к ВОПРОСУ ИЗМЕРЕНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ЭКОНОМИКЕ
е. м. гриюрьеба,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «экономика бизнеса и финансы» Астраханский государственный технический университет
Процесс взаимодействия между экономическими субъектами несет определенные расходы, выраженные как в явной, так и в неявной формах. Признание этого факта — «небесплатности» взаимоотношений экономических субъектов — в том числе в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, позволило по-новому осветить природу экономических процессов.
В исследованиях ученых предлагаемый перечень издержек, относимых к трансакционным, свидетельствует о том, что эти издержки являются вездесущими, связанными со всеми типами поведения, предполагающего взаимодействие между экономическими агентами. Определенность транс-акционных издержек представлена через анализ четырех типов отношений и соответствующих им видов деятельности:
1) отношения между отдельными покупателями и продавцами;
2) внутрифирменные отношения;
3) производство услуг фирмами — посредниками различных видов;
4) отношения, связанные с защитой прав собственности.
В исследованиях феномена трансакционных издержек на национальном уровне к так называемым трансакционным отраслям относятся следующие.
1. Финансы и операции с недвижимостью. Фирмы, относящиеся к данной группе, обеспечивают передачу прав собственности, включая поиск альтернатив, подготовку и осуществление сделок.
2. Банковское дело и страхование. Основная функция фирм этой отрасли — посредничество в осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и требований (неопределенных, асинхронных во времени и не соответствующих по количеству и величине), а также снижение издержек, связанных с безопасностью реализации
прав собственности на соответствующие ресурсы. В частности, один из наиболее важных видов страхования при осуществлении сделки — это страхование титула собственности, например, на землю.
3. Правовые (юридические) услуги. Основная функция соответствующих организаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля выполнения условий контрактов.
4. Оптовая и розничная торговля. Предприятия, принадлежащие данной отрасли, оказывают как трансакционные, так и трансформационные услуги. к последним можно было бы отнести, например, хранение благ, которое аналогично транспортировке, только не в пространстве, а во времени.
Что касается определения транспорта как трансакционной или трансформационной отрасли и соответственно транспортировки как трансакци-онной или трансформационной услуги, то решающее значение здесь имеет способ определения блага. Если вещь определяется как благо с учетом того места, где будет происходить его потребление, то транспортные издержки не могут быть отнесены к элементу трансакционных.
В экономике россии трансакционный сектор достиг своего максимума в 40,8 % в 1992 г. и до 1996 г. отмечалось его падение до 24,9 % (см. рис.)1.
данное явление объясняется происходившим в этот период процессом формирования в экономике россии рыночных институтов, который в основном завершился к 1997 г. именно начиная с 1997 г., вновь наметился стабильный рост трансакционного сектора, который продолжается на данный момент.
В рамках ведения финансово-хозяйственной деятельности конкретным субъектом рынка интересно измерение и практическое применение вышеупомянутого вида издержек.
1 расчет производился на основании системы национальных счетов (снс)
финансы и кредит
49
%
45
40
35
30
25
20
15
10
5
и
1И1
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Год
□ Частный трансакционный сектор
□ Общественный трансакционный сектор
□ Трансакционный сектор в экономике России
Динамика изменения величины трансакционного сектора в экономике России в 1990-2006 гг., % от ВВП
Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже, например финансового продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны покупателя.
Трансакционные издержки включают:
• затраты на получение информации о предлагаемых на рынке финансовых продуктах или услугах;
• затраты, в том числе времени, на выбор финансового продукта (услуги);
• затраты на оформление сделки купли-продажи такового.
Следует отметить, что здесь возникает проблема в связи с появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который в свою очередь использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта.
При продаже к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал данный продукт сам себе. Именно ценность прав пользования, владения продуктом является вмененными издержками его продажи. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные с доказательством надежности для
контрагента (репутация); время и средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным покупателям; оформление сделки.
В связи с рассмотренной ситуацией следует выделить четыре важных аспекта.
