Научная статья на тему 'К вопросу о балансе отношений между уполномоченным по правам человека и адвокатурой в Российской Федерации'

К вопросу о балансе отношений между уполномоченным по правам человека и адвокатурой в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Омбудсмен / адвокат / обращение / право / этика / честность / добросовестность / дисциплинарное производство / Ombudsman / lawyer / appeal / law / ethics / honesty / integrity / disciplinary proceedings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарифулин Руслан Ренатович, Зарипов Ришат Усманович, Зарипов Шамиль Ришатович

В данной научной работе исследовалась проблема правового регулирования отношений между Уполномоченным по правам человека и адвокатурой в Российской Федерации. Актуальность исследования вызвана её новизна и практико-ориентированная направленность решения проблемы недостатка правового регулирования. Цель: определение и обеспечение слабой стороны в данных отношениях нового инструмента в применении защиты от злоупотреблений реализации своих полномочий и прав сильной стороной. Методология исследования – составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их числе: диалектический, системно-структурный, формально-юридический, социологический, статистический методы. В результате обоснованно: во-первых, слабой стороной в данных отношениях является Уполномоченный по правам человека; во-вторых, отсутствует законодательный запрет (позитивная норма) на совершение адвокатом определенных злоупотреблений своих полномочий и прав в отношении Уполномоченного по правам человека и граждан соответственно; в-третьих, правовым регулятором данных отношений является «Кодекс профессиональной этики адвоката». Авторы приходят к выводу, что для восстановления баланса в данных отношениях необходимо дополнить в ч. 1, ст. 20 «Кодекса профессиональной этики» адвоката новым поводами для начала дисциплинарного производства – сообщение Уполномоченного по правам человека в адрес адвокатской палаты. В этой связи важно отметить, что данное закрепление позволит вышеперечисленным правозащитным институтам наиболее эффективно осуществлять свою правозащитную деятельность в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE BALANCE OF RELATIONS BETWEEN THE HUMAN RIGHTS COMMISSIONER AND THE BAR IN THE RUSSIAN FEDERATION

This research paper examines the problem of legal regulation of relations between the Commissioner for human rights and the bar in the Russian Federation. The relevance of the research is caused by its novelty and practical orientation to solve the problem of lack of legal regulation. Purpose: to identify and ensure the weak side in these relations of a new tool in the application of protection from abuse of the exercise of their powers and rights by the strong side. Research methodology is a set of General scientific and private scientific methods of cognition, including dialectical, system-structural, formal-legal, sociological, and statistical methods. As a result, it is reasonable: first, the weak side in these relations is the Commissioner for human rights; second, there is no legal prohibition (positive norm) on the lawyer committing certain abuses of their powers and rights in relation to the Commissioner for human rights and citizens, respectively; third, the legal regulator of these relations is the «code of professional ethics of the lawyer». The authors conclude that in order to restore balance in these relations, it is necessary to add a new reason for starting disciplinary proceedings in part 1, article 20 of the lawyer’s Code of professional ethics – a message from the Commissioner for human rights to the bar chamber. In this regard, it is important to note that this consolidation will allow the above-mentioned human rights institutions to most effectively carry out their human rights activities against citizens of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons.

Текст научной работы на тему «К вопросу о балансе отношений между уполномоченным по правам человека и адвокатурой в Российской Федерации»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10410

УДК 34.038.2 ББК 67.75

ГАРИФУЛИН Руслан Ренатович,

старший преподаватель кафедры физвоспитания Башкирского государственного университета, e-mail: [email protected] SPIN-код: 9434-8040, AuthorlD: 958753

ЗАРИПОВ Ришат Усманович,

ассистент кафедры физического воспитания Башкирского государственного университета, e-mail: [email protected] SPIN-код: 4912-9750, AuthorlD: 1018629

ЗАРИПОВ Шамиль Ришатович,

студент 3 курса кафедры государственного права Института права Башкирского

государственного университета, e-mail: [email protected] SPIN-код: 4706-8205, AuthorlD: 1022180

