Научная статья на тему 'К вопросу исследования занятости населения в республике Таджикистан в условиях углубления рыночных реформ'

К вопросу исследования занятости населения в республике Таджикистан в условиях углубления рыночных реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1056
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ / ЗАНЯТОСТЬ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / EXTERNAL LABOR MIGRATION / LABOR MARKET / DEMAND AND SUPPLY IN LABOR MARKET / LACK OF COMPETITIVENESS OF LABOR RESOURCES / SECTORAL STRUCTURE OF EMPLOYMENT / EMPLOYMENT BY FORMS OF OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадзода Раджаббой

Исследуются тенденции роста занятости населения в экономике Таджикистана. Изучено состояние и рассмотрены социально-экономические аспекты занятости населения. Приведены некоторые положения, отмеченные в государственных нормативно-законодательных актах, направленных на повышение занятости населения, например в Национальной стратегии развития на период до 2030 года. Выявлены и проанализированы основные проблемы, складывающиеся на отечественном рынке труда, в плане регулирования занятости населения. Это наличие существенного разрыва между спросом и предложением рабочей силы, рост безработицы среди молодежи и женщин, низкая оплата труда в отраслях народного хозяйства, недозагруженность производственных мощностей, непропорциональность структуры занятости в экономике Таджикистана и другие. Предлагается система мер по регулированию занятости населения на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issues Concerned with the Exploration of Population''s Settlement in Tajikistan Republic under the Conditions of Market Reform Terms

The article examines the trends of population's employment growth in the economy of Tajikistan. The status and socio-economic aspects of employment have been studied and considered in the article. Some provisions noted in the state normative legislative documents aimed at increasing the employment, in particular the National Development Strategy for the period until 2030, are adduced in the article. The main problems which have been emerging in the domestic labor market concerning regulation of employment are identified and analyzed. In particular, here refer: significant gap between supply and demand of labor force, growth of unemployment among youth and women, low wages in the sectors of national economy, non-full utilization of productive capacities, disproportion in employment structure of Tajikistan's economy, and others. The author suggests a system of measures that should regulate employment for the future.

Текст научной работы на тему «К вопросу исследования занятости населения в республике Таджикистан в условиях углубления рыночных реформ»

08 00 00 ИЛМ^ОИ ИКТИСОДЙ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08 00 00 ECONOMY SCIENCES

08 00 05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)

08 00 05 ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY

(REGIONAL ECONOMY)

УДК 333.557 ББК 65.249

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В УСЛОВИЯХ УГЛУБЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

ОИДБА ТАЩЩИМАСЪАЛАИ ШУFЛИ АХ,ОЛНДАР ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН ДАР ШАРОИТИ АМИЦШАВИИ ИСЛОХОТИ ЩТИСОДН

ON THE ISSUES CONCERNED WITH THE EXPLORATION OF POPULATIONS SETTLEMENT IN TAJIKISTAN REPUBLIC UNDER THE CONDITIONS OF MARKET

REFORM TERMS

Ахмадзода Раджаббой,

соискатель кафедры мировой экономики ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Ахмадзода Рацаббой,

унвонцуи кафедраи ицтисоди цауонии ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Akhmadzoda Rajabboy,

claimant for candidate degree of the department of world economy under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: занятость, безработица, внешняя трудовая миграция, рынок труда, неконкурентоспособность трудовых ресурсов, отраслевая структура занятости, занятость по формам собственности

Исследуются тенденции роста занятости населения в экономике Таджикистана. Изучено состояние и рассмотрены социально-экономические аспекты занятости населения. Приведены некоторые положения, отмеченные в государственных нормативно-законодательных актах, направленных на повышение занятости населения, например в Национальной стратегии развития на период до 2030 года. Выявлены и проанализированы основные проблемы, складывающиеся на отечественном рынке труда, в плане регулирования занятости населения. Это наличие существенного разрыва между спросом и предложением рабочей силы, рост безработицы среди молодежи и женщин,

низкая оплата труда в отраслях народного хозяйства, недозагруженность производственных мощностей, непропорциональность структуры занятости в экономике Таджикистана и другие. Предлагается система мер по регулированию занятости населения на перспективу.

