Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НОВАЦИЙ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI ВЕКОВ'

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НОВАЦИЙ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЕ НОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / МАКОМ / МОНОДИЯ / ТРАДИЦИЯ / МИНИМАЛИЗМ / АЛЕАТОРИКА / СОНОРИКА / COMPOSITIONAL INNOVATIONS / TECHNOLOGY / POPPY SEEDS / MONODY / TRADITION / MINIMALISM / ALEATORICS / SONORICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миршохидзода Гулрух Миршохид Кизи

В статье ставится актуальный вопрос обновления технологий композиторского письма в соответствии с расширением информационного пространства. На основе рассмотрения разнообразных техник современного письма делается вывод о перспективности развития композиторского творческого процесса. Композиторское творчество Узбекистана нашего времени характеризуется интенсивным обновлением всех сфер музыкальной выразительности. Особое место в этом процессе занимают композиционные инновации, составляющие смысловую сущность идейного замысла и его воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STUDYING COMPOSITIONAL INNOVATIONS IN THE COMPOSING WORK OF UZBEKISTAN AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES

The article raises the topical issue of updating composer writing technologies in accordance with the expansion of the information space. Based on the consideration of various techniques of modern writing, a conclusion is drawn about the prospects for the development of the composer's creative process. The composer’s creativity of Uzbekistan of our time is characterized by intensive renewal of all spheres of musical expression. A special place in this process is occupied by compositional innovations that make up the semantic essence of the ideological concept and its implementation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НОВАЦИЙ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI ВЕКОВ»

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НОВАЦИЙ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКИСТАНА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI ВЕКОВ Миршохидзода Г.М. Email: [email protected]

Миршохидзода Гулрух Миршохид кизи - ведущий преподаватель, Колледж музыки и искусства Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье ставится актуальный вопрос обновления технологий композиторского письма в соответствии с расширением информационного пространства. На основе рассмотрения разнообразных техник современного письма делается вывод о перспективности развития композиторского творческого процесса. Композиторское творчество Узбекистана нашего времени характеризуется интенсивным обновлением всех сфер музыкальной выразительности. Особое место в этом процессе занимают композиционные инновации, составляющие смысловую сущность идейного замысла и его воплощения.

Ключевые слова: композиционные новации, технология, маком, монодия, традиция, минимализм, алеаторика, сонорика.

ON THE ISSUE OF STUDYING COMPOSITIONAL INNOVATIONS IN THE COMPOSING WORK OF UZBEKISTAN AT THE TURN OF

THE XX - XXI CENTURIES Mirshohidzoda &М.

Mirshohidzoda Gulrukh Mirshohid kizi - Leading Teacher, COLLEGE MUSIC AND ART OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article raises the topical issue of updating composer writing technologies in accordance with the expansion of the information space. Based on the consideration of various techniques of modern writing, a conclusion is drawn about the prospects for the development of the composer's creative process.

The composer's creativity of Uzbekistan of our time is characterized by intensive renewal of all spheres of musical expression. A special place in this process is occupied by compositional innovations that make up the semantic essence of the ideological concept and its implementation.

Keywords: compositional innovations, technology, poppy seeds, monody, tradition, minimalism, aleatorics, sonorics.

УДК 078

Из истории музыки Востока многим известно, что во времена Фараби связующим звеном между теорией и практикой было принято считать музыкальные инструменты. Устоявшиеся на том или ином инструменте интервальные величины воспринимались как результат естественного отбора эволюции музыкального мышления. Исходя из этого, раздел «Большой книги о музыке» Фараби посвящается созданию музыкальной композиции, сочинению мелодии. Техника (искусство) композиции слагается из трех составных частей: мелодического модуса-лада, ритма и слова. А в титульном названии всей теории вводятся такие понятия, как алхан (мелодия в значении целостной музыкальной структуры), таълиф ал-алхан (составление мелодии) или илми таълиф (наука о композиции).

В этот синонимический ряд включается еще один термин тасниф (композиция). Таълиф и тасниф при наличии смысловой общности исходят из других корней и оттеняют разные стороны единого творческого процесса. Тасниф от слова синф

(букв.: «класс», «часть»). В логическом ряду род - вид, класс означает нечто классифицированное, расположенное по порядку. Производное от него мусанниф (классификатор) означает «композитор» («сочиняющий композицию»). Таълиф предполагает соединение, а производное от него муаллиф соответствует понятию «автор» сочинения.

