Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ КАЗАНИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЯ ПОЖАРНОГО ДЕПО, РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ Г. КАЗАНЬ, УЛ. МАЛО-МОСКОВСКАЯ, 19'

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ КАЗАНИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЯ ПОЖАРНОГО ДЕПО, РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ Г. КАЗАНЬ, УЛ. МАЛО-МОСКОВСКАЯ, 19 Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
204
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИ ЦЕННАЯ ГРАДОФОРМИРУЮЩАЯ ЗАСТРОЙКА / ПОЖАРНОЕ ДЕПО / КОНСТРУКТИВИЗМ / ЗАВОД "ОБОЗНЫХ ДЕТАЛЕЙ" / ПОЖАРНАЯ КАЛАНЧА / АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА / СЛОБОДА КЗЫЛ-АРМИЯ / КАЗАНСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД / СОЦГОРОД / HISTORICALLY VALUABLE CITY-FORMING BUILDINGS / FIRE STATION / CONSTRUCTIVISM / "BAGGAGE DETAILS" PLANT / FIRE TOWER / ADMIRALTY SETTLEMENT / KYZYL-ARMY SETTLEMENT / KAZAN HELICOPTER PLANT / SOCIAL CITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сайфуллина Ляйля Шавкатовна, Садыкова Диляра Маратовна

Постановка задачи. Основная задача исследования - анализ исторического, градостроительного и архитектурного аспекта застройки Казани советского периода на примере здания пожарного депо Казани на Мало-Московской улице. Здание является объектом исторически ценной градоформирующей застройки, является редким примером Казанской архитектуры советского конструктивизма 1930-х годов. Результаты. Основные результаты исследования состоят в выявлении ценных сведений об исторической застройке Казани советского периода. Пожарное депо завода «Обозных деталей» построено в 1934-1935 гг. в комплексе со зданиями завода «Обозных деталей», построенного ранее - в 1930-1935 гг., и жилым кварталом завода, что явилось одной из первых попыток внедрения в практику градостроительного проектирования г. Казани принципов соцгорода. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении исторических, градостроительных сведений о застройке Казани советского периода первой половины XX века. Выявлены общие проблемы изучения исторически ценных объектов промышленных зон в Казани первой половины XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE EXPLORING THE ISSUE OF THE HISTORICAL BUILDINGS OF KAZAN IN THE SOVIET PERIOD, USING THE EXAMPLE OF A FIRE STATION BUILDING LOCATED AT KAZAN, ST. MALO-MOSKOVSKAYA 19

Problem statement. The main objective of the consideration is the analysis of the historical, town-planning and architectural aspect of development of the Soviet period in Kazan using as the example the fire station building, located on Malo-Moskovskaya Street. The building is an object of historical and valuable city-forming development, a rare example of Kazan architecture of Soviet constructivism in 1930s. Results. The main results of the consideration are to identify valuable information about the historical buildings of Kazan in the Soviet period. The fire station of the Oboznye Details factory was built in 1934-1935. In a complex with the previously built buildings of the Oboznye Details plant, in 1930-1935, and the residential quarter of the plant, which was one of the first attempts to introduce the principles of a social city into the practice of urban planning in Kazan. Conclusions. The significance of the results for architecture lies in the identification of historical, town-planning information on the development of Kazan in the Soviet period of the first half of the 20th century. The general problems of consideration historically valuable objects of industrial zones in Kazan in the first half of the 20th century are revealed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ КАЗАНИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЯ ПОЖАРНОГО ДЕПО, РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ Г. КАЗАНЬ, УЛ. МАЛО-МОСКОВСКАЯ, 19»

УДК 72.036

Сайфуллина Ляйля Шавкатовна

доцент

E-mail: lasaif@mail.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Садыкова Диляра Маратовна

архитектор

E-mail: dilyara.mozhet.sadykova@gmail.com

ООО «ПартнерПроект»

Адрес организации: 420095, Россия, г. Казань, ул. Восстания, д. 100

К вопросу изучения исторической застройки Казани советского периода на примере здания пожарного депо, расположенного по адресу г. Казань, ул. Мало-Московская, 19

Аннотация

Постановка задачи. Основная задача исследования - анализ исторического, градостроительного и архитектурного аспекта застройки Казани советского периода на примере здания пожарного депо Казани на Мало-Московской улице. Здание является объектом исторически ценной градоформирующей застройки, является редким примером Казанской архитектуры советского конструктивизма 1930-х годов.