Калидвожа^о: шугл, бекорй, муцоцирати мецнатй, рацобатнопазирии захирацои мецнат, сохтори соцавии шугл, шугл аз руи шаклцои моликият

Дар мацола тамоюлцои инкишофи шугли ацолй дар ицтисодиёти Тоцикистон мавриди омузиш царор гирифтааст. Вазъ ва цанбацои ицтимоиву ицтисодии шугли ацолй баррасй гардидаанд. Баъзе муцаррароти цуццатцои давлатии меъёрию цонуние, ки ба баланд бардоштани сатци шугли ацолй равона карда шудаанд, аз цумла Стратегияи миллии рушд барои давраи то соли 2030 оварда шудаанд. Муаммоцои асосие, ки дар бозори мецнати ватанй вобаста ба танзими шугли ацолй сар мезананд бозгу ва тацлил карда шудаанд. Аз цумла мавцудияти номутаносибии назарраси байни талабот ва пешницоди цувваи корй, рушди бекорй байни цавонон ва занцо, музди мецнати паст, дар соцацои хоцагии халц, бекористии ицтидоруои истеусолй, нобаробарй дар сохтори шугли ацолии ицтисодиёти Тоцикистон ва г. Муаллиф низоми тадбируоро вобаста ба танзими шугли ауоли пешниуод намудааст.

Key words: employment, unemployment, external labor migration, labor market, demand and supply in labor market, lack of competitiveness of labor resources, sectoral structure of employment, employment by forms of ownership.

The article examines the trends of population's employment growth in the economy of Tajikistan. The status and socio-economic aspects of employment have been studied and considered in the article. Some provisions noted in the state normative legislative documents aimed at increasing the employment, in particular the National Development Strategy for the period until 2030, are adduced in the article. The main problems which have been emerging in the domestic labor market concerning regulation of employment are identified and analyzed. In particular, here refer: significant gap between supply and demand of labor force, growth of unemployment among youth and women, low wages in the sectors of national economy, non-full utilization of productive capacities, disproportion in employment structure of Tajikistan's economy, and others. The author suggests a system of measures that should regulate employment for the future.

История развития человеческой цивилизации свидетельствует, что занятость населения является одним из главных критериев, определяющих содержание социально-экономического развития любого государства. От уровня и масштаба занятости в каждой отдельной стране зависят темпы экономического роста, состояние бедности и внешней трудовой миграции населения. Действительно, обеспечение свободных трудовых ресурсов рабочими местами относится к числу стратегических целей всех стран мира, поскольку является важным инструментом снижения социальной напряженности в обществе, повышения доходов, уровня и качества жизни населения, грамотности, увеличения продолжительности жизни и, в конечном итоге, повышения общественного и

индивидуального благосостояния.

Как неотъемлемая часть мирового сообщества и цивилизованное, светское, демократическое, социально ориентированное государство, Таджикистан в годы суверенитета поставил перед собой в качестве стратегической цели решение проблемы занятости населения.

С начала реализации рыночных реформ и по сей день в стране принят ряд программ, включающих в себя мероприятия по созданию новых рабочих мест и направленных на регулирование рынка труда. Главной из них является Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 и, далее, - до 2030 года. Все стратегические документы, касающиеся вопросов социально-экономического развития Таджикистана, в целях защиты граждан от безработицы и реализации государственной стратегии развития отечественного рынка труда включают в себя мероприятия по созданию новых рабочих мест, профессиональному развитию трудовых ресурсов, регулированию внешней трудовой миграции, содействию занятости женщин и молодежи, содействие росту частного предпринимательства и обеспечение населению государственных социальных гарантий [1, с. 72-90].

