Научная статья на тему 'К вопросу о датировке штурма Луцка войсками Куремсы'

К вопросу о датировке штурма Луцка войсками Куремсы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Галич / Волынь / Даниил Романович Галицкий / Василько Романович Волынский / Куремса / Джучиев Улус / Орда / Луцк / Galich / Volhynia / Daniel of Galicia / Vasilko Romanovich Volynsky / Kuremsa / Juchi Ulus / Orda / Lutsk

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селезнев Юрий Васильевич

События противостояния князей Галицко-Волынской Руси Даниила и Василько Романовичей и ордынского военачальника Куремсы (Коренцы) представляют важный этап в установлении владычества ханов Джучиева Улуса над русскими землями. Последовательность и результаты данных событий имеют существенное значение при реконструкции отношений покоренных правителей с завоевателями в контексте расширения Монгольской империи и становления Джучиева Улуса в середине XIII столетия. Кроме того, надёжная хронология позволяет рассмотреть отношения Галича и Волыни с соседними государствами и княжествами в условиях доминирования в регионе Орды. В этой связи обращают на себя внимание детали летописной погодной записи о нападении Куремсы на Владимир-Волынский и Луцк. В силу запутанности прямой датировки события в единственном сохранившим описание событий источнике – Галицко-Волынской летописи – обращают на себя внимание детали известия. Упоминание в известии святых, покровительствовавших чуду, предотвратившему взятие ордынскими войсками города Луцка, позволяет сделать обоснованное предположение о точной датировке сражения у моста, что проливает свет на время произошедших событий и позволяет более точно выстроить хронологию вторжения Куремсы на Волынь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On dating the assault on Lutsk by Kuremsa

The confrontation between the princes of Galicia-Volhynia Daniel and Vasilko Romanovich and the Horde commander Kuremsa (Korentsy) played a large part in the establishment of the Juchi Ulus rule over Rus’. The sequence and results of the events are crucial for reconstructing the relations between the conquered rulers and the conquerors under the Mongol Empire expansion and the formation of the Juchi Ulus in the mid-13th century. In addition, a reliable chronology is important for analysing the relations of Galich and Volhynia with their neighboring states and principalities under the dominance of the Horde. In this regard, attention is drawn to the details of the chronicle weather record about Kuremsa’s attack on Vladimir-Volynsky and Lutsk. Since the direct dating of the event in the Galician–Volhynian Chronicle is rather confusing, more attention should be paid to its details. The mentions of the saints who patronize the miracle before the capture of Lutsk by the Horde justify an assumption about the exact date of the battle at the bridge, which sheds light on the dates of the events and allows a more accurate reconstruction of the chronology of Kuremsa’s invasion to Volhynia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о датировке штурма Луцка войсками Куремсы»

УДК 94(47+57)"12/14" UDC

DOI: 10.17223/18572685/73/4

К вопросу о датировке штурма Луцка войсками Куремсы*

Ю.В. Селезнев

Воронежский государственный университет Россия, 394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1 E-mail: orda1359@mail.ru

Авторское резюме

События противостояния князей Галицко-Волынской Руси Даниила и Василько Романовичей и ордынского военачальника Куремсы (Коренцы) представляют важный этап в установлении владычества ханов Джучиева Улуса над русскими землями. Последовательность и результаты данных событий имеют существенное значение при реконструкции отношений покоренных правителей с завоевателями в контексте расширения Монгольской империи и становления Джучиева Улуса в середине XIII столетия. Кроме того, надёжная хронология позволяет рассмотреть отношения Галича и Волыни с соседними государствами и княжествами в условиях доминирования в регионе Орды. В этой связи обращают на себя внимание детали летописной погодной записи о нападении Куремсы на Владимир-Волынский и Луцк. В силу запутанности прямой датировки события в единственном сохранившим описание событий источнике - Галицко-Волынской летописи - обращают на себя внимание детали известия. Упоминание в известии святых, покровительствовавших чуду, предотвратившему взятие ордынскими войсками города Луцка, позволяет сделать обоснованное предположение о точной датировке сражения у моста, что проливает свет на время произошедших событий и позволяет более точно выстроить хронологию вторжения Куремсы на Волынь.

