Научная статья на тему 'К вопросу о безопасности Союзного государства России и Беларуси при возможном использовании результатов деятельности космической группировки'

К вопросу о безопасности Союзного государства России и Беларуси при возможном использовании результатов деятельности космической группировки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЛИ / КОСМИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПЕРЕНАЦЕЛИВАНИЕ СПУТНИКОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бецков Александр Викторович

Статья посвящена ежегодно отмечаемому 2 апреля Дню единения народов Беларуси и России. Целью написания исследовательской работы продемонстрировать наличие организационной и технической возможности использовать результаты деятельности российской космической группировки при обеспечении охраны правопорядка на территории Беларуси и России. В ней изложены некоторые аспекты, имеющие важное научно-практическое значение с точки зрения совершенствования информационного обеспечения правоохранительной деятельности и безопасности Союзного государства России и Беларуси на современном этапе. Автор статьи говорит о необходимости создания нормативной правовой базы регулирования этим процессом. Возможность применения космической продукции качественно положительно скажется на многих отраслях хозяйственной и экономической деятельности Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бецков Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of safety of the Union State of Russia and Belarus at possible use of results activity of space group

Article is devoted to the celebrated annually on April 2 the day of Russia and Belarus ' unity. To write research demonstrate the organizational and technical ability to use the results of the activities of the Russian space grouping while maintaining law and order on the territory of Belarus and Russia. There are some aspects that are important scientific and practical significance in terms of improving information for law enforcement and security of the Union State of Russia and Belarus at the present stage. The author of the article talks about the need for a regulatory framework for regulating the process. The possibility of using space products quality will have a positive impact on many sectors of the business and economic activities of the Union

Текст научной работы на тему «К вопросу о безопасности Союзного государства России и Беларуси при возможном использовании результатов деятельности космической группировки»

Бизнес в законе

2’2014

15. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ; МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

15.1. К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ ПРИ ВОЗМОЖНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ

Бецков Александр Викторович, доктор технических наук, доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

Место работы: Академия управления МВД России

1port@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена ежегодно отмечаемому 2 апреля Дню единения народов Беларуси и России. Целью написания исследовательской работы продемонстрировать наличие организационной и технической возможности использовать результаты деятельности российской космической группировки при обеспечении охраны правопорядка на территории Беларуси и России. В ней изложены некоторые аспекты, имеющие важное научно-практическое значение с точки зрения совершенствования информационного обеспечения правоохранительной деятельности и безопасности Союзного государства России и Беларуси на современном этапе. Автор статьи говорит о необходимости создания нормативной правовой базы регулирования этим процессом. Возможность применения космической продукции качественно положительно скажется на многих отраслях хозяйственной и экономической деятельности Союза.

Ключевые слова: Союзное государство России и Беларуси, модернизация, Центр оперативного мониторинга Земли, космические услуги, перенацеливание спутников, использование результатов космической деятельности, многофункциональная космическая система, дистанционное зондирование Земли

TO A QUESTION OF SAFETY OF THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS AT POSSIBLE USE OF RESULTS ACTIVITY OF SPACE GROUP

Beckov Aleksandr Viktorovich, doctor of technical sciences, Associate Professor, Department of management, the internal affairs agencies in the special circumstances Work place: Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia

1port@mail.ru

Annotation: Article is devoted to the celebrated annually on April 2 the day of Russia and Belarus ' unity. To write research demonstrate the organizational and technical ability to use the results of the activities of the Russian space grouping while maintaining law and order on the territory of Belarus and Russia. There are some aspects that are important scientific and practical significance in terms of improving information for law enforcement and security of the Union State of Russia and Belarus at the present stage. The author of the article talks about the need for a regulatory framework for regulating the process. The possibility of using

space products quality will have a positive impact on many sectors of the business and economic activities of the Union

Keywords: Union State of Russia and Belarus, modernization, Center of expeditious monitoring of Earth, space services, perenatselivany satellites, use of results of space activity, multipurpose space system, remote sensing of Earth.

Трудное - это то, что можно сделать сразу,

невозможное - то, на что потребуется некоторое время.

