Научная статья на тему 'К вопросу модернизации профессиональной подготовки студентов технических вузов'

К вопросу модернизации профессиональной подготовки студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИЯ ИНЖЕНЕРА / ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТО ВКА / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODERNIZATION OF EDUCATION / PROFESSION OF AN ENGINEER / TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / ENGINEERING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулья Ирина Петровна, Шмырева Наталья Александровна

Поднимается вопрос модернизации профессиональной подготовки студентов технических вузов в условиях с овременного рынка труда. Требования, предъявляемые работодателем к будущим инженерам, обусловливают существенный пересмотр уже сложившихся форм профессиональной подготовки специалистов технической направленности. Особое внимание уделяется профессиональному портрету инженера, включающему в себя как профессиональные характеристики, так и личностные качества, которые будущий специалист приобретает в процессе профессиональной подготовки в вузе. Подчеркивается необходимость овладения будущими инжен ерами способами снижения функций расплаты за получение пользы от практического применения технических устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулья Ирина Петровна, Шмырева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON UPGRADING OF TECHNICAL STUDENTS PROFESSIONALTRAINING

The article raises the problem to upgrade professional training of students of technical universities under the conditions of modern labor market. The employer's requirements to be met by future engineers make conditional on a substantial revision of already existing forms of professional training of technical personnel. Particular attention is paid to the profes-sional portrait of an engineer, which includes both professional and personal qualities to be obtained by future specialists during professional training at the university. It is emphasized that future engineers are to master the methods of reduc-ing payoff functions for receiving benefits from the practical application of technical devices.

Текст научной работы на тему «К вопросу модернизации профессиональной подготовки студентов технических вузов»

УДК (075.8) 371

К ВОПРОСУ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

И.П.Шулья1, Н.А.Шмырева2

1Филиал Иркутского государственного технического университета, 665470, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65. 2Кемеровский государственный университет, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Поднимается вопрос модернизации профессиональной подготовки студентов технических вузов в условиях современного рынка труда. Требования, предъявляемые работодателем к будущим инженерам, обусловливают существенный пересмотр уже сложившихся форм профессиональной подготовки специалистов технической направленности. Особое внимание уделяется профессиональному портрету инженера, включающему в себя как профессиональные характеристики, так и личностные качества, которые будущий специалист приобретает в процессе профессиональной подготовки в вузе. Подчеркивается необходимость овладения будущими инженерами способами снижения функций расплаты за получение пользы от практического применения технических устройств. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: модернизация образования; профессия инженера; подготовка; профессиональная подготовка; инженерная деятельность.

ON UPGRADING OF TECHNICAL STUDENTS PROFESSIONALTRAINING I.P.Shulya, N.A.Shmyreva

Branch of Irkutsk State Technical University, 65 Mendeleev St., Usolye-Sibirskoye, Irkutsk region, 665470. Kemerovo State University, 6 Krasnaya St., Kemerovo, 650043.

The article raises the problem to upgrade professional training of students of technical universities under the conditions of modern labor market. The employer's requirements to be met by future engineers make conditional on a substantial revision of already existing forms of professional training of technical personnel. Particular attention is paid to the professional portrait of an engineer, which includes both professional and personal qualities to be obtained by future specialists during professional training at the university. It is emphasized that future engineers are to master the methods of reducing payoff functions for receiving benefits from the practical application of technical devices. 5 sources.

Key words: modernization of education; profession of an engineer; training; professional training; engineering activity.

Экономические преобразования, происходящие в последние годы как внутри страны, так и в области международных отношений, закономерно обусловили инновационные изменения в сфере профессионального образования.

В «Декларации Европейской комиссии и министров профессионального образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе», принятой в Копенгагене в ноябре 2002 года, рассматривается целесообразность и необходимость создания единого европейского пространства, обеспечения профессиональной ориентации, признания компетенций и квалификаций будущего профессионала. Главная задача всего процесса профессионального обучения - обеспечение качества образования.

В этом аспекте участие России в программе ЮНЕСКО «Открытая образовательная система для 21 века» направлено не только на усвоение научных знаний, но и на формирование умений и навыков применения полученной профессионально важной информации в инженерной деятельности.

Мы можем отметить на основе изученных публикаций и практического опыта, что имеют место большие проблемы с качеством подготовки выпускников профессиональной школы, проявляющиеся, с одной стороны, в невысокой профессиональной и познавательной мотивации и неразвитости самоконтроля и профессионального самосознания, с другой стороны -в формальном отношении студентов к приобретению специальности.

