№ 6 - 2013 г. 09.00.00 философские науки
УДК 614.253(1-87)
К ВОПРОСУ О БИОЭТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ЗА РУБЕЖОМ
Э. В. Барбашина, А. Б. Елеева
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В статье рассматривают вопросы, связанные с получением биоэтического образования и проведения биоэтических исследований за рубежом. На основе анализа образовательных программ, специализированной литературы выделены содержательные блоки, на основе которых тематически выстраивается изучение (а впоследствии и исследования) биоэтической проблематики. Обращение к зарубежному опыту обусловлено тем, что биоэтическая проблематика достаточно широко и на высоком теоретически уровне представлена в зарубежных исследованиях, а для современной России до настоящего времени она остается сравнительно малоизученной как в теоретическо-методологическом, так и в «повседневном» плане.
Ключевые слова: биоэтика, изучение биоэтики, теоретико-методологические основание биоэтических исследований, кросс-культурный и исторический контекст биоэтической проблематики.
Барбашина Эвелина Владимировна — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
Елеева Анна Борисовна — преподаватель кафедры философии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
Этические вопросы в четкой форме были сформулированы Сократом в Древней Греции и оставались практически неизменными на протяжении всей мыслительной истории человечества: что есть благо, добродетель и как приобщить человека к ним? Как провести грань между хорошим (нравственным) и плохим (безнравственным)? Что является основанием для определения правильного, верного решения или поступка?
Несмотря на то, что формулировка вопросов сохранялась по своей сути в неизменном виде, содержательные ответы варьировались в зависимости от социально-исторического контекста эпохи. Античность преимущественно рассматривает благое, добродетельное, справедливое и достойное в контексте мироустройства, через соотнесение с Космосом, а достоинство человека — через проявление личного в государстве и через соотнесение с общественными интересами. Даже справедливость, в частности у Платона, понимается
как соответствие изначального, природного в человеке тому, чем он занимается в своей жизни на благо государства.
Средневековая трактовка блага однозначно ориентируется на трансцендентного Бога, христианские догматы и основы христианского вероучения. Если человек представляет собой ничто по сравнению с высшими божественными характеристиками, то благим и нравственным является максимальное соответствие божественному.
Эпоха Ренессанса связывает благо, добродетели с творческой реализацией человека. Ценность приобретает индивидуальная и результативная деятельность человека и особенно в области искусства, науки и политики.
Для Нового времени характерно рассмотрение блага в связи с разумом, формализация нравственности и построение рационально-дедуктивных конструкций для ответа на вопрос о том, что есть благо.
Оставаясь неизменными по своей сути, этические вопросы конкретизируются в ответах в зависимости от исторического периода и «специализируются» применительно к различным областям человеческой деятельности. Во второй половине ХХ века этот процесс происходит как «рассредоточение» этических вопросов по профессиональным областями и основным модусам бытия человека — этика журналиста, юриста, этический кодекс врача, учителя, чиновника и этика семейная, профессиональная, религиозная. Происходит своеобразная экстраполяция этических принципов, оснований и даже категорий этики на различные области. Однако наряду со «специализацией» этики идет противоположный процесс, который, с одной стороны, основывается на достигнутых результатах в отдельных профессиональных областях, с другой — связан с возникновением принципиально новых проблем, «вызовов» ХХ и ХХ! веков.
Одним из вариантов рассредоточения этики выступает биоэтика, академическая легализация которой начинается в середине 60-х годов прошлого столетия. Появление биоэтики как междисциплинарной области знания, объединившей усилия медиков, философов, правоведов, социологов, теологов, является следствием научно-технического прогресса. А точнее — необходимостью решать те вопросы, которые возникли как его следствие, как следствие научно-технических достижений человечества в области медицины и биологии, но выходят за рамки компетенции этих наук. В более общем, теоретическом плане биоэтика сосредоточена на рассмотрении, анализе, решении вопросов, связанных с предельными характеристиками бытия человека и природы: жизнь и смерть, ответственность, забота и допустимая степень вмешательства в определяющие условия жизни [5].
Одним из определяющих условий минимизации биоэтических проблем как на уровне действительности, так и на уровне их теоретического осмысления является включение биоэтики в образовательную программы высших учебных заведений. Обзор и анализ образовательных программ и курсов, читаемых в университетах США, дает представление о тех проблемах, анализ которых, с одной стороны, является основанием для «биоэтической образованности», а с другой — позволяет выделить круг наиболее актуальных проблем в данной области на современном этапе развития общества. Обращение к зарубежному опыту является корректным, так как, несмотря на разницу в социально-экономических условиях, по своей сути проблемы биоэтики относятся к области общечеловеческих проблем.