Ключевые слова: Галич, Волынь, Даниил Романович Галицкий, Василько Романович Волынский, Куремса, Джучиев Улус, Орда, Луцк

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-1800147, https://rscf.ru/project/23-18-00147/

On dating the assault on Lutsk by Kuremsa* Yuryi V. Seleznev

Voronezh State University 1 University Square, Voronezh, 394018, Russia, E-mail: orda1359@mail.ru

Abstract

The confrontation between the princes of GaLicia-VoLhynia Daniel and VasiLko Romanovich and the Horde commander Kuremsa (Korentsy) played a Large part in the establishment of the Juchi ULus rule over Rus'. The sequence and results of the events are crucial for reconstructing the relations between the conquered rulers and the conquerors under the Mongol Empire expansion and the formation of the Juchi ULus in the mid-13th century. In addition, a reLiabLe chronoLogy is important for anaLysing the reLations of GaLich and VoLhynia with their neighboring states and principaLities under the dominance of the Horde. In this regard, attention is drawn to the detaiLs of the chronicLe weather record about Kuremsa's attack on VLadimir-VoLynsky and Lutsk. Since the direct dating of the event in the GaLician-VoLhynian ChronicLe is rather confusing, more attention shouLd be paid to its detaiLs. The mentions of the saints who patronize the miracLe before the capture of Lutsk by the Horde justify an assumption about the exact date of the battLe at the bridge, which sheds Light on the dates of the events and aLLows a more accurate reconstruction of the chronoLogy of Kuremsa's invasion to VoLhynia.

Keywords: GaLich, VoLhynia, DanieL of GaLicia, VasiLko Romanovich VoLynsky, Kuremsa, Juchi ULus, Orda, Lutsk

Вооруженное противостояние князей Галицко-Волынской земли и ордынских военачальников тесно связано с процессом включения Галича и Волыни в сферу политического влияния Монгольской империи и Улуса Джучи [13: 148-150]. Расположившийся в южнорусских степях монгольский военачальник Куремса (Коренца, Курумши) в течение первой половины 1250-х гг. совершил ряд нападений на земли, подконтрольные князьям Даниилу и Василько Романовичам. Русские князья организовали ответные акции, что позволяет охарактеризовать последовательность боевых событий как пограничную войну.

* The study was supported by the Russian Science Foundation Grant No. 23-18-00147, https://rscf.ru/project/23-18-00147/

Сама же хронология событий остается не вполне ясной: известия сохранились исключительно в составе Галицко-Волынской летописи, в которой датировка рассматриваемых свидетельств смещена и вызывает сомнения и различные варианты трактовок. К этому вопросу обращались С.М. Соловьёв [16], М.С. Грушевский [3], А.Н. Насонов [8],

B.Г. Вернадский [2], Н.Ф. Котляр [6], И.Л. Измайлов [5], Е.Е. Иванова [4], А.Н. Нестеренко [9], П.С. Стефанович [17].

Сведения сохранились в составе Ипатьевского свода, который составлен не позднее середины XV в., что удостоверяется наличием списка конца 1410-х - начала 1420-х гг. [10: Е-^. Завершающая часть свода - Галицко-Волынская летопись - прерывается на 1292 г., что позволяет предполагать появление протографа указанного памятника в самом конце XIII в. или в начале XIV в.

В свою очередь Галицко-Волынская летопись представляет собой сложный по своему составу и структуре литературный памятник, который традиционно делят на летописный свод 1246 г., летопись епископа Иоанна (оканчивается 1260 г.), свод Василька Романовича Волынского (около 1263-1271), летописец Владимира Васильковича (1272-1289 гг.) и свод Мстислава Даниловича (1289-1291 гг.) [7: 235-241; 12: 123-130; 15].