Слагаемые теории композиции - мелодия (мелодический модус-лад), ритм (ритмический модус) и речь - обиходные понятия музыки.

В современном трактовке, композиционной структуре произведения концентрируется выражение индивидуальности композитора, его подход к трактовке формы, принципов формообразования, предпочитаемых композитором. В связи с этим следует обратить особое внимание на понятие композиционных новации, которые в современной музыке занимают важное место и дают высокорезультативные открытия в музыкальном искусстве.

Вопросы композиционного процесса поднимал в своих научных исследованиях композитор Эдисон Денисов, посвящая этому сложному процессу сочинения музыки. «Анализируя музыкальное сочинение,- подчёркивал он, - мы восстанавливаем определённые моменты композиционного процесса. При этом для нас не имеет принципиального значения, как возникла та или иная закономерность - сознательно или интенсивно. Если данная закономерность существует, то существует она объективно, и мы имеем право её исследовать и считать частью композиционного процесса» [1, 10]. Это мысль новатора современной музыки имеет важное методологическое значение в изучение сущности композиционной новации.

Композиционная новация обусловлена необходимостью специального изучения процесса современного композиторского творчества и, прежде всего, музыкальной композиции как обобщающей координаты всех составляющих компонентов композиторского творчества. Особый интерес композиторов к построению музыкального произведения обозначался на рубеже ХХ века. Усложнение содержание музыкального творчества, расширение сфер художественных выразительности, появление новых технологий музыкального письма получили своеобразные выражения в композиционных новациях, свидетельствуют об эволюции творческого мышления композиторов.

В современном композиторском творчестве наблюдается определенная тенденция - средствами современных стилей, техник создать яркие выразительные эффекты, выразить глубокое содержание. Причём содержание это необычайно многогранно, охватывает подчас противоположные сферы. С одной стороны, это погружение в состояние застылости, внутреннего оцепенения, образы покоя, медитации, тишины, с другой стороны, выражение трагизма, психологического напряжения, тревоги, одиночества, скорби, страдания, мольбы. Композиторы Узбекистана затрагивают в своём творчестве высокие духовные темы. Естественно, они активно воплощают и образы средневекового Востока, воссоздают национальную стилистику. В их произведениях отражены особенности музыки и других народов.

Сложные конструктивные процессы музыкального творчества оказали влияние на жанрообразование и привели к возникновению новых жанровых разновидностей музыкального искусства.

В современной узбекской музыкальной культуры возрождение исконных национальных традиций, - и в частности монодийных, вызвало к жизни обновления композиционных структур в формированиях которых огромную роль приобрели монодийные традиции как могучий жизнеспособный ресурс композиторского творчества. Узбекская монодия, по утверждению доктора искусствоведение профессора Тухтасина Гофурбекова «- это всеобъемлющая художественная ценность. Её образцы - всеобщее достояние, которое не может произвольно раствориться даже в самых современных средствах композиторской техники, скорее наоборот, достояние

это должно стать прочным гарантом последующих подлинно национальных сочинений» [2, 109].

Обработки современных узбекских композиторов к монодинным традициям, и особенно к макомным привело к композиционным новациям и рождению новых форм. Одним из таких ярких образцов может служить пьеса "Хона" (Хона - это изменяющееся, развивающееся и увеличивающее объём произведения. Хона связана и чередуется с повторяющимся и неизменным построением бозгуй) для камерного ансамбля. Состав этого произведния очень интересен. Оригинально то, что в него композитор включил национальные и европейские интсрументы: Най, канун, кеменче, скрипки, альт, виолончель и контрабас. Это композиция построена на полной алеаторике. Здесь сочетание разных видов техник письма для всех видов инструментов которые создаёт звуковой фон. Само название "Хона" вызывает интерес. Эта часть инструментального цикла макома.

В этом произведении очень интересна и композиционная новация, связанная с применением техники минимализма.

Наряду с этим в композиционнной структуре сочинения "Хона" обнаруживаются и некоторые принципы минимализма, которые имеют место и в других сочинениях Дж. Шукурова. Так, в частности, иследователь минимализма Аида Габитова рассматривает проявления минимализма в ряде сочинений Дж. Шукурова.

Таким образом, изучение композиционных новаций даёт возможность раскрыть более полно и объёмно произведение в комплексном плане. Сам процесс композиционных новаций - обновление музыкальных выразительных средств и передовые художественные достижения мирового искусства.

Список литературы /References

1. Денисов Э. О композиционном процессе // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.

2. Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. Ташкент, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.