Результаты. Основные результаты исследования состоят в выявлении ценных сведений об исторической застройке Казани советского периода. Пожарное депо завода «Обозных деталей» построено в 1934-1935 гг. в комплексе со зданиями завода «Обозных деталей», построенного ранее - в 1930-1935 гг., и жилым кварталом завода, что явилось одной из первых попыток внедрения в практику градостроительного проектирования г. Казани принципов соцгорода.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении исторических, градостроительных сведений о застройке Казани советского периода первой половины XX века. Выявлены общие проблемы изучения исторически ценных объектов промышленных зон в Казани первой половины XX века.

Ключевые слова: исторически ценная градоформирующая застройка, пожарное депо, конструктивизм, завод «Обозных деталей», пожарная каланча, Адмиралтейская слобода, слобода Кзыл-Армия, Казанский вертолетный завод, соцгород.

Введение

Тенденции строительства советской архитектуры первой половины XX века распространились во многих странах мира - странах СНГ и Евросоюза [1]. Именно поэтому изучение проблем сохранения культурного наследия советской архитектуры актуально во всем мире.

Мировое сообщество уделяет серьезное внимание угрозе наследию советской архитектуры XX века. Так этой теме была посвящена специальная публикация ИКОМОС «Советское наследие и Европейский модернизм», основанная на «Диалоге Берлин-Москва по охране памятников, 2004-2005» и на докладах международной конференции «Наследие в опасности. Сохранение архитектуры XX века и всемирное наследие» 2006 г. [2]. Проблему сохранения советского авангарда освящали международные средства массовой информации (СМИ), такие как The Gaurdian [3]. Градостроительство Сталинского времени так же вызывает интерес в других странах, ему посвящена книга Хеттера Д. Дехана [4].

Рассматриваемый объект - пожарное депо - расположен в Республике Татарстан, в городе Казани, район Кировский, ул. Мало-Московская, д. 19. Часто для обозначения территории расположения данного объекта используют ее историческое название -Адмиралтейская слобода.

Исследования ценной исторической застройки этого района стали особенно актуальны в последние годы, так как территория Адмиралтейской слободы нуждается в комплексной реконструкции и находится в неудовлетворительном состоянии.

Вопросы реконструкции Адмиралтейской слободы в основном рассматривались глобально, стратегически, но не рассматривались детально, в границах определенного объекта. Основными источниками информации по этой теме являются публикации С.П. Саначина [5], Гариповой Г.З. [6], М.М. Искандарова [7]. Публикации в основном имеют общий градостроительный характер, охватывая историю застройки города в целом, не рассматривая подробную историю отдельных построек, в частности, территории, рассматриваемой в данной статье.

Градостроительный аспект актуальности исследования

Адмиралтейская слобода была основана по приказу Петра I в 1718 году, ранее здесь находилось село Бишбалта, старое татарское кладбище, там жили столяры и мастера корабельного дела. Основной улицей на тот момент была улица Большая, которая связывала центр города и Московский тракт, ее изгиб объясняется направлением к соляному каналу, где отмачивали дерево. Направление этой улицы легло в основу поворота планировочной структуры при реализации регулярного плана города. С XIX века основной улицей становится - Московская (ныне Клары Цеткин). Историческое разнообразие функций объясняет разномасштабную и разнонаправленную планировочную структуру, которая сохранилась до нашего времени. Большое количество морфотипов застройки сохранилось до наших дней, каждый олицетворяет свою эпоху: начиная с жилой единицы XVIII века, заканчивая советскими ансамблями и современными постройками.