По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, в последние годы в экономике Таджикистана наблюдается созидательный этап развития, на фоне которого увеличивается экономическая активность населения, вследствие чего происходит рост занятости и снижение уровня безработицы. В ходе проведенных социально-экономических преобразований в стране создан развивающийся рынок труда. Так, численность экономически активного населения увеличилась с 2,3 млн человек (2011 г.) до 2,4 млн человек (2016 г.), занятого населения - с 2,2 млн до 2,3 млн человек [2, с. 76-80].

В общем контексте можно отметить, что на рынке труда Таджикистана сложилась стабильная ситуация. В своем Послании к Маджлиси Оли (парламенту страны) Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил, что «в 2017 году были созданы 135 тыс. постоянных, временных и сезонных рабочих мест, но это не может решить трудностей по устранению нехватки рабочих мест в стране. В связи с этим Правительство обязуется принять неотложные меры для создания малых и средних предприятий и в течение 2018 года создать 110 тыс. постоянных рабочих мест, особенно для женщин и молодежи» [3].

Действительно, несмотря на ряд позитивных тенденций в регулировании безработицы, на отечественном рынке труда имеются существенные проблемы, к числу которых можно отнести следующие:

- созданные в республике за последние годы рабочие места, рост предпринимательской активности населения пока не могут удовлетворить спрос трудовых ресурсов на рабочие места, что обуславливает существенный разрыв между спросом и предложением рабочей силы в экономике Таджикистана. В данном контексте обратимся к некоторым фактическим данным. В экономике Таджикистана лица, ищущие работу и состоявшие на учете в службах занятости населения в 2005 и 2016 годах, составили соответственно 72 373 и 77 349 человек, в то время как заявленная предприятиями потребность в работниках составляла 15 748 и 9 224 человек. Отсюда исходит, что спрос трудовых ресурсов на рабочие места удовлетворялся в отмеченные годы всего на 21,7 % и 11,9 %, а их оставшаяся часть продолжала быть безработной [4, с. 90].

В структуре населения республики преобладает молодежь, что, с одной стороны, является положительной тенденцией. Однако проблема заключается в том, что большинство молодых людей не имеют профессиональной подготовки, а квалификационный уровень их значительной части, которая обучалась в высших учебных заведениях, в большинстве случаев не отвечает современным требованиям хозяйственной практики. Это означает, что на текущем этапе развития система высшего образования нуждается в серьезном реформировании, с тем чтобы быть готовой к вызовам рыночной экономики и глобализационных процессов. Сегодня наблюдается рост безработицы среди молодежи и одновременно ощущается нехватка профессиональных кадров в отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Согласно докладу Всемирного Банка, молодёжь Таджикистана имеет слабые показатели в плане трудоустройства. Согласно его данным, 40 % молодежи в Таджикистане не работают и не учатся. Формальные компании обеспечивают официально оплачиваемой работой лишь 13 % от общего числа занятого населения, 39 % занятых являются нанятыми без контракта, а 18 % - не оплачиваемыми работниками в семейном деле [5]. Рост безработицы среди молодежи чреват тем, что по мере углубления он может привести к росту преступности, в частности грабежей, убийств, примыканию к различным группам, обещающим хорошую жизнь. С этой позиции в государственной экономической политике необходимы меры по недопущению роста безработицы среди молодого поколения.

Невостребованность некоторых профессий и специалистов из-за стагнации в промышленном секторе экономики, низкий уровень оплаты труда в отраслях национального хозяйства, а также гипертрофированность административных барьеров при создании и организации бизнеса становятся причинами роста занятости в неформальном (теневом) секторе экономики и внешней миграционной активности населения. Одним из недостатков занятости в неформальном секторе является ее неустойчивость и ненадежность. Другими словами, доход от этого сектора является временным, случайным, и неформальная деятельность в любом случае слишком долго продолжаться не может. В этом секторе наблюдается высокая непредсказуемость и потеря доверия к завтрашнему дню. С этой позиции, в решении проблем занятости немаловажное значение может иметь перевод неофициального сектора в формальный. Такой переход возможен при создании благоприятной бизнес-среды, включающей меры по упразднению административных барьеров, обеспечению «налогового рая», упрощению процедуры регистрации и обеспечению выгодности использования кредитных ресурсов, формированию условий для ведения хозяйственной деятельности.