К ВОПРОСУ О БАЛАНСЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И АДВОКАТУРОЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной научной работе исследовалась проблема правового регулирования отношений между Уполномоченным по правам человека и адвокатурой в Российской Федерации. Актуальность исследования вызвана её новизна и практико-ориентированная направленность решения проблемы недостатка правового регулирования. Цель: определение и обеспечение слабой стороны в данных отношениях нового инструмента в применении защиты от злоупотреблений реализации своих полномочий и прав сильной стороной. Методология исследования - составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их числе: диалектический, системно-структурный, формально-юридический, социологический, статистический методы. В результате обоснованно: во-первых, слабой стороной в данных отношениях является Уполномоченный по правам человека; во-вторых, отсутствует законодательный запрет (позитивная норма) на совершение адвокатом определенных злоупотреблений своих полномочий и прав в отношении Уполномоченного по правам человека и граждан соответственно; в-третьих, правовым регулятором данных отношений является «Кодекс профессиональной этики адвоката». Авторы приходят к выводу, что для восстановления баланса в данных отношениях необходимо дополнить в ч. 1, ст. 20 «Кодекса профессиональной этики» адвоката новым поводами для начала дисциплинарного производства - сообщение Уполномоченного по правам человека в адрес адвокатской палаты. В этой связи важно отметить, что данное закрепление позволит вышеперечисленным правозащитным институтам наиболее эффективно осуществлять свою правозащитную деятельность в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ключевые слова: Омбудсмен, адвокат, обращение, право, этика, честность, добросовестность, дисциплинарное производство.

GARIFULIN Ruslan Renatovich,

senior lecturer, Department of physical education,

Bashkir state University

ZARIPOV Rishat Usmanovich,

assistant of the Department of physical education of Bashkir state University

ZARIPOV Shamil Rishatovich,

3rd year student of the Department of state law Of the Institute of law of the Bashkir state University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ON THE ISSUE OF THE BALANCE OF RELATIONS BETWEEN THE HUMAN RIGHTS COMMISSIONER AND THE BAR IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This research paper examines the problem of legal regulation of relations between the Commissioner for human rights and the bar in the Russian Federation. The relevance of the research is caused by its novelty and practical orientation to solve the problem of lack of legal regulation. Purpose: to identify and ensure the weak side in these relations of a new tool in the application of protection from abuse of the exercise of their powers and rights by the strong side. Research methodology is a set of General scientific and private scientific methods of cognition, including dialectical, system-structural, formal-legal, sociological, and statistical methods. As a result, it is reasonable: first, the weak side in these relations is the Commissioner for human rights; second, there is no legal prohibition (positive norm) on the lawyer committing certain abuses of their powers and rights in relation to the Commissioner for human rights and citizens, respectively; third, the legal regulator of these relations is the «code of professional ethics of the lawyer». The authors conclude that in order to restore balance in these relations, it is necessary to add a new reason for starting disciplinary proceedings in part 1, article 20 of the lawyer's Code of professional ethics - a message from the Commissioner for human rights to the bar chamber. In this regard, it is important to note that this consolidation will allow the above-mentioned human rights institutions to most effectively carry out their human rights activities against citizens of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons.

Key words: Ombudsman, lawyer, appeal, law, ethics, honesty, integrity, disciplinary proceedings.

Актуальность правового регулирования данного исследования является, в первую очередь, то, что в современном демократическом государстве права человека являются высшей ценностью, а их защита — одной из важнейших задач деятельности любого государства. В связи с этим институт Уполномоченного по правам человека и институт адвокатуры является необходимым элементом правовой системы большинства стран, Российская Федерация не исключение. Разработка и внедрение эффективных гарантий прав и свобод личности как высшей социальной ценности — одно из ведущих направлений развития современной правовой науки и российской в том числе. На сегодняшний день в Российской Федерации создана и функционирует целая система различных институтов по защите прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека (далее - Омбудсмен) и адвокаты в этой системе занимают центральное место. Омбудсмен, являясь исключительным правозащитным институтом [2, с. 113]. В тоже время, адвокатура является правозащитным институтом, а также занимает особое место в системе институтов гражданского общества [10, с. 16]. Баланс отношений между Омбудсменом и адвокатом, и в тоже время поиск сотрудничества правозащитного института и института гражданского общества необходимо для усовершенствования правовых механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. В результате их совместных усилий зависит, как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