Адмиралтейская слобода обладает уникальной исторической ценностью, входит в границы исторического поселения г. Казани. Большое количество выявленных объектов культурного наследия создает туристический потенциал этой территории. Также в слободе находятся ценные градоформирующие объекты, многие из которых явно требуют повышения статуса охраны.

На градостроительном уровне с 2013 года разрабатываются концепции устойчивого развития Адмиралтейской слободы г. Казани, создаются мастер-планы по реконструкции Адмиралтейской слободы. Разработкой концепций, связанных с Адмиралтейской слободой, занимались проектный институт «Казгражданпроект», научно-исследовательский и проектный центр «Интерра» при КГАСУ под руководством А.А. Дембича [8], архитектурное бюро SPEECH под руководством Э.С. Чобана [9].

Действительное отношение общества к застройке Адмиралтейской слободы в современное время скорее отрицательное. Существующие постройки, в частности постройки советского периода, находятся в удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии. В результате восстановления института частной собственности с 1990 г. многие здания, из-за утраты востребованности части типов общественных зданий, находились под угрозой демонтажа. Новых собственников привлекало местоположение земельных участков. Но историко-культурная, градоформирующая ценность застройки советского периода в то время была недооценена.

В 2016 году 19 июля здание пожарного депо, которое на тот момент не имело статуса охраняемого объекта, начали сносить сотрудники регионального ГУ МЧС. Снос был остановлен по указу Президента РТ. На данный момент на объекте были проведены противоаварийные, консервационные работы. Утрачены объемно-пространственные характеристики объекта в целом. Утрачена основная планировочная структура. Пострадало много ценных элементов главного фасада, подчеркивавших его стилистические особенности.

Здание имеет большой потенциал для приспособления под современную функцию, так как историческая функция пожарного депо потеряла свою необходимость. Проемы в виде проездов на главном фасаде имеют потенциал больших витрин, порталов взаимодействия экстерьера и интерьера.

Цель данного исследования - изучение исторической застройки Казани советского периода на примере здания пожарного депо, расположенного по адресу г. Казань, ул. Мало-Московская, 19.

Задачами комплексных научных исследований по объекту стали:

- проведение историко-архивных и библиографических исследований по строительству здания пожарного депо в контексте фрагмента застройки Адмиралтейской слободы;

- анализ застройки, исторически связанной с постройкой пожарного депо;

- выполнение историко-архитектурного анализа облика пожарного депо;

- выявление общих проблем изучения исторической застройки Казани советского периода;

- выявление архитектурной и градостроительной ценности исследуемого пожарного депо и окружающей застройки советского периода.

Историко-архивные и библиографические исследования пожарного депо на ул. Мало-Московская, д. 19

В результате исследования была изучена литература по тематике объекта, выполнен поиск неопубликованных материалов из фондов Государственного архива Республики Татарстан. На основе ранее не опубликованных материалов и библиографических источников составлена полная историческая справка по строительству и эксплуатации пожарного депо завода «Обозных деталей» в контексте застройки, исторически связанной с пожарным депо. В результате историко-архивных, библиографических и натурных исследований выполнен историко-архитектурный анализ здания пожарного депо и окружающей застройки. Выявлена архитектурная и градостроительная ценность здания пожарного депо и окружающей застройки советского периода.

Исследуемое пожарное депо исторически располагалось в слободе «Кзыл Армия» города Казани, в квартале № 20, неподалеку от Зилантова монастыря. Название «Кзыл Армия» появилось на картах города и в документах после октябрьской революции (рис. 1).

Рис. 1. План части слободы Красной Армии г. Казани

с планируемым размещением пожарного депо. Источник: НА РТ Ф. Р. 1583, оп. 2, д. 9, л. 11, 1934 г.