1. Трансакционные издержки аналогичны любому другому виду издержек. Вот почему они могут рассматриваться в рамках отношений заменяемости-дополняемости с трансформационными издержками.
2. Трансакционные издержки, порождаемые покупателем или продавцом, не переходят к контрагенту так, как это происходит в случае
с установлением косвенного налога на продажу того или иного товара. Трансакционные издержки двусторонни, и их распределение определяется не относительной эластичностью спроса по цене, а существующими правилами и выбранными стратегиями экономических агентов. Вместе с тем по результатам трансакционные издержки аналогичны налогам: они уменьшают размеры рынка (объем рыночных сделок). В той мере, в какой налоги интерпретируются как элемент трансакционных издержек для участников обмена, их влияние вполне может быть объяснено на основе общепринятой в микроэкономике технологии анализа.
3. Несмотря на то, что трансакционные издержки в обмене порождаются покупателем и продавцом, только часть из них связана с рыночными трансакциями, например с наймом юриста или агента по продаже недвижимости. Значительная часть трансакционных издержек непосредственно не связана с рыночными операциями.
4. Существующие правила обусловливают распределение трансакционных издержек между экономическими агентами. Соответствует ли принцип распределения сравнительным преимуществам агентов в плане экономии на этих издержках? Если правила поддаются сознательному изменению, то они будут установлены в соответствии не со сравнительным преимуществом, а с переговорной силой одной из сторон, позволяющей ей извлекать максимальные выгоды.
0
Там, где трансакционные издержки связаны с рыночными операциями, оказывается, что последствия их существования практически идентичны последствиям существования налогов. Налоги — это плата за производство государством общественных благ, в том числе и безопасности прав собственности. Тогда налоги становятся частью трансакционных издержек для налогоплательщиков.
При анализе сделки по покупке финансового продукта или услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей их количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе. Оценка же затрат на выбор финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вмененных издержек.
наряду с моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, если рассматриваются трансакционные издержки в рамках внутрифирменных отношений, осуществления внутрифирменных трансакций. Для оценки уровня трансакционных издержек во внутрифирменных отношениях следует использовать определение фирмы как системы контрактов.
В связи с таким определением фирмы предлагается два варианта оценки трансакционных издержек внутри фирмы в зависимости от способа рассмотрения системы контрактов.
1. Первый вариант заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определений иерархической структуры: между владельцами фирмы и менеджерами, менеджерами и контролерами, контролерами и рабочими. В этом случае структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. на высших уровнях более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации, на низших выше доля издержек, связанных с контролем выполнения контрактов по найму.
2. Второй вариант предполагает более простую схему: акционеры как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производителями, т. е. теми, кто сам участвует в процессе трансформации ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы,
контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, которая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издержек.
Среди методов минимизации трансакционных издержек можно выделить такие как:
• проводимая государственная политика. Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие — уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;
• вертикальная интеграция (построение корпораций). Вертикальная интеграция позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательность приспособительных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; риски могут быть уменьшены; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт;
• развитие информационных технологий, интернет: применение поэтапных стратегий использования информационных технологий и формирования информационно-коммерческих систем, предусматривающих рационализацию их трансакционных затрат; развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, — к трансформации существующих политических и экономических институтов;
• развитие инструментария бенчмаркинга. разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркин-
ФИНАНСЫ и кредит
51
га на различных этапах хозяйственной связи в целях уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат; нейро-лингвистическое программирование: нейро-лингвистическое программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т. е. когда минимизируются издержки без создания каких-либо социальных институтов; речь идет об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек; распределение контроля внутри организации. Исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек;
трансакционный анализ: применение методики «институционального» анализа баланса. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации; применение процессной модели управления: уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяют сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области ре-инжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объемом товарной продукции и количеством трансакций; моделирование регулятивных структур: создание регулирующих институтов для возможности отслеживания поведения и деятельности крупных организаций, например недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы
будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации.
