Научная статья на тему 'К вопросу о «Борьбе жанров» в современной кабардинской поэзии (на материале произведения Б. Кагермазова «Гармонист»)'

К вопросу о «Борьбе жанров» в современной кабардинской поэзии (на материале произведения Б. Кагермазова «Гармонист») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КАБАРДИНСКАЯ ПОЭЗИЯ / ЖАНРОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЛИРИЧНОСТЬ / СЮЖЕТ / КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кодзокова Лилия Руслановна

Исследуя проблему «борьбы жанров» в современной кабардинской поэзии, автор статьи рассматривает жанровую специфику произведения Б. Кагермазова «Гармонист».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о «Борьбе жанров» в современной кабардинской поэзии (на материале произведения Б. Кагермазова «Гармонист»)»

Л. Р. КОДЗОКОВА

К ВОПРОСУ О «БОРЬБЕ ЖАНРОВ» В СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНСКОЙ ПОЭЗИИ (На материале произведения б. Кагермазова «Гармонист»)

Исследуя проблему «борьбы жанров» в современной кабардинской поэзии, автор статьи рассматривает жанровую специфику произведения Б. Кагермазова «Гармонист».

Ключевые слова: современная кабардинская поэзия, жанровая дифференциация, лиричность, сюжет, композиция.

Актуальность проблематики, масштабность видения современной истории, прошлого и настоящего диктует особое напряжение и сохраняет жанровые свойства поэмы - жанра, который на современном этапе представлен в кабардинской поэзии рядом разновидностей (эпическая, лироэпическая, лирико-философская, драматическая поэма). Сложность определения их жанровых признаков и типологическое изучение обусловлены двойственным характером их родовой принадлежности: исконно преобладающие в поэме эпические свойства никогда не отменяли лирического начала, лишь в отдельные моменты своего развития поэма демонстрировала утрату эпической доминанты. Основные изменения жанра представляют собой перекодирование эпических элементов структуры на лирические, и наоборот. В условиях сближения этих литературных родов и привнесение драматургического элемента (формирование драматической поэмы) происходило в тех случаях, когда специфика драматических жанров (особенности сюжета, конфликта, характеров) пересекалась с содержанием лиро-эпических, в том числе и поэмы.

Предметом изучения данной статьи является поэма Бориса Кагермазова «Гармонист» (1994). Жанровая и структурной принадлежность небольшого произведения, посвященного известному балкарскому гармонисту Билялу Казиеву (воспроизводится исторический факт репрессий балкарского народа), привлекает внимание как пример сложной жанровой дифференциации.

В противоположность суждению о том, что жанр - очень важная доминанта смысла, И. Шайтанов замечает: «Каждое произведение должно быть не отнесено к жанру, не втиснуто в классификационную ячейку, а увидено как борьба жанров» [1]. Такую «жанровую борьбу» мы наблюдаем в произведении Б. Кагермазова под названием «Пшынауэ» (кабардинск. гармонист), помещаемом в поэтических сборниках автора под рубрикой «Поэмы».

Известный литературовед и переводчик Георгий Яропольский озаглавил свой перевод поэмы «Баллада о гармонисте». И не случайно, поскольку, как нам представляется, здесь легко обнаружить сочетание проблемно-содержательных и художественно-стилевых особенностей двух жанров: поэмы и исторической баллады. По мнению

Б. Н. Путилова, «сфера баллады - драматические, даже трагические стороны народной жизни, народного, общественного и домашнего быта» [2]. В этом состоит отличие баллады от эпоса, обращенного к героике бытия рода и народа. Кроме того, баллада - «драматическое произведение, своего рода драма в одном кратком действии» [3]. Уже Гете указывал, что как результат межродового синтеза она представляет собой лиро-эпический жанр. В балладе сохраняется «взаимопроникающее единство лирики, эпоса и драмы при всем тяготении к ее острому сюжету и повествователь-ности: ей присущ элемент таинственности, незаконченности, недоговоренности и, может быть, самое важное - трагической неразрешимости конфликта» [4].

Последние черты поэме Б. Кагермазова не присущи: повествование заканчивается строками о возвращении балкарского народа на родину и восстановлении национальной справедливости. Учитывая, что баллада - эпическая песнь (пове-ствовательность, «сюжетность» подчеркиваются отсутствием описания внешности, предыстории конфликта), сосредоточенная на одном эпизоде, произведение может быть отнесено к жанру баллады исторической. Но в ней прослеживается авторское отношение к происходящему (рассказ ведется от лица автора), введение символического национального образа - кабардинской гармони - придает повествованию лиричность. Таким образом, черты эпического (сюжетность, наличие персонажей) сочетаются с ярко выраженным лирическим началом (психологизм, эмоциональноэкспрессивная окраска стиля, передающего идеи и настроения самого поэта).