Слобода исторически играла роль промышленного района. В тридцатые годы XX века, в ходе первой волны сталинской индустриализации, в слободе «Кзыл Армия» строятся новые промпредприятия и жилища для рабочих, в том числе строится Казанский завод «Обозных деталей», к которому относилось исследуемое здание пожарного депо.

В эти года город претерпевал изменения, так к 1930-ым годам были переименованы некоторые улицы. Адмиралтейская улица была переименована в ул. Десятой годовщины октября, а ул. Поперечно-Адмиралтейская была переименована в ул. Мало-Московская. Ул. Зилантовская была переименована в ул. Урицкого, ул. Московская была переименована в ул. Клары Цеткин. Исследуемое здание пожарного депо располагалось в квартале № 20, ограниченном вышеупомянутыми улицами в Кзыл-Армейской слободе.

В 1930-е годы действовало постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) ТР о ликвидации жилстроительства во всех кварталах слободы «Кзыл Армия», за исключением кварталов № 17 и № 10. В квартале № 17 в границах нынешних улиц Адмиралтейская, Мало-Московская и Урицкого возник первый в Казани жилой комплекс, сформировавшийся по принципам соцгорода.

Завод «Обозных деталей» строился в кварталах № 18 и № 19 на улице Десятой годовщины октября в 1930-1935 годах, в те же годы происходило обеспечение жильем рабочих. Жилые дома для рабочих завода «Обозных деталей» строились в квартале № 17, ограниченном улицами Десятой годовщины октября, Мало-Московской и Урицкого.

Вопрос об этой постройке завода возник в 1928 г.

Завод проектировался на берегу старого русла реки Казанки, вблизи железнодорожной ветки. Место проектирования завода обсуждалось на нескольких заседаниях Планировочной Комиссии главного управления архитектуры и градостроительства города Казани.

Завод «Обозных деталей» был построен на территории 18 и 19 кварталов. 7 июня 1930 г. технической инспекцией было рассмотрено окончание проекта постройки завода «Обозных деталей».

Завод № 169 относился к Татарскому государственному тресту лесопильно-деревообрабатывающей промышленности «Татдрев», который, в свою очередь, подчинялся народному комиссариату лесной промышленности СССР. Завод занимался производством изделий гужевого транспорта. К 1933 году были готовы постройки: цех с четырьмя камерами сушила, ремонтно-механическая мастерская, котельная установка с 2-мя паровыми котлами и п/проводом, трансформаторная подстанция с осветительной линией, гараж на 5 машин, контора завода, двухэтажный склад готовых деталей, склад сырья, двухквартирный фанерный дом, трехквартирный срубленный дом, двухквартирный деревянный дом, одноэтажное деревянное общежитие. В 1933 году постановлением Правительства заводу было предложено построить новые цеха. В связи с этим заводоуправление отправляло в Планировочную Комиссию прошение об отводе и закреплении за заводом «Обозных деталей» земельного участка в квартале № 20.

Завод нуждался в пожарно-сторожевой охране. Заводоуправление отправляло письменные прошения в Планировочную Комиссию выделить участок для строительства пожарного депо при заводе.

Вопрос постройки пожарного депо обсуждался на нескольких слушаниях планировочной комиссии в 1934 году. Изначально планировочная комиссия считала не целесообразным постройку пожарного депо, так как близко располагалось районное пожарное депо. Но после заявления начальника Управления пожарной охраны (УПО) города о переносе районного пожарного депо, расположенного в слободе «Кзыл Армия», на новый участок, планировочная комиссия пересмотрела заявку завода о постройке пожарного депо и разрешила его постройку в квартале № 20.

