Научная статья на тему 'К вопросу надежности и качества амортизаторов'

К вопросу надежности и качества амортизаторов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
303
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Вдовикина О. А., Вдовикин А. И., Умрихин Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу надежности и качества амортизаторов»

Вдовикина О.А., Вдовикин А.И., Умрихин Р.В. К ВОПРОСУ НАДЕЖНОСТИ И КАЧЕСТВА АМОРТИЗАТОРОВ

Амортизатор служит в равной мере как для безопасности, так и для комфортабельности движения, он должен предотвращать отрыв колес от дороги и препятствовать колебаниям кузова.

Амортизаторы гасят колебания подрессоренной и неподрессоренной масс автомобиля за счет дросселирования жидкости через калиброванные отверстия в специальных шайбах. Образующаяся теплота трения

жидкости рассеивается через корпус амортизатора. В независимых подвесках амортизатор часто использу-

ют как направляющий элемент [1].

Для автомобильных амортизаторов бывает весьма трудно определить работоспособность, допустимость и пригодность, поскольку они установлены в местах, не доступных для простого осмотра. Обозначение на них, хотя и нанесено, обычно покрыто грязью, так что прочитать его невозможно. Кроме того, для большинства амортизаторов определить их допустимость и пригодность для данного автомобиля в случае заме-

ны можно лишь по справочнику. Точную проверку регулировок можно определить только на снятом с автомобиля амортизаторе на специальных стендах. Внешним же осмотром можно выявить неисправный амортизатор только при нарушении его герметичности.

В связи с этим автомобилей с дефектными амортизаторами на дорогах больше, чем с негодными шинами. По данным немецких исследователей еще в 1972 году более чем на 30 % всех проверенных автомобилей был неисправен хотя бы один амортизатор, а на 3 % - три и даже все четыре [2].

Позже при обследовании на стенде было выявлено 38,8 % автомобилей, имеющих по крайней мере один неисправный амортизатор. Меры, принятые Союзом работников технического надзора ФРГ, привели к тому, что в 1980 году при аналогичных исследованиях снижение эффективности по крайней мере на одном амортизаторе было выявлено у 13,6 % обследованных автомобилей, а в 1981 году аналогичный дефект был обнаружен лишь у 4,3 %.

По данным этих же исследований потеря эффективности демпфирования реже всего отмечается на автомобилях, имеющих пружинные и амортизационные направляющие стойки, что, впрочем, очевидно, так как такие конструкции - более жесткие.

Следует отметить, что немецкие производители амортизаторов и автомобилей отвергают проверку работоспособности амортизаторов методом раскачивания кузова, отмечая следующие причины, приводящие к ошибкам. Во-первых, у автомобилей, имеющих шарниры с легким перемещением и амортизаторы с прогрессивной характеристикой, при малых скоростях даже при исправных амортизаторах кузов будет раскачиваться по причине малого демпфирования (ошибка первого рода - отвергается верная гипотеза). Во-вторых, при неисправных амортизаторах в случае большого сопротивления в шарнирах подвески, вызванном длительной эксплуатацией, собственного трения может оказаться достаточно для эффективного гашения колебаний низкой частоты (ошибка второго рода - принимается неверная гипотеза) .

Таким образом, вопрос надежности остается актуальным для этого вида изделий, особенно в связи с возрастанием интенсивности и скоростей движения.

Общие требования к амортизаторам можно сформулировать следующим образом:

- обеспечение плавности хода автомобиля, его устойчивости и управляемости;

- уменьшение крена кузова при резком торможении и разгоне;

- предотвращение отрыва колес от дороги при толчках.

Классификация амортизаторов может быть проведена по различным признакам [1].

По принципу действия амортизаторы подразделяются на два типа:

- амортизаторы одностороннего действия, которые гасят колебания при ходе отбоя рессоры,

- амортизаторы двустороннего действия, которые гасят колебания и при сжатии, и при ходе отбоя

рессоры.

По конструкции амортизаторы подразделяются на два типа:

- рычажные;

- телескопические.

Телескопические амортизаторы в свою очередь могут быть двухтрубными и однотрубными.