государство проводит политику в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования данной работы является выявленная проблема на координационном совете Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ по Приволжскому федеральному округу, и её обсуждение с окружным Советом Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в Приволжском федеральном округе и заместителем министра юстиций - Д.В. Новаком 13 августа 2019 года. По общему опыту принятия граждан и оказания им юридической помощи, Омбудсмены пришли к выводу, что действующее законодательство, не регулирует злоупотребление адвокатом своих прав в отношении граждан в процесс передачи дел доверителей к региональным омбудсменам. В частности, проблема привлечения к дисциплинарной ответственности адвоката, за оказанием доверителю платной юридической консультации, заключающаяся в перенаправление дела к Омбу-дсмену, а не в реальной помощи доверителю. По мнению Омбудсменов Приволжского федерального округа, является злоупотреблением, адвокатом своих прав, передавая обязанность по решению проблем доверителя на Омбудсменов. Эта проблема не частного характера, так как подобные прецеденты присутствуют в практике многих Омбудсменов. Решение поставленной проблемы позволит понять порядок действий по совершенствованию действующих правовых норм, в частности Кодекс профессиональной этики адвоката.

Это необходимо в связи с ростом численности адвокатов в Российской Федерации. Так в 2016 г. по данным Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации числилось более 68 тыс. действующих адвокатов [12, с. 126]. А через год уже более 73 тыс. действующих адвокатов [15]. То есть необходимо проводить разъяснение действующим адвокатским объединениям о данной проблеме, а также вводить необходимые меры по предотвращению повторения аналогичных прецедентов в связи с динамикой роста численности адвокатов.

Омбудсмен осуществляет свою деятельность в рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - граждан) независимо от государственных органов и должностных лиц, в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и федеральным законом от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе и Омбудсмену. В ст. 9, 10, 11 ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» закреплён порядок и процедура принятия обращений гражданами. Соответствующее право, граждане Российской федерации имеют согласно ч. 1, ст. 2 вышеуказанного ФЗ № 59-ФЗ. И согласно ч. 3, этой же статьи закрепляется бесплатность рассмотрения обращения граждан. То есть в вышеуказанном случаи, адвокат, перенаправляя своего доверителя Омбудсмену, опираясь на вышеперечисленные нормы, обеспечивает своего доверителя правом на бесплатную юридическую помощь.

Отдельного внимания для рассмотрения заслуживает вышеуказанный ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (далее - ФЗ) в котором закрепляются принципы деятельности и порядок обращения граждан к Омбудсмену. Деятельность омбудсмена согласно ст. 3 ФЗ основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности. Порядок обра-

щения граждан к омбудсмену, в частности принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений регулируется ч. 1, ст. 9 ФЗ перечислив субъектов имеющих данное право: гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Форма обращения: письменная, устная, а также в форме электронного документа. Далее согласно ч. 3, ст. 9 ФЗ Омбудсмен, получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию о нарушении прав и свобод граждан (далее - обращение), омбудсмен имеет право: 1) рассмотреть обращение по существу; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения. В ч. 5, ст. 9 ФЗ дается понятие жалобы, адресованной Омбудсмену - это просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти или иных государственных органов субъекта Российской Федерации (кроме законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Подводя итог вышесказанному, действующие нормативные правовые акты (позитивные нормы), регулирующие общественные отношения между гражданином, иностранным гражданином и лицом без гражданства при обращении к Омбудсмену, не регулируют нашу рассматриваемую ситуацию, то есть закрепление запрета в принятии Омбудсменом обращения граждан по направлению адвоката, не является законным и эффективным инструментом в решении данной проблемы.

