Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О БРИТАНСКОМ ПРИСУТСТВИИ В ЕГИПТЕ: БИЗНЕС ФИРМЫ "ТОМАС КУК И СЫН" В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА)'

К ВОПРОСУ О БРИТАНСКОМ ПРИСУТСТВИИ В ЕГИПТЕ: БИЗНЕС ФИРМЫ "ТОМАС КУК И СЫН" В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОККУПАЦИЯ ЕГИПТА / ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ / ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / ФИРМА "ТОМАС КУК И СЫН" / ДЖОН МЕЙСОН КУК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Анна Юрьевна

Цель исследования - определить, как развитие туристического бизнеса фирмы «Томас Кук и сын» в долине Нила влияло на восприятие и оценки современниками британского присутствия в Египте в конце XIX века. Актуальность изучаемой проблемы заключается в том, что изучение истории туризма в эпоху Нового империализма позволяет дополнить наши представления о репрезентациях империи и частного бизнеса и их взаимовлиянии. На основе анализа публицистических работ обосновано, что, согласно представлениям современников, деятельность фирмы вносила вклад в создание условий для экономического развития Египта, открывала данные территории миру, обеспечивая свободное передвижение по Нилу, способствовала распространению английского языка, делая эту страну в глазах европейцев более «цивилизованной». Сделано заключение, что одновременно с этим путеводители фирмы транслировали достижения имперской политики Великобритании, закрепляя, в свою очередь, представления о положительных последствиях британской оккупации для Египта. Сделан вывод о том, что коммерческий успех частного бизнеса становился видимым проявлением успеха цивилизаторской миссии Англии. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения связи развития массового туризма и колониальной политики Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE BRITISH PRESENCE IN EGYPT: THE BUSINESS OF “THOMAS COOK AND SON” IN THE ASSESSMENT OF CONTEMPORARIES (THE LAST THIRD OF THE 19TH CENTURY)

The purpose of the study is to determine how the development of the tourism business of Thomas Cook and Son in the Nile Valley influenced the perception and assessment of contemporaries of the British presence in Egypt at the end of the 19th century. The relevance of the analyzed problem lies in the fact that the study of the history of tourism in the era of New imperialism allows us to supplement our understanding of the representations of the empire and private business and their mutual influence. It is substantiated that, according to the views of contemporaries, the activities of the company contributed to the creation of conditions for the economic development of Egypt, opened these territories to the world, providing free movement along the Nile, and contributed to the spread of the English language, making this country more “civilized” in the eyes of Europeans. We conclude that, at the same time, the handbooks of the company broadcasted the achievements of the imperial policy of Great Britain, reinforcing the idea of the positive consequences of the British occupation for Egypt. It is concluded that the commercial success of private business became a visible manifestation of the success of the England’s civilizing mission. The research materials can be used to further study the relationship between the development of mass tourism and the colonial policy of Great Britain.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О БРИТАНСКОМ ПРИСУТСТВИИ В ЕГИПТЕ: БИЗНЕС ФИРМЫ "ТОМАС КУК И СЫН" В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА)»

DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-191 -224-232 УДК 94(410)+94(620)

К вопросу о британском присутствии в Египте: бизнес фирмы «Томас Кук и сын» в оценке современников (последняя треть XIX века)

Анна Юрьевна ВАСИЛЬЕВА

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1359-5376, e-mail: [email protected]

On the issue of the British presence in Egypt: the business of "Thomas Cook and Son" in the assessment of contemporaries (the last third of the 19th century)

Anna Y. VASILEVA

Saint-Petersburg State University 7/9 UniversitetskayaEmb., St. Petersburg 199034, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1359-5376, e-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования - определить, как развитие туристического бизнеса фирмы «Томас Кук и сын» в долине Нила влияло на восприятие и оценки современниками британского присутствия в Египте в конце XIX века. Актуальность изучаемой проблемы заключается в том, что изучение истории туризма в эпоху Нового империализма позволяет дополнить наши представления о репрезентациях империи и частного бизнеса и их взаимовлиянии. На основе анализа публицистических работ обосновано, что, согласно представлениям современников, деятельность фирмы вносила вклад в создание условий для экономического развития Египта, открывала данные территории миру, обеспечивая свободное передвижение по Нилу, способствовала распространению английского языка, делая эту страну в глазах европейцев более «цивилизованной». Сделано заключение, что одновременно с этим путеводители фирмы транслировали достижения имперской политики Великобритании, закрепляя, в свою очередь, представления о положительных последствиях британской оккупации для Египта. Сделан вывод о том, что коммерческий успех частного бизнеса становился видимым проявлением успеха цивилизаторской миссии Англии. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения связи развития массового туризма и колониальной политики Великобритании.