Неконкурентоспособность отечественных трудовых ресурсов на рынках труда других государств вынуждает их работать в отраслях, которые являются трудоемкими. В этом контексте следует подчеркнуть, что не только на внешнем, но и на внутреннем рынке труда нынешнее ускоренное развитие науки и техники предъявляет высокие требования к специалистам в части освоения и использования новейших технологий, которых так не хватает в экономике Таджикистана. В некоторых сферах экономики часть передовых технологий не используется в полном объёме из-за нехватки специалистов и тем самым не дает ожидаемых результатов. Такая ситуация объясняется тем, что в деятельности хозяйствующих субъектов имеют место недостаточная заинтересованность работодателей в повышении квалификации собственных сотрудников, а также упущения в системе

подготовки и переподготовки кадров.

В стране есть отсталые районы и регионы, где пока сохраняется напряженная ситуация в части превышения количества трудовых ресурсов над спросом на них. Одна из особенностей занятости населения в Таджикистане заключается в том, что в сельских регионах наблюдается высокий естественный прирост населения. Вследствие этого здесь на рынке труда находится большое количество молодежи, а на этом фоне количество рабочих мест не увеличивается, а скорее, наоборот, имеет тенденцию к сокращению, что и создаёт напряженность. В таких регионах в перспективе следует развивать промышленность и привлекать инвестиции по созданию предприятий, способных поглощать безработных.

Рост занятости населения в Таджикистане в условиях углубления рыночных реформ сопровождается неравномерным распределением занятого населения по формам собственности. В этом секторе произошли радикальные изменения. Это является оправданным фактом, поскольку одной из закономерностей рыночной экономики является развитие частной собственности. С этой позиции доля занятых в этом секторе объективно имеет тенденцию к росту.

Таблица 1. Занятость по формам собственности в Республике Таджикистан в 1991-2016 гг.

Форма собственности Ед.изм. 1991 1995 2000 2005 2010 2015 2016

Всего тыс.чел. 1971,13 1852,5 1745,4 2111,7 2233,3 2379,7 2385,2

в % 100 100 100 100 100 100 100

Государственный сектор тыс.чел. 1176,7 875,3 558,5 542,4 432,9 441,5 456,1

% 59,7 47,3 32 25,6 19,4 18,5 19

Частный сектор тыс.чел. 376,0 593,7 751,7 1082 1406,6 1588,6 1577,8

% 19,0 32,0 43,1 51,2 63,0 66,7 66,1

Коллективная собственность тыс.чел. 418,0 352,4 415,2 469,7 371,1 323,8 326,8

% 21,2 19,0 23,7 22,2 16,6 13,6 13,7

Смешанная с иностр. участием тыс.чел. 0,6 4,3 14,1 16,2 16,2 18,5 18,4

% 0,03 0,2 0,8 0,8 0,7 0,8 0,7

Смешанная без иностр. участия тыс. чел - 26,8 5,9 1,4 6,5 7,3 6,1

% - 1,4 0,3 0,0 0,3 0,3 0,2

Источник: Таджикистан в цифрах. Статистический сборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. - С. 38.

По данным таблицы 1 видно, что динамика структурного сдвига по формам собственности осуществляется в пользу частного сектора. В частности, если в 1991 году доля государственного и частного сектора в привлечении трудовых ресурсов составила соответственно 59,7 % и 19%, то в 2016 году занятость в этих секторах, наоборот, составила 19 % и 66 %.

Данная ситуация в развитии рынка труда является вполне объяснимой, поскольку аргументируется закономерностями новых рыночных отношений, где создание новых рабочих мест и производство многообразной продукции постепенно переходит в распоряжение частного сектора. Несмотря на это, частный сектор в странах постсоциа-

листического пространства пока не может выполнять миссию по обеспечению занятости, в том числе и в Таджикистане, поскольку он развивается в форме малых и средних предприятий, что не может оказать серьезного воздействия на процесс создания рабочих мест.