Рассмотрим содержательные компоненты биоэтического образования, позволяющие минимизировать одно из основных противоречий — непротиворечивое соотношение
принципов, концепций и конкретно-исторических ситуаций в биоэтике. Данные блоки выделены на основе критического анализа широкого круга англоязычной литературы, в которой рассматриваются различные аспекты и уровни образования в области биоэтики.
Первый. Теоретико-методологическая проблематика биоэтики. Она обусловлена тем, что содержательное наполнение биоэтики достаточно разнообразно, начиная с максимально теоретических вопросов (этические теории, принципы и даже понятия) и заканчивая повседневными вопросами [6, 4, 3].
Из последних, обсуждаемых в англоязычной и германоязычной прессе любопытны вопросы о том, следует ли пациентам домов престарелых посещать рестораны, в которых готовят из генномодифицированных продуктов, и вопрос о том, следует ли (должно ли) студента-медика называть «доктором» до официального получения диплома или нет [8].
Также следует учитывать и тот факт, что многие биоэтические темы представлены в теологии, праве, политике. Проблема абортов обсуждается и решается не только в рамках биоэтики, но и в теологии, юриспруденции, в области публичной политики и идеологии, и даже экономики. Задача биоэтики — синтезировать полученное знание в разных областях, исследовать проблему комплексно, предложить варианты решений с обоснованием и определить лучшее по тем или иным критериям. Важным является вопрос о спецификации собственно биоэтической проблематики, и о ее соотношении с другими дисциплинами. Также именно в рамках биоэтики определяются вопросы, связанные со «шкалой жизни-смерти», относящиеся именно к биоэтике.
В конце ХХ века такие проблемы как охрана окружающей среды, мировая система здравоохранения стали также входить в область биоэтических исследований. Однако предельные вопросы повседневности все-таки остаются центральными для биоэтики. Данный блок связан с методологией наук, общей и сравнительной методологией.
Если первый проблематический блок ориентирован на общие методологические вопросы, то второй специфицирует собственно биоэтическую проблематику в контексте общей и специализированной этики. В него включены вопросы морального обоснования в разные исторические периоды и анализ современных подходов к решению этических проблем: коммуникативная этика, нарративная этика, феминистская этика и т. д. [2].
Третий блок посвящен моральным вопросам, связанным с профессионализмом. В современности этические вопросы, стоящие перед врачами, являются комплексными и сложными. Поэтому возрастает необходимость рассмотрения конкретных этических вопросов, возникающих в рамках взаимоотношений врач-пациент [7]. Из обсуждаемых — вопрос о поведении профессионалов в ситуации — несоответствие личной оценки и государственной политики в области здравоохранения.
Эта часть биоэтического образования преимущественно осуществляется в виде различных тренингов, мастер-классов, ролевых игр и т.д. Этот блок связан с теорией коммуникации, техникой ведения переговоров, педагогикой и психологией.
Четвертый блок. Культурный контекст биоэтики. Как уже было показано в начале статьи, формирование, обсуждение и решение этических и биоэтических вопросов связано с социально-культурным контекстом: социальными процессами, идейно-духовным климатом, традициями и верованиями. На практическом уровне очень часто возникают противоречия между законодательством и религиозными убеждениями, между законом и обычаем, между взглядами разных поколений. Даже для того, чтобы только понять суть противоречий, необходимо владение социально-культурным контекстом. Данный блок
связан с кросс-культурными исследованиями, теологией, юриспруденцией [1].
Пятый — исторический блок. История медицинской этики и биоэтики. Начиная с древнегреческой медицины, через Средневековье и Ренессанс, Новое время и Современность всегда решались вопросы о рождении и смерти человека. История предполагает знакомство и изучение различных медицинских практик, развитие этических кодексов врачей в разных странах, разных конфессий, а также — идейные учения, связанные с ними. Ряд авторов, учитывая глобализацию и интернационализацию проблем этической этики, настаивает на необходимости изучения истории медицинской этики Древнего Востока. Данный блок связан с всеобщей историей, историей культуры и религиозных учений, этнографией. Однако принципиально важным является, на наш взгляд, не просто нарративный характер в изложении материала, а его критический анализ.