Ключевые слова: Британская империя; оккупация Египта; имперское сознание; история туризма; фирма «Томас Кук и сын»; Джон Мейсон Кук

Для цитирования: Васильева А.Ю. К вопросу о британском присутствии в Египте: бизнес фирмы «Томас Кук и сын» в оценке современников (последняя треть XIX века) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 191. С. 224232. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-224-232

Abstract. The purpose of the study is to determine how the development of the tourism business of Thomas Cook and Son in the Nile Valley influenced the perception and assessment of contemporaries of the British presence in Egypt at the end of the 19th century. The relevance of the analyzed problem lies in the fact that the study of the history of tourism in the era of New imperialism allows us to supplement our understanding of the representations of the empire and private business and their mutual influence. It is substantiated that, according to the views of contemporaries, the activities of the company contributed to the creation of conditions for the economic development of Egypt, opened these territories to the world, providing free movement along the Nile, and contributed to the spread of the English language, making this country more "civilized" in the eyes

224

© Васильева А.Ю., 2021

of Europeans. We conclude that, at the same time, the handbooks of the company broadcasted the achievements of the imperial policy of Great Britain, reinforcing the idea of the positive consequences of the British occupation for Egypt. It is concluded that the commercial success of private business became a visible manifestation of the success of the England's civilizing mission. The research materials can be used to further study the relationship between the development of mass tourism and the colonial policy of Great Britain.

Keywords: British Empire; occupation of Egypt; imperial consciousness; tourism history; Thomas Cook and Son; John Mason Cook

For citation: Vasileva A.Y. K voprosu o britanskom prisutstvii v Egipte: biznes firmy «Tomas Kuk i syn» v otsenke sovremennikov (poslednyaya tret' XIX veka) [On the issue of the British presence in Egypt: the business of "Thomas Cook and Son" in the assessment of contemporaries (the last third of the 19th century)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nau-ki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 191, pp. 224-232. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-224-232 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Последняя треть XIX века была периодом укрепления финансовых и политических позиций Великобритании в Египте. В это время стало популярным представление о Египте как зоне особых британских интересов на Ближнем Востоке [1, с. 77], а Африка в целом начала рассматриваться как источник стабильности британской экономики [2, с. 102]. Одновременно с этим росло значение Египта как зимнего курорта среди европейских туристов. Этому способствовала деятельность фирмы «Томас Кук и сын», которая не только облегчала путешествия туристам, но и укрепляла позиции Великобритании на этих территориях.

В зарубежной историографии изучение связи между развитием европейского туризма и империализмом стало популярно в последние годы [3]. Истории фирмы «Томас Кук и сын» в связи с данной проблематикой посвящены лишь отдельные работы как в зарубежной, так и в отечественной историографии [4-7]. Однако обращение к данной теме интересно с точки зрения изучения взаимодействия частного бизнеса и империи. Достижения фирмы служили для современников доказательством успеха британского присутствия в долине Нила, а создание условий для пребывания в Египте туристов облегчало жителям метрополии знакомство с данными территориями. В связи с этим обращение к истории туризма может также расширить наши представления и о существовавшей системе транспортных коммуникаций, и о характере, в известной степени, благодаря им, межкультурных контактов как между метрополией и колониями, так и неформальной империей, в частности Египтом.

Томас Кук, основатель фирмы, организовал свой первый круиз по Нилу, который был совмещен с туром по Святой Земле, в 1869 г. Уже в январе 1870 г. правительство хедива назначило его сына Джона Мейсона Кука агентом по пассажирским перевозкам1. В 1873 г. одновременно с открытием офиса фирмы в Каире было организовано регулярное пароходное сообщение до Асуана, которым пользовались не только туристы, но и местное население, а в 1875 г. маршрут был продлен до Вади-Хальфа. В этом же году Дж. Кук был назначен единственным почтовым агентом Египта [8, р. 136]. В 1880 г. он получил в свое распоряжение нильские пароходы, заключив контракт с хедивом на 10 лет, согласно которому фирма установила полный контроль над пароходным сообщением и могла изменять внутреннюю отделку судов, в то время как ответственность за состояние корпуса, машинного оборудования и экипаж (кроме официантов и слуг) несло египетское правительство [8, р. 137], отчего на правительство хедива ложилась наиболее затратная часть проекта.

Несмотря на то, что фирма «Томас Кук и сын» предлагала туры по всему миру, Египет и круизы по Нилу составляли центральную статью доходов компании, не в последнюю очередь благодаря особому положению фирмы, достигнутому путем заключения договора с хедивом. Количество туристов, посещавших Каир в конце XIX века, неуклонно росло. Если в 1872 г. вместе с Т. Куком Египет посетило 400 человек [5, р. 20], то в 1880-х гг. свыше 5 тыс. человек ежегодно регистриро-

1 Winter Sériés of Programmes of Circular, Single and Trough Tickets fromLondon. L., 1871. P. 1.

валось в офисе фирмы в Каире [9, р. 234], а зимой 1889/1890 гг. Каир посетило 11 тыс. туристов, из которых 1,3 тыс. отправились в круиз по Нилу [4, р. 42]. В 1893 г. за одну неделю в Каир прибыла 1 тыс. путешественников [4, р. 42]. Несмотря на суданскую операцию, зимой 1897/1898 гг. в Египте побывало 50 тыс. туристов, и уже на следующий год один из журналистов назвал Каир пригородом Лондона [8, р. 231]. За 1889 г. туристы потратили в Египте 2,5 млн долл. [5, р. 26]. Наконец, на 1890 г. по всему миру фирма имела 2692 сотрудника, из которых 978 служили в Египте и Палестине [5, р. 23].