Проект пожарного депо при заводе «Обозных деталей» был выполнен 4 декабря 1933 года. Проект изображен в трех листах и представляет собой прямоугольное в плане здание 26,57*18,03 м, по центру располагается помещение трубной, площадью 90 м2, на передний план относительно красной линии выходит башенная часть - пожарная каланча. В нее по проекту можно входить как с улицы, так и с помещения трубной. Башенная часть имеет внутренние габариты 3,5*3 м (рис. 2).

Рис. 2. Пожарное депо при ЗОД, лист 1, фасад, М 1:100. Источник: ГА РТ Ф. Р. 1583, оп. 2, д. 9, л. 35, 1933 г.

Из помещения трубной так же можно попасть в ремонтную мастерскую, сушилку спецодежды и кладовую, в помещение дежурной, в квартиру комсостава пожарного депо, в столовую, в сигнализационную, в красный уголок и в комнату профорга, в канцелярию и в санузел. Помещение трубной оборудовано таким образом, что из любого места в здании можно оперативно попасть в него. Все остальные помещения разделены на группы, к ним из трубной ведут коридоры, объединяющие эти помещения.

По проекту площадь застройки 413,43 м2, полезная площадь - 340,72 м2, высота помещений - 3,5 и 6,6 м, высота до карниза - 4,5 и 14 м, строительная кубатура - 2324,96 м3, стены - кирпич, крыша - рубероид и железо, перекрытия - дерево и железобетон.

Высота башенной части от уровня земли до перекрытия смотровой площадки - 14 м, от уровня перекрытия смотровой площадки до кровли - 2,15 м, ограждения - 1 м. Глубина заложения фундамента - 1,8 м. Примерный уклон лестниц - 45 градусов. На смотровую площадку по чертежу можно попасть через люк, к которому ведет вертикальная лестница.

Архивные чертежи имеют некоторые недостатки: в размерах, указанных на плане, присутствуют вычислительные ошибки и неточности; низкая степень проработки разрезов; на плане указаны линии сечений разрезов, но разрезы не совпадают с линией разреза по плану; не читаются конструкции лестницы.

Фасад пожарного депо выполнен в стиле советского конструктивизма. Пожарная каланча является доминантой здания. В трубную ведут два больших проема высотой 3,5 м, над дверными проемами располагаются оконные проемы, характерные для своего времени.

Пожарное депо построено в период с 1934 по 1935 год. Проектные чертежи были приняты Планировочной Комиссией главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Казани весной 1934 года. К концу 1934 года строительство пожарного депо было выполнено на 66 %, хотя к этому времени строительство по плану должно было быть завершено.

На территории завода № 169 в годы войны разместилось оборудование Ленинградского авиационного завода № 387 (впоследствии Казанский вертолетный завод), который был создан по приказу Наркомата авиапрома от 4 сентября 1940 года.

Эвакуация завода из Ленинграда началась 23 июля, и последний эшелон с его оборудованием прибыл в Казань 22 августа 1941 года. [10]

Пожарное депо в послевоенное время называлась объектовой пожарной частью № 80, какое-то время находилось в пользовании Казанского вертолетного завода, но в последствии перешло в пользование ГУ МЧС и стало именоваться отдельным постом пожарной части № 36.

Пожарное депо строилось в комплексе с постройкой завода «Обозных деталей» и жилым кварталом завода, следовательно, стоит и в дальнейшем проводить исследования и развития территории, воспринимая данную застройку в комплексе.

Завод «Обозных деталей» строился в 1930-1935 гг., пожарное депо завода строилось с 1934 по 1935 по проекту, выполненному в 1933 г. В ходе эксплуатации объект был поэтапно в пользовании завода «Обозных деталей», Казанского вертолетного завода, ГУ «МЧС»

Объемно-планировочное решение здания было выполнено по проекту 1933 года. Фасад, дошедший до нашего времени, существенно отличается от проектного: на башенной части пожарного депо появились оконные проемы круглой формы; на уровне первого этажа появились два окна разных размеров; отличаются детали балконного ограждения объема каланчи; изменен рисунок заполнения оконных и дверных проемов; изменилась высота утраченной части здания.