1Шулья Ирина Петровна, старший преподаватель кафедры общеинженерной подготовки, тел.: (39543) 34853, 89246268330, email: Shoolyia-irina@mail.ru

Shulya Irina, Senior Lecturer of the Department of General Engineering Training, tel.: (39543) 34853, 89246268330, e-mail: Shoolyia-irina@mail.ru

2Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, тел.: 89132889927, e-mail: n.shmireva@yandex.ru

Shmyreva Natalya, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Interuniversity Department of General and University Pe da-gogics, tel.: 89132889927, e-mail: n.shmireva@yandex.ru

Стало очевидным, что профессиональное образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Назрела необходимость комплексной своевременной перестройки системы профессионального образования, где сильнее всего проявляется отставание от потребностей современного рынка труда.

Перед отечественным профессиональным образованием встали весьма непростые задачи: с одной стороны, необходимо сохранить сильные стороны российской образовательной системы, позволившие превратить Россию 20-го века в одну из высокоразвитых в культурном отношении стран мира, с другой -систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной к рынку труда, чтобы в новых экономических условиях она играла роль одного из ведущих факторов общественного развития.

Работодатель сегодня делает заказ на выпускника, способного решать сложные профессиональные задачи и нести персональную ответственность за их решение, выстраивать стратегию собственного профессионально-личностного роста, готового быстро адаптироваться в реальной ситуации современного общества. Эта ситуация определила необходимость изменения стратегии профессионального образования, предполагающей существенный пересмотр уже сложившихся форм профессиональной подготовки специалистов технической направленности.

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года основная цель профессионального образования состоит в подготовке высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В дополнение к этому - способность к сотрудничеству, обладание развитым чувством ответственности за судьбу страны, постоянное повышение своего собственного образовательного и профессионального уровня в течение всей жизни, что в совокупности подтверждает уровень сформированности профессиональной компетентности [1].

В аспекте вышеизложенного под модернизацией образования понимается создание механизма устойчивого развития системы образования, реагирующего быстро и адекватно на предъявляемые требования рынка труда, обеспечивающего высокое качество профессионального образования, которое соответствует вызовам 21 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, образовательным потребностям личности, общества, государства.

При этом под механизмом мы рассматриваем создание и реализацию соответствующих педагогических условий профессиональной подготовки будущих инженеров в техническом вузе.

Мы считаем, что будущий инженер, овладевая основами профессии:

1) осваивает вид трудовой деятельности, который предполагает владение теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной (профессиональной) подготовки;

2) приобретает опыт приложения физических и духовных сил, дающих возможность развития и самовыражения;

3) формирует представление о социальной организации членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием, готовностью к инженерной профессии.

Исходя из этого, понятие «инженерная профессия»» мы вслед за Ю.П. Похолковым трактуем как сложное, многопризнаковое явление, предполагающее сочетание, взаимодействие и проникновение не только смежных, но даже отдаленных знаний разного профиля, формируемых в процессе профессиональной подготовки в вузе [2].

На сегодняшний день понятия «подготовка» и «профессиональная подготовка» достаточно серьезно устоялись в науке среди психологов, педагогов, социологов. Однако при всем разнообразии подходов к этим понятиям существует общее в их толковании.

Под «подготовкой» рассматривается:

- обучение; передача необходимых знаний для чего-либо; расположение предварительным сообщением к восприятию чего-либо;

- действие; обеспечение возможностей для успешного выполнения какого-либо действия; приведение в состояние, годное для какого-либо действия;

- накопление кем-либо достаточного запаса теоретических знаний, практических навыков и т.п., которые необходимы для чего-либо;

- процесс выполнения чего-либо кем-либо.

Все вышеотмеченное приобретает значимость и результативность, когда учитывается процессуальный аспект качества подготовки будущих специалистов.

«Профессиональную подготовку» исследователи (М. Вражнова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Семин и др.) рассматривают как:

- профессиональное обучение чему-либо;

- формирование и обогащение установок, знаний и умений, необходимых специалисту для адекватного выполнения профессиональных задач;

- обеспечение будущего инженера знанием необходимых дисциплин и исходными умениями конструирования и расчетов будущих технических устройств и механизмов.

Однако эта, казалось бы, отработанная схема профессиональной подготовки дает сбой, когда речь заходит об экологических последствиях (техногенные аварии, загрязнение окружающей среды и пр.), как вновь создаваемых технических разработок, так и уже используемых в производстве.

