Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
человеческий фактор / профессионализм / органы внутренних дел / полномочия / преступность террористической направленности / human factor / professionalism / internal affairs bodies / powers / terrorism-related crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тамара Ахметхановна Гандалоева

В статье рассматривается понятие «человеческий фактор» как ключевой ресурс органов внутренних дел, предполагающий применение стратегического подхода к формированию, освоению и развитию профессиональных способностей сотрудников, от чего и зависит эффективность деятельности органов внутренних дел, системы МВД России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тамара Ахметхановна Гандалоева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the human factor in the internal affairs bodies of the Ministry of internal affairs of Russia

The article considers the «human factor» as a key resource of the department of internal affairs, which involves the use of a strategic approach to the formation, development and development of professional abilities of employees, which determines the effectiveness of the department of internal affairs, the system of the Ministry of internal affairs of Russia, as a whole.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-134-137

К ВОПРОСУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ

Тамара Ахметхановна ГАНДАЛОЕВА, адъюнкт Академии управления МВД России, следователь СЧ по РОПД СУ МВД по Республике Ингушетия Slejka-mvd@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Научный руководитель: М.П. Киреев, доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматривается понятие «человеческий фактор» как ключевой ресурс органов внутренних дел, предполагающий применение стратегического подхода к формированию, освоению и развитию профессиональных способностей сотрудников, от чего и зависит эффективность деятельности органов внутренних дел, системы МВД России в целом.

Ключевые слова: человеческий фактор, профессионализм, органы внутренних дел, полномочия, преступность террористической направленности.

Annotation. The article considers the «human factor» as a key resource of the department of internal affairs, which involves the use of a strategic approach to the formation, development and development of professional abilities of employees, which determines the effectiveness of the department of internal affairs, the system of the Ministry of internal affairs of Russia, as a whole.

Keywords: human factor, professionalism, internal affairs bodies, powers, terrorism-related crime.

Г дожившая в России ситуация по борьбе с терроризмом, масштабность террористи-'^»«'•ческих угроз настоятельно требуют совершенствования обеспечения защищенности интересов личности, общества и государства от посягательств террористов. Происходящие в современном мире процессы глобализации потребовали интеграции антитеррористических усилий властей всех уровней, руководства не только силовых ведомств, правоохранительных органов, но и ресурсных возможностей государства. Противодействие терроризму в современной России сформировано на федеральном, региональном, местном уровнях институтов гражданского общества.

В связи с кардинальной сменой подхода к антитеррористической деятельности Президент России В.В. Путин отметил, что «борьба с терроризмом должна стать общенациональным де-

лом. Потому в ней важно активное участие всех институтов российского общества»1.

С принятием в 2006 г. Федерального закона «О противодействии терроризму», Указа Президента «О мерах по противодействию террориз-му»2 закреплена общегосударственная система противодействия терроризму. В ее основу положен переход от силового подавления очагов терроризма к противодействию террористической преступности. То есть, система регламентирует положения по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию террористических актов, преступности террористической направленности.

Организационная структура антитеррористической системы России в настоящее время включает: Национальный антитеррористический комитет (НАК); Федеральный оперативный штаб (ФОШ); оперативные штабы (ОШ) в

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

субъектах РФ; антитеррористические комиссии (АТК) в субъектах РФ.

Координирующую роль в этой деятельности выполняет Национальный антитеррористический комитет. Данный орган объединяет более 23 госструктуры, министерства, ведомства3.

Для организации межведомственного взаимодействия, планирования мероприятий, связанных с применением и участием сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по пресечению террористических акций, а также для проведения и координации контртеррористических операций в составе НАК образован Федеральный оперативный штаб. К числу важнейших направлений деятельности ФОШ необходимо отнести отработку слаженности и взаимодействия основных субъектов антитеррористической деятельности как в рамках учений, так и в реальной боевой обстановке.

