Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ'

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИАРАЛЬЕ / ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / PRIARALYE / CHILDREN''S POPULATION / EXTERNAL BREATH / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Утегенов Ю.М., Жолдасбаев А.А.

В статье приведены сведения об исследовании физиологических особенностей органов внешнего дыхания у детей в условиях Южного Приаралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STUDYING OF PHYSIOLOGICAL FEATURES OF BODIES OF EXTERNAL BREATH AT CHILDREN

Summary Data on research of physiological features of bodies of external breath at children in the conditions of Southern Priaralya are provided in article.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ»

УДК 612

Утегенов Ю.М. студент 310 гр. лечебный факультет Жолдасбаев А. А. студент 31- гр. лечебный факультет научный руководитель: Ережепова Г.Д.

Нукусский филиал

Ташкентсткий педиатрический медицинский институт

Республики Узбекистан, г. Нукус К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье приведены сведения об исследовании физиологических особенностей органов внешнего дыхания у детей в условиях Южного Приаралъя.

Ключевые слова: Приаралъе, детское население, внешнее дыхание, экология.

Utegenov Yu.M. Student 310 гр. medical faculty Zholdasbayev A.A.

Student 31-гр. medical faculty Erezhepova G.D.

Research supervisor Nukussky branch of Tashkentstky pediatric medical institute

Nukus, Republic of Uzbekistan TO THE QUESTION OF STUDYING OF PHYSIOLOGICAL FEATURES OF BODIES OF EXTERNAL BREATH AT CHILDREN

Summary

Data on research of physiological features of bodies of external breath at children in the conditions of Southern Priaralya are provided in article.

Keywords: Priaralye, children's population, external breath, ecology.

Здоровье подрастающего поколения составляет фундаментальную основу для формирования потенциала здоровья взрослых, является важным показателем благополучия страны и фактором национальной безопасности.

Одной из важнейших задач современной физиологии является изучение механизмов адаптации организма к различным видам деятельности [3, 4]. Функция внешнего дыхания, имеющая целью осуществление легочного газообмена, представляет собой комплекс нескольких физиологических механизмов, тесно связанных между собой. Эта

взаимосвязь является динамичным процессом, предполагающим адекватные сдвиги каждого из звеньев всей системы под влиянием изменения любого из них. Клиническая физиология дыхания условно разделяет единую систему функции внешнего дыхания на несколько этапов. Основные из них: легочная вентиляция, распределение воздуха в легких, альвеолярно-капиллярная диффузия, легочный кровоток и его отношение к вентиляции.

Указанные динамичные процессы зависят от анатомических условий, в которых они протекают, в частности от статических легочных объемов, которые в физиологических условиях определяются главным образом антропометрическими и конституциональными особенностями индивидуума.

Осуществление функции внешнего дыхания является по сути биомеханическим процессом, и в настоящее время понимание физиологии и патофизиологии внешнего дыхания неотделимо от изучения закономерностей механики дыхания в условиях нормы и патологии. Физиология внешнего дыхания в детском возрасте связана с анатомическими особенностями органов дыхания, возрастными особенностями энергетических потребностей организма, а также с антропометрическими отличиями детского организма от организма взрослого человека. Все эти условия определяют детские нормативы физиологических показателей, используемых при изучении функции внешнего дыхания. Знание нормативов необходимо для правильной оценки сдвигов этих показателей в условиях патологии.

Методические приемы исследования внешнего дыхания у детей несколько отличаются от методов исследования у взрослых. Основные правила для получения объективных данных заключаются в установлении контакта исследователя с ребенком, обучении его выполнению несложных приемов, а при необходимости отвлечение внимания ребенка от процедуры исследования.

Среди нескольких методик получения того или иного показателя следует отдавать предпочтение наименее травмирующему и наиболее приближающемуся к физиологическим условиям дыхания. В то же время опыт показывает, что соответствующая подготовка позволяет при необходимости проводить у больных детей школьного возраста почти все те же исследования, какие проводятся взрослым.

Некоторые авторы используют еще один легочный объем — функциональную остаточную емкость (ФОЕ, FRG), которая представляет собой объем газа, находящегося в легких после спокойного выдоха. Полагая, что ребенок не всегда производит полный глубокий выдох, тест ФОЕ считают более объективным. Вычисляют также отношение ФОЕ/ОЕЛ.