Обратимся к тому, как результаты деятельности фирмы в долине Нила оценивались британским обществом. Одним из условий обретения Египтом самостоятельности, по мнению британцев, было восстановление его финансовой стабильности [10]. Современники связывали фирму «Томас Кук и сын» не только с финансовым процветанием местных жителей, но и Египта в целом. Ральф Ричардсон, почетный секретарь Королевского шотландского географического общества, в своей статье «Что Британия сделала для Египта» писал, что благодаря Дж. Куку процветание буквально золотым дождем пролилось на голову египтянина [11, р. 12]. Фирма владела бумажной фабрикой в Каире и собственным судоходным заводом, не считая туристический бизнес, делавшего ее крупным работодателем, что также рассматривалось как положительный фактор [12, р. 91]. При этом, по мнению одного из авторов, Дж. Куку удавалось при найме к себе на службу превращать невежественного араба или нубийца в «спокойного и эффективного слугу», «пионера цивилизации», что делало Египет одной из самых безопасных стран для путешествий [13, р. 173]. На практике это означало, что египетские коммерция и торговля оказались в иностранных руках, а обычные египтяне были лишены возможности извлекать прибыли, поскольку финансы контролировались британской бизнес-олигархией, что замедляло индустриализацию страны [14, р. 661, 663].

Дж. Кук принимал участие и в установлении более справедливой фискальной политики, которая также являлась частью провозглашенной британцами программы по обустройству Египта. Британский журналист

Уильям Рэй отмечал, что если раньше деньги, полученные за снабжение туристического парохода, брал шейх, отдававший лишь малую часть сельским жителям, которые снабжали судно, то при Дж. Куке деньги стали получать непосредственно феллахи [12, р. 91]. По его мнению, вместе с ослаблением британского влияния ослабнет и туристический поток, а местные жители снова впадут в нищету [12, р. 266-267].

Египтяне, по мнению британцев, не были готовы к самоуправлению не только из-за финансовой нестабильности в стране. Для этого им также было необходимо получить образование, поэтому распространение просвещения было заявлено как одна из главных забот новых правителей [15, с. 259]. На самом же деле во время британского присутствия в Египте расходы на образование сократились, немногие египтяне посещали школы, и за это время не было открыто ни одного университета [15, с. 259-261]. Это не мешало использовать данный тезис в пропагандистских целях. Нам известны два случая участия фирмы «Томас Кук и сын» в подобных инициативах. В 1887 г. пять молодых египтян были направлены в Великобританию для получения образования. Четверо из них посвятили себя инженерному делу и телеграфии, пятый приступил к изучению права в Кембридже. Министр народного образования особо отметил ценные услуги, оказанные фирмой студентам, в своем ежегодном докладе хедиву [12, р. 189-190].

В 1892 г. по случаю воцарения Аббас-паши для учителей и избранных учеников государственных школ было организовано путешествие от Каира до первого порога Нила. Группу из пятидесяти человек, преимущественно египтян, возглавлял Дуглас Дан-лоп, генеральный инспектор образования. Дж. Кук бесплатно предоставил свой пароход первого класса «Принц Аббас». В торжественной речи он отметил, что если Египет будет когда-либо управляться «своими собственными детьми», то им следует знать все знаменитые места своей страны и стремиться понять ее историю, чтобы разумно справляться с проблемами коммерции и администрирования [12, р. 268-269]. Сам Дж. Кук тоже принял участие в изучении Египта - за его счет была раскопана пирамида Унаса [13, р. 46].

Для английских колонизаторов их собственный язык выступал в качестве языка политики, торговли, закона, науки и воспринимался как посредник цивилизации, поскольку неоспоримое превосходство британских политических, экономических институтов и ее культуры, как считалось, находило в нем свое отражение [16, р. 133, 139]. По мнению У. Рэя, фирма способствовала расширению использования английского языка больше, чем его изучение в школах. Египтяне, принимавшиеся на службу фирмой, должны были знать английский. Кроме того, как отмечает журналист, пароходы Кука ежегодно перевозили тысячи туристов, которые могли общаться с местными жителями только на английском [12, р. 195], что, по всей видимости, должно было дополнительно стимулировать египтян к изучению языка. Р. Ричардсон видел заслугу Дж. Кука и в том, что он разбавил повседневную рутину и скуку египтянина непрерывным потоком европейских путешественников [11, р. 11].

