Научная статья на тему 'К вопросу истории развития российского парламентаризма в XVIII - начале XX века'

К вопросу истории развития российского парламентаризма в XVIII - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю., Юнусов М.А.

В статье раскрываются исторические особенности формирования института парламентаризма в Российском государстве. Рассмотрена деятельность Правительствующего Сената, «Уложенных комиссий». Отдельное внимание уделено проекту конституции, разработанной М. М. Сперанским. Рассмотрен проект образования представительного совещательного органа, составленный М. Т. Лорис-Меликовым. В XIX в. парламент окончательно формируется как государственный институт, превращается в мировое социально-политическое явление, охватывая своим влиянием многие страны мира. Избирательные законы создают основу для регулярных выборов членов парламентов. Парламент становится единственным источником законодательства, только ему принадлежит право принятия законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу истории развития российского парламентаризма в XVIII - начале XX века»

УДК 328:94(47) «17/19»

Р. Р. КАРИМОВ, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

R. R. KARIMOV, associate professor of the chair of history and theory of state and law of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law (Ufa)

Г. Ю. КАРИМОВА, доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

G. Y. KARIMOVA, associate professor of the chair of constitutional law Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law (Ufa)

М. А. ЮНУСОВ, доцент кафедры граж- ^

данского права и процесса Академии ^

ФСИН России, кандидат юридических наук к

(г. Рязань) ^

а а

М. A. YUNUSOV, associate professor of the | chair of civil law and process of the Federal i Service for the Execution of Sentences of Russia Academy, candidate of law (Ryazan) ^

I

К ВОПРОСУ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО |

ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА §

аг а

TO THE QUESTION OF THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT §

OF RUSSIAN PARLIAMENTARISM IN THE XV - EARLY XX CENTURIE |

sj ¥ a -с a

I

о

проекту конституции, разработанной М. М. Сперанским. Рассмотрен проект образо- g

а

Аннотация. В статье раскрываются исторические особенности формирования института парламентаризма в Российском государстве. Рассмотрена деятельность Правительствующего Сената, «Уложенных комиссий». Отдельное внимание уделено

вания представительного совещательного органа, составленный М. Т. Лорис-

Меликовым. В XIX в. парламент окончательно формируется как государственный ин- ^

ститут, превращается в мировое социально-политическое явление, охватывая своим к

влиянием многие страны мира. Избирательные законы создают основу для регулярных |

выборов членов парламентов. Парламент становится единственным источником за- и

конодательства, только ему принадлежит право принятия законов. ^

Ключевые слова: парламент, Российская Империя, конституция, государственная дума, выборы.

Annotation. The article describes the historical features offormation of the institute of parliamentarism in the Russian state. We consider the activities of the Governing Senate, «Legislative Commission». Special attention is paid to the draft constitution developed M. M. Speranskym. Studied the project of creation of a representative body, prepared by the Minister of the Interior, M. T. Loris-Melikov. In the XIX century Parliament finally formed as a state institution, is transformed into the world of social and political phenomenon, encompassing their influence over the world. Election laws provide the basis for the regular election of members of parliament. The parliament is the only source of legislation, but it belongs to the right to make laws.

Keywords: parliament, the Russian Empire, the constitution, the State Duma, elections.

Демократизация общества невозможна без развития и совершенствования представительных форм осуществления власти различными социальными слоями общества. Поэтому вокруг роли и места парламента в механизме российского государства ведутся различные научные дискуссии.

Институты представительной <ч власти в России уходят своими корнями ^ в глубь веков отечественной истории, поэтому было бы ошибочным считать ^ российский парламентаризм искусст-а венным явлением, чуждым природе ^ нашей государственности. Парламента-^ ризм в России возник не на пустом мес-Й те и не был «завезен» из чужих преде-щ лов, поскольку в ходе политических из-§ менений и исторического развития го-| сударства постоянно вызревали и до-| формировывались основы представи-§ тельства по типу парламентского [1]. § Вместе с тем путь отечественного парламентаризма нередко прерывался. Рас-| смотрим исторические предпосылки Ц формирования парламентаризма в Рос-Ц сии более подробно. § В эпоху реформ Петра Великого

| произошли колоссальные изменения во | всех сферах жизни государства и обще-^ ства. Петр сконцентрировал в своих ру-« ках абсолютную власть путем отстране-§ ния духовенства и Боярской думы от ^ участия в делах управления страной. В ^ поддержание неограниченной власти

принимаются два важных документа: «Воинский Устав» и «Духовный Регламент».