Содержание не лишено эпичности: перед нами вырастает монолитный образ малой родины. В сцене, когда ворвавшиеся в дома солдаты приказывают всем жителям села собираться немедля, перед читателем развернута целостная картина исторической судьбы балкарцев. В повествование вплетается образ гармони - единственной вещи, которую герой берет с собой в дорогу (символ силы народа, верности и любви к родной земле).

Мне необходима, поймите,

Вся Родина! Слышите? Вся!

Не рвать же в душе своей нити

С селеньем, где я родился!

Что нужно мне? Это так просто -Все то, что я вижу вокруг:

И скорбные камни погоста,

И пастбище наше, и луг [5].

Думается, не случайно автор не дал имени герою, который произносит эти слова: он является частью целого народа - «одним из всех», кого постигла жестокая участь, сыном родины, которую он, уезжая, желал забрать с собой всю. Гармонист, выступающий от лица всего народа; солдаты, говорящие с беззащитными людьми, как с «насекомыми»; гармонь - все это олицетворения историко-патриотической проблематики. В сюжетно-повествовательном каркасе поэмы переданы мысли, чувства, переживания целого народа на трагическом этапе истории - через изображение конкретной сцены, момента одного дня и на примере одного героя, чей образ становится собирательным, как и символический образ национальной гармошки. Именно ее звуки вдохновляли «в неволю попавший народ», придавали силу, вселяли надежду. Казалось бы, такая «малость» -песня помогала спастись «от боли, от горя, от муки». Гармонь поет и по возвращении на родину.

Гармонь же звенит, как и прежде,

Хоть новые песни поет,

В которых стремится к надежде Изгнанье познавший народ!

Художественное изложение исторического факта, достоверное воспроизведение деталей родины с ее горами, реками, пастбищами, ущельями придают некое документальное звучание. Еще одна особенность «Гармониста» заключается в том, что это произведение посвящено конкретному человеку - гармонисту Билялу Казиеву, хотя

обращено не к нему одному, но к памяти всего народа, пострадавшего от репрессий.

Важное место занимает эта тема и в творчестве других поэтов и писателей. Достаточно вспомнить известный сборник «Раненый камень» (1964), Кайсына Кулиева - вершину художественного выражения народной трагедии, вызванной переселением. Но в устах кабардинского поэта Б. Кагермазова усиливается идейно-нравственная направленность мотивов дружбы, единства и верности: «Балкария снова в расцвете, / Вновь рядом с сестрой Кабардой... / Итак, гор любимые дети / Путь вместе продолжили свой!»

Таким образом, учитывая его черты и особенности, мы можем обозначить это произведение как поэму-посвящение. Сочетая свойства разных поэтических жанров, «Гармонист» служит ярким примером их синтеза и борьбы. Это подтверждает мысль З. Х. Толгурова о том, что «в подлинно значительных лирических поэмах художник всегда ищет и находит конструктивные пути обогащения лирики введением эпоса» [6].

Литература

1. Шайтанов И. О. Классическая поэтика неклассической эпохи // Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. М., 2006. С. 35.

2. Путилов Б. Н. Русский героический эпос: сравн.-типол. исслед. М., 1971. С. 266.

3. Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик, 1996. С. 127.

4. Гугнин А. А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа. М., 1989. С. 7-26.

5. Кагермазов Б. Вечерний свет. Нальчик, 2004. С. 352. Здесь и далее произведение цитируется по этому сборнику.

6. Толгуров З. Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. С. 214.

L. R. KoDZoKovA. To THE QuESTioN of «GENRES' coNFLICT» in the modern kabardian poetry

(on the example of B. Kagermazov's «Accordion player»)

Analyzing the problem of «genres' conflict» in the modern Kabardian poetry, the author of the article considers the genre specificity of B. Kagermazov's work «Accordion player».

Key words: modern Kabardian poetry, genre differentiation, lyricism, plot, composition.

А. Л. КУШХОВА

КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ДИЛОГИИ А. КЕШОКОВА «ВЕРШИНЫ НЕ СПЯТ»

Анализируются пространственно-временные отношения в романе «Вершины не спят», особенности их авторского восприятия и воплощения.

Ключевые слова: романы А. Кешокова, хронотоп литературного произведения.

Время и пространство - основные компоненты произведения, которые воссоздают реальность в ее авторской интерпретации средствами языка. Благодаря взаимодействию этих категорий - хронотопу (термин, введенный М. М. Бахтиным), ху-

дожественный мир предстает перед нами как целостность. Осмысливая диалектику взаимосвязей «человек - эпоха», «человек - природа», «человек -время», А. Кешоков ищет ответы на самые существенные вопросы: как движется «колесо ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.