Соответственно вышеперечисленная проблема региональных Омбудсменов связана с несовершенством правового регулирования деятельности адвоката в рамках реализации своих полномочий, прав и обязанностей. Проанализировав законодательство РФ, можно выделить такие нормативные правовые акты (позитивные нормы),

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

регулирующие обязанность адвоката оказывать профессиональную помощь доверителю: Конституция Российской Федерации, федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Стоит отметить, что п. 1, ст. 3 вышеуказанного ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет адвокатуру как институт гражданского общества, подчеркивая на основании ст. 19 Конституции РФ равенство адвокатуры и государства и одновременно на основании ст. 2 Конституции РФ независимость адвокатуры от государства [1]. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ государство предоставляет гарантии, что у каждого человека должна быть возможность по реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, как платной, так и бесплатной [5, с. 10].

Важность и ценность адвоката в правовом пространстве заключается в том, что именно адвокат законодательно обеспечивает граждан в профессиональной юридической помощи. Так, например, если обратиться к юридической помощи, оказываемой коммерческими компаниями или лицами вне рамок адвокатуры, то не всегда представляется возможным гарантировать их качество, поскольку предоставление юридических услуг данными лицами вообще никак не регулируется. Более того, практика дает множество примеров оказания юридических услуг ненадлежащего качества или мошеннических действий компаниями и лицами вне рамок адвокатуры [13, с. 219]. Именно поэтому граждане верят и ждут профессиональной помощи, как правило, лишь от адвоката.

Что касается действий адвоката в рамках реализации своих полномочий, прав и обязанностей, то они регулируется помимо позитивных норм, также такими регуляторами общественных отношений как: нравственные, моральные и этические нормы [3, с. 8]. Основоположник русской философии всеединства В. С. Соловьев отмечает, что «право есть низший предел или определенный минимум нравственности» [14, с. 448]. То есть нравственные нормы охватывают больший круг общественных отношений, нежели чем позитивные. В нашей исследуемой проблеме это явление отчетливо проявляется, так как в позитивных нормах Российской федерации отсутствует прямой запрет на передоверие дела доверителя Омбу-дсмену. Но как отмечал, известный российский юрист А.Ф. Кони, подчеркивая особую важность нравственных начал в праве, также указывал на их связь непосредственно с защитой прав лично-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

сти, с судьбой конкретного человека, которая скрывается за материалами дела [6, с. 132]. Таким образом, большим воздействием на волю адвоката будут его личностные отношения с доверителем.

Г.М. Резник, отмечал, «что юридическая помощь может считаться профессиональной при соблюдении условия исполнения профессиональных стандартов и этических норм» [8]. Относительно поставленной проблемой Омбудсменов, заключающаяся в не профессиональном исполнении адвокатами своих обязанностей, то выработанные 3 октября 2003 года Кодекс профессиональной этики адвоката в редакции от 20 апреля 2017 года регулируют и дают оценку данным действиям. Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый 31 января 2003 года на первом Всероссийском съезде адвокатов - высшим органом адвокатского сообщества, является одним из подвидов профессиональных этических кодексов, а именно сводом нравственно-этических предписаний, устанавливающих наиболее оптимальный вариант исполнения представителями профессий (адвокатами) своих обязанностей. Кодексом также закреплены основания привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности и порядок осуществления дисциплинарного производства [7, с. 22]. Согласно п. 1, ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката, при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан: честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь вышеперечисленными нормативными правовыми актами и Кодексом профессиональной этики адвоката. Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает «обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, на международных стандартах и правилах адвокатской профессии». Основными важнейшими этическими категориями, которые закреплены в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и в Кодексе профессиональной этики адвоката являются честь и достоинство, соблюдение которых сохраняется при любых обстоятельствах. Для того чтобы определить нарушает ли адвокат свои обязанности, необходимо раскрыть вышеперечисленные этические категории.