Достижения Дж. Кука на этом не исчерпывались. Как отмечали современники, он позволил египтянам с легкостью и быстротой перемещаться по Нилу [11, р. 12] и открыл Египет миру [17, р. 272]. Для заместителя министра финансов в Египте Альфреда Мил-нера туристы Кука на Ниле были символом безопасности и «умиротворения» данных территорий [18, р. 187]. По мнению американского дипломата Фредерика Пенфилда, невозможно было говорить о Египте как о зимнем курорте, не упоминая фирму «Томас Кук и сын» [19, р. 365].

Отметим также, что в Луксоре Дж. Куком было организовано строительство бесплатной больницы для местных жителей, открывшейся в феврале 1891 г. [12, р. 272-273]. Еще в 1876 г. он открыл там же свой отель, и с этого момента Луксор стал курортом [8, р. 136], особенно популярным у туристов, страдавших легочными заболеваниями [20].

Современники отметили заслуги фирмы торжественным банкетом по случаю ее 50-летнего юбилея в 1891 г., на котором присутствовали высокопоставленные политики и чиновники из колоний, военные, руководители железнодорожных и судоходных компаний Европы. На банкете были особо подчеркнуты и отмечены заслуги фирмы в решении геополитических задач Британии,

особенно в Египте. Примечательно, что после традиционных «Боже, храни королеву!» и тостов в честь королевской семьи был поднят бокал за здоровье хедива Мухаммеда Тауфик-паши, что нарушало протокол [6, с. 66]. Сам Дж. Кук тесно сотрудничал с Тауфик-пашой [4, р. 37] и был награжден хедивом орденом Османие 2 степени, а трое его сыновей, которые также принимали участие в развитии семейного бизнеса, - орденами Меджидие 3 степени за организацию путешествия по Европе двух сыновей хедива [6, с. 66].

Существуют два часто цитируемых анекдота о том, как оценивали Дж. Кука простые египтяне. Согласно одному из них, школьник назвал первым человеком в Египте хедива, а вторым - мистера Дж. Кука. Второй анекдот следующий. Однажды Дж. Кук путешествовал по Нилу вместе с генеральным консулом Великобритании в Египте лордом Кромером, и они посетили шейха около Луксора. Пожилой мужчина не знал, что Британия принимала участие в управлении Египтом все это время. «Вы когда-нибудь слышали обо мне?» - спросил лорд Кромер. «Нет», - ответил шейх. «Слышали ли вы о мистере Куке?». «О да, Кук-паша, все знают Кук-пашу», - последовал ответ [17, р. 273].

Несмотря на то, что пресса писала о заинтересованности египтян в присутствии английских войск и осуществлении английского контроля в стране [2, с. 117], не для всех положение англичан в Египте выглядело столь радужно. Например, лорд Уилфрид Скауэн Блант указывал на то, что пресса и правительство, говоря об успехах англичан в Египте, не слышат египетскую сторону. Это касалось не только англичан в Англии, но и туристов на Ниле, которые на самом деле не понимали египтян [21, р. 571]. В результате у публики складывалось заблуждение относительно прочности британской власти и поддержки реформ местным населением [22, с. 8283]. По его мнению, египтяне по-настоящему оценили только строительство ирригационных систем [22, с. 83]. Стоит также отметить, что разрушение привычного уклада жизни привело не к процветанию египетских крестьян, а расцвету бандитизма [23, с. 216].

В создании определенного образа Египта принимали участие и туристические путево-

дители. Британский исследователь Джон Макдональд Маккензи указывал, что путеводители являлись важнейшими средствами пропаганды и одним из основных инструментов империализма, аккумулировавших данные о формальных и неформальных империях [24]. Поэтому можно сказать, что фирма «Томас Кук и сын» также вносила вклад в формирование представлений о данных территориях, транслируя это через собственные путеводители.

Содержание путеводителей было в первую очередь сфокусировано на истории и культуре Древнего Египта, который представал перед взором туристов в качестве богатой развитой цивилизации2, часть истории которой была связана со временами Ветхого Завета3. Маршруты по стране пирамид были стандартизированы. Путешественники прибывали в Александрию и затем направлялись в Каир, откуда можно было отправиться в круиз по Нилу. Главной остановкой во время круиза, занимавшей четыре дня, была остановка в Луксоре. Она включала в себя осмотр Долины Царей, погребального храма Рамсеса III Мединет-Абу, Карнакского храма и иных достопримечательностей [25, р. 2122]. Каир также служил отправной точкой для туров в Палестину и Сирию, к Суэцу, Фаюму, горе Синай, а также в Акабу и Петру. Таким образом, можно констатировать, что уже к концу XIX века основные примечательные места региона стали объектами туристического бизнеса.