Рассматриваемое нами известие помещено в летописи под 6767 (1259) (т. е. в т. н. летописи епископа Иоанна): «Потом же Ьхаста в Володимерь, и собравша мало дружины, и молящася Богу о нашествии татарь, да Богь избавить я. Не могуща же дружины собрати, сласта сЬмо и онамо. Прилучи же ся Василковымъ людемь выЬхати и обрЬтше татаръ биша я, и колодники имаша. Потом же, КуремьсЬ стоящю у Лучка, створи Богъ чюдо велико. Луческъ бЬ не утверженъ и не уряженъ. И сбЬгшимся во нь многимъ людемь, и бЬ бо зимЬ, бы-въши и водЬ велицЬ. Оному же пришедшу к Лучьску и не могшу ему преити, хотяше мостъ прияти. Гражаномъ же отсЬкшимъ мостъ. Он же порокы постави, отгнати хотя. Богъ же чюдо створи, и святы Иванъ, и святый Никола: вЬтру же таку бывшу, яко порокомъ вЬргшу, вЬтру же обращаше камень на нЬ. Пакы же мечющемъ на нЬ крЬпко, изломися Божиею силою пракъ ихъ. И не успЬвше ничтоже, вратишася во станы своя, рекше в поле» [11: 841-842].

Расположение известий в годовой записи 6767 г. позволило

C.М. Соловьёву отнести событие к 1259 г.: «Ближайшим соседом Да-нииловым в Приднепровье был баскак Куремса, не могущий внушить большого страха галицкому князю, так что в 1257 году последний решился предпринять наступательное движение против татар и побрал все русские города, непосредственно от них зависевшие. В 1259 году войско Куремсы явилось у Владимира, но было отбито жителями, сам

Куремса не мог взять Луцка, потому что сильный ветер относил от города каменья, бросаемые татарами из машин» [16: 201].

Однако прямая датировка, согласно летописному упоминанию, наталкивается на ряд противоречий. Главное из них состоит в том, что уже в 1258 г. степи Поднепровья заняли войска Бурундая, откуда начали совершать походы, к примеру, в Литву и Польшу. Причем в самой Галицко-Волынской летописи утверждается, что Бурундай сменил Куремсу и совместно с ним ни коим образом не действовал.

И если Н.Ф. Котляр избегает определения временных рамок похода («Куремса стремился перейти в контрнаступление, но, когда его конница появилась на Волыни, она была рассеяна войском Романовичей под Луцком») [6: 71], то, к примеру, Г.В. Вернадский относит события к более раннему времени -около 1257 г.: попытки Куремсы «штурмовать города Владимир-Волынский и Луцк в обоих случаях закончились неудачей. Холм сильно пострадал от пожара, причиной которого был несчастный случай, а не какое-либо нападение монголов». При этом Г.В. Вернадский отмечает, что «хронология Галицкой летописи этого периода очень запутана», автор в большинстве случаев пользуется «датировкой Грушевского» [2: 70].

Однако М.С. Грушевский предположительно относит попытку штурма Луцка войсками Куремсы к концу 1255 г. Правда, автор допускает, что события могли происходить и в более позднее время, но считает указанную дату наиболее обоснованной, в том числе дальнейшей хронологией событий [3].

Такую датировку - конец 1255 г. - принимает большинство авторов, касающихся истории отношений князей-Романовичей с Ордой в 1240-1250-е гг. (к примеру, А.Н. Насонов [8: 34], Е.Е. Иванова (В 6767/ конце 1255 г.) [4: 43], А.Н. Нестеренко [9: 21-52], П.С. Стефанович [17: 125], а также автор данных строк [14: 40]). Тем не менее И.Л. Измайлов отнес событие к более раннему времени - зиме 1254 г. [5: 520].

Таким образом, прямая датировка в Галицко-Волынской летописи осады войсками Куремсы города Луцка вызывает ряд затруднений и побуждает поиск дополнительных аргументов в пользу той или иной хронологии событий.

На наш взгляд, одной из «подсказок» может оказаться отсылка в летописной записи к покровительству святых, благодаря которым произошло чудо с внезапными порывами ветра, сорвавшими обстрел камнеметными машинами защитников моста перед Луцком: автор записи обращается одновременно к святому Иоанну и святому Николаю: «Богъ же чюдо створи, и святы Иванъ, и святый Никола» [1: 282].