Честность адвоката обеспечивается его достоинством, то есть общественно-нравственной категорией, которая дает нравственную оценку поступкам и действиям личности исходя из

потребностей, как самого доверителя, так и общества [12, с. 128]. Потребность доверителя - это оказание профессиональной юридической помощи. Потребность общества - это качественное оказание профессиональной юридической помощи доверителю для обеспечения принципа состязательности в судебном процессе. Таким образом, отсутствие в рассматриваемых действиях адвоката качественной профессиональной юридической помощи доверителю, является не честным поступком по отношению доверителя и общества. Разумность объясняется задачей и целью профессиональных действий адвоката. В нашей ситуации прослеживается задача и цель материального обогащения, и бездействие адвокатом, вместо оказания квалифицированной юридической помощи доверителю. В определении добросовестности профессиональных действий адвоката важен не только внешний поступок, но и его мотивы, и прогнозируемые результаты. В данной ситуации необходимо узнать был ли мотив материального обогащения или же единичный случай реальной невозможности оказания юридической помощи доверителю. Так, например, В. Н. Бабаев определяет добросовестность как «честное, со всей тщательностью и аккуратностью выполнение обязанностей, старательность, исполнительность» [9, с. 2]. Если адвокат осуществлял свою деятельность именно не таким образом, то тогда его действия нельзя назвать добросовестным. Квалифицированными действиями адвоката мы можем назвать действия совершенные в соблюдении законодательства, профессиональных стандартов и этических норм [13, с. 216]. Принципиальное осуществление адвокатом своих профессиональных действий заключается в процессе защиты прав и свобод доверителя принципов: законности, независимости, равноправия адвокатов, корпоративности и самоуправлении [11]. Своевременность заключается в осуществлении адвокатом своих профессиональных действий в соответствии с временными рамками и соблюдением процессуальных сроков. Таким образом, в профессиональных действиях адвоката за оказанием доверителю платной юридической консультации, с последующим перенаправлении дела к Омбудсмену согласно п. 1, ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката будет признаваться нарушением адвокатом своих обязанностей.

Поводом для возбуждения дисциплинарного дела принято считать те источники, из которых компетентные органы получают сведения о дисциплинарном проступке. Одними из самых распространённых поводов возбуждения дисциплинарного производства: жалобы и заявления граждан, в частности доверителей адвоката; обнару-

жение проступка; представления общественных организаций; заявление адвоката о допущенном им проступке. В соответствии с ч. 1, ст. 20 Кодекса профессиональной этики адвоката поводами для начала дисциплинарного производства является: представление, внесенное в Совет вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим; представление, внесенное в адвокатскую палату органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры; сообщение суда (судьи) в адрес адвокатской палаты. В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» будет являться жалоба, поданная в Совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи, при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований, если оказание помощи было предусмотрено в порядке бесплатной юридической помощи. И стоит учесть, что этот перечень поводов для начала дисциплинарного производства является исчерпывающим. Любые другие поводы согласно п. 4, 5, ст. 20 Кодекса профессиональной этики адвоката являются ненадлежащими и не влекут за собой возбуждения дисциплинарного производства.

Становление и развитие балансов интересов конституционного института гражданского общества - адвокатуры и правозащитного института государства и гражданского общества - Омбу-дсмена в ближайшем времени ещё предстоит законодательству РФ. На данный момент, как вариант совершенствования законодательства в адвокатской деятельности, адвокатуре и деятельности Омбудсменов, предлагается дополнить в ч.

1, ст. 20 Кодекса профессиональной этики адвоката новым поводами для начала дисциплинарного производства - сообщение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в адрес адвокатской палаты. Омбудсмену в аналогичных ситуациях, прежде чем возбуждать дисциплинарное производство необходимо убедиться в своих доводах, в частности определении мотива адвоката при осуществлении им профессиональной деятельности, а также проверить обстоятельства дела. Помимо решения нашей рассматриваемой проблемы, Омбудсмен через жалобу или заявление граждан-доверителей сможет напрямую решать и способствовать решению их проблем. Данное нововведение не будет противоречить Конституции Российской Федерации и другим федеральным законом, так как в соответствии с ч.