Сантаяна

Космонавтика - это отрасль, в которой сконцентрированы в реальных проектах новейшие достижения фундаментальных и научно-прикладных знаний человечества. Применение и использование результатов передовых знаний и технологий, полученных в воздушном и космическом пространстве, позволяет решать самые различные задачи, в том числе в области организаций различных телекоммуникационных и оптико-электронных видов связи, мониторинга поверхности суши и воды, с проникновением на значительную глубину, осуществления дозиметрических и бактериологических видов контроля, решения экологических и метеорологических, в т.ч. землетрясений, наводнений, пожаров и т. д. [1, с. 3]. Они могут быть использованы, так же, для решения практических правоохранительных задач. Таким образом, наблюдение из космоса дает возможность своевременно выявлять события, компетенции органов и подразделений внутренних дел на обслуживаемой территории, оперативно получать качественную объективную информацию о состоянии правопорядка на определённых территориях, что позволяет своевременно принимать необходимые и эффективные решения по адекватному реагированию на складывающуюся обстановку по обеспечению правопорядка [5, с. 288].

Первый секретарь Союзного государства говорил: «Строительство Союзного государства предполагает создание эффективной экономической интеграции России и Беларуси. Такая интеграция невозможна без создания единого информационного пространства, одним из ключевых направлений, реализации которого является сотрудничество в области разработки космических информационных технологий. Такая совместная космическая деятельность вызывает необходимость решения сложных информационных задач на базе использования перспективных космических аппаратов, современной наземной инфраструктуры по управлению космическими аппаратами различного научного и социально-экономического назначения, приему, обработке и доведению до потребителей целевой космической информации.

Цель применения космических информационных технологий состоит в необходимости эффективного решения задач в области развития средств телекоммуникаций, мониторинга глобальных геофизических явлений и экологии окружающей среды, техногенных и чрезвычайных природных ситуаций, природных ресурсов Союзного государства и, в конечном итоге, обеспечения безопасности России и Беларуси»1.

1 П.П. Бородин. Государственный секретарь Союзного государства с 26 января 2000 г. по 15 ноября 2011 г.

238

Бецков А. В.

К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Интеграционные процессы вовлекают в сферу российско-белорусского сотрудничества сотни предприятий, организаций и ведомств, а также тысячи специалистов. Товарооборот между Беларусью и Россией значительно увеличился за последние годы. Укрепились и расширились производственные и научные связи между высокотехнологичными предприятиями России и Беларуси, в том числе в осуществлении космической деятельности. На примере Союзного государства некоторые суверенные страны на территории бывшего СССР, также объединяют свои усилия в создании единого экономического пространства.

Наряду с интеграционными процессами на постсоветском пространстве развиваются и негативные политические, идеологические криминалистические процессы, которые обостряют обстановку доброго совместного проживания.

Некоторые иностранные организации не удовлетворены данной стадией развала Советского Союза. Они требуют передела территорий стран уже не существующего Советского Союза, пересмотра административных границ, создания новых государств (например, Исламский Халифат, Дальневосточная Республика), за счет территорий веками существующих социальных объединений. Эти деструктивные силы не останавливаются ни перед чем, радикальная экстремистская идеология насаждается повсюду, с несогласными проводятся акты терроризма, уничтожаются не только физические противники, но и инакомыслящие, растлевается молодежь, затеняется национальная культура субкультурами и ложными ценностями, создаются структуры, подрывающие экономические и идеологические основы государств, в том числе России и Беларуси. Совершается попытка физического уничтожения народов Союзных государств, посредством наркомании, алкоголизма, информационного зомбирования, создания высокого уровня смертности на всех этапах жизнедеятельности человека.

Неадекватная деятельность органов правопорядка, неспособность остановить вал тяжких и особо тяжких преступлений, уменьшить смертность в следствии, дорожно-транспортных и других транспортных происшествий, смертельные случаи от пищевых отравлений, незаконной миграции, также приводит к дестабилизации в обществе. Защита прав и свобод человека, безопасность жизни, сохранность имущества, есть первостепенная задача Союзного государства перед своими народами.