Значит, в профессиональной подготовке современного инженера актуальным становится овладение им способами «элиминации факторов расплаты», т.е. снижения, устранения, удаления функций расплаты за получение пользы от использования технических разработок [3].

Исходя из этого, в аспекте профессиональной подготовки в системе высшего технического образования мы говорим об обучении будущих инженеров умениям решать профессиональные задачи такими техническими и технологическими средствами, которые минимизировали бы негативные и максимизировали позитивные последствия воздействия техники на природное и искусственное окружение человека на всех уровнях инженерной деятельности: от проектирования до практического осуществления.

При этом под инженерной деятельностью в условиях современного рынка труда мы рассматриваем совокупность разнородных функций из смежных областей науки и техники, выполняемых специалистом и определяющих его профессиональную подготовленность к выполнению комплексных и инновационных проектов.

Вместе с тем, мы не можем не отметить, что сегодня сохраняются обстоятельства, препятствующие внедрению инноваций. Как отмечают исследователи С.Г. Кукушкин, М.В. Лукьяненко, Н.П. Чурляева, к ним, прежде всего, относится увеличение сырьевой ориентированности экономики, не способствующей инновациям в других сферах производства. Кроме того, до последнего времени сохраняется устаревшая система подготовки инженерных кадров, созданная в условиях плановой экономики и приспособленная для удовлетворения ее специфических нужд.

Однако если советский инженер, прошедший такую подготовку, мог стать инноватором, хотя бы при условии получения необходимых материалов извне, то сейчас даже при наличии готовых чертежей и схем инженер вряд ли воплотит их в изделия отечественного производства.

Это объясняется тем, что:

- во-первых, постоянно увеличивается разрыв между объективным уровнем глобальных научно-технических достижений и его субъективными ограниченными возможностями по восприятию и освоению этих достижений;

- во-вторых, реализация инженерных идей на нашей почве становится все более затруднительной из-за разрушения отечественных высокотехнологичных отраслей в силу практически полного отсутствия материальной базы, необходимой для инноваций; в частности, отсутствует отечественная элементная база, необходимая для создания электронных схем, входящих в состав любой современной техники;

- в-третьих, не в лучшую сторону изменяется мотивация инженерных кадров. Контингент молодых специалистов ухудшается год от года: с одной стороны, уменьшается число выпускников вузов, желающих работать в промышленности, с другой - наблюдается ухудшение качества их подготовки. При этом речь идет не только об их обученности, но и об обучаемости, что вызывает гораздо большую тревогу [4].

Изложенное выше позволяет нам сделать вывод, что существующая система профессиональной подготовки в технических вузах, отражая во многом структуру научно-технической сферы, сложившуюся в результате революционных достижений науки середины

прошлого века, не дает надежды на появление достаточного количества инженеров, способных к инженерной деятельности в условиях современного производства.

Поэтому, чтобы такая система профессиональной подготовки инженеров работала, необходимо учитывать профессиональный портрет инженера,

включающий:

- профессиональные характеристики: знания -умения - владение навыками осуществления инженерной деятельности и осознание последствий за ее результаты;

- личностные качества: чувство ответственности за принятие решений, направленность (ценностные ориентации, мотивы, потребности), опыт, приобретаемый в процессе профессиональной подготовки.

Инженеры в процессе своей деятельности разрешают противоречия, которые возникают в ходе технического и общественного прогресса.

Один из видов таких противоречий - между создаваемыми артефактами и теми законами природы, которые лежат в основе создаваемых технических устройств. Преодолевая их, инженер стремится к максимальному воплощению законов природы в технике.

Другой вид противоречий носит социальный характер, так как возникает между техническими задачами и техническими возможностями, имеющимися на данный момент времени.

Следовательно, инженер решает задачи, основное содержание которых составляют противоречия между объектом (природой) и субъектом (обществом), возникающие в процессе превращения природного в социальное, естественного в искусственное. Отсюда -двойственная ориентация инженера:

- на науку, исследующую природные явления и процессы;

- на производство, содержащее определенный практический опыт.

Технические вузы, осуществляя профессиональную подготовку инженеров, ориентируют их на решение основополагающих технических задач, связанных с созданием все более совершенных и эффективных производственных технологий.