Несмотря на это, роль предпринимательского сектора в привлечении трудовых ресурсов к экономической деятельности является важным стратегическим направлением. В этом контексте в Таджикистане принимаются важные меры, в частности во время ежегодной встречи Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона с предпринимателями решаются многие проблемы, препятствующие развитию бизнеса. Принятие до настоящего времени неоднократных мораториев на проверку субъектов предпринимательского сектора, несомненно, приносит плоды в процессе развития малого и среднего бизнеса и содействует росту занятости в стране.

На рынке труда Таджикистана, наряду с отмеченными фактами, сохраняется также непропорциональность структуры занятости. Все это отражается в отраслевых структурных сдвигах на рынке труда (табл.2).

Таблица 2. Занятое население по видам экономической деятельности (тыс. человек)

Отрасли экономики Фактически

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Занятое население - всего: 2249,3 2291,5 2307,3 2325,4 2379,7 2385,3

Сельское хозяйство 1671,8 1685,0 1682,7 1682,6 1704,0 1694,8

Рыбоводство 0,2 0,2 0,2 0,2 0,4 0,4

Горнодобывающая промышленность 20,2 11,2 12,0 10,6 12,5 11,4

Обрабатывающая промышленность 52,2 64,2 65,7 65,6 60,1 59,5

Электроэнергетика, газо-и водоснабжение 17,7 19,5 19,5 20,1 19,3 17,8

Строительство 74,3 69,6 59,1 61,9 66,5 67,1

Оптовая и розничная торговля 125,0 137,5 135,7 138,4 149,3 147,9

Гостиницы и рестораны 6,0 4,5 7,4 7,9 9,8 9,6

Транспорт, складское хозяйство и связь 42,7 53,6 55,0 55,0 56,8 56,0

Финансовое посредничество 16,1 17,8 20,8 24,3 25,0 23,0

Операции с недвижимым имуществом 13,1 16,1 18,5 20,9 22,3 21,4

Государственное управление и оборона 35,7 35,9 32,9 35,4 36,3 36,5

Образование 188,5 193,0 201,3 203,9 209,3 220,5

Здравоохранение и социальные услуги 84,5 88,6 90,6 94,0 98,3 104,7

Прочие услуги 64,2 56,7 59,9 62,0 66,6 69,9

Источник: Таджикистан в цифрах. Статистический сборник. - Душанбе: Агентство по

статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. - С. 39-41.

Данные за 2011-2016 гг. свидетельствуют, что на фоне сокращения численности занятых в горнодобывающей промышленности с 20,2 тыс. человек в 2011 г. до 11,4 тыс. человек в 2016 г. наблюдается незначительный прирост количества работающих в сельском хозяйстве, в обрабатывающей промышленности, в строительной сфере. В этот период более положительные изменения происходили в сфере услуг: в сфере образования увеличение составило 2 раза, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и коммерческой деятельности, а также в гостиницах и ресторанах - в 1,6 раза, в финансовом посредничестве - в 1,4 раза. Отсюда ясно, что в республике не наблюдается видимых положительных изменений в реальном секторе экономики, но заметны улучшения в секторе услуг. Доля сельского хозяйства в общей занятости составляет 71 %, в то время как в развитых странах она находится в пределах 2-5 % (в США - 2 %, в Австралии и Новой Зеландии - 5 %). Это еще раз доказывает медленное развитие добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности. Нежелательность доминирования в структуре занятости аграрного сектора объясняется тем, что в сельском хозяйстве труд носит сезонный характер, и вследствие этого трудовые ресурсы не являются полностью занятыми. Кроме того, сельскохозяйственный труд не требует особой подготовки, что отражается на качестве рабочей силы.