Наша задача, рассмотреть, в предлагаемой статьи, возможность повышения эффективности деятельности правоохранительных органов Союзного государства России и Беларуси, как самостоятельно, так и во взаимодействии и содействии, на основании результатов, полученных от космической деятельности.

Для Союзного государства применение космических средств имеет особое значение. Сочетание ряда фундаментальных факторов: необычного экономико-

географического положения, размещения природных ресурсов, неравномерное расселение народов по территории Союза, удаленность административных границ, рельефная гористая и густо лесистая местность, отсутствие на многих площадях транспортных и информационных коммуникаций, длительные морские границы Российской Федерации не позволяют осуществлять эффективное социально-экономическое развитие дружественных стран. Внутренние и внешние

угрозы военного и криминального характера, в любой территориальной точке всего этого многообразного пространства усугубляют складывающуюся обстановку.

Существует космическая группировка способная оперативно обеспечить уникальной информацией: результатами дистанционного зондирования Земли, навигационной информацией повышенного качества, ретрансляцией каналов связи и телевидения, информационного взаимодействия и дистанционного обучения специалистов в области космической техники и технологий. Интеграция космических систем Беларуси и России направлена на создание многофункциональной космической системы (МФКС) Союзного государства. МФКС - интегрированная система, которая объединит, в перспективе, все существующие космические сегменты. Основным компонентом МФКС является орбитальная группировка с использованием существующих космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, связи, ретрансляции, информации от космических навигационных систем, а также вновь создаваемых малых спутников, позволяющих обеспечить высокое качество решения целевых задач [7, с. 41].

В настоящее время, функционирует Совет главных конструкторов для координации деятельности по формированию космической системы Союзного государства. В Совет вошли российские и белорусские ученые, представляющие такие известные фирмы как: НИИ космических систем ГКНПЦ им. М.В. Хруничева; Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси; РУП «Геоинформационные системы» Беларуси.

Во исполнение постановления Совета Министров Союзного государства от 29.04.2003 г. № 9 разработана Программа Союзного государства: «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научнотехнического развития Союзного государства», кратко она называлась: «Космос-СГ». Программа основывалась на необходимости решения задач, изложенных в Договоре о создании Союзного государства, подписанного Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации указанного Договора от 08.12.1999 г.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. № 635 была утверждена Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы. В рамках Федеральной космической программы России была предложена Концепция интеграции космических средств и технологий Российской Федерации и Республики Беларусь в интересах развития многофункциональной космической системы (Концепция), направления работ являются дополнением национальных планов и программ развития космической деятельности.

Концепция определяет цель, задачи, основные принципы, направления и временные сроки работ по интеграции космических средств и технологий Российской Федерации, и Республики Беларусь для последующего формирования перспективной многофункциональной космической системы.

Многофункциональность космической системы обуславливается объективной необходимостью использования в интересах потребителей функций трех систем,

239

Бизнес в законе

2’2014

объединенных в единый наземный специальный комплекс:

- системы обеспечения потребителей мониторинговой информацией;

- интегрированной навигационно-информационной системы;

- системы дистанционного обучения на базе использования спутниковых систем связи и ретрансляции.

Целью интеграции космических средств и технологий Российской Федерации и Республики Беларусь, является формирование МФКС, как информационной основы для широкого круга социально-экономических задач государств-участников Договора о создании Союзного государства2.

Задачи МФКС:

- обеспечение потребителей, в том числе органов исполнительной власти государств-участников Договора о создании Союзного государства комплексной мониторинговой информацией для принятия стратегических и оперативных решений (в т.ч. стоящих перед странами правоохранительных задач);

- обеспечение потребителей государств-участников Договора о создании Союзного государства навигационными данными в интересах решения широкого круга социальноэкономических задач, в том числе, повышения эффективности грузоперевозок, на основе мониторинга с высокоточным определением координат местоположения;

- обеспечение дистанционного обучения специалистов го-сударств-участников Договора о создании Союзного государства в различных областях науки и техники, в том числе в области космической деятельности.

МФКС позволит обеспечить единое информационнонавигационное пространство на территории Союзного государства, предоставит дополнительный информационный ресурс для правоохранительных органов России и Беларуси.