Однако история техники свидетельствует, что данный процесс неразрывно связан с опасными и непредсказуемыми экологическими последствиями их реализации. Как отмечают исследователи (Е.И. Андрос, И.В. Бойченко, Б.Т. Григорьян, В.Г. Табачковский, В.А. Тураев и др.), сейчас очевиден факт несовершенства самой ориентации науки и техники на понимание природы как кладовой сырья, средств удовлетворения неконтролируемых потребностей, культивируемых развитием техники и производства.

Усиление влияния производственной деятельности человека на природу ведет к изменению состава атмосферы, теплового режима планеты, радиоактивного фона, к загрязнению водоемов. Отрицательные последствия человеческой деятельности достигли таких размеров, что привели к возникновению экологического кризиса, который грозит перерасти в эколо-

гическую катастрофу, что, в конечном счете, приведет к гибели всей цивилизации.

При этом сложная экологическая ситуация, сложившаяся в Сибири и на Дальнем Востоке, делает необходимым включение в профессиональную подготовку инженеров экологического аспекта, направленного на оптимизацию отношений общества, производства и природы, в рамках которой вся производственная деятельность подчинена гуманистическим принципам, интересам как самого человека, так и окружающей его природы. В этом мы видим обращение в профессиональной подготовке инженеров к принципу природосообразности, который в современных условиях рассматривается как движение от понимания сущности законов природы к осознанию человека как природного явления и поэтому несущего ответственность за свои действия по отношению к природе. Разрабатываемая в последние десятилетия Концепция устойчивого развития современной цивилизации главное экологическое требование к деятельности человека во взаимодействии с природой обозначает в двух словах: «Не навреди!».

В беседе с журналистами 25 июля 2011г. Председатель Государственной Думы Б. Грызлов подчеркнул, что «последующие 5 лет должны стать пятилеткой перехода России к устойчивому развитию. Устойчивое развитие подразумевает изменение отношения к природным ресурсам. Необходимо отдавать себе отчет в том, что природные ресурсы - это основа жизни не только нынешнего, но и будущих поколений страны».

В 1992 г. на Международной конференции в Рио-де-Жанейро были провозглашены шесть принципов, на которых базируется стратегия устойчивого развития, учет которых необходим в процессе профессиональной подготовки инженеров:

- сохранения: необходимо сохранять естественные природные биогеоценозы;

- согласования: речь идет о коэволюции естественных (природы) и техногенных (антропогенных) факторов;

- приоритета: отдается предпочтение биосферным интересам, экологической целесообразности при ведении любого производства;

- безопасности (приоритет экологической безопасности);

- сочетания: речь идет о естественной, гармоничной, контролируемой, медленной коэволюции природы и общества в квазистационарных условиях;

- разумного компромисса: предусматривается многонациональный компромиссный характер экологического права и смещения капиталовложений в сторону экологически чистых научных технологий и разработок и природосообразных производств [5].

Следование перечисленным принципам - обязательное требование к деятельности инженера сегодня, ведь многие экологические проблемы носят техногенный характер и должны рассматриваться с позиции «человеческого фактора».

Для принятия ответственных решений в условиях современного производства важно глубокое понимание инженером всех производственных процессов с

учетом их взаимосвязи, особенно на этапе эксплуатации. Ведь, как известно, аварийные ситуации возникают не в конструкторских бюро или проектных организациях, а на реальном производстве, когда персоналу отводится чрезвычайно мало времени на поиск, принятие и реализацию единственно верного решения. Именно от правильности действий инженера зависит, будет ли быстро ликвидировано возникшее нарушение штатного режима или оно разовьется в серьезную аварию, способную повлечь за собой тяжелые экологические последствия.

К числу наиболее опасных в экологическом плане отраслей техники относится энергетическое производство. Как показывает практика, большинство тяжелых аварий на электростанциях происходят не только (и не столько) из-за изношенности технического оборудования. Большую роль здесь играет пресловутый «человеческий» фактор, т.е. ошибки оперативного персонала.

Среди причин можно назвать происходящее в последние десятилетия стремительное падение уровня подготовки выпускников высших технических учебных заведений и его качества, что проявляется в слабой подготовленности к трудоустройству, оторванности знаний от практики, неспособности управлять рабочим персоналом, нечетким представлением о существующих должностных позициях и др.