Обращение к святому Николаю, вероятно, было сопряжено с тем обстоятельством, что одно из чудес святого связано с бурей и ветром:

во время путешествия по морю разразился сильнейший шторм и поднялся сильнейший ветер, который бросал судно из стороны в сторону. Молитвами святого Николая стихия стала утихать. В условиях спасения города от противника путем сильнейшей бури, покровительство св. Николая, вероятно, рассматривалось как участие высших сил для привлечения стихии в защиту православных от «супротивных».

Надо полагать, что совместное упоминание святых Иоанна и Николая не было случайным. Это позволяет предполагать, что в день штурма поминали обоих святых. Поскольку события происходили зимой, то в первую очередь обращает на себя внимание день памяти чудотворца Николая - 6 декабря. Однако в один день с ним не поминается Иоанн. Ближайший день памяти - 4 декабря - является день поминовения Иоаанна Дамаскина. Однако несовпадение дней поминовения св. Иоанна и св. Николая вызывает сомнение в правомочности отнесения событий к началу декабря.

Другим основанием для поиска иной датировки на основе упоминаний имен святых является практика ведения богослужений, посвященных святому Николаю каждый четверг. В этой связи соотнесение четвергов с датами поминовения одного из святых Иоаннов позволит более точно определить дату событий.

В частности, в Галицко-Волынской летописи особое внимание отведено образу Иоанна Златоуста, в том числе и в описании событий, связанных с нападением Куремсы на Владимир-Волынский и Луцк. К примеру, сразу же после описания отступления ордынцев от Луцка в летописи описывается строительство г. Холма, который был основан, в том числе, в связи с тем, что князь Даниил Романович «ОбЪщася Богу и святому Ивану Златоусту, да створить во имя его церковь. И створи градЪць малъ. И видЪвъ же, яко Богъ помощникъ ему, и Иоанъ спЪшникъ ему есть, и созда град иный, егоже татарове не возмогоша прияти, егда Батый всю землю Рускую поима» [11: 842-843]. Отсылки к Иоанну Златоусту встречаются в Галицко-Волынской летописи девять раз. При этом имя Иоанна в летописи в других случаях не связано с упоминанием святых.

Таким образом, есть основание полагать, что и в свидетельстве о спасении Луцка упомянут именно святой Иоанн Златоуст, спасший уже однажды - во время нашествия Батыя - один из городков князя Даниила Романовича.

Кроме того, согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII вв., в праздничное богослужебное последование, посвященное Иоанну Златоусту, входят тропарь 5-го гласа «Золотом чистая благодать...», прокимен 1-го гласа из Пс 131, чтения (Притч. 10. 20-25; 1 Кор. 12. 26-31), аллилуиарий со стихом из Пс. 32, Евангелие Ин. 10. 11-16.

При этом чтения Притч завершаются стихом 25-м, который звучит следующим образом: «Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании». Данный стих напрямую соотносится и находит аналогии в ситуации с вторжением Куремсы: вихрь/буря смела противника - «нечистивых» ордынцев (в отношении татар эпитет «нечистивые» используется в Галицко-Волынской летописи: см., например, запись под 6753 (1245) г. [11: 795]), сохранив праведников в православном городе.

На сегодняшний день сложно судить, каким образом проходило богослужение в честь Иоанна Златоуста в городах Галицко-Волын-ской Руси. Однако развитие молитвенной практики и гимнографии фиксируется следующим образом: в результате синтеза доиконобор-ческих иерусалимской и константинопольской традиций появляется богослужение того типа, который характеризуется соединением константинопольских Евхология и Лекционария с иерусалимскими Тропологием (его песнопения в VШ-IX вв. были реорганизованы, вошли в Минею, Триодь и Октоих) и Часословом; этот тип сохраняется в православной Церкви до настоящего времени. Таким образом, вполне вероятно, что 25-й стих Притчей, упоминающий вихрь в защиту праведных, провозглашался в молитвах в день памяти Иоанна Златоуста в церквях Луцка и Владимира-Волынского.

При этом память Иоанна Златоуста - день перенесения мощей

- отмечается 27 января, и в Соборе трёх святителей - 30 января. Совпадение одновременного поминания святого Иоанна и святого Николая могло быть только в случае, когда 27 или 30 января выпадало бы на четверг (напомню, в четверг Православная Церковь почитает преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви - Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца).