Наиболее наглядно применительно к российской действительности в количественной оценке можно проиллюстрировать второй метод — вертикальную интеграцию (построение корпораций).
В последнее десятилетие построение корпорации в российском экономическом пространстве происходит путем слияний, поглощений, присоединений и т. д. Среди прочих мотивов таких процессов выделяют мотив «экономии на трансакционных издержках». Особенно активно в последние годы происходят такие процессы в финансовом секторе экономики России.
В настоящее время именно банки являются фундаментом российской финансовой системы. Они либо сами формируют вокруг себя финансовые группы, следуя принципу «финансового супермаркета», либо служат центром притяжения финансовых активов для промышленных холдингов. В табл. 1 представлена сравнительная динамика реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, а также их ликвидации. Еще одно серьезное явление российского финансового рынка — это возрастающая роль финансовых институтов в качестве консультантов сделок, слияний и присоединений.
В настоящее время в связи со все возрастающей ролью процессов слияний и поглощений во всех областях экономики российским компаниям понадобились профессиональные консультанты в этой области (табл. 2).
Услуги таковых также являются составной частью объема частного трансакционного сектора.
О необходимости и возможности слияний и присоединений коммерческих банков невозможно рассуждать в отрыве от состояния, действительных тенденций, потребностей и возможностей реаль-
Таблица 1
Сравнительная динамика реорганизации банков в форме слияния и присоединения, а также ликвидации кредитных организаций
Наименование 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Банки, реорганизованные в форме слияния и присоединения 5 2 7 12 10 5 3 7 4 12 7
Количество ликвидированных кредитных организаций в связи с отзывом лицензии 275 329 66 96 245 108 225 214 148 109 38
Реорганизованные кредитные организации, преобразованные в филиалы других банков 4 2 4 8 6 2 2 5 2 6 4
Источник: Бюллетень банковской статистики. Серия номеров. 1998 — 2005 гг. № 12. 2006 г. № 8.
Таблица 2
Рэнкинг ведущих консультантов по таким сделкам за период с 2003 г. по 01.04.2005 г.
Компания Сумма сделок, $ млрд. Количество сделок
ЗАО UFG 10,7 22
Альфа-банк 9,3 17
Morgan Stanley 8,4 4
Внешторгбанк 2,5 10
ИБ «Траст» 1,3 12
МДМ-Банк 1,3 15
Тройка-диалог 0,8 15
Вэб-инвест-банк 0,3 6
ФИНАМ 0,2 14
Источник: Журнал «Слияния и поглощения». 2005. №7 (29) № 8 (30). С. 21.
ного сектора экономики, т. е. банковский сектор не должен рассматриваться как автономный и самодостаточный. Процессы объединения также затрагивают банковский и промышленный капитал. Банковско-промышленная интеграция необходима по следующим причинам, таким как:
• возможность получения более надежных источников капитала для оперативного пополнения оборотных средств и инвестиций для промышленных предприятий группы;
• повышенная информированность о деятельности партнеров по интеграции;
• снижение трансакционных и других издержек, возникающих при обеспечении различных банковско-промышленных взаимодействий;
• повышение устойчивости и прибыльности интеграционной формы, расширение общего поля деятельности и совместное использование ресурсов.
В заключение необходимо отметить, что наличие трансакционных издержек необязательно является негативным моментом. Наличие таковых является стимулом для оптимизации затрат экономических субъектов, для высокой специализации, возможностью получения стабильного и высокого заработка отдельных субъектов экономических отношений и т. д. Однако нельзя отрицать и необходимость регулирования общественного и частного трансакци-онных секторов, поскольку могут возникнуть такие опасности, как существенное укрупнение отдельных организаций, повышение цен на отдельные продукты и услуги, снижение предпринимательской активности на национальном уровне.
Литература
1. Бюллетень банковской статистики. Серия номеров. 1998 — 2005 гг. № 12. 2006 г. № 8.
2. Журнал «Слияния и поглощения». 2005. № 7 (29), № 8 (30). С. 21.
Подписка eUBRARy.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.