Решения НАК и ФОШ обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан. А в регионах распоряжения антитеррористических комиссий и оперативных штабов обязательны для органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

В настоящее время работа по противодействию терроризма организована во всех 85 регионах страны путем образования в каждом субъекте РФ антитеррористических комиссий (АТК)4. Комиссии обязаны осуществлять антитеррористическую работу на территории субъекта РФ путем координации деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В соответствии со своим регламентом должны проводить мероприятия, намеченные НАК, с учетом региональной специфики и криминогенной обстановки5.

Подводя итоги деятельности НАК и ФОШ за 2020 г., А.В. Бортников отметил, что было предотвращено 61 преступление террористической направленности, в том числе 41 теракт. Совместно с органами внутренних дел пресечена деятельность 110 иностранных граждан, осуществлявших распространение материалов террористического содержания, что позволило ограничить 66,5 тыс. доступ к ним в сети Интернет.

В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 — 2023 гг.6 при взаимодействии АТК и сотрудников ОВД проведе-

но более 210 тыс. профилактических мероприятий в молодежной среде, охвативших около 12 млн человек7.

В государственном механизме Российской Федерации в предупреждении и пресечении преступности террористической направленности, посягающих на права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и конституционный строй России, приоритетная роль отводится органам внутренних дел. «Главной целью системы МВД России, отмечается в Стратегии национальной безопасности России, является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств»8.

Еще в начале XX в. Н.Н. Белявский отмечал: «сущность полицейской задачи заключается в том, что полицейские органы должны заниматься отвращением опасностей, грозящих личности, обществу и государству»9.

Как специализированная силовая система органов исполнительной власти органы внутренних дел осуществляют правоохранительную деятельность по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, юридических лиц, духовных и материальных ценностей общества, конституционного строя, территориальной целостности и охране правопорядка в целом.

Не случайно, выступая в 3 марта 2021 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что ключевой задачей органов внутренних дел остается борьба с криминальной угрозой, терроризмом. Он потребовал самым жестким образом пресекать деятельность террористических организаций, оперативно реагировать на любые террористические проявления, от кого бы они ни исходили10.

В соответствии с национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 г.11 определяются принципы, задачи кадровой политики, с целе-полагающим определением долгосрочной стратегии и перспективных направлений развития системы работы с личным составом в МВД России, направленной на:

■ целостность системы органов внутренних дел МВД России в должной реализации задач и функций, закрепленных законодательством;

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

■ компетенционную сферу по противодействию преступности террористической направленности;

■ оперативно-согласованную борьбу с противоправной деятельностью националистических, террористических организаций;

■ обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, охрану общественного порядка.

Институт территориальных органов внутренних дел МВД (ТОВД) входит в единую централизованную систему МВД России, включающий полицию12 и призванный решать общественно значимые задачи по обеспечению охраны общественного порядка, общественной безопасности, противодействию террористической преступности. Кроме того, территориальные органы МВД России выполняют широкий спектр правоохранительных, правозащитных функций.

Деятельность ТОВД является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Она строится на основополагающих началах, в которых отражаются место и роль сотрудника ОВД в обществе и государстве, в допустимых пределах вмешательства в социальную жизнь. Установление в законе принципов деятельности сотрудников ОВД обязывает законодателя к тому, чтобы их правовой статус соответствовал указанным принципам. В принципах деятельности полицейского, отмеченных в Законе «О полиции»13, в рамках главы 2 (статьи 5—11), раскрывается его правовой статус.

Мы считаем, что должная реализация принципов органами внутренних дел выступает показателем демократической материализации общества, уровнем развития цивилизованности демократии. Ценность принципов права осознавалась еще в Древнем Риме. Именно в рамках римской классической юриспруденции была сформулирована сентенция — «принцип есть важнейшая часть всего»14.

С позиций позитивистского подхода, принципы обращены именно к правоприменителю и обязательны для правоприменителя, поскольку они выражают государственную волю, выполняют регулятивную функцию.

Следует отметить, что грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов в практической деятельности свидетельствует не только об уровне правосознания и право-

вой культуры граждан и должностных лиц, но и выступает критерием оценки их деятельности.

Одним из приоритетных направлений органов внутренних дел является противодействие террористической преступности.

В целеполагаемой деятельности в противодействии преступности террористической направленности, по нашему мнению, основополагающее значение имеет «человеческий фактор».

