственных доходов; получить новые знания;

расширить личные контакты; повысить собственный имидж; стать более конкурентоспособным, а также независимым на рынке труда; преодолеть различные неудачи и сложности, добиться высоких результатов в рамках профессиональной деятельности, выполнять наиболее эффективным образом поставленные перед ним задачи и цели. Данные мотивы действуют тогда, когда имеются гарантии того, что результаты его деятельности будут востребованы, и потраченные усилия не окажутся напрасными [3].

Тем не менее, несмотря на достаточность теоретической базы, которая посвящена проблеме развития персонала, а также значительные преимущества от его внедрения в организации, на практике деловой карьере сотрудников, к сожалению, уделяется достаточно мало внимания.

Отметим, что оптимизации деятельности сотрудников на уровне организации можно достичь лишь при помощи изменения политики по отношению к персоналу. Без изменения подхода, мероприятий по реорганизации, которые будут осуществляться, организации не могут и не будут достигать должного эффекта. В качестве основы управления персоналом можем рассматривать политику развития персонала, которая и подразумевает раскрытие потенциала сотрудника, то есть представляет собой процесс направления деловой карьеры персонала [4].

Таким образом, необходимо отметить актуальную в настоящее время проблему, которая связана с практической потребностью современных организаций, которые развиваются согласно глобальным экономическим и технологическим тенденциям, а также с отсутствием необходимого количества разработок в этой области, которые отвечают современным запросам общества.

Использованные источники:

1. Голубева Т.С. Трактовка понятия «карьера» в разрезе современных тенденций // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - С.12-15.

2. Петрова В.Ж. Возможности карьерного роста для представителей третьего возраста: реалии и перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2014. - №3. - Т.14. - С.51-54.

3. Булгак В.Б. Повышение компетентности и осведомленности персонала [Электронный ресурс]. - URL: http://www.elitarium. ru/kompetentnost_personala/

4. Морозова А.А. Управление и планирование деловой карьеры сотрудников организаций в современных условиях // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44) [Электронный ресурс]. - URL: https: //nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.