Градостроительный анализ территории

Результаты исследований дали возможность выполнить архитектурный историко-культурный опорный план застройки квартала, выявить историко-культурную и градостроительную ценность застройки.

За основу изучения взята территория, исторически связанная с территорией завода «Обозных деталей». Историко-культурная ценность объекта заключается в том, что на изучаемой территории историческая архитектурная среда 1930-х годов сохранилась в большей мере. Большая часть зданий, построенных в 30-е годы XX века, на данный момент, является предметом охраны исторического поселения как исторически ценная градоформирующая застройка.

На изучаемой территории преобладает жилая застройка. Территория имеет потенциал для развития. В квартале, в котором расположено депо, располагаются территории, нуждающиеся в функциональном развитии, очень много территорий находится в неудовлетворительном состоянии. Так, например, территория ОАО «Сантехприбор» на данный момент разрушена и заброшена, многие постройки демонтированы, сохранены только стены, формирующие уличный фронт. Территория занимает большую часть квартала, тем не менее, никак не используется и нуждается в реконструкции. В перспективе, если эта территория будет реконструироваться, облик квартала может значительно измениться. Развитие территории, на которой располагался ОАО «Сантехприбор», может значительно повлиять на функциональную схему рассматриваемой территории.

Здание пожарного депо является акцентным объектом и формирует силуэт улицы. Несмотря на то, что объект располагается с небольшим отступом от красной линии и не имеет углового расположения, объект привлекает внимание прохожих доминантой в виде пожарной каланчи, что можно использовать как преимущество при выборе функций общественного назначения. Здание пожарного депо располагается таким образом, что соседние здания, окружающие его, формируют визуально закрытое дворовое пространство, которое должно ассоциироваться с безопасностью, отдыхом, тишиной и спокойствием.

Предмет охраны пожарного депо на ул. Мало-Московская, 19

Архитектурная ценность объекта заключается в том, что объект является одним из самых ярких представителей советского конструктивизма в Казани. Его объемно-планировочная структура не сохранилась целиком, но главный акцент в виде доминанты - пожарной каланчи, сохранился. Проемы в виде проездов на главном фасаде имеют потенциал больших витрин, порталов взаимодействия экстерьера и интерьера. Оконные

круглые проемы, чередование сглаженных округлых плоскостей и прямых углов, все эти элементы поддерживают стиль советского конструктивизма.

С целью сохранения исторически-ценных градоформирующих характеристик объекта, после анализа градостроительной ситуации, историко-архивных, библиографических и натурных исследований составлен предмет охраны объекта. В предмет охраны включены характеристики, утраченные после частичного демонтажа здания (помечены как «утраченые»), которые предлагается восстановить.

Проектом предлагается следующая формулировка Предмета охраны для пожарного депо на Мало-Московской улице. Градостроительные характеристики здания пожарного депо на Мало-Московской улице:

- местоположение здания: формирует историческую линию застройки улицы МалоМосковской;

- архитектурный облик: одноэтажная постройка с высотной доминантой - каланчой на углу здания (частично утрачен);

- объемно-пространственная композиция (частично утрачена): контрастное сочетание объема гаража на две машины и каланчи по фасаду здания на ул. МалоМосковской и ячеистая структура помещений под скатной кровлей со стороны боковых и дворового фасадов;

Архитектурное решение, архитектурные детали фасадов:

- исторические пропорции и композиция главного фасада;

- историческая конфигурация, местоположение и габариты прямоугольных и круглых оконных проемов объема гаража и каланчи;

- материал стен - кирпич;

- башенное завершение каланчи (утрачено);

- фальцевая кровля (утрачена)

Элементы декоративного оформления фасадов, поддерживающие стиль советского конструктивизма:

- скругленные углы объема башенной части здания;

- межъярусные пояски каланчи;

- венчающий карниз каланчи в три ряда кладки с напуском кирпича через один;

- наличники оконных проемов на фасадах каланчи;

- геометрия и характер заполнения оконных и дверных проемов гаражной части здания;

- материал заполнения оконных и дверных проемов - дерево;

- металлические балконные ограждения на каланче (утрачено).