В состав объектов МФКС войдут:

- центры обработки, сбора, хранения и предоставления разнообразной космической информации (данные дистанционного зондирования Земли, высокоточные навигационные данные, данные мониторинга стационарных и подвижных объектов и др.);

- орбитальная группировка микроспутников;

центры управления МФКС;

- технические центры и терминальные комплексы дистанционного обучения на территории России и Беларуси;

- обеспечивающая наземная инфраструктура [7, с. 69].

Основными принципами интеграции являются:

1. использование результатов работ и исследований, проводимых в рамках национальных и федеральных космических программ и других программ (ФЦП «ГЛОНАСС», ФЦП «Электронная Россия», «Программа развития российских КС ДЗЗ на период до 2025 г.» и др.), связанных с разработкой, созданием и эксплуатацией космической техники, с исключением дублирования этих работ и исследований [2, с. 18];

2. создание элементов космических средств и технологий с учетом приоритетности решаемых задач, технологических проработок и финансовых ограничений;

3. обеспечение преемственности и максимального использования разработок российских и белорусских предприятий, созданных в рамках реализации совместных белорусско-российских программ;

4. совместимость наземной космической инфраструктуры МФКС с космическими аппаратами российских, белорусских и зарубежных спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, навигации, свя-

2 Концепция интеграции космических средств и технологий Российской Федерации и Республики Беларусь в интересах развития многофункциональной космической системы от 22. 12.2005 г. постановление Правительства РФ № 635.

зи и ретрансляции в части приема-передачи космической информации;

5. использование многофункциональной космической системой информации от существующих элементов систем мониторинга России и Беларуси [7, с. 81].

Основные этапы работ по интеграции космических средств и технологий России и Беларуси являются:

- выполнение программы Союзного государства «Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации», направленные на разработку и создание технологического задела для космических средств и технологий России и Беларуси («Космос-БР»);

- выполнение программы Союзного государства «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научнотехнического развития Союзного государства», направленного на разработку и создание экспериментальных образцов и ключевых элементов космических средств России и Беларуси

(«Космос-СГ»);

- разработка и выполнение программы Союзного государства «Разработка базовых элементов, технологий создания и применения орбитальных и наземных средств многофункциональной космической системы («Космос-НТ»), направленной на интеграцию ключевых элементов МФКС и их последующую комплексную отработку в составе многофункциональной космической системы;

- формирование перспективной многофункциональной космической системы.

Процесс формирования многофункциональной космической системы должен включать в себя:

- опытную эксплуатацию наземного специального комплекса МФКС, с использованием функциональных привлекаемых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, связи и ретрансляции, а также информации с навигационных космических аппаратов;

- опытную эксплуатацию МФКС с использованием орбитальной группировки микроспутников, проходящих летные испытания;

- эксплуатацию МФКС с 2014 года, с доведением состава орбитальной группировки микроспутников до штатного состояния к 2015 году.

Развертывание орбитальной группировки микроспутников в период 2014-2015 гг. обусловлено реально достижимыми сроками создания микроспутника на фоне объективной потребности в наращивании орбитальной группировки российских средств дистанционного зондирования Земли.

Организация работ по интеграции космических средств и технологий проводится на основе действующего законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. При этом, в рамках работ по интеграции космических средств и технологий России и Беларуси, предусматривается разработка межгосударственных правовых и нормативных актов, в том числе по регулированию потребления продукции от космической деятельности, с целью обеспечит качественное повышение информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел обоих стран Союза России и Беларуси. После подписания таких межгосударственных нормативных правовых актов, Министерства внутренних дел, как России, так и Беларуси повысится эффективность противодействия преступности и обеспечения безопасности Союза за счет использования результатов деятельности космической группировки, так же улучшится качество взаимодействия между самими право-

240

Бецков А. В.

К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ

охранительными и государственными структурами по обеспечению безопасности России и Беларуси.

Список литературы:

1. О космической деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.1996 г. № 147-ФЗ.

2. Об утверждении Положения о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения сотрудничества, а также в научных целях: постановление Правительства России от 30 апреля 2008 г. № 323.