По применяемому материалу сжатия амортизаторы подразделяются на три типа:

- жидкостные;

- газонаполненные;

- комбинированные.

Рычажный амортизатор одностороннего действия демпфирует только ход отбоя. Рычажные амортизаторы устанавливались на автомобилях с жесткой подвеской и небольшими скоростями движения. Такие автомобили не требовали высокого качества демпфирования, для обеспечения безопасности движения хватало простых и компактных рычажных амортизаторов. В 1937 году фирмой «Ауто Унион» был применен конструктивный принцип, согласно которому рычаг амортизатора служит одновременно верхним рычагом подвески. В ФРГ установка рычажных амортизаторов на новых автомобилях прекращена в 1953 г., однако их еще можно было найти на английских автомобилях. В России рычажные амортизаторы устанавливались на автомобилях «Победа» и «Волга» ГАЗ21 первой модификации.

Преимущества рычажных амортизаторов:

- компактность;

- возможность использовать рычаг амортизатора одновременно в качестве поперечного рычага подвески;

- для крепления корпуса амортизатора на раме или кузове достаточно всего двух болтов;

- возможность применения простого передаточного механизма для соединения конца рычага с поперечным или продольным рычагом подвески или с балкой;

- наличие внешней регулировки.

Недостатки рычажных амортизаторов:

- большая масса;

- высокая стоимость изготовления из-за обработки резанием почти всех деталей;

- весьма большие внутренние силы на кулачке и в опорах рычага;

- неблагоприятное передаточное отношение ( / « 5 ) между концом рычага и точкой контакта кулачка с поршнем приводит к появлению высоких внутренних давлений и неудовлетворительному демпфированию колебаний колес при жестких шинах и высоких скоростях движения.

Разработка двухтрубных телескопических амортизаторов началась около 1938 года, а однотрубных -примерно на 10 лет позже.

Общие достоинства телескопических амортизаторов:

- более высокая эффективность по сравнению с рычажным амортизатором;

- меньшая масса;

- более низкое давление;

- значительный ресурс;

- более низкая стоимость, так как обработка резанием необходима небольшому числу деталей.

Достоинства двухтрубных амортизаторов:

- меньшая длина по сравнению с однотрубными;

- меньшая стоимость по сравнению с однотрубными;

- не требуют применения дорогого уплотнения штока.

Недостатки двухтрубных амортизаторов:

- ограничение уровня жидкости в компенсационной полости для предотвращения подсасывания воздуха в рабочую полость в условиях отрицательных температур (-40о) или при полностью выдвинутом штоке;

- увеличение передаточного отношения для разноименного хода подвески вызывает ухудшение демпфирования поперечных угловых колебаний, особенно при высоком кузове;

- ограничение на установку - угол наклона не должен превышать 45о.

Достоинства однотрубных амортизаторов:

- возможность установки в любом положении (угол наклона 0...90°) при наличии разделительного поршня;

- хорошее охлаждение обдуваемого цилиндра газонаполненных амортизаторов;

- снижение внутреннего давления за счет увеличения диаметра поршня при том же диаметре внешней трубы;

- отсутствие вспенивания жидкости за счет внутреннего давления, что обеспечивает демпфирование даже небольших высокочастотных колебаний.

Недостатки однотрубных амортизаторов:

- опасность разгерметизации;

- большая стоимость по сравнению с двухтрубными, вызванная более высокой точностью изготовления и необходимостью герметизации газонаполненных амортизаторов;

- большая длина по сравнению с двухтрубными;

- значительное увеличение выталкивающей силы на штоке при нагреве;

- уменьшение хода отбоя и увеличение высоты центра масс кузова.

В настоящее время на автомобилях устанавливаются телескопические амортизаторы, хотя по сравнению с рычажным телескопический амортизатор требует больше места по длине при установке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автомобили /Под ред. А.В. Богатырева. - М.: КолосС, 2002. - 496 с.

2. Й. Раймпель. Шасси автомобиля: Амортизаторы, шины и колеса /Пер. с нем. В.П. Агапова. Под ред. О.Д. Златовратского. - М.: Машиностроение, 1986. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.