Заключение

По ходу и результатам комплексных научных исследований здания пожарного депо можно говорить о некоторых общих проблемах изучения исторически ценных объектов промышленных зон в Казани первой половины 20 века:

- застройка названного периода становится очень уязвимой в силу ряда обстоятельств:

- градостроительные реконструкции постсоветского городского пространства (в рамках современного градостроительного регулирования);

- уплотнение застройки исторических территорий уровня квартала и домовладения;

- утрата востребованности части типов общественных зданий: начальная школа, ясли, дом культуры и т. д.;

- многократное изменение норм проектирования общественных и жилых зданий;

- плановые ремонтные работы эксплуатируемой застройки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- физический износ зданий и сооружений (аварийное состояние), необходимость их сохранения, реставрации или реконструкции и приспособления к современному использованию;

- многократное переоформление собственности на исследуемых объектах за постсоветский период;

- неизвестность строительных намерений собственников.

Практически каждое положение сформулированных выводов осложняет подготовку материалов для историко-культурной экспертизы по объектам в случае необходимости повышения статуса его охраны. Это особенно актуально для типа зданий, утративших необходимость своей первоначальной функции, которым является здание пожарного депо.

Некоторую сложность представляют поиски архивных материалов производств военных и оборонных предприятий не только по их засекреченности. Информация не всегда оказывается в фондах самого предприятия, а остается в документах проектных организаций и органах архитектурно-строительного контроля на местах застройки. К ним прибавляются архивы партийных органов, курировавших вопросы отрасли и строительства.

Тем не менее, начатая работа по выявлению и дальнейшему изучению исторически ценной и градоформирующей промышленной застройки необходима и обещает много находок для истории архитектуры Казани.

Список библиографических ссылок

1. Irina Seits. Architectures of Life-Building in the Twentieth Century Russia, Germany, Sweden. Stockholm : sh.se, 2018. P. 19-21.

2. Jörg Haspel, Michael Petzet, Anke Zalivako, John Ziesemer. The Soviet Heritage and European Modernism : dig. of lectures - Heritage at risk. Preservation of 20th century architecture and world heritage - international conference / ICOMOS. Hendrik Bäßler verlag, Berlin, 2007. 194 p.

3. Demolition of Moscow 'workers' villages' raises fears for avant garde heritage // Thegaurdian.com: world news. 2016. URL: https: //www .the guardian.com/world/2016/ jun/15/demolition-of-moscow-workers-villages-raises-fears-for-avant-garde-heritage (reference date: 25.04.2020).

4. Heather D. Dehaan. Stalinist City Planning: Professionals, Performance, and Power. Toronto : University of Toronto Press, 2013. 270 p.

5. Саначин С. П. Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Казань : Фолиант, 2014. 44 c.

6. Гарипова Г. З. Региональные особенности в архитектуре соцгородков Татарстана в 1920-1950-е годы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3.

7. О подходах к исследованию архитектуры 1930-1950-х // Iskandarov.com: Проектная студия Искандарова Марселя. 2011. URL: http://iskandarov.com/node/22 (дата обращения: 25.04.2020).

8. Дембич А. А. Триста лет казанскому Адмиралтейству. Возраст возрождения // Казань. 2017. № 2. С. 4-11.

9. В Казани представили мастер-план Адмиралтейской слободы // Kzn.ru: Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. 2016. URL: https://www.kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/56945_v_kazani_predstavili_master_plan _admiralteyskoy_slobody/ (дата обращения: 25.04.2020).

10. Бикбов А., Гатаулин Ф. Операция «Эвакуация»: Ленинградский авиационный завод № 387 - КВЗ // Realnoevremya.ru: Интернет-газета «Реальное время». 2015. URL: https://realnoevremya.ru/articles/5619 (дата обращения: 25.04.2020).