27 января являлось четвергом в 1256 г., тогда как 30 января - в 1253 г. В рамках довольно обстоятельно доказанной датировки предшествующих набегу Куремсы на Луцк событий, отнесение сражения под Луцком к 27 января 1256 г. выглядит более предпочтительным. В частности, сообщение о походе того же Куремсы на Кременец помещается в летописи между надёжно датируемыми событиями

- коронацией Даниила Романовича и женитьбой его сына Шварна на литовской княжне. Это позволяет датировать поход на Кременец, предшествующий походу на Владимир и Луцк, 1254 г. [4: 40]. Кроме того, само упоминание святого в Соборе трех святителей должно было бы сопровождаться именами Василия Великого и Григория Богослова, тогда как перенесение мощей относится только к Иоанну Златоусту.

Таким образом, свидетельство записи Галицко-Волынской летописи под 6767 г. об одновременном обращении за заступничеством к святому Иоанну и святому Николаю позволяет отнести события штурма Луцка к концу мартовского 6763 г., точнее, ко дню перенесения мощей Иоанна Златоуста: к четвергу 27 января 1256 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. СПб., 2000. 528 с.

2. ВернадскийГ.В. Монголы и Русь. Москва: АГРАФ; Тверь: ЛЕАН, 1997. 480 с.

3. Грушевський М. Хронольопя подш Галицко-Волынской лтописи // Записки Наукового товариства iм. Т. Шевченка. Львiв, 1901. Т. 41. С. 1-72. URL: http://Litopys.org.ua/hrs/hrs06.htm

4. Иванова Е.Е. К вопросу об ордынской политике князя Даниила Романовича Галицкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2 (52). С. 37-48.

5. Измайлов И.Л. Войны на Западе. Польша и Литва // История татар с древнейших времен: в 7 т. Казань, 2009. Т. III: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XIV в. С. 518-529.

6. Котляр Н.Ф. Двор галицких Романовичей (XIII в.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 1 (31). С. 60-71.

7. Лихачева О.П. Летопись Ипатьевская // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. С. 235-241.

8. Насонов А.Н. Монголы и Русь. М.; Л.: Наука, 1940. 178 с.

9. Нестеренко А.Н. Даниил Романович Галицкий // Вопросы истории. 2016. № 6. С. 21-52.

10. Предисловие к изданию 1998 г. // Полное собрание русских летописей. Т. II: Ипатьевская летопись. 1998. С. E-N.

11. Полное собрание русских летописей. Т. II: Ипатьевская летопись. М.: Изд-во вост. лит., 1962. 580 Стб.

12. Селезнёв Ю.В. Галицко-Волынская летопись как источник по истории Джучиева улуса // Золотоордынская цивилизация. 2016. № 9. С. 123-130.

13. Селезнёв Ю.В. Особенности пребывания князей Галицкой и Волынской земли при дворе ордынского хана // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: история, политология, социология. 2012. № 1. С. 148-150.

14. Селезнёв Ю.В. Русско-ордынские конфликты XIII-XV веков. М.: Квадрига, 2017. 224 с.

15. Селезнёв Ю.В, Токмакова С.Е. Русские летописи о Золотой Орде (извлечения из Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской I летописей). Воронеж: Научная книга, 2020. 135 с.

16. Соловьёв С.М. Сочинения. Кн. 2: История России с древнейших времен. Т. 3-4. М.: Голос, 1993. 768 с.

17. Стефанович П.С. Политическое развитие Галицко-Волынской Руси в 1240-1340 гг. и отношения с Ордой // Российская история. 2019. № 4. С. 116-134.

REFERENCES

1. Likhachev, D.S., Dmitriev, L.A., ALekseev, A.A. & Ponyrko, N.V. (eds) (2000) Biblioteka literatury Drevney Rusi [Library of Ancient Rus Literature]. VoL. 5. St. Petersburg: Nauka.

2. Vernadskiy, G.V. (1997) Mongoly i Rus' [Mongols and Rus']. Moscow: AGRAF; Tver: LEAN.

3. Grushevskyy, M. (1901) KhronoL'ogiya podiy GaLitsko-VoLynskoy Litopisi [Chronology of the Events of the HaLytskyi-VoLyn annaLs]. Zapiski Naukovogo tovaristva im. T. Shevchenka. VoL. 41. Lviv: [s.n.]. pp. 1-72.