2, ст. 16.1 Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 2 и 19 Конституции российской Федерации Омбудсмен независим от государственных органов и должностных лиц, в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Так же в соответствии с подп. «с» п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) компетентные национальные органы власти, в нашем случае Омбудсмен, обязаны вмешиваться только в том случае, если факт неоказания адвокатом эффективной юридической помощи является явным или в достаточной мере доведен до их сведения иным способом [4, с. 58]. При этом условии, Омбудсмен будет иметь право на повод для начала дисциплинарного производства в отношении адвоката. Тем самым будет сохраняться равенство и независимость адвокатуры и государства, и при этом применять новый способ сообщения повода для начала дисциплинарного производства в отношении недобросовестного адвоката, злоупотребивший по мнению Омбудсмена его обязанность в защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, не допуская злоупотребление адвокатом своих полномочий и правами в отношении своего доверителя и Омбудсмена, предоставив Омбудсмену, право на повод для начала дисциплинарного производства в отношении адвоката недобросовестно выполнившего свои обязанности в защите прав и свобод человека и гражданина, данные отношения между Омбудсменом и адвокатом будут иметь баланс, что позволит каждому их них наиболее эффективно осуществлять свою правозащитную деятельность. Так, например, Омбудсмену снизится обращения данного характера, что предоставит ему сосредоточится на выполнение защиты прав и свобод тем кому эта помощь необходима. Адвокатское сообщество сможет дополнительно выявлять и привлекать к дисциплинарной ответственности недобросовестных адвокатов при наличии их вины в совершении подобных действий, данные меры призваны не допускать подобных прецедентов в практике адвокатов, что повысит качество оказания адвокатом профессиональной юридической помощи своим доверителям. Достижение данной цели необходимо гражданам, нуждающимся в профессиональной юридической помощи и государству обязанному предоставлять гражданам данное право.

Список литературы:

[1] Баренбойм П. Конституционные задачи адвокатуры как института гражданского общества [Электронный ресурс] // Сайт «Адвокатская

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

газета». - Режим доступа: https://www.advgazeta. ru/mneniya/konstitutsionnye-zadachi-advokatury-kak-instituta-grazhdanskogo-obshchestva (дата обращения: 26.05.2020).

[2] Волков Д.Н. Сравнительный анализ моделей института омбудсмана в мире // Историческая и социально-образовательная мысль. № 7 (2), 2015, С. 111-114.

[3] Гегель Г.В.Ф. Философия права // Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

[4] Гришина Е.П. Гарантии адвокатской деятельности в решениях Европейского суда по правам человека // Адвокатская практика. 2019. № 5. С. 55 - 60.

[5] Давыдова Н.Н. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту // Адвокатская практика. 2019. № 5. С. 9 - 14.

[6] Егоров А. Соотношение нравственности и права: осмысление классических подходов и поиски новых решений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. № 4 (20), 2016. С. 130-135.

[7] Захаренков Д.Н. К вопросу о кодексе профессиональной этики адвоката // Евразийская адвокатура. № 1 (26). 2017. С. 21-28.

[8] Конституционное право на адвоката [Электронный ресурс] // Сайт «Адвокатская газета». - Режим доступа: https://www.advgazeta. ru/novosti/konstitutsionnoe-pravo-na-advokata (дата обращения: 26.05.2020).

[9] Купцова О.В., Челмакина А.А. Этико-пра-вовая оценка добросовестности адвоката в отношениях с доверителем // Мир науки и образования. № 2 (10). 2017. - 5 с.

[10] Луценко Е.С. Кодекс профессиональной этики адвоката: история создания // Адвокатская практика. 2019. № 5. С. 16 - 21.

[11] Макаров С. Принципы адвокатуры применительно к повседневной деятельности каждого адвоката [Электронный ресурс] // Сайт «Федеральная палата адвокатов Российской Федерации». - Режим доступа: https://fparf.ru/ polemic/opinions/printsipy-advokatury-primenitelno-k-povsednevnoy-deyatelnosti-kazhdogo-advokata (дата обращения: 26.05.2020).

[12] Орлов А.А. Основные принципы адвокатской профессии: компетентность, честность и добросовестность // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, № 12 (40). 2017. С. 126-131.

[13] Романова В.Е. Понятие оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом // Проблемы экономики и юридической практики, № 2, 2014, С. 216-221.

[14] Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. Т. I / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В.

Гулыги; примеч. С. Л. Кравца и др. М. : Мысль, 1988. 892 с.