Следующим документом, продолжившим преобразования Петра, стал Указ от 22 февраля 1711 г. об образовании Правительствующего Сената. Сенат был постоянно действующим высшим органом государственной власти. Хотя ряд исследователей выражали мнение о том, что Сенат первоначально был образован как чрезвычайное или временное учреждение, и лишь в дальнейшем обрел положение постоянного органа. Данное положение в свою очередь было опровергнуто профессором Императорского Московского университета А. Н. Филипповым [2, с. 17].

Следует отметить, что круг полномочий Сената не был четко определен. В целом в компетенцию Сената входили вопросы осуществления правосудия, финансовые дела, организация торговли и др. Исходя из этого он совмещал в себе функции и судебного и управленческого органа.

Кроме того, Сенат обладал в определенной степени законодательной инициативой - члены Сената могли выносить вопросы, требующие законодательного решения императором. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим государственным органам высшей инстанцией. Сенат как учреж-

дение, заменявшее царя во время его отсутствия, осуществлял наряду с царем законодательную власть.

Попытка поставить страну на конституционный путь развития была предпринята при Александре I. В 1802 г. обсуждалась в «неофициальном комитете», но была отвергнута мысль о представлении Сенату прав «корпуса политического» с тем, чтобы сенаторы или их часть избирались народом (в действительности - дворянством). Тогда же появился замысел создания в Российской империи общегосударственного представительного органа. По поручению Александра I М. М. Сперанским и его соратниками был разработан проект, учитывающий концепцию деятельности наиболее развитых парламентов Европы того периода. Именно в этом проекте впервые появились названия «Государственная Дума» и «Государственный Совет» [3].

1808 год стал годом начала работы М. Сперанским над составлением конституции. В октябре 1809 года М. Сперанский представил первоначальный проект, который впоследствии был переработан. Проект конституции предусматривал, что законодательная власть осуществляется совместно государем и Государственной Думой, причем право инициативы внесения законов и наложения санкций принадлежит исключительно государю. По его мнению, правительство должно иметь «всю возможную силу действовать во благо, и сила сия в одном только злоупотреблении ея должна быть умеряема». Государственной Думе предоставляется право делать представления о государственных нуждах. Судьи избираются подданными. Правительство является верховным органом исполнительной власти. Следует отметить, что разделение власти предполагалось проводить на всех уровнях: от центральных учреждений до местных.

Документ намеревались вводить поэтапно, но не откладывая надолго: к 1

января 1810 г. реформировать Государственный Совет, к 1 мая завершить реорганизацию всех министерств и ведомств, а с 1 мая ввести установленные волостные, окружные и губернские учреждения. К 15 августа намечалось созвать депутатов губернских дум и тогда, по словам Сперанского, «Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется». Реформа, однако, задержалась, Государственный Совет был открыт в назначенное время и в предложенном виде как орган, через который дела трех «государственных сословий» - думы, министерств и судебного сената - должны восходить в державной власти. К сожалению, преобразование министерств не проводилось безотлагательно, в том числе и не полностью, а остальная судейская и конституционная реформа, хотя и была одобрена императором, но пока не была претворена в жизнь (судя по всему, вследствие немилости, в которую впал Михаил Сперанский) [4, а 154-155]. <ч После пожалования в 1815 г. ^ Конституции царству Польскому Александр I поручил составить план-проект конституции Новосильцеву, который а тот и составил с помощью французского © юриста Дешампа (Deschamps) - «Госу- ^ дарственную уставную грамоту Россий- Й ской империи». Проект конституции а царю понравился, но в законодательном порядке он одобрен не был. |

Во время правления Александра § II разработкой совещательного предста- § вительного органа занимался видный | государственный деятель М. Т. Лорис-Меликов. Герой Русско-турецкой вой- » ны, Михаил Тариэлович пользовался Ц заслуженным авторитетом среди совре- 2 менников, учитывая высокую степень § доверия импратор назначил Лорис- ^ Меликова министром внутренних дел | Российской Империи. Лорис-Меликов в ^ рамках проекта предлагал создать ко- « миссию, в состав которой должны были | войти выборные представители от: ^

- значительнейших городов, в столицах - по два, в прочих - по одному;

- назначенных особым порядком членов от тех местностей, в коих положение о Земских учреждениях не действует;

- губерний - по одному или по два члена соотносительно с населением губернии;

- из членов общей комиссии как из среды главных, так и из других лиц, принадлежащих к населению губернии или города [5, с. 72-73].