Решение проблем занятости населения и содействие в трудоустройстве зависят от эффективного построения политики занятости на перспективу. В этом контексте к приоритетным направлениям развития рынка труда Таджикистана относятся следующие:

- расширение круга услуг органов труда и занятости населения посредством реализации современных методов в содействии занятости населения;

- содействие государственных органов трудоустройству безработных и ищущих работу граждан, депортированных трудовых мигрантов посредством организации государственных платных рабочих мест;

- поддержка малого и среднего бизнеса, а также реализация комплексных мер с целью постепенного перехода от неформальной к формальной занятости посредством создания благоприятного бизнес-климата в стране;

- переход от количественных к качественным показателям в процессе профессиональной подготовки кадров и внедрение инновационных методов в систему средне-профессионального и высшего образования;

- обеспечение реализации исполнительными органами государственной власти на местах Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года;

- поддержка инициативы женщин в организации предпринимательства и самозанятости, привлечение женской рабочей силы для развития народных промыслов, привлечение к оплачиваемым общественным работам, а также поддержка женщин посредством назначения и выплаты пособия по безработице;

- предоставление льготных кредитов для организации предпринимательства в целях поддержки безработных граждан из отдаленных и горных районов;

- поддержка и поощрение научных исследований в целях недопущения «утечки умов» и развития наукоемких производств.

Хотя отмеченные факты не являются полным перечнем мер по повышению уровня занятости в национальном хозяйстве Таджикистана, но они могут внести существенный

вклад в снижение безработицы, увеличение доходов и повышение уровни жизни

населения.

Список использованной литературы:

1. Национальная стратегия развития Таджикистана на период до 2030 года. - Душанбе, 2017. - С. 72-90.

2. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. - С. 76-80.

3. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли (г. Душанбе, 22.12.2017). - Душанбе: Шарки озод, 2017. - 51 с.

4. Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статистический сборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С. 98.

5. Статистические ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. - С. 90.

6. Диагностика занятости в Таджикистане: стратегическая программа для создания рабочих мест. http: //www. vsemirnyjbank. org/ru/news/infographic/2017/02/14/tajikistan-jobs-diagnostic-strategic-framework-for-jobs (Дата обращения: 18.04.2018)

7. Ризокулов Т.Р., Буриев Х. Трудовой потенциал экономического роста: особенности и пути регулирования // Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук. - №2/4 (169). - 2015. - С.281- 284.

8. Бабаджанов Р.М. Политика занятости как составная часть Программы социально-экономического развития в условиях перехода к рыночным отношениям / Р.М. Бабаджанов //НИИ труда и соцзащиты населения Минтруда и соцзащиты Республики Таджикистан. -2012.-№4 (15).

Reference Literature:

1. National Strategy for Development of Tajikistan for the Period up to 2030. - Dushanbe. 2017. -pp. 72 - 90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Statistical annual of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. 2017- pp. 76 - 80.

3. The Message of Tajikistan Republic President Emomali Rakhmon to Majkisi Oli (the Supreme Council) from 22.12.2017. - Dushanbe: Freedom of the Orient, 2017. -51 pp.

4. Tajikistan: 25 Years of State Independence: Statistical Collection. - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President, 2016. - p. 98.

5. Statistical Annual of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Agency on Statistical under the Auspices of Tajikistan Republic President, 2017. -p. 90.

6. Diagnostics of Employment in Tajikistan: Statistic Programme for Creation of Job Vacancies. http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/infographic/2017/02/14/tajikistan-jobs-diagnostic-strat egic-framework-for-jobs (date of addressing: 18.04.2018)

7. Rizokulov T.R., Buziyev Kh. Labour Potential of Economy Growth: Peculiarities and Ways of Regulation// Bulletin of the Tajik National Universities. Series of Economy Sciences. 2015, №2/6 (169). -pp. 281 - 284.

8. Babadjanov R.M. Policy of Employment as a Constituent Part of the Programme of Economy Development under the Conditions of Transition to Market Relations// R.M. Babadjanov// Scientific -Research Institute (SRI) of Labour and Social Protection of Tajikistan Republic. -2012, №4 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.