Анализ названий пароходов фирмы «Томас Кук и сын» дополнительно раскрывает систему представлений и сложившихся к тому времени культурных стереотипов, связанных с историей страны пирамид. Назовем некоторые из пароходов: «Осирис», «Гор», «Исида», «Амон-Ра», «Рамсес Великий», «Клеопатра», а также «Тауфик», «Принц Аб-бас» и «Принц Мохамед-Али» [26, р. 92]. Три последних совершили свои первые круизы по Нилу около 1886 г. [8, р. 200, 223.] Из перечисления названий судов, также и как при просмотре путеводителей, видно, что главный туристический интерес для англичан представлял Древний Египет. Однако и современный Египет в этом ряду был пред-

2 Cook's Tourists' Handbook for Egypt, the Nile, and the Desert. L., 1876. P. 53.

3 Ibid. P. 55-60.

ставлен в лице Тауфик-паши - хедива, сотрудничавшего с европейцами, и его сыновей. Это могло дополнительно свидетельствовать об оптимистичных взглядах британцев, в частности Дж. Кука, на развитие данных отношений в будущем, поскольку являвшийся наследником престола Аббас и Мохамед-Али на момент спуска на воду пароходов, названных в их честь, были еще детьми.

В целом арабская история Египта в путеводителях практически игнорировалась, несмотря на то, что в них были включены общие сведения об исламе4, а мечети упоминались в качестве рекомендованных к осмотру достопримечательностей5. В путеводителях встречались указания на места, которые обозначались как неинтересные, грязные и не имеющие значения, в связи с чем они не рекомендовались к посещению. В первую очередь это касалось арабских деревень6 [25, р. 18, 19]. Один из путеводителей при описании исламского кладбища в последнем предложении содержал замечание, что рядом с кладбищем находится «типичная грязная египетская деревня»7. Однако современный арабский мир помимо мечетей, которым европейцы отдавали должное как архитектурным памятникам, мог заинтересовать туристов базарами, из множества которых особенно ценились базары Асуана и Асьюта. Для посещения последнего специально выделялась половина дня однодневной остановки8 [25, р. 18, 21]. Сами египтяне даже не рассматривались в качестве потенциальных туристов [5, р. 29].

Не всегда европейским путешественникам удавалось сохранять настолько избирательные отношения с современным им арабским миром, поскольку «альфой и омегой восточного путешествия»9 мог быть назван бакшиш - «вероятно, первое арабское слово, которое путешественник услышит по прибытии в Египет, и последнее, когда он будет его покидать»10. В одном из путеводителей прямо предлагалось помимо медяков иметь при

4 Ibid. P. 42-46.

5 Ibid. P. 94-96.

6 Ibid. P. 17.

7 Ibid. P. 70.

8 Cook's Tourists' Handbook for Egypt, the Nile, and the Desert. L., 1897. P. 184, 234.

9 Cook's Tourists' Handbook for Egypt... L., 1876. P. 7.

10 Ibid.

себе хлыст или палку, чтобы отгонять особо назойливых попрошаек, выделяя нищих из Фив, которые «достигли величайшего совершенства; все они немного говорят по-английски и пытаются тронуть ваше сердце самыми печальными историями. Они либо потеряли отца, либо мать, и им негде спать; или они показывают вам разбитый сосуд, горько плача, что не осмеливаются вернуться домой из страха быть избитыми» [25, р. 24]. В другом случае рекомендовалось давать чаевые за оказание действительно качественных услуг, и если каждый турист взял бы себе это за правило, то он бы принес «благо народу и будущим путешественникам»11.

В путеводителях динамично обновлялась информация, связанная с европейским присутствием, особенно после начала британской оккупации Египта. «Английская оккупация продолжается, но количество английских войск сократилось», - сообщалось в путеводителе 1897 г. Характеристика положения дел в Египте за 1888-1896 гг. сводилась к констатации того, что под руководством английских чиновников были проведены «великие административные и финансовые реформы», сокращены налоги, расширена ирригационная система, улучшено образование. Составители путеводителя утверждали, что «финансы процветают и доверие восстановлено»12. Указывались статьи сельскохозяйственного экспорта. Отдельный параграф был посвящен развитию железнодорожной сети, в первую очередь, в дельте Нила и по направлению к Суэцу13. Таким образом, подчеркивались исключительно положительные последствия британского присутствия на данных территориях.