Это является следствием растущей массовости образования, несовершенства его материальной базы, переполненности аудиторий, имеющегося разрыва между общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами, использования преимущественно традиционных методов обучения, недостаточного развития коммуникативных способностей инженеров, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Традиционный (классический) подход к профессиональной подготовке, основу которого составляет квалификационная модель специалиста (ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений), позволяет обеспечить информированность обучающихся с позиции ответов на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?». Однако профессиональное своеобразие деятельности инженера заключается в том, что полная алгоритмизация его деятельности невозможна, ибо она носит принципиально созидательный характер, что означает создание новых объектов и, следовательно, поиск ответов на вопрос: «Как?». А это всегда выход за пределы незнаемого.

Исходя из этого, радикально изменяется характер требований образовательной и производственной сферы к общим и техническим знаниям будущих инженеров, обусловленный необходимостью восприятия и усвоения достижений современного технического и технологического прогресса и обеспечения мобильности выпускников в постоянно меняющихся условиях рынка труда.

Предприятиям нужны специалисты - профессионалы, способные отвечать на запросы времени: примениться к изменению профиля производства, воссоздать его заново, модернизировать техническое устройство и т.д.

Другими словами, сегодня на передний план выходят умения инженера. А технические вузы пока выпускают знающего инженера. Исходя из этого и в соответствии с профессиональным портретом инженера, мы раскрываем профессиональные требования к современному инженеру как специалисту технического профиля:

- знать науки;

- уметь изобретать, проектировать, конструировать, эксплуатировать, внедрять;

- владеть навыками управления производственными процессами; пониманием хода событий в промышленности и на рынке, а также своего места в них, своей ответственности за последствия принимаемых решений; организаторскими и коммуникативными способностями.

Таким образом, профессиональная подготовка будущего инженера предполагает обучение профессии, ведь, по мнению Б. Шоу, профессия - это заговор специалистов против непосвященных.

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Постановление Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751.

2. Похолков Ю.П. Инженерная мысль в России - полет прерван // Аккредитация в образовании. 2010. № 4. С. 27-29.

3. Иловайский И.В. Новый взгляд на мир техники [Электронный ресурс] // Публикации по ТРИЗ: [сайт]. [2001]. URL: http://triz.natm.ru/articles/ilov01.htm (дата обращения: 06.04.2012).

4. Кукушкин С.Г., Лукьяненко М.В., Чурляева Н.П. Проблема инженерной креативности и перспективы ее решения // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 91-95.

5. Гранатов Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий): учебно-метод. Пособие. М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. 575 с.

УДК (075.8) 371

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА

Л.Н.Шутюк1, С.Л.Лесникова2

1Филиал ИрГТУ в г. Усолье-Сибирское,

Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65.

2Кемеровский государственный университет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Отмечено, что среда, формирующаяся в образовательных учреждениях, является сложным комплексом физических, химических, биологических и социальных факторов, степень интенсивности и характер влияния которых возрастает вследствие различных отступлений от установленных валеологических, санитарно-гигиенических требований, либо несовершенства некоторых действующих регламентов. Обосновано, что с целью снижения неблагоприятного влияния среды на обучающихся в образовательных учреждениях должна разрабатываться система воспитательных, профилактических мероприятий, направленных на обеспечение комфортных условий, уменьшение напряжения механизмов адаптации, сохранение и укрепление здоровья студентов. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда; здоровьеформирующая среда; воспитывающая образовательная среда; здоровьесберегающие технологии; мониторинг; индикатор.

ON THE INFLUENCE OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF FUTURE HIGHER SCHOOL PROFESSIONALS

L.N. Shutyuk, S.L. Lesnikova

ISTU Branch in Usoliye-Siberian,

65 Mendeleev St., Usoliye Siberian, Irkutsk Region.

Kemerovo State University,

6 Krasnaya St., Kemerovo, 650043.

It is noted that the environment being formed in educational institutions is a complex mix of physical, chemical, biological and social factors, whose degree of intensity and character of influence increase due to various deviations from the established valeological, sanitary requirements or imperfections of some existing regulations. It is proved that in order to reduce adverse impacts of the environment on students, educational institutions should develop a system of educational,

1Шутюк Любовь Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, тел.: (39543) 37424, 89501157027, email: al-26@yandex.ru

Shutyuk Lyubov, Deputy Director for Studies and Educational work, tel.: (39543) 37424, 89501157027, e-mail: al-26@yandex.ru

2Лесникова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, тел.: (39543) 37424, 89501157027, e-mail: al-26@yandex.ru

Lesnikova Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Interuniversity Department of General and Higher School Pedagogics, tel.: (39543) 37424, 89501157027, e-mail: al-26@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.