По данным Л. Н. Любченко и С. Н. Ардашниковой, это отношение у детей школьного возраста равно 44—50%. В подавляющем большинстве случаев изменения 00 и ФОЕ идут параллельно, так же как и значения

00ЮЕЛ и ФОЕ/ОЕЛ. Увеличение 00 и ФОЕ свидетельствует о повышенной воздушности легких (гиперинфляции) различного происхождения.

К легочным объемам относят, помимо указанных емкостей, физиологическое мертвое пространство (ФМП, У0). Понятие ФМП обозначает объем воздухоносных путей, в котором не происходит газообмена. Помимо ротовой полости, носоглотки, трахеи, бронхов и бронхиол, в ФМП входит также объем плохо вентилируемых альвеол и объем вентилируемых альвеол [3, 4]. Поскольку в нормальных условиях все вентилируемые альвеолы должны иметь соответствующий легочный кровоток, ФМП у здоровых людей практически равно анатомическому. Это понятие является функциональным, изменяющимся при различных условиях легочной вентиляции.

При частом и поверхностном дыхании доля ФМП по отношению к альвеолярному объему, в котором происходит газообмен, возрастает, и вентиляция становится менее эффективной. Большая часть работы дыхания расходуется при этом на промывание ФМП. Однако ФМП имеет и положительное значение, являясь буфером между атмосферным воздухом и альвеолами, способствуя поддержанию постоянства температуры, влажности и газового состава альвеолярного воздуха.

Известно, что экологические условия Южного Приаралья за последние годы существенно ухудшились. По данным ряда исследователей [1] состояние здоровья населения продолжает значительно ухудшаться по целому ряду показателей. Наибольшие изменения произошли в показателях состояния здоровья детей, которые в силу несовершенства защитных сил организма первыми среди других групп населения реагируют на неблагоприятную экологическую ситуацию в регионе.

Общие закономерности развития функций внешнего дыхания, его резервных и адаптивных возможностей в онтогенезе детей и подростков многосторонне изучены отечественными и зарубежными авторами. Поэтому, изучение динамики показателей внешнего дыхания системы У детей, родившихся и проживающих в регионе Южного Приаралья представляется весьма актуальным.

Известно, что с возрастом дыхание становится все более и более кортикализированным и управляемым (Сонькин, 2007). Также установлено, что с возрастом проявляется тенденция к снижению относительной величины минутного объема дыхания, углублению и снижению частоты дыхания. При физических нагрузках умеренной и большой мощности происходит уменьшение объемных скоростей дыхания, свидетельствующее об утомлении дыхательной мускулатуры [2, 3]. У детей наблюдается незрелость механорецепторного и центрального механизмов регуляции дыхания [4].

Всего было обследовано 78 детей, обучающихся в младших классах средних школ, расположенных в Ходжейлиском и Караузякском районе

Каракалпакстана. Дозированная физическая нагрузка задавалась на велоэргометре с магнитным торможением и составляла 1,0 ватт на 1 кг массы тела ребенка, длительность работы - 5 минут, частота - 60 об/мин.

У школьников младших классов происходит два важных периода развития системы внешнего дыхания: в 6-7 лет, когда происходит значительное снижение бронхиального сопротивления, что приводит к увеличению объема вдоха и выдоха, и 10-11 лет - периода интенсивного увеличения объема легких. Конвенционный транспорт дыхательных газов объединяет два процесса - легочную вентиляцию и транспорт газов кровеносной системой. Внешнее или легочное дыхание, осуществляющее газообмен между внешней средой и кровью легочных капилляров, в процессе возрастного развития претерпевает существенные изменения в связи с ростом и формированием бронхо-легочного аппарата.

Использованные источники:

1. Абдиров Ч.А., Агаджанян Н.А., Северин А.Е. Экология и здоровье человека.- Нукус.- Каракалпакстан, 1993.- с. 43-45.

2. Зайнеев М.М., Ситдиков Ф.Г., Зиятдинова Н.И., Зефиров Т.Л. Реакция кардиореспираторной системы первоклассников на различные виды нагрузки в течение учебного года // Казанский медицинский журнал.- 2008.-Т.89.- № 6.- с. 8330-834.

3. Кеткин А.Т., Варламова Н.Г., Евдокимов В.Г. Антропометрические показатели и физическая работоспособность. Физиология человека. - М, 1984.- Т.10.- № 1.- с. 112-116.

4. Тихвинский С.Б. Физическая работоспособность детей и подростков //Проблемы врачебного контроля и ЛФК в детском возрасте.- Л., 1976.- С.95-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.