3. О Положении: о порядке взаимодействия Российского

авиационно-космического агентства, Министерства обороны России, Российской академии наук, других потребителей космической продукции и космических услуг: распоряжение Правительства России от 18.09.2001 г. № 1232-р

http://www.federalspace.ru/.

4. О совершенствовании организации работ в области ис-

пользования результатов космической деятельности: приказ ФКА «РОСКОСМОС» от 14.05.2008 г. № 63.

http://www.federalspace.ru/.

5. Бецков А.В., Лончаков Ю.В. Повышение эффективности обеспечения правопорядка с использованием потенциала космической группировки//Проблемы в российском законодательстве. - М.: Изд. дом «Юр-ВАК», 2010, № 2 - С. 288290.

6. В.А. Меньшиков, М.И. Макаров, С.В. Пушкарский. Многофункциональная космическая система Союзного государства. М.: НИИ КС, 2007. 480 С.

7. Болсуновский М. Перспективные направления развития дистанционного зондирования Земли из космоса//Новости космонавтики № 11 (298) ноябрь 2007 г. С. 42.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Бецкова А.В. на тему: «Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов Союзного государства России и Беларуси на основе результатов космической деятельности».

Жизнедеятельность человечества в ХХ1 веке напрямую переплетена с современными достижениями науки и техники. Качество обеспечения комплексной, всесторонней безопасности зависит как от организационных, правовых, так и технических и технологических аспектов. Многие отрасли знаний и промышленности связаны с обеспечением безопасности внутренней и внешней. Авиационная и космическая деятельность человека сконцентрировали в наибольшей степени кадровые, научные, промышленные и финансовые ресурсы. Российской Федерацией создана одна из крупных космических группировок, которая постоянно функционирует, и поставляет результат своей деятельности заказчикам. Правительство России лоббирует государственные интересы в авиации и космонавтики, и предоставляет право заказчикам воспользоваться результатами космической деятельности, не только в научно-исследовательских и оборонных интересах, но и применить их в социально-экономическом секторе, на благо граждан. Правопорядок и безопасность жизнедеятельности везде считается необходимой нормой для человека.

Программа Правительства России об использовании результатов космической деятельности в интересах социальноэкономического развития территорий и Договор о создании Союзного государства России и Беларуси явились правовой основой представленной статьи авторского коллектива. Процесс технического мониторинга поверхности Земли не сможет обеспечить индивидуальную обработку малых объектов. В сектор мониторинга обязательно попадут и другие объекты и субъекты, высокая избирательность, на желаемом уровне, маловероятна. Авторы правильно говорят о необходимости более совершенного правового регулирования процесса использования результатов космической деятельности, особен-

но, в правоохранительной деятельности. Совершенствование технологий мониторинга и правового регулирования позволит гарантировать соблюдение конституционных прав граждан государств-союзников, и повысить эффективность правоохранительной деятельности, за счет оперативного получения качественной и уникальной информации с обслуживаемых территорий. Из материалов статьи, что уже существует организационно-техническая структура, т.е. группировка управляемых и пилотируемых космических аппаратов, которые способны представить полноценную информацию, востребованную правоохранительными структурами Союзного государства России и Беларуси.

Опираясь на анализ нормативных актов, авторы раскрывают цели, задачи, функции, а также состав, структуру и принципы системы мониторинга на основе космических систем, делают выводы и предложения ее использования и дальнейшим развитием с точки зрения прикладного использования, обеспечивая реализации соответствующих государственных интересов в данной сфере.

Практическую ценность данной статьи представляет проведенный детальный анализ состояния космических систем и нормативно-правового обеспечения данного вида деятельности. Мониторинг состояния объектов представляющих угрозу противоправного характера, в том числе террористической направленности, общественных мест с использованием космических возможностей позволит повысить эффективность правоохранительной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, по своей теоретической и практической значимости, актуальности исследуемой темы, сделанным выводам, статья отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам такого рода, и может быть рекомендована к опубликованию в рейтинговых и цитируемых научных изданиях, в т. ч. рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации.

Рецензент:

Профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России Заслуженный юрист Российской Федерации доктор юридических наук, профессор

М.П. Киреев

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.