И, наконец, шестой блок — образовательный, т. е. биоэтическое образование и обучение. Появление этого блока связано с тем, что проблемы биоэтики — комплексные, соответственно для их решения необходимо знание теоретико-методологических, владение фактическим материалом из области культурологии, социологии, истории. Для принятия решения необходимо знание законов, традиций, обычаев данной страны, города, местности и многое-многое другое. Тому, кто хочет понять или решить конкретные проблемы, необходимо знать, где можно получить достоверную информацию высокого профессионального уровня обо всех предыдущих пунктах. И соответственно иметь возможность получить ее.
Список литературы
1. Callahan Daniel. Bioethics and the Culture Wars / Daniel Callahan // The Nation (14 April 1997). — Р. 24.
2. Chambers T. Centering Bioethics / Т. Chambers // Hastings Center Report. — 2000.
— Vol. 30, N 1. — Р. 22-29.
3. Childress J. Principles-Oriented Bioethics : An Analysis and Assessment from Within,
in A Matter of Principles? Ferment in U.S. Bioethics / J. Childress ; ed. R. Hamel [et al.].
— Valley Forge, Penn. Trinity Press, 1994. — Р. 81.
4. Hunter K. Narrative / K. Hunter // Encyclopedia of Bioethics. Vol. 4 / ed. W. Reich. — New York : Simon & Schuster, 1995. — Р. 1791.
5. Jonsen A. The Birth of Bioethics / А. Jonsen. — New York : Oxford University Press, 1998.
— Р. 371
6. Leder D. To ward a Hermeneutical Bioethics, in A Matter of Principles? Ferment in U.S. Bioethics / D. Leder ; ed. R. Hamel [et al.]. — Valley Forge, Penn. : Trinity Press, 1994. — Р. 251.
7. Pincoffs E. Quandary Ethics, in Quandaries and Virtues : Against Reductivism in Ethics / Е. Pincoffs. — Lawrence : University Press of Kansas, 1986. — Р. 13-36.
8. Wagner A. T. Re/Covered Bodies : The Sites and Stories of Illnessin Popular Media / А. Т. Wagner // Journal of Medical Humanities. — 2009. — Vol. 21, N 1. — Р. 15-28.
BIOETHICAL EDUCATION ABROAD
E. V. Barbashina. A. B. Eleeva
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
The questions connected with receiving bioethical education and carrying out bioethical researches abroad is considered in the article. The substantial blocks, on the basis of which the studying (and subsequently and researches) the bioethical perspective is thematically built, are emphasized on the basis of the analysis of educational programs, specialized literature. The appeal to foreign experience is caused by the reason that the bioethical perspective level is presented rather widely and on high theoretical level in foreign researches, and for modern Russia so far it remains rather low-studied both in theoretical and methodological levels, and in the «daily» plan.
Keywords: bioethics, bioethics studying, theoretico-methodological basis of bioethical researches, cross-cultural and historical context of bioethical perspective.
About authors:
Barbashina Evelina Vladimirovna — doctor of philosophical sciences, professor, head of philosophy chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», contact phone: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
Eleeva Anna Borisovna — teacher of philosophy chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», contact phone: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Callahan Daniel. Bioethics and the Culture Wars / Daniel Callahan // The Nation (14 April 1997). — P. 24.
2. Chambers T. Centering Bioethics / T. Chambers // Hastings Center Report. — 2000.
— Vol. 30, N 1. — P. 22-29.
3. Childress J. Principles-Oriented Bioethics : An Analysis and Assessment from Within,
in A Matter of Principles? Ferment in U.S. Bioethics / J. Childress ; ed. R. Hamel [et al.].
— Valley Forge, Penn. Trinity Press, 1994. — P. 81.
4. Hunter K. Narrative / K. Hunter // Encyclopedia of Bioethics. Vol. 4 / ed. W. Reich. — New York : Simon & Schuster, 1995. — P. 1791.
5. Jonsen A. The Birth of Bioethics / A. Jonsen. — New York : Oxford University Press, 1998.
— P. 371
6. Leder D. To ward a Hermeneutical Bioethics, in A Matter of Principles? Ferment in U.S. Bioethics / D. Leder ; ed. R. Hamel [et al.]. — Valley Forge, Penn. : Trinity Press, 1994. — P. 251.
7. Pincoffs E. Quandary Ethics, in Quandaries and Virtues : Against Reductivism in Ethics / E. Pincoffs. — Lawrence : University Press of Kansas, 1986. — P. 13-36.
8. Wagner A. T. Re/Covered Bodies : The Sites and Stories of Illnessin Popular Media / A. T. Wagner // Journal of Medical Humanities. — 2009. — Vol. 21, N 1. — P. 15-28.