Sajfullina Lyajlya Shavkatovna

associate professor E-mail: lasaif@mail.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Sadykova Dilyara Maratovna

architect

E-mail: dilyara.mozhet.sadykova@gmail.com LTD «PartnerProekt»

The organization address: 420095, Russia, Kazan, Vosstaniya st, 100.

To the exploring the issue of the historical buildings of Kazan in the Soviet period, using the example of a fire station building located at Kazan, st. Malo-Moskovskaya 19

Abstract

Problem statement. The main objective of the consideration is the analysis of the historical, town-planning and architectural aspect of development of the Soviet period in Kazan using as the example the fire station building, located on Malo-Moskovskaya Street. The building is an object of historical and valuable city-forming development, a rare example of Kazan architecture of Soviet constructivism in 1930s.

Results. The main results of the consideration are to identify valuable information about the historical buildings of Kazan in the Soviet period. The fire station of the Oboznye Details factory was built in 1934-1935. In a complex with the previously built buildings of the Oboznye Details plant, in 1930-1935, and the residential quarter of the plant, which was one of the first attempts to introduce the principles of a social city into the practice of urban planning in Kazan.

Conclusions. The significance of the results for architecture lies in the identification of historical, town-planning information on the development of Kazan in the Soviet period of the first half of the 20th century. The general problems of consideration historically valuable objects of industrial zones in Kazan in the first half of the 20th century are revealed.

Keywords: historically valuable city-forming buildings, fire station, constructivism, «Baggage details» plant, fire tower, Admiralty settlement, Kyzyl-Army settlement, Kazan Helicopter Plant, social city.

References

1. Irina Seits. Architectures of Life-Building in the Twentieth Century Russia, Germany, Sweden. Stockholm : sh.se, 2018. P. 19-21.

2. Jörg Haspel, Michael Petzet, Anke Zalivako, John Ziesemer. The Soviet Heritage and European Modernism: dig. of lectures - Heritage at risk. Preservation of 20th century architecture and world heritage - international conference / ICOMOS. Hendrik Bäßler verlag, Berlin, 2007. 194 p.

3. Demolition of Moscow 'workers' villages' raises fears for avant garde heritage // Thegaurdian.com: world news. 2016. URL: https: //www .the guardian.com/world/2016/ jun/15/demolition-of-moscow-workers-villages-raises-fears-for-avant-garde-heritage (reference date: 25.04.2020).

4. Heather D. Dehaan. Stalinist City Planning: Professionals, Performance, and Power. Toronto : University of Toronto Press, 2013. 270 p.

5. Sanachin S. P. An excursion into the architectural life of Soviet Kazan. Kazan : Foliant, 2014. 44 p.

6. Garipova G. Z. Regional features in the architecture of the social towns of Tatarstan in the 1920-1950s // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2-3.

7. On approaches to the study of architecture 1930-1950s // Iskandarov.com: Design Studio of Iskandarov Marsel. 2011. URL: http://iskandarov.com/node/22 (reference date: 25.04.2020).

8. Dembich A. A. Three hundred years to the Kazan Admiralty. Age of Renaissance // Kazan. 2017. № 2. P. 4-11.

9. In Kazan presented the master plan of the Admiralty settlement // Kzn.ru: The official portal of local government of the city of Kazan. 2016. URL: https: //www .kzn. ru/meriya/ press-tsentr/novosti/56945_v_kazani_predstavili_master_plan_admiralteyskoy_slobody/ (reference date: 25.04.2020).

10. Bikbov A., Gataulin F. Operation «Evacuation»: Leningrad Aviation Plant № 387 -KVZ // Realnoevremya.ru: Internet newspaper «Realnoe vremya». 2015. URL: https://realnoevremya.ru/articles/5619 (reference date: 25.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.