Пользу оккупации британцы видели и в том, что она предоставила возможность европейцам сохранить наследие цивилизации Древнего Египта. Так, например, в путеводителе 1897 г. сообщалось, что именно после британской оккупации статуя Рамсеса II, открытая в первой четверти XIX века и лежавшая все это время в канаве, наконец поднята королевскими инженерами и помещена под деревянный навес, сооруженный для ее за-

11 Cook's Tourists' Handbook for Egypt... L., 1876. P. 8.

12 Cook's Tourists' Handbook for Egypt... L., 1897.

P. 61.

13 Cook's Tourists' Handbook for Egypt... L., 1876. P. 37; Cook's Tourists' Handbook for Egypt... L., 1897. P. 38-41.

щиты14. Также путеводители содержали указания на экспонаты, перевезенные в Британский музей15. В издательстве фирмы вышел путеводитель, написанный британским археологом и египтологом, сотрудником музея Э.А.У. Баджем [27]. Во введении отмечалось, что поводом для создания такого путеводителя послужил тот факт, что драгоманы, как показала практика, недостаточно хорошо знакомы с историей Верхнего Египта [27, р. V]. Это заявление указывает на представление европейцев о том, что современные египтяне были не в состоянии самостоятельно изучить и оценить в полной мере величие Древнего Египта.

Наконец, присутствие британцев, как отмечалось в путеводителе, поспособствовало развитию спорта в Египте. Так, с 1882 г. «количество спортивных игр на открытом воздухе ежегодно увеличивалось». Спортивный клуб Гезира, основанный сразу после оккупации, имел площадки для игры в гольф, теннис, крикет, футбол и поло. В течение зимы регулярно проводились скачки. Среди прочих развлечений имелся военный оркестр, который играл несколько раз в течение недели. Членом клуба можно было стать, сделав взнос в два фунта стерлингов16.

Таким образом, развитие туристического бизнеса способствовало, с одной стороны, усилению финансовых позиций Британии в регионе, с другой - расценивалось современниками как одно из условий экономического развития и процветания Египта как территории, входившей в зону британских коммерческих и политических интересов. Фирма «Томас Кук и сын» сыграла в этом особую роль, установив монополию на нильское пароходное сообщение. К этому необходимо добавить, что открытие Египта миру и наличие возможности свободного передвижения по стране в европейском сознании связывалось с тем, что страна становилась все более «цивилизованной» по меркам Запада; наличие туристов являлось свидетельством безопасности данных территорий и способствовало распространению европейского языка -английского. Путеводители транслировали

14 Ibid. P. 160.

15 Cook's Tourists' Handbook for Egypt... L., 1876. P. 72, 116, 152.

16 Cook's Tourists' Handbook for Egypt... L., 1897. P. 165.

достижения имперской политики Великобритании, сообщая об объемах экспорта, строительстве железных дорог, отмечая наличие в городах школ и госпиталей, сообщая о сохранении англичанами ценностей Древнего Египта. Успехи коммерции Дж. Кука в Египте, таким образом, воспринимались ви-

димым проявлением успеха цивилизаторской миссии Англии. Заслуги Дж. Кука были высокого оценены как британскими политическими и военными лидерами, так и хедивом, а также, как казалось англичанам, простыми египтянами.

Список литературы

1. Дронова Н.В. Где находится «ключ к Индии»? (тезис о «русской угрозе» как фактор российско-британского имперского соперничества в 70-е годы XIX века) // Россия - Индия: перспективы регионального сотрудничества (Липецкая область). М.: Ин-т востоковедения РАН, 2000. С. 67-80.

2. Гелла Т.Н. Геополитические интересы Великобритании и английские политические партии в конце XIX - начале XX века. Орел: ГОУ ВПО «Орлов, гос. ун-т», 2009. 171 с.

3. Baranowski S., Endy С., Hazbun W., Нот S.M., Pirie G., Simmons Т., Zuelow E.G.E. Discussion: Tourism and Empire // Journal of Tourism History. 2015. Vol. 7. № 1-2. P. 100-130. DOI 10.1080/1755182X.2015.1063709

4. Hunter F.R. Tourism and Empire: the Thomas Cook & Son Enterprise on the Nile, 1868-1914 // Middle Eastern Studies. 2004. Vol. 40. № 5. P. 28-54. DOI 10.1080/0026320042000265666

5. Hazbun W. The East as an exhibit: Thomas Cook & Son and the origins of international tourism industry in Egypt // The Business of Tourism. Place, Faith and History / ed. by J.F. Davidson, P. Scranton. Philadelphia: University of Philadelphia Press, 2007. 304 p.

6. Дронова Н.В. В честь Томаса Кука и Джона Кука, строителей империи... // Pax Britannica: история Британской империи и созданного ею мира: сб. науч. работ к 60-летию проф. В.В. Грудзинского / под ред. И.М. Нохрина. Челябинск: Энциклопедия, 2016. С. 61-79.

7. Васильева А.Ю. Бизнес на службе британской армии: фирма «Томас Кук и сын» - транспортный агент империи в долине Нила (1882-1898) // Псковский военно-исторический вестник. Псков, 2018. Вып. 4. С. 121-125.