4. Ivanova, E.E. (2013) K voprosu ob ordynskoy poLitike knyazya DaniiLa Romanovicha GaLitskogo [On the Horde poLicy of Prince DaniiL Romanovich GaLitsky]. Drevnyaya Rus. Voprosy medievistiki. 2(52). pp. 37-48.

5. IzmayLov, I.L. (2009) Voyny na Zapade. PoL'sha i Litva [Wars in the West. PoLand and Lithuania]. In: Khakimov, R.S. (ed.) Istoriya tatar s drevneyshikh vremen: v 7 t. [History of the Tatars from Ancient Times]. VoL. 3. Kazan: AS of the RepubLic of Tatarstan. pp. 518-529.

6. KotLyar, N.F. (2008) Dvor gaLitskikh Romanovichey (XIII v.) [The Court of the GaLician Romanovichs (the 13th century]. Drevnyaya Rus. Voprosy medievistiki. 1(31). pp. 60-71.

7. Likhacheva, O.P. (1987) Letopis' Ipat'evskaya [The Ipatiev ChronicLe]. In: Likhachev, D.S. (ed.) Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi [Dictionary of scribes and bookishness of Ancient Rus]. Leningrad: Nauka. pp. 235-241.

8. Nasonov, A.N. (1940) Mongoly i Rus' [MongoLs and Rus]. Moscow; Leningrad: Nauka.

9. Nesterenko, A.N. (2016) DaniiL Romanovich GaLitskiy. Voprosy istorii. 6. pp. 21-52.

10. KLoss, B.M. (1998) PredisLovie k izdaniyu 1998 g. [Preface to the 1998 edition]. In: KLoss, B.M. (ed.) Polnoe sobranie russkikh letopisey [CompLete CoLLection of Russian ChronicLes]. VoL. 2. Moscow: Yazyki russkoy kuL'tury. pp. E-N.

11. Shakhmatov, A.A. (ed.) (1962) Polnoe sobranie russkikh letopisey [CompLete CoLLection of Russian ChronicLes]. VoL. 2. Moscow: Izd-vo vost. Lit.

12. SeLeznev, Yu.V. (2016) GaLitsko-VoLynskaya Letopis' kak istochnik po istorii Dzhuchieva uLusa [The GaLicia-VoLhynia ChronicLe as a source on the history of Dzhuchiev ULus]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya. 9. pp. 123-130.

13. Seleznev, Yu.V. (2012) Osobennosti prebyvaniya knyazey Galitskoy i Volynskoy zemli pri dvore ordynskogo khana [The stay of the princes of Galicia and Volhynia at the court of the Horde Khan]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoriya, politologiya, sotsiologiya. 1. pp. 148-150.

14. Seleznev, Yu.V. (2017) Russko-ordynskie konflikty XIII-XVvekov [Russian-Horde conflicts of the 13th - 15th centuries]. Moscow: Kvadriga.

15. Seleznev, Yu.V. & Tokmakova, S.E. (2020) Russkie letopisi o Zolotoy Orde (izvlecheniya iz Lavrent'evskoy, Ipat'evskoy i Novgorodskoy I letopisey) [Russian tales about the Golden Horde (extracts from the Laurentian, Ipatiev and Novgorod I Chronicles)]. Voronezh: Nauchnaya kniga.

16. Soloviev, S.M. (1993) Sochineniya [Writings]. Vol. 2 (3-4). Moscow: Golos.

17. Stefanovich, P.S. (2019) Politicheskoe razvitie Galitsko-Volynskoy Rusi v 1240-1340 gg i otnosheniya s Ordoy [Political development of Galician-Volhynian Rus in 1240-1340 and relations with the Horde]. Rossiyskaya istoriya. 4. pp. 116-134.

Селезнев Юрий Васильевич - доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России Воронежского государственного университета (Россия).

Yuryi V. Seleznev - Voronezh State University (Russia).

E-mail: orda1359@mai1.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.