Как термин «человеческий фактор», охватывающий все аспекты человеческой деятельности, зачастую употребляется в обиходе, причем с негативным оттенком (халатностью, ошибками, невнимательностью и т.д.). Мы же считаем данное понятие многогранным, основанном на постоянном совершенствовании человеком своих знаний, способностей, навыков, морали и т.д., обеспечивающими ему потенциально достойную жизнедеятельность как личности.

К слагаемым «человеческого фактора» современного полицейского XXI в. мы относим: образовательный уровень; профессиональную способность, формирующуюся практическим опытом; дисциплину; чувство долга и ответственность; должное выполнение возложенных полномочий с ориентацией на «дух закона» в различных ситуациях, в том числе и критических. В связи с этим знание и владение компетенциями нормативного обеспечения очень важны в правоприменительной деятельности сотрудника ОВД.

Деятельность сотрудника ОВД пронизана нравственным смыслом, поэтому он должен быть носителем общечеловеческих нравственных компетенций.

По нашему мнению, в текст присяги целесообразно внести всего одну строчку: «соблюдать нравственно-этические компетенции». Полагаем, что это будет способствовать преодолению барьера недоверия между обществом и полицейским.

Новый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел изобилует общими формулировками. Например, «придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности», «соблюдать функциональность, скромность и чувство меры при оформлении служебного кабинета, избегать использования предметов роскоши», «своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие» и т.д.15.

Считаем целесообразным внесение общезначимых и общеизвестных постулатов: «чест-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

ность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни», «непримиримость к несправедливости, нечестности, карьеризму, стяжательству», «взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей» и др.

Признание человеческого фактора ключевым ресурсом ОВД предполагает применение стратегического подхода к формированию, освоению и развитию профессиональных способностей сотрудников, от чего и зависит эффективность деятельности органов внутренних дел, системы МВД России в целом.

1 Выступление Путина В.В. на расширенном заседании Правительства РФ в сентябре 2004 г. // https:// www.ng.ru/politics/2004-09-14/1_speech.html

2 См.: Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 18.03.2020 г. № 54-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»;

Указ Президента РФ от 26.12.2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (в ред. от 07.12.2017 г.) // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7078.

3 Указ Президента РФ от 02.09.2012 г. № 1258 «Об утверждении состава Национального антитеррористического комитета по должностям и внесении изменений в Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и в состав Федерального оперативного штаба по должностям, утвержденный этим указом» (в ред. от 07.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4 Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. председателем Национального антитеррористического комитета 17.06.2016 г., с изм. от 01.10.2018 г. № 4) // http:// nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/polozhenie-ob-antiterroristicheskoy-komissii.html

5 См.: Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (ред. от 25.11.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»;

Регламент Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утв. Национальным антитеррористическим комитетом 07.07.2006 г.) // http:// nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/reglament-antiterroristicheskoy-komissii-v.html

6 Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 — 2023 годы (утв. Президентом РФ 28.12.2018 г. № Пр-2665) // http:// nac.gov.ru/terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-proti-vodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html

7 Итоговое заседание Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба. Москва. 8 декабря 2020 г. // atk.mosreg.ru>...novosti...09-12-2020-13-13...nak-itogi

8 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/

9 Белявский H.H. Полицейское право (Административное право). Пг., 1915. С. 18.

10 Расширенное заседание Коллегии МВД России. 3 марта 2021 г. / Опубликовано в разделах: «Новости». «Выступления и стенограммы». Дата публикации: 03.03.2021 г. Текстовая версия // https://iz.ru/1131899/2021-03-03/ putin-uchastvuet-v-rasshirennom-zasedanii-kollegii-mvd-transliatciia

11 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года) // http:// kremlin.ru/acts/bank/43027

12 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (в ред. от 19.02.2021 г) // http://kremlin.ru/acts/ bank/43027

13 Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 01.03.2021 г. № 20-ФЗ) // СПС «Гарант»

14 Дигесты Юстиниана. М., 1984.

15 Приказ МВД России от 26.06.2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // https://скфо.мвд.рф/info/Pravovoe_informirovanie

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.