8. Brendon P. Thomas Cook. 150 Years of Popular Tourism. L.: Seeker & Warburg Ltd, 1991. 372 p.

9. WitheyL. Grand Tours and Cook's Tours. N. Y.: William Morrow & Co, 1997. 441 p.

10. Борисенко B.H. Гладстон и Египет 1882-1885 г. (Проблемы либеральной имперской экспансии) // Личность в истории в эпоху нового и новейшего времени (памяти профессора С.И. Ворошилова): материалы Междунар. науч. конф. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2011. С. 75-85.

11. Richardson R. What Britain has done for Egypt // The North American Review. 1898. Vol. 167. № 500. P. 1-15.

12. Rae W.F. Egypt Today: the First to the Third Khedive. L.: R. Bentley and Son, 1892. 328 p.

13. Ward J. Pyramids and Progress: Sketches from Egypt. London; New York: Eyre and Spottiswoode, 1900. 288 p.

14. Al-Sayyid-Marsot A.L. The British occupation of Egypt from 1882 // The Oxford History of the British Empire: Vol. 3: The Nineteenth Century / ed. by A. Porter. Oxford, 1999. P. 651-664.

15. Ротштейн Ф.А. Захват и закабаление Египта. М.: Изд-во вост. лит., 1959. 367 с.

16. РеппусоокА. English and the Discourses of Colonialism. London; New York: Routledge, 1998. 239 p.

17. Steevens G. V. Egypt in 1898. N. Y.: Dodd, Mead & Company, 1899. 283 p.

18. Milner A. England in Egypt. London; Beccles: W. Clowes and sons, 1894. 448 p.

19. Penfield F. C. Present-Day Egypt. N. Y.: The Century Co, 1899. 372 p.

20. Hardwicke G.J. Egypt for invalids // Dublin Journal of Medical Science. 1895. Vol. 99. № 6. P. 462-474.

21. Blunt W.S. Lord Cromer and the Khedive // The Nineteenth Century: a Monthly Review. 1893. № 33 (194). P. 571-585.

22. Богомолов C.A. Теоретические проблемы модернизации Египта Британской империей в 80-90-е гг. XIX в. // Вестник ОГУ. 2012. № 4 (140). С. 79-84.

23. Зеленев Е.Н. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI - начало XX века). СПб.: СПбГУ, 2003. 419 с.

24. Mackenzie J.M. Empires of travel: British guide books and cultural imperialism in the 19th and 20th centuries // Histories of Tourism: Representation, Identity and Conflict / ed. by J. Walton. Clevedon: Channel View Publications, 2005. P. 19-38.

25. Etzensberger R. Up the Nile by Steam. L.: T. Cook & Son, 1872. 75 p.

26. Swinglehurst E. Cook's Tours. The Story of Popular Travel. L.: Blandford Press, 1982. 192 p.

27. Budge E.A. W. The Nile: Notes for Travellers in Egypt. London; Cairo, 1890. 311 p.

References

1. Dronova N.V. Gde nakhoditsya «klyuch k Indii»? (tezis o «russkoy ugroze» kak faktor rossiysko-britanskogo imperskogo sopernichestva v 70-e gody XIX veka) [Where is the "key to India"? (thesis about the "Russian threat" as a factor of the Russian-British imperial rivalry in the 70s of the 19th century)]. Ros-siya - Indiya: perspektivy regional 'nogo sotrudnichestva (Lipetskaya oblast') [Russia - India: Prospects for Regional Cooperation (Lipetsk Region)]. Moscow, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences Publ., 2000, pp. 67-80. (In Russian).

2. Gella T.N. Geopoliticheskiye interesy Velikobritanii i angliyskiye politicheskiye partii v kontse XIX - nachale XX veka [Geopolitical Interests of Great Britain and British Political Parties in the Late 19th - Early 20th Centuries]. Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev Publ., 2009, 171 p. (InRussian).

3. Baranowski S., Endy C., Hazbun W., Horn S.M., Pirie G., Simmons T., Zuelow E.G.E. Discussion: Tourism and Empire. Journal of Tourism History, 2015, vol. 7, no 1-2, pp. 100-130. DOI 10.1080/1755182X.2015.1063709

4. Hunter F.R. Tourism and Empire: the Thomas Cook and Son Enterprise on the Nile, 1868-1914. Middle Eastern Studies, 2004, vol. 40, no. 5, pp. 28-54. DOI 10.1080/0026320042000265666

5. Hazbun W. The East as an exhibit: Thomas Cook and Son and the origins of international tourism industry in Egypt. The Business of Tourism. Place, Faith and History. Philadelphia, University of Philadelphia Press, 2007, 304 p.

6. Dronova N.V. V chest' Tomasa Kuka i Dzhona Kuka, stroiteley imperii... [In honor of Thomas Cook and John Cook, the builders of the empire...]. Sbornik nauchnykh rabot k 60-letiyu professora V. V. Grudzinsko-go «Pax Britannica: istoriya Britanskoy imperii i sozdannogo eyu mira» [Proceedings of Scientific Works Dedicated to the 60th Anniversary of Professor V.V. Grudzinsky "Pax Britannica: the History of the British Empire and the World It Created"]. Chelyabinsk, Entsiklopediya Publ., 2016, pp. 61-79. (In Russian).