Александр II одобрил проект, предложенный М. Т. Лорис-Мели-ковым, однако убийство царя не позволило этим планам осуществиться, и, к сожалению, в течение определенного промежутка времени был взять курс на ужесточение законодательства.

В XIX в. парламент окончательно формируется как государственный институт, превращается в мировое со-<ч циально-политическое явление, охватывая своим влиянием многие страны ми-^ ра. Избирательные законы создают основу для регулярных выборов членов | парламентов. Парламент становится

© единственным источником законода-сц

^ тельства, только ему принадлежит пра-

Й во принятия законов.

а 6 августа 1905 г. были подписаны Закон об учреждении Государствен-

| ной думы, Манифест об учреждении

§ Государственной думы и Положение о

§ выборах в Государственную думу [6].

| Государственная дума, созываемая ежегодно, по-прежнему объявлялась зако-

2 носовещательной, ее ведению подлежа-

Ц ли все предметы, требующие издания

2 законов и штатов, государственная рос-

§ пись, сметы министерств, отчеты контроля и т. д., но законосовещательная

| инициатива Думы была сильно ограни-

^ чена. Законопроект мог исходить только

^ от группы депутатов не менее чем в 30

| человек. Принятый законопроект по-

^ ступал в правительство, однако министр

^ мог и не согласиться с предложением

Думы. Тогда в случае, если Дума приняла проект большинством в две трети, то он переходил на рассмотрение Государственного Совета. Если последний принимал законопроект, то он поступал на подпись к Императору и после чего становился законом [6]. Если правительство отказывалось ответить на запрос, то Дума обращалась за поддержкой в Государственный Совет, а тот, в свою очередь, к Государю. Только после положительного решения вопроса Правительство обязано было отчитаться.

Положение о выборах в Думу 6 августа 1905 года было построено на началах сословного и цензового представительства. Избирательное право было доступно очень небольшой сфере граждан. Как верно отметил известный историк того времени М. М. Ковалевский, «по этому закону Государственная Дума не есть представительство населения, а представительство имущества» [7, с. 11]. Распределение числа выборщиков между этими съездами находилось в зависимости от имущественной силы каждой группы.

Законы 6 августа 1905 года означали шаг вперед по пути реформирования политической системы России, но шаг недостаточно решительный и запоздалый. Общество уже переросло идеи законосовещательного представительства и стремилось к законодательному народному представительству на основе демократических выборов.

Государственная Дума первого-четвертого созывов 1906-1917 гг. не смогла значительно изменить природу существовавшего тогда в России государственного устройства власти. Однако появились такие важные политические институты, как выборы, фракции, парламентская трибуна и гласность. Парламентские дискуссии внесли большую лепту в общественно-политическую жизнь страны того времени, в общий ход развития событий, который в конце концов и привел Россию сначала

к Февральской, а затем и Октябрьской Революциям 1917 г.

С наступлением нового века у нас есть возможность и потребность дать более взвешенные и всесторонние оценки развитию парламентаризма в России. Позитивно следует оценить реальное развитие законодательного процесса; увеличение количества законов;

создание фракций; плюрализм мнений; определенный контроль за результативностью реализации принятых законов; повышение взаимодействия между различными ветвями власти; всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями; дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы российского государства и общества.

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1. Каримова Г. Ю. Парламентский контроль: к вопросу формирования понятия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2011. № 1. С. 34-37.

2. Филиппов А. Н. Правительствующий Сенат при Петре Великом и его ближайших приемниках. СПб., 1911.

3. Шабанов Х. М. Парламентаризм России. Историко-правовые особенности // http://www.msnauka.com/25_dn_2008/pravo/28665.doc.htm#_ftn 1.

4. Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991.

5. Егоров С. А., Несмелов П. В., Шевченко Г. В. Становление и развитие парламентаризма в России // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2.

6. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XXY. № 26656, 26661, 26662. ^

7. Ковалевский М. М. Действительная природа Государственной думы. Харьков, 1905. ^

к

© Каримов Р. Р. 2

© Каримова Г. Ю. а

и

© Юнусов М. А.

и «

а

о

^

0

¥ а -с а

1

о

^

о «

и ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а £

а «

§

и «5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.