[15] Статистика об адвокатуре [Электронный ресурс] // Сайт «Федеральная палата адвокатов Российской Федерации». - Режим доступа: https:// fparf.ru/news/fpa/statisti ka-ob-advokature (дата обращения: 26.05.2020).

Spisok lite ratury:

[1] Barenboim P. Konstitutsionnye zadachi advokatury kak instituta grazhdanskogo obshchestva [Elektronnyi resurs] // Sait «Advokatskaia gazeta». -Rezhim dostupa: https://www.advgazeta.ru/mneniya/ konstitutsionnye-zadachi-advokatury-kak-instituta-grazhdanskogo-obshchestva (data obrashcheniia: 26.05.2020).

[2] Volkov D.N. Sravnitel'nyi analiz modelei instituta ombudsmana v mire // Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl'. № 7 (2), 2015, S. 111-114.

[3] Gegel' G.V.F. Filosofiia prava // Per. s nem.: Red. i sost. D. A. Kerimov i V. S. Nersesiants; Avt. vstup. st. i primech. V. S. Nersesiants. - M.: Mysl', 1990. - 524 s.

[4] Grishina E.P. Garantii advokatskoi deiatel'nosti v resheniiakh Evropeiskogo suda po pravam cheloveka // Advokatskaia praktika. 2019. № 5. S. 55 - 60.

[5] Davydova N.N. Printsip obespecheniia podozrevaemomu i obviniaemomu prava na zashchitu // Advokatskaia praktika. 2019. № 5. S. 9 - 14.

[6] Egorov A. Sootnoshenie nravstvennosti i prava: osmyslenie klassicheskikh podkhodov i poiski novykh reshenii // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. № 4 (20), 2016. S. 130-135.

[7] Zakharenkov D.N. K voprosu o kodekse professional'noi etiki advokata // Evraziiskaia advokatura. № 1 (26). 2017. S. 21-28.

[8] Konstitutsionnoe pravo na advokata [Elektronnyi resurs] // Sait «Advokatskaia gazeta». -Rezhim dostupa: https://www.advgazeta.ru/novosti/ konstitutsionnoe-pravo-na-advokata (data obrashcheniia: 26.05.2020).

[9] Kuptsova O.V., Chelmakina A.A. Etiko-pravovaia otsenka dobrosovestnosti advokata v otnosheniiakh s doveritelem // Mir nauki i obrazovaniia. № 2 (10). 2017. - 5 s.

[10] Lutsenko E.S. Kodeks professional'noi etiki advokata: istoriia sozdaniia // Advokatskaia praktika. 2019. № 5. S. 16 - 21.

[11] Makarov S. Printsipy advokatury primenitel'no k povsednevnoi deiatel'nosti kazhdogo advokata [Elektronnyi resurs] // Sait «Federal'naia palata advokatov Rossiiskoi Federatsii». - Rezhim dostupa: https://fparf.ru/polemic/opinions/printsipy-advokatury-primenitelno-k-povsednevnoy-deyatelnosti-kazhdogo-advokata (data obrashcheniia: 26.05.2020).

[12] Orlov A.A. Osnovnye printsipy advokatskoi professii: kompetentnost', chestnost' i dobrosovestnost' // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina, № 12 (40). 2017. S. 126-131.

[13] Romanova V.E. Poniatie okazaniia kvalifitsirovannoi iuridicheskoi pomoshchi advokatom // Problemy ekonomiki i iuridicheskoi praktiki, № 2, 2014, S. 216-221.

[14] Solov'ev V. S. Sochineniia: v 2 t. T. I / sost., obshch. red. i vstup. st. A. F. Loseva i A. V. Gulygi; primech. S. L. Kravtsa i dr. M. : Mysl', 1988. 892 s.

[15] Statistika ob advokature [Elektronnyi resurs] // Sait «Federal'naia palata advokatov Rossiiskoi Federatsii». - Rezhim dostupa: https:// fparf.ru/news/fpa/statistika-ob-advokature (data obrashcheniia: 26.05.2020)

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

V.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.