7. Vasilyeva A.Y. Biznes na sluzhbe britanskoy armii: firma «Tomas Kuk i syn» - transportnyy agent imperii v doline Nila (1882-1898) [Business in the service of the Britisha: Thomas Cook and Son - imperial transport agent in the Nile Valley (1882-1898)]. Pskovskiy voyenno-istoricheskiy vestnik - Pskov Bulletin ofMil-itary History, 2018, no. 4, pp. 121-125. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Brendon P. Thomas Cook. 150 Years of Popular Tourism. London, Seeker and Warburg Ltd Publ., 1991, 372 p.

9. Withey L. Grand Tours and Cook's Tours. New York, William Morrow and Co Publ., 1997, 441 p.

10. Borisenko V.N. Gladston i Egipet 1882-1885 g. (Problemy liberal'noy imperskoy ekspansii) [Gladstone and Egypt 1882-1885 (Problems of liberal imperial expansion)]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konfe-rentsii «Lichnost' v istorii v epokhu novogo i noveyshego vremeni (pamyati professora S.I. Voroshilova)» [Proceedings of the International Scientific Conference "Personality in History in the Era of Modern and Contemporary Times (In Memory of Professor S.I. Voroshilov)"]. St. Petersburg, Publishing House of Saint-Petersburg State University, 2011, pp. 75-85. (In Russian).

11. RichardsonR. What Britain has done for Egypt. The North American Review, 1898, vol. 167, no. 500, pp. 1-15.

12. Rae W.F. Egypt Today: the First to the Third Khedive. London, R. Bentley and Son Publ., 1892, 328 p.

13. Ward J. Pyramids and Progress: Sketches from Egypt. London, New York, Eyre and Spottiswoode Publ., 1900, 288 p.

14. Al-Sayyid-Marsot A.L. The British occupation of Egypt from 1882. The Oxford History of the British Empire: Vol. 3: The Nineteenth Century. Oxford, 1999, pp. 651-664.

15. Rotshteyn F.A. Zakhvat i zakabaleniye Egipta [Capture and Enslavement of Egypt]. Moscow, Vostochnaya literaturaPubl., 1959, 367 p. (In Russian).

16. Pennycook A. English and the Discourses of Colonialism. London, New York, Routledge Publ., 1998, 239 p.

17. Steevens G.V. Egypt in 1898. New York, Dodd, Mead and Company Publ., 1899, 283 p.

18. Milner A. England in Egypt. London, Beccles, W. Clowes and sons Publ., 1894, 448 p.

19. Penfield F.C. Present-Day Egypt. New York, The Century Co Publ., 1899, 372 p.

20. Hardwicke G.J. Egypt for invalids. Dublin Journal of Medical Science, 1895, vol. 99, no. 6, pp. 462-474.

21. Blunt W.S. Lord Cromer and the Khedive. The Nineteenth Century: a Monthly Review, 1893, no. 33 (194), pp. 571-585.

22. Bogomolov S.A. Teoreticheskiye problemy modernizatsii Egipta Britanskoy imperiyey v 80-90-e gg. XIX v. [Theoretical problems of modernization of Egypt by the British Empire in the 80s-90s of 19th century],

Vestnik OGU- Vestnik of the Orenburg State University, 2012, no. 4 (140), pp. 79-84. (In Russian).

23. Zelenev E.I. Gosudarstvennoye upravleniye, sudebnaya sistema i armiya v Egipte i Sirii (XVI - nachalo XX veka) [Public Administration, Judicial System and Army in Egypt and Syria (16th - Early 20th Century)]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State University Publ., 2003, 419 p. (In Russian).

24. Mackenzie J.M. Empires of travel: British guide books and cultural imperialism in the 19th and 20th centuries. Histories of Tourism: Representation, Identity and Conflict. Clevedon, Channel View Publications Publ., 2005, pp. 19-38.

25. Etzensberger R. Up the Nile by Steam. London, T. Cook and Son Publ., 1872, 75 p.

26. Swinglehurst E. Cook's Tours. The Story of Popular Travel. London, Blandford Press, 1982, 192 p.

27. Budge E.A.W. The Nile: Notes for Travellers in Egypt. London, Cairo, 1890, 311 p.

Информация об авторе

Васильева Анна Юрьевна, аспирант, кафедра истории Нового и Новейшего времени. Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: annivasilieva@gmail. com

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1359-5376

Поступила в редакцию 02.02.2021 г.

Поступила после рецензирования 19.03.2021 г.

Принята к публикации 26.03.2021 г.

Information about the author

Anna Y. Vasileva, Post-Graduate Student, Modern and Contemporary History Department. Saint-Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1359-5376

Received 2 February 2021 Reviewed 19 March 2021 Accepted for press 26 March 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.